Анк

Анк используемый или ключ жизни — это древнеегипетский иероглифический символ, для обозначения слова «жизнь» и, как следствие, как символ самой жизни .
Анкх имеет Т-образную форму , увенчанную петлей в форме капли . В письменной речи он использовался как трёхбуквенный знак , представляющий собой последовательность трёх согласных, Ꜥ-n-ḫ . Эта последовательность была найдена в нескольких египетских словах, включая термины «зеркало», «цветочный букет» и «жизнь». Символ часто появлялся в египетском искусстве как физический объект, представляющий либо жизнь, либо связанные с ней животворящие вещества, такие как воздух или вода. Обычно изображаемый в руках древнеегипетских божеств , иногда даримый ими фараону , он символизирует их силу поддерживать жизнь и возрождать человеческие души в загробной жизни .
Анх был широко распространенным декоративным мотивом в Древнем Египте, а также использовался в декоративных целях в соседних культурах. Копты адаптировали его к crux ansata , форме с круглой, а не каплевидной петлей, и использовали его как вариант христианского креста . Анк получил широкое распространение в западной культуре в 1960-х годах, выступая в качестве символа африканской культурной самобытности, неоязыческих систем верований и готической субкультуры .
Используйте в письменной форме
[ редактировать ]
| |||||||||
Ꜥnḫ в иероглифах | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В древнеегипетской иероглифической письменности анк представлял собой трехбуквенный знак: тот, который представлял собой последовательность трех согласных звуков. Анк обозначал последовательность Ꜥ-n-ḫ , где n произносится как английская буква n , Ꜥ — звонкий глоточный фрикативный звук , а ḫ — глухой или звонкий велярный фрикативный звук (звуки, не встречающиеся в английском языке). [2] В египетском языке эти согласные встречаются в глаголе, означающем «жить», существительном, означающем «жизнь», и производных от них словах, таких как sꜤnḫ , что означает «заставлять жить» или «питать»; [1] Ꜥnḫ превратился в ⲱⲛϩ ( онх ) на коптском этапе языка. [3] Знак известен на английском языке как «анк», исходя из гипотетического произношения египетского слова, или как «ключ жизни», исходя из его значения. [4]
Одним из распространенных вариантов использования слова Ꜥnḫ было выражение желания, чтобы конкретный человек жил. Например, фраза, означающая что-то вроде «пусть ты будешь здоров и жив», использовалась в вежливом контексте, подобно английской фразе «если вам будет угодно», и фразе Ꜥnḫ wḏꜣ snb , означающей «живой, здоровый и здоровый». использовался как почетное обращение к фараону , когда он упоминался в письменной форме. Египетское слово «клятва» также было Ꜥnḫ , потому что клятвы в Древнем Египте начинались с формы слова «живи». [5]
Одни и те же согласные встречаются в слове «зеркало» и слове «цветочный букет», поэтому знак также использовался при написании этих слов. [6] Три согласных также составляют слово, обозначающее петлеобразный веревочный предмет, который можно найти на иллюстрациях на многих гробах из Среднего царства. [4] (ок. 2050–1650 до н. э.). [7] Египтологи , учитывая Баттискомб Ганн и Алан Гардинер в начале 20-го века полагали, что эти предметы представляют собой ремешки для сандалий , что они появляются парами у подножия гроба, а в сопроводительных текстах говорится, что эти предметы находятся «на земле под его ногами». . [4]
Происхождение
[ редактировать ]
Ранние образцы знака анк относятся к Первой династии. [9] (ок. 30-29 веков до н. э.). [7] Нет единого мнения о том, какой физический объект первоначально представлял этот знак. [10]
Многие ученые полагают, что знак представляет собой узел, образованный из гибкого материала, такого как ткань или тростник. [10] В ранних версиях знака нижняя перекладина анк изображается как два отдельных отрезка гибкого материала, которые, кажется, соответствуют двум концам узла. [6] Эти ранние версии имеют сходство с символом тиет , знаком, олицетворяющим концепцию «защиты». По этим причинам египтологи Генрих Шефер и Генри Фишер считали, что эти два знака имеют общее происхождение. [11] и они считали анк узлом, который использовался скорее как амулет , чем для каких-либо практических целей. [10] [12]
В иероглифическом письме для обозначения звуков использовались изобразительные знаки, так что, например, иероглиф дома мог обозначать звуки пр , которые встречались в египетском слове «дом». Эта практика, известная как принцип ребуса , позволяла египтянам писать слова для обозначения вещей, которые невозможно было изобразить, например абстрактных понятий. [13] Гардинер считал, что анк возник таким образом. Он указал, что изображения ремешков сандалий на гробах Среднего царства напоминают иероглиф, и утверждал, что этот знак первоначально представлял собой подобные узлы и стал использоваться при написании всех других слов, содержащих согласные Ꜥ-n-ḫ . [4] В списке иероглифических знаков Гардинера анк обозначен как S34, что помещает его в категорию предметов одежды, а сразу после S33 - иероглиф, обозначающий сандалии. [14] Гипотеза Гардинера сохраняется; Джеймс П. Аллен во вводной книге по египетскому языку, опубликованной в 2014 году, предполагает, что знак первоначально означал «ремешок для сандалий», и использует его как пример принципа ребуса в иероглифическом письме. [1]
Различные авторы утверждали, что изначально этот знак представлял собой нечто иное, чем узел. Некоторые предположили, что это имело сексуальное значение. [15] Например, Томас Инман , мифолог-любитель девятнадцатого века, считал, что этот знак представляет мужские и женские репродуктивные органы, объединенные в один знак. [16] Виктор Лоре , египтолог девятнадцатого века, утверждал, что «зеркало» было первоначальным значением этого знака. Проблема с этим аргументом, которую признал Лоре, заключается в том, что божества часто изображаются держащими анк за петлю, и их руки проходят сквозь нее там, где должна быть твердая отражающая поверхность зеркала в форме анк. Эндрю Гордон, египтолог, и Кэлвин Швабе, ветеринар, утверждают, что происхождение анк связано с двумя другими знаками неопределенного происхождения, которые часто появляются рядом с ним: скипетр , был олицетворяющий «власть» или «владычество», и столб джед , символизирующий «стабильность». Согласно этой гипотезе, форма каждого знака заимствована из части анатомии быка, как и некоторые другие иероглифические знаки, которые, как известно, основаны на частях тела животных. В египетских верованиях семя было связано с жизнью и, в некоторой степени, с «властью» или «господством», а некоторые тексты указывают на то, что египтяне считали, что семя возникает в костях. Таким образом, Гордон и Швабе предполагают, что знаки основаны на частях анатомии быка, через которые, как считалось, проходит сперма: анк — это грудной позвонок , джед — крестец и поясничные позвонки , а уас — высушенный пенис быка. [17]
Использование в религии и искусстве
[ редактировать ]По верованиям египтян, жизнь — это сила, циркулирующая по всему миру. Отдельные живые существа, включая людей, были проявлениями этой силы и фундаментально связаны с ней. [18] Жизнь возникла при сотворении мира , а циклические события, такие как восход и заход солнца, считались реконструкцией первоначальных событий творения, которые поддерживали и обновляли жизнь в космосе. Таким образом, поддержание жизни было центральной функцией божеств, управлявших этими природными циклами. Поэтому анк часто изображался держащимся в руках богов, что символизировало их животворящую силу. Египтяне также верили, что после смерти их индивидуальная жизнь может возобновиться так же, как и жизнь в целом. По этой причине богов часто изображали в гробницах, подающих знаки анк людям, обычно фараону. [19] Поскольку знак олицетворял силу даровать жизнь, люди, кроме фараона, редко получали или держали анк до конца Среднего царства, хотя после этого эта традиция ослабла. Фараон в какой-то степени олицетворял Египет в целом, поэтому, дав ему знак, боги даровали жизнь всему народу. [20]
В рамках понятия «жизнь» анк мог обозначать воздух или воду. На произведениях искусства боги подносят анк к носу короля, предлагая ему дыхание жизни. Веера были еще одним символом воздуха в египетской иконографии, а слуги-люди, которые обычно несли веера за спиной царя, иногда заменялись в произведениях искусства персонифицированными знаками анк с оружием. В сценах ритуального очищения, когда водой обливали царя или умершего простолюдина, зигзагообразные линии, обычно изображавшие воду, могли заменяться цепочками знаков анк. [21]
Анк, возможно, использовался в декоративных целях чаще, чем любой другой иероглифический знак. По его форме изготавливались зеркала, зеркальные футляры и цветочные букеты, учитывая, что на знаке писалось название каждого из этих предметов. Некоторые другие предметы, такие как сосуды для возлияния и систры , также имели форму знака. Знак очень часто появлялся в украшении архитектурных форм, таких как стены и святилища внутри храмов . [6] В подобных контекстах этот знак часто появлялся вместе со знаками было и джед , которые вместе означали «жизнь, владычество и стабильность». В некоторых декоративных фризах храмов все три знака, или анк и был один, располагались над иероглифом корзины, обозначавшим слово «все»: «вся жизнь и сила» или «вся жизнь, сила и стабильность». . Некоторые божества, такие как Птах и Осирис , могли быть изображены держащими скипетр , включавший в себя элементы анкха и джеда . [22]
Амулеты, выполненные в виде иероглифических знаков, должны были передать владельцу качества, представленные знаком. Египтяне носили амулеты в повседневной жизни, а также клали их в гробницы, чтобы обеспечить благополучие умершего в загробной жизни. Амулеты в форме анка впервые появились в конце Древнего царства (ок. 2700–2200 гг. до н. э.) и продолжали использоваться до конца первого тысячелетия до н. э., однако они были редкостью, несмотря на важность символа. Более распространенными были амулеты в виде составного знака, включавшего в себя анк и джед . [23]
Знаки Анк в двухмерном искусстве обычно окрашивались в синий или черный цвет. [24] Самые ранние амулеты анк часто изготавливались из золота или электрума — сплава золота и серебра. Египетский фаянс , керамика, обычно синего или зеленого цвета, в более поздние времена был наиболее распространенным материалом для амулетов анкх, возможно, потому, что его цвет олицетворял жизнь и возрождение. [25]
- Анк из египетского фаянса.
- Бог Гор предлагает жизнь царю Рамсесу II .
- Зеркальный футляр в форме Анка из гробницы Тутанхамона.
- Фриз из знаков анк, джед и было над иероглифом, обозначающим «все».
- Деталь анка из КВ2
Другие древние культуры
[ редактировать ]
Народы Сирии и Ханаана переняли многие египетские художественные мотивы в эпоху средней бронзы (ок. 1950–1500 до н.э.), включая иероглифы, из которых анх был, безусловно, самым распространенным. Его часто помещали рядом с различными фигурами в произведениях искусства или показывали, что его держат египетские божества, которым поклонялись на древнем Ближнем Востоке . Иногда его использовали для обозначения воды или плодородия. [26] В других частях Ближнего Востока этот знак был включен в анатолийские иероглифы, обозначая слово «жизнь», и этот знак использовался в произведениях искусства минойской цивилизации, сосредоточенной на Крите . Минойские произведения искусства иногда сочетали анк или родственный ему знак тиет с минойской эмблемой двойного топора . [27]
В произведениях искусства Мероитского королевства , расположенного к югу от Египта и находившегося под сильным влиянием его религии, анк заметно выделяется. Он появляется в храмах и погребальном искусстве во многих контекстах, что и в Египте, а также является одним из наиболее распространенных мотивов в украшении меройской керамики. [28]
Использование анкха сохранялось в Израиле вплоть до железного века . В 2015 году была обнаружена глиняная печать (или булла), царю ( Езекии принадлежавшая иудейскому в Иерусалиме ок. 700 г. до н.э.) , на которой по обе стороны от крылатой фигуры солнца были изображены анкхи. [29]
христианство
[ редактировать ]
Анх был одним из немногих древнеегипетских художественных мотивов, которые продолжали использоваться после христианизации Египта в IV и V веках нашей эры. [30] Знак напоминает ставрограмму , знак, напоминающий крест с петлей справа от верхней перекладины и использовавшийся ранними христианами в качестве монограммы Иисуса христианский . [31] а также crux ansata , или «крест с ручкой», который имеет форму анкха с круглой, а не овальной или каплевидной петлей. [32] Было высказано предположение, что на ставрограмму повлиял анк, но самое раннее христианское использование этого знака датируется примерно 200 годом нашей эры, задолго до самого раннего христианского принятия анкха. [33] Самый ранний известный пример crux ansata происходит из копии Евангелия от Иуды III или начала IV века нашей эры. На принятие этого знака могли повлиять ставрограмма, анк или и то, и другое. [32]
По словам Сократа Константинопольского , когда христиане разбирали Серапеум величайший храм Александрии, , в 391 году нашей эры, они заметили крестообразные знаки, начертанные на каменных блоках. Присутствовавшие язычники сказали, что этот знак означает «грядущую жизнь», что указывает на то, что знаком, о котором говорил Сократ, был анк; Христиане утверждали, что этот знак был их собственным, а это указывало на то, что они легко могли рассматривать анк как crux ansata . [34]
Существует мало свидетельств использования crux ansata в западной половине Римской империи . [35] но египетские христиане-копты использовали его во многих средствах массовой информации, особенно в украшении текстиля. [30]
Современное использование
[ редактировать ]Намного позже анк стал популярным символом в современной западной культуре , особенно в качестве рисунка для украшений и татуировок. [16] Его возрождение началось, когда контркультура 1960-х годов вызвала больший интерес к древним религиям. В 21 веке это наиболее широко признанный символ африканского происхождения в западном мире, и иногда он используется людьми африканского происхождения в Соединенных Штатах и Европе как символ африканской культурной самобытности. Анх также символизирует кеметизм — группу религиозных движений, основанных на религии Древнего Египта. [36] Этот знак также популярен в готической субкультуре и особенно ассоциируется с вампирами , поскольку кулон анк занимает видное место в вампирском фильме 1983 года «Голод» . [37]
Знак дважды включен в стандарт Unicode для кодирования текста и символов в вычислениях. он отображается как U+2625 (☥) В блоке «Разные символы» . [38] и как U + 132F9 (𓋹) в блоке египетских иероглифов . [39]
Предварительный просмотр | ☥ | 𓋹 | ||
---|---|---|---|---|
Имя в Юникоде | АНХ | ЕГИПЕТСКИЙ ИЕРОГЛИФ S034 | ||
Кодировки | десятичный | шестигранник | декабрь | шестигранник |
Юникод | 9765 | U + 2625 | 78585 | U + 132F9 |
UTF-8 | 226 152 165 | Е2 98 А5 | 240 147 139 185 | Ф0 93 8Б Б9 |
UTF-16 | 9765 | 2625 | 55308 57081 | D80C DEF9 |
Ссылка на числовые символы | ☥ | ☥ | 𓋹 | 𓋹 |
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Аллен 2014 , с. 30.
- ^ Аллен 2014 , стр. 18–19, 30.
- ^ Гардинер 1915 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер 1915 , стр. 20–21.
- ^ Аллен 2014 , стр. 34, 317–318.
- ^ Перейти обратно: а б с Уилкинсон 1992 , с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон 1992 , с. 13.
- ^ Фишер 1972 , с. 5.
- ^ Фишер 1972 , стр. 12–13.
- ^ Перейти обратно: а б с Гордон и Швабе 2004 , стр. 102–103.
- ^ Фишер 1972 , с. 13.
- ^ Бейнс 1975 , с. 1.
- ^ Аллен 2014 , стр. 3–4.
- ^ Аллен 2014 , с. 496.
- ^ Гордон и Швабе 2004 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Уэбб 2018 , с. 86.
- ^ Гордон и Швабе 2004 , стр. 104, 127–129.
- ^ Финнестад 1989 , стр. 31–32.
- ^ Тобин 1989 , стр. 197–198, 206–208.
- ^ Хилл 2010 , стр. 240, 242.
- ^ Уилкинсон 1992 , стр. 177–179.
- ^ Уилкинсон 1992 , стр. 181, 199.
- ^ Эндрюс 1994 , стр. 6, 86, 107.
- ^ Бейнс 1975 , стр. 18–19.
- ^ Эндрюс 1994 , стр. 86–87.
- ^ Тейсье 1996 , стр. 12, 104–107.
- ^ Маринатос 2010 , стр. 122–123.
- ^ Эльхассан 2004 , стр. 11–12.
- ^ Фридман, Юлия (4 января 2016 г.). «Печать Езекии доказывает, что древний Иерусалим был крупной иудейской столицей» . Гаарец . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дю Бурге 1991 , с. 1.
- ^ Уртадо 2006 , с. 136.
- ^ Перейти обратно: а б Бардилл 2012 , стр. 166–167.
- ^ Уртадо 2006 , с. 140, 143–144.
- ^ Бардилл 2012 , стр. 167–168.
- ^ Бардилл 2012 , с. 168.
- ^ Issitt & Main 2014 , с. 328.
- ^ Ладусер 2011 , с. 7.
- ^ Юникод 2020b .
- ^ Юникод 2020a .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Аллен, Джеймс П. (2014). Среднеегипетский: Введение в язык и культуру иероглифов, третье издание . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-05364-9 .
- Эндрюс, Кэрол (1994). Амулеты Древнего Египта . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70464-0 .
- Бейнс, Джон (1975). «Знак Анк, пояс и ножны для пениса». Исследования древнеегипетской культуры . 3 :1-24. JSTOR 25149982 .
- Бардилл, Джонатан (2012). Константин, Божественный император Золотого века христианства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-76423-0 .
- Дю Бурге, Пьер (1991). «Сохранившееся искусство Древнего Египта» . В Атии, Азиз Сурьял (ред.). Коптская энциклопедия . Том. И. Макмиллан. ISBN 978-0-02-897025-7 .
- Эльхассан, Ахмед Абуэльгасим (2004). Религиозные мотивы в меройской расписной и штампованной керамике . Археопресс. ISBN 978-1-84171-377-9 .
- Финнестад, Рагнхильд Бьерр (1989). «Египетская мысль о жизни как проблема перевода». В Англии, Герти (ред.). Религия древних египтян: когнитивные структуры и популярные выражения . S. Academiae Upsaliensis. стр. 29–38. ISBN 978-91-554-2433-6 .
- Фишер, Генри Г. (1972). «Некоторые символические варианты использования иероглифов с особым упором на архаичный ритуальный сосуд» . Журнал Метрополитен-музея . 5 :5–23. дои : 10.2307/1512625 . JSTOR 1512625 . S2CID 191367344 .
- Гардинер, Алан (1915). «Жизнь и смерть (египетский)». В Гастингсе, Джеймс (ред.). Энциклопедия религии и этики . Том. VIII. стр. 19–25.
- Гордон, Эндрю Х.; Швабе, Кальвин (2004). Быстрый и мертвый: биомедицинская теория в Древнем Египте . Брилл/Стикс. ISBN 978-90-04-12391-5 .
- Хилл, Джейн А. (2010). «Окно между мирами: Анк как доминирующая тема в пяти погребальных памятниках Среднего царства». Ин Хавасс, Захи ; Хаузер Вегнер, Дженнифер (ред.). Миллионы юбилеев: исследования в честь Дэвида П. Сильвермана . Американский университет в Каире Press. стр. 227–247. ISBN 978-977-704-084-6 .
- Уртадо, Ларри В. (2006). Самые ранние христианские артефакты: рукописи и христианское происхождение . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2895-8 .
- Исситт, Мика Л.; Мэйн, Карлин (2014). Скрытая религия: величайшие тайны и символы мировых религиозных верований . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-61069-477-3 .
- Ладусер, Лииса (2011). Энциклопедия Готика . Иллюстрации Гэри Пуллина. ЕСВ Пресс. ISBN 978-1-77041-024-4 .
- Маринатос, Нанно (2010). Минойское царство и солнечная богиня: ближневосточный койне . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-03392-6 .
- Тейсье, Беатрис (1996). Египетская иконография на сиро-палестинских цилиндрических печатях эпохи средней бронзы . Академическое издательство Фрибур / Ванденхук и Рупрехт Геттинген. ISBN 978-3-7278-1039-8 / ISBN 978-3-525-53892-0
- Тобин, Винсент Арье (1989). Богословские основы египетской религии . П. Ланг. ISBN 978-0-8204-1082-1 .
- «Таблицы кодов символов Unicode 13.0: египетские иероглифы» (PDF) . Консорциум Юникод. 2020а . Проверено 28 марта 2020 г.
- «Таблицы кодов символов Unicode 13.0: разные символы» (PDF) . Консорциум Юникод. 2020б . Проверено 28 марта 2020 г.
- Уэбб, Стивен (2018). Столкновение символов: путешествие по богатству глифов . Спрингер. ISBN 978-3-319-71350-2 .
- Уилкинсон, Ричард Х. (1992). Чтение египетского искусства: иероглифический путеводитель по древнеегипетской живописи и скульптуре . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05064-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фишер, Генри Г. (1973). «Пара из одиннадцатой династии, несущая знак жизни». Журнал египетского языка и древности . 99 (2): 16–28. дои : 10.1524/zaes.1973.99.2.16 . S2CID 195039128 . (требуется подписка)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Анком , на Викискладе?