Jump to content

Анк

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Анкх имеет Т-образную форму , увенчанную петлей в форме капли .

Анк используемый или ключ жизни — это древнеегипетский иероглифический символ, для обозначения слова «жизнь» и, как следствие, как символ самой жизни .

Анкх имеет Т-образную форму , увенчанную петлей в форме капли . В письменной речи он использовался как трёхбуквенный знак , представляющий собой последовательность трёх согласных, Ꜥ-n-ḫ . Эта последовательность была найдена в нескольких египетских словах, включая термины «зеркало», «цветочный букет» и «жизнь». Символ часто появлялся в египетском искусстве как физический объект, представляющий либо жизнь, либо связанные с ней животворящие вещества, такие как воздух или вода. Обычно изображаемый в руках древнеегипетских божеств , иногда даримый ими фараону , он символизирует их силу поддерживать жизнь и возрождать человеческие души в загробной жизни .

Анх был широко распространенным декоративным мотивом в Древнем Египте, а также использовался в декоративных целях в соседних культурах. Копты адаптировали его к crux ansata , форме с круглой, а не каплевидной петлей, и использовали его как вариант христианского креста . Анк получил широкое распространение в западной культуре в 1960-х годах, выступая в качестве символа африканской культурной самобытности, неоязыческих систем верований и готической субкультуры .

Используйте в письменной форме

[ редактировать ]
С34н
Да1
 
или
 
С34
[1]
Ꜥnḫ
в иероглифах

В древнеегипетской иероглифической письменности анк представлял собой трехбуквенный знак: тот, который представлял собой последовательность трех согласных звуков. Анк обозначал последовательность Ꜥ-n-ḫ , где n произносится как английская буква n , звонкий глоточный фрикативный звук , а глухой или звонкий велярный фрикативный звук (звуки, не встречающиеся в английском языке). [2] В египетском языке эти согласные встречаются в глаголе, означающем «жить», существительном, означающем «жизнь», и производных от них словах, таких как sꜤnḫ , что означает «заставлять жить» или «питать»; [1] Ꜥnḫ превратился в ⲱⲛϩ ( онх ) на коптском этапе языка. [3] Знак известен на английском языке как «анк», исходя из гипотетического произношения египетского слова, или как «ключ жизни», исходя из его значения. [4]

Одним из распространенных вариантов использования слова Ꜥnḫ было выражение желания, чтобы конкретный человек жил. Например, фраза, означающая что-то вроде «пусть ты будешь здоров и жив», использовалась в вежливом контексте, подобно английской фразе «если вам будет угодно», и фразе Ꜥnḫ wḏꜣ snb , означающей «живой, здоровый и здоровый». использовался как почетное обращение к фараону , когда он упоминался в письменной форме. Египетское слово «клятва» также было Ꜥnḫ , потому что клятвы в Древнем Египте начинались с формы слова «живи». [5]

Одни и те же согласные встречаются в слове «зеркало» и слове «цветочный букет», поэтому знак также использовался при написании этих слов. [6] Три согласных также составляют слово, обозначающее петлеобразный веревочный предмет, который можно найти на иллюстрациях на многих гробах из Среднего царства. [4] (ок. 2050–1650 до н. э.). [7] Египтологи , учитывая Баттискомб Ганн и Алан Гардинер в начале 20-го века полагали, что эти предметы представляют собой ремешки для сандалий , что они появляются парами у подножия гроба, а в сопроводительных текстах говорится, что эти предметы находятся «на земле под его ногами». . [4]

Происхождение

[ редактировать ]
Каменное блюдо Первой династии в форме анкха, обнимаемого парой рук, символизирующих ка. [ сломанный якорь ] [8]

Ранние образцы знака анк относятся к Первой династии. [9] (ок. 30-29 веков до н. э.). [7] Нет единого мнения о том, какой физический объект первоначально представлял этот знак. [10]

Многие ученые полагают, что знак представляет собой узел, образованный из гибкого материала, такого как ткань или тростник. [10] В ранних версиях знака нижняя перекладина анк изображается как два отдельных отрезка гибкого материала, которые, кажется, соответствуют двум концам узла. [6] Эти ранние версии имеют сходство с символом тиет , знаком, олицетворяющим концепцию «защиты». По этим причинам египтологи Генрих Шефер и Генри Фишер считали, что эти два знака имеют общее происхождение. [11] и они считали анк узлом, который использовался скорее как амулет , чем для каких-либо практических целей. [10] [12]

В иероглифическом письме для обозначения звуков использовались изобразительные знаки, так что, например, иероглиф дома мог обозначать звуки пр , которые встречались в египетском слове «дом». Эта практика, известная как принцип ребуса , позволяла египтянам писать слова для обозначения вещей, которые невозможно было изобразить, например абстрактных понятий. [13] Гардинер считал, что анк возник таким образом. Он указал, что изображения ремешков сандалий на гробах Среднего царства напоминают иероглиф, и утверждал, что этот знак первоначально представлял собой подобные узлы и стал использоваться при написании всех других слов, содержащих согласные Ꜥ-n-ḫ . [4] В списке иероглифических знаков Гардинера анк обозначен как S34, что помещает его в категорию предметов одежды, а сразу после S33 - иероглиф, обозначающий сандалии. [14] Гипотеза Гардинера сохраняется; Джеймс П. Аллен во вводной книге по египетскому языку, опубликованной в 2014 году, предполагает, что знак первоначально означал «ремешок для сандалий», и использует его как пример принципа ребуса в иероглифическом письме. [1]

Различные авторы утверждали, что изначально этот знак представлял собой нечто иное, чем узел. Некоторые предположили, что это имело сексуальное значение. [15] Например, Томас Инман , мифолог-любитель девятнадцатого века, считал, что этот знак представляет мужские и женские репродуктивные органы, объединенные в один знак. [16] Виктор Лоре , египтолог девятнадцатого века, утверждал, что «зеркало» было первоначальным значением этого знака. Проблема с этим аргументом, которую признал Лоре, заключается в том, что божества часто изображаются держащими анк за петлю, и их руки проходят сквозь нее там, где должна быть твердая отражающая поверхность зеркала в форме анк. Эндрю Гордон, египтолог, и Кэлвин Швабе, ветеринар, утверждают, что происхождение анк связано с двумя другими знаками неопределенного происхождения, которые часто появляются рядом с ним: скипетр , был олицетворяющий «власть» или «владычество», и столб джед , символизирующий «стабильность». Согласно этой гипотезе, форма каждого знака заимствована из части анатомии быка, как и некоторые другие иероглифические знаки, которые, как известно, основаны на частях тела животных. В египетских верованиях семя было связано с жизнью и, в некоторой степени, с «властью» или «господством», а некоторые тексты указывают на то, что египтяне считали, что семя возникает в костях. Таким образом, Гордон и Швабе предполагают, что знаки основаны на частях анатомии быка, через которые, как считалось, проходит сперма: анк — это грудной позвонок , джед крестец и поясничные позвонки , а уас — высушенный пенис быка. [17]

Использование в религии и искусстве

[ редактировать ]

По верованиям египтян, жизнь — это сила, циркулирующая по всему миру. Отдельные живые существа, включая людей, были проявлениями этой силы и фундаментально связаны с ней. [18] Жизнь возникла при сотворении мира , а циклические события, такие как восход и заход солнца, считались реконструкцией первоначальных событий творения, которые поддерживали и обновляли жизнь в космосе. Таким образом, поддержание жизни было центральной функцией божеств, управлявших этими природными циклами. Поэтому анк часто изображался держащимся в руках богов, что символизировало их животворящую силу. Египтяне также верили, что после смерти их индивидуальная жизнь может возобновиться так же, как и жизнь в целом. По этой причине богов часто изображали в гробницах, подающих знаки анк людям, обычно фараону. [19] Поскольку знак олицетворял силу даровать жизнь, люди, кроме фараона, редко получали или держали анк до конца Среднего царства, хотя после этого эта традиция ослабла. Фараон в какой-то степени олицетворял Египет в целом, поэтому, дав ему знак, боги даровали жизнь всему народу. [20]

В рамках понятия «жизнь» анк мог обозначать воздух или воду. На произведениях искусства боги подносят анк к носу короля, предлагая ему дыхание жизни. Веера были еще одним символом воздуха в египетской иконографии, а слуги-люди, которые обычно несли веера за спиной царя, иногда заменялись в произведениях искусства персонифицированными знаками анк с оружием. В сценах ритуального очищения, когда водой обливали царя или умершего простолюдина, зигзагообразные линии, обычно изображавшие воду, могли заменяться цепочками знаков анк. [21]

Анк, возможно, использовался в декоративных целях чаще, чем любой другой иероглифический знак. По его форме изготавливались зеркала, зеркальные футляры и цветочные букеты, учитывая, что на знаке писалось название каждого из этих предметов. Некоторые другие предметы, такие как сосуды для возлияния и систры , также имели форму знака. Знак очень часто появлялся в украшении архитектурных форм, таких как стены и святилища внутри храмов . [6] В подобных контекстах этот знак часто появлялся вместе со знаками было и джед , которые вместе означали «жизнь, владычество и стабильность». В некоторых декоративных фризах храмов все три знака, или анк и был один, располагались над иероглифом корзины, обозначавшим слово «все»: «вся жизнь и сила» или «вся жизнь, сила и стабильность». . Некоторые божества, такие как Птах и ​​Осирис , могли быть изображены держащими скипетр , включавший в себя элементы анкха и джеда . [22]

Амулеты, выполненные в виде иероглифических знаков, должны были передать владельцу качества, представленные знаком. Египтяне носили амулеты в повседневной жизни, а также клали их в гробницы, чтобы обеспечить благополучие умершего в загробной жизни. Амулеты в форме анка впервые появились в конце Древнего царства (ок. 2700–2200 гг. до н. э.) и продолжали использоваться до конца первого тысячелетия до н. э., однако они были редкостью, несмотря на важность символа. Более распространенными были амулеты в виде составного знака, включавшего в себя анк и джед . [23]

Знаки Анк в двухмерном искусстве обычно окрашивались в синий или черный цвет. [24] Самые ранние амулеты анк часто изготавливались из золота или электрума — сплава золота и серебра. Египетский фаянс , керамика, обычно синего или зеленого цвета, в более поздние времена был наиболее распространенным материалом для амулетов анкх, возможно, потому, что его цвет олицетворял жизнь и возрождение. [25]

Другие древние культуры

[ редактировать ]
Отпечаток печати царя Езекии с анками

Народы Сирии и Ханаана переняли многие египетские художественные мотивы в эпоху средней бронзы (ок. 1950–1500 до н.э.), включая иероглифы, из которых анх был, безусловно, самым распространенным. Его часто помещали рядом с различными фигурами в произведениях искусства или показывали, что его держат египетские божества, которым поклонялись на древнем Ближнем Востоке . Иногда его использовали для обозначения воды или плодородия. [26] В других частях Ближнего Востока этот знак был включен в анатолийские иероглифы, обозначая слово «жизнь», и этот знак использовался в произведениях искусства минойской цивилизации, сосредоточенной на Крите . Минойские произведения искусства иногда сочетали анк или родственный ему знак тиет с минойской эмблемой двойного топора . [27]

В произведениях искусства Мероитского королевства , расположенного к югу от Египта и находившегося под сильным влиянием его религии, анк заметно выделяется. Он появляется в храмах и погребальном искусстве во многих контекстах, что и в Египте, а также является одним из наиболее распространенных мотивов в украшении меройской керамики. [28]

Использование анкха сохранялось в Израиле вплоть до железного века . В 2015 году была обнаружена глиняная печать (или булла), царю ( Езекии принадлежавшая иудейскому в Иерусалиме ок. 700 г. до н.э.) , на которой по обе стороны от крылатой фигуры солнца были изображены анкхи. [29]

христианство

[ редактировать ]
Crux ansata в Codex Glazier , коптской рукописи Нового Завета , IV-V века нашей эры.
Знаки Crux ansata на куске ткани, IV-V века нашей эры.

Анх был одним из немногих древнеегипетских художественных мотивов, которые продолжали использоваться после христианизации Египта в IV и V веках нашей эры. [30] Знак напоминает ставрограмму , знак, напоминающий крест с петлей справа от верхней перекладины и использовавшийся ранними христианами в качестве монограммы Иисуса христианский . [31] а также crux ansata , или «крест с ручкой», который имеет форму анкха с круглой, а не овальной или каплевидной петлей. [32] Было высказано предположение, что на ставрограмму повлиял анк, но самое раннее христианское использование этого знака датируется примерно 200 годом нашей эры, задолго до самого раннего христианского принятия анкха. [33] Самый ранний известный пример crux ansata происходит из копии Евангелия от Иуды III или начала IV века нашей эры. На принятие этого знака могли повлиять ставрограмма, анк или и то, и другое. [32]

По словам Сократа Константинопольского , когда христиане разбирали Серапеум величайший храм Александрии, , в 391 году нашей эры, они заметили крестообразные знаки, начертанные на каменных блоках. Присутствовавшие язычники сказали, что этот знак означает «грядущую жизнь», что указывает на то, что знаком, о котором говорил Сократ, был анк; Христиане утверждали, что этот знак был их собственным, а это указывало на то, что они легко могли рассматривать анк как crux ansata . [34]

Существует мало свидетельств использования crux ansata в западной половине Римской империи . [35] но египетские христиане-копты использовали его во многих средствах массовой информации, особенно в украшении текстиля. [30]

Современное использование

[ редактировать ]

Намного позже анк стал популярным символом в современной западной культуре , особенно в качестве рисунка для украшений и татуировок. [16] Его возрождение началось, когда контркультура 1960-х годов вызвала больший интерес к древним религиям. В 21 веке это наиболее широко признанный символ африканского происхождения в западном мире, и иногда он используется людьми африканского происхождения в Соединенных Штатах и ​​Европе как символ африканской культурной самобытности. Анх также символизирует кеметизм — группу религиозных движений, основанных на религии Древнего Египта. [36] Этот знак также популярен в готической субкультуре и особенно ассоциируется с вампирами , поскольку кулон анк занимает видное место в вампирском фильме 1983 года «Голод» . [37]

Знак дважды включен в стандарт Unicode для кодирования текста и символов в вычислениях. он отображается как U+2625 (☥) В блоке «Разные символы» . [38] и как U + 132F9 (𓋹) в блоке египетских иероглифов . [39]

Информация о персонаже
Предварительный просмотр 𓋹
Имя в Юникоде АНХ ЕГИПЕТСКИЙ ИЕРОГЛИФ S034
Кодировки десятичный шестигранник декабрь шестигранник
Юникод 9765 U + 2625 78585 U + 132F9
UTF-8 226 152 165 Е2 98 А5 240 147 139 185 Ф0 93 8Б Б9
UTF-16 9765 2625 55308 57081 D80C DEF9
Ссылка на числовые символы ☥ ☥ 𓋹 𓋹
  1. ^ Перейти обратно: а б с Аллен 2014 , с. 30.
  2. ^ Аллен 2014 , стр. 18–19, 30.
  3. ^ Гардинер 1915 , с. 20.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер 1915 , стр. 20–21.
  5. ^ Аллен 2014 , стр. 34, 317–318.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Уилкинсон 1992 , с. 177.
  7. ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон 1992 , с. 13.
  8. ^ Фишер 1972 , с. 5.
  9. ^ Фишер 1972 , стр. 12–13.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Гордон и Швабе 2004 , стр. 102–103.
  11. ^ Фишер 1972 , с. 13.
  12. ^ Бейнс 1975 , с. 1.
  13. ^ Аллен 2014 , стр. 3–4.
  14. ^ Аллен 2014 , с. 496.
  15. ^ Гордон и Швабе 2004 , с. 104.
  16. ^ Перейти обратно: а б Уэбб 2018 , с. 86.
  17. ^ Гордон и Швабе 2004 , стр. 104, 127–129.
  18. ^ Финнестад 1989 , стр. 31–32.
  19. ^ Тобин 1989 , стр. 197–198, 206–208.
  20. ^ Хилл 2010 , стр. 240, 242.
  21. ^ Уилкинсон 1992 , стр. 177–179.
  22. ^ Уилкинсон 1992 , стр. 181, 199.
  23. ^ Эндрюс 1994 , стр. 6, 86, 107.
  24. ^ Бейнс 1975 , стр. 18–19.
  25. ^ Эндрюс 1994 , стр. 86–87.
  26. ^ Тейсье 1996 , стр. 12, 104–107.
  27. ^ Маринатос 2010 , стр. 122–123.
  28. ^ Эльхассан 2004 , стр. 11–12.
  29. ^ Фридман, Юлия (4 января 2016 г.). «Печать Езекии доказывает, что древний Иерусалим был крупной иудейской столицей» . Гаарец . Проверено 22 сентября 2023 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б Дю Бурге 1991 , с. 1.
  31. ^ Уртадо 2006 , с. 136.
  32. ^ Перейти обратно: а б Бардилл 2012 , стр. 166–167.
  33. ^ Уртадо 2006 , с. 140, 143–144.
  34. ^ Бардилл 2012 , стр. 167–168.
  35. ^ Бардилл 2012 , с. 168.
  36. ^ Issitt & Main 2014 , с. 328.
  37. ^ Ладусер 2011 , с. 7.
  38. ^ Юникод 2020b .
  39. ^ Юникод 2020a .

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фишер, Генри Г. (1973). «Пара из одиннадцатой династии, несущая знак жизни». Журнал египетского языка и древности . 99 (2): 16–28. дои : 10.1524/zaes.1973.99.2.16 . S2CID   195039128 . (требуется подписка)
[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с Анком , на Викискладе?
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8c50c368bb17ffb10aa901225fd5fbc__1722180720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/bc/e8c50c368bb17ffb10aa901225fd5fbc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ankh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)