Интернет-право
Интернет-право | |
---|---|
![]() Вепвавет, открыватель путей. Вепвавет часто изображается в виде белого или седого волка или шакала, не путать с Анубисом . | |
Главный культовый центр | Ликополис , Абидос |
Животные | Волки |
Символ | Волк, Шакал, булава , лук и стрелы. |
Генеалогия | |
Родители | Сет и Нефтида |
Братья и сестры | Анубис |
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
В египетской мифологии Вепвавет ( иероглиф wp -w3w.t ; также переводится как Упуаут , Веп-вавет , Вепавет , Апуат и Офоис ) изначально был божеством погребальных обрядов, войны и королевской ассоциации, чьим культовым центром был Асьют в Верхнем Египте. (Ликополь в греко-римский период ). Его имя означает «открывающий пути» , и его часто изображают в виде волка, стоящего на носу солнечной лодки. Некоторые интерпретируют, что Вепвавета считали разведчиком , выходившим расчищать пути продвижения армии. [1] В одной надписи с Синая говорится, что Вепвавет «открывает путь» к царя Сехемхета . победе [2]
Первоначально Упуавет считался волчьим божеством, а его культовый центр находился в Ликополисе (что по-гречески означает город волков ). Он один из самых ранних египетских богов. Вепвавет часто ассоциировался с королевской семьей и фараоном (« Мое лицо такое же, как у Апвавета» , «Тексты пирамид»), символизируя и защищая их приход к власти, сопровождая их на охоте (в этом качестве он был назван [человеком с] острыми стрелами, более мощным чем одни только боги ) или в восхождении фараона к Дуату, или в загробную жизнь. [3]

Со временем связь с войной и, следовательно, со смертью привела к тому, что Вепвавет также стал рассматриваться как тот, кто открыл пути в Дуат и через него для духов мертвых. Благодаря этому, а также сходству шакала с волком, Вепвавет стал ассоциироваться с Анубисом , божеством, которому поклонялись в Асьюте, и в конечном итоге его стали считать его братом. Его считали одновременно имеющим голову волка, а иногда и шакала, как Анубис. Говорили, что он также был Сета сыном . Следовательно, Вепвавета часто путают с Анубисом. [2] Это божество появляется в храме Сети I в Абидосе. [2]
В более позднем египетском искусстве Вепвавет изображался в виде волка или шакала, либо человека с головой волка или шакала. Даже когда Вепвавет считался шакалом, его обычно изображали с серым или белым мехом, что отражало его волчье происхождение. В редких случаях он появлялся в полностью человеческом обличии. однако существуют некоторые академические дебаты относительно того, является ли серая пигментация подлинной, при этом некоторые ученые оспаривают это и заявляют, что его чаще всего изображали с черным мехом, как у Анубиса. Несоответствие цвета чаще всего объясняется деградацией пигмента или разновидностью пигмента, выбранной художником (для Вепвавета, Анубиса и других богов-шакалов, таких как Дуамутеф). [4] ).
Иногда его изображали одетым как солдат, а также с другим военным снаряжением — булавой и луком .
Для того, что обычно считается восхвалением фараонов, был кратко распространен более поздний миф , утверждающий, что Вепвавет родился в святилище Ваджет , священном месте старейшей богини Нижнего Египта, которое расположено в самом сердце Нижнего Египта . Следовательно, Вепвавет, который до сих пор был знаменем только Верхнего Египта, стал неотъемлемой частью царских ритуалов, символизируя объединение Египта.
В более поздних «Текстах пирамид » Вепвавет назван « Ра », который поднялся из-за горизонта, возможно, как «открыватель» неба. [2] В более позднем египетском погребальном контексте Вепвавет помогает в церемонии открытия уст и ведет умершего в преисподнюю . [2]
В популярной культуре
[ редактировать ]В Crusader Kings III Бог Вепвавет — верховное божество кордофанской веры. [5]
Вепвавет — личный бог или тотем Ту, главного героя «Леди тростников» книг канадской писательницы Полины Гедж («Дом грез», 1994 г.; и «Дом иллюзий», 1996 г.).
Животное происхождение
[ редактировать ]
Хотя мы не знаем наверняка, какой именно вид животных представлен древнеегипетским животным sꜢb /sAb ( шакал/волк ), африканский волк ( Canis lupaster ) был одним из видов, который, как считалось, изображал и являлся образцом многочисленных древнеегипетских божеств, в том числе Вепвавет. [6] Другие предполагаемые виды включают шакала с черной спиной, также называемого шакалом с серебряной спиной ( C. mesomelas или Lupulella mesomelas ), и золотого шакала или азиатского шакала ( Canis aureus ).
Египетский шакал был внесен в список подвидов золотого шакала, но молекулярные и остеологические данные установили, что это уникальный вид сам по себе. Он произрастает в Египте, Ливии и Эфиопии , хотя его после плейстоцена ареал когда-то охватывал палестинский регион .
Скрещивание между видами также нельзя исключать, и было высказано предположение, что вид, обладающий характеристиками как африканского шакала, так и вида волка, может быть недостающим звеном, например, комбинация C. aureas и C. lupus lupaster, проявляющаяся как Canis aureus lupaster . [7]
Галерея
[ редактировать ]- Вепвавет передает скипетры Сети I , барельеф из храма Сети I.
- Расписной рельеф Сети I с Вепваветом
- Фигура с изображением Вепвавета, 664–332 гг. До н.э., Бруклинский музей.
- Эскиз стелы, изображающей фараона Вепваветемсафа, стоящего перед Вепваветом, ок. 17 век до нашей эры.
- Рамсес III перед Вепваветом на рельефе из Мединет-Хабу , ок.
- Статуя Вепвавета с богиней Исидой - Хатор , принадлежавшая чиновнику по имени Сизе , работавшему при Рамсесе II.
- Фигура Вепвавета, Британский музей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пэт Ремлер, Египетская мифология от А до Я: спутник юных читателей , Facts on File Inc., 2000. с. 170 Примечание: В ссылке Ремлера говорится только, что имя Вепвавет означает «Открывающий пути».
- ^ Jump up to: а б с д и Ремлер, стр.170
- ^ Дюкен, Теренс (1991). Шакал у Шаманских ворот . Публикации Даренго. п. 12. ISBN 1-871266-14-9 .
Ты поднимешься к небу как Гор, На небесных санях Открывателя Путей» [Тексты пирамид §§796-799 (Сете)]
- ^ Уилфонг, Терри Г. «Собаки смерти: боги-шакалы Древнего Египта» .
- ^ «Религия — CK3 Wiki» .
- ^ Ремлер, П. (2010). Египетская мифология от А до Я. Издательство информационной базы. п. 99. ИСБН 978-1438131801 .
- ^ Поулс Вегнер, Мэри-Энн. «Вепвавет в контексте: новый взгляд на божество шакала и его роль в пространственной организации ландшафта Северного Абидоса» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Wepwawet, на Викискладе?