Нехебкау
Нехебкау | |
---|---|
![]() Иллюстрация Нехебкау на основе изображений папирусов. | |
Другие имена | Небу-Сау |
Почитается в | Среднее Царство и Новое Царство |
Обитель | Гелиополис |
Пол | Мужской |
Родители | Серкет или Геб и Рененутет |
Супруга | Нехметави |
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Нехебкау [ произношение? ] (также пишется Нехебу-Кау) был изначальным богом-змеей в древнеегипетской мифологии . Хотя первоначально он считался злым духом, позже он действует как погребальный бог, связанный с загробной жизнью . Считалось , что как один из сорока двух заседателей Маата , Нехебкау судил умерших после смерти и наделял их души ка – частью души, которая отличала живых от мертвых.
Нехебкау в конечном итоге считался могущественным, доброжелательным и защищающим божеством. В поздней мифологии он описывается как спутник бога Солнца Ра и помощник умершего короля. Поскольку он так тесно связан с богом Солнца, его имя использовалось в магических заклинаниях для защиты. Его фестиваль широко отмечался во всем Среднем и Новом царстве .
Имя
[ редактировать ]Имя Нехебкау - также пишется Нехеб-Кау. [1] и Nhb-K3w [2] – было по-разному переведено египтологами. Эти переводы включают: «то, что дает Ка»; [2] «тот, кто укрощает духов»; [1] «переворачиватель двойников»; [3] «собиратель душ»; [2] «поставщик товаров и продуктов питания» [2] и «даритель почестей». [4]
Мифология
[ редактировать ]Нехебкау – «первородная змея» [5] из египетской мифологии и считался одновременно древним и вечным богом. [2] Хотя иногда его представляют как сына Серкета , Рененутета или Геба , иногда полагают, что он просто «вышел из земли». [2] Считалось, что он жил в Великом Храме Гелиополиса , который также был центром поклонения Ра и Атуму . [2]
Нехебкау — весьма могущественное божество, современному египтологу и писателю Ричарду Уилкинсону . демоническое происхождение которого и змееподобные качества приписывают [1] После того, как в мифе Нехебкау проглотил семь кобр, ему не может быть нанесен вред ни магией, ни огнем, ни водой. [1] В раннем мифе он демонстрирует способность дышать огнем. [6] Нехебкау впервые появляется в « Текстах пирамид» , [1] и его описывают как злого, длинного и извилистого змея, пожирающего человеческие души в загробной жизни. [3] В этом контексте он считается врагом бога Солнца. [4] Говорят, что Ре построил свои солнечные лодки , которые можно было толкать ветром, чтобы избежать многочисленных витков Нехебкау. [2]
Позже Нехебкау был удостоен чести [3] среди других опасных богов в качестве одного из 42 судей Суда Маат , [4] суждение о невиновности умерших душ. [1] Кроме того, профессор-востоковед Вильгельм Макс Мюллер описывает, что Нехебкау лично охранял врата подземного мира . [3]
Как змеиный бог, Нехебкау также считался опасным, яростным и грозным демоном. [6]
Однако в «Текстах гроба» древний бог Атум прикасается ногтем к нерву в позвоночнике Нехебкау, успокаивая его хаотичную и устрашающую натуру. [2]
На протяжении всего «Текста гроба» и после него Нехебкау считается доброжелательным и полезным божеством, с которым могут подружиться боги и люди и который может быть привлечен на службу. [4] После этой трансформации он появляется как слуга и партнер бога Солнца Ра. [2] и, как говорят, он обеспечивает еду и помощь умершему королю в загробной жизни. [7] На этом посту он становился все более могущественным и важным, в конечном итоге взяв на себя роль Ре как Короля Неба. [2]
Именно в такой мирной форме он чаще всего появляется в египетских мифологиях. [4] и его часто называли богом-защитником в религиозных ритуалах, амулетах и заклинаниях. [4]
Роли
[ редактировать ]Погребальный Бог
[ редактировать ]
Как погребальный бог и один из сорока двух судей Суда Маат , Нехебкау сыграл значительную роль в древнеегипетском восприятии загробной жизни . [4] Помимо охраны подземного мира, его иногда представляли как личного охранника Осириса . [8]
Когда умерший дух попадает в загробную жизнь в древнеегипетской мифологии, самым важным этапом является суд над ним в Суде Маат. [1] также известный как Суд Осириса [1] или Мертвый Двор. [4] Этот трибунал состоял из сорока двух грозных божеств, которые представляли все возможные виды зла. [1] и кому покойный должен был заявить о своей невиновности. [1]
Нехебкау играл особую роль в проверке чистоты и безгрешности человека и отвечал за защиту шеи и горла умершего. [2]
Считается, что после того, как суд оправдывает покойного и признает его невиновным, Нехебкау освобождает душу от грехов. [2] и снабжал умершего едой и питьем. [2] Он дополнительно питает умершего ка [ сломанный якорь ] - «жизненная сила» человека, позволяющая его духу выжить в загробной жизни. [9]
Служитель Ре
[ редактировать ]После того, как он был покорен Атумом , Нехебкау характеризовался как доброжелательный, красивый и миролюбивый. [2] Именно в этом состоянии он стал слугой и партнёром бога Солнца Ра . В более поздних мифах он помогает Ре передвигать утреннюю лодку по небу на восток. [2] и на протяжении всего полета дня. [2] В « Книге мертвых » этот отрывок описывается как делающий всех людей счастливыми, наполняющий сердца «радостью и справедливостью». [2]
Кроме того, говорят, что в этот период Нехебкау служил мертвым королям: давал еду, [7] передача сообщений [7] и вмешательство в дела других божеств от их имени. [1]
Преемник Ре
[ редактировать ]В конце концов Нехебкау взял на себя роль Ре в загробной жизни : [2] став «Царем Небесным и правителем Двух Земель » [10] и дарование венков, ка и других желательных качеств духам умерших. [10] Он выступал посредником между умершим и богами, [2] и дополнительно отвечал за назначение мертвым их положения в загробной жизни. [4]
Отношения с другими богами
[ редактировать ]
Нехебкау постоянно появляется рядом с богом солнца Ре , как помощник, компаньон и преемник. [4]
Будучи заседателем Маат при дворе Осириса, он был также связан с самим Осирисом : богом мертвых, плодородия и загробной жизни. [1] Хотя не все из 42 заседателей были идентифицированы учеными, Вилкерсон считает, что такие важные божества, как ибис Тот и крокодил Себек , и поэтому этих богов можно считать соратниками Нехебкау. в состав трибунала включены [1]
Как змеиное божество, он был связан и, вероятно, создан по образцу великого змея Апепа — врага Ра и воплощения хаоса в египетской мифологии. [11]
Кроме того, как бог-посетитель Гелиополя и древнее божество, Нехебкау часто ассоциировался с Атумом : богом-создателем, который успокаивает его хаотичную природу. [2]
Нехебкау представлялась как супруга малой богини Нехмтауэй , которая также является известной спутницей бога мудрости Тота . [1] Ее изображали в виде богини, держащей на руках младенца, с характерным головным убором в форме систра — древнеегипетского музыкального инструмента. [1]
Иногда он являлся супругом богини-скорпиона Серкет . [4] который защищал умершего короля и которого часто вызывали для лечения яда и укусов скорпионов. [1] В некоторых мифах Нехебкау также описывается как сын Серкета. [1]
Альтернативно, он считался сыном бога земли Геба . Это характерно для египетских змеиных богов и связано с изображением змей, ползающих по земле. [9] Когда Геб представлен как его отец, мать Нехебкау считается богиней урожая Рененутет : [1] «добрая змея», обеспечившая живущим обильные поля, урожаи и кухню [7] и питал ка умерших. [7]
Образ Нехебкау появлялся также на изображениях тронов кошачьих богинь Сехмет и Бастет . [4] Вилкерсон предполагает, что эта иконография, вероятно, символизировала его защиту над ними. [1]
Иконография
[ редактировать ]
Нехебкау чаще всего изображается в древнеегипетском искусстве , резьбе и статуях. [9] как антропоморфизированная змея: наполовину человек, наполовину змея. [12] Его также часто изображают в виде змеи с головой сокола , человеческими руками и ногами и эрегированным пенисом , изображаемым в виде множественных гипоцефалов .
Однако в ранних текстах и мифологиях Нехебкау обычно изображался в виде полной змеи. [1] с длинным телом и множеством витков. [7] Именно в этой форме он часто появляется по бокам божественных тронов, вероятно, в связи с его защитными качествами и могущественной природой. [1]
В более поздние периоды он появился в полуантропромофизированном виде, как человек с головой и хвостом змеи. [7] или змея с человеческими руками или ногами. [7] В таком виде он появляется на амулетах, небольших статуэтках и мемориальных досках. [1] с руками, «поднесенными ко рту, чтобы предложить маленькие сосуды для еды или питья», что отражает его функцию в загробной жизни. [4]
Иногда Нехебкау изображали с двумя головами на двух отдельных шеях и третьей головой на хвосте, поддерживаемой фигурой человека. [2] Египтолог Магали Массиера предполагает, что две головы могут быть олицетворением его двойной доброй и злой природы. [9] а также его способность одновременно атаковать с двух направлений одновременно. [13] В одном артефакте из Гелиополиса он выглядит как восьмиглавая змея. [2]
Эти подробные описания его внешности были обычными для стражей подземного мира и делались для того, чтобы умерший мог узнать Нехекбау. [11] Иногда Нехебкау изображается с чертами других змей-демонов: например, с множеством голов и крыльев. [11]
Поклонение
[ редактировать ]Хотя с Нехебкау не было никакого конкретного священства, [9] ученые, в том числе Уилкинсон, считают вероятным, что ему широко поклонялись в народной религии. [1]
Это поклонение, вероятно, было сосредоточено в его храме в Гераклеополе . [1] хотя его точное местонахождение редко упоминается в источниках. [9] Нехебкау также часто ассоциировался с Великим храмом Гелиополя , где у него, возможно, была погребальная часовня, а также статуя, относящаяся ко времени правления короля Рамзеса II . [2]
Нехебкау также изображался на многих амулетах Нового царства третьего промежуточного периода и позже. [1] Эти амулеты часто находили в захоронениях , что указывает на веру в то, что Нехебкау будет защищать умерших во время их путешествия в подземный мир. [12] Каллониатис также связывает эти амулеты со способностью Нехебкау поддерживать ка в духе и кормить умершего едой и питьем в загробной жизни. [12]
Его изображение также появляется на амулетах, предназначенных для защиты от яда, укусов змей и яда скорпиона. [8]
Магия и заклинания
[ редактировать ]Заклинания против змей невероятно распространены в египетских текстах, они появляются в « Текстах пирамид» , «Текстах гробов» и «Книге мертвых» , наряду с другими заклинаниями, предназначенными для отпугивания опасных животных. [11] На многих магических предметах изображены изображения доброжелательных божеств, защищающих человечество от змей. [7]
После того, как имя Нехебкау стало ассоциироваться с Ра, его часто использовали в магических заклинаниях, чтобы оно служило магическим защитником. [12] Его изображение в виде божества-покровителя было изображено на некоторых жезлах из слоновой кости. [4]
Фестивали
[ редактировать ]Было зарегистрировано, что фестиваль Нехебкау проводился в Новом Королевстве тридцать два раза . [9] но известно, что его праздновали, по крайней мере, со времен Среднего царства . [1]
Точная дата праздника оспаривается учеными: возможно, он отмечался через девять дней после праздника вспашки земли. [14] в первый день первого месяца зимнего сезона [1] или, альтернативно, во время коронации короля в период Рамессида [2]
Люди часто отмечали этот праздник, поедая растения хджитт и пирожные из растений херсаит. [15] Исследователь Шэрон ЛаБорд считает, что этот фестиваль был праздником искупления и возрождения; потенциально связан с богиней-львицей Сехмет . [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полные боги и богини древнего Египта . Нью-Йорк. ISBN 0-500-05120-8 . OCLC 51668000 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Омар Али, Наге (1 января 2012 г.). «Бог Нехебкау в Гелиополе». Абгадият . 7 (1): 32–38. дои : 10.1163/22138609-00701003 . ISSN 1687-8280 .
- ^ Jump up to: а б с д Бейтс, Орик (октябрь 1919 г.). «Мифология всех рас». (Луи Герберт Грей, редактор; Джордж Фут Мур, редактор-консультант.) Том XII, египетский: В. Макс Мюллер, доктор философии; индокитайский: сэр Дж. Г. Скотт, KCIE Маршалл. Джонс Ко.1918. xiv, 540» . Гарвардское богословское обозрение . 12 (4): 464–469. дои : 10.1017/s0017816000010956 . ISSN 0017-8160 . S2CID 162234979 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Шортер, Алан В. (сентябрь 1935 г.). «Бог Нехебкау». Журнал египетской археологии . 21 (1): 41–48. дои : 10.1177/030751333502100105 . ISSN 0307-5133 . S2CID 192409512 .
- ^ Имхаузен, Аннет (16 февраля 2016 г.), «Математические тексты (II): традиция, передача, развитие», Математика в Древнем Египте , Princeton University Press, doi : 10.23943/princeton/9780691117133.003.0018 , ISBN 978-0-691-11713-3
- ^ Jump up to: а б Клотц, Дэвид (31 декабря 2006 г.). Поклонение Овну . Йельский египтология. doi : 10.2307/j.ctvhrcz4s . ISBN 978-1-950343-02-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Пинч, Джеральдин. (2002). Справочник по египетской мифологии . АВС-КЛИО. ISBN 1-57607-242-8 . OCLC 906990824 .
- ^ Jump up to: а б Бэйн, Тереза (25 апреля 2016 г.). энциклопедия зверей и чудовищ в мифах, легендах и фольклоре . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-9505-4 . OCLC 930364175 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Массиера, Магали (2015). «Так называемая статуя Нехебкау, сравнительное исследование» . Журнал межкультурной и междисциплинарной археологии : 25–33.
- ^ Jump up to: а б Фолкнер, Раймонд О. (8 июня 2004 г.) [1-е изд. 1978]. Тексты древнеегипетских гробов: заклинания 1–1185 и индексы (8-е изд.) . Оксфорд: Арис и Филлипс. ISBN 0-85668-754-5 . OCLC 56875890 .
- ^ Jump up to: а б с д Лукарелли, Рита. «Демоны (доброжелательные и злобные)». Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Том. 1. стр. 1–10.
- ^ Jump up to: а б с д Каллониатис, Фэй (25 июля 2019 г.). Египетская коллекция в Нориджском замке-музее: каталог и очерки . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78925-196-8 . OCLC 1049277490 .
- ^ Шамахд, Ахмид (2013). Подтверждение Откровения . Корпорация Xlibris.
- ^ Бадж (28 октября 2013 г.). Боги египтян - 2 тома . Рутледж. дои : 10.4324/9780203040713 . ISBN 978-0-203-04071-3 .
- ^ Л. Кимптон, Дженнифер (26 октября 2012 г.), «Фестивали Египта фараонов», Энциклопедия древней истории , Blackwell Publishing Ltd, doi : 10.1002/9781444338386.wbeah15160 , ISBN 978-1-4051-7935-5
- ^ ЛаБорд, Шэрон (2017). Круг Солнца: обряды и праздники египетских язычников и кеметиков . Лулу Пресс.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Омар Али, Наге. «Бог Нехебкау в Гелиополе». Абгадият . 7 : 32–38. дои : 10.1163/22138609-00701003 .
Короче говоря, Алан В. «Бог Нехебкау». Журнал египетской археологии . 21 : 41–48.
Массиера, Магали (2015). «Так называемая статуя Нехебкау, сравнительное исследование». Журнал межкультурной и междисциплинарной археологии : 25–33.
Уилкинсон, Ричард Х (2017). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Великобритания: Темза и Гудзон.