Рехит
Рехит | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Рехит под ногами Джосера (Статуя)( Египетский музей в Каире) | |||||||
Имя иероглифами |
|
Слово Рехит из древнеегипетского : rḫyt , также латинизированное как Речит , относилось к людям, жившим в северной дельте Нила в раннединастический период Древнего Египта , а также к божеству Рехит, начиная со Среднего царства . Происхождение народа Рехыт неясно, поскольку в начале III тысячелетия до нашей эры они еще не считались египтянами . Ареал их расселения простирался до границы Ретьену . Ранние надписи и памятники говорят о Рехите как о мифологических жителях дельты Нила, поскольку все «северные враги Верхнего Египта » также входили в число «жителей Кебеху ».
После распада Древнего царства и связанных с ним потрясений и религиозной переориентации значение термина «Рехит» изменилось. В начале Среднего царства имя «Рехит» перешло к новому божеству. Рехит уже не выступал как отдельный народ; вместо этого египтяне видели связь с Гором у более раннего народа Рехита, особенно начиная с Нового царства . Популярное имя Рехит и связанное с ним значение могли быть изменены, и слово Рехит стало обозначать «простые люди» как общий термин.
Имя
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Чибис , — перелетная птица которая зимует с конца октября до конца марта в Сиве , Александрии , Файюме , Бубастисе , Питоме и Северном Синае . Их крылья очень широкие и закругленные, и они летают расслабленными, неторопливыми взмахами крыльев. Черная верхняя сторона и белая нижняя сторона, которые мигают в полете, позволяют легко идентифицировать их с большого расстояния. Предполагается, что название птицы впервые было применено к рехытцам как прозвище . [1]

Древние египтяне видели в чибисе «неуклюжую траурную птицу в грязи» из-за ее «медленно шатающегося-трепещущего стадного полета» и типичного протяжного крика «плиит». [2]
часто высказывалось предположение Ранее в египтологии , что имя Рехит написано одним иероглифом G23.
|
было написано как передача чибиса. Однако это было недоказуемое предположение и его пришлось исправить. [3] У народа должно быть собирательное имя, имя отдельной птицы не может быть собирательным существительным . Скорее, слово «Рехыт» получило от поведения и внешнего вида чибиса то основное значение, в честь которого позже была названа этническая группа, при этом Рехыт как этноним относился к существительным в единственном числе «Рех». [4] и «Рехет». [5]
Источник
[ редактировать ]Внешний вид чибиса был неизвестен жителям Верхнего Египта, поскольку в районы вокруг Абидоса чибис не мигрировал . Поэтому в храме Солнца в Ниусерре чибис описывается как «птица из Кебеху». Вначале жители Рехита были в основном настроены против жителей Верхнего Египта Пат, которые считали себя «народом Сифа и Кенмета». В вооруженных конфликтах побежденные также носили обозначение «Рехит», поэтому их также считали законными субъектами. [6] Например, в истории Хенмемета Древнего царства бог Солнца Ра одержал победу над народом Рехита. [7]

Перевод Алана Гардинера с исключительным значением «низший класс, мятежники, побежденные, враги Египта» был тем временем изменен, поскольку выражение Рехит было двусмысленным. В раннединастический период «Рехит» в основном обозначал врагов Египта, а также пленников и подданных. В восточном районе Саиса фрагмент сланцевой палитры с изображением барки, был найден относящийся к временам правления Скорпиона II и Ка . За счет детального изображения чибиса на носовой части с определителем клетки, [8] находка получила название «Палитра чибиса». Место его происхождения неизвестно. [9]
Для древних египтян «резиденция чибиса» относилась к территории вокруг Нижнего Египта . С началом Древнего царства значение термина «Рехыт» расширилось и стало обозначать « крестьян и ремесленников ». [10] Поэтому в египтологии обсуждается вопрос: всегда ли рекхиты были своим домом в дельте Нила или они поселились там позже. Ввиду разбросанности мест проживания Рехыта понятно, что они причислялись к враждебной Девятке луков .
Описание
[ редактировать ]
В египетских храмах рекхит изображался вместе с двумя другими слоями населения — пат и хенмемет — как трехчастная социальная система древнеегипетского Маат . Кроме того, «иноземцы и враги» изображались в качестве подвески к ним храмовых украшений, олицетворяющих хаос . Фараон сочетал в себе оба аспекта древнеегипетской мифологии, поэтому его часто можно было увидеть «стоящим на побежденных» или «с народом в руке». Стоящие на Рехите статуи фараонов подчеркивают их «властвование над Рехитом», которые были одними из девяти луков . Например, чибисы находятся под Тутанхамона ногами . Этот мотив сохранился до позднего периода , как и мотив Аменхотепа III и его жены Тие , которые сидят вместе под навесом на четырнадцати изображениях Рехита.
Как «символ египетского служащего населения» цари крепко держали Рехит в своих руках. На западной стене второго гипостильного зала в храме Сети I в Абидосе расположен рельеф Сети I , на котором Сети преклоняет колени с короной хену во время своей коронации перед Амон-Ра , чтобы быть назначенным Амоном-Ра законным царь Египта. Сети держит в левой руке плесень Рехита в знак того, что все жители Египта находятся под его властью. В его правой руке меч Хопеш и изогнутый «боевой топор», который он получает от Амон-Ре для обеспечения победы в бою. [11]
Ранний династический период и Старое царство
[ редактировать ]Рехита можно увидеть на « Булаве Скорпиона» . Сцена интерпретируется как победа царя Скорпиона II над рекхитцами. Однако стандарты Рехита могут символически представлять собой контроль Скорпиона над различными районами Египта, не обязательно посредством военного конфликта. Кроме того, можно увидеть создание арыков или каналов Скорпионом и другими людьми.
В «Королевских анналах Древнего царства», к которым относится « Палермский камень» , Рехит дважды упоминается при царе Дене Первой династии . На четвертом году его правления чтение «Люди Рехита» может быть произведено в не совсем понятном контексте. На 31-м году правления Рехыт или районы его расселения играют роль в связи с административной акцией, проводимой «Днем». В 1987 году египтолог Вольфганг Хельк перевел трудный проход как «Планировать (?) и прорыть западный и восточный каналы (через) район Рехита». [12] Однако прочтение Хелька основано на интерпретации иероглифа пруда.
|
как канал
|
и символ V23 («меху»)
|
как F30 («щедж»)
|
В целом предположение Хелька очень хорошо подходит, поскольку подобные работы по строительству каналов ранее были задокументированы царем Скорпионом II, а затем и в Старом Королевстве. В 2000 году Тоби Уилкинсон представил Хельку несколько измененный перевод 31-го года правления «Дня», придерживавшийся заданных иероглифов: «Организация? ферм? северо-западная дельта (Рехыт) и все жители восточной дельты». [13] Уилкинсон заметил во время чтения, что это следует рассматривать только как интерпретацию. Анеджиб (около 2910 г. до н.э.) отметил еще одно мощное разлив Нила через год после своего праздника Сед , затронувшее все северо-западные округа и вызвавшее массовую эпидемию среди рекхытцев. [14] Самым ранним изображением Рехита в Древнем царстве является статуя в комплексе пирамид Джосера , на которой изображены три птицы Рехита с крыльями под ногами Джосера в связи с « Девятью луками ». Иероглиф
|
использовался для изображения Рехита. Этот мотив был одним из атрибутов правления царя и выражал его власть над Египтом и соседними регионами.
Божество
[ редактировать ]Рехит | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Основание статуи Нектанеба II с двумя Рехитами. | |||||||
Имя иероглифами |
|
С упадком Старого царства и началом Среднего царства положение короля изменилось. Если в прежние времена он стоял «над народом», то после Первого переходного периода он был «царем среди народа». Теперь ему предстояла роль « пастыря своего народа», гаранта безопасности, защищавшего свое «стадо» и Маат . [15] В этом отношении царь занимал «командующую позицию» по отношению к Амону-Ра или Ра , что символически соответствовало предыдущей рекхитской мифологии.
Аналогичная перемена произошла и в отношении богов. В Старом Королевстве топография загробной жизни не имела значения для умерших, не принадлежащих к королевской семье, поскольку только король мог подняться на небеса. С началом Среднего царства возникли более точные представления о загробной жизни, которые теперь были доступны и нецарственным людям. Для сопровождения умерших и поклонения небесным божествам были необходимы новые покровительственные и вспомогательные боги, на которых логистические и ритуальные возлагались задачи. Рехытское божество имело культово -сопровождающую функцию и в этой сети главным образом занимало «богопоклоняющуюся и царепоклоняющуюся» позицию, вытекающую из задачи, ранее возложенной на рекхытцев как подданных и слуг царя. [16]
Мифология
[ редактировать ]Поскольку чибисы относятся к перелетным птицам, зимовавшим в Нижнем Египте (Кебеху), была установлена связь появления птиц Ба с птицами из Кебеху. Упоминание о еде имеет параллели с Басом на огненном острове в 56-й сцене Книги Врат , где в пищу также подаются травы/овощи (сэму). Дом чибиса описывался как «пришедший из далеких (охлаждающих) вод (неба)». Буквальный перевод используемых мифологических терминов невозможен. [17]
Уже в Древнем царстве областью «(остывающих) вод (неба)» считалась область над богиней Нут , за которой первозданная водная бездна Нун начинается . В этой первозданной тьме нет ни звезд , ни других небесных тел , только небытие «изначальных вод Ну». По древнеегипетским верованиям само небо располагалось на теле богини неба Нут, которая склонилась над землей в арке, опираясь на кончики пальцев и стопы.
Божество Рехыт документально зафиксировано только со времен Среднего царства. Примерно к этому же периоду относятся первые упоминания о божестве Пат. слова бога солнца Ра В погребальном тексте из Нового царства умерший возгласил Рехыту . Рехит также появлялся в других второстепенных формах, таких как змееголовый 37-й асессор Маат («Ведж-Рехит»), который проверял, оскорблял ли умерший когда-либо божество в своей жизни. [18] Вместе с божеством Пат Рехит поклонялся новорожденному богу Амону . Также упоминается, что Рехит и Пэт «не смогли причинить вреда» погибшему.
В греко-римский период перья Рехита символически передавались в качестве волос умершему, что рассматривало Рехита как группу, носившую «повязку Пери» на шее, в то время как народ Пат носил повязку Арека на голове. Будучи триадой богов , Хенмемет, Пат и Рехит, вероятно, входили в число особо почитаемых божеств в Эдфу . Осирис появился во вспомогательной форме «Сау-Речит (S3w-Rhjt)» как божество-защитник Рехита в 18-м Верхнегипетском Номе . [19]
Иконография
[ редактировать ]Божество Рехыт впервые появилось как группа из трех коленопреклоненных людей, которые в знак приветствия подняли руки. Начиная с Нового царства, божество Рехит появлялось как сообщество из шести прыгающих людей, каждый с поднятыми человеческими руками, сидящих в гнезде и поклоняющихся другим божествам.
Хатшепсут
[ редактировать ]Самые старые из сохранившихся изображений божественного символа Рехит находятся в заупокойном храме Хатшепсут . В вестибюле ее Красной капеллы через всю северную стену проходит узкая декоративная полоса с символами Рехита, которые, помимо прочего, поклоняются Хатшепсут как «восхваляющей свою госпожу» и в той же позе в направлении святилище, поклонение Амон-Ра . В египтологии это имеет различные интерпретации. С одной стороны, Рехит находятся здесь отчасти как символ всего египетского народа, но с другой стороны их расположение на северной стене подтверждает традиционную интерпретацию как «покоренных жителей Нижнего Египта», если Пат изображены на южной стене. стена. [20]
Рехытский гимн Амону, сохранившийся на северной стороне восточной стены, вероятно, присутствовал на всех поперечных стенах вестибюля, так как два сохранившихся текста можно найти также в святилище на северной и южной сторонах:
Всю жизнь, всю продолжительность и все счастье, все здоровье и всю радость; все страны и зарубежные страны находятся у ног Амона, господина тронов обеих стран, которого хвалят все Рехит, ибо они живут (через него) миллион миллионов (лет) на протяжении (всей) вечности.
— Восточная стена вестибюля, северная сторона, блок 133 и восточная стена святилища, северная сторона, блок 262. [21]
Аменхотеп II
[ редактировать ]Во дворе храма Хнума в Элефантине имеется надпись, в которой упоминаются Рехит: «Он (Аменофис II) построил этот храм для своего отца Хнума, который живет в Элефантине. Фестивальный зал построен для того, чтобы все рехытцы могли увидеть, что он сделал для Хнума». Речитские изображения присутствуют и здесь, как это обычно бывает в рассмотренных колонных залах, не только в зоне входа, но и в других внутренних помещениях.
Рамсес III
[ редактировать ]В заупокойном храме Рамсеса III в Мединет-Абу находится самая заметная фигура Рехита из всех храмов. На верхней внешней стороне стены Мигдола входных ворот Рамсес III изображен в виде Рехита в молящейся позе; дополнен королевскими знаками отличия в виде платка Немеса и божественной бороды, а также атрибутом быка.
Август
[ редактировать ]У Августа было изображение Гарпократа перед тремя коленопреклоненными людьми Рехита Маммиси Филе в :
Слова для разговора: Молчите четыре раза и радуйтесь четыре раза, все жители Рехита, давайте придем подбадривать, чтобы вы могли увидеть сына Осириса (Гарпократа), который является вашим Господом и вашим Принцем.
- Маммис в Филах [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эльмар Эдель: О надписях на сезонных рельефах «Всемирной палаты» из солнечного святилища Ниусерре, часть 2 . стр. 115.
- ^ Ричард Майнерцхаген : Птицы Египта Николла . Рис, Лондон, 1930, С. 547.
- ^ См. также Wb II 447.8.
- ^ Самец чибиса:
- ^ Самка чибиса:
. - ^ Вольфганг Хельк: История Древнего Египта; Том 1, Раздел 3 . Брилл, Лейден, 1968, стр. 20 и 42.
- ^ Кристиан Лейтц среди других: LGG, Регистр . Петерс, Левен 2003, ISBN 90-429-1376-2, стр. 313.
- ^ Специальные символы U 103 по Петре Вомберг: Список специальных символов В: Райнер Ханниг: Большой краткий египетско-немецкий словарь: (2800–950 до н.э.) . фон Заберн, Майнц, 2006 г., ISBN 3-8053-1771-9, стр. 1448.
- ^ Анри Ассельберг: Хаос и контроль: Документы из энолитического Египта . Брилл 1961; С. 222–224.
- ^ Симсон Найовиц: Египет, ствол дерева: современный обзор древней земли, Bd. 1 . Издательство Algora Publishing, Нью-Йорк, 2003 г., ISBN 0-87586-221-7, S. 248.
- ^ Фарид Атия: Карманная книга Древнего Египта . Амерский университет, Каир, 2008 г., ISBN 977-17-4439-9, S. 202.
- ^ Вольфганг Хельк : Исследования периода Тинитов (= Египтологические трактаты. (ÄA) Том 45). Харрасовиц, Висбаден 1987, ISBN 3-447-02677-4, стр. 157 и Рольф Гундлах: Принудительное переселение иностранного населения как средство египетской политики до конца Среднего царства . Штайнер, Штутгарт, 1994, стр. 50–51.
- ^ Тоби А. Х. Уилкинсон: Королевские анналы древнего Египта: Камень Палермо и связанные с ним фрагменты . Кеган Пол, Лондон, 2000, С. 108 и далее.
- ^ Вольфганг Хельк: История Древнего Египта; Том 1, Раздел 3 . Брилл, Лейден, 1968, стр. 34.
- ^ Герман Александр Шлёгль: Древний Египет . Бек, Мюнхен, 2008 г., ISBN 3-406-48005-5, стр. 123.
- ^ Герман Александр Шлёгль: Древний Египет . Бек, Мюнхен, 2008 г., ISBN 3-406-48005-5, стр. 127.
- ^ Эльмар Эдель: О надписях на сезонных рельефах «Всемирной палаты» из солнечного святилища Ниусерре, часть 2 . стр. 106.
- ^ Кристиан Лейтц среди других: Wedj-Rechit В: Лексикон египетских богов и имен богов, Том 2 . Петерс, Левен 2002, ISBN 90-429-1147-6, стр. 634.
- ^ Кристиан Лейтц и др.: LGG, Том 6 . Левен, Петерс 2002, ISBN 90-429-1151-4, стр. 130.
- ^ Франк Бургос, Франсуа Ларше, Николя Грималь : Красная часовня: Франко-египетский центр изучения храмов Карнака, Том. 1 . Эд. Исследования цивилизаций, Париж, 2006 г., ISBN 2-86538-300-8, S. 198 и 202.
- ^ Карин Стефан: Украшение «Шапель Руж» в Карнаке: структура и функции (университетская диссертация, магистерская диссертация 2006 г.) . стр. 108.
- ^ Сандра Сандри: Хар-Па-Херед (Гарпократ): Происхождение египетского ребенка богов . Петерс, Левен 2006, ISBN 90-429-1761-X, стр. 104.