Хенти-Аментиу
| ||||
Хентиаментиу в иероглифах | ||||
---|---|---|---|---|
Хенти-Аментиу , также Хентиаментиу , Хенти-Аменти , Кенти-Аментиу и многие другие варианты написания — древнеегипетское божество , имя которого также использовалось в качестве титула для Осириса и Анубиса . Это имя означает « Передовой из жителей Запада» или «Вождь жителей Запада», где «жители Запада» относятся к мертвым. [1]
Хенти-Аментиу изображался в виде божества с головой шакала в Абидосе в Верхнем Египте , стоявшего на страже города мертвых. Хенти-Аментиу засвидетельствован рано в Абидосе, возможно, даже раньше, чем объединение Египта в начале раннединастического периода (ок. 3100–2686 до н.э.). Это имя появляется на некрополя цилиндрических печатях Первой династии фараонов Дена и Каа , называя каждого из их предшественников титулом «Хорус Хенти-Аментиу», начиная с «Хорус Хенти-Аментиу Нармер ». В Абидосе этому богу также был основан храм, относящийся к додинастическим временам. Тоби Уилкинсон предполагает, что даже на этом раннем этапе имя Хенти-Аментиу могло быть просто эпитетом Осириса. [2]
Роли Хенти-Аментиу, Осириса и Анубиса претерпели значительные изменения в позднем Древнем царстве (ок. 2686–2181 до н. э.). фигурировало только имя Анубиса Первоначально в формуле подношения , которое, как считалось, позволяло мертвым принимать участие в подношениях, которые им давали, чтобы поддержать их в загробной жизни . В Пятой династии (ок. 2494–2345 до н.э.) в формуле начали появляться многие боги, в том числе Осирис, имя которого не встречается ни в каких текстах до начала династии, и Хенти-Аментиу. В период позднего Древнего царства титул Хенти-Аментиу становится более четко связанным с Осирисом. [3]
шакала Иероглиф , который появляется в имени Хенти-Аментиу в раннединастический период, традиционно рассматривается как определяющий признак , обозначающий форму бога, но Теренс Дюкен утверждал, что глиф шакала представляет собой имя Анубиса и что Хенти-Аментиу изначально был эпитетом или проявление Анубиса. Если бы это было так, Кенти-Аментиу начал бы рассматриваться как независимое божество только в Пятой династии, примерно в то же время, когда впервые появилось имя Осириса. Большинство надписей того времени показывают, что Осирис и Хенти-Аментиу уже были тесно связаны. Гарольд М. Хейс утверждал, что « Тексты пирамид» , самая ранняя известная копия которых датируется только концом Пятой династии, применяют титул «Хенти-Аментиу» к Анубису, а не к Осирису, и что «Тексты пирамид» отражают верования более ранней эпохи. когда Хенти-Аментиу не был полностью независим от Анубиса. [3]
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Начиная с Первого промежуточного периода (ок. 2181–2055 гг. До н.э.), храм Хенти-Аментиу в Абидосе был явно посвящен Осирису и стал его главным культовым центром. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уилкинсон, Ричард Х. Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . стр. 119, 187. Темза и Гудзон. 2003. ISBN 0-500-05120-8
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, Тоби А.Х. Ранний династический Египет. стр. 288, 292. Рутледж, 1999. ISBN 0-203-20421-2
- ^ Перейти обратно: а б Хейс, Гарольд М., «Смерть демократизации загробной жизни», в Струдвике, Найджеле и Струдвике, Хелен, Старое Королевство: новые перспективы. Египетское искусство и археология 2750–2150 гг. До н.э. Материалы конференции в Музее Фитцуильяма, Кембридж, май 2009 г. Oxbow Books, 2011. стр. 121–123.