Но
Но | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Современный образ богини Мут, изображенной в виде женщины с двойной короной и головным убором в виде царского стервятника, что связывает ее с Нехбет . | |||||
Имя иероглифами |
| ||||
Главный культовый центр | Фивы | ||||
Символ | Стервятник | ||||
Генеалогия | |||||
Родители | Солнце | ||||
Братья и сестры | Сехмет , Хатор , Маат и Бастет | ||||
Супруга | Амон | ||||
Потомство | Хонсу |

Мут , также известная как Маут и Мут , была богиней-матерью, которой поклонялись в Древнем Египте . Ее имя означает «мать» на древнеегипетском языке . [1] Мут имел множество различных аспектов и атрибутов, которые сильно менялись и развивались на протяжении тысячелетий древнеегипетской культуры.
Мут считался первобытным божеством, связанным с первозданными водами Ну , из которых родилось все в мире. Иногда говорили, что Мут породила мир посредством партеногенеза , но чаще говорили, что у нее был муж, солнечный бог-творец Амон-Ра . Хотя ее последователи считали Мут матерью всего на свете, ее особенно ассоциировали с матерью лунного бога-ребенка Хонсу . В храме Карнак в столице Египта Фивах семье Амона-Ра, Мут и Хонсу поклонялись вместе как Фиванской Триаде .
В искусстве Мут обычно изображали в виде женщины, носящей двойную корону царей Египта, символизирующую ее власть над всей землей.
В период расцвета культа Мут правители Египта по-своему поддерживали ее поклонение, чтобы подчеркнуть свою власть и право управлять через связь с Мут. Мут принимал участие во многих древнеегипетских фестивалях, таких как Фестиваль Опет и Прекрасный Фестиваль Долины .
Мифология
[ редактировать ]Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Мут была супругой Амона , божества-покровителя фараонов во времена Среднего царства (ок. 2055–1650 до н. э.) и Нового царства (ок. 1550–1070 до н. э.). Амаунет и Уосрет, возможно, были супругами Амона в начале египетской истории, но Мут, которая не появлялась в текстах и искусстве до позднего Среднего царства, вытеснила их. В Новом царстве Амон и Мут были божествами-покровителями Фив , крупного города в Верхнем Египте образовали культовую триаду , и вместе со своим сыном Хонсу . Другая ее главная роль заключалась в роли божества-львицы, верхнегипетского аналога грозной нижнегипетской богини Сехмет . [2]
Изображения
[ редактировать ]В искусстве Мут изображалась как женщина с крыльями стервятника , держащая анк , носящая объединенную корону Верхнего и Нижнего Египта и платье ярко-красного или синего цвета, с пером богини Маат у ее ног. .
Альтернативно, в результате ее ассимиляции, Мут иногда изображается как кобра , кошка , корова или как львица , а также стервятник.

До конца Нового царства почти все изображения женских фигур в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта были изображениями богини Мут, названной здесь «Госпожа Небесная, Хозяйка всех богов». На последнем изображении на этой странице показаны черты лица богини, что указывает на то, что это произведение было создано где-то между концом 18-й династии и относительно ранним периодом правления Рамсеса II (годы правления около 1279–1213 гг. до н. э.). [3]
В Карнаке
[ редактировать ]

В современном Египте и Судане до сих пор стоят храмы, посвященные Мут, что отражает широко распространенное поклонение ей. Центром ее культа в Судане стал храм Мут Джебель Баркал , а в Египте – храм в Карнаке . В этом храме была статуя, которая считалась воплощением ее настоящей ка . Ее преданность включала ежедневные ритуалы фараона и ее жриц . На внутренних рельефах изображены сцены жриц, что в настоящее время является единственным известным сохранившимся примером поклонения в Древнем Египте, которым руководили исключительно женщины.
Обычно царица выполняла функции главной жрицы в храмовых ритуалах. Фараон также участвовал и после смерти стал божеством. В случае, когда фараоном была женщина, записи одного примера указывают на то, что ее дочь служила верховной жрицей вместо нее. Часто жрецы служили в управлении храмами и оракулами, где жрицы совершали традиционные религиозные обряды. Эти ритуалы включали музыку и питье.
Фараон Хатшепсут приказал перестроить древний храм Мут в Карнаке во время своего правления в Восемнадцатой династии . Предыдущие археологи считали, что храм построил Аменхотеп III из-за сотен найденных там статуй Сехмет, носящих его имя. Однако Хатшепсут, построившая огромное количество храмов и общественных зданий, завершила работу на семьдесят пять лет раньше. Она положила начало обычаю изображать Мут с короной как Верхнего, так и Нижнего Египта. Считается, что Аменхотеп III удалил большинство признаков Хатшепсут, присвоив себе заслуги в построенных ею проектах.
Хатшепсут была фараоном, которая снова выдвинула Мут на первый план в египетском пантеоне , сильно отождествляя себя с богиней. Она заявила, что является потомком Мут. Она также ассоциировала себя с образом Сехмет , как более агрессивного аспекта богини, служившей очень успешным воином в начале своего правления в качестве фараона.
Позже в той же династии Эхнатон подавил поклонение Муту, а также другим божествам, когда он пропагандировал монотеистическое поклонение своему богу Солнца Атону . Позже Тутанхамон восстановил ее поклонение, и его преемники впоследствии продолжали ассоциировать себя с Мут.
Рамсес II добавил больше работ к храму Мут во время девятнадцатой династии , а также перестроил более ранний храм в том же районе, заново посвятив его Амону и себе. Он разместил его так, чтобы людям приходилось проходить мимо его храма на пути к храму Мут.
Кушитские фараоны расширили храм Мут и модифицировали храм Рамсеса для использования в качестве святилища знаменитого рождения Амона и Хонсу, пытаясь интегрироваться в божественную преемственность. Они также поставили своих жриц в ряды жриц, исполнявших обязанности в храме Мут.
Греческая династия Птолемеев также добавила в храм свои украшения и жриц и использовала авторитет Мут, чтобы подчеркнуть свои собственные интересы.
Позже римский император Тиберий восстановил это место после сильного наводнения, и его преемники поддерживали храм, пока он не вышел из употребления примерно в третьем веке нашей эры. Позже римские чиновники использовали камни из храма для своих собственных строительных проектов, часто не меняя вырезанных на них изображений.
Личное благочестие
[ редактировать ]После революции Эхнатона и последующего восстановления традиционных верований и практик акцент в личном благочестии сместился в сторону большей опоры на божественную, а не на человеческую защиту личности. Во время правления Рамзеса II последователь богини Мут пожертвовал все свое имущество ее храму и записал в своей гробнице:
И он [Кики] нашел Мут во главе богов, Судьба и фортуна в ее руке, Жизнь и дыхание жизни в ее власти… Я не выбирала защитника среди людей. Я не искал себе защитника среди великих... Мое сердце наполнено моей любовницей. Я никого не боюсь. Ночь я провожу в спокойном сне, потому что у меня есть защитник. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ те Вельде, Герман (2002), «Мут», в Редфорде, Д.Б. (редактор), « Говорят древние боги: Путеводитель по египетской религии» , Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 238
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. стр. 153–155, 169.
- ^ «Рельеф богини Мут» . Бруклинский музей . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ Ассманн, Ян (2008). О Боге и богах: Египет, Израиль и рост единобожия . Университет Висконсина Пресс . стр. 83–84. ISBN 978-0-299-22554-4 .
- Пинковски, Дженнифер (2006). «Вечная богиня Египта» . Археология . 59 (5) . Проверено 29 ноября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хейс, Кристофер Б. «Египетская богиня Мут в Палестине железного века: дополнительные данные из амулетов и ономастики». Журнал ближневосточных исследований 71, вып. 2 (2012): 299–314. По состоянию на 16 июня 2020 г. дои : 10.1086/666652 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Мутом, на Викискладе?