Установить животное
| ||||||||
Изображения животного Сета ( Гардинер E20, E21, C7) [1] (Е20, Е21, С7) в иероглифах | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В древнеегипетском искусстве животное Сета , или ша , является тотемическим животным бога Сета . Поскольку Сет отождествлялся с греческим чудовищем Тифоном , это животное также широко известно как Тифоническое животное или Тифонический зверь .
В отличие от других тотемических животных, животное Сета нелегко идентифицировать в современном животном мире. Сегодня среди египтологов существует общее мнение, что оно никогда не было реальным существом и существовало только в воображении древних египтян. В последние годы зоологами было предпринято немало попыток найти животное Сета в природе. Существовало ли это животное или нет, в настоящее время неизвестно, однако оно имело большое значение для египтян. Животное Сета является одним из наиболее часто демонстрируемых определителей животных . [3]
Некоторые египетские тексты предполагают, что Сет принял форму опасного животного, например быка или крокодила . [3]
Иероглифическое изображение
[ редактировать ]Набор животных, Гардинер Е20, Е21, [1] (Е20, Е21) — одно из изображений бога Сета. Другой распространенный иероглиф, используемый для обозначения Сета, — это сидящий бог с головой животного Сета. [1] (С7)
Лингвистическое использование этих иероглифов в египетском языке является определяющим для слов, изображающих «предметы хаоса», например, слов, связанных со «страданием, насилием, возмущением», а также для «жестоких штормов» атмосферы, « бури ». . [4]
По словам египтолога Ричарда Х. Уилкинсона , первое известное использование животного Сета было на булаве Скорпиона Скорпиона II из Накады III . Вскоре после этого его изобразили установленным на серехах Сет -Перибсена и Хасехемви . [5] (стр. 66-67, Е20, Е21)
Физические характеристики
[ редактировать ]Ша обычно изображается в виде стройной собаки, напоминающей борзую , лисицу фенек или шакала , с тремя отличительными чертами: жестким хвостом, часто раздвоенным на конце, стоящим прямо вверх или под углом, независимо от того, сидит ли животное; стоять или ходить; уши, также стоящие прямо, обычно изображаются квадратными или треугольными, самыми узкими у основания и самыми широкими на квадратных вершинах; и длинный нос, часто с небольшим изгибом вниз. Обычно его изображают черным, но он также может быть красноватым. [2] [ нужна страница ] [6] [ нужна страница ]
Животное Сета обычно изображается в состоянии покоя, лежащим или сидящим. Форма головы часто напоминает жирафовую, что вызывает путаницу между двумя знаками. Общая форма тела собачья. [3]
Древний Египет
[ редактировать ]Рисунки ша появляются в египетских произведениях искусства от Накады III до, по крайней мере, периода Нового царства , периода около двух тысяч лет. Хотя его иногда описывали как фантастическое или составное животное, оно изображалось в реалистичной манере, более типичной для реальных существ. Ша находится на церемониальной булаве Скорпиона, датируемой Накадой III; на серехах Второй династии царей Сет-Перибсена и Хасехемви ; в гробницах Двенадцатой династии в Бени Хасане ; и, в виде Сета, в царских картушах Девятнадцатой династии фараонов Сети I и Сети II , а также Двадцатой династии царя Сетнахте и его потомков. [5] [2] [6] [7]
Ассоциация с Сетом
[ редактировать ]Бог Сет обычно изображался в виде человека с головой, напоминающей голову ша, поэтому ша египтологи называют животным Сета или Тифоническим зверем . Когда Сет изображался в виде человека только с головой животного Сета, у него обычно был длинный, слегка изогнутый нос и стоячие уши, квадратные на вершинах. Иногда его изображали в образе животного, как самого ша, с длинной, обращенной вниз мордой , квадратными ушами, стоячим раздвоенным хвостом и собачьим телом, хотя его также изображали в форме онагра или черной свиньи. . Другие животные, священные для Сета, включали антилопу , гиппопотама , дикого кабана , крокодила и скорпиона , все из которых олицетворяли силу, власть, защиту или дикость. Ша также использовалась как определитель в именах Сета и богини Нут , которую можно отождествить с Нефтидой , женой Сета. [6] [2]
Вас-скипетры представляют животное-Сет или Хнум . Вас-скипетры носили боги, фараоны и жрецы как символ власти и, в более позднем использовании, контроля над силой хаоса (Сет). Отчетливо присутствуют голова и раздвоенный хвост животного Сета. Скипетры вас часто изображаются на картинах, рисунках и резных изображениях богов, а остатки настоящих скипетров были найдены сделанными из египетского фаянса или дерева.
И фараоны Второй династии Перибсен, и Хасехемви, чьи серехи изображают ша, идентифицировали себя как божественные проявления Сета на Земле, как предыдущие цари отождествляли себя с Гором . Во времена Древнего Египта Гор и Сет обычно рассматривались как близнецы-сторонники и защитники бога Ра , главы египетского пантеона; и их часто изображали помазывающими царя как божественный источник его власти. Объединение Гора и Сета, вероятно, отражало примирение борьбы двух царских культов. После объединения Египта Нармер и цари Первой династии приняли поклонение Гору, приняв имя Гора как часть своей официальной номенклатуры. Это имя идентифицировало царя как представителя бога на Земле. Сет-Перибсен, однако, выбрал имя Сета вместо имени Гора, в то время как королевский титул Хасехемви призывал обоих великих богов, предположительно в попытке примирить последователей каждого культа. [6]
Исчезновение Ша
[ редактировать ]Хотя изначально Сет рассматривался как сын и защитник Ра и египетских царей, его репутация среди народа пошла на убыль вместе с возникновением культа Осириса . Первоначально бог растительности, Осирис стал одним из выдающихся богов египетского пантеона. Поклонение в культе Осириса подчеркивало роль Сета как олицетворения насилия; убийца своего брата и узурпатор его трона, который вместо того, чтобы стоять рядом с Гором, стал его вечным врагом. Этот взгляд на Сета получил распространение во время второго промежуточного периода , когда в Египет вторглись гиксосы из Западной Азии . Их бог Сутех стал отождествляться с Сетом; [6] Противоположная точка зрения утверждает, что Сутех - это всего лишь египетское имя и эпитет Сета, а не имя, которое гиксосы использовали для своего бога. [ нужна ссылка ]
Сет продолжал почитаться во времена Нового царства . У нескольких царей Девятнадцатой и Двадцатой династий были королевские имена, указывающие на их преданность Сету, и эти имена были написаны с иероглифическим изображением бога. [1] (С7) как решающий фактор. Здесь Сет изображен в виде сидящего божества с головой животного Сета.
Однако во время Третьего переходного периода Сет был крайне непопулярен: его поклонение было заброшено, а многие его изображения были уничтожены или испорчены. Ссылки и изображения животных Сета, должно быть, постигла та же участь. [6] [7]
Идентификация
[ редактировать ]Иероглифы и изображения Сета развивались на протяжении тысячелетий, пока не стали стандартизированными, что сделало идентификацию трудным процессом; ведутся споры о том, какие иероглифы на самом деле изображают Сета и связанное с ним животное.
Ша . не имеет связанной с ним независимой мифологии, которая могла бы помочь в идентификации как в реальности, так и в фантазии, за пределами его связи с Сетом [2] Хотя животное Сета называют «Тифоническим Зверем», оно названо так потому, что греки приравнивали Сета или Сутеха к своему собственному чудовищу хаоса Тифону . [6] Некоторые египтологи предполагают, что это чисто фантастическое или сложное животное, никогда не существовавшее в природе – мнение EAW Budge , [2] среди других. [ нужна ссылка ]
Изображения животного Сета как животного кажутся отчетливо собачьими, но точная личность животного так и не была точно установлена. Иногда его описывают как шакала или какую-нибудь другую дикую собаку, хотя шакала обычно отождествляют с богом Анубисом. В связи с Анубисом шакал никогда не изображается с отличительными чертами животного Сета: жестким, типично раздвоенным хвостом; квадратные уши; и длинный, слегка изогнутый нос. Вполне возможно, что эти черты были добавлены к изображениям шакала, чтобы отличить Сета от Анубиса . В ранних изображениях животного Сета вилка на конце хвоста часто отсутствует или вместо этого изображается более натуралистичным пучком, поэтому идея раздвоенного хвоста могла быть скорее символической, чем целью показать черты реального животного. [6]
Салюки (борчая)
[ редактировать ]египтолог Кен Мосс [8] предположил, что животное Сета на самом деле является салюки : это одна из старейших пород одомашненных собак, имеющая изогнутую морду и тело, почти идентичное иероглифу, и родом из этого региона; когда салюки бежит, ее уши и хвост становятся вертикальными. было исторической практикой, которая по-прежнему распространена по всему Леванту Кроме того, стричь уши охотничьим собакам . Салюки также изображены иероглифами, не имеющими явной связи с Сетом , что позволяет предположить, что они были хорошо известны древнему египетскому народу. [8]
Другие предлагаемые животные
[ редактировать ]Помимо шакала или салюки , упомянутых выше, некоторые ученые исторически предполагают, что животное Сета может быть стилизованным изображением какого-либо другого животного, такого как орикс (разновидность большой белой пустынной антилопы ), осел , лисица фенек , тушканчик. , верблюд , окапи , слоновая землеройка , трубкозуб , жираф , свинья , рыба со слоновьей мордой или что это может представлять собой редкий вид, который с тех пор вымер . [9] [10] Некоторые из предложенных животных были известны древним египтянам, но их редко или вообще никогда не видели.
Сет обычно изображался в виде осла или человека с головой осла Поскольку начиная с позднего периода , [11] возможно, осел послужил источником вдохновения для создания животного Сета.
См. также
[ редактировать ]- Египетская мифология
- Список иероглифов/С
- Список иероглифов/Е
- Мушушушу
- Перибсен и Хасехемви — к истории животного Сета, восседающего на серехе.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д
Гардинер, AH (1957) [1927 (1-е изд.)]. «[полный текст]» (PDF) . Египетская грамматика: введение в изучение иероглифов (3-е изд.). Оксфорд, Великобритания: Институт Гриффита . стр. 438–548. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2011 г. - через Интернет-архив (archive.org). - ^ Перейти обратно: а б с д и ж
Бадж, EAW (1904). Боги Египта . Исследования египетской мифологии. - ^ Перейти обратно: а б с
Макдональд, Анджела; Риггс, Кристина (2000). Текущие исследования в египтологии 2000 . Оксфорд: Археопресс. стр. 75–77. ISBN 1841712078 . OCLC 46566993 . - ^ Бетро, Мария Кармела (1996) [ ок. 1995 ]. « Сет , (вариант иероглифа: сет-животное)». Иероглифы: Письма Древнего Египта (английский, твердый переплет, 1-е изд.). Нью-Йорк; Лондон; Париж, Франция: Abbeville Press. п. 75 . ISBN 978-078920232-1 . Букварь, основанный на списке знаков Гардинера , с упором на основные знаки семи категорий.
- ^ Перейти обратно: а б
Уилкинсон, Ричард Х. (1992). «Установить животное». Чтение египетского искусства: иероглифический путеводитель по древнеегипетской живописи и скульптуре . Лондон: Темза и Гудзон. - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час
Новая энциклопедия мифологии Ларусса . 1974. - ^ Перейти обратно: а б
Квирк, Стивен (1990). Кем были фараоны?: История их имен со списком картушей . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 9780486265865 . OCLC 22273879 . - ^ Перейти обратно: а б Мосс, Кен (август – сентябрь 2009 г.). «Животное Сет: Собака и ее хозяин». Древний Египет . Том. 22, нет. 1.
- ^ Ньюберри, ЧП (1912). «Культовое животное Сета» (PDF) . Клио . 12 (12): 397–401. дои : 10.1524/klio.1912.12.12.397 . S2CID 194356108 .
- ^ Йенсен, Адольф Северин (1934). «Священное животное бога Сета» (PDF) . Этот кг. Dnaske Videnskabernes Selskab, Биологические уведомления . 6 (5).
- ^ те Вельде, Х. (1967). Сет, бог смятения: исследование его роли в египетской мифологии и религии . Проблема Египта. Том. 6. Перевод ван Баарена-Пейпа, GE Leiden, NL: W. Helck / Brill. стр. 13–15.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Бетро, Мария Кармела (1996) [ ок. 1995 ]. « Сет , (вариант иероглифа: сет-животное)». Иероглифы: Письма Древнего Египта (английский, твердый переплет, 1-е изд.). Нью-Йорк; Лондон; Париж: Абвиль Пресс. п. 75 . ISBN 978-078920232-1 . Букварь, основанный на списке знаков Гардинера , с упором на основные знаки семи категорий.
- Бадж, EAW (1978) [ ок. 1920 ]. Египетский иероглифический словарь (изд. В мягкой обложке). Дуврские публикации. ISBN 0-486-23615-3 .
- Бадж, EAW (1989) [ ок. 1929 ]. Розеттский камень (мягкий переплет, полное издание). Дуврские публикации. ISBN 0-486-26163-8 .
- Уилкинсон, Р.Х. (1994) [ ок. 1992 ]. «Установить животное». Чтение египетского искусства: иероглифический путеводитель по древнеегипетской живописи и скульптуре (изд. в мягкой обложке). Темза и Гудзон. стр. 66–67. ISBN 0-500-27751-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с животным Сетом (иероглифом) на Викискладе?