Древний Египет

Страница полузащищена

Древний Египет
в. 3150 г. до н.э. – 332/30 г. до н.э. [а]
Карта древнего Египта с указанием крупных городов и мест династического периода (ок. 3150–30 гг. До н.э.)
Карта древнего Египта с указанием крупных городов и мест династического периода ( ок. 3150–30 гг. До н.э.)
Капитал см. Список исторических столиц Египта.
Historical eraAncient history
• Established
c. 3150 BC
c. 3150 BC – 2686 BC
2686 BC – 2181 BC
2134 BC – 1690 BC
1549 BC – 1078/77 BC[b]
664 BC – 332 BC
332 BC – 30 BC
• Disestablished
332/30 BC[a]
Preceded by
Succeeded by
Predynastic Egypt
Roman Egypt

Древний Египет был цивилизацией древней Северо-Восточной Африки . Оно было сосредоточено в нижнем течении реки Нил , на месте нынешней страны Египет . Древнеегипетская цивилизация последовала за доисторическим Египтом и объединилась около 3100   г. до н. э. (согласно традиционной египетской хронологии ). [1] с политическим объединением Верхнего и Нижнего Египта при Менесе (часто отождествляемом с Нармером ). [2] История Древнего Египта разворачивалась как серия стабильных царств, перемежающихся периодами относительной нестабильности, известными как «промежуточные периоды». Различные королевства попадают в одну из трех категорий: Старое королевство раннего бронзового века , Среднее королевство среднего бронзового века или Новое королевство позднего бронзового века .

Древний Египет достиг вершины своего могущества во времена Нового царства, управляя большей частью Нубии и значительной частью Леванта . После этого периода он вступил в эпоху медленного упадка. На протяжении своей истории Древний Египет подвергался вторжению или завоеванию ряда иностранных держав, в том числе гиксосов , нубийцев , ассирийцев , персов Ахеменидов и македонцев при Александре Македонском . Греческое Птолемеевское царство , образовавшееся после смерти Александра, правила до 30 г.   до н. э., когда при Клеопатре оно перешло в состав Римской империи и стало римской провинцией . [3] Египет оставался под контролем Рима до 640-х годов нашей эры, когда он был завоеван халифатом Рашидун .

The success of ancient Egyptian civilization came partly from its ability to adapt to the conditions of the Nile River valley for agriculture. The predictable flooding and controlled irrigation of the fertile valley produced surplus crops, which supported a more dense population, and social development and culture. With resources to spare, the administration sponsored mineral exploitation of the valley and surrounding desert regions, the early development of an independent writing system, the organization of collective construction and agricultural projects, trade with surrounding regions, and a military intended to assert Egyptian dominance. Motivating and organizing these activities was a bureaucracy of elite scribes, religious leaders, and administrators under the control of a pharaoh, who ensured the cooperation and unity of the Egyptian people in the context of an elaborate system of religious beliefs.[4]

The many achievements of the ancient Egyptians include the quarrying, surveying, and construction techniques that supported the building of monumental pyramids, temples, and obelisks; a system of mathematics, a practical and effective system of medicine, irrigation systems, and agricultural production techniques, the first known planked boats,[5] Egyptian faience and glass technology, new forms of literature, and the earliest known peace treaty, made with the Hittites.[6] Ancient Egypt has left a lasting legacy. Its art and architecture were widely copied, and its antiquities were carried off to far corners of the world. Its monumental ruins have inspired the imaginations of travelers and writers for millennia. A newfound respect for antiquities and excavations in the early modern period by Europeans and Egyptians has led to the scientific investigation of Egyptian civilization and a greater appreciation of its cultural legacy.[7]

History

The Nile has been the lifeline of its region for much of human history.[8] The fertile floodplain of the Nile gave humans the opportunity to develop a settled agricultural economy and a more sophisticated, centralized society that became a cornerstone in the history of human civilization.[9] Nomadic modern human hunter-gatherers began living in the Nile valley through the end of the Middle Pleistocene some 120,000 years ago. By the late Paleolithic period, the arid climate of Northern Africa had become increasingly hot and dry, forcing the populations of the area to concentrate along the river region.

Late Period of ancient EgyptThird Intermediate Period of EgyptNew Kingdom of EgyptSecond Intermediate Period of EgyptMiddle Kingdom of EgyptFirst Intermediate Period of EgyptOld Kingdom of EgyptEarly Dynastic Period (Egypt)

Predynastic period

A typical Naqada II jar decorated with gazelles (Predynastic Period)

In Predynastic and Early Dynastic times, the Egyptian climate was much less arid than it is today. Large regions of Egypt were covered in treed savanna and traversed by herds of grazing ungulates. Foliage and fauna were far more prolific in all environs, and the Nile region supported large populations of waterfowl. Hunting would have been common for Egyptians, and this is also the period when many animals were first domesticated.[10]

By about 5500 BC, small tribes living in the Nile valley had developed into a series of cultures demonstrating firm control of agriculture and animal husbandry, and identifiable by their pottery and personal items, such as combs, bracelets, and beads. The largest of these early cultures in upper (Southern) Egypt was the Badarian culture, which probably originated in the Western Desert; it was known for its high-quality ceramics, stone tools, and its use of copper.[11]

The Badari was followed by the Naqada culture: the Naqada I (Amratian), the Naqada II (Gerzeh), and Naqada III (Semainean).[12] These brought a number of technological improvements. As early as the Naqada I Period, predynastic Egyptians imported obsidian from Ethiopia, used to shape blades and other objects from flakes.[13][14] Mutual trade with the Levant was established during Naqada II (c. 3600–3350 BC); this period was also the beginning of trade with Mesopotamia, which continued into the early dynastic period and beyond.[15] Over a period of about 1,000 years, the Naqada culture developed from a few small farming communities into a powerful civilization whose leaders were in complete control of the people and resources of the Nile valley.[16] Establishing a power center at Nekhen (in Greek, Hierakonpolis), and later at Abydos, Naqada III leaders expanded their control of Egypt northwards along the Nile.[17] They also traded with Nubia to the south, the oases of the western desert to the west, and the cultures of the eastern Mediterranean and Near East to the east.[18][when?]

The Naqada culture manufactured a diverse selection of material goods, reflective of the increasing power and wealth of the elite, as well as societal personal-use items, which included combs, small statuary, painted pottery, high quality decorative stone vases, cosmetic palettes, and jewelry made of gold, lapis, and ivory. They also developed a ceramic glaze known as faience, which was used well into the Roman Period to decorate cups, amulets, and figurines.[19][20] During the last predynastic phase, the Naqada culture began using written symbols that eventually were developed into a full system of hieroglyphs for writing the ancient Egyptian language.[21]

Early tomb painting from Nekhen, c. 3500 BC, Naqada, possibly Gerzeh culture

Early Dynastic Period (c. 3150–2686 BC)

The Early Dynastic Period was approximately contemporary to the early Sumerian-Akkadian civilization of Mesopotamia and of ancient Elam. The third-century BC Egyptian priest Manetho grouped the long line of kings from Menes to his own time into 30 dynasties, a system still used today. He began his official history with the king named "Meni" (or Menes in Greek), who was believed to have united the two kingdoms of Upper and Lower Egypt.[22]

The Narmer Palette depicts the unification of the Two Lands.[23]

The transition to a unified state happened more gradually than ancient Egyptian writers represented, and there is no contemporary record of Menes. Some scholars now believe, however, that the mythical Menes may have been the king Narmer, who is depicted wearing royal regalia on the ceremonial Narmer Palette, in a symbolic act of unification.[24] In the Early Dynastic Period, which began about 3000 BC, the first of the Dynastic kings solidified control over lower Egypt by establishing a capital at Memphis, from which he could control the labor force and agriculture of the fertile delta region, as well as the lucrative and critical trade routes to the Levant. The increasing power and wealth of the kings during the early dynastic period was reflected in their elaborate mastaba tombs and mortuary cult structures at Abydos, which were used to celebrate the deified king after his death.[25] The strong institution of kingship developed by the kings served to legitimize state control over the land, labor, and resources that were essential to the survival and growth of ancient Egyptian civilization.[26]

Old Kingdom (2686–2181 BC)

The pyramids of Giza are among the most recognizable symbols of ancient Egyptian civilization.

Major advances in architecture, art, and technology were made during the Old Kingdom, fueled by the increased agricultural productivity and resulting population, made possible by a well-developed central administration.[27] Some of ancient Egypt's crowning achievements, the Giza pyramids and Great Sphinx, were constructed during the Old Kingdom. Under the direction of the vizier, state officials collected taxes, coordinated irrigation projects to improve crop yield, drafted peasants to work on construction projects, and established a justice system to maintain peace and order.[28]

Khafre enthroned

With the rising importance of central administration in Egypt, a new class of educated scribes and officials arose who were granted estates by the king in payment for their services. Kings also made land grants to their mortuary cults and local temples, to ensure that these institutions had the resources to worship the king after his death. Scholars believe that five centuries of these practices slowly eroded the economic vitality of Egypt, and that the economy could no longer afford to support a large centralized administration.[29] As the power of the kings diminished, regional governors called nomarchs began to challenge the supremacy of the office of king. This, coupled with severe droughts between 2200 and 2150 BC,[30] is believed to have caused the country to enter the 140-year period of famine and strife known as the First Intermediate Period.[31]

First Intermediate Period (2181–2055 BC)

After Egypt's central government collapsed at the end of the Old Kingdom, the administration could no longer support or stabilize the country's economy. Regional governors could not rely on the king for help in times of crisis, and the ensuing food shortages and political disputes escalated into famines and small-scale civil wars. Yet despite difficult problems, local leaders, owing no tribute to the king, used their new-found independence to establish a thriving culture in the provinces. Once in control of their own resources, the provinces became economically richer—which was demonstrated by larger and better burials among all social classes.[32] In bursts of creativity, provincial artisans adopted and adapted cultural motifs formerly restricted to the royalty of the Old Kingdom, and scribes developed literary styles that expressed the optimism and originality of the period.[33]

Free from their loyalties to the king, local rulers began competing with each other for territorial control and political power. By 2160 BC, rulers in Herakleopolis controlled Lower Egypt in the north, while a rival clan based in Thebes, the Intef family, took control of Upper Egypt in the south. As the Intefs grew in power and expanded their control northward, a clash between the two rival dynasties became inevitable. Around 2055 BC the northern Theban forces under Nebhepetre Mentuhotep II finally defeated the Herakleopolitan rulers, reuniting the Two Lands. They inaugurated a period of economic and cultural renaissance known as the Middle Kingdom.[34]

Middle Kingdom (2134–1690 BC)

A figure wearing the red crown of Lower Egypt, most probably Amenemhat II or Senwosret II. It functioned as a divine guardian for the imiut; the divine kilt, suggests that the statuette was not merely a representation of the living ruler.[35]
Pyramidion of Amenemhat III, capstone of the Black Pyramid
Coffin of Khnumnakht in 12th dynasty style, with palace facade, columns of inscriptions, and two Wedjat eyes[36]

The kings of the Middle Kingdom restored the country's stability and prosperity, thereby stimulating a resurgence of art, literature, and monumental building projects.[37] Mentuhotep II and his Eleventh Dynasty successors ruled from Thebes, but the vizier Amenemhat I, upon assuming the kingship at the beginning of the Twelfth Dynasty around 1985 BC, shifted the kingdom's capital to the city of Itjtawy, located in Faiyum.[38] From Itjtawy, the kings of the Twelfth Dynasty undertook a far-sighted land reclamation and irrigation scheme to increase agricultural output in the region. Moreover, the military reconquered territory in Nubia that was rich in quarries and gold mines, while laborers built a defensive structure in the Eastern Delta, called the "Walls of the Ruler", to defend against foreign attack.[39]

With the kings having secured the country militarily and politically and with vast agricultural and mineral wealth at their disposal, the nation's population, arts, and religion flourished. In contrast to elitist Old Kingdom attitudes towards the gods, the Middle Kingdom displayed an increase in expressions of personal piety.[40] Middle Kingdom literature featured sophisticated themes and characters written in a confident, eloquent style.[33] The relief and portrait sculpture of the period captured subtle, individual details that reached new heights of technical sophistication.[41]

The last great ruler of the Middle Kingdom, Amenemhat III, allowed Semitic-speaking Canaanite settlers from the Near East into the Delta region to provide a sufficient labor force for his especially active mining and building campaigns. These ambitious building and mining activities, however, combined with severe Nile floods later in his reign, strained the economy and precipitated the slow decline into the Second Intermediate Period during the later Thirteenth and Fourteenth dynasties. During this decline, the Canaanite settlers began to assume greater control of the Delta region, eventually coming to power in Egypt as the Hyksos.[42]

Second Intermediate Period (1674–1549 BC) and the Hyksos

Around 1785 BC, as the power of the Middle Kingdom kings weakened, a Western Asian people called the Hyksos, who had already settled in the Delta, seized control of Egypt and established their capital at Avaris, forcing the former central government to retreat to Thebes. The king was treated as a vassal and expected to pay tribute.[43] The Hyksos ('foreign rulers') retained Egyptian models of government and identified as kings, thereby integrating Egyptian elements into their culture. They and other invaders introduced new tools of warfare into Egypt, most notably the composite bow and the horse-drawn chariot.[44]

After retreating south, the native Theban kings found themselves trapped between the Canaanite Hyksos ruling the north and the Hyksos' Nubian allies, the Kushites, to the south. After years of vassalage, Thebes gathered enough strength to challenge the Hyksos in a conflict that lasted more than 30 years, until 1555 BC.[43] The kings Seqenenre Tao II and Kamose were ultimately able to defeat the Nubians to the south of Egypt, but failed to defeat the Hyksos. That task fell to Kamose's successor, Ahmose I, who successfully waged a series of campaigns that permanently eradicated the Hyksos' presence in Egypt. He established a new dynasty and, in the New Kingdom that followed, the military became a central priority for the kings, who sought to expand Egypt's borders and attempted to gain mastery of the Near East.[45]

New Kingdom (1549–1069 BC)

Pharaohs' tombs were provided with vast quantities of wealth, such as the golden mask from the mummy of Tutankhamun.

The New Kingdom pharaohs established a period of unprecedented prosperity by securing their borders and strengthening diplomatic ties with their neighbours, including the Mitanni Empire, Assyria, and Canaan. Military campaigns waged under Tuthmosis I and his grandson Tuthmosis III extended the influence of the pharaohs to the largest empire Egypt had ever seen. Beginning with Merneptah the rulers of Egypt adopted the title of pharaoh.

Between their reigns, Hatshepsut, a queen who established herself as pharaoh, launched many building projects, including the restoration of temples damaged by the Hyksos, and sent trading expeditions to Punt and the Sinai.[46] When Tuthmosis III died in 1425 BC, Egypt had an empire extending from Niya in north west Syria to the Fourth Cataract of the Nile in Nubia, cementing loyalties and opening access to critical imports such as bronze and wood.[47]

The New Kingdom pharaohs began a large-scale building campaign to promote the god Amun, whose growing cult was based in Karnak. They also constructed monuments to glorify their own achievements, both real and imagined. The Karnak temple is the largest Egyptian temple ever built.[48]

Around 1350 BC, the stability of the New Kingdom was threatened when Amenhotep IV ascended the throne and instituted a series of radical and chaotic reforms. Changing his name to Akhenaten, he touted the previously obscure sun deity Aten as the supreme deity, suppressed the worship of most other deities, and moved the capital to the new city of Akhetaten (modern-day Amarna).[49] He was devoted to his new religion and artistic style. After his death, the cult of the Aten was quickly abandoned and the traditional religious order restored. The subsequent pharaohs, Tutankhamun, Ay, and Horemheb, worked to erase all mention of Akhenaten's heresy, now known as the Amarna Period.[50]

Four colossal statues of Ramesses II flank the entrance of his temple Abu Simbel.

Around 1279 BC, Ramesses II, also known as Ramesses the Great, ascended the throne, and went on to build more temples, erect more statues and obelisks, and sire more children than any other pharaoh in history.[c] A bold military leader, Ramesses II led his army against the Hittites in the Battle of Kadesh (in modern Syria) and, after fighting to a stalemate, finally agreed to the first recorded peace treaty, around 1258 BC.[51]

Egypt's wealth, however, made it a tempting target for invasion, particularly by the Libyan Berbers to the west, and the Sea Peoples, a conjectured confederation of seafarers from the Aegean Sea.[d] Initially, the military was able to repel these invasions, but Egypt eventually lost control of its remaining territories in southern Canaan, much of it falling to the Assyrians. The effects of external threats were exacerbated by internal problems such as corruption, tomb robbery, and civil unrest. After regaining their power, the high priests at the temple of Amun in Thebes accumulated vast tracts of land and wealth, and their expanded power splintered the country during the Third Intermediate Period.[52]

Third Intermediate Period (1069–653 BC)

Following the death of Ramesses XI in 1078 BC, Smendes assumed authority over the northern part of Egypt, ruling from the city of Tanis. The south was effectively controlled by the High Priests of Amun at Thebes, who recognized Smendes in name only.[53] During this time, Libyans had been settling in the western delta, and chieftains of these settlers began increasing their autonomy. Libyan princes took control of the delta under Shoshenq I in 945 BC, founding the so-called Libyan or Bubastite dynasty that would rule for some 200 years. Shoshenq also gained control of southern Egypt by placing his family members in important priestly positions. Libyan control began to erode as a rival dynasty in the delta arose in Leontopolis, and Kushites threatened from the south.

Statues of two pharaohs of Egypt's Twenty-Fifth Dynasty and several other Kushite kings, Kerma Museum[54]

Around 727 BC the Kushite king Piye invaded northward, seizing control of Thebes and eventually the Delta, which established the 25th Dynasty.[55] During the 25th Dynasty, Pharaoh Taharqa created an empire nearly as large as the New Kingdom's. Twenty-fifth Dynasty pharaohs built, or restored, temples and monuments throughout the Nile valley, including at Memphis, Karnak, Kawa, and Jebel Barkal.[56] During this period, the Nile valley saw the first widespread construction of pyramids (many in modern Sudan) since the Middle Kingdom.[57][58][59]

Egypt's far-reaching prestige declined considerably toward the end of the Third Intermediate Period. Its foreign allies had fallen under the Assyrian sphere of influence, and by 700 BC war between the two states became inevitable. Between 671 and 667 BC the Assyrians began the Assyrian conquest of Egypt. The reigns of both Taharqa and his successor, Tanutamun, were filled with constant conflict with the Assyrians, against whom Egypt enjoyed several victories. Ultimately, the Assyrians pushed the Kushites back into Nubia, occupied Memphis, and sacked the temples of Thebes.[60]

Late Period (653–332 BC)

The Assyrians left control of Egypt to a series of vassals who became known as the Saite kings of the Twenty-Sixth Dynasty. By 653 BC, the Saite king Psamtik I was able to oust the Assyrians with the help of Greek mercenaries, who were recruited to form Egypt's first navy. Greek influence expanded greatly as the city-state of Naucratis became the home of Greeks in the Nile Delta. The Saite kings based in the new capital of Sais witnessed a brief but spirited resurgence in the economy and culture, but in 525 BC, the powerful Persians, led by Cambyses II, began their conquest of Egypt, eventually capturing the pharaoh Psamtik III at the Battle of Pelusium. Cambyses II then assumed the formal title of pharaoh, but ruled Egypt from Iran, leaving Egypt under the control of a satrap. A few successful revolts against the Persians marked the 5th century BC, but Egypt was never able to permanently overthrow the Persians.[61]

Following its annexation by Persia, Egypt was joined with Cyprus and Phoenicia in the sixth satrapy of the Achaemenid Persian Empire. This first period of Persian rule over Egypt, also known as the Twenty-Seventh Dynasty, ended in 402 BC, when Egypt regained independence under a series of native dynasties. The last of these dynasties, the Thirtieth, proved to be the last native royal house of ancient Egypt, ending with the kingship of Nectanebo II. A brief restoration of Persian rule, sometimes known as the Thirty-First Dynasty, began in 343 BC, but shortly after, in 332 BC, the Persian ruler Mazaces handed Egypt over to Alexander the Great without a fight.[62]

Ptolemaic period (332–30 BC)

Portrait of Ptolemy VI Philometor wearing the double crown of Egypt

In 332 BC, Alexander the Great conquered Egypt with little resistance from the Persians and was welcomed by the Egyptians as a deliverer. The administration established by Alexander's successors, the Macedonian Ptolemaic Kingdom, was based on an Egyptian model and based in the new capital city of Alexandria. The city showcased the power and prestige of Hellenistic rule, and became a centre of learning and culture, that included the famous Library of Alexandria as part of the Mouseion.[63] The Lighthouse of Alexandria lit the way for the many ships that kept trade flowing through the city—as the Ptolemies made commerce and revenue-generating enterprises, such as papyrus manufacturing, their top priority.[64]

Hellenistic culture did not supplant native Egyptian culture, as the Ptolemies supported time-honored traditions in an effort to secure the loyalty of the populace. They built new temples in Egyptian style, supported traditional cults, and portrayed themselves as pharaohs. Some traditions merged, as Greek and Egyptian gods were syncretized into composite deities, such as Serapis, and classical Greek forms of sculpture influenced traditional Egyptian motifs. Despite their efforts to appease the Egyptians, the Ptolemies were challenged by native rebellion, bitter family rivalries, and the powerful mob of Alexandria that formed after the death of Ptolemy IV.[65] In addition, as Rome relied more heavily on imports of grain from Egypt, the Romans took great interest in the political situation in the country. Continued Egyptian revolts, ambitious politicians, and powerful opponents from the Near East made this situation unstable, leading Rome to send forces to secure the country as a province of its empire.[66]

Roman period (30 BC – AD 641)

The Fayum mummy portraits epitomize the meeting of Egyptian and Roman cultures.

Egypt became a province of the Roman Empire in 30 BC, following the defeat of Mark Antony and Ptolemaic Queen Cleopatra VII by Octavian (later Emperor Augustus) in the Battle of Actium. The Romans relied heavily on grain shipments from Egypt, and the Roman army, under the control of a prefect appointed by the emperor, quelled rebellions, strictly enforced the collection of heavy taxes, and prevented attacks by bandits, which had become a notorious problem during the period.[67] Alexandria became an increasingly important center on the trade route with the orient, as exotic luxuries were in high demand in Rome.[68]

Although the Romans had a more hostile attitude than the Greeks towards the Egyptians, some traditions such as mummification and worship of the traditional gods continued.[69] The art of mummy portraiture flourished, and some Roman emperors had themselves depicted as pharaohs, though not to the extent that the Ptolemies had. The former lived outside Egypt and did not perform the ceremonial functions of Egyptian kingship. Local administration became Roman in style and closed to native Egyptians.[69]

From the mid-first century AD, Christianity took root in Egypt and it was originally seen as another cult that could be accepted. However, it was an uncompromising religion that sought to win converts from the pagan Egyptian and Greco-Roman religions and threatened popular religious traditions. This led to the persecution of converts to Christianity, culminating in the great purges of Diocletian starting in 303, but eventually Christianity won out.[70] In 391, the Christian emperor Theodosius introduced legislation that banned pagan rites and closed temples.[71] Alexandria became the scene of great anti-pagan riots with public and private religious imagery destroyed.[72] As a consequence, Egypt's native religious culture was continually in decline. While the native population continued to speak their language, the ability to read hieroglyphic writing slowly disappeared as the role of the Egyptian temple priests and priestesses diminished. The temples themselves were sometimes converted to churches or abandoned to the desert.[73]

In the fourth century, as the Roman Empire divided, Egypt found itself in the Eastern Empire with its capital at Constantinople. In the waning years of the Empire, Egypt fell to the Sasanian Persian army in the Sasanian conquest of Egypt (618–628). It was then recaptured by the Byzantine emperor Heraclius (629–639), and was finally captured by Muslim Rashidun army in 639–641, marking the end of both Byzantine rule and of the period typically considered Ancient Egypt.[citation needed]

Government and economy

Administration and commerce

The pharaoh was usually depicted wearing symbols of royalty and power.

The pharaoh was the absolute monarch of the country and, at least in theory, wielded complete control of the land and its resources. The king was the supreme military commander and head of the government, who relied on a bureaucracy of officials to manage his affairs. In charge of the administration was his second in command, the vizier, who acted as the king's representative and coordinated land surveys, the treasury, building projects, the legal system, and the archives.[74] At a regional level, the country was divided into as many as 42 administrative regions called nomes each governed by a nomarch, who was accountable to the vizier for his jurisdiction. The temples formed the backbone of the economy. Not only were they places of worship, but were also responsible for collecting and storing the kingdom's wealth in a system of granaries and treasuries administered by overseers, who redistributed grain and goods.[75]

Much of the economy was centrally organized and strictly controlled. Although the ancient Egyptians did not use coinage until the Late period,[76] they did use a type of money-barter system,[77] with standard sacks of grain and the deben, a weight of roughly 91 grams (3 oz) of copper or silver, forming a common denominator.[78] Workers were paid in grain; a simple laborer might earn 5+12 sacks (200 kg or 400 lb) of grain per month, while a foreman might earn 7+12 sacks (250 kg or 550 lb). Prices were fixed across the country and recorded in lists to facilitate trading; for example a shirt cost five copper deben, while a cow cost 140 deben.[78] Grain could be traded for other goods, according to the fixed price list.[78] During the fifth century BC coined money was introduced into Egypt from abroad. At first the coins were used as standardized pieces of precious metal rather than true money, but in the following centuries international traders came to rely on coinage.[79]

Social status

Painted limestone relief of a noble member of Ancient Egyptian society during the New Kingdom

Egyptian society was highly stratified, and social status was expressly displayed. Farmers made up the bulk of the population, but agricultural produce was owned directly by the state, temple, or noble family that owned the land.[80] Farmers were also subject to a labor tax and were required to work on irrigation or construction projects in a corvée system.[81] Artists and craftsmen were of higher status than farmers, but they were also under state control, working in the shops attached to the temples and paid directly from the state treasury. Scribes and officials formed the upper class in ancient Egypt, known as the "white kilt class" in reference to the bleached linen garments that served as a mark of their rank.[82] The upper class prominently displayed their social status in art and literature. Below the nobility were the priests, physicians, and engineers with specialized training in their field. It is unclear whether slavery as understood today existed in ancient Egypt; there is difference of opinions among authors.[83]

The ancient Egyptians viewed men and women, including people from all social classes, as essentially equal under the law, and even the lowliest peasant was entitled to petition the vizier and his court for redress.[84] Although slaves were mostly used as indentured servants, they were able to buy and sell their servitude, work their way to freedom or nobility, and were usually treated by doctors in the workplace.[85] Both men and women had the right to own and sell property, make contracts, marry and divorce, receive inheritance, and pursue legal disputes in court. Married couples could own property jointly and protect themselves from divorce by agreeing to marriage contracts, which stipulated the financial obligations of the husband to his wife and children should the marriage end. Compared with their counterparts in ancient Greece, Rome, and even more modern places around the world, ancient Egyptian women had a greater range of personal choices, legal rights, and opportunities for achievement. Women such as Hatshepsut and Cleopatra VII even became pharaohs, while others wielded power as Divine Wives of Amun. Despite these freedoms, ancient Egyptian women did not often take part in official roles in the administration, aside from the royal high priestesses, apparently served only secondary roles in the temples (not much data for many dynasties), and were not so probably to be as educated as men.[84]

Legal system

The Seated Scribe from Saqqara, 5th dynasty

The head of the legal system was officially the pharaoh, who was responsible for enacting laws, delivering justice, and maintaining law and order, a concept the ancient Egyptians referred to as Ma'at.[74] Although no legal codes from ancient Egypt survive, court documents show that Egyptian law was based on a common-sense view of right and wrong that emphasized reaching agreements and resolving conflicts rather than strictly adhering to a complicated set of statutes.[84] Local councils of elders, known as Kenbet in the New Kingdom, were responsible for ruling in court cases involving small claims and minor disputes.[74] More serious cases involving murder, major land transactions, and tomb robbery were referred to the Great Kenbet, over which the vizier or pharaoh presided. Plaintiffs and defendants were expected to represent themselves and were required to swear an oath that they had told the truth. In some cases, the state took on both the role of prosecutor and judge, and it could torture the accused with beatings to obtain a confession and the names of any co-conspirators. Whether the charges were trivial or serious, court scribes documented the complaint, testimony, and verdict of the case for future reference.[86]

Punishment for minor crimes involved either imposition of fines, beatings, facial mutilation, or exile, depending on the severity of the offense. Serious crimes such as murder and tomb robbery were punished by execution, carried out by decapitation, drowning, or impaling the criminal on a stake. Punishment could also be extended to the criminal's family.[74] Beginning in the New Kingdom, oracles played a major role in the legal system, dispensing justice in both civil and criminal cases. The procedure was to ask the god a "yes" or "no" question concerning the right or wrong of an issue. The god, carried by a number of priests, rendered judgement by choosing one or the other, moving forward or backward, or pointing to one of the answers written on a piece of papyrus or an ostracon.[87]

Agriculture

Measuring and recording the harvest, from the tomb of Menna at Thebes (Eighteenth Dynasty)
Rectangular fishpond with ducks and lotus planted round with date palms and fruit trees, Tomb of Nebamun, Thebes, 18th Dynasty

A combination of favorable geographical features contributed to the success of ancient Egyptian culture, the most important of which was the rich fertile soil resulting from annual inundations of the Nile River. The ancient Egyptians were thus able to produce an abundance of food, allowing the population to devote more time and resources to cultural, technological, and artistic pursuits. Land management was crucial in ancient Egypt because taxes were assessed based on the amount of land a person owned.[88]

Farming in Egypt was dependent on the cycle of the Nile River. The Egyptians recognized three seasons: Akhet (flooding), Peret (planting), and Shemu (harvesting). The flooding season lasted from June to September, depositing on the river's banks a layer of mineral-rich silt ideal for growing crops. After the floodwaters had receded, the growing season lasted from October to February. Farmers plowed and planted seeds in the fields, which were irrigated with ditches and canals. Egypt received little rainfall, so farmers relied on the Nile to water their crops.[89] From March to May, farmers used sickles to harvest their crops, which were then threshed with a flail to separate the straw from the grain. Winnowing removed the chaff from the grain, and the grain was then ground into flour, brewed to make beer, or stored for later use.[90]

The ancient Egyptians cultivated emmer and barley, and several other cereal grains, all of which were used to make the two main food staples of bread and beer.[91] Flax plants, uprooted before they started flowering, were grown for the fibers of their stems. These fibers were split along their length and spun into thread, which was used to weave sheets of linen and to make clothing. Papyrus growing on the banks of the Nile River was used to make paper. Vegetables and fruits were grown in garden plots, close to habitations and on higher ground, and had to be watered by hand. Vegetables included leeks, garlic, melons, squashes, pulses, lettuce, and other crops, in addition to grapes that were made into wine.[92]

A tomb relief depicts workers plowing the fields, harvesting the crops, and threshing the grain under the direction of an overseer, painting in the tomb of Nakht.

Animals

Sennedjem plows his fields in Aaru with a pair of oxen, Deir el-Medina.

The Egyptians believed that a balanced relationship between people and animals was an essential element of the cosmic order; thus humans, animals and plants were believed to be members of a single whole.[93] Animals, both domesticated and wild, were therefore a critical source of spirituality, companionship, and sustenance to the ancient Egyptians. Cattle were the most important livestock; the administration collected taxes on livestock in regular censuses, and the size of a herd reflected the prestige and importance of the estate or temple that owned them. In addition to cattle, the ancient Egyptians kept sheep, goats, and pigs. Poultry, such as ducks, geese, and pigeons, were captured in nets and bred on farms, where they were force-fed with dough to fatten them.[94] The Nile provided a plentiful source of fish. Bees were also domesticated from at least the Old Kingdom, and provided both honey and wax.[95]

The ancient Egyptians used donkeys and oxen as beasts of burden, and they were responsible for plowing the fields and trampling seed into the soil. The slaughter of a fattened ox was also a central part of an offering ritual. Horses were introduced by the Hyksos in the Second Intermediate Period. Camels, although known from the New Kingdom, were not used as beasts of burden until the Late Period. There is also evidence to suggest that elephants were briefly used in the Late Period but largely abandoned due to lack of grazing land.[94] Cats, dogs, and monkeys were common family pets, while more exotic pets imported from the heart of Africa, such as Sub-Saharan African lions,[96] were reserved for royalty. Herodotus observed that the Egyptians were the only people to keep their animals with them in their houses.[93] During the Late Period, the worship of the gods in their animal form was extremely popular, such as the cat goddess Bastet and the ibis god Thoth, and these animals were kept in large numbers for the purpose of ritual sacrifice.[97]

Natural resources

Egypt is rich in building and decorative stone, copper and lead ores, gold, and semiprecious stones. These natural resources allowed the ancient Egyptians to build monuments, sculpt statues, make tools, and fashion jewelry.[98] Embalmers used salts from the Wadi Natrun for mummification, which also provided the gypsum needed to make plaster.[99] Ore-bearing rock formations were found in distant, inhospitable wadis in the Eastern Desert and the Sinai, requiring large, state-controlled expeditions to obtain natural resources found there. There were extensive gold mines in Nubia, and one of the first maps known is of a gold mine in this region. The Wadi Hammamat was a notable source of granite, greywacke, and gold. Flint was the first mineral collected and used to make tools, and flint handaxes are the earliest pieces of evidence of habitation in the Nile valley. Nodules of the mineral were carefully flaked to make blades and arrowheads of moderate hardness and durability even after copper was adopted for this purpose.[100] Ancient Egyptians were among the first to use minerals such as sulfur as cosmetic substances.[101]

The Egyptians worked deposits of the lead ore galena at Gebel Rosas to make net sinkers, plumb bobs, and small figurines. Copper was the most important metal for toolmaking in ancient Egypt and was smelted in furnaces from malachite ore mined in the Sinai.[102] Workers collected gold by washing the nuggets out of sediment in alluvial deposits, or by the more labor-intensive process of grinding and washing gold-bearing quartzite. Iron deposits found in upper Egypt were used in the Late Period.[103] High-quality building stones were abundant in Egypt; the ancient Egyptians quarried limestone all along the Nile valley, granite from Aswan, and basalt and sandstone from the wadis of the Eastern Desert. Deposits of decorative stones such as porphyry, greywacke, alabaster, and carnelian dotted the Eastern Desert and were collected even before the First Dynasty. In the Ptolemaic and Roman Periods, miners worked deposits of emeralds in Wadi Sikait and amethyst in Wadi el-Hudi.[104]

Trade

Hatshepsut's trading expedition to the Land of Punt

The ancient Egyptians engaged in trade with their foreign neighbors to obtain rare, exotic goods not found in Egypt. In the Predynastic Period, they established trade with Nubia to obtain gold and incense. They also established trade with Palestine, as evidenced by Palestinian-style oil jugs found in the burials of the First Dynasty pharaohs.[105] An Egyptian colony stationed in southern Canaan dates to slightly before the First Dynasty.[106] Narmer had Egyptian pottery produced in Canaan and exported back to Egypt.[107][108]

By the Second Dynasty at latest, ancient Egyptian trade with Byblos yielded a critical source of quality timber not found in Egypt. By the Fifth Dynasty, trade with Punt provided gold, aromatic resins, ebony, ivory, and wild animals such as monkeys and baboons.[109] Egypt relied on trade with Anatolia for essential quantities of tin as well as supplementary supplies of copper, both metals being necessary for the manufacture of bronze. The ancient Egyptians prized the blue stone lapis lazuli, which had to be imported from far-away Afghanistan. Egypt's Mediterranean trade partners also included Greece and Crete, which provided, among other goods, supplies of olive oil.[110]

Language

Historical development

r
Z1
nkmmt
O49
r n kmt
'Egyptian language'
in hieroglyphs

The Egyptian language is a northern Afro-Asiatic language closely related to the Berber and Semitic languages.[111] It has the longest known history of any language having been written from c. 3200 BC to the Middle Ages and remaining as a spoken language for longer. The phases of ancient Egyptian are Old Egyptian, Middle Egyptian (Classical Egyptian), Late Egyptian, Demotic and Coptic.[112] Egyptian writings do not show dialect differences before Coptic, but it was probably spoken in regional dialects around Memphis and later Thebes.[113]

Ancient Egyptian was a synthetic language, but it became more analytic later on. Late Egyptian developed prefixal definite and indefinite articles, which replaced the older inflectional suffixes. There was a change from the older verb–subject–object word order to subject–verb–object.[114] The Egyptian hieroglyphic, hieratic, and demotic scripts were eventually replaced by the more phonetic Coptic alphabet. Coptic is still used in the liturgy of the Egyptian Orthodox Church, and traces of it are found in modern Egyptian Arabic.[115]

Sounds and grammar

Ancient Egyptian has 25 consonants similar to those of other Afro-Asiatic languages. These include pharyngeal and emphatic consonants, voiced and voiceless stops, voiceless fricatives and voiced and voiceless affricates. It has three long and three short vowels, which expanded in Late Egyptian to about nine.[116] The basic word in Egyptian, similar to Semitic and Berber, is a triliteral or biliteral root of consonants and semiconsonants. Suffixes are added to form words. The verb conjugation corresponds to the person. For example, the triconsonantal skeleton S-Ḏ-M is the semantic core of the word 'hear'; its basic conjugation is sḏm, 'he hears'. If the subject is a noun, suffixes are not added to the verb:[117] sḏm ḥmt, 'the woman hears'.

Adjectives are derived from nouns through a process that Egyptologists call nisbation because of its similarity with Arabic.[118] The word order is predicate–subject in verbal and adjectival sentences, and subject–predicate in nominal and adverbial sentences.[119] The subject can be moved to the beginning of sentences if it is long and is followed by a resumptive pronoun.[120] Verbs and nouns are negated by the particle n, but nn is used for adverbial and adjectival sentences. Stress falls on the ultimate or penultimate syllable, which can be open (CV) or closed (CVC).[121]

Writing

Розеттский камень ( ок. 196 г. до н. э.) позволил лингвистам приступить к расшифровке древнеегипетских письмен . [122]

Иероглифическое письмо датируется ок. 3000   г. до н.э. и состоит из сотен символов. Иероглиф может обозначать слово, звук или молчаливый определитель; и один и тот же символ может служить разным целям в разных контекстах. Иероглифы представляли собой формальный шрифт, используемый на каменных памятниках и гробницах, который мог быть столь же подробным, как и отдельные произведения искусства. В повседневном письме писцы использовали скорописную форму письма, называемую иератической , которая была быстрее и проще. В то время как формальные иероглифы можно читать строками или столбцами в любом направлении (хотя обычно они пишутся справа налево), иератика всегда писалась справа налево, обычно горизонтальными рядами. Новая форма письма, демотическая , стала преобладающим стилем письма, и именно эта форма письма — наряду с формальными иероглифами — сопровождает греческий текст на Розеттском камне. [123]

Примерно в первом веке нашей эры коптский алфавит начал использоваться наряду с демотическим письмом. Коптский — модифицированный греческий алфавит с добавлением некоторых демотических знаков. [124] Хотя формальные иероглифы использовались в церемониальных целях до четвертого века, к концу лишь небольшая горстка священников все еще могла их читать. С расформированием традиционных религиозных учреждений знания иероглифического письма были большей частью утрачены. Попытки их расшифровки датируются византийскими [125] и исламский периоды в Египте, [126] но только в 1820-х годах, после открытия Розеттского камня и многолетних исследований Томаса Янга и Жана-Франсуа Шампольона , иероглифы были существенно расшифрованы . [127]

Литература

Иероглифы на стеле в Лувре , ок. 1321 г. до н.э.

Письменность впервые появилась в связи с королевской властью на этикетках и бирках предметов, найденных в королевских гробницах. В первую очередь это было занятие писцов, работавших в учреждении Пер Анк или Доме Жизни. Последний включал в себя офисы, библиотеки (так называемые «Дом книги»), лаборатории и обсерватории. [128] Некоторые из самых известных произведений древнеегипетской литературы, такие как «Тексты пирамид» и «Тексты гробов» , были написаны на классическом египетском языке, который оставался языком письма примерно до 1300 г.   до н.э. На позднем египетском языке говорили начиная с Нового царства, и он представлен в административных документах Рамессида , любовной поэзии и сказках, а также в демотических и коптских текстах. В этот период традиция письма превратилась в автобиографии гробниц, например, автобиографии Хархуфа и Вени . Жанр, известный как Себайт («инструкции»), был разработан для передачи учений и указаний известных дворян; Папирус Ипувера , стихотворение плача, описывающее стихийные бедствия и социальные потрясения, является известным примером.

«История Синухе» , написанная на среднеегипетском языке , может быть классикой египетской литературы. [129] В это же время был написан « Папирус Весткара» — набор историй, рассказанных Хуфу его сыновьями о чудесах, совершаемых священниками. [130] «Наставление Аменемопа» считается шедевром ближневосточной литературы. [131] К концу Нового Королевства местный язык чаще использовался для написания популярных произведений, таких как « История Венамуна» и «Инструкция любого» . В первом рассказывается история дворянина, которого ограбили по пути за кедром в Ливане, и его борьбы за возвращение в Египет. Примерно с 700   г. до н.э. повествовательные истории и инструкции, такие как популярные «Инструкции Ончшешонки», а также личные и деловые документы были написаны демотическим письмом и фазой египетского языка. Действие многих историй, написанных на демотическом языке в греко-римский период, происходит в предыдущие исторические эпохи, когда Египет был независимой страной, которой правили великие фараоны, такие как Рамсес II . [132]

Культура

Повседневная жизнь

Занятия низшего класса

Большинство древних египтян были земледельцами, привязанными к земле. Их жилища предназначались только для ближайших членов семьи и были построены из сырцового кирпича , чтобы сохранять прохладу в дневную жару. В каждом доме была кухня с открытой крышей, на которой стоял точильный камень для помола зерна и небольшая печь для выпечки хлеба. [133] Керамика служила домашней утварью для хранения, приготовления, транспортировки и потребления продуктов питания, напитков и сырья. Стены были выкрашены в белый цвет и могли быть покрыты крашеными льняными драпировками. Полы были покрыты тростниковыми циновками, а мебель составляли деревянные табуретки, кровати, приподнятые над полом, и отдельные столы. [134]

Египтяне отмечали праздники и фестивали, сопровождавшиеся музыкой и танцами.

Древние египтяне придавали большое значение гигиене и внешнему виду. Большинство купались в Ниле и пользовались пастообразным мылом, приготовленным из животного жира и мела. Мужчины ради чистоты брили все тело; духи и ароматические мази скрывали неприятный запах и успокаивали кожу. [135] Одежда шилась из простых льняных простыней, отбеленных до белого цвета, а мужчины и женщины из высших классов носили парики, украшения и косметику . Дети ходили без одежды до совершеннолетия, примерно в 12 лет, и в этом возрасте мужчин обрезали и брили головы. семьи Матери отвечали за уход за детьми, а отец обеспечивал доход . [136]

Музыка и танцы были популярными развлечениями для тех, кто мог себе это позволить. Ранние инструменты включали флейты и арфы, а инструменты, подобные трубам, гобоям и трубам, развились позже и стали популярными. В Новом царстве египтяне играли на колокольчиках, тарелках, бубнах, барабанах, а также импортировали лютни и лиры из Азии. [137] Систрум похожий на погремушку представлял собой музыкальный инструмент, , который имел особое значение в религиозных церемониях.

Руины Дейр-эль-Медины

Древние египтяне наслаждались разнообразными видами досуга, включая игры и музыку. Сенет , настольная игра, в которой фигуры перемещались случайным образом, была особенно популярна с древнейших времен; Другой похожей игрой была мехен , в которой было круглое игровое поле. « Гончие и шакалы », также известные как «58 лунок», — еще один пример настольных игр, в которые играли в Древнем Египте. Первый полный набор этой игры был обнаружен в фиванской гробнице египетского фараона Аменемхета IV, датируемой 13-й династией . [138] Среди детей были популярны жонглирование и игры с мячом , а борьба также задокументирована в гробнице в Бени-Хасане . [139] Богатые члены древнеегипетского общества любили охоту, рыбалку также и катание на лодках.

Раскопки рабочей деревни Дейр-эль-Медина привели к созданию одного из наиболее тщательно задокументированных отчетов об общественной жизни древнего мира, охватывающей почти четыреста лет. Нет ни одного сопоставимого сайта, где бы так подробно изучались организация, социальные взаимодействия, условия труда и жизни сообщества. [140]

Кухня

Охота на диких птиц и вспашка поля, могила Нефермаата и его жены Итет ( ок. 2700 г. до н.э. )

Египетская кухня со временем оставалась удивительно стабильной; действительно, кухня современного Египта сохраняет поразительное сходство с кухней древних. Основной рацион состоял из хлеба и пива, дополненных овощами, такими как лук и чеснок, и фруктами, такими как финики и инжир. В праздничные дни все наслаждались вином и мясом, тогда как высшие классы наслаждались ими более регулярно. Рыбу, мясо и птицу можно было солить или сушить, тушить или жарить на гриле. [141]

Архитектура

Архитектура Древнего Египта включает в себя некоторые из самых известных сооружений в мире: Великие пирамиды Гизы и храмы в Фивах. Строительные проекты организовывались и финансировались государством в религиозных и памятных целях, а также для укрепления широкой власти фараона. Древние египтяне были искусными строителями; используя только простые, но эффективные инструменты и прицельные приспособления, архитекторы могли строить большие каменные конструкции с такой точностью и точностью, которой можно позавидовать и сегодня. [142]

Домашние жилища как элиты, так и простых египтян были построены из скоропортящихся материалов, таких как сырцовый кирпич и дерево, и не сохранились. Крестьяне жили в простых домах, а дворцы элиты и фараона представляли собой более сложные постройки. Несколько сохранившихся дворцов Нового Царства, например, в Малкате и Амарне , демонстрируют богато украшенные стены и полы со сценами с людьми, птицами, водными бассейнами, божествами и геометрическими узорами. [143] Важные сооружения, такие как храмы и гробницы, которые должны были стоять вечно, были построены из камня, а не из сырцового кирпича. Архитектурные элементы, использованные в первом в мире крупномасштабном каменном здании, столбы погребальном комплексе Джосера, включают и опоры перемычки в виде папируса и мотива лотоса. [ нужна ссылка ]

Самые ранние сохранившиеся древнеегипетские храмы, такие как храмы в Гизе, состоят из одиночных закрытых залов с плитами крыши, поддерживаемыми колоннами. В Новом царстве архитекторы добавили пилон , открытый двор и закрытый гипостильный зал к передней части святилища храма — стиль, который был стандартным до греко-римского периода. [144] Самой ранней и самой популярной архитектурой гробниц в Старом Королевстве была мастаба , прямоугольная конструкция с плоской крышей из сырцового кирпича или камня, построенная над подземной погребальной камерой . Ступенчатая пирамида Джосера представляет собой ряд каменных мастаб, поставленных друг на друга. Пирамиды были построены во времена Старого и Среднего царств, но большинство более поздних правителей отказались от них в пользу менее заметных гробниц, высеченных в скалах. [145] Использование формы пирамиды продолжалось в частных часовнях-гробницах Нового царства и в королевских пирамидах Нубии . [146]

Искусство

Менна и семейная охота на болотах, гробница Менны, ок. 1400 г. до н.э.

Древние египтяне создавали искусство для функциональных целей. На протяжении более 3500 лет художники придерживались художественных форм и иконографии, разработанных во времена Старого царства, следуя строгим принципам, противостоящим иностранному влиянию и внутренним изменениям. [147] Эти художественные стандарты — простые линии, формы и плоские цветовые области в сочетании с характерной плоской проекцией фигур без указания пространственной глубины — создавали ощущение порядка и баланса внутри композиции. Изображения и текст тесно переплетались на стенах гробниц и храмов, гробах, стелах и даже статуях. иероглифы . Например, палитра Нармера отображает цифры, которые также можно прочитать как [148] Из-за жестких правил, определяющих его стилизованный и символический внешний вид, древнеегипетское искусство точно и ясно служило своим политическим и религиозным целям. [149]

Модели египетских гробниц как погребальный инвентарь

Древние египетские ремесленники использовали камень в качестве материала для резьбы статуй и прекрасных рельефов, но использовали дерево как дешевый и легко обрабатываемый заменитель. Краски получали из таких минералов, как железные руды (красная и желтая охра), медные руды (синяя и зеленая), сажа или древесный уголь (черный) и известняк (белый). Краски можно было смешивать с гуммиарабиком в качестве связующего и прессовать в лепешки, которые при необходимости можно было смачивать водой. [150]

Фараоны использовали рельефы для записи побед в битвах, царских указов и религиозных сцен. Обычные граждане имели доступ к произведениям погребального искусства , таким как статуи шабти и книги мертвых, которые, как они верили, защитят их в загробной жизни. [151] В эпоху Среднего царства деревянные или глиняные модели, популярными дополнениями к гробницам стали изображающие сцены из повседневной жизни. В попытке воспроизвести деятельность живых в загробной жизни , эти модели показывают рабочих, дома, лодки и даже военные формирования, которые являются масштабным представлением идеальной загробной жизни Древнего Египта. [152]

Несмотря на однородность древнеегипетского искусства, стили определенных времен и мест иногда отражали изменение культурных или политических взглядов. После вторжения гиксосов во Второй промежуточный период минойском были найдены фрески в в Аварисе стиле . [153] Самый яркий пример политически обусловленного изменения художественных форм относится к периоду Амарны , когда фигуры были радикально изменены, чтобы соответствовать . революционным религиозным идеям Эхнатона [154] Этот стиль, известный как искусство Амарны , был быстро оставлен после смерти Эхнатона и заменен традиционными формами. [155]

Религиозные верования

Книга Мертвых была путеводителем по пути умершего в загробную жизнь.

Вера в божественное и загробную жизнь была укоренена в древнеегипетской цивилизации с момента ее зарождения; Правление фараонов основывалось на божественном праве царей . Египетский пантеон был населен богами , обладавшими сверхъестественными способностями, к которым призывали помощь или защиту. Однако богов не всегда считали доброжелательными, и египтяне считали, что их нужно умилостивить подношениями и молитвами. Структура этого пантеона постоянно менялась по мере продвижения в иерархии новых божеств, но жрецы не предпринимали никаких усилий, чтобы организовать разнообразные, а иногда и противоречивые мифы и истории в последовательную систему. [156] Эти различные концепции божественности считались не противоречивыми, а скорее слоями в многочисленных аспектах реальности. [157]

Расписной рельеф сидящего человека с зеленой кожей и в обтягивающей одежде, человека с головой шакала и человека с головой сокола.
Боги Осирис , Анубис и Гор в гробнице Хоремхеба ( KV57 ) в Долине Царей.

Богам поклонялись в культовых храмах, которыми управляли жрецы, действовавшие от имени короля. В центре храма находилась культовая статуя в святилище. Храмы не были местами общественного поклонения или собрания, и только в отдельные праздники и праздники для публичного поклонения выносилась святыня со статуей бога. Обычно владения бога были изолированы от внешнего мира и доступны только служителям храма. Обычные граждане могли поклоняться частным статуям в своих домах, а амулеты обеспечивали защиту от сил хаоса. [158] После Нового царства роль фараона как духовного посредника была преуменьшена, поскольку религиозные обычаи сместились в сторону прямого поклонения богам. В результате жрецы разработали систему оракулов , позволяющую напрямую сообщать людям волю богов. [159]

Египтяне верили, что каждое человеческое существо состоит из физических и духовных частей или аспектов . Помимо тела, у каждого человека были швт (тень), ба (личность или душа), ка (жизненная сила) и имя . [160] Сердце, а не мозг, считалось вместилищем мыслей и эмоций. После смерти духовные аспекты высвобождались из тела и могли перемещаться по своему желанию, но им требовались физические останки (или заменитель, например статуя) в качестве постоянного дома. Конечная цель умершего состояла в том, чтобы воссоединиться со своими ка и ба и стать одним из «благословенных мертвецов», продолжая жить как ах , или «эффективный». Для того, чтобы это произошло, умерший должен был быть признан достойным на суде, на котором сердце сравнивалось с « пером истины ». Если покойный будет сочтен достойным, он сможет продолжить свое существование на земле в духовной форме. [161] Если они не считались достойными, их сердце съедал Аммит Пожиратель, и они были стерты из Вселенной. [ нужна ссылка ]

Погребальные обычаи

Анубис , бог, связанный с мумификацией и погребальными ритуалами, ухаживающий за мумией.

Древние египтяне придерживались тщательно продуманного набора погребальных обычаев, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия после смерти. Эти обычаи включали сохранение тела путем мумификации , проведение церемоний погребения и захоронение вещей, которые умерший будет использовать в загробной жизни. [151] До Древнего царства тела, захороненные в пустынных ямах, естественным образом сохранялись за счет высыхания . Засушливые пустынные условия на протяжении всей истории Древнего Египта были благом для захоронений бедняков, которые не могли позволить себе сложную подготовку к захоронению, доступную элите. Более состоятельные египтяне стали хоронить своих умерших в каменных гробницах и использовать искусственную мумификацию, заключавшуюся в удалении внутренних органов , обертывании тела льняной тканью и захоронении его в прямоугольном каменном саркофаге или деревянном гробу. Начиная с Четвертой династии, некоторые части сохранялись отдельно в канопах . [162]

К моменту Нового царства древние египтяне усовершенствовали искусство мумификации; лучший метод занял 70 дней и включал удаление внутренних органов, удаление мозга через нос и высушивание тела в смеси солей, называемой натроном . Затем тело завернули в полотно с защитными амулетами, вставленными между слоями, и поместили в украшенный антропоидный гроб. Мумии позднего периода также помещались в расписные картонные футляры для мумий. Фактические методы сохранения пришли в упадок в эпоху Птолемеев и Рима, в то время как больший упор уделялся внешнему виду мумии, которая была украшена. [163]

Состоятельных египтян хоронили с большим количеством предметов роскоши, но все захоронения, независимо от социального статуса, включали товары для умершего. погребальные тексты В могилу часто помещали , а начиная с Нового царства - статуи шабти , которые, как полагали, выполняли за них ручную работу в загробной жизни. [164] Погребения сопровождались ритуалами, в ходе которых умерший магически оживлялся. После погребения живые родственники должны были время от времени приносить еду к могиле и читать молитвы от имени умершего. [165]

Военный

Тутанхамон атакует врагов на своей колеснице , XVIII династия.

Древние египетские вооруженные силы отвечали за защиту Египта от иностранного вторжения и за поддержание господства Египта на древнем Ближнем Востоке . Военные защищали горнодобывающие экспедиции на Синай во времена Древнего царства и вели гражданские войны в первый и второй промежуточные периоды. Военные отвечали за поддержание укреплений на важных торговых путях, например, в городе Буэн на пути в Нубию. Форты также были построены в качестве военных баз, например, крепость в Силе, которая была базой для экспедиций в Левант . В Новом царстве ряд фараонов использовал постоянную египетскую армию для нападения и завоевания Куша и некоторых частей Леванта. [166]

Деревянные фигурки воинов из гробницы номарха Месехти ( 11 династия )

Типичное военное снаряжение включало луки и стрелы , копья и щиты с закругленными концами, изготовленные путем натягивания кожи животных на деревянный каркас. В Новом царстве военные стали использовать колесницы , ранее завезенные захватчиками-гиксосами. Оружие и доспехи продолжали совершенствоваться после принятия бронзы: щиты теперь делались из цельного дерева с бронзовой пряжкой, копья имели бронзовые наконечники, а хопеш был заимствован у азиатских солдат. [167] В искусстве и литературе фараон обычно изображался верхом во главе армии; Было высказано предположение, что по крайней мере несколько фараонов, таких как Секененре Тао II и его сыновья, поступали так. [168] Однако также утверждалось, что «короли этого периода лично не выступали в качестве военачальников на передовой, сражаясь бок о бок со своими войсками». [169] Солдаты набирались из населения в целом, но во время и особенно после Нового царства для борьбы за Египет нанимались наемники из Нубии, Куша и Ливии. [170]

Технологии, медицина и математика

Технология

Стеклоделие было высокоразвитым искусством.

В технологиях, медицине и математике Древний Египет достиг относительно высокого уровня производительности и сложности. Традиционный эмпиризм , о чем свидетельствуют папирусы Эдвина Смита и Эберса ( ок. 1600 г. до н.э. ), впервые приписывают Египту. Египтяне создали свой алфавит и десятичную систему .

Фаянс и стекло

Еще до Древнего царства древние египтяне разработали стекловидный материал, известный как фаянс , который они считали разновидностью искусственного полудрагоценного камня. Фаянс — это неглиняная керамика, изготовленная из кремнезема , небольшого количества извести и соды и красителя, обычно меди. [171] Из материала изготавливали бусы, плитку, статуэтки и мелкие изделия. Для создания фаянса можно использовать несколько методов, но обычно производство включало нанесение порошкообразных материалов в виде пасты на глиняную сердцевину, которую затем обжигали. С помощью аналогичной технологии древние египтяне получали пигмент, известный как египетский синий , также называемый голубой фриттой, который получают путем сплавления (или спекания ) кремнезема, меди, извести и щелочи, такой как натрон. Продукт можно измельчить и использовать в качестве пигмента. [172]

Древние египтяне могли с большим мастерством изготавливать самые разнообразные предметы из стекла, но неясно, разработали ли они этот процесс самостоятельно. [173] Также неясно, производили ли они собственное необработанное стекло или просто импортировали готовые слитки, которые плавили и обрабатывали. Тем не менее, у них был технический опыт в изготовлении предметов, а также в добавлении микроэлементов для контроля цвета готового стекла. Можно было изготовить различные цвета, включая желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый и белый, а стекло можно было сделать прозрачным или непрозрачным. [174]

Лекарство

Медицинские проблемы древних египтян были напрямую связаны с окружающей средой. Жизнь и работа вблизи Нила создавали опасность малярии и изнурительных паразитов шистосомоза , которые вызывали поражение печени и кишечника. Опасные дикие животные, такие как крокодилы и бегемоты, также представляли собой обычную угрозу. Пожизненный труд в сельском хозяйстве и строительстве вызывает нагрузку на позвоночник и суставы, а травмы, полученные в результате строительства и боевых действий, наносят значительный ущерб организму. Грязь и песок из измельченной на камнях муки истирали зубы, делая их склонными к абсцессам (хотя кариес случался редко). [175]

Диета богатых людей была богата сахаром, который способствовал развитию заболеваний пародонта . [176] Несмотря на привлекательные телосложения, изображенные на стенах гробниц, мумии многих представителей высшего класса с избыточным весом демонстрируют последствия чрезмерной жизни. [177] Ожидаемая продолжительность взрослой жизни составляла около 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, но достижение взрослой жизни было трудным, поскольку около трети населения умерло в младенчестве. [и]

Хирургический папирус Эдвина Смита описывает анатомию и методы лечения, написанные иератическим шрифтом , ок. 1550 г. до н.э.

Древнеегипетские врачи были известны на древнем Ближнем Востоке своими целительскими навыками, а некоторые, такие как Имхотеп , оставались знаменитыми еще долго после своей смерти. [178] Геродот отмечал, что среди египетских врачей была высокая степень специализации: некоторые лечили только голову или желудок, а другие были окулистами и дантистами. [179] Обучение врачей проходило в учреждении Пер Анк, или «Дом жизни», в первую очередь в учреждениях со штаб-квартирой в Пер-Бастете во время Нового царства и в Абидосе и Саисе в Поздний период. Медицинские папирусы демонстрируют эмпирические знания анатомии, травм и практических методов лечения. [180]

Раны обрабатывали путем перевязки сырым мясом, белым бельем, наложением швов, сеток, подушечек и тампонов, пропитанных медом, для предотвращения заражения. [181] в то время как опиум , тимьян и белладона использовались для облегчения боли. Самые ранние записи о лечении ожогов описывают ожоговые повязки, в которых используется молоко матерей младенцев мужского пола. Молились богине Исиде . Заплесневелый хлеб, мед и соли меди также использовались для предотвращения заражения через грязь при ожогах. [182] Чеснок и лук регулярно использовались для укрепления здоровья и, как считалось, облегчали симптомы астмы . Древние египетские хирурги зашивали раны, вправляли сломанные кости и ампутировали больные конечности, но они признавали, что некоторые травмы были настолько серьезными, что они могли обеспечить комфорт пациента только до тех пор, пока не наступила смерть. [183]

Морские технологии

Ранние египтяне знали, как собирать деревянные доски в корпус корабля , и освоили передовые формы судостроения еще в 3000 году   до нашей эры. Археологический институт Америки сообщает, что самые старые дощатые корабли известные — это лодки Абидоса . [5] Группа из 14 кораблей, обнаруженных в Абидосе, была построена из деревянных досок, «сшитых» вместе. Открыт египтологом Дэвидом О'Коннором из Нью-Йоркского университета . [184] тканые ремни , Было обнаружено, что для скрепления досок использовались [5] а камыш или трава, набитые между досками, помогали герметизировать швы. [5] Поскольку все корабли похоронены вместе и рядом с моргом, принадлежащим фараону Хасехемви , первоначально считалось, что все они принадлежали ему, но один из 14 кораблей датируется 3000   г. встречаться. Корабль, датируемый 3000 г. до   н. э., имел длину 75 футов (23 м) и, как теперь полагают, возможно, принадлежал более раннему фараону, возможно, еще в Хор-Аха . [184]

Древние египтяне также знали, как собирать деревянные доски с помощью гвоздей , чтобы скрепить их вместе, и использовать смолу для заделки швов. « Корабль Хуфу », судно длиной 43,6 метра (143 фута), запечатанное в яме в комплексе пирамид Гизы у подножия Великой пирамиды Гизы во времена Четвертой династии около 2500   г. до н.э., представляет собой сохранившийся полноразмерный пример, который может выполнили символическую функцию солнечного барка . Древние египтяне также знали, как скреплять доски этого корабля вместе с помощью пазов и шипов . [5]

Морской корабль экспедиции в Пунт, с рельефа заупокойного храма Хатшепсут , Дейр эль-Бахари.

Известно, что большие морские корабли активно использовались египтянами в торговле с городами-государствами восточного Средиземноморья, особенно с Библосом (на побережье современного Ливана), а также в нескольких экспедициях по Красному морю в Землю Пунт . Фактически, одним из самых ранних египетских слов, обозначающих морской корабль, является «Корабль Библоса», которое первоначально определяло класс египетских морских кораблей, используемых на маршруте Библа; однако к концу Древнего Королевства этот термин стал обозначать большие морские корабли, независимо от их назначения. [185]

В 1977 году был обнаружен древний канал с севера на юг, простирающийся от озера Тимса до озер Балла. [186] Он был датирован Средним царством Египта путем экстраполяции дат древних памятников, построенных на его протяжении. [186] [ф]

В 2011 году археологи из Италии, США и Египта, раскапывая высохшую лагуну, известную как Мерса Гавасис , обнаружили следы древней гавани, из которой когда-то отправлялись первые путешествия, такие как экспедиция Хатшепсут «Пунт», в открытый океан. Некоторые из наиболее ярких свидетельств мореплавания древних египтян включают в себя большие корабельные бревна и сотни футов веревок, сделанных из папируса, скрученных в огромные связки. [187] В 2013 году группа франко-египетских археологов обнаружила на побережье Красного моря, недалеко от Вади-эль-Джарфа (около 110 миль к югу Суэца ) . [188]

Математика

Факсимиле астрономической карты в гробнице Сенемута , 18-я династия. [189]

Самые ранние засвидетельствованные примеры математических вычислений относятся к додинастическому периоду Накада и демонстрируют полностью развитую систему счисления . [г] О важности математики для образованного египтянина свидетельствует вымышленное письмо Нового Царства, в котором автор предлагает устроить научное соревнование между собой и другим писцом в решении повседневных вычислительных задач, таких как учет земли, труда и зерна. [190] Такие тексты, как « Математический папирус Ринда» и « Московский математический папирус», показывают, что древние египтяне могли выполнять четыре основные математические операции — сложение, вычитание, умножение и деление — использовать дроби, вычислять площади прямоугольников, треугольников и кругов и вычислять объемы коробок, колонн и пирамид. Они понимали основные понятия алгебры и геометрии и могли решать системы уравнений . [191]

Д22
2 3
в иероглифах

Математическая система счисления была десятичной и основывалась на иероглифических знаках для каждой степени от десяти до миллиона. Каждое из них можно было записать столько раз, сколько необходимо, чтобы в сумме получить желаемое число; поэтому, чтобы написать число восемьдесят или восемьсот, символ десяти или ста писался восемь раз соответственно. [192] Поскольку их методы расчета не могли обрабатывать большинство дробей с числителем больше единицы, им приходилось записывать дроби как сумму нескольких дробей. Например, дробь две пятых они разложили на сумму одна треть + одна пятнадцатая . Этому способствовали стандартные таблицы значений. [193] Однако некоторые обыкновенные дроби были записаны специальным знаком — эквивалент современных двух третей показан справа. [194]

Древние египетские математики знали теорему Пифагора как эмпирическую формулу. Они знали, например, что треугольник имеет прямой угол, противоположный гипотенузе , когда его стороны находятся в соотношении 3–4–5. [195] Они смогли оценить площадь круга, вычитая одну девятую из его диаметра и возводя результат в квадрат:

Площадь ≈ [( 8 9 ) Д ] 2 = ( 256/81 ) р 2 ≈ 3,16 р 2 ,

разумное приближение формулы π r 2 . [196]

Население

Залы Карнакского храма построены из рядов больших колонн.

Оценки численности населения варьируются от 1–1,5 миллиона в 3-м тысячелетии до нашей эры до, возможно, 2–3 миллионов к 1-му тысячелетию до нашей эры, а затем значительно вырастут к концу этого тысячелетия. [197]

Археогенетика

По словам историка Уильяма Стиблинга и археолога Сьюзан Н. Хелфт, противоречивые анализы ДНК недавних генетических образцов, таких как царские мумии Амарны, привели к отсутствию консенсуса относительно генетического состава древних египтян и их географического происхождения. [198]

Генетическая история Древнего Египта остается развивающейся областью и имеет значение для понимания популяционно-демографических событий, соединяющих Африку и Евразию. На сегодняшний день объем полногеномных анализов адДНК древних образцов из Египта и Судана остается скудным, хотя исследования однородительских гаплогрупп у древних людей проводились несколько раз, что в целом указывает на сходство с другими африканскими и евразийскими группами. [199] [200]

Самый продвинутый на данный момент полногеномный анализ был проведен на трех древних образцах, обнаруженных в долине реки Нил, Абусир-эль-Мелек, Египет. Два человека были датированы доптолемеевским периодом (от Нового царства до позднего периода), а один человек - периодом Птолемеев, охватывающим около 1300 лет египетской истории. Эти результаты указывают на генетическую преемственность древних египтян с современными египтянами . Результаты также указывают на близкое генетическое родство между древними египтянами и населением Ближнего Востока , особенно древними группами из Леванта ( натуфийская культура ). [199] [200]

Сохранившийся Храм Гора в Эдфу представляет собой образец египетской архитектуры.

Древние египтяне также проявляли сходство с нубийцами, жившими на юге Египта, на территории современного Судана . Археологические и исторические данные подтверждают взаимодействие между египетским и нубийским населением более 5000 лет назад, при этом социально-политическая динамика между египтянами и нубийцами варьируется от мирного сосуществования до различных успешных попыток завоевания. Исследование шестидесяти шести древних нубийцев выявило значительный контакт с древними египтянами, характеризующийся наличием ок. 57 % этих людей имеют левантийское происхождение из эпохи неолита / бронзового века. Такой поток генов левантийского происхождения соответствует археологическим и ботаническим данным, указывающим на движение неолита около 7000 лет назад. [199] [200]

Генетические данные о других экземплярах из Северной Африки, таких как c. 15 000- летний иберомаврийский человек-тафоральт , а также образцы из «последней Зеленой Сахары» и пасторального неолита саванны указывают на широкое присутствие компонента (западного) евразийского происхождения, распространенного по всей Северной Африке, Сахаре и Африканскому Рогу . прибывшие в результате обратной миграции с Ближнего Востока, начиная еще с ок. 23 000 лет назад. [201] [202] [203] [204]

Современные египтяне, как и современные нубийцы, претерпели последующие события примеси, внося как африканские, так и западноазиатские предки, начиная с римского периода , что имело значение для африканской работорговли и распространения ислама . [199] [200]

Некоторые ученые, такие как Кристофер Эрет , предупреждают, что необходима более широкая территория выборки, и утверждают, что текущие данные неубедительны в отношении происхождения древних египтян. Они также указывают на проблемы с ранее использовавшейся методологией, такие как размер выборки, сравнительный подход и «предвзятая интерпретация» генетических данных. Они выступают за связь между Древним Египтом и северной частью Африканского Рога . Эта последняя точка зрения была приписана соответствующим археологическим , генетическим , лингвистическим и биологическим антропологическим источникам данных, которые в целом указывают на то, что самые ранние египтяне и нубийцы были потомками населения северо-восточной Африки. [205] [206] [207] [198]

Наследие

Фронтиспис « Описания Египта» , опубликованный в 38 томах между 1809 и 1829 годами.

Культура и памятники Древнего Египта оставили миру неизгладимое наследие. Египетская цивилизация оказала значительное влияние на Королевство Куш и Мероэ , приняв как египетские религиозные и архитектурные нормы (сотни пирамид (высотой 6–30 метров) были построены в Египте/Судане), так и используя египетскую письменность в качестве основы мероитского письма. . [208] Мероитский язык — старейший письменный язык в Африке, помимо египетского, и использовался со 2 века до нашей эры до начала 5 века нашей эры. [209] Культ богини Исиды , например, стал популярен в Римской империи , поскольку обелиски и другие реликвии были перевезены обратно в Рим. [210] Римляне также импортировали строительные материалы из Египта для возведения построек в египетском стиле. Ранние историки, такие как Геродот, Страбон и Диодор Сицилийский, изучали и писали о земле, которую римляне считали местом тайн. [211]

В средние века и эпоху Возрождения египетская языческая культура находилась в упадке после возникновения христианства, а затем и ислама , но интерес к египетской древности продолжался в трудах средневековых ученых, таких как Зуль-Нун аль-Мисри и аль-Макризи . [212] В семнадцатом и восемнадцатом веках европейские путешественники и туристы привозили древности и писали истории о своих путешествиях, что привело к волне египтомании по всей Европе, о чем свидетельствуют такие символы, как « Око Провидения» и « Большая печать Соединенных Штатов» . Возобновившийся интерес привел в Египет коллекционеров, которые взяли, купили или подарили много важных древностей. [213] Наполеон организовал первые исследования в области египтологии Египта , когда он пригласил около 150 ученых и художников для изучения и документирования естественной истории , которая была опубликована в « Описании Египта» . [214]

В 20 веке египетское правительство и археологи признали важность культурного уважения и честности при раскопках. С 2010-х годов Министерство туризма и древностей курирует раскопки и поиск артефактов. [215]

См. также

Примечания

  1. ^ В зависимости от определения, 332 г. до н. э. с окончанием Позднего периода , 30 г. до н. э. с окончанием Птолемеевского царства.
  2. ^ Со смертью Рамсеса XI
  3. Рамсес II со своими двумя главными женами и большим гаремом произвел на свет более 100 детей. ( Клейтон (1994) , стр. 146)
  4. ^ Из Killebrew & Lehmann (2013) , с. 2: «Впервые придуманный в 1881 году французским египтологом Дж. Масперо (1896), несколько вводящий в заблуждение термин «народы моря» охватывает этнонимы лукка, шерден, шекелеш, тереш, эквеш, деньен, сикил/тжеккер, вешеш и пелесет ( Филистимляне). Современный термин «народы моря» относится к народам, которые появляются в некоторых египетских текстах Нового царства как происходящие с «островов»... Использование кавычек в связи с термином «народы моря» в нашем названии является недопустимым. призван обратить внимание на проблематичность этого общеупотребительного термина. Примечательно, что обозначение «море» появляется только по отношению к шерденам, шекелешам и эквешам. Впоследствии этот термин несколько без разбора применялся к нескольким дополнительным этнонимам. , включая филистимлян, которые в самом начале изображаются как захватчики с севера во времена правления Меренптаха и Рамсеса III».
    • Из Drews (1993) , стр. 48–61: «Тезис о том, что великое «переселение народов моря» произошло примерно в 1200 г. до н.э., предположительно основан на египетских надписях, одна из которых относится к периоду правления Мернептаха, а другая – к периоду правления Рамсес III. Однако в самих надписях такая миграция нигде не упоминается. Изучив, что египетские тексты говорят о «народах моря», один египтолог (Вольфганг Хельк) недавно заметил, что, хотя некоторые вещи неясны, «eins ist aber sicher». : Nach den agyptischen Texten haben wir es nicht mit einer 'Volkerwanderung' zu tun». Таким образом, гипотеза миграции основана не на самих надписях, а на их интерпретации».
  5. ^ Цифры приведены для ожидаемой продолжительности жизни взрослого населения и не отражают ожидаемую продолжительность жизни при рождении. ( Филер (1995) , стр. 25)
  6. ^ См. Суэцкий канал .
  7. ^ Понимание египетской математики является неполным из-за нехватки доступного материала и отсутствия исчерпывающего изучения обнаруженных текстов ( Имхаузен (2007) , стр. 13).

Ссылки

Цитаты

  1. ^ Хронология (2000) .
  2. ^ Додсон и Хилтон (2004) , с. 46.
  3. ^ Клейтон (1994) , с. 217.
  4. ^ Джеймс (2005) , с. 8; Мануэлян (1998) , стр. 6–7.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Уорд (2001) .
  6. ^ Клейтон (1994) , с. 153.
  7. ^ Джеймс (2005) , с. 84.
  8. ^ Шоу (2003) , стр. 17, 67–69.
  9. ^ Шоу (2003) , с. 17.
  10. ^ Икрам (1992) , с. 5.
  11. ^ Хейс (1964) , с. 220.
  12. ^ Кемп (1989) , с. 14.
  13. ^ Астон, Харрелл и Шоу (2000) , стр. 46–47.
  14. ^ Астон (1994) , стр. 23–26.
  15. ^ Атач (2014) , стр. 424–425.
  16. ^ Хронология периода Накада (2001) .
  17. ^ Шоу (2003) , с. 61.
  18. ^ Шоу (2003) , с. 61; Атач (2014) , стр. 424–425.
  19. ^ Николсон и Пельтенбург (2000) , стр. 178–179.
  20. ^ Фаянс в разные периоды (2000) .
  21. ^ Аллен (2000) , с. 1.
  22. ^ Клейтон (1994) , с. 6.
  23. ^ Робинс (2008) , с. 32.
  24. ^ Клейтон (1994) , стр. 12–13.
  25. ^ Шоу (2003) , с. 70.
  26. ^ Раннединастический Египет (2001) .
  27. ^ Джеймс (2005) , с. 40.
  28. ^ Шоу (2003) , с. 102.
  29. ^ Шоу (2003) , стр. 116–117.
  30. ^ Хасан (2011) .
  31. ^ Клейтон (1994) , с. 69.
  32. ^ Шоу (2003) , с. 120.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шоу (2003) , с. 146.
  34. ^ Клейтон (1994) , с. 29.
  35. ^ Рисунок Guardian 14.3.17 (2022 г.) .
  36. ^ Граецки 2007 , стр. 41–54.
  37. ^ Шоу (2003) , с. 148.
  38. ^ Клейтон (1994) , с. 79.
  39. ^ Шоу (2003) , с. 158.
  40. ^ Шоу (2003) , стр. 179–182.
  41. ^ Робинс (2008) , с. 90.
  42. ^ Шоу (2003) , с. 188.
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Райхольт (1997) , с. 310.
  44. ^ Шоу (2003) , с. 189.
  45. ^ Шоу (2003) , с. 224.
  46. ^ Клейтон (1994) , стр. 104–107.
  47. ^ Джеймс (2005) , с. 48.
  48. ^ Блейберг (2005) , с. 49-50.
  49. ^ Олдред (1988) , с. 259.
  50. ^ О'Коннор и Клайн (2001) , с. 273.
  51. ^ Тилдесли (2001) , стр. 76–77.
  52. ^ Джеймс (2005) , с. 54.
  53. ^ Черни (1975) , с. 645.
  54. ^ Боннет (2006) , с. 128.
  55. ^ Шоу (2003) , с. 345.
  56. ^ Боннет (2006) , стр. 142–154.
  57. ^ Мохтар (1990) , стр. 161–163.
  58. ^ Эмберлинг (2011) , стр. 9–11.
  59. ^ Сильверман (1997) , стр. 36–37.
  60. ^ Шоу (2003) , с. 358.
  61. ^ Шоу (2003) , с. 383.
  62. ^ Шоу (2003) , с. 385.
  63. ^ Шоу (2003) , с. 405.
  64. ^ Шоу (2003) , с. 411.
  65. ^ Шоу (2003) , с. 418.
  66. ^ Джеймс (2005) , с. 62.
  67. ^ Джеймс (2005) , с. 63.
  68. ^ Шоу (2003) , с. 426.
  69. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шоу (2003) , с. 422.
  70. ^ Шоу (2003) , с. 431.
  71. ^ Чедвик (2001) , с. 373.
  72. ^ МакМаллен (1984) , с. 63.
  73. ^ Шоу (2003) , с. 445.
  74. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мануэлян (1998) , с. 358.
  75. ^ Мануэлян (1998) , с. 363.
  76. ^ Египет: Монеты Птолемеев (2002) .
  77. ^ Мескелл (2004) , с. 23.
  78. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мануэлян (1998) , с. 372.
  79. ^ Тернер (1984) , с. 125.
  80. ^ Мануэлян (1998) , с. 383.
  81. ^ Джеймс (2005) , с. 136.
  82. ^ Биллард (1978) , с. 109.
  83. ^ Социальные классы в Древнем Египте (2003) .
  84. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джонсон (2002) .
  85. ^ Рабство (2012) .
  86. ^ Оукс и Галин (2003) , с. 472.
  87. ^ Макдауэлл (1999) , с. 168.
  88. ^ Мануэлян (1998) , с. 361.
  89. ^ Николсон и Шоу (2000) , с. 514.
  90. ^ Николсон и Шоу (2000) , с. 506.
  91. ^ Николсон и Шоу (2000) , с. 510.
  92. ^ Николсон и Шоу (2000) , стр. 577, 630.
  93. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Струхаль (1989) , стр. 117.
  94. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мануэлян (1998) , с. 381.
  95. ^ Николсон и Шоу (2000) , с. 409.
  96. ^ Гептнер и Слудский (1992) , стр. 83–95.
  97. ^ Оукс и Галин (2003) , с. 229.
  98. ^ Гривз и Литтл (1930) , с. 123.
  99. ^ Лукас (1962) , с. 413.
  100. ^ Николсон и Шоу (2000) , с. 28.
  101. ^ Хоган (2011) , «Сера».
  102. ^ Шил (1989) , с. 14.
  103. ^ Николсон и Шоу (2000) , с. 166.
  104. ^ Николсон и Шоу (2000) , с. 51.
  105. ^ Шоу (2003) , с. 72.
  106. ^ Порат (1992) , стр. 433–440.
  107. ^ Порат (1986) , стр. 109–129.
  108. ^ Египетская керамика начала Первой династии, найденная в Южной Палестине (2000 г.) .
  109. ^ Шоу (2003) , с. 322.
  110. ^ Мануэлян (1998) , с. 145.
  111. ^ Лоприено (1995b) , с. 2137.
  112. ^ Лоприено (2004) , с. 161.
  113. ^ Лоприено (2004) , с. 162.
  114. ^ Лоприено (1995b) , стр. 2137–2138.
  115. ^ Виттман (1991) , стр. 197–227.
  116. ^ Лоприено (1995a) , с. 46.
  117. ^ Лоприено (1995a) , с. 74.
  118. ^ Лоприено (2004) , с. 175.
  119. ^ Аллен (2000) , стр. 67, 70, 109.
  120. ^ Лоприено (1995b) , с. 2147.
  121. ^ Лоприено (2004) , с. 173.
  122. ^ Аллен (2000) , с. 13.
  123. ^ Лоприено (1995a) , стр. 10–26.
  124. ^ Аллен (2000) , с. 7.
  125. ^ Лоприено (2004) , с. 166.
  126. ^ Эль-Дейли (2005) , стр. 164.
  127. ^ Аллен (2000) , с. 8.
  128. ^ Струхаль (1989) , стр. 235.
  129. ^ Лихтхайм (1975) , с. 11.
  130. ^ Лихтхайм (1975) , с. 215.
  131. ^ Дэй, Гордон и Уильямсон (1995) , с. 23.
  132. ^ Лихтхайм (1980) , с. 159.
  133. ^ Мануэлян (1998) , с. 401.
  134. ^ Мануэлян (1998) , с. 403.
  135. ^ Мануэлян (1998) , с. 405.
  136. ^ Мануэлян (1998) , стр. 406–407.
  137. ^ Музыка в Древнем Египте (2003) .
  138. ^ Меткалф (2018) ; Сиберн (2018) .
  139. ^ Мануэлян (1998) , с. 126.
  140. ^ Хейс (1973) , с. 380.
  141. ^ Мануэлян (1998) , стр. 399–400.
  142. ^ Кларк и Энгельбах (1990) , стр. 94–97.
  143. ^ Бадави (1968) , с. 50.
  144. ^ Типы храмов Древнего Египта (2003) .
  145. ^ Додсон (1991) , с. 23.
  146. ^ Додсон и Икрам (2008) , стр. 218, 275–276.
  147. ^ Робинс (2008) , с. 29.
  148. ^ Робинс (2008) , с. 21.
  149. ^ Робинс (2008) , с. 12.
  150. ^ Николсон и Шоу (2000) , с. 105.
  151. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеймс (2005) , с. 122.
  152. ^ Робинс (2008) , с. 74.
  153. ^ Шоу (2003) , с. 216.
  154. ^ Робинс (2008) , с. 149.
  155. ^ Робинс (2008) , с. 158.
  156. ^ Джеймс (2005) , с. 102.
  157. ^ Редфорд (2003) , с. 106.
  158. ^ Джеймс (2005) , с. 117.
  159. ^ Шоу (2003) , с. 313.
  160. ^ Аллен (2000) , стр. 79, 94–95.
  161. ^ Вассерман (1994) , стр. 150–153.
  162. ^ Икрам и Додсон (1998) , с. 29.
  163. ^ Икрам и Додсон (1998) , стр. 40, 51, 138.
  164. ^ Шабтис (2001) .
  165. ^ Джеймс (2005) , с. 124.
  166. ^ Шоу (2003) , с. 245.
  167. ^ Мануэлян (1998) , стр. 366–367.
  168. ^ Клейтон (1994) , с. 96.
  169. ^ Шоу (2009) .
  170. ^ Шоу (2003) , с. 400.
  171. ^ Николсон и Шоу (2000) , с. 177.
  172. ^ Николсон и Шоу (2000) , с. 109.
  173. ^ Николсон и Шоу (2000) , с. 195.
  174. ^ Николсон и Шоу (2000) , с. 215.
  175. ^ Филер (1995) , с. 94.
  176. ^ Файлы (1995) , стр. 78–80.
  177. ^ Филер (1995) , с. 21.
  178. ^ Филер (1995) , с. 39.
  179. ^ Струхаль (1989) , стр. 243.
  180. ^ Струхаль (1989) , стр. 244–246.
  181. ^ Струхаль (1989) , стр. 250.
  182. ^ Печанац и др. (2013) , стр. 263–267.
  183. ^ Филер (1995) , с. 38.
  184. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шустер (2000) .
  185. ^ Ваксманн (2009) , с. 19.
  186. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ши (1977) , стр. 31–38.
  187. ^ Карри (2011) .
  188. ^ Бойл (2013) ; Лоренци (2013) .
  189. ^ Астрономический потолок (2020) .
  190. ^ Имхаузен (2007) , с. 11.
  191. ^ Кларк и Энгельбах (1990) , с. 222.
  192. ^ Кларк и Энгельбах (1990) , с. 217.
  193. ^ Кларк и Энгельбах (1990) , с. 218.
  194. ^ Гардинер (1957) , с. 197.
  195. ^ Струхаль (1989) , стр. 241.
  196. ^ Струхаль (1989) , стр. 241; Имхаузен (2007) , стр. 31.
  197. ^ Боуман (2020) .
  198. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стибинг и Хелфт (2023) .
  199. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сирак, Савчук и Прендергаст (2022) , с. 20-22.
  200. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Прендергаст, Савчук и Сирак (2022) , с. 13.
  201. ^ Ходжсон и др. (2014) , с. 13.
  202. ^ Фрегель (2021) , с. 214-216.
  203. ^ Скоглунд и др. (2017) , стр. 65.
  204. ^ Из Атанасио и др. (2023) .
  205. ^ Элтис и др. (2021) .
  206. ^ Кейта (2022) .
  207. ^ Эрет (2023) .
  208. ^ Турецкий (1998) , стр. 62–67, 299–314, 500–510, 516–527.
  209. ^ Турецкий (1998) , стр. 62–65.
  210. ^ Силиотти (1998) , с. 8.
  211. ^ Силиотти (1998) , с. 10.
  212. ^ Эль-Дейли (2005) , стр. 112.
  213. ^ Силиотти (1998) , с. 13.
  214. ^ Силиотти (1998) , с. 100.
  215. ^ Мохамед (2022) .
  216. ^ Андерсон (2003) , с. 36.

Цитируемые работы

Дальнейшее чтение

Внешние ссылки