Jump to content

Хошутское ханство

Хошутское ханство
ᠬᠣᠱᠤᠳ ᠤᠯᠤᠰ
Хошутское ханство
1642–1717
Расположение Хошутского ханства среди монгольских племен
Расположение Хошутского ханства среди монгольских племен
Статус Кочевая империя
Религия
Тибетский буддизм
Правительство Монархия
История  
• Учредил
1642
• Упразднено
1717
Предшественник
Преемник
Цангпа
Джунгарское ханство
Сегодня часть Китай

Хошутское ханство монголо -ойратское ханство, базировавшееся на Тибетском нагорье с 1642 по 1717 год. Основанное в современном Цинхае , оно было основано Гуши-ханом в 1642 году после победы над противниками школы гелуг тибетского буддизма в Тибете . Пятый Далай-лама основал гражданскую администрацию, известную как Ганден Пходранг с помощью Гуши-хана . Роль ханства в делах Тибета допускала различные интерпретации. Некоторые источники утверждают, что хошут не вмешивался в тибетские дела и имел отношения священника и покровителя между ханом и Далай-ламой, в то время как другие утверждают, что Гуши назначил министра Сонама Раптена администратором гражданских дел , фактическим в то время как Далай-лама был всего лишь ответственный за вопросы религии. В последние годы существования ханства Лха-бзанг-хан убил тибетского регента и сверг 6-го Далай-ламу в пользу самозванца Далай-ламы .

Хошутское ханство прекратило свое существование в 1717 году, когда джунгарский принц Церен Дондуп вторгся в Тибет, убил Лха-бзанг-хана и установил седьмого Далай-ламу .

История [ править ]

Ойраты [ править ]

Ойраты были выходцами из Тувы в начале 13 века. Их лидер, Кудука Баки , подчинился Чингисхану в 1208 году, и его дом вступил в брак со всеми четырьмя ветвями линии Чингизидов. Во время Толуидской гражданской войны четыре ойрата ( Чорос , Торгут , Дербет и Хойд ) встали на сторону Арика-Буке и поэтому никогда не принимали правление Кублайдов. После распада династии Юань ойраты поддержали Арика Бёкида Джориту-хана Йесудера в захвате трона Северного Юаня . Ойраты господствовали над ханами Северного Юаня до смерти Эсен Тайши в 1455 году, после чего они мигрировали на запад из-за агрессии халха-монголов. [1] В 1486 году ойраты оказались втянуты в спор о престолонаследии, что дало Даян-хану возможность напасть на них. Во второй половине XVI века ойраты уступили тумедам большую территорию . [2]

В 1620 году вожди чоросов и торгутских ойратов Хархул и Мерген Темене напали на Убаси Хонг Тайиджи , первого алтан-хана Халхи . Они потерпели поражение, а Хархул отдал врагу жену и детей. Тотальная война между Убаси и ойратами продолжалась до 1623 года, когда Убаси был убит. [3]

Гуши (1642-1655) [ править ]

Гуши-хан, основатель Хошутского ханства

В 1625 году между вождем ойратского хошута Галваса Чойкуром и его единокровным братом Байбагасом разразился конфликт по вопросам наследства. Байбагас погиб в бою. Однако его младшие братья Торо-Байху, позже Гуши-хан , и Кёндёлён Убаши вступили в бой и преследовали Чойкюра от реки Ишим до реки Тобол , нападая и убивая его последователей из племени в 1630 году. [4] Торо-Байху был третьим из пяти сыновей, рожденных Ахай Хатун и Ханаи Ноян Хонггор. Он уже стал выдающимся бойцом в возрасте 12 лет и вместе со своими братьями получил известность в составе «стада тигров Ахая» и «пяти талантливых, храбрых героических тигров» благодаря своему военному мастерству. После смерти Байбагаса Торо-Байху женился на вдове своего брата и усыновил ее сына Очирту. После того, как он победил всех претендентов на преемника, Торо-Байху назвал себя «Дай Гуши» Тайцзи . [5]

В 1632 году секта Желтой Шляпы Гелуг в Цинхае (М. Коконор/Т. Цо Нгонпо) подвергалась репрессиям со стороны Халха Чогту Кхонг Тайджи , которые помогали своим соперникам — сектам Кармапы и Бон . В 1634 году посланники Далай-ламы V пригласили Гуши прийти к ним на помощь. Ойраты уже были сторонниками традиции гелуг с 1616 года, и Гуши использовал свою религиозную близость, чтобы собрать армию для экспедиции в Тибет. После короткого визита в Тибет в 1635 году, в следующем году Гуши возглавил 10-тысячное вторжение ойратов в Цинхай, что привело к разгрому 30-тысячной армии противника и гибели Чогту. Затем он прибыл в Центральный Тибет , где получил от Далай-ламы V титул Бстан-дзин Чоски Ргьял-по («Царь Дхармы, поддерживающий религию»). В 1637 году V Далай-лама даровал ему титул Дай Гуши Шаджин Барикчи Номиин- хан . Таким образом, Гуши стал первым монголом-немингизидом, претендовавшим на титул хана. Гуши также был объявлен реинкарнацией Ваджрапани , что в глазах последователей Гуши установило отношения священника и покровителя , которые ставили его на один уровень с Далай-ламой и Панчен-ламой . [6]

Погребальный памятник кошутскому князю.

Он призвал ойратов полностью завоевать Тибет , инициировав массовую миграцию 100 000 ойратских семей в Коконо. В результате было создано Хошутское ханство. Зимой 1640-1641 годов Гуши разгромил царя Бери Доньо Дордже , а затем правителя Цангпы Карму Тенкёнга в 1642 году. Со взятием Шигадзе в 1642 году Гуши взял под контроль весь Тибет. Школа тибетского буддизма гелуг , и его прославляли как реинкарнацию Падмасамбхавы , индийского буддиста 8-го века, построившего первый буддийский монастырь в Тибете. [7] [8] Среди участников похода был сын Хархула Эрдени Батур , которому был пожалован титул Хонг Тайджи . Он женился на дочери хана Амин-Даре и был отправлен обратно, чтобы основать Джунгарское ханство в верховьях реки Эмиль к югу от гор Тарбагатая . [9] 13 апреля 1642 года Далай-лама V провозгласил Гуши ханом Тибета. [7] В Пекине его называли «ханом тибетцев». [10]

Чтобы обеспечить свою власть над Тибетом, Гуши учредил правительство, в котором Далай-лама был ограничен религиозными вопросами, а министр-регент Сонам ​​Раптен был непосредственно назначен Гуши для решения гражданских дел. Гуши продвигал традицию гелуг как руководящую религию своей империи, чтобы укрепить свой авторитет. Он объединился с иерархами гелуг, чтобы создать систему легитимации, основанную на титулах, дарованных Далай-ламой. В 1653 году титул Гуши как короля У-Цанга и Кхама был формально оправдан как дарованный заслугами и мандатом небес. Это гарантировало, что его титул будет передан его преемникам как защитникам и защитникам буддийской веры. [11]

После его смерти в 1655 году сын Гуши Тензин Дордже, Даян-хан , стал его преемником на посту хана Тибета. Его шестой сын Далай Баатар получил контроль над Коконором, а Очирту остался у временной власти в качестве хана ойратов. [12]

Очирту [ править ]

Очирту-хан , племянник Гуши-хана, помогал Сенгге , сыну и преемнику Батура, в 1653 году против его сводных братьев, что привело к победе Сенгге в 1661 году. Сенгге был убит в 1670 году своими сводными братьями чеченцами Тайиджи и Зотовом. Очирту помог младшему брату Сенгге, Галдану Бошугту-хану , победить чеченца и Зотова. Галдан женился на внучке Очирту, Ану-Даре , но вступил в конфликт с Очирту, опасавшимся его популярности. Очирту поддержал дядю-соперника Галдана Чокура Убаши. Очирту потерпел поражение в 1677 году. [13] [14]

Лха-бзанг (1703-1717) [ править ]

Лха-бзанг Хан, последний хошутский король Тибета.

Существуют разные версии Лха-бзанг-хана прихода к власти . Согласно первому сообщению, Лха-бзанг-хан получил власть, отравив своего старшего брата Тензина Вангчук-хана , а после того, как регент Дези Сангье Гьяцо попытался его убить, сам регент был убит 6 сентября 1705 года. Однако согласно меморандуму, датированному 27 июня 1703 года Шестой Далай-лама сообщил хошуту, что намерен сместить Сангье Гьяцо с поста регента. Сангье Гьяцо заменил его сын. Шестой Далай-лама предложил, чтобы Тензин Вангчук стал преемником своего отца, но Тензин Вангчук был болен, и Лха-бзанг стал ханом в 1703 году. До своего возведения на престол Лха-бзанг посетил Лхасу только один раз в 1701 году. [15]

Регент пытался превратить хана в марионетку и контролировать Далай-ламу VI. В 1703 году Далай-лама VI и его приближенные подверглись ночью нападению группы людей. Один из любимых помощников Далай-ламы VI был убит, и он потребовал от регента найти убийц и наказать их, но регент сделал вид, что не может опознать убийц. При опознании личности Далай-лама VI опознал пять человек, все из которых имели близкие отношения с регентом. Лха-бзангу было приказано казнить этих людей, что он и сделал, рассердив регента. [16]

Согласно мемориалу от 11 июня 1704 года, Далай-лама VI имел хорошие отношения с ханом и присоединился к нему на охоте и стрельбе из лука. Регент жаловался, что он всего лишь подставное лицо. Регент пытался отравить хана, что, по разным сведениям, могло произойти, а могло и не произойти, но Лха-бзанг выжил. [17] В 1705–1706 годах Лха-бзанг вошел в Лхасу, казнил регента и сверг Далай-ламу VI. [10] По словам Питера Швигера, Лха-бзан искал поддержки у императора Канси из династии Цин , который просил его отправить VI Далай-ламу в Пекин. Однако Далай-лама заболел вскоре после отъезда из Лхасы и умер по дороге в Амдо 14 ноября 1706 года. [17]

Печать Лха-бзанг-хана, последнего хошутского короля Тибета.

Лха-бзанг представил монаха из Чагпори как истинную реинкарнацию Далай-ламы V. В 1707 году этот монах был поставлен Пятым Панчен-ламой как Нгаванг Еше Гьяцо . Для большинства последователей школы гелуг это было несанкционированное действие, и это также раздражало вождей хошутов в Коконоре. 10 апреля 1710 года император Канси признал нового Далай-ламу, даровав ему титул и печать. [18] В Литанге в восточном Тибете местные ламы идентифицировали ребенка как реинкарнацию Шестого Далай-ламы. В 1712 году младший сын Гуши-хана Траши Батур Тайджи и третий сын Бошугту Джинонга Каган Даньджин заявили о своей поддержке мальчика. Попытки Лха-бзанга признать реинкарнацию Литанга недействительной провалились. Вожди хошута попросили императора Канси официально признать мальчика, но император оставил этот вопрос нерешенным. В 1715 году Канси приказал интернировать мальчика и его отца в монастыре Кумбум в Коконоре. [19]

Во время своего правления Лха-бзанг отменил обязательную покупку и обмен товаров в Тибете, чтобы облегчить бремя для людей. За исключением 5-го Панчен-ламы, он не смог победить элиту гелугпа. [20]

В 1717 году джунгарский принц Церен Дондуп вторгся в Хошутское ханство, сверг Еше Гьяцо и назначил мальчика из Литанга VII Далай-ламой , убил Лха-бзанг-хана и разграбил Лхасу. Джунгары не привезли мальчика в Лхасу и терроризировали население, лишив его поддержки со стороны гелугпа. [21] Вторжение Цин в 1718 году было уничтожено джунгарами в битве на реке Салуин , недалеко от Лхасы. Вторая , более крупная экспедиция изгнала джунгаров из Тибета в 1720 году. Они привезли мальчика с собой из Кумбума в Лхасу и назначили его седьмым Далай-ламой в 1721 году. [22]

Отношения с Тибетом [ править ]

Ганден Пходранг , названный в честь резиденции 5-го Далай-ламы в монастыре Дрепунг , был создан как правительство Тибета, возглавляемое гелугами, в 1642 году. Хошутское ханство сыграло ключевую роль в его основании, победив врагов школы гелуг и часть Военная оборона Гандена Пходранга продолжала осуществляться монголами после его создания. Существуют различные интерпретации роли хана в правительстве. Некоторые источники утверждают, что хан не имел никакого отношения к реальному управлению Тибетом и поддерживал лишь отношения священника и покровителя с Далай-ламой . По словам Гленна Маллина, Гуши-хан был назначен тремя монгольскими вождями для представления их интересов в Тибете, и после завершения своих дел он вернулся, чтобы править в Коконоре. Рене Груссе говорит, что царство Хошута включало Коконор и бассейн Кайдама, в то время как Тибет был протекторатом. [10] [23] Муллин указывает, что на церемонии интронизации Далай-ламы V в 1642 году Гуши сидел на том же уровне, что и Сонам ​​Раптен, на сиденье ниже, чем Далай-лама. [23] Однако Маллин также утверждает, что до смерти Сонама Раптена в 1657 году Пятый Далай-лама был номинальным главой, а Сонам ​​Раптен был фактическим правителем. [24]

По словам Лучано Петеча , Гуши-хан бесспорно предоставил 5-му Далай-ламе всю светскую власть над Тибетом в 1642 году, но Далай-лама не обладал способностью осуществлять фактическое управление. Офис Дези был создан для осуществления управления страной, и Далай-лама принимал только решения по апелляциям на судебные решения против Дези . Несколько лет спустя Пятый Далай-лама утвердил свои светские полномочия, назначив дези , который занимал лишь короткие сроки до смерти Пятого Далай-ламы. [25] Петеч говорит, что, помимо военных вопросов и внешних угроз Тибету, Гуши-хан и его преемники не вмешивались в администрацию до переворота 1705-1706 годов, когда Лха-бзанг-хан стал фактическим правителем Тибета. [26]

Другие источники утверждают, что 5-й Далай-лама получил от Гуши-хана полномочия править Тибетом, но хан приложил руку к выбору фактического администратора гражданских дел, дези (губернатора) Сонама Раптена, в то время как 5-й Далай-лама был отнесен к религиозному органу. имеет значение. [11] [27] ФитцГерберт и Трэверс описывают усиление «ежедневного контроля над… своим правительством» Пятого Далай-ламы после смерти Сонама Раптена и Гуши-хана в 1650-х годах. [28]

Ключевая роль Гуши-хана в возвышении Ганден Пходранга отмечалась ежегодными государственными церемониями еще в 20 веке. Во время молитвенного фестиваля Монлам люди носили военную одежду монгольского типа в стиле войск Гуши-хана. [28]

Хошутские ханы [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Адле 2003 , с. 142.
  2. ^ Адле 2003 , с. 153.
  3. ^ Адле 2003 , с. 144.
  4. ^ Адле 2003 , с. 145.
  5. ^ Спенсер 2018 , с. 24-26.
  6. ^ Спенсер 2018 , с. 26-27.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Этвуд 2004 , с. 211.
  8. ^ Спенсер 2018 , с. 27-28.
  9. ^ Адле 2003 , с. 146.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гросет 1970 , с. 524.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спенсер 2018 , с. 28-29.
  12. ^ Спенсер 2018 , с. 29-30.
  13. ^ Марта Эйвери «Чайный путь: Китай и Россия встречаются через Степь» , с. 104
  14. ^ Автобиография Далай-ламы V , Том. Ха, л. 107б. II 5–6
  15. ^ Швигер 2015 , с. 116.
  16. ^ Швигер 2015 , с. 117.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Швигер 2015 , с. 117-118.
  18. ^ Швигер 2015 , с. 119.
  19. ^ Швигер 2015 , с. 121.
  20. ^ Швигер 2015 , с. 119-120.
  21. ^ Швигер 2015 , с. 121-122.
  22. ^ Ричардсон, Хью Э. (1984). Тибет и его история . Второе издание, исправленное и дополненное, стр. 48–9. Шамбала. Бостон и Лондон. ISBN   0-87773-376-7 (пбк)
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маллин 2001 , с. 200.
  24. ^ Маллин 2001 , с. 206.
  25. ^ Петех 2013 , с. 390.
  26. ^ Петех 2013 , с. 392.
  27. ^ Штейн 1972 , с. 83.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ФитцГерберт 2020 , с. 11.

Библиография [ править ]

  • Адле, Чахриар (2003). История цивилизаций Центральной Азии 5 .
  • Этвуд, Кристофер П. (2004), Энциклопедия Монголии и Монгольской империи
  • ФитцГерберт, Соломон (2020), Введение: Военные институты и культура Ганден Пходранга между 17 и 20 веками, на перекрестке влияний
  • Хейнс, Р. Спенсер (2018). «Харизматическая власть в контексте: объяснение быстрого прихода к власти Гуши-хана в начале 17 века». Монголика: Международный журнал монгольских исследований . 52 . Международная ассоциация монголистов: 24–31.
  • Маллин, Гленн Х. (2001), Четырнадцать Далай-лам: священное наследие реинкарнации
  • Петеч, Лучано (2013), Администрация Тибета в течение первых полувека китайского протектората
  • Груссе, Рене (1970), Империя степей
  • Швигер, Питер (2015), Далай-лама и император Китая , издательство Колумбийского университета
  • Спенсер, Хейнс Р. (2018), Харизматическая власть в контексте: объяснение быстрого прихода к власти Гуши-хана в начале 17 века
  • Штейн, Р.А. (1972), Тибетская цивилизация
  • Хойт СК. Этническая история ойратов. Элиста, 2015. 199 с.
  • Хойт С.К. Данные фольклора для изучения путей этногенеза ойратских групп // Международная научная конференция «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура», 7-10 декабря 2017 г.: материалы. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017. с. 286–289.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9942cc3248fb6efd63d727c17a96a02__1715476980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/02/b9942cc3248fb6efd63d727c17a96a02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khoshut Khanate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)