Jump to content

Карма Тенкьонг

Карма Тенкьонг (1606 – Ней, Центральный Тибет , 1642), полностью Карма Тенкьонг Вангпо ( Wylie : Kar ma bstan skyong dbang po ; китайский : 丹迥旺波 ), был королем Тибета, который правил с 1620 по 1642 год. Он принадлежал к династии Цангпа , которая занимала видное место в Цанге (Западно-Центральный Тибет) с 1565 года. Его правление было отмечено все более ожесточенной борьбой против секты Гелугпа и ее лидера Далай-ламы . Результатом стало сокрушение режима Цангпы и создание тибетского государства, основанного на Дхарме , которое просуществовало до 1950 года.

Наследование и монгольское вторжение

[ редактировать ]

Карма Тенкьонг родился в 1606 году в семье правителя Цангпы Кармы Пунцока Намгьяла . Его считали воплощением Чакны Дордже ( Ваджрапани , защитника и наставника Будды ). [ 1 ] В то время династия вступила в фазу военной экспансии со своих баз в регионе Цанг. Он был тесно связан с буддийскими иерархами сект Кармапы (Черная шляпа) и Шамарпа (Красная шляпа). В 1618 году, когда Карме Тенкьонгу было двенадцать лет, его отец успешно вторгся в У (Восточно-Центральный Тибет), который был оплотом реформистской секты Гелугпа. Так он стал верховным правителем Центрального Тибета (Ю-Цанг). Завоевание облегчилось тем, что Четвертый Далай-лама умер двумя годами ранее, а реинкарнированного преемника еще не было найдено. Карма Пунцок Намгьял умер в конце марта 1620 года (или, согласно другим утверждениям, в 1621, 1623, 1631 или 1632 годах), и ему наследовал Карма Тенкьонг. [ 2 ] Поскольку он был молод, правительством управляли нанглон Дроньер Бонгонг и хилон Ганзукпа. Министры не хотели отправлять представителей к недавно обнаруженному V Далай-ламе Нгавангу Лобсангу Гьяцо, опасаясь все более сердечных контактов между гелугпа и верхними монголами на озере Цинхай . В 1621 году монгольский отряд во главе с Лхацуном и Хунгтайджи вторгся в регион У в поддержку гелугпа. Карма Тенкьонг встретил их в битве при Гьятанганге, но потерпел решительное поражение. Затем он и его солдаты были осаждены в Чакпори в Лхасе и столкнулись с голодом и смертью в результате резни. [ 3 ] В этот момент лама Ташилунпо вмешались Панчен - и руководители монастырей Ганден и Таклунг . Эти три сановника гелугпа убедили монголов снять осаду в обмен на широкие уступки. Гелугпа вернули себе большую часть поместий, утраченных Цангпа. Военные лагеря, которые последние держали в регионе, были упразднены. Для лидеров гелугпа, вероятно, было желательно избежать полного уничтожения сил Кармы Тенкьонга, поскольку они были единственной эффективной армией Тибета и могли служить противовесом монголам. [ 4 ] Карма Тенкьонг приступил к ремонту храмов в Лхасе , где из-за разрушительных действий монголов религиозная служба прекратилась на два года. Он также отремонтировал Сакья и Таклунг . Кроме того, новый правитель издал свод законов. [ 5 ]

Характер

[ редактировать ]

Будучи последним из своей династии и врагом иерархов гелугпа, память о Карме Тенкьонге пострадала от проклятия со стороны более поздних историков гелугпа. Он и предыдущие правители Цангпа считались по своей сути злыми и противниками буддизма, несмотря на их хорошо засвидетельствованное покровительство сектам Карма Кагью и Джонанг . [ 6 ] Современные духовные наблюдатели, такие как Йолмо Тензин Норбу, гневно отреагировали на его нарушение сложной социальной иерархии Тибета, когда он пытался сфабриковать претенциозную генеалогию своей выскочки-семьи, восходящей к ученику Падмасамбхавы : «Он ожидает, что все будут выполнять простирания перед ним и вознести стопки чайных подношений. Он даже поступает так с нашим ламой! Он радуется своим великим качествам, таким как сила его благословений и магических способностей. Однако он не смог смириться с высотой. место [по сравнению с местами иерархов Кармапы и Шамарпы ] и так далее». [ 7 ] Карма Тенкьонг был известен своим современникам своим вспыльчивым характером, силой и дерзкой опрометчивостью, которые, кстати, напоминали ранние индийские легенды о Ваджрапани, божестве, которое, как считалось, он воплощал. [ 8 ]

Впечатления иностранных гостей

[ редактировать ]

Во времена Кармы Тенкьонга Тибет посетило несколько португальских миссионеров -иезуитов . В 1628 году священники Эстеван Качелла и Жуан Кабрал прибыли в королевскую резиденцию Шигадзе и были приняты королем. Иезуиты описывают его как умного и красивого 22-летнего мужчину, набожного и щедрого к бедным. Его дворец был построен на вершине горы и по конструкции напоминал португальскую крепость, но без артиллерии. Его двор содержался в большой роскоши, а различные комнаты были позолочены и расписаны. В личных апартаментах короля был отдел, где он собирал диковинки. Во дворце были занавеси из китайского дамаска и других материалов, качество которых могло соперничать с португальскими шелками. [ 9 ] В то время как враждебные источники гелугпа неохотно присваивают правителю Цангпа королевские титулы, европейские источники указывают на него как на короля У-Цанга («Уканге») или Тибета. В рассказе отца-иезуита Жербийона конца XVII века говорится о нем: «Не более 60 лет назад Тибетом, который по-разному называли Тубе, Тибетом и Тангутом, управлял король, уроженец этой земли, по имени Цанпа. хан [Цангпа Хан], которого китайцы в своих историях называют Цанпоу. Этот принц когда-то был очень могущественным [...]; хотя великий лама, которого зовут Далай-ламой, оставался в Путале, которую наши путешественники называли по-разному: Боталой, Лассой и Барантолой, он все же не был временным правителем страны; именно Цанпа тогда правил и потерял корону, о чем я расскажу». [ 10 ]

Борьба с монголами Чогту

[ редактировать ]

Новый Далай-лама, родившийся в 1617 году, в конце концов был принят в монастыре Репунг в 1622 году. Паломники, знатные люди и солдаты прибывали во все большем количестве из Монголии в Центральный Тибет и беспокоили Карму Тенкьонга. Правитель Цангпа собрал вокруг себя представителей старой знати и старых религиозных общин, которые с подозрением смотрели на экспансию гелугпа. В 1631 году он смог отбросить позиции гелугпа, так что Нгаванг Лобсанг Гьяцо был вынужден искать убежища в Недонге , королевской резиденции династии Пхагмодрупа . [ 11 ] Карма Тенкёнг, кроме того, вступил в союз со старшим правителем монголов Лигдан-ханом , новообращенным в секту Шамарпа. Лигдан-хан фактически захватил территорию Коконора в 1633 году, но умер от оспы в следующем году, и после его кончины верховное монгольское ханство прекратило свое существование. [ 12 ] В 1635 году в Тибет приблизился новый иностранный захватчик. Это был Арслан, сын шамарпа-хана Чогту из монголов Северной Халхи , возглавлявший грабительскую экспедицию. Соперничающие группировки Тибета пытались привлечь его на свою сторону. Шамарпа, под руководством Кармы Тенкьонга, заключил союз Цангпа-Чогту. Армия Арслана приступила к разорению территорий Гелугпа, достигнув Дрепунга и Лхасы. Однако затем Арслан внезапно изменил своей присяге, выступил на стороне Далай-ламы и атаковал позиции Цангпы. Его войска завоевали Шигадзе и Гянце , но затем были рассеяны другим монгольским вождем. Карма Тенкьонг и иерарх Шамарпы отправили послание отцу Арслана и осудили поведение его сына. Чогту послал эмиссаров, которые убили Арслана и нескольких его последователей. [ 13 ]

Отношения с Бутаном и Ладакхом

[ редактировать ]

Тем временем произошло несколько споров с областями на западе и юге. Карма Тенкьонг унаследовал от своего отца скрытый конфликт с Нгавангом Намгьялом , священнослужителем Друкпа , основавшим государство в Бутане в 1616 году. В 1634 году он послал шесть колонн, которые атаковали Бутан через различные точки границы от Падро до Бумтанга. Силам Цангпа удалось захватить дворец Синмодокха. Они потребовали заложников у Нгаванга Намгьяла, однако тот дал вызывающий ответ. Тибетские солдаты, захватившие дворец, предположительно были убиты взрывом пороха, и вторжение в конечном итоге ни к чему не привело (см. также « Битву пяти лам »). [ 14 ] В 1638 году вождь монгольского племени Чахар совершил набег из Тибета в Ладакх, но был отбит королем Сенгге Намгьялом . Из-за этого возникла некоторая напряженность между Цангпа и Ладакхом, хотя до открытой войны дело не дошло. Элита Цанга отправила послов засвидетельствовать свое почтение Сенгге Намгьялу. Отступая со своей армией, царь Ладакха подчинил себе ряд монашеских феодальных владений и общин пастухов в западном Тибете. [ 15 ]

Возвышение Гуши-хана

[ редактировать ]

вождю хошут- монголов Гуши -хану Исчезновение Арслана дало возможность действовать . Ранее он посещал Тибет в качестве паломника и был связан с фракцией Далай-ламы. После смерти Арслана он напал на группу Чогту в Коконоре совместно с джунгарским вождем Баатуром Хунгтайджи . Чогту потерпели полное поражение в 1637 году, а в следующем году Гуши-хан посетил Далай-ламу в Лхасе. Тем временем Карма Тенкьонг пытался противостоять влиянию гелугпа на востоке, объединившись с Доньо Дордже, царем Бери в Кхаме . Этот правитель поддерживал религию бон и был особенно враждебен гелугпа, подвергавшемуся преследованиям. Заговорщическое письмо Доньо Дордже Карме Тенкьонгу было перехвачено представителем школы Гелуг. Это послужило предлогом для Гуши-хана вторгнуться в Кхам совместно с представителями племени Парик из Амдо . Доньо Дордже был схвачен и казнен в 1640 году, а в следующем году весь Кхам попал под власть сторонников Гелугпы. [ 16 ]

Вторжение в Цанг

[ редактировать ]

Пришло время Гуши-хану и тибетским сторонникам Далай-ламы разобраться с Кармой Тенкьонгом раз и навсегда. отклонил это решение Нгаванг Лосанг Гьяцо предположительно хотел избежать кровопролития, но его главный помощник Сонам ​​Чоспел . Тем не менее, руководство Гелугпа первоначально занимало формально нейтральную позицию, когда монгольские войска выступили против Кармы Тенкьонга. Панчен-лама, проживавший в монастыре Ташилунпо в Цанге, был приглашен отправиться в У, чтобы не пострадать от предстоящего вторжения. На самом деле Карма Тенкёнг был проинформирован о том, что армия Гуши-хана направляется в сторону Цанга, и приступил к аресту ламы, находившегося под стражей. [ 17 ] Правитель Цангпа послал войска для охраны границ и воздвиг частокол вокруг столицы Шигадзе . Однако Гуши-хан заслужил репутацию непобедимого военачальника и встретил относительно слабое сопротивление. Тринадцать районов были быстро захвачены, и монгольские войска осадили Шигадзе. Умелые лучники Цангпа сдерживали нападавших в течение нескольких месяцев. Тем временем Сонам ​​Чоспел обеспечила безопасность различных районов Цангпа в У посредством убеждения или силы. В конце концов он открыто выразил свою поддержку предприятию Гуши-хана и присоединился к осаде с большим отрядом солдат. [ 18 ]

Поражение и смерть

[ редактировать ]

Пока продолжался конфликт, к маньчжурскому императору в Мукден , Хун Тайцзи , была отправлена ​​большая тибетская делегация . Делегаты привезли письма от Далай-ламы, Цангпы и Кармапы с просьбой о посредничестве императора. Однако маньчжурский правитель не пожелал принимать чью-либо сторону в продолжающемся конфликте. [ 19 ] В первый месяц водяного 1642 года были взяты Шигадзе и близлежащий монастырь Кармапы Таши Зилнон. На 25-й день второго месяца сама крепость сдалась, и Карма Тенкьонг был взят в плен со своей семьей и вассалами. Он был заключен в крепость Ней недалеко от Лхасы. Этим подвигом Гуши-хан объединил большую часть Тибета под духовной властью своего покровителя Нгаванга Лобсанга Гьяцо. Позже в том же году в нескольких районах произошло восстание Кармапы. Разгневанный Гуши-хан приказал казнить Карму Тенкёнга вместе со своими министрами Дроньером Бонгонгом и Ганзукпой. Экс-правитель был приговорен к смертной казни ко-тумгьяб-па , которая в Тибете предназначена для преступников из высших слоев общества. Его поместили в мешок из бычьей шкуры и бросили в реку Цангпо недалеко от Нея. [ 20 ]

  1. ^ Джузеппе Туччи , Тибетские расписные свитки , Рим, 1949, Том. II, с. 697.
  2. ^ Цепон В.Д. Шакабпа , Тибет. Политическая история , Йельский университет, 1967, стр. 99–102; Цепон В.Д. Шакабпа , Сто тысяч лун , Лейден, 2010, с. 284.
  3. ^ Джузеппе Туччи, 1949, Том I, с. 58.
  4. ^ Джузеппе Туччи, 1949, Vol. Я, стр. 58–59. Цепон В.Д. Шакабпа, 1967, с. 101, говорится, что вторжение произошло в 1620 году.
  5. ^ Джузеппе Туччи, 1949, Том II, с. 697.
  6. ^ Дэвид Темплман, «17 век. Правители Цанга и их стратегии легитимации», 2013, с. 72. [1]
  7. ^ Бенджамин Богин, Освещенная жизнь Великой Йолмовой Чикаго 2013, с. 204.
  8. ^ Дэвид Темплман, 2013, с. 74.
  9. ^ Джузеппе Туччи, 1949, Том I, с. 63.
  10. ^ Джузеппе Туччи, 1949, Том I, с. 64.
  11. ^ Джузеппе Туччи, 1949, Том I, с. 59.
  12. ^ Я Ханьчжан, Биографии тибетских духовных лидеров Панчена Эрдениса , Пекин, 1994, с. 34.
  13. ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 1967, стр. 103–04; Джузеппе Туччи, 1949, Том. Я, стр. 60–61.
  14. ^ Майкл Арис , Бутан. Ранняя история Гималайского королевства , Уорминстер, 1979, с. 219.
  15. ^ Лучано Петех , Королевство Ладакх, ок. 950-1842 гг. , Рим, 1977, стр. 46–47.
  16. ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 1967, стр. 104–07; Джузеппе Туччи, 1949, Том. Я, стр. 61–63.
  17. ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 1967, стр. 107–08.
  18. ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 1967, стр. 110.
  19. ^ Джузеппе Туччи, 1949, Vol. я, стр. 64–65.
  20. ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 1967, стр. 111–12; Я Ханьчжан 1994, с. 41; Сарат Чандра Дас , «Тибет, зависимость от Монголии», Журнал Азиатского общества Бенгалии I:5 1905, стр. 153–54.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Предшественник Правитель Тибета
1620–1642
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6b1368e01ba95375b6de83dd78516758__1675257720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/58/6b1368e01ba95375b6de83dd78516758.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karma Tenkyong - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)