Карма Тенкьонг
Карма Тенкьонг (1606 – Ней, Центральный Тибет , 1642), полностью Карма Тенкьонг Вангпо ( Wylie : Kar ma bstan skyong dbang po ; китайский : 丹迥旺波 ), был королем Тибета, который правил с 1620 по 1642 год. Он принадлежал к династии Цангпа , которая занимала видное место в Цанге (Западно-Центральный Тибет) с 1565 года. Его правление было отмечено все более ожесточенной борьбой против секты Гелугпа и ее лидера Далай-ламы . Результатом стало сокрушение режима Цангпы и создание тибетского государства, основанного на Дхарме , которое просуществовало до 1950 года.
Наследование и монгольское вторжение
[ редактировать ]Карма Тенкьонг родился в 1606 году в семье правителя Цангпы Кармы Пунцока Намгьяла . Его считали воплощением Чакны Дордже ( Ваджрапани , защитника и наставника Будды ). [ 1 ] В то время династия вступила в фазу военной экспансии со своих баз в регионе Цанг. Он был тесно связан с буддийскими иерархами сект Кармапы (Черная шляпа) и Шамарпа (Красная шляпа). В 1618 году, когда Карме Тенкьонгу было двенадцать лет, его отец успешно вторгся в У (Восточно-Центральный Тибет), который был оплотом реформистской секты Гелугпа. Так он стал верховным правителем Центрального Тибета (Ю-Цанг). Завоевание облегчилось тем, что Четвертый Далай-лама умер двумя годами ранее, а реинкарнированного преемника еще не было найдено. Карма Пунцок Намгьял умер в конце марта 1620 года (или, согласно другим утверждениям, в 1621, 1623, 1631 или 1632 годах), и ему наследовал Карма Тенкьонг. [ 2 ] Поскольку он был молод, правительством управляли нанглон Дроньер Бонгонг и хилон Ганзукпа. Министры не хотели отправлять представителей к недавно обнаруженному V Далай-ламе Нгавангу Лобсангу Гьяцо, опасаясь все более сердечных контактов между гелугпа и верхними монголами на озере Цинхай . В 1621 году монгольский отряд во главе с Лхацуном и Хунгтайджи вторгся в регион У в поддержку гелугпа. Карма Тенкьонг встретил их в битве при Гьятанганге, но потерпел решительное поражение. Затем он и его солдаты были осаждены в Чакпори в Лхасе и столкнулись с голодом и смертью в результате резни. [ 3 ] В этот момент лама Ташилунпо вмешались Панчен - и руководители монастырей Ганден и Таклунг . Эти три сановника гелугпа убедили монголов снять осаду в обмен на широкие уступки. Гелугпа вернули себе большую часть поместий, утраченных Цангпа. Военные лагеря, которые последние держали в регионе, были упразднены. Для лидеров гелугпа, вероятно, было желательно избежать полного уничтожения сил Кармы Тенкьонга, поскольку они были единственной эффективной армией Тибета и могли служить противовесом монголам. [ 4 ] Карма Тенкьонг приступил к ремонту храмов в Лхасе , где из-за разрушительных действий монголов религиозная служба прекратилась на два года. Он также отремонтировал Сакья и Таклунг . Кроме того, новый правитель издал свод законов. [ 5 ]
Характер
[ редактировать ]Будучи последним из своей династии и врагом иерархов гелугпа, память о Карме Тенкьонге пострадала от проклятия со стороны более поздних историков гелугпа. Он и предыдущие правители Цангпа считались по своей сути злыми и противниками буддизма, несмотря на их хорошо засвидетельствованное покровительство сектам Карма Кагью и Джонанг . [ 6 ] Современные духовные наблюдатели, такие как Йолмо Тензин Норбу, гневно отреагировали на его нарушение сложной социальной иерархии Тибета, когда он пытался сфабриковать претенциозную генеалогию своей выскочки-семьи, восходящей к ученику Падмасамбхавы : «Он ожидает, что все будут выполнять простирания перед ним и вознести стопки чайных подношений. Он даже поступает так с нашим ламой! Он радуется своим великим качествам, таким как сила его благословений и магических способностей. Однако он не смог смириться с высотой. место [по сравнению с местами иерархов Кармапы и Шамарпы ] и так далее». [ 7 ] Карма Тенкьонг был известен своим современникам своим вспыльчивым характером, силой и дерзкой опрометчивостью, которые, кстати, напоминали ранние индийские легенды о Ваджрапани, божестве, которое, как считалось, он воплощал. [ 8 ]
Впечатления иностранных гостей
[ редактировать ]Во времена Кармы Тенкьонга Тибет посетило несколько португальских миссионеров -иезуитов . В 1628 году священники Эстеван Качелла и Жуан Кабрал прибыли в королевскую резиденцию Шигадзе и были приняты королем. Иезуиты описывают его как умного и красивого 22-летнего мужчину, набожного и щедрого к бедным. Его дворец был построен на вершине горы и по конструкции напоминал португальскую крепость, но без артиллерии. Его двор содержался в большой роскоши, а различные комнаты были позолочены и расписаны. В личных апартаментах короля был отдел, где он собирал диковинки. Во дворце были занавеси из китайского дамаска и других материалов, качество которых могло соперничать с португальскими шелками. [ 9 ] В то время как враждебные источники гелугпа неохотно присваивают правителю Цангпа королевские титулы, европейские источники указывают на него как на короля У-Цанга («Уканге») или Тибета. В рассказе отца-иезуита Жербийона конца XVII века говорится о нем: «Не более 60 лет назад Тибетом, который по-разному называли Тубе, Тибетом и Тангутом, управлял король, уроженец этой земли, по имени Цанпа. хан [Цангпа Хан], которого китайцы в своих историях называют Цанпоу. Этот принц когда-то был очень могущественным [...]; хотя великий лама, которого зовут Далай-ламой, оставался в Путале, которую наши путешественники называли по-разному: Боталой, Лассой и Барантолой, он все же не был временным правителем страны; именно Цанпа тогда правил и потерял корону, о чем я расскажу». [ 10 ]
Борьба с монголами Чогту
[ редактировать ]Новый Далай-лама, родившийся в 1617 году, в конце концов был принят в монастыре Репунг в 1622 году. Паломники, знатные люди и солдаты прибывали во все большем количестве из Монголии в Центральный Тибет и беспокоили Карму Тенкьонга. Правитель Цангпа собрал вокруг себя представителей старой знати и старых религиозных общин, которые с подозрением смотрели на экспансию гелугпа. В 1631 году он смог отбросить позиции гелугпа, так что Нгаванг Лобсанг Гьяцо был вынужден искать убежища в Недонге , королевской резиденции династии Пхагмодрупа . [ 11 ] Карма Тенкёнг, кроме того, вступил в союз со старшим правителем монголов Лигдан-ханом , новообращенным в секту Шамарпа. Лигдан-хан фактически захватил территорию Коконора в 1633 году, но умер от оспы в следующем году, и после его кончины верховное монгольское ханство прекратило свое существование. [ 12 ] В 1635 году в Тибет приблизился новый иностранный захватчик. Это был Арслан, сын шамарпа-хана Чогту из монголов Северной Халхи , возглавлявший грабительскую экспедицию. Соперничающие группировки Тибета пытались привлечь его на свою сторону. Шамарпа, под руководством Кармы Тенкьонга, заключил союз Цангпа-Чогту. Армия Арслана приступила к разорению территорий Гелугпа, достигнув Дрепунга и Лхасы. Однако затем Арслан внезапно изменил своей присяге, выступил на стороне Далай-ламы и атаковал позиции Цангпы. Его войска завоевали Шигадзе и Гянце , но затем были рассеяны другим монгольским вождем. Карма Тенкьонг и иерарх Шамарпы отправили послание отцу Арслана и осудили поведение его сына. Чогту послал эмиссаров, которые убили Арслана и нескольких его последователей. [ 13 ]
Отношения с Бутаном и Ладакхом
[ редактировать ]Тем временем произошло несколько споров с областями на западе и юге. Карма Тенкьонг унаследовал от своего отца скрытый конфликт с Нгавангом Намгьялом , священнослужителем Друкпа , основавшим государство в Бутане в 1616 году. В 1634 году он послал шесть колонн, которые атаковали Бутан через различные точки границы от Падро до Бумтанга. Силам Цангпа удалось захватить дворец Синмодокха. Они потребовали заложников у Нгаванга Намгьяла, однако тот дал вызывающий ответ. Тибетские солдаты, захватившие дворец, предположительно были убиты взрывом пороха, и вторжение в конечном итоге ни к чему не привело (см. также « Битву пяти лам »). [ 14 ] В 1638 году вождь монгольского племени Чахар совершил набег из Тибета в Ладакх, но был отбит королем Сенгге Намгьялом . Из-за этого возникла некоторая напряженность между Цангпа и Ладакхом, хотя до открытой войны дело не дошло. Элита Цанга отправила послов засвидетельствовать свое почтение Сенгге Намгьялу. Отступая со своей армией, царь Ладакха подчинил себе ряд монашеских феодальных владений и общин пастухов в западном Тибете. [ 15 ]
Возвышение Гуши-хана
[ редактировать ]вождю хошут- монголов Гуши -хану Исчезновение Арслана дало возможность действовать . Ранее он посещал Тибет в качестве паломника и был связан с фракцией Далай-ламы. После смерти Арслана он напал на группу Чогту в Коконоре совместно с джунгарским вождем Баатуром Хунгтайджи . Чогту потерпели полное поражение в 1637 году, а в следующем году Гуши-хан посетил Далай-ламу в Лхасе. Тем временем Карма Тенкьонг пытался противостоять влиянию гелугпа на востоке, объединившись с Доньо Дордже, царем Бери в Кхаме . Этот правитель поддерживал религию бон и был особенно враждебен гелугпа, подвергавшемуся преследованиям. Заговорщическое письмо Доньо Дордже Карме Тенкьонгу было перехвачено представителем школы Гелуг. Это послужило предлогом для Гуши-хана вторгнуться в Кхам совместно с представителями племени Парик из Амдо . Доньо Дордже был схвачен и казнен в 1640 году, а в следующем году весь Кхам попал под власть сторонников Гелугпы. [ 16 ]
Вторжение в Цанг
[ редактировать ]Пришло время Гуши-хану и тибетским сторонникам Далай-ламы разобраться с Кармой Тенкьонгом раз и навсегда. отклонил это решение Нгаванг Лосанг Гьяцо предположительно хотел избежать кровопролития, но его главный помощник Сонам Чоспел . Тем не менее, руководство Гелугпа первоначально занимало формально нейтральную позицию, когда монгольские войска выступили против Кармы Тенкьонга. Панчен-лама, проживавший в монастыре Ташилунпо в Цанге, был приглашен отправиться в У, чтобы не пострадать от предстоящего вторжения. На самом деле Карма Тенкёнг был проинформирован о том, что армия Гуши-хана направляется в сторону Цанга, и приступил к аресту ламы, находившегося под стражей. [ 17 ] Правитель Цангпа послал войска для охраны границ и воздвиг частокол вокруг столицы Шигадзе . Однако Гуши-хан заслужил репутацию непобедимого военачальника и встретил относительно слабое сопротивление. Тринадцать районов были быстро захвачены, и монгольские войска осадили Шигадзе. Умелые лучники Цангпа сдерживали нападавших в течение нескольких месяцев. Тем временем Сонам Чоспел обеспечила безопасность различных районов Цангпа в У посредством убеждения или силы. В конце концов он открыто выразил свою поддержку предприятию Гуши-хана и присоединился к осаде с большим отрядом солдат. [ 18 ]
Поражение и смерть
[ редактировать ]Пока продолжался конфликт, к маньчжурскому императору в Мукден , Хун Тайцзи , была отправлена большая тибетская делегация . Делегаты привезли письма от Далай-ламы, Цангпы и Кармапы с просьбой о посредничестве императора. Однако маньчжурский правитель не пожелал принимать чью-либо сторону в продолжающемся конфликте. [ 19 ] В первый месяц водяного 1642 года были взяты Шигадзе и близлежащий монастырь Кармапы Таши Зилнон. На 25-й день второго месяца сама крепость сдалась, и Карма Тенкьонг был взят в плен со своей семьей и вассалами. Он был заключен в крепость Ней недалеко от Лхасы. Этим подвигом Гуши-хан объединил большую часть Тибета под духовной властью своего покровителя Нгаванга Лобсанга Гьяцо. Позже в том же году в нескольких районах произошло восстание Кармапы. Разгневанный Гуши-хан приказал казнить Карму Тенкёнга вместе со своими министрами Дроньером Бонгонгом и Ганзукпой. Экс-правитель был приговорен к смертной казни ко-тумгьяб-па , которая в Тибете предназначена для преступников из высших слоев общества. Его поместили в мешок из бычьей шкуры и бросили в реку Цангпо недалеко от Нея. [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джузеппе Туччи , Тибетские расписные свитки , Рим, 1949, Том. II, с. 697.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа , Тибет. Политическая история , Йельский университет, 1967, стр. 99–102; Цепон В.Д. Шакабпа , Сто тысяч лун , Лейден, 2010, с. 284.
- ^ Джузеппе Туччи, 1949, Том I, с. 58.
- ^ Джузеппе Туччи, 1949, Vol. Я, стр. 58–59. Цепон В.Д. Шакабпа, 1967, с. 101, говорится, что вторжение произошло в 1620 году.
- ^ Джузеппе Туччи, 1949, Том II, с. 697.
- ^ Дэвид Темплман, «17 век. Правители Цанга и их стратегии легитимации», 2013, с. 72. [1]
- ^ Бенджамин Богин, Освещенная жизнь Великой Йолмовой Чикаго 2013, с. 204.
- ^ Дэвид Темплман, 2013, с. 74.
- ^ Джузеппе Туччи, 1949, Том I, с. 63.
- ^ Джузеппе Туччи, 1949, Том I, с. 64.
- ^ Джузеппе Туччи, 1949, Том I, с. 59.
- ^ Я Ханьчжан, Биографии тибетских духовных лидеров Панчена Эрдениса , Пекин, 1994, с. 34.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 1967, стр. 103–04; Джузеппе Туччи, 1949, Том. Я, стр. 60–61.
- ^ Майкл Арис , Бутан. Ранняя история Гималайского королевства , Уорминстер, 1979, с. 219.
- ^ Лучано Петех , Королевство Ладакх, ок. 950-1842 гг. , Рим, 1977, стр. 46–47.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 1967, стр. 104–07; Джузеппе Туччи, 1949, Том. Я, стр. 61–63.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 1967, стр. 107–08.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 1967, стр. 110.
- ^ Джузеппе Туччи, 1949, Vol. я, стр. 64–65.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 1967, стр. 111–12; Я Ханьчжан 1994, с. 41; Сарат Чандра Дас , «Тибет, зависимость от Монголии», Журнал Азиатского общества Бенгалии I:5 1905, стр. 153–54.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дунг-дкар бло-бзанг 'прим-лас, Слияние религиозного и светского правления в Тибете . Пекин, 1991 год.
- Дэвид Снеллгроув и Хью Ричардсон, Культурная история Тибета . Бостон и Лондон 1986.
- https://web.archive.org/web/20110719030136/http://www.tibetinfor.com/tibetzt/tsjb/doc/606.htm (на китайском языке).