Эрдени Батур
Эрдени Батур | |
---|---|
Хонг Тайджи | |
1-й Хонг Тайджи Джунгарского ханства | |
Царствование | 1634–1653 |
Преемник | Сенгге |
Умер | 1653 |
Дом | Плач |
Династия | Джунгарское ханство |
Отец | Хархул |
Религия | Тибетский буддизм |
Эрдени Батур (на современном монгольском языке : Эрдэнэбаатар, Эрдэнэбаатар; китайский : 巴圖爾琿台吉 ; ум. в 1653 году) был принцем Чорос-Ойрата, который обычно считается основателем Джунгарского ханства , с центром в Джунгарском регионе, в настоящее время на севере. -самая западная часть Китая .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эрдэнэбаатар был сыном Хара Хулы , который был тайши (на современном монгольском языке : тайж, тайдж, что означает «дворянин») доминирующего племени Чорос и лидером союзных Четырех Ойратов , известных под общим названием «Джунгары». После смерти своего отца в 1634 году Эрдени Батур занял позицию своего отца и продолжил цель своего отца по объединению ойратских племен в формальную конфедерацию с самим собой в качестве верховного военного и политического правителя.
Став правителем джунгар, Эрдени Батур стремился укрепить свои позиции вокруг гор Тарбагатай , земли, по которой бродили его люди. При этом Эрдени Батур возглавил джунгаров в нескольких победоносных военных походах против казахов на западе. На севере южной Сибири Эрдени Батур предоставил России доступ к соляным шахтам, тем самым положив конец 20-летнему конфликту, в обмен на дипломатические и торговые отношения. Торговые связи, сохранявшиеся на протяжении всего его правления, и процветание, порожденное такими связями с российскими форпостами, еще больше укрепили престиж и положение Эрдени-Батура среди ойратов и лидеров соседних народов.
Консолидация власти
[ редактировать ]Внутри ханства Эрдэнэбаатар начал амбициозную кампанию по строительству империи. Например, он основал столицу под названием Хобак Сари к югу от озера Зайсан на реке Имиль , недалеко от современного города Таченг , и построил монастыри по всей территории Джунгарии. Он также пропагандировал буддизм среди своих подданных и призывал их переселиться в новую столицу и заняться сельским хозяйством и мелким производством, таким как каменная кладка и обработка металлов.
Как и его отец, Эрдэнэбаатар стремился укрепить мощь и независимость ханства, чтобы иметь возможность вести войну против династии Цин китайской за контроль над территорией. Однако его попытки монополизировать власть среди ойратских племен увенчались успехом лишь частично. Раздоры и стычки, например, вынудили Гуши-хана и его брата Кунделунга Убашу переселить значительную часть племени Хошут-Ойрат из района озера Зайсан в район вокруг озера Цинхай – то, что китайцы называли Цинхаем, а тибетцы – Амдо – в 1636 году, где вскоре они основали Хошутское ханство и превратили Тибет в протекторат Цин . Но единство, созданное Эрдени-Батуром среди оставшихся ойратских племен, а именно племен чороса, дербета и хойта, еще больше укрепило его власть и его решимость сделать Джунгарское ханство выдающейся державой в Центральной Азии.
Пятый Далай-лама принял к сведению растущую мощь и влияние Джунгарского ханства и даровал Эрдени Батуру титул « Хонг Тайджи » (известный по-китайски как Хун Тайцзи, или наследный принц) за военную поддержку, которую он оказал Гуши-хану для свержения врагов. Гелуг секты . Более того, присваивая этот титул, Пятый Далай-лама надеялся получить еще одного союзника, защищающего и продвигающего его линию гелуг выше других.
Дипломатия с монголами
[ редактировать ]Его возросший статус и широкое признание Джунгарского ханства, полученного как великая держава среди кочевников Центральной Азии, побудили Эрдэнэбаатара призвать к панмонгольскому союзу в 1640 году. Антанта состоялась на территории Джунгарии в месте под названием Улан Бураа , недалеко от гор Тарбагатай. на границе между нынешней Синьцзян китайской провинцией и Кыргызстаном . В Антанте присутствовали правящие князья всех монгольских племен, кроме монгольских племен Внутренней Монголии , недавно присоединившихся к Цин.
Одной из целей Антанты было формирование панмонгольской коалиции против всех потенциальных внешних врагов, таких как казахи и недавно возникшее государство Цин. Вторая, но не менее важная цель заключалась в разработке метода разрешения споров без войны. С этой целью был разработан юридический кодекс, устанавливающий систему правил, которые регулировали повседневную деятельность всех монголов от реки Волги на юго-востоке России до современной восточной Монголии . Этот свод законов называется «Великим кодексом сорока и четырех» (Döchin Dörben Hoyar un Ike Tsagaza), известным как Закон Халха-Ойрата.
Упадок и смерть
[ редактировать ]Однако попытка создать панмонгольскую коалицию провалилась. Монгольские князья Халха были расстроены тем, что Эрдени Батур взял на себя руководящую роль, хотя они по-прежнему утверждали, что, будучи прямыми потомками Чингисхана , они были законными лидерами монголов. По сути, халха-монгольские князья не хотели терять свой суверенитет из-за того, кто не мог претендовать на это, даже несмотря на то, что их власть и влияние приходили в упадок, в то время как состояние Джунгарского ханства росло. Тем не менее, Эрдени Батуру удалось установить стандартный свод законов и сделать буддизм официальной религией во всем монгольском государстве.
После заключения Антанты Эрдэнэбаатар продолжал укреплять свою власть, готовя Джунгарское ханство к нападению на Цин с целью установления контроля над Средней Азией. После его смерти в 1653 году Эрдени Батуру наследовал его третий сын Сенгге .
Ссылки
[ редактировать ]- Боуден, Чарльз Р. Современная история Монголии , серия Praeger Asia-Africa, издательство Frederick A. Praeger Publishers, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (1968).
- Берггольц, Фред В. Раздел степи: борьба русских, маньчжуров и джунгарских монголов за империю в Центральной Азии, 1619–1758: исследование силовой политики , исследования американских университетов, серия IX, история, том. 109, издательство Peter Lang Publishing, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (1993).
- Груссе, Рене. Степная империя: история Центральной Азии , издательство Университета Рутгерса, Нью-Брансуик, Нью-Джерси (1970).
- Хейнс, Р. Спенсер. «Физические остатки Зунгарского наследия в Центральной Евразии: некоторые заметки с мест», доклад, представленный на семинаре «Социальные и экологические изменения на Монгольском плато», Канберра, АКТ, Австралия (2016).
- Пердью, Питер К. Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии , Belknap Press of Harvard University Press, Кембридж, Массачусетс (2005).