Плащаница

Амдо ( тибетский : ཨ་མདོ་ , Уайли : a mdo [ʔam˥˥.to˥˥] ; Китайский : 安多 ; пиньинь : Андуо ) — один из трёх традиционных тибетских регионов, остальные — У-Цанг на западе и Дотоэ, также известный как Кхам на востоке. Нгари (включая бывшее королевство Гуге ) на северо-западе был включен в состав У-Цанга. Официальное название этого тибетского региона/провинции — Домей ( тибетский : མདོ་སྨད་ ). назывались До Кхам Исторически Амдо и Кхам на картах и рукописях . Амдо также является местом рождения 14-го Далай-ламы . Амдо охватывает большую территорию от Мачу ( Желтой реки ) до Дричу ( Янцзы ). [примечание 1] Амдо в основном граничит с современной китайской провинцией Цинхай , но также включает небольшие части провинций Сычуань и Ганьсу .
Амдо входил в состав Тибетской империи до IX века, когда последняя распалась на местные княжества. Большая часть территории находилась под властью тибетской теократии Цонка ( тибет .: ཙོང་ཁ། , Уайли : Цонг Кха ; Китайский : 宗喀國 ) с 10 по 12 века. Дрогон Чогьял Пхагпа взял на себя ответственность за национальные дела буддизма и административные дела Тибета в 13 веке, и с тех пор монгольские войска участвовали в многовековом управлении территорией Амдо.
Исторически, культурно и этнически Амдо был частью Тибета с середины 18 века и после этого находился под управлением ряда местных тибетских правителей, которые связаны с У-Цангом через монастырские системы. Далай-ламы Ганден Подранг с тех пор не управлял этой территорией напрямую. [1]
С 1917 по 1928 год некоторые части Амдо периодически оккупировались военачальниками хуэй мусульманскими из семьи Ма . В 1928 году автономная семья Ма присоединилась к Гоминьдану , Китайской националистической партии. К 1952 году силы Коммунистической партии Китая нанесли поражение как гоминьдановским, так и тибетским силам и аннексировали регион, укрепив свою власть в этом районе примерно к 1958 году. Тибетские партизанские отряды в Амдо возникли в 1956 году и продолжали действовать во время тибетского восстания 1959 года до 1962 года. борьба с Народно-освободительной армией и жесткой политикой земельной реформы Китая.
Амдо является домом для многих важных тибетских буддийских духовных лидеров, а также лам , монахов, монахинь и ученых, в том числе 14-го Далай-ламы , 10-го Панчен-ламы Чокьи Гьялцена и великого гелуг реформатора школы Дже Цонкапы .
География
[ редактировать ]Амдо состоит из всего бывшего северо-восточного Тибета, включая верховья Мачу или Хуанхэ и озеро Цинхай. Его южной границей являются горы Баян Хар . [2] Район продуваемый ветрами, без деревьев, с большим количеством травы. Из животных региона встречаются дикий як и кианг . Домашние животные региона представлены домашними яками и дзо , козами, овцами и монгольскими лошадьми . [3]
Демография
[ редактировать ]Историческая демография
[ редактировать ]В исторические времена жители региона, как правило, не были тибетцами, например, монголы , или тибетцами нетибетского происхождения, такими как народ Хор . [4]
Текущая демография
[ редактировать ]Жителей Амдо (Цинхай) называют Амдова (ཨ་མདོ་པ།; amdo pa) в отличие от тибетцев Кхама (Кхампа) и У-Цанга (Центральный Тибет), однако все они считаются этнически Тибетский.
Сегодня этнические тибетцы преобладают в западной и южной частях Амдо, которые сейчас управляются как различные тибетские, тибетско-цянские или монголо-тибетские автономные префектуры. Китайцы хань составляют большинство в северной части (Хайси-Монгольский и Тибетский автономный округ) и восточной части ( Синин города и города Хайдун ) провинции Цинхай. Хотя города Синин и Хайдун географически малы по сравнению с остальной частью Цинхая, в этом районе самая большая плотность населения в Цинхае, в результате чего ханьские китайцы в целом превосходят численностью другие этнические группы в Цинхае.
Большинство тибетцев Амдо проживают в большей части провинции Цинхай, включая Мцобян (མཚོ་བྱང་།; Хайбэй по-китайски), Тибетскую автономную префектуру (TAP), Мцшольхо (མཚོ་ལྷོ་།; Хайнань), TAP, Рмалхо (ར ྨ ་ལྷོ་།; Хуаннань) ТАП и Мголог (མགོ་ལོག།; Голо) ТАП, [5] а также в Канло (ཀན་ལྷོ།; Ганьнань) TAP на юго-западе провинции Ганьсу и на участках Рнгаба (རྔ་བ།; Аба) Тибетской и Цянской автономной префектуры северо-западной провинции Сычуань. Кроме того, очень много тибетцев Амдо проживают в префектуре Хайдун (མཚོ་ཤར།; Wylie : mtsho shar ) Цинхая, которая расположена к востоку от озера Цинхай (མཚོ་སྔོན།, Wylie: mtsho sngon ) и вокруг Синина ( ཟི་ལིང།; zi ling ) город, но они составляют лишь меньшинство (около 8,5%) от общей численности населения, поэтому регион не получил статуса TAP. В обширной монгольско-тибетской автономной префектуре Хайси (མཚོ་ནུབ།; mtsho nub ), расположенной к западу от озера Цинхай, также проживает меньшинство тибетского населения (около 10%), и только те тибетцы, которые проживают в восточных частях этой префектуры. являются жителями Амдо. [6]
Монголы также были постоянными поселенцами в Амдо, прибыв впервые во времена Чингисхана , но особенно в ходе серии волн поселений в период Мин. За прошедшие столетия большинство монголов Амдо сильно тибетизировались, и, по крайней мере поверхностно, теперь трудно различить их первоначальную нетибетскую этническую принадлежность. [6] Амдо прославился в эпических сказаниях и истории как земля, где выращивают и одичают великолепных лошадей. [7]
Язык
[ редактировать ]В Амдо говорят на многих диалектах тибетского языка из-за географической изоляции многих групп. Письменный тибетский язык одинаков во всех тибетоязычных регионах и основан на классическом тибетском языке .
История
[ редактировать ]3 век
[ редактировать ]Народ Цян первым начал использовать железо, и существует множество историй о том, как они носили железные нагрудники с железными мечами. [8]
7 век
[ редактировать ]С седьмого по девятый век Тибетская империя простиралась на север до Турфана , на юг до Индии и Непала , на восток до Чанъаня и на запад до Самарканда . [9] В этот период контроль над Амдо перешёл от Сонгцена Гампо и его преемников к министрам королевской семьи, Гарам ( Wylie : ' gar ). [ нужна ссылка ] Эти министры унаследовали свои должности от родителей, подобно императору. Король Тюсонг [ ВОЗ? ] пытались вырвать контроль над этой территорией у министров, но безуспешно. [10]
9 век
[ редактировать ]В 821 году договор установил границы между Тибетской империей и династией Тан , при этом были построены три стелы — одна на границе, одна в Лхасе и одна в Чанъане . Тибетская армия обосновалась на восточной границе.
После 838 года, когда тибетский король Ланг дарма убил своего брата, Тибетская империя распалась на независимые княжества, в то время как До Кхам (Амдо и Кхам) сохранили культурный и религиозный тибетский язык. Внутри Амдо сохранялись исторически независимые государства наследственных правителей и королевств, где монгольское и китайское население колебалось среди коренных народов и тибетцев. [11] В течение определенного периода времени буддийские монахи из Центрального Тибета были сосланы в регион Амдо. [12]
Существует исторический отчет о чиновнике 9 века, посланном для сбора налогов в Амдо. Вместо этого он приобретает феодальное владение. Затем он рассказывает о 10 добродетелях земли. Две добродетели находятся в траве: одна для лугов возле дома, одна для дальних пастбищ. Две добродетели в земле: одна для строительства домов и одна для хороших полей. В воде есть две добродетели: одна для питья, другая для орошения. В камне их два: один для строительства, другой для фрезерования. У древесины есть два достоинства: одно для строительства, другое для дров. [3] Первыми жителями региона Амдо были лесные жители ( нагс-па ), горные жители ( ри-па ), жители равнин ( тханг-па ), травяные люди ( ртса-ми ) и лесники ( шинг-ми ). Травяные люди славились своими лошадьми. [13]
10 век
[ редактировать ]Гевасель — монах, который помог возродить тибетский буддизм. Его обучали в детстве, и он проявил удивительный энтузиазм по отношению к религии. Когда он был рукоположен, он отправился на поиски учений. После получения Винайи он собирался отправиться в Центральный Тибет, но из-за засухи. Вместо этого он решил отправиться в одиночестве в Амдо. Местные жители слышали о нем, и его одиночество не было таким, как его искали. Со временем он основал линию монахов-беженцев в Амдо и на полученные богатства построил также храмы и ступы. [14]
11 век
[ редактировать ]Исторический Цян вступил в контакт с Сумпа , затем с Туюхуном . [15] Затем около 1032 года тангуты , возможно, потомки Цян, сформировали Западную Ся , которая просуществовала до 13 века.
13 век
[ редактировать ]Монголы завоевали восточный Амдо к 1240 году. [16] и поставил весь Тибетский регион под власть Юаня , отделив его от территории бывшей династии Сун . китайской [17] [18] Отношения покровителя и священника начались в 1253 году, когда тибетский священник Пхагспа посетил Хубилай-хана. Он стал настолько популярен, что был назначен духовным наставником Хубилая, а затем назначен им в ранг царя-жреца Тибета и стал правителем (1) Тибета. Собственно, включающий тринадцать штатов провинции У-Цанг; (2) Кхам и (3) Амдо. [19] Последние годы своей жизни он провел в монастыре Сакья в Центральном Тибете, что требовало от него регулярных поездок через Амдо. Во время одной из таких поездок он столкнулся с вооруженным сопротивлением в Амдо и потребовал сопровождения монгольских князей, чтобы пройти через Амдо. [20] Тибет восстановил свою независимость от монголов до того, как коренные китайцы свергли династию Юань в 1368 году, хотя он избегал прямого сопротивления двору Юань до падения последнего. [21] При монгольской династии Юань Хубилай-хана Амдо и Кхам были разделены на два командорства, которые вместе с У-Цангом вместе назывались тремя командорствами Тибета.
с 14 по 16 века
[ редактировать ]Следующая династия Мин номинально в значительной степени сохранила монгольские подразделения Тибета с некоторыми подразделениями. Однако с середины эпохи Мин китайское правительство утратило контроль в Амдо, и монголы . политический контроль вновь захватили [22] Однако династия Мин продолжала сохранять контроль над Синином , Сюньхуа и Хуалуном .
17 век
[ редактировать ]Верхние (коконорские) монголы из северного Синьцзяна и Халхи пришли сюда в 16-17 веках. [23] Борьба за власть между различными монгольскими группировками в Тибете и Амдо привела к периоду попеременного господства Далай-ламы (номинально) и монгольских повелителей. В 1642 году Тибет был воссоединён под властью Далай-ламы V , получив духовную и светскую власть усилиями монгольского царя Гуши-хана . Это позволило школе Гелуг и ее воплощенным духовным лидерам, Далай-ламам, получить достаточную поддержку, чтобы просуществовать до наших дней. [24] Гуши-хан также вернул Тибету части Восточного Тибра (Кхама), но его база в районе Коконор в Амдо оставалась под контролем монголов. [24]
18 век
[ редактировать ]В 1705 году с одобрения императора Канси династии Цин из Хошуда Лха-бзанг-хан сверг регента и убил VI Далай-ламу . Джунгарские году монголы вторглись в Тибет во время хаоса и удерживали весь регион до своего окончательного поражения от экспедиции императорской армии Цин в 1720 . [25] [26]
Когда в начале 18 века к власти пришла маньчжурская династия Цин, она основала Синин, город к северу от Амдо, в качестве административной базы этого региона. Амдо был помещен в провинцию Цинхай . [27] В этот период ими правил амбань , который предоставил монастырям и другим местным лидерам почти полную автономию. [28]
В 18 веке империя Цин продолжала расширяться все дальше и дальше в Тибет, охватывая Восточный Тибет, включая Амдо, и даже взяла на себя контроль над Центральным Тибетом . [29]

Император Юнчжэн захватил полный контроль над Цинхаем (Амдо) в 1720-х годах. После этого были установлены границы префектуры Синин , в которую входит большая часть Амдо, с Сычуанью и собственно Тибетом. Границей префектуры Синин и Сицзана , или центрального Тибета, были горы Дангла . Это примерно соответствует современной границе Цинхая с Тибетским автономным районом . В это же время была установлена граница префектуры Синин с Сычуанью, разделившая район Нгаба бывшего Амдо на Сычуань. Эта граница также примерно соответствует современной границе Цинхая с Сычуанью. Между Сычуанью и Тибетом была установлена новая граница по горному хребту Нин-цзин. К востоку от этих гор местные вожди правили под номинальной властью правительства провинции Сычуань; Лхаса управляла территорией на западе. Таким образом, в 1720-х годах произошло первое за столетия крупное сокращение территории Тибета. [30] Остальными частями старого Амдо управлял администратор Цинхая.
Во всех этих преимущественно тибетских регионах Империя Цин использовала систему управления, опиравшуюся на местных тибетских правителей. Доктор философии Чикагского университета 1977 года. диссертация описала политическую историю тибетского региона в Ганьсу (который исторически был частью Амдо) во времена династии Цин следующим образом:
Во времена маньчжурской династии всем регионом управлял наместник императорского правительства. Эта часть страны, оккупированная китайскими мусульманами и некоторыми другими, более мелкими расовыми единицами, находилась под действием традиционного китайского права. Тибетцы пользовались почти полной независимостью и различной степенью престижа. Принц Чоне правил сорока восемью «знаменами» одной группы тибетцев; другие тибетские правители или вожди получали гранты или поручения (некоторым из них уже сотни лет) от имперского правительства. В то время этническая граница почти точно соответствовала административной границе. [31]
20 век
[ редактировать ]В 1906 году 13-й Далай-лама во время поездки по стране был соблазнён процессией из тысячи лам остановиться в храме в Кумбуме . Он провел год, отдыхая и изучая, среди прочего, санскрит и поэзию. [32]
В 1912 году династия Цин рухнула, и за этим последовала относительная независимость, когда Центральным Тибетом правил Далай-лама. Восточным Тибетом, включая Амдо и Кхам , управляли местные и региональные военачальники и вожди. [33] Мусульмане хуэй управляли сельскохозяйственными угодьями на севере и востоке региона. [28] Амдо видел множество влиятельных лидеров, как светских, так и светских. Монастыри, такие как Лабранг , Ребконг и Такцанг Лхамо, контролировали выбор местных лидеров или старост в районах, находящихся под их контролем. Эти племена состояли из нескольких тысяч кочевников. [28] Тем временем в Сокво , Нгаве и Люлине были назначены светские лидеры, некоторые из которых стали королями и даже создали семейные династии. Эта светская форма правления дошла до Мачу. [34]
Мусульманский военачальник Ма Ци вел войну от имени Китайской Республики против монастыря Лабранг и Голоков. После того, как в 1918 году возникли этнические беспорядки между мусульманами и тибетцами, Ма Ци победил тибетцев, а затем начал облагать город высокими налогами в течение 8 лет. В 1925 году вспыхнуло тибетское восстание, в ходе которого тысячи тибетцев изгнали мусульман. Ма Ци ответил 3000 китайскими мусульманскими солдатами, которые отбили Лабранг и расстреляли из автоматов тысячи тибетских монахов, когда они пытались бежать. [35] [36] Ма Ци неоднократно осаждал Лабранг, тибетцы и монголы сражались против его мусульманских войск за контроль над Лабрангом, пока Ма Ци не сдал его в 1927 году. [37] Его силы хвалили иностранцы, путешествовавшие по Цинхаю, за их боевые способности. [38] Однако это была не последняя встреча Лабранга с генералом Ма. Мусульманские силы снова разграбили и разорили монастырь. [37]
В 1928 году клика Ма заключила союз с Гоминьданом . В 1930-х годах мусульманский военачальник Ма Буфанг , сын Ма Ци, захватил северо-восточный угол Амдо во имя слабого центрального правительства Чан Кайши , фактически включив его в состав китайской провинции Цинхай. [39] С этого момента и до 1949 года большая часть остальной части Амдо была постепенно ассимилирована в гоминьдановскую китайскую провинциальную систему, причем большая часть ее стала номинально частью провинции Цинхай , а меньшая часть стала частью Ганьсу . провинции [40] Однако из-за отсутствия китайского административного присутствия в регионе большинство общин сельских районов Амдо и Кхам до 1950-х годов оставались под властью своих местных, тибетских светских и монашеских лидеров. Тибетские регионы Лхо-Джанг и Гьяронг в Кхаме, а также Нгапа (китайская Аба) и Голок в Амдо все еще были независимы от китайской гегемонии, несмотря на создание на бумаге провинции Цинхай в 1927 году. [41]
14- й Далай-лама родился в регионе Амдо в 1935 году, и когда его объявили возможным кандидатом, Ма Буфанг попытался помешать мальчику поехать в Тибет. Он потребовал выкуп в размере 300 000 долларов, который был уплачен, а затем сопроводил мальчика в Тибет. [42]
В мае 1949 года Ма Буфанг был назначен военным губернатором Северо-Западного Китая, что сделало его высшим администратором региона Амдо. Однако к августу 1949 года наступающая Народно-освободительная армия уничтожила армию Ма, хотя на разгром остаточных сил потребовалось несколько лет. К 1949 году передовые части Народно-освободительной армии Китая (НОАК) отбили большую часть Амдо у националистов. [43] К 1952 году крупные города региона находились под полным контролем Китайской Народной Республики , хотя многие сельские районы продолжали пользоваться де-факто автономией еще несколько лет. [44]
В 1958 году китайские коммунисты взяли под свой официальный контроль тибетские регионы Кхам и Амдо. Многие кочевники Амдо восстали. Сообщалось, что в некоторых районах мужчин практически не было: они либо были убиты, либо заключены в тюрьму, либо бежали. Крупнейший монастырь Амдо был вынужден закрыться. Из трёх тысяч монахов две тысячи были арестованы. [45]
В июле 1958 года, когда революционный пыл «Большого скачка» охватил Китайскую Народную Республику, уезд Зеку в регионе Амдо культурного Тибета вспыхнул насилием против попыток Коммунистической партии Китая провести быструю коллективизацию пасторальных общин пастбищ. . Восстание также всколыхнуло регион в начале 1950-х годов, когда «Освобождение» впервые обосновалось на северо-восточном Тибетском нагорье. Непосредственные последствия каждого беспорядка как для тибетской элиты и простых людей Амдо, так и для ханьских кадров в их среде, проливают свет на раннюю борьбу КНР за национальное и государственное строительство в районах проживания национальных меньшинств, а также влияние этого решающего переходного периода на отношения между Хань и тибетец в Амдо десятилетия спустя. [46]
В преддверии Олимпийских игр в Пекине в 2008 году протесты вспыхнули, в частности, в Амдо. Некоторые были жестокими; однако большинство было мирным. [47]
Монастыри
[ редактировать ]

Амдо традиционно был местом великих знаний и учености и содержит множество великих монастырей, в том числе монастырь Кумбум недалеко от Синина , монастырь Ронгво в Ребгонге , монастырь Лабранг к югу от Ланьчжоу , а также Кирти Гомпас в Нгава-Тибетском и Цянском автономном округе и Такцанг Лхамо в уезде Дзоге.
С 1958 по 1962 год политический климат в Амдо считался невыносимым. В 1958 году арест и убийство кхенпо Джигме Ригпай Ньингпо из монастыря Цетен, находившегося в заключении в тюрьме Наньтан в Синине, ознаменовали начало этого периода. [48]
Традиционная пастырская экономика
[ редактировать ]Традиционный образ жизни и экономика тибетцев Амдо сосредоточены на сельском хозяйстве. В зависимости от региона и окружающей среды, в которой живут тибетцы Амдо, они либо кочевники (Дрог па), либо земледельцы (Шэн па). Экономика Амдо была постоянной на протяжении всей истории и мало изменилась в наше время. У типичной семьи есть два дома или базы: один для тех случаев, когда летом они переезжают со своими животными в горы для лучшего выпаса скота, а другой — в долинах, где они переживают суровые зимы и выращивают корм для своего скота на небольших сельскохозяйственных полях. Семьи из некоторых деревень могут совершать более короткие сезонные переходы, поскольку их пастбища могут находиться поблизости, и они могут даже мигрировать между домами каждый день. [49]
Местное самоуправление
[ редактировать ]Как и в Амдо и Кхаме, традиционными системами управления были независимые местные государства. В Амдо общины кочевников, земледельцев, торговцев лошадьми и монастыри были организованы в эти государства, продолжавшиеся с эпохи Тибетской империи . Размер их варьировался от маленького до большого, некоторые передавались по наследству, а другие нет, и как женщины, так и мужчины были отдельными лидерами этих государств. [50]
Цова , состоящие из групп семей, являются основной социально-политической организацией. Народы голок , гомэ и луцанг расположились в цова . Более крупная организация — это сгар , что переводится как «лагерь», а еще более крупная организация — нангсо , что переводится как «комиссар». Были также королевства, такие как Королевство Коне (Шоне). [50] Например, в 1624 году Дротсанг Нангсо спонсировал строительство монастыря, который назывался Дротсанг Саргон; монастырь в Деца Нангсо назывался Деца Гомпа. Ранее, в 1376 году, в Коне находилась станция по торговле лошадьми и чаем. [50]
После основания Китайской Народной Республики (КНР) коммунистические администраторы наложили ряд более крупных Тибетских автономных префектур (ТАП) поверх существующей системы уездов, но только там, где тибетцы составляли большинство населения. Эта политика по отношению к тибетцам, считающимся «национальным меньшинством» внутри своей страны, была закреплена в конституции КНР. [51]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Малонаселенный округ Амдо с таким же названием в Тибетском автономном районе (ТАР) не является частью исторической провинции Амдо. Он находился под непосредственным управлением Далай-ламы из Лхасы , и сегодня он является частью региона Чангтанг, находящегося под управлением префектуры Нагку в северной части ТАР.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Грюнфилд 1996 , с. 245
- ^ Штейн 1972 , с. 20
- ^ Jump up to: а б Штейн 1972 , с. 23
- ^ Штейн 1972 , с. 22.
- ^ Шакья, Церинг (1999). Дракон в стране снегов: история современного Тибета с 1947 года . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 137 . ISBN 9780231118149 . OCLC 40783846 .
- ^ Jump up to: а б Хубер 2002 , стр. xii–xv
- ^ Штейн 1972 , с. 24
- ^ Штейн 1972 , с. 62
- ^ Хойберг 2010 , стр. 1.
- ^ Штейн 1972 , с. 63.
- ^ Да 2003 , с. 508
- ^ Ван Шайк 2011 , стр. 49–50
- ^ Штейн 1972 , стр. 23–24.
- ^ Ван Шайк 2011 , стр. 50–51
- ^ Штейн 1972 , с. 29.
- ^ Ван Шайк 2011 , с. 76
- ^ Петех 1990 , стр. 7–8.
- ^ Широкауэр 2006 , с. 174
- ^ Паттерсон 1960 , стр. 87–88.
- ^ Ван Шайк 2011 , с. 80
- ^ Крейг 2000 , стр. 33–34.
- ^ Петех 1990 , стр. 136–137.
- ^ История Монголии . UB: компактный объем. 2003.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 2008 , с. 242
- ^ Ричардсон 1986 , стр. 48–49.
- ^ Широкауэр 2006 , с. 242
- ^ Ван Шайк 2011 , стр. 140–141
- ^ Jump up to: а б с Пири 2005 , с. 85
- ^ Дэвис 2008 , с. 243
- ^ Колмас 1967 , стр. 41–42, цитируется Гольдштейном 1994 , стр. 80–81.
- ^ Эквалл 1977 , стр. 6.
- ^ Ван Шайк 2011 , стр. 182–183
- ^ Барни 2008 , с. 71
- ^ Пири 2005 , с. 86
- ^ Тайсон и Тайсон 1995 , с. 123
- ^ Ниетупский 1999 , с. 87
- ^ Jump up to: а б Нетупский 1999 , с. 90
- ^ Флетчер 1980 , с. 43
- ^ Лэрд 2006 , с. 262
- ^ Анон, 2013 г.
- ^ Экологическая вахта Тибета, 2013 г.
- ^ Ричардсон 1962 , стр. 151–153.
- ^ Крейг 2000 , с. 44
- ^ Цзяо 2013
- ^ Лэрд 2006 , с. 382
- ^ Вайнер 2012 , стр. 398–405, 427.
- ^ Ван Шайк 2011 , стр. 265–266
- ^ Николь Уиллок, Джигме Ригпай Лодро , https://treasuryoflives.org/biographies/view/Jigme-Rigpai-Lodro/2948
- ^ Штейн 1972 , стр. 123–124.
- ^ Jump up to: а б с Грей Таттл, Обзор исторической политики Амдо (Северо-Восточный Тибет)» , 29 августа 2013 г.
- ^ Хубер 2002 , с. XVIII
Источники
[ редактировать ]- Анон (2013). «А-мдо» . Британика Онлайн . Проверено 10 февраля 2014 г.
- Барни, Остин (2008). «Тибет и мое время, проведенное там» (PDF) . Колумбийский обзор Восточной Азии . 1 (Весна): 71–75.
- Крейг, Мэри (2000) [1992]. Слезы крови: Крик по Тибету . Контрапункт. ISBN 978-1582431024 .
- Дэвис, Майкл К. (май 2008 г.). «Создание реальной автономии в Тибете». Ежеквартальный журнал по правам человека . 30 (2): 227–258. дои : 10.1353/hrq.0.0001 . S2CID 144429694 .
- Эквалл, Роберт Б. (1977) [1939]. «Я: Ганьсу-тибетская граница» . Культурные связи на границе Ганьсу и Тибета . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226200804 . Архивировано из оригинала 18 марта 2008 года.
- Флетчер, Джозеф (1980). Алонсо, Мэри Эллен (ред.). Внутренняя азиатская граница Китая: фотографии экспедиции Вулсина на северо-запад Китая в 1923 году . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674119680 .
- Гольдштейн, Мелвин К. (1994). «Изменения, конфликты и преемственность среди сообщества кочевых скотоводов — пример западного Тибета, 1950–1990 годы» . В Барнетте, Роберт; Акинер, Ширин (ред.). Сопротивление и реформы в Тибете . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253311313 . Проверено 2 марта 2010 г.
- Грюнфилд, А. Том (1996). Создание современного Тибета . ME Sharpe Inc. ISBN 978-1563247149 .
- Хойберг, Дейл Х., изд. (2010). "А-мдо " энциклопедия Британская Том. Я: A-Ac - Байес (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия, Inc. ISBN 978-1-59339-837-8 .
- Хубер, Тони (2002). Хубер, Тони (ред.). Тибетцы Амдо в переходный период: общество и культура в эпоху после Мао . Нидерланды: Академический паб Brill. ISBN 978-9004125964 .
- Цзяо, Сюй (2013). «Освобождение Цинхая: 1 января 1950 года: создано Народное правительство провинции Цинхай. Центральное правительство назначает Чжао Шушаня губернатором)» (на китайском языке).
- Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Grove Press. ISBN 978-0802118271 .
- Ниетупский, Пол Кокот (1999). Лабранг: тибетский буддийский монастырь на перекрестке четырех цивилизаций . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 978-1559390903 . Проверено 28 июня 2010 г.
- Паттерсон, Джордж Н. (март 1960 г.). «Китай и Тибет: Предыстория восстания». Китайский ежеквартальный журнал . 1 : 87–102. дои : 10.1017/S0305741000022724 . ISSN 1468-2648 . S2CID 154417406 .
- Петех, Лучано (1990). Центральный Тибет и монголы . Серия «Восточный Рим». Том 65. Рим: Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока. АСИН B0006F23TK .
- Пири, Фернанда (январь 2005 г.). «Сегментация внутри государства: реконфигурация тибетских племен в период реформ Китая». Кочевые народы . 9 (1–2): 83–102. CiteSeerX 10.1.1.525.8003 . дои : 10.3167/082279405781826074 .
- Ричардсон, Хью Э. (1962). Краткая история Тибета . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: EP Dutton & Co. Inc. LCCN 61-6023 .
- Ричардсон, Хью Э. (1986). Тибет и его история (2-е изд.). Бостон, Массачусетс: Шамбала. ISBN 978-0877733768 .
- Широкауэр, Конрад (2006). Краткая история китайской цивилизации . Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-534-64305-8 .
- Штейн, Р.А. (1972). Тибетская цивилизация . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-0901-9 .
- Экологическая вахта Тибета (2013). «Историческая карта Тибета IV: Конец изоляции, [1940-49]» . Архивировано из оригинала 31 января 2010 г. Проверено 30 января 2010 г.
- Тайсон, Джеймс Л. младший; Тайсон, Энн Скотт (1995). Китайские пробуждения: истории жизни из неофициального Китая . Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN 978-0813324739 . Проверено 28 июня 2010 г.
- Ван Шайк, Сэм (2011). Тибет: История . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-15404-7 .
- Вайнер, Бенно Райан (2012). «Китайская революция на тибетской границе: государственное строительство, национальная интеграция и социалистическая трансформация, округ Зеку (Цехок), 1953–1958». 2012 Диссертация . Колумбийский университет: 1–470. hdl : 10022/AC:P:14943 .
- Ага, Эмили Т. (2003). «Тибетские войны на полигоне: пространственная политика и власть на лугах Амдо». Развитие и изменения . 34 (3): 499–523. CiteSeerX 10.1.1.197.8688 . дои : 10.1111/1467-7660.00316 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дхондуп, Янгдон; Димбергер, Хильдегард (2002). «Введение: монголы и тибетцы». Внутренняя Азия . 4 (2): 171–180. дои : 10.1163/146481702793647452 .
- Гольдштейн, Мелвин К. (2007). История современного Тибета . Том. 2: Затишье перед бурей, 1951–1955. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24941-7 .
- Грушке, Андреас (2001). Культурные памятники внешних провинций Тибета: Амдо . Бангкок: White Lotus Press. ISBN 978-9747534597 .
- Колмас, Йозеф (1967). «Тибет и Имперский Китай: обзор китайско-тибетских отношений до конца маньчжурской династии в 1912 году». Случайная бумага (7). Канберра, Австралия: Австралийский национальный университет, Центр восточных исследований.
- Макс Ойдтманн , Цинская колониальная правовая культура в Амдо Тибете (оригинальное название: Документ из архивов Сюньхуа, заархивированный 12 октября 2016 г. в Wayback Machine , Международное общество китайского права и истории - Международное общество китайского права и истории, том 1) , № 1, ноябрь 2014 г.)