Ганден Пходранг
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2024 г. ) |
Ганден Пходранг дга'лдан фобранг Ганден Пходранг | |
---|---|
1642–1959 | |
Статус | Протекторат Хошутского ханства (1642–1717) Протекторат Джунгарского ханства (1717–1720) Протекторат династии Цин (1720–1912) Протекторат Республики Китайской Народной (1951-1959) |
Капитал | Лхаса |
Общие языки | тибетский |
Религия | Тибетский буддизм |
Правительство | Луг гньис (двойной порядок) Духовный и светский |
Далай-лама | |
• 1642–1682 | Пятый Далай-лама (первый) |
• 1950–1959 | Четырнадцатый Далай-лама (последний) |
История | |
• Учредил | 1642 |
• Упразднено | 1959 |
Валюта | тибетская валюта |
История Тибета |
---|
См. также |
Азиатский портал • китайский портал |
Ганден Пходранг или Ганден Подранг ( тибетский : དགའ་ལྡན་ཕོ་བྲང , Уайли : dGa' ldan pho brang , лхасский диалект : [ˈkɑ̃̀tɛ̃̀ ˈpʰóʈɑ̀ŋ] ; Китайский : 甘丹頗章 ; пиньинь : Gāndān Pōzhang ) — тибетская система правления, установленная Далай-ламой V в 1642 году, когда ойратский владыка Гуши-хан, основавший Хошутское ханство , передал ему всю духовную и политическую власть в Тибете на церемонии в Шигадзе . Во время церемонии Далай-лама «провозгласил, что Лхаса станет столицей Тибета, а правительство будет называться Гаден Пходранг». [1] который в конечном итоге стал резиденцией руководства школы Гелуг. [2] Далай-лама выбрал название своей монашеской резиденции в монастыре Дрепунг в качестве названия нового тибетского правительства: Ганден (དགའ་ལྡན), тибетское название рая Тушита , где, согласно буддийской космологии, обитает будущий Будда Майтрейя ; и Пходранг (ཕོ་བྲང), дворец, зал или жилище. Красный форт Лхасы снова стал столицей Тибета, и там, рядом с дворцом Потала до 1959 года , действовал Ганден Пходранг.
В 17 веке Далай-лама установил отношения священника и покровителя императорами Китая с цинскими , за несколько десятилетий до китайской экспедиции в Тибет (1720 г.) . [3] [4] [5] Между тем, Цин становился все более активным в управлении Тибетом с учреждением имперского резидента ( амбаня ) и китайского гарнизона, дислоцированного в Лхасе с начала 18 века, и каждый раз пользовался кризисными ситуациями в Тибете, чтобы вмешиваться в тибетские дела. [6] хотя это также вызвало некоторое недовольство и восстания внутри Тибета, [7] например, восстание Батанга управляющий совет, известный как Кашаг в 1905 году. В администрации Ганден Пходранга также действовал . Во время британской экспедиции в Тибет (1904 г.) и китайской экспедиции в Тибет (1910 г.) перед революцией 1911 года , которая привела к падению династии Цин в 1912 году, Ганден Пходранг продолжал управлять Тибетом под протекторатом Цин. [8] После гражданской войны в Китае , которая привела к созданию Китайской Народной Республики и последующему подписанию Китайско-тибетского соглашения из семнадцати пунктов в 1951 году, началась аннексия Тибета Китайской Народной Республикой , хотя Далай-лама бежал из Тибета и объявил об отмене соглашения после тибетского восстания 1959 года .
Имя
[ редактировать ]«Ганден Пходранг» первоначально относился к жилым помещениям линии передачи Далай-ламы в монастыре Дрепунг со времен Второго Далай-ламы . Когда к власти пришел 5-й Далай-лама и началось расширение дворца Потала , Далай-лама переехал из настоящей резиденции Ганден Пходранг и остался в Потале зимой и в Норбулингке летом. По мнению некоторых, Ганден Пходранг представляет Центральная тибетская администрация или правительство Далай-ламы в изгнании в Дхарамсале , Индия , после 1959 года. Однако это «Ганден Пходранг» в другом смысле: личное служение или лабранг Далай-ламы. Лама.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Алтан-хан из тюмед- монголов выбрал гелуг веры орден тибетского буддизма в качестве своей буддийской . В 1577 году он пригласил лидера этого ордена Сонама Гьяцо приехать в Монголию и обучать свой народ. Он назвал Сонама Гьяцо «Далай» (перевод на монгольский языка имени Гьяцо, что означает «океан»). В результате Сонам Гьяцо стал известен как Далай-лама . Поскольку этот титул был также посмертно присвоен Гендуну Друпу и Гендуну Гьяцо , считавшимся предыдущими воплощениями Сонама Гьяцо, Сонам Гьяцо был признан уже 3-м Далай-ламой.
Монгольский протекторат
[ редактировать ]Пятый Далай-лама (годы правления 1642–1682) известен тем, что объединил сердце Тибета под контролем школы гелуг тибетского буддизма после победы над соперничающими сектами Кагью и Джонанг и светским правителем, принцем Цангпа , в длительной гражданской войне. война. Его усилия увенчались успехом отчасти благодаря помощи Гуши-хана, ойратского лидера, основавшего Хошутское ханство . наделил Далай-ламу высшей властью для всего Тибета С Гуши-ханом как совершенно посторонним покровителем, который на церемонии в монастыре Ташилунпо в Шигадзе , [9] Пятый Далай-лама и его приближенные основали гражданскую администрацию, которую историки называют штатом Лхаса . Вся власть и власть находились в руках Далай-ламы вплоть до его смерти, и Гуши-хан не вмешивался в управление и не пытался контролировать его политику. [10] Основное руководство этого правительства также упоминается как «Ганден Пходранг» или «Ганден Подранг», происходящее от названия поместья Далай-лам в монастыре Дрепунг .
Далай-лама V инициировал строительство дворца Потала в Лхасе на месте Красного форта и перенес туда центр управления из Дрепунга . Он оставался главной резиденцией Далай-ламы до тех пор, пока Далай-лама XIV не бежал в Индию во время тибетского восстания 1959 года .
С 1679 по 1684 год Ганден Пходранг участвовал в войне Тибета, Ладакха и Великих Моголов против династии Намгьялов из соседнего Ладакха , при этом Пятый Далай-лама отклонил совет своего премьер-министра. [11] : 349 Пятый Далай-лама умер в 1682 году, а последующий премьер-министр Дези Сангье Гьяцо умер . [11] : 342 : 351 договорился о Тингмосгангском договоре 1684 года с королем Ладакха Делеком Намгьялом , чтобы положить конец войне. [11] : 351–353 [12] : 171–172 Оригинальный текст Тингмосгангского договора больше не сохранился, но его содержание резюмировано в Ладакхских хрониках . [13] : 37 : 38 : 40
Джунгаро -Цинские войны (1687–1757) между Джунгарским ханством и Цинским Китаем оказали большое влияние на Тибет. В то время как в военном ландшафте Внутренней Азии в конце 17 века доминировал конфликт между джунгарами и Цин, режим Ганден Пходранга также был вовлечен в войну из-за своей религиозной роли, которая иногда была неискренней. [14] В 1705 году Цин вступил в сговор с фракцией джунгар с целью похитить 6-го Далай-ламу после убийства его регента и правительственного чиновника. Из-за этих действий популярность отношений Тибета с монголами снизилась. [14]
Протекторат Цин
[ редактировать ]В 1717 году последний хан Хошутского ханства Лха-бзанг -хан был убит войсками монгольского Джунгарского ханства, вторгшимися в Лхасу. Джунгарские войска, в свою очередь, были изгнаны экспедиционными войсками династии Цин из Тибета в 1720 году, положив начало периоду правления Цин в Тибете . Тибет был протекторатом Цин, оставаясь при этом отношениями священника и покровителя . Династия Цин осуществляла военный и административный контроль над Тибетом, одновременно предоставляя ему определенную политическую автономию. [15]
Кашаг , управляющий совет Тибета, просуществовавший в Лхасе до 1950 - х годов, был создан в 1721 году Цин. Совет должен был управлять Тибетом под пристальным наблюдением командующего китайским гарнизоном, расквартированного в Лхасе, который нередко вмешивался в решения Кашага, особенно когда затрагивались китайские интересы. [16]
Вскоре после 1727 года умелый и политически проницательный тибетский лидер Пхолхан при поддержке Цин реорганизовал администрацию и армию. [14] После смерти Пхолхана в 1747 году его сын Гьюрме Намгьял решил положить конец сотрудничеству с Цинским Китаем, попытавшись изгнать последние войска из Лхасы, численность которых менялась на протяжении десятилетий. Он был убит двумя послами Цинского Китая ( амбанями ) в 1750 году, оба из которых были убиты армией Гьюрме Намгьяла во время последующего восстания в Лхасе . [14] После беспорядков император Цяньлун из династии Цин послал армию в Тибет и реорганизовал тибетское правительство в 1751 году, включая Кашаг, который в дальнейшем был установлен Цин.
В 1788 году проблемные отношения с Непалом привели к войнам с Непалом. Тибетцы потребовали вмешательства Цин, что привело к китайско-непальской войне . После войны Непал также согласился принять сюзеренитет китайского императора. Цин также издал «Императорский указ из двадцати девяти статей 1793 года», который был разработан для повышения статуса амбаней, и предписывал им контролировать пограничные проверки и служить каналами, через которые Далай-лама и его кабинет должны были общаться с амбанями. Цинские императоры. В этой степени также была установлена система «Золотой Урны» , хотя система использовалась не всегда (в таких случаях амбаном советовались с ).
К середине XIX века китайская гегемония над Тибетом стала ослабевать. Империи сикхов В 1841–1842 годах тибетская армия разгромила силы догра в Догра-тибетской войне , что привело к заключению договора о статус-кво . В третьей непальской войне (1855–1856 гг.) Тибет потерпел поражение от Непала, но заключенный в результате Тапатхали договор включал положения о взаимопомощи против агрессоров. [17] [18]
Первыми европейцами, прибывшими в Тибет, были португальские миссионеры Антониу де Андраде и Мануэль Маркеш в 1624 году. Их приветствовали король и королева Гуге , им разрешили построить церковь и распространить христианскую веру. Царь Гуге с радостью принял христианство как компенсирующее религиозное влияние, чтобы ослабить процветающую гелугпу , уравновесить своих потенциальных соперников и укрепить свое положение. Все миссионеры были изгнаны в 1745 году. [19] [20] [21] [ нужна полная цитата ]
Пост-Цинская эпоха
[ редактировать ]После падения династии Цин в 1911 году, положившего конец правлению Цин над Тибетом , 13-й Далай-лама объявил себя правителем независимого Тибета . рассматривала его Китайская Республика как часть новой республики, что дало Тибету статус « Территории ». [ нужны разъяснения ] Благодаря провозглашению независимости и ведению собственных внутренних и внешних дел в эту эпоху Тибет в этот период считается «де-факто независимым государством».
Так продолжалось до 1950-х годов, когда Тибет был аннексирован Китайской Народной Республикой . Государственная структура Кашага сохранялась в течение нескольких лет, но была официально распущена в 1959 году после тибетского восстания 1959 года . Тибетский автономный район был создан Китаем в 1965 году на территории тибетского этнокультурного ареала . Центральная тибетская администрация была создана Далай-ламой XIV и с 1959 года базируется в Маклеод-Гандже , Индия .
См. также
[ редактировать ]- Кашаг
- Далай-лама
- Монгольское завоевание Тибета
- Хошутское ханство
- Джунгарское ханство
- Тибет под властью Цин
- Тибет (1912–1951)
- Список правителей Тибета
- Тибетское правительство в изгнании
- Сикьёнг
- Лобсанг Сангай
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Цепон В.Д. Шакабпа, Тысяча лун , Брилл, 2009 г.
- ^ Басвелл, Роберт Э.; Лопес, Дональд С. младший (2013). Принстонский словарь буддизма. Архивировано 12 июня 2018 года в Wayback Machine Princeton: Princeton University Press . ISBN 9781400848058 . Записи о «Далай-ламе» и «Дга'лдан пхо бранг».
- ^ «Тибетцы отмечают 360-летие Гаден Пходранга», Центральная тибетская администрация, 6 февраля 2002 г.: Тибет под руководством Пятого Далай-ламы проводил энергичную внешнюю политику и приветствовал иностранных путешественников. Отношения «чойон» или «учитель-ученик», определявшие важнейшие внешние отношения Тибета, получили новую жизнь во время его правления. В обмен на духовное руководство Далай-ламы ученик предложил свою военную службу. Система тё-ён регулировала отношения Тибета с Китаем до 1911 года, когда маньчжурская династия была свергнута националистическими китайскими силами.
- ^ Проект, финансируемый AHRC, «Правовая идеология в Тибете: политика, практика и религия», Оксфордский университет, Тибетское право.
- ^ Лэрд, Томас (2007) [2006]. История Тибета: Беседы с Далай-ламой . Нью-Йорк: Гроув Пресс. п. 226. ИСБН 9781555846725 . Проверено 13 ноября 2022 г.
Маньчжурская, или Цинская, империя стала повелителем Тибета в 1720 году, когда к власти пришел Седьмой Далай-лама, но эти отношения не были строго определены, и маньчжуры не предприняли никаких шагов по поглощению Тибета в качестве провинции.
- ^ Дава Норбу (2001). Тибетская политика Китая . Керзон Пресс. п. 83. ИСБН 9780700704743 .
- ^ Элис Трэверс, Соломон Джордж Фицгерберт. «Введение: военные учреждения и культура Ганден Пходранга между 17 и 20 веками, на перекрестке влияний». Revue d'Etudes Tibétaines , 2020; «Влияние Азии на военную историю Тибета между 17 и 20 веками», 53, стр. 7–28.
- ^ Дава Норбу (2001). Тибетская политика Китая . Керзон Пресс. стр. 83–144. ISBN 9780700704743 .
- ^ Шакабпа 1984 , с. 111.
- ^ Шакабпа 1984 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с Ахмад, Захируддин (1968). «Новый взгляд на Тибет-Ладах-Могольскую войну 1679–1684 гг.». Восток и Запад . 18 (3/4): 340–361. JSTOR 29755343 .
- ^ Петеч, Лучано (1977). Королевство Ладакх: ок. 950–1842 гг. Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока. ISBN 9788863230581 .
- ^ Лэмб, Аластер (1965), «Договоры, карты и западный сектор китайско-индийского пограничного спора» (PDF) , Австралийский ежегодник международного права : 37–52
- ^ Jump up to: а б с д Элис Трэверс и Соломон Джордж ФитцГерберт, «Введение: военные институты и культура Гандена Пходранга между 17 и 20 веками, на перекрестке влияний» , Revue d'Etudes Tibétaines , марс 2020, Азиатские влияния на военную историю Тибета между 17 и 20 веками Века, Париж, № 53.
- ^ Ченг, Хонг (2023), Теория и практика восточноазиатской библиотеки , Cambridge Scholars Publishing, ISBN 978-1-5275-9202-5
- ^ Норбу, Дава (2001), Тибетская политика Китая , Routledge, стр. 76, ISBN 978-1-136-79793-4
- ^ Сравнивать: Тиртха Прасад Мишра (21 марта 2011 г.). «Критическая оценка тибетско-непальского договора 1856 года» (на французском языке) . Проверено 13 ноября 2022 г.
Поэтому Непал позиционирует себя как защитник Тибета (занимая таким образом место Китая) и теоретически должен помочь ему в случае внешней агрессии. [...] Несмотря ни на что, и Тибет, и Непал стремятся сохранить существующие отношения: для одного договор является знаком независимости, для другого это знак славы, которая не хочет, чтобы она исчезла.
- ^ Смит, Уоррен В. (31 июля 2019 г.) [1996]. Тибетская нация: история тибетского национализма и китайско-тибетских отношений . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781000612288 . Проверено 13 ноября 2022 г.
[...] помощь Непала Тибету, независимо от того, согласно непальско-тибетскому договору 1856 года или нет [...].
- ^ Линь, Сяо-тин (декабрь 2004 г.). «Когда встретились христианство и ламаизм: меняющаяся судьба первых западных миссионеров в Тибете» . Отчет о Тихоокеанском регионе (36). Университет Сан-Франциско. Архивировано из оригинала 26 июня 2010 г.
- ^ «Хронология новостей BBC News: Тибет» . 05.11.2009 . Проверено 5 марта 2009 г.
- ^ Штейн 1972, стр. 83
Источники
[ редактировать ]- Шакабпа, WD (1984), Тибет: политическая история , Potala Publications, ISBN 978-0-9611474-1-9