Jump to content

Ганден Пходранг

Ганден Пходранг
дга'лдан фобранг
Ганден Пходранг
1642–1959
Статус Протекторат Хошутского ханства
(1642–1717)
Протекторат Джунгарского ханства
(1717–1720)
Протекторат династии Цин
(1720–1912)
Протекторат Республики Китайской Народной
(1951-1959)
Капитал Лхаса
Общие языки тибетский
Религия
Тибетский буддизм
Правительство Луг гньис (двойной порядок) Духовный и светский
Далай-лама  
• 1642–1682
Пятый Далай-лама (первый)
• 1950–1959
Четырнадцатый Далай-лама (последний)
История  
• Учредил
1642
• Упразднено
1959
Валюта тибетская валюта

Ганден Пходранг или Ганден Подранг ( тибетский : དགའ་ལྡན་ཕོ་བྲང , Уайли : dGa' ldan pho brang , лхасский диалект : [ˈkɑ̃̀tɛ̃̀ ˈpʰóʈɑ̀ŋ] ; Китайский : 甘丹頗章 ; пиньинь : Gāndān Pōzhang ) — тибетская система правления, установленная Далай-ламой V в 1642 году, когда ойратский владыка Гуши-хан, основавший Хошутское ханство , передал ему всю духовную и политическую власть в Тибете на церемонии в Шигадзе . Во время церемонии Далай-лама «провозгласил, что Лхаса станет столицей Тибета, а правительство будет называться Гаден Пходранг». [1] который в конечном итоге стал резиденцией руководства школы Гелуг. [2] Далай-лама выбрал название своей монашеской резиденции в монастыре Дрепунг в качестве названия нового тибетского правительства: Ганден (དགའ་ལྡན), тибетское название рая Тушита , где, согласно буддийской космологии, обитает будущий Будда Майтрейя ; и Пходранг (ཕོ་བྲང), дворец, зал или жилище. Красный форт Лхасы снова стал столицей Тибета, и там, рядом с дворцом Потала до 1959 года , действовал Ганден Пходранг.

В 17 веке Далай-лама установил отношения священника и покровителя императорами Китая с цинскими , за несколько десятилетий до китайской экспедиции в Тибет (1720 г.) . [3] [4] [5] Между тем, Цин становился все более активным в управлении Тибетом с учреждением имперского резидента ( амбаня ) и китайского гарнизона, дислоцированного в Лхасе с начала 18 века, и каждый раз пользовался кризисными ситуациями в Тибете, чтобы вмешиваться в тибетские дела. [6] хотя это также вызвало некоторое недовольство и восстания внутри Тибета, [7] например, восстание Батанга управляющий совет, известный как Кашаг в 1905 году. В администрации Ганден Пходранга также действовал . Во время британской экспедиции в Тибет (1904 г.) и китайской экспедиции в Тибет (1910 г.) перед революцией 1911 года , которая привела к падению династии Цин в 1912 году, Ганден Пходранг продолжал управлять Тибетом под протекторатом Цин. [8] После гражданской войны в Китае , которая привела к созданию Китайской Народной Республики и последующему подписанию Китайско-тибетского соглашения из семнадцати пунктов в 1951 году, началась аннексия Тибета Китайской Народной Республикой , хотя Далай-лама бежал из Тибета и объявил об отмене соглашения после тибетского восстания 1959 года .

«Ганден Пходранг» первоначально относился к жилым помещениям линии передачи Далай-ламы в монастыре Дрепунг со времен Второго Далай-ламы . Когда к власти пришел 5-й Далай-лама и началось расширение дворца Потала , Далай-лама переехал из настоящей резиденции Ганден Пходранг и остался в Потале зимой и в Норбулингке летом. По мнению некоторых, Ганден Пходранг представляет Центральная тибетская администрация или правительство Далай-ламы в изгнании в Дхарамсале , Индия , после 1959 года. Однако это «Ганден Пходранг» в другом смысле: личное служение или лабранг Далай-ламы. Лама.

Дворец Потала в Лхасе .

Алтан-хан из тюмед- монголов выбрал гелуг веры орден тибетского буддизма в качестве своей буддийской . В 1577 году он пригласил лидера этого ордена Сонама Гьяцо приехать в Монголию и обучать свой народ. Он назвал Сонама Гьяцо «Далай» (перевод на монгольский языка имени Гьяцо, что означает «океан»). В результате Сонам ​​Гьяцо стал известен как Далай-лама . Поскольку этот титул был также посмертно присвоен Гендуну Друпу и Гендуну Гьяцо , считавшимся предыдущими воплощениями Сонама Гьяцо, Сонам ​​Гьяцо был признан уже 3-м Далай-ламой.

Монгольский протекторат

[ редактировать ]

Пятый Далай-лама (годы правления 1642–1682) известен тем, что объединил сердце Тибета под контролем школы гелуг тибетского буддизма после победы над соперничающими сектами Кагью и Джонанг и светским правителем, принцем Цангпа , в длительной гражданской войне. война. Его усилия увенчались успехом отчасти благодаря помощи Гуши-хана, ойратского лидера, основавшего Хошутское ханство . наделил Далай-ламу высшей властью для всего Тибета С Гуши-ханом как совершенно посторонним покровителем, который на церемонии в монастыре Ташилунпо в Шигадзе , [9] Пятый Далай-лама и его приближенные основали гражданскую администрацию, которую историки называют штатом Лхаса . Вся власть и власть находились в руках Далай-ламы вплоть до его смерти, и Гуши-хан не вмешивался в управление и не пытался контролировать его политику. [10] Основное руководство этого правительства также упоминается как «Ганден Пходранг» или «Ганден Подранг», происходящее от названия поместья Далай-лам в монастыре Дрепунг .

Далай-лама V инициировал строительство дворца Потала в Лхасе на месте Красного форта и перенес туда центр управления из Дрепунга . Он оставался главной резиденцией Далай-ламы до тех пор, пока Далай-лама XIV не бежал в Индию во время тибетского восстания 1959 года .

С 1679 по 1684 год Ганден Пходранг участвовал в войне Тибета, Ладакха и Великих Моголов против династии Намгьялов из соседнего Ладакха , при этом Пятый Далай-лама отклонил совет своего премьер-министра. [11] :  349 Пятый Далай-лама умер в 1682 году, а последующий премьер-министр Дези Сангье Гьяцо умер . [11] :  342 :  351 договорился о Тингмосгангском договоре 1684 года с королем Ладакха Делеком Намгьялом , чтобы положить конец войне. [11] :  351–353 [12] :  171–172 Оригинальный текст Тингмосгангского договора больше не сохранился, но его содержание резюмировано в Ладакхских хрониках . [13] :  37 :  38 :  40

Джунгаро -Цинские войны (1687–1757) между Джунгарским ханством и Цинским Китаем оказали большое влияние на Тибет. В то время как в военном ландшафте Внутренней Азии в конце 17 века доминировал конфликт между джунгарами и Цин, режим Ганден Пходранга также был вовлечен в войну из-за своей религиозной роли, которая иногда была неискренней. [14] В 1705 году Цин вступил в сговор с фракцией джунгар с целью похитить 6-го Далай-ламу после убийства его регента и правительственного чиновника. Из-за этих действий популярность отношений Тибета с монголами снизилась. [14]

Протекторат Цин

[ редактировать ]

В 1717 году последний хан Хошутского ханства Лха-бзанг -хан был убит войсками монгольского Джунгарского ханства, вторгшимися в Лхасу. Джунгарские войска, в свою очередь, были изгнаны экспедиционными войсками династии Цин из Тибета в 1720 году, положив начало периоду правления Цин в Тибете . Тибет был протекторатом Цин, оставаясь при этом отношениями священника и покровителя . Династия Цин осуществляла военный и административный контроль над Тибетом, одновременно предоставляя ему определенную политическую автономию. [15]

Кашаг , управляющий совет Тибета, просуществовавший в Лхасе до 1950 - х годов, был создан в 1721 году Цин. Совет должен был управлять Тибетом под пристальным наблюдением командующего китайским гарнизоном, расквартированного в Лхасе, который нередко вмешивался в решения Кашага, особенно когда затрагивались китайские интересы. [16]

Вскоре после 1727 года умелый и политически проницательный тибетский лидер Пхолхан при поддержке Цин реорганизовал администрацию и армию. [14] После смерти Пхолхана в 1747 году его сын Гьюрме Намгьял решил положить конец сотрудничеству с Цинским Китаем, попытавшись изгнать последние войска из Лхасы, численность которых менялась на протяжении десятилетий. Он был убит двумя послами Цинского Китая ( амбанями ) в 1750 году, оба из которых были убиты армией Гьюрме Намгьяла во время последующего восстания в Лхасе . [14] После беспорядков император Цяньлун из династии Цин послал армию в Тибет и реорганизовал тибетское правительство в 1751 году, включая Кашаг, который в дальнейшем был установлен Цин.

В 1788 году проблемные отношения с Непалом привели к войнам с Непалом. Тибетцы потребовали вмешательства Цин, что привело к китайско-непальской войне . После войны Непал также согласился принять сюзеренитет китайского императора. Цин также издал «Императорский указ из двадцати девяти статей 1793 года», который был разработан для повышения статуса амбаней, и предписывал им контролировать пограничные проверки и служить каналами, через которые Далай-лама и его кабинет должны были общаться с амбанями. Цинские императоры. В этой степени также была установлена ​​система «Золотой Урны» , хотя система использовалась не всегда (в таких случаях амбаном советовались с ).

К середине XIX века китайская гегемония над Тибетом стала ослабевать. Империи сикхов В 1841–1842 годах тибетская армия разгромила силы догра в Догра-тибетской войне , что привело к заключению договора о статус-кво . В третьей непальской войне (1855–1856 гг.) Тибет потерпел поражение от Непала, но заключенный в результате Тапатхали договор включал положения о взаимопомощи против агрессоров. [17] [18]

Первыми европейцами, прибывшими в Тибет, были португальские миссионеры Антониу де Андраде и Мануэль Маркеш в 1624 году. Их приветствовали король и королева Гуге , им разрешили построить церковь и распространить христианскую веру. Царь Гуге с радостью принял христианство как компенсирующее религиозное влияние, чтобы ослабить процветающую гелугпу , уравновесить своих потенциальных соперников и укрепить свое положение. Все миссионеры были изгнаны в 1745 году. [19] [20] [21] [ нужна полная цитата ]

Пост-Цинская эпоха

[ редактировать ]

После падения династии Цин в 1911 году, положившего конец правлению Цин над Тибетом , 13-й Далай-лама объявил себя правителем независимого Тибета . рассматривала его Китайская Республика как часть новой республики, что дало Тибету статус « Территории ». [ нужны разъяснения ] Благодаря провозглашению независимости и ведению собственных внутренних и внешних дел в эту эпоху Тибет в этот период считается «де-факто независимым государством».

Так продолжалось до 1950-х годов, когда Тибет был аннексирован Китайской Народной Республикой . Государственная структура Кашага сохранялась в течение нескольких лет, но была официально распущена в 1959 году после тибетского восстания 1959 года . Тибетский автономный район был создан Китаем в 1965 году на территории тибетского этнокультурного ареала . Центральная тибетская администрация была создана Далай-ламой XIV и с 1959 года базируется в Маклеод-Гандже , Индия .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Цепон В.Д. Шакабпа, Тысяча лун , Брилл, 2009 г.
  2. ^ Басвелл, Роберт Э.; Лопес, Дональд С. младший (2013). Принстонский словарь буддизма. Архивировано 12 июня 2018 года в Wayback Machine Princeton: Princeton University Press . ISBN   9781400848058 . Записи о «Далай-ламе» и «Дга'лдан пхо бранг».
  3. ^ «Тибетцы отмечают 360-летие Гаден Пходранга», Центральная тибетская администрация, 6 февраля 2002 г.: Тибет под руководством Пятого Далай-ламы проводил энергичную внешнюю политику и приветствовал иностранных путешественников. Отношения «чойон» или «учитель-ученик», определявшие важнейшие внешние отношения Тибета, получили новую жизнь во время его правления. В обмен на духовное руководство Далай-ламы ученик предложил свою военную службу. Система тё-ён регулировала отношения Тибета с Китаем до 1911 года, когда маньчжурская династия была свергнута националистическими китайскими силами.
  4. ^ Проект, финансируемый AHRC, «Правовая идеология в Тибете: политика, практика и религия», Оксфордский университет, Тибетское право.
  5. ^ Лэрд, Томас (2007) [2006]. История Тибета: Беседы с Далай-ламой . Нью-Йорк: Гроув Пресс. п. 226. ИСБН  9781555846725 . Проверено 13 ноября 2022 г. Маньчжурская, или Цинская, империя стала повелителем Тибета в 1720 году, когда к власти пришел Седьмой Далай-лама, но эти отношения не были строго определены, и маньчжуры не предприняли никаких шагов по поглощению Тибета в качестве провинции.
  6. ^ Дава Норбу (2001). Тибетская политика Китая . Керзон Пресс. п. 83. ИСБН  9780700704743 .
  7. ^ Элис Трэверс, Соломон Джордж Фицгерберт. «Введение: военные учреждения и культура Ганден Пходранга между 17 и 20 веками, на перекрестке влияний». Revue d'Etudes Tibétaines , 2020; «Влияние Азии на военную историю Тибета между 17 и 20 веками», 53, стр. 7–28.
  8. ^ Дава Норбу (2001). Тибетская политика Китая . Керзон Пресс. стр. 83–144. ISBN  9780700704743 .
  9. ^ Шакабпа 1984 , с. 111.
  10. ^ Шакабпа 1984 , с. 124.
  11. ^ Jump up to: а б с Ахмад, Захируддин (1968). «Новый взгляд на Тибет-Ладах-Могольскую войну 1679–1684 гг.». Восток и Запад . 18 (3/4): 340–361. JSTOR   29755343 .
  12. ^ Петеч, Лучано (1977). Королевство Ладакх: ок. 950–1842 гг. Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока. ISBN  9788863230581 .
  13. ^ Лэмб, Аластер (1965), «Договоры, карты и западный сектор китайско-индийского пограничного спора» (PDF) , Австралийский ежегодник международного права : 37–52
  14. ^ Jump up to: а б с д Элис Трэверс и Соломон Джордж ФитцГерберт, «Введение: военные институты и культура Гандена Пходранга между 17 и 20 веками, на перекрестке влияний» , Revue d'Etudes Tibétaines , марс 2020, Азиатские влияния на военную историю Тибета между 17 и 20 веками Века, Париж, № 53.
  15. ^ Ченг, Хонг (2023), Теория и практика восточноазиатской библиотеки , Cambridge Scholars Publishing, ISBN  978-1-5275-9202-5
  16. ^ Норбу, Дава (2001), Тибетская политика Китая , Routledge, стр. 76, ISBN  978-1-136-79793-4
  17. ^ Сравнивать: Тиртха Прасад Мишра (21 марта 2011 г.). «Критическая оценка тибетско-непальского договора 1856 года» (на французском языке) . Проверено 13 ноября 2022 г. Поэтому Непал позиционирует себя как защитник Тибета (занимая таким образом место Китая) и теоретически должен помочь ему в случае внешней агрессии. [...] Несмотря ни на что, и Тибет, и Непал стремятся сохранить существующие отношения: для одного договор является знаком независимости, для другого это знак славы, которая не хочет, чтобы она исчезла.
  18. ^ Смит, Уоррен В. (31 июля 2019 г.) [1996]. Тибетская нация: история тибетского национализма и китайско-тибетских отношений . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  9781000612288 . Проверено 13 ноября 2022 г. [...] помощь Непала Тибету, независимо от того, согласно непальско-тибетскому договору 1856 года или нет [...].
  19. ^ Линь, Сяо-тин (декабрь 2004 г.). «Когда встретились христианство и ламаизм: меняющаяся судьба первых западных миссионеров в Тибете» . Отчет о Тихоокеанском регионе (36). Университет Сан-Франциско. Архивировано из оригинала 26 июня 2010 г.
  20. ^ «Хронология новостей BBC News: Тибет» . 05.11.2009 . Проверено 5 марта 2009 г.
  21. ^ Штейн 1972, стр. 83

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef2f9d6786b618eaa67e09e89f30e7ba__1722525480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/ba/ef2f9d6786b618eaa67e09e89f30e7ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ganden Phodrang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)