Дези Сангье Гьяцо
Дези Сангье Гьяцо (1653–1705) был шестым регентом ( дези ) Далай-ламы V (1617–1682) в правительстве Ганден Пходранга . В 1694 году он основал Школу медицины и астрологии под названием Мен-Ци-Кханг на Чагпори («Железная гора»). [1] и написал трактат «Голубой берилл» («Голубой сапфир»). [2] [3] Его имя иногда пишут как Сангье Гьямцо. [4] и Санс-ргьяс рГья-мЦо [5] : 342, 351
По некоторым ошибочным сведениям, Сангье Гьяцо считается сыном «Великого Пятого». [6] Он не мог быть сыном Пятого Далай-ламы, поскольку родился недалеко от Лхасы в сентябре 1653 года, когда Далай-лама отсутствовал во время своей поездки в Китай в течение предшествующих шестнадцати месяцев. [7] : 264−322 [8] Он правил как регент, скрывая смерть Далай-ламы, пока младенец 6-го Далай-ламы подрастал , в течение 16 лет. В этот период он курировал завершение строительства дворца Потала и предотвращал политику Китая. [ нужна ссылка ]
Он также известен тем, что питал презрение к Тулку Драгпе Гьялцену , хотя этот лама умер в 1656 году, когда Сангье Гьяцо было всего три года. [7] : 364−365 По словам Линдси Дж. МакКьюн в ее диссертации (2007), Дези Сангье Гьямцо в своей книге «Вайдурья Серпо» называет ламу «пузатым чиновником» ( nang so Grod lhug ) и утверждает, что после его смерти у него случилась неблагоприятная история. возрождение. [9]
Медицинская школа Чагпори
[ редактировать ]Сангье Гьяцо основал Школу медицины и астрологии под названием Мен-Ци-Кханг на Чагпори («Железная гора») в 1694 году. Колледж был предназначен для ученых-монахов, которые после изучения эзотерических искусств медицины и тантризма в основном оставались в монастыре. служение обществу, как и другие ученые-монахи и ламы. В 1916 году Хенраб Норбу , врач Далай-ламы XIII , спонсировал строительство Менциханга, второго светского колледжа тибетской медицины и астрологии. Менциханг был задуман как колледж для «непрофессионалов», которые после прохождения обучения возвращались в свои сельские районы, чтобы работать врачами и педагогами. [10]
Медицинский трактат
[ редактировать ]Важной частью вклада Сангье Гьяцо в медицину стало написание « Трактата о голубом берилле» и подготовка серии из почти 100 медицинских картин, иллюстрирующих медицинскую теорию и практику. Эти картины были скопированы и распространены в ряде других монастырей. Серия, созданная в 1920 году и хранившаяся в Улан-Удэ (Бурятия), была воспроизведена факсимиле вместе с переводом « Трактата о голубом берилле» и опубликована в 1992 году. [2]
Тибетские буддийские медицинские концепции
[ редактировать ]Традиция подчеркивает существование пяти основных чакр , которые изображены в синем берилле как имеющие двадцать четыре спицы, которые, как говорят, символизируют их способность генерировать и связываться с многочисленными тонкими меридианами или потоками ( классический тибетский : rsta ). Межбровный центры и Горловой связаны с космическим планом ( стод ); Сердечный центр на человеческом плане ( бар ); а центр Солнца и Жизненной силы находится на земном плане ( смад ). [11]
Шесть трав
[ редактировать ]Шесть лекарственных веществ широко использовались в Тибете , когда они появились в « Трактате о голубом берилле» : [12] [2]
- арабский Ладан ( Burseraceae ) (см. слева, верхний левый угол)
- Монгольский чеснок ( Allium tuberosum ) (см. слева вверху посередине)
- Айва китайская ( Pseudocydonia ) (см. левый верхний правый угол)
- Индийский эмбелический миробалан ( Terminalia chebula ) (см. слева в левом нижнем углу)
- Тибетский имбирь ( Hedychium Gardenerianum ) (см. слева, внизу посередине)
- Южно-китайская Kaempferia galanga (см. в левом нижнем правом углу)
Регентство
[ редактировать ]Сангье Гьяцо стал регентом или дези Тибета в возрасте 26 лет в 1679 году. Три года спустя, в 1682 году, умер Пятый Далай-лама . Однако его кончина держалась в секрете до 1696-97 годов, и Тибетом правил дези .
С 1679 по 1684 год Ганден Пходранг участвовал в Тибетско-Ладакхско-Могольской войне против династии Намгьялов из соседнего Ладакха . Дези Сангье Гьяцо [5] : 342 : 351 и король Делек Намгьял Ладакха [5] : 351–353 [13] : 171–172 согласовали Тингмосгангский договор в крепости Тингмосганг по завершении войны в 1684 году. Первоначальный текст Тингмосгангского договора больше не сохранился, но его содержание резюмировано в Ладакхских хрониках . [14] : 37 : 38 : 40
Он поддерживал тесные контакты с Галданом Бошугту-ханом , правителем формирующегося Джунгарского ханства Внутренней Азии, с целью противодействия роли хошутских монголов в делах Тибета. Хошутские ханы действовали как защитники-правители Тибета с 1642 года, но с 1655 года их влияние пошло на убыль. Предполагаемая реинкарнация Далай-ламы родилась в 1683 году и была обнаружена два года спустя. Он тайно получил образование в Нанкхарце , в то время как Сангье Гьяцо скрывал смерть своего учителя. Лишь в 1697 году был возведен Шестой Далай-лама Цангьянг Гьяцо . [15] Это вызвало сильное раздражение у императора Цин Канси , который держался в неведении по этому поводу и к тому же был врагом джунгарских правителей. Тем временем к власти пришел новый и амбициозный правитель Хошута Лха-бзанг-хан .
Убийство Дези
[ редактировать ]Шестой Далай-лама оказался талантливым, но шумным молодым человеком, предпочитавшим монашеской жизни написание стихов и общество молодых женщин. В 1702 году он отказался от монашеского обета и вернулся к статусу мирянина, но сохранил свою светскую власть.
В следующем году Сангье Гьяцо формально передал титул регента своему сыну Нгавангу Ринчену, но фактически сохранил за собой исполнительную власть. Теперь внутри тибетской элиты возник раскол. Лха-бзанг-хан был человеком с характером и энергией, которого не устраивало то стертое состояние, в котором Хошута погрузилась царская власть . Он намеревался изменить это положение, вероятно, после попытки Сангье Гьяцо отравить короля и его главного министра. Ситуация достигла апогея во время молитвенного фестиваля Монлам в Лхасе в 1705 году, который последовал за Лосаром (Новым годом). Во время торжественной встречи с духовенством Сангье Гьяцо предложил схватить и казнить Лха-бзанг-хана. Против этого выступил священнослужитель Джамьянг Жепа из монастыря Дрепунг , личный гуру Лха-бзанг. Скорее, Лха-бзанг-хану настоятельно рекомендовали уехать в Амдо , обычное место обитания хошутской элиты . Он сделал вид, что подчиняется, и отправился в путь на север.
Однако, когда Лха-бзанг-хан достиг берегов реки Нагчу к северо-востоку от У-Цанга , он остановился и начал собирать соплеменников хошутов. Летом 1705 года он двинулся на Лхасу и разделил свои войска на три колонны, одну под командованием своей жены Церинг Таши. Когда Сангье Гьяцо услышал об этом, он собрал войска У-Цанга, Нгари и Кхама недалеко от Лхасы. Он предложил бой, но потерпел серьезное поражение, потеряв 400 человек.
Лобсанг Еше, пятый Панчен-лама, пытался выступить посредником. Понимая, что его положение безнадежно, Сангье Гьяцо сдался при условии, что его пощадят, и отправят в Гонггар Дзонг к западу от Лхасы. Однако мстительная королева Церинг Таши арестовала Сангье Гьяцо и привезла его в долину Тёлунг, где он был убит, вероятно, 6 сентября 1705 года. [16]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Сангье Гьяцо появляется как второстепенный персонаж в уся романе «Олень и котел» об Цзинь Юна . Он становится побратимом с главным героем Вэй Сяобао и Галданом Бошугту Ханом . [17]
См. также
[ редактировать ]- Аюрведа
- Тибетский народ
- Традиционная китайская медицина
- Традиционная монгольская медицина
- Традиционная тибетская медицина
- Дерево физиологии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Медицина в разных культурах: история и практика медицины в незападных культурах (Наука в разных культурах: история незападной науки) Хью Шапиро и Х. Селин (2006), стр.87
- ^ Jump up to: а б с Гьюрме Дордже; Юрий Михайлович Парфионович (1992). Гьюрме Дордже; И︠Урий Михайлович Парфионович; Фернан Мейер (ред.). Тибетские медицинские картины: иллюстрации к «Трактату о голубом берилле» Сангье Гьямцо (1653-1705) . Работы Сангье Гьямцо ; Далай-лама XIV, Бстан-'дзин-ргья-мтшо . Нью-Йорк: ISBN HN Abrams, Inc. 0-8109-3861-8 . ОСЛК 25508990 . ISBN 9780810938618
- ^ Целебные силы и современность: традиционная медицина, шаманизм и наука в азиатских обществах Линды Х. Коннор и Джеффри Сэмюэля (2001) стр.267
- ^ Ярослав Прушек и Збигнев Слупский, ред., Словарь восточной литературы: Восточная Азия (Чарльз Таттл, 1978): 147.
- ^ Jump up to: а б с Ахмад, Захируддин (1968). «Новый взгляд на Тибет-Ладах-Могольскую войну 1679–1684 гг.». Восток и Запад . 18 (3/4): 340–361. JSTOR 29755343 .
- ^ Брайан Дж. Куэвас, Лхаса в семнадцатом веке: столица Далай-лам,Журнал азиатских исследований (2004), 63: 1124-1127.
- ^ Jump up to: а б Далай-лама V (2014). Призрачная игра: Автобиография Пятого Далай-ламы . Перевод Кармая, Самтена Г. Чикаго: Публикации Сериндии. ISBN 978-1-932476675 .
- ^ Ричардсон, Хью Э. (1998) Высокие Пики, Чистая Земля; Сборник сочинений по истории и культуре Тибета . Публикации Сериндии, Лондон. п. 455 ISBN 0906026466
- ^ Сказки об интригах из священного города Тибета: исторические основы современного буддийского кризиса. Диссертация Линдси Г. МакКьюна. Архивировано 14 февраля 2012 г., в Wayback Machine, Колледж искусств и наук Университета штата Флорида, см. стр. 8 введения.
- ^ Информационная сеть Тибета (2004). Тибетская медицина в современном Тибете: Здоровье и здравоохранение в Тибете II . Здоровье и здравоохранение в Тибете. Информационная сеть Тибета. п. 28. ISBN 978-0-9541961-7-2 . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ Лейд, Арни (1999). Энергетическое исцеление: принятие жизненной силы (1-е изд.). Твин Лейкс, Висконсин (США): Lotus. п. 48. ИСБН 978-0914955467 .
- ^ Гьямцо, С., Классическая тибетская медицина (1996). ISBN 978-3-258-05550-3
- ^ Петеч, Лучано (1977). Королевство Ладакх: ок. 950–1842 гг. Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока. ISBN 9788863230581 .
- ^ Лэмб, Аластер (1965), «Договоры, карты и западный сектор китайско-индийского пограничного спора» (PDF) , Австралийский ежегодник международного права : 37–52
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа, Тибет. Политическая история . Йельский университет, 1967, стр. 125–8.
- ^ Лучано Петеч, Китай и Тибет в начале 18 века . Лейден 1950.
- ^ Ча, Луи (2018). Минфорд, Джон (ред.). Олень и котел : набор из 3 томов . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190836054 .