Jump to content

Дези Сангье Гьяцо

Дези Сангье Гьяцо

Дези Сангье Гьяцо (1653–1705) был шестым регентом ( дези ) Далай-ламы V (1617–1682) в правительстве Ганден Пходранга . В 1694 году он основал Школу медицины и астрологии под названием Мен-Ци-Кханг на Чагпори («Железная гора»). [1] и написал трактат «Голубой берилл» («Голубой сапфир»). [2] [3] Его имя иногда пишут как Сангье Гьямцо. [4] и Санс-ргьяс рГья-мЦо [5] : 342, 351 

По некоторым ошибочным сведениям, Сангье Гьяцо считается сыном «Великого Пятого». [6] Он не мог быть сыном Пятого Далай-ламы, поскольку родился недалеко от Лхасы в сентябре 1653 года, когда Далай-лама отсутствовал во время своей поездки в Китай в течение предшествующих шестнадцати месяцев. [7] : 264−322  [8] Он правил как регент, скрывая смерть Далай-ламы, пока младенец 6-го Далай-ламы подрастал , в течение 16 лет. В этот период он курировал завершение строительства дворца Потала и предотвращал политику Китая. [ нужна ссылка ]

Он также известен тем, что питал презрение к Тулку Драгпе Гьялцену , хотя этот лама умер в 1656 году, когда Сангье Гьяцо было всего три года. [7] : 364−365  По словам Линдси Дж. МакКьюн в ее диссертации (2007), Дези Сангье Гьямцо в своей книге «Вайдурья Серпо» называет ламу «пузатым чиновником» ( nang so Grod lhug ) и утверждает, что после его смерти у него случилась неблагоприятная история. возрождение. [9]

Иллюстрация («Зачатие к рождению») из « Голубого берилла» , или «Украшение ума Будды Медицины» — Голубая берилловая лампа, освещающая четыре тантры, автор Сангье Гьяцо ок. 1720 г.

Медицинская школа Чагпори

[ редактировать ]

Сангье Гьяцо основал Школу медицины и астрологии под названием Мен-Ци-Кханг на Чагпори («Железная гора») в 1694 году. Колледж был предназначен для ученых-монахов, которые после изучения эзотерических искусств медицины и тантризма в основном оставались в монастыре. служение обществу, как и другие ученые-монахи и ламы. В 1916 году Хенраб Норбу , врач Далай-ламы XIII , спонсировал строительство Менциханга, второго светского колледжа тибетской медицины и астрологии. Менциханг был задуман как колледж для «непрофессионалов», которые после прохождения обучения возвращались в свои сельские районы, чтобы работать врачами и педагогами. [10]

Медицинский трактат

[ редактировать ]

Важной частью вклада Сангье Гьяцо в медицину стало написание « Трактата о голубом берилле» и подготовка серии из почти 100 медицинских картин, иллюстрирующих медицинскую теорию и практику. Эти картины были скопированы и распространены в ряде других монастырей. Серия, созданная в 1920 году и хранившаяся в Улан-Удэ (Бурятия), была воспроизведена факсимиле вместе с переводом « Трактата о голубом берилле» и опубликована в 1992 году. [2]

Тибетские буддийские медицинские концепции

[ редактировать ]
Рисунок на голубом берилле, иллюстрирующий взгляд тибетского буддизма на чакры ( рста-кхор ) и сушумну ( дбу-ма ).

Традиция подчеркивает существование пяти основных чакр , которые изображены в синем берилле как имеющие двадцать четыре спицы, которые, как говорят, символизируют их способность генерировать и связываться с многочисленными тонкими меридианами или потоками ( классический тибетский : rsta ). Межбровный центры и Горловой связаны с космическим планом ( стод ); Сердечный центр на человеческом плане ( бар ); а центр Солнца и Жизненной силы находится на земном плане ( смад ). [11]

Шесть трав

[ редактировать ]
Шесть распространенных лекарственных трав в Тибете

Шесть лекарственных веществ широко использовались в Тибете , когда они появились в « Трактате о голубом берилле» : [12] [2]

  • арабский Ладан ( Burseraceae ) (см. слева, верхний левый угол)
  • Монгольский чеснок ( Allium tuberosum ) (см. слева вверху посередине)
  • Айва китайская ( Pseudocydonia ) (см. левый верхний правый угол)
  • Индийский эмбелический миробалан ( Terminalia chebula ) (см. слева в левом нижнем углу)
  • Тибетский имбирь ( Hedychium Gardenerianum ) (см. слева, внизу посередине)
  • Южно-китайская Kaempferia galanga (см. в левом нижнем правом углу)

Регентство

[ редактировать ]

Сангье Гьяцо стал регентом или дези Тибета в возрасте 26 лет в 1679 году. Три года спустя, в 1682 году, умер Пятый Далай-лама . Однако его кончина держалась в секрете до 1696-97 годов, и Тибетом правил дези .

С 1679 по 1684 год Ганден Пходранг участвовал в Тибетско-Ладакхско-Могольской войне против династии Намгьялов из соседнего Ладакха . Дези Сангье Гьяцо [5] :  342 :  351 и король Делек Намгьял Ладакха [5] :  351–353 [13] :  171–172 согласовали Тингмосгангский договор в крепости Тингмосганг по завершении войны в 1684 году. Первоначальный текст Тингмосгангского договора больше не сохранился, но его содержание резюмировано в Ладакхских хрониках . [14] :  37 :  38 :  40

Он поддерживал тесные контакты с Галданом Бошугту-ханом , правителем формирующегося Джунгарского ханства Внутренней Азии, с целью противодействия роли хошутских монголов в делах Тибета. Хошутские ханы действовали как защитники-правители Тибета с 1642 года, но с 1655 года их влияние пошло на убыль. Предполагаемая реинкарнация Далай-ламы родилась в 1683 году и была обнаружена два года спустя. Он тайно получил образование в Нанкхарце , в то время как Сангье Гьяцо скрывал смерть своего учителя. Лишь в 1697 году был возведен Шестой Далай-лама Цангьянг Гьяцо . [15] Это вызвало сильное раздражение у императора Цин Канси , который держался в неведении по этому поводу и к тому же был врагом джунгарских правителей. Тем временем к власти пришел новый и амбициозный правитель Хошута Лха-бзанг-хан .

Убийство Дези

[ редактировать ]
Дези Сангье Гьяцо

Шестой Далай-лама оказался талантливым, но шумным молодым человеком, предпочитавшим монашеской жизни написание стихов и общество молодых женщин. В 1702 году он отказался от монашеского обета и вернулся к статусу мирянина, но сохранил свою светскую власть.

В следующем году Сангье Гьяцо формально передал титул регента своему сыну Нгавангу Ринчену, но фактически сохранил за собой исполнительную власть. Теперь внутри тибетской элиты возник раскол. Лха-бзанг-хан был человеком с характером и энергией, которого не устраивало то стертое состояние, в котором Хошута погрузилась царская власть . Он намеревался изменить это положение, вероятно, после попытки Сангье Гьяцо отравить короля и его главного министра. Ситуация достигла апогея во время молитвенного фестиваля Монлам в Лхасе в 1705 году, который последовал за Лосаром (Новым годом). Во время торжественной встречи с духовенством Сангье Гьяцо предложил схватить и казнить Лха-бзанг-хана. Против этого выступил священнослужитель Джамьянг Жепа из монастыря Дрепунг , личный гуру Лха-бзанг. Скорее, Лха-бзанг-хану настоятельно рекомендовали уехать в Амдо , обычное место обитания хошутской элиты . Он сделал вид, что подчиняется, и отправился в путь на север.

Однако, когда Лха-бзанг-хан достиг берегов реки Нагчу к северо-востоку от У-Цанга , он остановился и начал собирать соплеменников хошутов. Летом 1705 года он двинулся на Лхасу и разделил свои войска на три колонны, одну под командованием своей жены Церинг Таши. Когда Сангье Гьяцо услышал об этом, он собрал войска У-Цанга, Нгари и Кхама недалеко от Лхасы. Он предложил бой, но потерпел серьезное поражение, потеряв 400 человек.

Лобсанг Еше, пятый Панчен-лама, пытался выступить посредником. Понимая, что его положение безнадежно, Сангье Гьяцо сдался при условии, что его пощадят, и отправят в Гонггар Дзонг к западу от Лхасы. Однако мстительная королева Церинг Таши арестовала Сангье Гьяцо и привезла его в долину Тёлунг, где он был убит, вероятно, 6 сентября 1705 года. [16]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Медицина в разных культурах: история и практика медицины в незападных культурах (Наука в разных культурах: история незападной науки) Хью Шапиро и Х. Селин (2006), стр.87
  2. ^ Jump up to: а б с Гьюрме Дордже; Юрий Михайлович Парфионович (1992). Гьюрме Дордже; И︠Урий Михайлович Парфионович; Фернан Мейер (ред.). Тибетские медицинские картины: иллюстрации к «Трактату о голубом берилле» Сангье Гьямцо (1653-1705) . Работы Сангье Гьямцо ; Далай-лама XIV, Бстан-'дзин-ргья-мтшо . Нью-Йорк: ISBN HN Abrams, Inc.  0-8109-3861-8 . ОСЛК   25508990 . ISBN   9780810938618
  3. ^ Целебные силы и современность: традиционная медицина, шаманизм и наука в азиатских обществах Линды Х. Коннор и Джеффри Сэмюэля (2001) стр.267
  4. ^ Ярослав Прушек и Збигнев Слупский, ред., Словарь восточной литературы: Восточная Азия (Чарльз Таттл, 1978): 147.
  5. ^ Jump up to: а б с Ахмад, Захируддин (1968). «Новый взгляд на Тибет-Ладах-Могольскую войну 1679–1684 гг.». Восток и Запад . 18 (3/4): 340–361. JSTOR   29755343 .
  6. ^ Брайан Дж. Куэвас, Лхаса в семнадцатом веке: столица Далай-лам,Журнал азиатских исследований (2004), 63: 1124-1127.
  7. ^ Jump up to: а б Далай-лама V (2014). Призрачная игра: Автобиография Пятого Далай-ламы . Перевод Кармая, Самтена Г. Чикаго: Публикации Сериндии. ISBN  978-1-932476675 .
  8. ^ Ричардсон, Хью Э. (1998) Высокие Пики, Чистая Земля; Сборник сочинений по истории и культуре Тибета . Публикации Сериндии, Лондон. п. 455 ISBN   0906026466
  9. ^ Сказки об интригах из священного города Тибета: исторические основы современного буддийского кризиса. Диссертация Линдси Г. МакКьюна. Архивировано 14 февраля 2012 г., в Wayback Machine, Колледж искусств и наук Университета штата Флорида, см. стр. 8 введения.
  10. ^ Информационная сеть Тибета (2004). Тибетская медицина в современном Тибете: Здоровье и здравоохранение в Тибете II . Здоровье и здравоохранение в Тибете. Информационная сеть Тибета. п. 28. ISBN  978-0-9541961-7-2 . Проверено 16 мая 2024 г.
  11. ^ Лейд, Арни (1999). Энергетическое исцеление: принятие жизненной силы (1-е изд.). Твин Лейкс, Висконсин (США): Lotus. п. 48. ИСБН  978-0914955467 .
  12. ^ Гьямцо, С., Классическая тибетская медицина (1996). ISBN   978-3-258-05550-3
  13. ^ Петеч, Лучано (1977). Королевство Ладакх: ок. 950–1842 гг. Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока. ISBN  9788863230581 .
  14. ^ Лэмб, Аластер (1965), «Договоры, карты и западный сектор китайско-индийского пограничного спора» (PDF) , Австралийский ежегодник международного права : 37–52
  15. ^ Цепон В.Д. Шакабпа, Тибет. Политическая история . Йельский университет, 1967, стр. 125–8.
  16. ^ Лучано Петеч, Китай и Тибет в начале 18 века . Лейден 1950.
  17. ^ Ча, Луи (2018). Минфорд, Джон (ред.). Олень и котел : набор из 3 томов . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0190836054 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e9e83ab1032aef0c450e27a897ad8076__1715807700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/76/e9e83ab1032aef0c450e27a897ad8076.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Desi Sangye Gyatso - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)