Jump to content

Ментальные факторы (буддизм)

Переводы
Психические факторы
Английский психические факторы
психические события
психические состояния
санскрит Чайтик, Чайтика, Чайта
чаитасика, чаитика, чаитта
Есть Чецик
четасика
китайский Синсё (закон)
японский Синсё
( Ромаджи : синдзё )
корейский судебное разбирательство, судебное право,
функция разума

( RR : Симсо, Симсобоб,
Мэымджакён
)
тибетский сердце
( Уайли : Сэмс Бён;
THL : Сэмджунг
)
Тагальский Кайтасика
тайский психические факторы
( RTGS : четтасик )
Глоссарий буддизма

Ментальные факторы ( санскрит : чайсик , латинизированное : чаитасика или читта самскара ; ментальные факторы ; [1] Пали : четасика ; Тибетский : སེམས་བྱུང sems byung ), в буддизме отождествляется с учением Абхидхаммы ( буддийской психологии). Они определяются как аспекты разума, которые воспринимают качество объекта и обладают способностью окрашивать разум. В Абхидхамме ментальные факторы классифицируются как образования ( санскрит : самскара ), сопутствующие уму ( санскрит : читта ). [2] [3] [4] Альтернативные переводы психических факторов включают «психические состояния», «психические события» и «сопутствующие состояния сознания».

Введение

[ редактировать ]

Ментальные факторы — это аспекты разума, которые воспринимают качество объекта и способны окрашивать сознание. Геше Таши Церинг объясняет:

Тибетское название ментальных факторов, semlay jungwa chö (санскр. chaitasika dharma ), означает явления, возникающие из ума, предполагая, что ментальные факторы не являются первичными по отношению к уму, а возникают внутри более широкой структуры. Ментальный фактор, опять же, определяется как аспект ума, который воспринимает определенное качество объекта. Поскольку ему свойственны качества активности и ненейтральности, он обладает способностью окрашивать сознание в зависимости от способа его проявления. Следовательно, чувство желания увидеть то, что задумано как красивый объект, влияет на другие психические факторы, присутствующие в это время, и это окрашивает весь ум. [5]

Отношения между главным умом (санскрит: citta ) и ментальными факторами можно описать следующими метафорами:

  • Главный ум подобен экрану в кинотеатре, а умственные факторы подобны изображениям, проецируемым на экран. Согласно этой аналогии, мы обычно не замечаем экран, потому что мы слишком увлечены изображениями.
  • Главный ум подобен царю, пассивно восседающему на троне, а умственные факторы подобны занятым царским министрам. [4]

Тралег Ринпоче утверждает, что основное различие между умом и ментальными факторами состоит в том, что ум воспринимает объект в целом, тогда как ментальные факторы воспринимают объект в его частностях. [6] [а]

Списки психических факторов

[ редактировать ]

В буддизме существует множество различных систем абхидхармы (обычно называемых буддийской психологией), и каждая система содержит свой собственный список наиболее важных психических факторов. [б] [с] Эти списки различаются от системы к системе как по количеству перечисленных психических факторов, так и по определениям, данным для каждого психического фактора. Эти списки не считаются исчерпывающими; скорее они представляют важные категории и психические факторы, которые полезно изучить, чтобы понять, как функционирует разум. [д]

Некоторые из основных комментариев к системам Абхидхармы, которые изучаются сегодня, включают: [7]

Традиция Стхавиравада Сарвастивада

[ редактировать ]

Количество ментальных факторов варьируется в разных произведениях Сарвастивады.Абхидхармакоша : перечисляет 42 психических фактора, в том числе [11]

Десять факторов, возникающих в каждом уме (махабхумика)

[ редактировать ]

Десять факторов, возникающих в каждом хорошем уме (кушаламахабхумика)

[ редактировать ]

Шесть факторов, возникающих в каждом осквернённом уме (клешамахабхумика)

[ редактировать ]

Два фактора, возникающие в каждом плохом уме (акусаламахабхумика)

[ редактировать ]

Десять факторов, возникающих в ограниченной степени из-за оскверненного ума (париттаклесабхумика)

[ редактировать ]

Четыре неопределенных фактора (аниятабхумика)

[ редактировать ]

Эти факторы могут быть связаны с хорошим, плохим или нейтральным разумом.

Традиция Тхеравады Абхидхаммы

[ редактировать ]

В Тхеравады Абхидхаммы традиции Абхидхамматтха-сангаха перечисляет пятьдесят два психических фактора, перечисленных ниже: [и]

Обратите внимание, что этот список не является исчерпывающим; есть и другие психические факторы, упомянутые в учениях Тхеравады. В этом списке указаны пятьдесят два важных фактора, которые помогают понять, как функционирует разум.

Семь универсальных психических факторов

[ редактировать ]

Семь универсальных ментальных факторов ( sabbacittasādharana cetasikas ) являются общими ( sādharana ) для всего сознания ( sabbacitta ). Бхиккху Бодхи утверждает: «Эти факторы выполняют самые элементарные и важные когнитивные функции, без которых сознание объекта было бы совершенно невозможно». [13]

Вот эти семь факторов:

Шесть случайных психических факторов

[ редактировать ]

Шесть случайных или особых ментальных факторов ( пакиннака четасикас ) представляют собой этически изменчивые ментальные факторы, встречающиеся только в определенных сознаниях. [14] Они есть:

Четырнадцать вредных психических факторов

[ редактировать ]

Неблаготворные факторы ума ( акусала четасикас ) сопровождают нездоровое сознание ( акусала читта ).

Четырнадцать нездоровых психических факторов таковы:

  • Четыре универсальных нездоровых психических фактора ( акусаласадхарана ):
  • Три психических фактора группы жадности ( лобха ):
  • Четыре ментальных фактора группы ненависти ( доса )
  • Другие вредные психические факторы

Бхиккху Бодхи утверждает: [15]

Неблаготворное сознание ( акусалачитта ) — это сознание, сопровождающееся тем или иным из трёх нездоровых корней — жадностью, ненавистью и заблуждением. Такое сознание называется нездоровым, потому что оно психически нездорово, морально порицаемо и приводит к болезненным результатам.

Двадцать пять прекрасных психических факторов

[ редактировать ]

Прекрасные факторы ума ( собхана четасикас ) сопровождают благотворное сознание ( кусала читта ).

Двадцать пять прекрасных факторов ума ( собхана четасикас ):

Бхиккху Бодхи утверждает: [15]

Благотворное сознание ( кусалачитта ) — это сознание, сопровождаемое благотворными корнями — нежадностью или щедростью, отсутствием ненависти или любящей доброты и незаблуждением или мудростью. Такое сознание психически здорово, морально безупречно и приносит приятные результаты.

Традиция Абхидхармы согласно традиции Махаяны.

[ редактировать ]

Исследования Абхидхармы в традиции Махаяны основаны на санскритской системе Сарвастивада Абхидхармы. В рамках этой системы Абхидхарма-самуччая выделяет пятьдесят один умственный фактор:

Пять универсальных психических факторов

[ редактировать ]

Пять универсальных ментальных факторов ( сарватрага ):

  1. Спарша – контакт, контактное осознавание, чувственное впечатление, прикосновение.
  2. Ведана – чувство, ощущение
  3. Самджня – восприятие
  4. Четана – воля, намерение
  5. Манасикара – внимание

Эти пять ментальных факторов называются универсальными или вездесущими , поскольку они действуют в результате каждой умственной ситуации. Если какой-либо из этих факторов отсутствует, то восприятие объекта является неполным. Например:

  • Если бы не было спарши (контакта), не было бы и основы для восприятия.
  • Если нет веданы (чувства, ощущения), нет наслаждения объектом.
  • Если нет самджни (восприятия), то конкретные характеристики объекта не воспринимаются.
  • Если нет четаны (воли), то нет движения к объекту и его фиксации на нем.
  • Если нет манасикары (внимания), то нет и удерживания объекта. [16]

Пять ментальных факторов, определяющих объект

[ редактировать ]

Пять ментальных факторов, определяющих объект ( вишанията ):

  1. Чанда – желание (действовать), намерение, интерес
  2. Адхимокша – решение, интерес, твердая убежденность.
  3. Смрити – осознанность
  4. Праджня – мудрость
  5. Самадхи – сосредоточение

Пять факторов называются определяющими объект , потому что каждый из этих факторов улавливает спецификацию объекта. Когда они устойчивы, существует уверенность в отношении каждого объекта. [17]

Одиннадцать благотворных умственных факторов

[ редактировать ]

Одиннадцать добродетельных ( кушала ) умственных факторов таковы:

  1. Шраддха – вера
  2. Хри – самоуважение, добросовестность, чувство стыда.
  3. Апатрапья – приличия, уважение к последствиям
  4. Алобха – непривязанность
  5. Адвеша – неагрессия, невозмутимость, отсутствие ненависти.
  6. Амоха – отсутствие замешательства
  7. Вирья – усердие, усилие.
  8. Прашрабдхи – податливость, гибкость ума.
  9. Апрамада – добросовестность
  10. Упекша – невозмутимость
  11. Ахимса – непричинение вреда, ненасилие.

Шесть коренных вредных факторов

[ редактировать ]

Шесть коренных нездоровых факторов ( мулаклеша ):

  1. Рага – привязанность
  2. Пратигха – гнев
  3. Авидья – невежество
  4. Мана – гордость, тщеславие
  5. Викикица – сомнение
  6. Дршти – ошибочный взгляд

Двадцать вторичных вредных факторов

[ редактировать ]

Двадцать вторичных нездоровых факторов ( upakleśa ):

  1. Кродха – ярость, ярость
  2. Упанаха – обида
  3. Мракша – сокрытие, лукавство-сокрытие
  4. Прадаша – злобность
  5. Иршья – зависть, ревность
  6. Матсарья – скупость, алчность, скупость.
  7. Майя – претензия, обман
  8. Шатхья – лицемерие, нечестность.
  9. Мада – самоувлечение, умственная инфляция, самоудовлетворение.
  10. Вихимса – злоба, враждебность, жестокость, намерение причинить вред.
  11. Ахрикья – отсутствие стыда, отсутствие совести, бесстыдство.
  12. Анапатрапья – отсутствие приличия, пренебрежение, бесстыдство.
  13. Стйана – вялость, угрюмость.
  14. Ауддхатья – волнение, кипучесть.
  15. Ашрадхья – недостаток веры, недостаток доверия.
  16. Каушидья – лень, нерадивость.
  17. Прамада – невнимательность, беспечность, беззаботность.
  18. Мушитасмритита – забывчивость
  19. Асампраджанья – невнимательность, невнимательность.
  20. Викшепа – рассеянность, бессистемность.

Четыре изменчивых психических фактора

[ редактировать ]

Четыре изменяющихся ментальных фактора ( анията ):

  1. Каукритья – сожаление, беспокойство,
  2. Миддха – сон, сонливость
  3. Витарка – зачатие, избирательность, экспертиза
  4. Вичара – проницательность, рассуждение, анализ.

Альтернативные переводы

[ редактировать ]

Альтернативные переводы термина «ментальные факторы» (санскрит: чаитасика ) включают:

  • Ментальные факторы (геше Таши Церинг, Джеффри Хопкинс, Бхиккху Бодхи, Н.К.Г. Мендис)
  • Психические события (Герберт Гюнтер)
  • Психические состояния (Эрик Пема Кунзанг, Нарада Тхера)
  • Сопутствующие препараты (НКГ Мендис)
  • Сопутствующие сознанию (Бхиккху Бодхи)
  • Вспомогательная осведомленность (Александр Берзин)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Тралег Ринпоче утверждает: «Фундаментальное различие, сделанное в философии Йогачары между умом и событиями ума, заключается в том, что ум воспринимает объект в целом, тогда как события ума воспринимают объект в его деталях. Если мы воспринимаем стол, то восприятие сам стол будет связан с умом, тогда как конкретные характеристики этого стола будут объектом восприятия ментальных событий. Сначала мы имеем непосредственное восприятие стола. После этого у нас появляются определенные чувственные тона. суждения, связанные с этим конкретным восприятием. Эти вещи связаны с ментальными событиями. Непосредственное восприятие — это единственное, что связано с умом. Кажется, это главное различие между умом и ментальными событиями». [6]
  2. Александр Берзин утверждает: «Существует множество различных систем абхидхармы (chos-mngon-pa, темы знания), каждая со своим индивидуальным количеством и списком второстепенных осознаний. Часто определения осознаний, которые они утверждают вместе, также различаются. ." [7]
  3. Биккху Бодхи утверждает: «Второй отличительной особенностью Абхидхаммы является расчленение очевидно непрерывного потока сознания на последовательность дискретных мимолетных когнитивных событий, называемых читтами, каждое из которых представляет собой сложное единство, включающее само сознание как базовое осознание объекта. и совокупность умственных факторов (четасика), выполняющих более специализированные задачи в акте познания. Такой взгляд на сознание, по крайней мере в общих чертах, может быть легко выведен из анализа опыта в Сутта Питаке, разделенного на пять совокупностей, среди которых четыре. ментальные агрегаты всегда неразрывно соединены, но концепция остается здесь лишь суггестивной. В Абхидхамма Питаке внушение не просто подхватывается, но расширяется до чрезвычайно подробной и связной картины функционирования сознания как в ее микроскопической непосредственности, так и в ее микроскопической непосредственности. расширенная непрерывность от жизни к жизни». [8]
  4. ^ Перечни психических факторов не считаются исчерпывающими. Например:
    • Далай-лама утверждает: «Независимо от того, включает ли система в себя пятьдесят один ментальный фактор или больше или меньше, ни один из этих наборов не является всеобъемлющим, как будто ничего не упущено. Они лишь наводят на размышления, указывают на некоторые вещи, которые являются важный." [9]
    • Александр Берзин утверждает: «Эти списки вспомогательных осознаний не являются исчерпывающими. Их гораздо больше, чем просто пятьдесят один. Многие хорошие качества (ён-тан), развиваемые на буддийском пути, не перечисляются отдельно – например, щедрость (сбын-па) ), этическая дисциплина (тшул-хримс), терпение (бзод-па), любовь (бьямс-па) и сострадание (снинг-рдже) Согласно изложению гелуг, пять типов глубокого осознания (йе-шес) – зеркальное, уравнивающее, индивидуализирующее, совершающее и сфера реальности (санскр. дхармадхату) – тоже вспомогательные осознания. Различные списки представляют собой лишь некоторые важные категории вспомогательных осознаний». [7]
  5. Эти пятьдесят два состояния ума перечислены и определены в главе 2 « Абхидхамматтха-сангахи» . Видеть:
  1. ^ Тит Нат Хан (2015). Сердце учения Будды . Нью-Йорк: Гармония. стр. 73–74.
  2. ^ Гюнтер (1975), Kindle Location 321.
  3. ^ Кунсанг (2004), с. 23.
  4. ^ Jump up to: а б Геше Таши Церинг (2006), Kindle Location 456.
  5. ^ Геше Таши Церинг (2006), Kindle Locations 564–568.
  6. ^ Jump up to: а б Тралег Ринпоче (1993). п. 59
  7. ^ Jump up to: а б с Первичные разумы и 51 ментальный фактор Александра Берзина (см. раздел «Счет ментальных факторов»)
  8. ^ Подробное руководство по Абхидхамме.
  9. ^ Гоулман 2008 , Kindle Locations 3628–3631.
  10. ^ Дессейн, Барт. «Дхармы, связанные с осознанием и датировкой работ Сарвастивады Абхидхармы». Азиатское исследование, 50, вып. 3 (1996): 623-651.
  11. ^ Дессейн, Барт. «Дхармы, связанные с осознанием и датировкой работ Сарвастивады Абхидхармы». Азиатское исследование, 50, вып. 3 (1996): 623-651.
  12. ^ Абхидхамматтха-сангаха
  13. ^ Бхиккху Бодхи 2012 , Kindle Locations 2140–2142.
  14. ^ Бхиккху Бодхи 2012 , Kindle Locations 2232–2234.
  15. ^ Jump up to: а б Бхиккху Бодхи 2012 , Kindle Locations 1320–1324.
  16. ^ Гюнтер (1975), Kindle Location 409–414.
  17. ^ Гюнтер (1975), Kindle Location 487–488.

Источники

[ редактировать ]
  • Берзин, Александр (2006). Первичные разумы и 51 ментальный фактор . Изучайте буддизм.
  • Бхиккху Бодхи (1995–1012). Полное руководство по Абхидхамме . Буддийское издательское общество.
  • Геше Таши Церинг (2006). Буддийская психология: основа буддийской мысли . Книжная группа «Персей». Киндл издание.
  • Гоулман, Дэниел (2008). Разрушительные эмоции: научный диалог с Далай-ламой . Петух. Киндл издание.
  • Гюнтер, Герберт В. и Лесли С. Кавамура (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шеша Гьял-Мтшана «Ожерелье ясного понимания» . Издательство Дхарма. Киндл издание.
  • Кунсанг, Эрик Пема (переводчик) (2004). Ворота к знаниям, Vol. 1 . Североатлантические книги.
  • Нарада Тхера. Абхидхамматтха-сангаха
  • Тралег Ринпоче (1993). Абхидхармасамучкая: Учение Достопочтенного Тралега Кьябгона Ринпоче . Буддийский институт Кагью Э-Вам. [1]
[ редактировать ]

Ментальные факторы Махаяны:

Ментальные факторы Тхеравады:

Тхеравада Абхидхарма:

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fe437f2022f73dcdc308beca26e402f7__1712499240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/f7/fe437f2022f73dcdc308beca26e402f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mental factors (Buddhism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)