Jump to content

Спарша

(Перенаправлено с Фассы )
Переводы
Спарша
Английский контакт,
контакт с осознанием,
отчет,
чувственное впечатление,
трогать,
и т. д.
санскрит прикосновение, спарша
Есть по тел.
Бенгальский прикосновение (споршо)
трогать
китайский коснуться или коснуться
японский сок
корейский точка
( RR : шок )
сингальский трогать
(спарша)
тибетский трогать
( Уайли : reg pa;
ТХЛ : респект
)
Тагальский спалса
тайский Фаца ( RTGS : фаца )
горит « Прикосновение » ( RTGS : Samphat )
вьетнамский контакт
Глоссарий буддизма
 12 Ниданов:  
Невежество
Формации
Сознание
Имя и форма
Шесть основ чувств
Контакт
Чувство
Страстное желание
Цепляясь
Став
Рождение
Старость и смерть
 

Спарша (санскрит: स्पर्श; пали: пхасса ) — это санскритский термин, который переводится как «контакт», «прикосновение», «ощущение», «чувственное впечатление» и т. д. Он определяется как сочетание трех факторов: чувства орган , объект чувств и чувственное сознание (виджняна) . [1] [2] Например, говорят, что контакт ( спарша ) происходит при сближении органа глаза, зрительного объекта и зрительного чувственного сознания.

Спарша определяется в буддийских учениях как:

Объяснение

[ редактировать ]

Тхеравада

[ редактировать ]

В «Аттхасалини» (Толкователь, часть IV, глава I, 108) говорится:

Контакт означает «оно касается». Его отличительной характеристикой является прикосновение, своей функцией — воздействие, своим проявлением — «совпадение» (физической основы, объекта и сознания), а непосредственной причиной — объект, вышедший на путь (осознания). [3]

Нина ван Горком объясняет:

Пхасса проявляется путем совпадения или совпадения, а именно совпадением трех факторов: физической основы (ватту), объекта и сознания.
Когда есть видение, происходит совпадение глаза (основания глаза), видимого объекта и зрительного сознания; через эту фазу согласия, которая в данном случае является зрительным контактом, проявляется. [3]

Нина ван Горком также объясняет:

Фасса отличается от того, что мы подразумеваем в обычном языке под физическим контактом или прикосновением. Когда мы используем слово «контакт» в обычном языке, мы можем думать о воздействии чего-то внешнего на одно из чувств, например, о воздействии твердости на чувство тела. Мы можем использовать такие слова, как прикосновение или столкновение, чтобы описать пхассу, но мы не должны забывать, что пхасса — это нама, четасика, которая возникает вместе с читтой и помогает читте, чтобы она могла испытать объект, который проявляется через соответствующий дверной проем. Когда твердость проявляется через чувство тела, возникает пхасса, контакт, возникающий вместе с читтой, которая испытывает твердость. Фасса — это не просто столкновение твердости с ощущением тела, это не прикосновение в физическом смысле. Воздействие — это функция пхассы в том смысле, что она помогает читте познать объект. [3]

Абхидхарма -самуччая сообщает:

Что такое спарша (контакт)? Это решимость, трансформация контролирующей силы, которая соответствует объединению трех факторов. Его функция — обеспечить основу для чувств. [1]

Герберт Гюнтер объясняет:

Это осознание, при котором приятное [или неприятное, или нейтральное] чувство ощущается, когда объект, сенсорная способность и когнитивный процесс объединяются, и которое ограничивается соответствующим объектом. Трансформация контролирующей силы означает, что когда зрительное чувство встречает приятный объект [например] и чувство становится причиной привязанности к этому удовольствию, раппорт [спарша] ограничивает приятную цветовую форму, и чувство становится причиной удовольствия. [1]

Шесть классов

[ редактировать ]

Традиции Тхеравады и Махаяны выделяют шесть «классов» контакта: [1] [4]

  • зрительный контакт
  • контакт с ушами
  • контакт с носом
  • контакт языка
  • телесный контакт
  • мысленный контакт

Например, когда слуховое чувство и звуковой объект присутствуют , возникает связанное с ним слуховое сознание (пали: viññāṇa ). Возникновение этих трех элементов (дхату) – слуха, звука и слухового сознания – приводит к «контакту» (пхасса). [5]

В течение двенадцати нидан

[ редактировать ]

Спарша — шестая из Двенадцати Нидан . Оно обусловлено наличием шести чувственных отверстий ( шадаятана ) и, в свою очередь, является условием возникновения приятных, неприятных или нейтральных «ощущений» или «чувств» ( ведана ).

Дэн Люстхаус объясняет:

спарша (P. phassa ) — буквально «прикосновение» или «сенсорный контакт». Этот термин получил различные значения в более поздней индийской мысли, но здесь он просто означает, что органы чувств «в контакте» с чувственными объектами. Круг интенциональности, или, если использовать термин интенциональной дуги Мерло-Понти , является операциональным. Этот термин можно перевести как «ощущение», если оно квалифицируется как конституциональный активный процесс, который неизменно контекстуализируется в рамках своих психокогнитивных измерений. Для буддистов ощущение не может быть ни пассивным, ни чисто физическим или неврологическим. Когда соответствующие сенсорные условия объединяются, т. е. вступают в контакт друг с другом, возникает ощущение. К этим надлежащим условиям относятся правильно функционирующий орган чувств и познавательно-сенсорный объект, которые уже предполагают языково-сложное сознательное тело ( нама-рупа ). [6]

Джеффри Хопкинс объясняет:

Грубо говоря, [спарша означает] соединение объекта, органа чувств и момента сознания. Следовательно, контакт в двенадцати звеньях означает контакт с объектом чувств и последующее распознавание объекта как привлекательного, непривлекательного или нейтрального. Объекты чувств присутствуют всегда, и поэтому, когда развивается орган чувств — тонкая материя, позволяющая вам видеть, слышать и т. д., [7] будет создано сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка или сознание тела. [8]

Александр Берзин дает объяснение шестого звена в контексте развития плода; он заявляет:

Шестое из двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения. Вспомогательное осознавание (психический фактор) контактного осознания [спарша] в тот период развития плода, когда различительная совокупность и такие другие воздействующие переменные, как контактное осознание, функционируют, но чувствующая совокупность еще не функционирует. В этот период человек испытывает контактное осознание объектов как приятных, неприятных или нейтральных, но не чувствует себя в ответ на это счастливым, несчастным или нейтральным. [9]

В пяти агрегатах

[ редактировать ]

С точки зрения Пяти Совокупностей , спарша является скрытой основой, с помощью которой Форма ( рупа ) и Сознание ( винняна ) ведут к ментальным факторам Чувства ( ведана ), Восприятия ( саннья ) и Формаций ( санкхара ).

 Пять совокупностей ( панча кхандха )
согласно Палийскому канону .
 
 
форма ( рупа )
 4 элемента
( Махабхута )
 
 
  
  контакт
( в фазе )
    
 
сознание
( винняна )

 
 
 
 
 


 
 
 
 психические факторы ( четасика )  
 
чувство
( ведана )

 
 
 
восприятие
( взгляд )

 
 
 
формирование
( санкхара )

 
 
 
 
 Источник: MN 109 (Таниссаро, 2001 г.)    |    Детали диаграммы

Альтернативные переводы

[ редактировать ]
  • Contact (Erik Pema Kusang, Jeffrey Hopkins, Nina van Gorkom)
  • Контактное осознавание (Александр Берзин)
  • Раппорт (Герберт Гюнтер)
  • Сенсация (Дэн Люстхаус)
  • Чувственное впечатление
  • Прикосновение (Джеффри Хопкинс)
  • Прикосновение (Джеффри Хопкинс)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Гюнтер (1975), Kindle Locations 401–405.
  2. ^ Кунсанг (2004), с. 23.
  3. ^ Jump up to: а б с Горком (2010), Определение контакта
  4. ^ «Патичча-самуппада-вибханга сутта: анализ взаимозависимого возникновения» . www.accesstoinsight.org .
  5. ^ «Чачакка Сутта: Шесть секстетов» . www.accesstoinsight.org .
  6. ^ Люстхаус, Дэн (4 февраля 2014 г.). Буддийская феноменология: философское исследование буддизма Йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь . Рутледж. ISBN  9781317973423 – через Google Книги.
  7. ^ Органы чувств развиваются в пятом звене Двенадцати звеньев.
  8. ^ Далай-лама (1992), с. 18 (из введения Джеффри Хопкинса)
  9. ^ Определения Спарши (тибетский: reg-pa), Александр Берзин

Источники

[ редактировать ]
  • Бхиккху Бодхи (2003), Подробное руководство по Абхидхамме , Pariyatti Publishing.
  • Далай-лама (1992). Смысл жизни , переведенный и отредактированный Джеффри Хопкинсом, Бостон: Мудрость.
  • Дэн Люстхаус, Буддийская феноменология
  • Гюнтер, Герберт В. и Лесли С. Кавамура (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес гьял-мтшана «Ожерелье ясного понимания», издательство Dharma Publishing. Киндл издание.
  • Кунсанг, Эрик Пема (переводчик) (2004). Ворота к знаниям, Vol. 1 . Североатлантические книги.
  • Nina van Gorkom (2010), Cetasikas , Zolag
[ редактировать ]
Предшественник Двенадцать Ниданов
Спарша
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0753a6d5b063d1568c24f0778a1b18d6__1719903120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/d6/0753a6d5b063d1568c24f0778a1b18d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sparśa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)