Понимание (концепция)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2014 г. ) |
Переводы Самджня | |
---|---|
Английский | восприятие, познание, концептуализация, различение |
санскрит | самджна, существительное |
Есть | сказать, сказать |
китайский | Подумай (сюн) |
японский | думать ( Ромаджи : со ) |
кхмерский | Знак ( UNGEGN : очень старый ) |
тибетский | ты она ( Уайли : «Она; ТХЛ : вас шестеро ) |
тайский | договор ( RTGS : Саня ) |
вьетнамский | Совокупность восприятия |
Глоссарий буддизма |
объект концентрации | разработка |
---|---|
четыре джханы | приятное пребывание ( сукха -вихарайа ) в этой жизни ( дицхадхамма ) |
восприятие ( саннья ) света ( алока ) | знание ( ньяна ) и видение ( дассана ) |
возникновение, исчезновение, угасание чувств ( ведана ), восприятий ( саннья ) и мыслей ( витакка ) | внимательность ( сати ) и ясное понимание ( сампаджання ) |
и исчезновение пяти совокупностей цепляния ( pañc'upādāna khandha - возникновение ) | исчезновение ( кхая ) загрязнений ( асава ) [Арахатство] |
Самджня (санскрит; пали: саньня ) — буддийский термин, который обычно переводится как «восприятие» или «познание». Его можно определить как цепляние за отличительные черты или характеристики. [1] [2] Самджня имеет несколько значений в зависимости от религии. Хотя самджня означает пять совокупностей в буддизме , в индуизме оно относится к художественным традициям, а в джайнизме оно указывает на признание, отличное от познания . [3]
Самджня в буддийских учениях определяется следующим образом:
- Один из пяти агрегатов
- Один из семи универсальных ментальных факторов в Тхераваде Абхидхарме.
- Один из пяти универсальных умственных факторов в Махаяне Абхидхарме.
Определения
[ редактировать ]Тхеравада
[ редактировать ]Бхиккху Бодхи утверждает:
- Характерной чертой восприятия является восприятие качеств объекта. Его функция — сделать знак условием повторного восприятия того, что «это то же самое», или его функция — узнавать то, что было воспринято ранее. Оно проявляется как интерпретация объекта... через уловленные черты. Его непосредственной причиной является объект, каким он кажется. Его процедуру сравнивают с распознаванием плотником определенных пород дерева по отметке, которую он оставил на каждой из них. [4]
Согласно традиции Тхеравады, саньня испытывает тот же объект, что и читта, которую она сопровождает, но выполняет свою собственную задачу: она «воспринимает» или «узнает» объект и «маркирует» его, чтобы его можно было распознать снова. [5]
Аттхасалини (I, часть IV, глава 1 , 110) дает следующие два определения саннья:
- ...Он обладает свойством отмечать и функцией распознавания того, что было отмечено ранее. Не существует такой вещи, как восприятие на четырех планах существования без характеристики наблюдения. Все восприятия обладают свойством отмечать. Из них то восприятие, которое познает посредством специального знания, имеет функцию узнавания того, что было отмечено ранее. Мы можем наблюдать эту процедуру, когда плотник узнает кусок дерева, который он пометил специальными знаниями...
- Восприятие имеет характеристику восприятия посредством акта всеобщего включения и функцию нанесения отметок как условие повторного восприятия (узнавания или запоминания), как, например, когда лесорубы «воспринимают» бревна и так далее. Его проявлением является действие интерпретации посредством воспринятого знака, как в случае со слепыми, которые «видят» слона. Или же оно имеет краткость проявления, подобно молнии, из-за своей неспособности проникнуть в объект. Его непосредственной причиной является любой появившийся объект, подобно восприятию, возникающему у молодых оленей, принимающих чучела за людей. [5]
Махаяна
[ редактировать ]Абхидхарма -самуччая сообщает:
- Какова абсолютно специфическая характеристика концептуализации ( самджня )? Это значит знать по ассоциации. Это значит видеть, слышать, определять и знать, воспринимая определяющие характеристики и различая их. [2]
Мипхам Ринпоче утверждает:
- Восприятие состоит в схватывании отличительных черт.
- По поддержке их можно разделить на шесть типов: восприятия, возникающие в результате контакта, встречи взглядов и так далее, вплоть до ума.
- Более того, они являются отличительными характеристиками в отношении объектов чувств... и... в отношении имен... [1]
Александр Берзин дает следующее неформальное объяснение:
- Затем следует различение ('du-shes, санскр. самджна). И поэтому он берет особую черту объекта, появляющегося объекта — то есть голограммы — и придает ей какое-то значение, какое-то условное значение. Другими словами, внутри чувственного поля он различает, например, свет и тьму. То есть мы видим огромное количество информации, и чтобы с ней справиться, нам нужно отличить один маленький кусочек от всего остального. Это отличительная черта. [6]
В пяти агрегатах
[ редактировать ]Самджня идентифицируется как одна из Пяти Совокупностей , как показано на следующей диаграмме.
Пять совокупностей ( панча кхандха ) согласно Палийскому канону . | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| → ← ← |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: MN 109 (Таниссаро, 2001 г.) | Детали диаграммы |
В ранней буддийской литературе
[ редактировать ]В ранних буддийских тхеравадинских текстах Никаев / Агам самджня ) , / саннья является третьей из Пяти Совокупностей (санскр.: скандха ; пали: кхандха которые можно использовать для умелого описания феноменологических переживаний во время медитации. [7] Являясь одной из Пяти Совокупностей, медитативная концентрация ( самадхи ) на прохождении и подъеме (П. випассана , С. випашьяна ) саннья может привести к внимательности (П. сати , С. смрити ), ясному пониманию (П. сампаджанна , П. сампаджанна , С. samprajaña ) просветление и архатство (см. таблицу).
В Палийском каноне санья часто определяется как:
- «Он воспринимает синий, он воспринимает желтый, он воспринимает красный, он воспринимает белый». [8]
В постканонических палийских сравнивает саньню комментариях Висуддхимагга с «ребенком без рассудительности». [9]
Альтернативные переводы
[ редактировать ]Альтернативные переводы термина саннья :
- Концептуализация (Герберт Гюнтер)
- Отличаясь (Александр Берзин)
- Perception (Erik Kunsang, Nina van Gorkom)
- Признание (Джеффри Шац)
- Аперцепция (Сьюзен Хэмилтон, Луис О. Гомес, Дэвид Сейфорт Рюгг)
См. также
[ редактировать ]- Буддийская медитация
- Махасиддха
- Скандха (Пять Совокупностей)
- Ведана (Чувства/Ощущения)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кунсанг 2004 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Гюнтер 1975 , Kindle Locations 364–365.
- ^ www.wisdomlib.org (08 февраля 2016 г.). «Самджна, Самджня, Самджня: 17 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Бхиккху Бодхи (2003), стр. 80
- ^ Перейти обратно: а б Gorkom (2010), Definition of sanna
- ^ Развитие ума, основанного на природе будды, сеанс второй: первичное сознание и психические факторы, Александр Берзин
- ^ См., например, Сатипаттхана-сутту .
- ^ Таниссаро (2001).
- ^ Буддхагхоша (1999), с. 436.
Источники
[ редактировать ]- Бхиккху Бодхи (2003), Подробное руководство по Абхидхамме , Pariyatti Publishing.
- Буддхагхоса , Бхадантачария (перевод с пали Бхиккху Нанамоли ) (1999). Путь очищения: Висуддхимагга. Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2001). Хаджания Сутта: Пережеванная ( SN 22.79). Получено 22 июня 2006 г. из «Доступа к Insight» по адресу: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.079.than.html .
- Nina van Gorkom (2010), Cetasikas , Zolag
- Гюнтер, Герберт В. (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шеша Гьял-Мтшана «Ожерелье ясного понимания» , Dharma Publishing, Kindle Edition
- Кунсанг, Эрик Пема (2004), «Ворота к знаниям», Vol. 1 , Североатлантические книги