Махасиддха
Махасиддха ( санскрит : махасиддха «великий адепт»; тибетский : གྲུབ་ཐོབ་ཆེན་པོ , Wylie : grub thob chen po , THL : druptop chenpo ) — термин, обозначающий человека, который воплощает и развивает « сиддхи совершенства». Сиддха — это человек, который посредством практики садханы достигает реализации сиддх , психических и духовных способностей и сил.
Махасиддхи были практикующими йогу и тантру , или тантриками . Их историческое влияние на Индийском субконтиненте и в Гималаях было огромным, и они достигли мифических размеров, что зафиксировано в их песнях реализации и агиографиях , или намтарах , многие из которых сохранились в тибетском буддийском каноне . Махасиддхи считаются основателями Ваджраяны традиций и линий передачи , таких как Дзогчен и Махамудра , а также среди бон , [1] Нат , [2] и тамильские сиддхары , причем один и тот же Махасиддха иногда одновременно служил основоположником разных традиций. [2] [3]
Роберт Турман объясняет симбиотические отношения между тантрическими буддийскими общинами и буддийскими университетами, такими как Наланда , которые процветали в то же время. [а]
Генеалогия и исторические даты
[ редактировать ]Точная генеалогия и исторические даты Махасиддхов являются спорными. Как отмечает Джексон, «несмотря на свою важность и влияние, сиддхи... остаются глубоко неуловимыми, особенно для историков. Мы не знаем точно, кем они были, какую религиозную приверженность они утверждали, где и когда — или даже если — они жили, или сколько из приписываемых им произведений действительно принадлежат им». [4] Сравнивая списки Ваджрасаны Абхаядатташри и Ратнакарагупты из 84 сиддхов, Лопес обнаружил, что только 34 имени являются общими. [3] Дауман (1986) считает, что все они жили между 750 и 1150 годами нашей эры.
Основная традиция
[ редактировать ]Абхаядатта Шри — индийский учёный XII века, который, как утверждается, записал жития восьмидесяти четырёх сиддхов в тексте, известном как «История восьмидесяти четырёх махасиддхов» (санскрит: Caturasitisiddha pravrtti ; Wylie : grub thob brgyad bcu tsa). бжи'и ло ргюс ).
Доуман считает, что восемьдесят четыре Махасиддхи являются духовными архетипами :
Число восемьдесят четыре — «целое», или «совершенное», число. Таким образом, восемьдесят четыре сиддха можно рассматривать как архетипы, представляющие тысячи образцов и адептов тантрического пути. Сиддхи отличались разнообразием семейного происхождения и различиями социальных ролей. Их можно было найти во всех слоях социальной структуры: короли и министры, священники и йогины, поэты и музыканты, ремесленники и фермеры, домохозяйки и шлюхи. [5]
Рейнольдс (2007) утверждает, что традиция махасиддхов «развилась в Северной Индии в период раннего Средневековья (3–13 вв. н.э.). В философском отношении это движение было основано на идеях, раскрытых в Сутрах Махаяны и систематизированных в школах Мадхьямака и Читтаматрин. философии, но методы медитации и практики радикально отличались от всего, что можно было увидеть в монастырях. [6] Он утверждает, что традиция махасиддхов «порвала с условностями буддийской монашеской жизни того времени, и, оставив монастыри, они практиковали в пещерах, лесах и деревенских деревнях Северной Индии. день, когда буддийская интеллигенция [ sic ] сосредоточилась в ограниченном числе крупных монастырских университетов, они переняли образ жизни странствующих нищих, во многом похожий на странствующих садху современной Индии». [6]
Кладбище показывает , как великие махасиддхи традиций Натха и Ваджраяны, такие как Тилопа (988–1069) и Горакшанатх (11–12 века), использовали невзгоды, чтобы возделывать почву на пути и получить плод, «землю» ( Санскрит: ашрайя : гжи ) реализации: [7]
Кладбище — это не просто скит; его также можно обнаружить или раскрыть в совершенно ужасающих обыденных условиях, где практикующие оказываются в отчаянии и депрессии, где обычные мирские устремления были опустошены мрачной реальностью. Это продемонстрировано в священных биографиях великих сиддхов традиции Ваджраяны. Тилопа достиг реализации как измельчитель семян кунжута и сводник известной проститутки. Сарвабхакша был чрезвычайно тучным обжорой, Горакша был пастухом в отдаленных краях, Тантепа увлекался азартными играми, а Кумбхарипа был нищим гончаром. Эти обстоятельства были склепом, потому что в индийском обществе их презирали, а сиддхов считали неудачниками, маргинальными и оскверненными. [8]
В своем исследовании Хеваджра-тантры Дэвид Снеллгроув описывает типичных тантрических сиддхов или йогов. После переживания завершения просветления в объятиях супруги:
После этого ученик может свободно продолжать практику напряженной медитации и физического самоконтроля, и через пять или более лет он, возможно, добьется успеха. Он получает пять символических украшений, корону, серьги, ожерелье, браслеты, пояс - знаки своего успеха. Их он носит в определенных случаях, на восьмой или пятнадцатый день темных двухнедельников, когда совершенные йогины и йогини собираются вместе, чтобы потреблять плоть и вино, петь и танцевать и осознавать свое завершение блаженства. Он свободен от всех условностей и бродит, как ему заблагорассудится, не зная различия между другом и врагом, чистым и нечистым, добрым и злым. [9]
Другие традиции
[ редактировать ]По словам Ульриха фон Шредера, в Тибете существуют разные традиции, касающиеся махасиддхов. Среди этих традиций особенно популярны были две, а именно список Абхаядатты Шри и так называемый список Ваджрасаны. Число махасиддхов варьируется от восьмидесяти четырех до восьмидесяти восьми, и только около тридцати шести имен встречаются в обоих списках. Во многих случаях существует более одного сиддха с одним и тем же именем, поэтому следует предположить, что менее тридцати сиддхов двух традиций на самом деле относятся к одним и тем же историческим личностям. В те времена, когда в Индии процветали сиддхи более поздних тибетских традиций (т. е. между IX и XI веками), посвященные нередко принимали имена знаменитых адептов прошлого. Иногда ученик носил то же имя, что и его гуру, тогда как другие имена основывались на касте или племени. В таком контексте различие между одноименными сиддхами становится размытым. Таким образом, весь процесс различения сиддхов с одинаковыми именами в разных текстах и линиях передачи является в значительной степени догадкой. Большие различия в фонетической транскрипции индийских слов на тибетский язык могут частично быть результатом существования различных тибетских диалектов. В процессе копирования тибетских транскрипций в более поздние времена написание часто искажалось до такой степени, что распознавание или восстановление оригинальных названий становилось практически невозможным. Какими бы ни были причины, тибетская транскрипция индийских имен махасиддхов с течением времени явно становится все более и более искаженной. [ нужна ссылка ]
Географические сайты
[ редактировать ]Местная народная традиция упоминает ряд икон и священных мест восьмидесяти четырех Махасиддхов в Бхармуре (ранее известном как Брахмапура ) в комплексе Чаураси. [10] Слово чаураси означает «восемьдесят четыре».
Также очень важно, что нигде больше, кроме Бхармаура в округе Чамба, нельзя увидеть живую традицию восьмидесяти четырех сиддхов. В храмовом комплексе Чаураси, возле которого стоит знаменитый храм богини Лакшаны (8 век н.э.), когда-то находилось восемьдесят четыре небольших святыни, каждая из которых посвящена тому или иному Сиддху. [11]
Ряд археологических священных мест требуют иконографического анализа в комплексе Чаураси в Чамбе, штат Химачал-Прадеш . Хотя это может быть агиографическое наслоение и фольклор, говорят, что во времена правления Сахила Вармана :
Вскоре после вступления на престол Сахила Вармана Брахмапур посетили 84 йогина/махасидхи, которые были очень довольны благочестием и гостеприимством раджи; а так как у него не было наследника, ему пообещали десять сыновей, и со временем родилось десять сыновей, а также дочь по имени Чампавати. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Чатурашити-сиддха-правритти
[ редактировать ]Часть серии о |
Буддизм Ваджраяны |
---|
« Чатурашити -сиддха-правритти» (ЧСП), «Жизни восьмидесяти четырех сиддхов», составленный Абхаядаттой Шри, североиндийский санскритский текст, датируемый 11 или 12 веком, происходит из традиции, распространенной в древнем городе-государстве. Кампа в современном штате Бихар. Судя по всему, сохранились только тибетские переводы этого санскритского текста. Этот текст был переведен на тибетский язык sMon grub Shes rab и известен как Grub thob brgyad cu rtsa bzhi'i lo rgyus, или «Легенды о восьмидесяти четырех сиддхах». Высказывалось предположение, что Абхаядатта Шри тождественен великому индийскому учёному Махапандиту Абхаякарагупте (конец XI — начало XII века), составителю иконографических сборников Ваджравали , Ниспанайогавали и Джьотирманджари .
Другая важная тибетская традиция основана на списке, содержащемся в «Чатурасити-сиддхабхьяртхане» (CSA) Ратнакарагупты из Ваджрасаны, идентичном Бодхгае (тиб.: rDo rje gdan), расположенному в Бихаре, Северная Индия. Тибетский перевод известен как Grub thob brgyad cu rtsa bzhi'i gsol 'debs автора rDo rje gdan pa. Существует несколько тибетских версий списка махасиддхов, основанных на тексте Ваджрасаны. Однако эти тибетские тексты во многих случаях различаются в отношении тибетской транскрипции имен индийских махасиддхов. [12]
Восемьдесят четыре Махасиддхи
[ редактировать ]Этот раздел содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( январь 2022 г. ) |
По общепринятому мнению, как в индуистской, так и в тибетской буддийской традиции насчитывается восемьдесят четыре Махасиддхи, причем эти два списка частично совпадают. Это число соответствует количеству сиддхи или оккультных сил, присущих индийским религиям . В тибетском буддийском искусстве они часто изображаются вместе как подобранный набор в таких произведениях, как картины тханка , где они могут использоваться вместе в качестве украшения границы вокруг центральной фигуры.
Каждый Махасиддх известен своими определёнными характеристиками и учениями, что облегчает их педагогическое использование. Одним из самых любимых махасиддхов является Вирупа , которого можно считать покровителем секты Сакьяпа и основателем учения Ламдре (тибетский: lam 'bras ). Вирупа (альтернативные орфографии: Бирвапа/Бирупа) жил в Индии 9 века и был известен своими великими достижениями.
Некоторые методы и практики Махасиддхи были систематизированы в буддийских писаниях, известных как Тантры . Традиционно основным источником этих методов и практик считается исторический Будда Шакьямуни, но часто это трансисторический аспект Будды или божества Ваджрадхары или Самантабхадры, который раскрывает рассматриваемую Тантру непосредственно Махасиддхе в видении или во время сна. или находитесь в трансе . Эта форма божества известна как проявление самбхогакаи . Садхана таких йоги сновидений , практикуемая в традициях Дзогчен, как Кхам, вошла в гималайскую тантрическую традицию от Махасиддхов, Нгагпы и Бонпо . Йога сновидений или « Милам » (T:rmi-lam; S:svapnadarśana) — одна из Шести йог Наропы . [13]
Четверо из восьмидесяти четырех Махасиддхов — женщины. [14] Они есть:
- Манибхадра , идеальная жена
- Лакшминчара , Принцесса безумной мудрости.
- Мекхала , старшая из двух безголовых сестер.
- Канакхала , младшая из двух безголовых сестер.
Список Махасиддхов
[ редактировать ]В буддизме Ваджраяны насчитывается восемьдесят четыре Махасиддха. Список (в алфавитном порядке) ниже включает их имя и эпитет. Звездочка после имени обозначает женщину-махасиддху.
Многие Махасиддхи практиковали определенные тантры, например, Брахман Куккурипа (34-й в списке Абхьядатты) из Капилашакру практиковал Чакрасамвара-тантру , монах Вирупа (3) из Сомапури практиковал Хеваджру в течение 12 лет, монах Карнарипа (Арьядева) (18) из Наланды практиковал Гухьясамаджу .
- Асинта , «Жадный отшельник»;
- Аджоги , «Отверженный расточитель»;
- Анангапа , «Красивый дурак»;
- Арьядева (Карнарипа), «Одноглазый» (3 век н.э.), Наланда;
- Бабхаха , «Свободный любовник»;
- Бхадрапа , «Исключительный брамин»;
- Бхандепа , «Завистливый Бог»;
- Бхиксанапа , «Сиддха Двузубый»;
- Бхусуку ( Шантидева ), «праздный монах»;
- Камарипа , «Божественный сапожник»;
- Чампака, «Цветочный король»;
- Карбарипа (Карпати) «Окаменитель»;
- Катрапа , «Счастливчик»;
- Кауранджипа , «Расчлененный пасынок»;
- Селукапа , «Оживленный дрон»;
- Дарикапа , «Царь-рабыня храмовой шлюхи»;
- Денгипа , «раб-брамин куртизанки»;
- Дхахулипа , «Изготовитель волдырей из веревок»;
- Дхармапа , «Вечный Студент» (около 900 г. н.э.);
- Дхилипа , «торговец-эпикурейец»;
- Дхобипа , «Мудрый прачка»;
- Дхокарипа , «Чашоносец»;
- Домбипа Херука , «Всадник на тигре»;
- Духанди , «Мусорщик»;
- Гхантапа , «Целибат-звонарь»;
- Гарбари или Гарбарипа , «раскаявшийся учёный» (санскр. пандита );
- Годхурипа , «Птицелов»;
- Горакша , «Бессмертный пастух»;
- Индрабхути , «Просветленный царь-сиддх»;
- Джаландхара , «Избранник Дакини»;
- Джаянанда , «Повелитель воронов»;
- Джогипа , «Сиддха-Пилигрим»;
- Калапа , «Красивый безумец»;
- Кампарипа , «Кузнец»;
- Камбала (Лавапа), «йог, одетый в черное одеяло»;
- Канакхала*, младшая сестра с отрубленной головой;
- Канхапа (Кришначарья), «Темный Сиддх»;
- Канкана , «Царь-Сиддха»;
- Канкарипа , «Влюбленный вдовец»;
- Канталипа , «Портной-старьевщик»;
- Капалапа , «Носитель Черепа»;
- Хадгапа , «Бесстрашный вор»;
- Килакилапа , «Изгнанный Крикун»;
- Кирапалапа (Килапа), «раскаявшийся победитель»;
- Кокилипа , «Самодовольный эстет»;
- Коталипа (или Тог цепа , «Крестьянский Гуру»;
- Кучипа , «йог с зобной шеей»;
- Куккурипа (конец 9-10 веков), «Любитель собак»;
- Кумбхарипа , «Горшечник»;
- Лакшминкара *, «Безумная принцесса»;
- Лилапа , «Королевский гедонист»;
- Люкапа , «Эскапист»;
- Луипада , «Пожиратель рыбьих кишок»;
- Махипа , «Величайший»;
- Манибхадра*, «Счастливая домохозяйка»;
- Медхини , «Уставший фермер»;
- Мекхала *, Старшая Отрубленная Сестра;
- Мекопа , «Гуру Ужасающий Взгляд»;
- Минапа , «Рыбак»;
- Нагабодхи , «Краснорогий вор»;
- Нагарджуна , «Философ и алхимик», брамин (ок. 150 – ок. 250 н. э.);
- Налинапа , «Самостоятельный принц»;
- Ниргунапа , «Просветленный идиот»;
- Наропа , «Бесстрашный»;
- Пакарипа , «Кондитер»;
- Панкаджапа , «Лотосорожденный брамин»;
- Путалипа , «Нищенствующий Икононосец»;
- Рахула , «Помолодевший Дотар»;
- Сараха , «Великий брамин», учитель Нагарджуны , восточная Индия;
- Сакара или Сароруха ;
- Самудра , «Ныряльщик за жемчугом»;
- Шантипа (или Ратнакарашанти), «Самодовольный миссионер»;
- Сарвабхакса , «Обжора»;
- Саварипа , «Охотник», считается, воплотился в Друкпа Кюнлеге ;
- Шялипа , «Шакал-йог»;
- Тантепа , «Игрок»;
- Тантипа , «Старческий ткач»;
- Таганапа , «Компульсивный лжец»;
- Тилопа , «Великий отреченный»
- Удхилипа , «Человек-Птица»;
- Упанаха , «Сапожник»;
- Винапа , «Музыкант»;
- Вирупа , «Мастер Дакини», не нейтрален.
- Вялипа , «Алхимик Куртизанки»;
Имена согласно традиции Абхаядатты Шри.
[ редактировать ]По словам Ульриха фон Шредера, в Тибете существуют разные традиции, касающиеся махасиддхов. Среди этих традиций особенно популярны были две, а именно список Абхаядатты Шри и так называемый список Ваджрасаны. Число махасиддхов варьируется от восьмидесяти четырех до восьмидесяти восьми, и только около тридцати шести имен встречаются в обоих списках. Поэтому также неверно утверждать, что в буддизме 84 Махасиддхи. Поэтому правильным названием должно быть «Имена 84 Махасиддхов» согласно Шри Традиции Абхаядатты . Следует также четко указать, что, только тибетские переводы этого санскритского текста Чатурашити-сиддха-правритти (ЧСП), или «Жизнеописания восьмидесяти четырех сиддхов» похоже, сохранились . Это означает, что многие санскритские имена традиции Абхаядатты Шри пришлось реконструировать и, возможно, не всегда правильно.
Идентификация
[ редактировать ]По мнению Ульриха фон Шредера, для идентификации махасиддхов, на которых написаны тибетские имена, необходимо реконструировать индийские имена. Это очень сложная задача, поскольку тибетцы очень непоследовательны в транскрипции или переводе индийских личных имен и поэтому существует множество различных вариантов написания. Сравнивая различные тибетские тексты о махасиддхах, мы видим, что транскрипция или перевод имен индийских мастеров на тибетский язык был непоследовательным и запутанным. Самый тревожный пример — иллюстрированная тибетская ксилография из Монголии о махасиддхах, где написание текста сильно отличается от подписей ксилографий. [15] Приведу несколько примеров: Канкарипу [санскр.] зовут Кам ка ли/Кангга ла па; Горакса [санскр.]: Иди в поле; Третье [санскр.]: Ты отец/Ты отец; Духанди [санскр.]: Мне очень жаль; Южный [санскр.]: Том также па/То пи ра; Длина (CSP 31): Длина/Высота; Дхокарипа [санскр.]: Язык страны / Язык страны; Карбарипа (Карпати) [санскр.]: Город города/Город города; Сакара [санскр.]: город Фуртсас; Путалипа [санскр.]: Пу та ла/Бу та ли и т. д. В том же иллюстрированном тибетском тексте мы обнаруживаем еще одно несоответствие: попеременное использование транскрипции и перевода. Примеры: Нагарджуна [См.]: На гай дзу на/Клу скраб; Арьядева (Карнарипа) [санскр.]: Ка на ри па/'Пхагс па лха; и Гхантапа [санскр.]: Ghanda pa/rDo rje dril bu pa, и это лишь некоторые из них. [12]
Списки соответствия
[ редактировать ]Для идентификации отдельных махасиддх списки согласий, опубликованные Ульрихом фон Шрёдером, являются полезным инструментом для каждого ученого. Целью списков соответствия, опубликованных в приложениях к его книге, является прежде всего восстановление индейских имен, независимо от того, представляют ли они на самом деле одно и то же историческое лицо или нет. Указатель его книги содержит более 1000 различных тибетских вариантов написания имен махасиддхов. [12]
Тибетские махасиддхи
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Тибетских буддийских мастеров различных линий передачи часто называют махасиддхами ( груб тхоб чен по или тул шуг ). Существует давняя традиция житий этих тибетских адептов, называемая намтар . Их деяния впервые были задокументированы в XII веке в тексте Ваджрианы Чатураситисиддха-правритти . [16]
Важные тибетские махасидды включают:
- Падмасамбхава , который, как говорят, принес буддизм в Тибет и укротил вредоносных духов Тибета, обратив их в буддизм. [17]
- Еше Цогьял , супруга Падмасамбхавы
- Марпа-переводчик (1012–1097), мирянин-ученый-йог, ключевая фигура в Кагью . линии
- Мачиг Лабдрон (1055-1149), женщина-махасиддха, основательница линии Чод ( Уайли : gcod ).
- Миларепа (ок. 11-12 века), йог дикой природы, один из самых почитаемых деятелей тибетского буддизма.
- Лонгченпа , ключевая фигура Ньингма . школы
- Дже Цонкапа считается махасиддхом гелуг . школы
- Тангтонг Гьялпо
- Друкпа Кюнле
- Цангнён Херука «Безумец Херука из Цанга», (1452-1507)
- Шабкар Цокдрук Рангдрол (1781-1851)
- Джигме Лингпа , важный тертон (открыватель сокровищ)
См. также
[ редактировать ]- Чарьяпада - старейший литературный образец бенгальского, ассамского, ория и майтхили.
- Матсьендранатха - индуистский и буддийский святой и йогин X века.
- Тайные вожди - существа в различных оккультных движениях.
- Язык сумерек – Тайный язык тантрических традиций.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Грей (2007) , стр. ix–x: «Тантрические общины Индии во второй половине первого тысячелетия нашей эры (и, возможно, даже раньше) были чем-то вроде «Институтов углубленных исследований» по отношению к великим буддийским монашествующим «Университеты» представляли собой исследовательские центры для высокообразованных, успешно получивших дипломы экспертов в различных областях внутренней науки (адхьятмавидья), некоторые из которых все еще были монахами и могли переходить из университета (видьялайя) в «места» (патха). и многие из них отказались от обета бедности, безбрачия и т. д. и жили в классическом индийском стиле саньясинов или садху. Я называю их « психонавтами » традиции, параллельно с нашими «астронавтами», учеными-материалистами . Инверсные астронавты, психонавты, которыми мы восхищаемся за их отважные исследования «космического пространства», которое мы считаем матрицей материальной реальности, путешествовали глубоко во «внутреннее пространство», встречая и побеждая ангелов и демонов в глубинах своего подсознания. ."
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бстан-вдзин-рнам-даг; Ермакова, Кэрол; Ермаков Дмитрий; Бстан-вдзин-рнам-даг (2011). Мастера Шанг Шунг Ньенгьюд: содержательные наставления из эмпирической передачи Бонпо Дзогчен (Переиздание). Нью-Дели: Heritage Publ. ISBN 978-81-7026-268-8 .
- ^ Jump up to: а б Уайт, Дэвид Гордон (1998). Алхимическое тело: традиции сиддхов в средневековой Индии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 78–87. ISBN 978-0-226-89499-7 .
- ^ Jump up to: а б Лопес, Дональд С. (2019). Видеть священное в сансаре: иллюстрированное руководство по восьмидесяти четырем тантрическим махасиддхам . Боулдер, Колорадо: Шамбала. п. 8. ISBN 978-1-61180-404-1 .
- ^ Джексон, Роджер Р.; Сара; Кришнаваджрапада; Ти-ло-па; Кришнаваджрапада; Тиллопада, ред. (2004). Тантрические сокровища: три сборника мистических стихов из буддийской Индии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 5. ISBN 978-0-19-516640-8 .
- ^ Дауман (1985) , Введение .
- ^ Jump up to: а б Рейнольдс (nd) .
- ^ Дуджом Ринпоче (2002) , с. 535.
- ^ Симмер-Браун (2002) , с. 127.
- ^ Снеллгроув (2010) , с. 11.
- ^ Ханда (1994) , с. 85.
- ^ Ханда (1994) , с. 98.
- ^ Jump up to: а б с фон Шредер (2006) .
- ^ Чжан (1986) .
- ^ «Имена 84 Махасиддхов» . Yoniversum.nl . Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Индивидуальный (1984)
- ^ Иду (1992) , с. 303.
- ^ Морган (2010) , с. 208.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Дауман, Кейт (1985). Мастера Махамудры: песни и истории восьмидесяти четырех буддийских сиддхов . Серия SUNY по буддийским исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 0-88706-160-5 .
- Дуджом Ринпоче (2002). Школа тибетского буддизма Ньингма: ее основы и история . Переведено и отредактировано Гьюрме Дордже совместно с Мэтью Капштейном (2-е изд.). Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-087-8 .
- Одинока, Алиса (1984). Восемьдесят четыре сиддха: тибетский гравюр из Монголии . Академическое издательство. ISBN 9630538350 .
- Грей, Дэвид Б. (2007). Чакрасамвара-тантра (Беседы Шри Херуки): исследование и аннотированный перевод . Сокровищница буддийских наук. Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0975373460 .
- Ханда, Омаканда (1994). Буддийское искусство и древности Химачал-Прадеша, до 8 века нашей эры . Индус Паблишинг. ISBN 9788185182995 .
- Морган, Д. (2010). Основы буддизма: всеобъемлющее руководство по вере и практике . Санта-Барбара: ABC-CLIO. ISBN 978-0-313-38452-3 .
- Рейнольдс, Джон Мирдин (nd). «Традиция Махасиддхов в Тибете» . Ваджранатха.com . Проверено 21 марта 2015 г.
- Риспа, Р. (1992). Искусство и культура около 1492 года: Универсальная выставка в Севилье 1992 года . Италия: Centro Publicaciones, Expo '92. ISBN 978-8843541126 .
- Симмер-Браун, Джудит (2002). Теплое дыхание Дакини: женский принцип в тибетском буддизме . Бостон, Массачусетс: Публикации Шамбалы. ISBN 978-1-57062-920-4 .
- Снеллгроув, Дэвид (2010). Хеваджра-тантра: критическое исследование . Орхидея. ISBN 978-9745241282 .
- фон Шредер, Ульрих (2006). Наделенные силой мастера: тибетские настенные росписи махасиддхов в Гьянце . Чикаго: Публикации Сериндии. ISBN 978-1932476248 .
- Чжан, Чжэньджи, изд. (1986) [1963]. Шесть йог Наропы и учение Махамудры . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 0937938335 . OCLC 13457033 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даунс, HR (1999). «Линейные рисунки Махасиддхи Х.Р. Даунса» . Кейт Дауман.net . Проверено 21 марта 2015 г. Также в Даумане (1986).
- Лопес, Дональд (2019). Видение священного в сансаре: иллюстрированное руководство по восьмидесяти четырем махасиддхам . Боулдер, Колорадо: Публикации Шамбалы . ISBN 9781611804041 .
- Мудуд, Хасна Джасимуддин (1992). «Чарайпады — песни йоги и поэзия Махасиддхов». Тысячелетняя бенгальская мистическая поэзия . Бангладеш: Университетское издательство. ISBN 9840511939 .
- Уайт, Дэвид Гордон (1998). Алхимическое тело: традиции сиддхов в средневековой Индии (1-е изд.). Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226894997 .
- Юток, Лама Чоедак (1997). Ламдре: Рассвет Просвещения (PDF) . Канберра, Австралия: Публикации Горама. ISBN 0-9587085-0-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2013 г.