Песни реализации
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Песни реализации , или Песни опыта ( тиб .: ཉམས་མགུར , Уайли : нямс мгур ; Деванагари : दोहा; Романизированный санскрит: Доха ; Ория : ପଦ), — это формы певческой поэзии, характерные для тантрического движения как в Ваджраяны буддизме , так и в индуизме . Доха также представляет собой специфическую поэтическую форму. Существуют различные формы этих песен, в том числе чарьягити ( санскрит : caryāgīti ), или «песни-спектакли», и ваджрагити (санскрит: ваджрагити , тибетский: rDo-rje gan-sung ), или «бриллиантовые песни», иногда переводимые как ваджрные песни и доха. (санскрит: доха , दोह, «то, что получается в результате дойки коровы»), также называемые песнями дохи , в отличие от невоспетой индийской поэтической формы дохи . По словам Роджера Джексона , чарьягити и ваджрагити «в целом отличаются от дох из-за их разного контекста и функции»; доха - это прежде всего духовные афоризмы, выраженные в форме рифмованных куплетов , тогда как чарьягити - это отдельные песни-спектакли, а ваджрагити - это песни, которые можно понять только в контексте ганачакры или тантрического пира. [1] Многие сборники песен реализации сохранились в тибетском буддийском каноне , однако многие из этих текстов еще не переведены с тибетского языка . [2]
Хотя многие из песен реализации восходят к индийским махасиддхам , традиция сочинения мистических песен продолжала практиковаться адептами тантры и в более поздние времена, а примеры спонтанно сочиненных стихов тибетских лам существуют и по сей день, например, Кхенпо. Цултрим Гьямцо Ринпоче . [3] Самым известным тибетским композитором песен реализации является Миларепа XI века, , тибетский йогин чья мгур бум , или «Сто тысяч песен Миларепы», остается источником наставлений и вдохновения для тибетских буддистов , особенно представителей школы кагью .
Песни Карьягити
[ редактировать ]Известным собранием буддийских чарьагити, или мистических песен, является « Чарьяпада» , рукопись на пальмовых листьях с текстом 8-12 веков, найденная в начале 20 века в Непале. Другой экземпляр Чарьяпады сохранился в тибетском буддийском каноне . Миранда Шоу описывает, как чарьягити были элементом ритуального собрания практикующих на тантрическом пиру :
Кульминацией праздника является исполнение тантрических танцев и музыки, которую ни в коем случае нельзя раскрывать посторонним. Гуляющие могут также импровизировать «песни реализации» ( чарьягити ), чтобы выразить свою повышенную ясность и блаженный восторг в спонтанных стихах. [4]
Песни Дохи
[ редактировать ]Энн Уолдман описывает эту форму поэзии:
Доха — песня реализации, которая отмечает встречу с главным учителем, традиционно гуру или ламой, и исследует особую мудрость или учение, передаваемое через своего рода формат дуэта «призыв-и-ответ». [5]
Пример песни Дохи, доступной в английском переводе, - Рангджунг Дордже (1284–1339). Песня Дохи называется « Отличение сознания от мудрости» (Уайли: rnam shes ye shes 'byed pa). [6] Перевод 2001 года включает комментарий Трангу Ринпоче .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джексон, Роджер Р. (2004). Тантрические сокровища: Три сборника мистических стихов из буддийской Индии . США: Издательство Оксфордского университета. п. 10. ISBN 978-0-19-516640-8 .
- ^ Шоу, Миранда (1995). Страстное просветление::Женщины в тантрическом буддизме . Издательство Принстонского университета. стр. 225 н.97 . ISBN 0-691-01090-0 .
- ^ Гьямцо, Кхенпо Цултрим. «Песни реализации» . Проверено 14 сентября 2008 г.
- ^ Шоу, Миранда (1995). Страстное просветление::Женщины в тантрическом буддизме . Издательство Принстонского университета. стр. 81 . ISBN 0-691-01090-0 .
- ^ Уолдман, Энн (1996). «Поэзия как Сиддхи». В Марианне Дрессер (ред.). Буддийские женщины на грани: современные перспективы с западных границ . Североатлантические книги. п. 264. ИСБН 978-1-55643-203-3 .
- ^ Рангджунг Дордже (корневой текст); Достопочтенный Кхенчен Трангу Ринпоче (комментарий); Питер Робертс (переводчик) (2001). Преодоление эго - отличие сознания от мудрости (Уайли: rnam shes ye shes 'byed pa). Источник: [1] (дата обращения: среда, 1 апреля 2009 г.)
Библиография
[ редактировать ]Сборники песен реализации:
- Джексон, Роджер (2004). Тантрические сокровища: Три сборника мистических стихов из буддийской Индии . США: Издательство Оксфордского университета. п. 10. ISBN 978-0-19-516640-8 .
- Дауман, Кейт (1986). Мастера Махамудры: песни и истории восьмидесяти четырех буддийских сиддхов . Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN 978-0-88706-160-8 .
- Миларепа: Песни на месте , перевод Николь Риггс, Dharma Cloud Press, 2003, ISBN 0-9705639-30
- Миларепа, Сто тысяч песен Миларепы , перевод Гармы Чанга, City Lights Books, 1999, ISBN 1-57062-476-3
- Радость йога: песни Миларепы Сангхаракшиты, Windhorse Publications, 2006, ISBN 1-899579-66-4
- Питьё из горного ручья: Песни любимого святого Тибета , Публикации мудрости, ISBN 0-86171-063-0
- Ринпоче, Трангу (1997). Песни Наропы: Комментарии к песням реализации . Публикации Рангджунг Еше. ISBN 978-962-7341-28-4 .
- Гюнтер, Герберт В. Королевская песня Сарахи: исследование истории буддийской мысли. а.) Вашингтонский университет Press, 1970. ISBN 0-295-78552-7 б.) Новое издание в мягкой обложке, Shambhala Publications, 1973. ISBN 0-394-73007-0
- Гюнтер, Герберт В.; Экстатическая спонтанность: три цикла Сарахи в Дохийской азиатской гуманитарной прессе, 1993. ISBN 0-89581-933-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Песни 16-го Кармапы (1940-1962)
- Указатель песен, стихов и молитв автора
- Обзор тибетских песен реализации: отголоски ученого семнадцатого века и сиддха в Амдо
- Текст «Шестидесяти песен Миларепы»
- Текст, «Основные песни Миларепы».
- Железный крюк преданности: мелодичная праздничная песня
- «Песнь Махамудры Тилопы »