Выгружает
Выгружает | |
---|---|
Также называется | Тибетский Новый год Выгружает |
Наблюдается | Тибетцы , бутанцы , ладакхи , непальцы , монпа , тибетские буддисты всего мира |
Тип | Тибетская культура , Тибетский буддизм , Новый год |
Частота | Ежегодный |
Связано с | Галдан Намчот , Лосунг , Гьялпо Лхосар , Таму Лхосар , Сонам Лхосар , Мангфу и другие лунно-солнечные новогодние фестивали в Азии. |
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Релизы ( тибетский : ལོ་སར་ , Уайли : ло-сар ; "новый год" [1] ), также известный как Тибетский Новый год , — праздник в тибетском буддизме . [2] Праздник отмечается в разные даты в зависимости от географических традиций ( Тибет , Бутан , Непал , Индия ). [3] [4] Праздник — новогодний праздник, отмечаемый в первый день лунно-солнечного тибетского календаря , что соответствует дате февраля или марта по григорианскому календарю . [1] В 2024 годуНовый год начался 10 февраля, а празднования продолжались до 12 числа того же месяца. Также начался год Деревянного Дракона-мужчины.
Вариант фестиваля в Непале называется Лхосар и отмечается примерно на восемь недель раньше, чем тибетский Лосар. [5]
История
[ редактировать ]Лосар появился еще до прихода буддизма в Тибет и уходит своими корнями в благовоний обычай зимнего сжигания религии Бон . Тибетский новый год отсчитывается от текущего года, добавленного к 127 г. до н. э., году основания династии Ярлунгов. во время правления девятого тибетского царя Пуде Гунгьяла Говорят, что (317–398) этот обычай объединился с праздником урожая и образовал ежегодный фестиваль Лосар. [1]
( Далай-лама XIV 1998: стр. 233) подчеркивает важность консультации с Оракулом Нечунга для Лосара:
На протяжении сотен лет Далай-лама и правительство традиционно консультировались с Нечунгом во время новогодних праздников. [6]
Тензин Вангьял (2002: стр.xvii) описывает свой опыт тибетской культурной практики Лосара в связи с празднованием стихий и подношениями Наге (тибетский: Клу ):
Во время Лосара, тибетского празднования нового года, мы не пили шампанское, чтобы отпраздновать это событие. Вместо этого мы отправились к местному источнику, чтобы совершить ритуал благодарности. Мы сделали подношения нагам , духам воды, которые активировали водную стихию в этой местности. Мы делали подношения дыма местным духам, связанным с окружающим нас миром природы. Убеждения и модели поведения, подобные нашим, возникли давно и на Западе часто считаются примитивными. Но это не просто проекции человеческих страхов на мир природы, как предполагают некоторые антропологи и историки. Наш способ взаимодействия с элементами возник в результате непосредственного опыта наших мудрецов и простых людей священной природы внешних и внутренних элементов. Мы называем эти элементы землей, водой, огнем, воздухом и пространством. [7]
Лосар празднуется в городе Дхарамсала в Индии. [8] и в других тибетских буддийских общинах.
Упражняться
[ редактировать ]Лосар празднуется 15 дней, основные торжества приходятся на первые три дня. В первый день Лосара напиток под названием «чанкол» ) готовят из чаанга (тибетско-непальского эквивалента пива . Второй день Лосара известен как Королевский Лосар ( гьялпо лосар ) . Лосару традиционно предшествует пятидневная практика Ваджракилаи . Поскольку уйгуры приняли китайский календарь , а монголы и тибетцы приняли уйгурский календарь, [9] Лосар происходит рядом или в один и тот же день с китайским Новым годом и монгольским Новым годом , но традиции Лосара уникальны для Тибета и возникли еще до влияния Индии и Китая.
Кроме того, шерпы связаны с Лосаром и наслаждаются Лосаром на больших высотах Непальского Гималайского хребта. Перед китайским вторжением в Тибет в 1950 году Лосар начался с утренней ритуальной церемонии в монастыре Намгьял под руководством Далай-ламы и других высокопоставленных лам с участием правительственных чиновников в честь Дхармапалы (защитника дхармы) Палдена Лхамо . [10] После изгнания Далай-ламы многие монастыри были разрушены, а монахи заключены в тюрьмы. С тех пор практику тибетского буддизма в Тибете стало трудно наблюдать публично.
Лосар является частью культуры Ладакха для буддистов, проживающих в этом регионе. [11]
В Тибете с праздником связаны различные обычаи:
Семьи готовятся к Лосару за несколько дней, тщательно убирая свои дома; украшение ароматными цветами, а их стены нарисованными мукой благоприятными знаками, такими как солнце, луна или перевернутая свастика ; и приготовили ветки кедра , рододендрона и можжевельника для сжигания в качестве благовоний. Долги погашаются, ссоры разрешаются, приобретается новая одежда и особые блюда, такие как капсе готовятся (жареные завитки). Любимый напиток – чанг (ячменное пиво), который подают теплым. Поскольку слова «голова овцы» и «начало года» по-тибетски звучат одинаково, в качестве украшения принято делать голову овцы из цветного масла. Еще одним традиционным украшением, символизирующим хороший урожай, является фиемар («ведро с пятью зернами»), ведро с деревянной доской, образующей внутри две вертикальные половинки. Это ведро наполнено дзанбой (также известной как цамба , обжаренная ячменная мука цинке ) и семенами ячменя, затем украшено ячменными ушами и цветным маслом. [1]
Обычаи Лосара в Бутане похожи на обычаи соседнего Тибета, но отличаются от них. [12] Современное празднование праздника началось в Бутане в 1637 году, когда Шабдрунг Нгаванг Намгьял ознаменовал завершение строительства Пунакха Дзонга церемонией открытия, на которой «бутанцы приехали со всей страны, чтобы принести подношения продуктов из своих различных регионов, традиция, которая до сих пор отражается в широком разнообразии продуктов, потребляемых во время ритуальных трапез Лосара». [12] Традиционные продукты, потребляемые по этому случаю, включают сахарный тростник и зеленые бананы , которые считаются благоприятными. [12] В Бутане традициями являются пикники, танцы, пение, игра в дартс , стрельба из лука (см. Стрельбу из лука в Бутане ) и принесение подношений. [12]
Далай-лама благословляет многих буддистов в Дхарамсале во время Лосара, от мала до велика, и они выстраиваются в очередь. [8] управлять количеством людей, посещающих для этого храм Далай-ламы.
Даты
[ редактировать ]Тибетский календарь — лунно-солнечный календарь . Лосар празднуется с первого по третий дни первого лунного месяца .
Григорианский год | Год Рабджунга, 60-летний цикл | Тибетский год | Дата выпуска*** | Пол, стихия и животное |
---|---|---|---|---|
2008 | Среда с 17 до 22 | 2135 | 21 февраля | Самец Земляной Мыши/ Крысы ** |
2009 | Среда с 17 до 23 | 2136 | 10 февраля | Женщина Земляной Бык [13] |
2010 | Среда с 17 до 24 | 2137 | 1 марта | Самец Железного Тигра [14] |
2011 | Среда с 17 до 25 | 2138 | 18 февраля | Самка Железного Зайца/ Кролика ** [15] |
2012 | Среда с 17 до 26 | 2139 | 8 февраля | Водяной Дракон -мужчина |
2013 | Среда с 17 до 27 | 2140 | 26 февраля | Женская водяная змея |
2014 | Среда с 17 до 28 | 2141 | 15 февраля | Самец деревянной лошади |
2015 | Среда с 17 до 29 | 2142 | 6 марта | Самка Деревянной Овцы/ Козы ** |
2016 | Среда с 17 до 30 | 2143 | 23 февраля [16] | Огненной Обезьяна Мужчина |
2017 | Среда с 17 до 31 | 2144 | 11 февраля | Женщина Жар-Птица/ Петух |
2018 | Среда с 17 до 32 | 2145 | 2 марта | Мужчина Земляная Собака |
2019 | Среда с 17 до 33 | 2146 | 20 февраля | Земляная Свинья /Кабан** |
2020 | Среда с 17 до 34 | 2147 | 9 февраля | Мужчина Железная Мышь/ Крыса ** |
2021 | Среда с 17 до 35 | 2148 | 27 февраля | Женщина Земляной Бык |
2022 | Среда с 17 до 36 | 2149 | 17 февраля | Самец Водяного Тигра |
2023 | Среда с 17 до 37 | 2150 | 6 февраля | Самка водяного зайца |
2024 | 2151 | 10 февраля | Мужчина Деревянный Дракон |
- * Примечание: Рабджунг (Уайли: rab byung) — это название 60-летнего цикла тибетского календаря, который начался в 1027 году нашей эры и в настоящее время находится в своем 17-м цикле.
- ** Примечание. Эти названия лет имеют более одного перевода на английский язык, при этом разные группы используют разные термины.
- *** Примечание: Лосар празднуется некоторыми международными сообществами примерно в то же время, что и в Азии. Например, год, когда Лосар начинается 1 февраля в часовых поясах Азии, некоторые в часовых поясах США могут отмечать его 31 января. Празднование Лосара обычно длится три дня.
См. также
[ редактировать ]- Галдан Намчот
- Фестиваль Лосунг
- Лунный Новый год
- Непальский календарь
- Тибетская астрология
- Тибетский календарь
- Лунный Новый год : Празднование Лунного Нового года в других частях Азии.
- Солнечный Новый год в Южной и Юго-Восточной Азии : аналогичные празднования Лунно-солнечного Нового года в Азии, которые происходят в апреле:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Уильям Д. Крамп, «Лозар» в Энциклопедии новогодних праздников по всему миру (McFarland & Co.: 2008), стр. 237–38.
- ^ «Буддизм: Лосар» . Би-би-си . 8 сентября 2004 г.
- ^ Питер Глен Харл, Мышление вещами: объекты и идентичность тибетцев в городах-побратимах (докторская диссертация: Университет Индианы , 2003), стр. 132: «В Тибете, Непале, Бутане, Индии и других регионах, где практикуется тибетский буддизм, даты Лосара часто рассчитываются на местном уровне и часто различаются в зависимости от региона».
- ^ Уильям Д. Крамп, Энциклопедия новогодних праздников во всем мире (McFarland & Co.: 2008), стр. 237: «В разных традициях Лосар отмечался в разные дни».
- ^ Тибетские пограничья: PIATS 2003 : Труды Международной ассоциации тибетских исследований , Оксфорд, 2003, стр. 121: «Тем не менее, хотя их Лхочар отмечается примерно на восемь недель раньше, чем тибетский Лосар, праздник явно заимствован, и их буддийская практика все чаще переходит на тибетскую идиому».
- ^ Гьяцо, Тензин (1988). Свобода в изгнании: автобиография Далай-ламы Тибета (ред.: Abacus Books , Лондон. ISBN 0-349-11111-1
- ^ Тензин Вангьял Ринпоче (2002). Исцеление формой, энергией и светом . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion . ISBN 1-55939-176-6
- ^ Jump up to: а б Лучшее в фотожурналистике № 21: 1995: Год в картинках . Филадельфия: Книгоиздатели «Управление прессой» . 1996. с. 142. ИСБН 9781561387724 .
- ^ Лигети, Луи (1984). Тибетские и буддийские исследования: к 200-летию со дня рождения Александра Чома Де Короса . Том. 2. Издательство Калифорнийского университета. п. 344. ИСБН 9789630535731 .
- ^ Дж. Гордон Мелтон , «Лосар» в «Религиозных праздниках: Энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминок» , Vol. 1 (ABC-CLIO), 2011), стр. 530–31.
- ^ АНИ. «Ассоциация буддистов Ладакха отмечает фестиваль «Лосар» в Лехе» . Проверено 18 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Майер, Лосар: Построение сообщества и бутанский Новый год. Архивировано 28 февраля 2017 г., в Wayback Machine , Смитсоновский фестиваль фольклора , Смитсоновский институт (15 февраля 2013 г.).
- ^ «Календарь Калачакры» . Калачакра.org . 27 июля 2013 года . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ «Февраль 2010» . Архивировано из оригинала 8 марта 2010 года . Проверено 11 января 2010 г.
- ^ «Лосар, тибетский Новый год в 2011 году: 2138 год Железного Зайца» . Тибет-info.net . 5 января 2011 года . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ «Институт Тибетской медицины и астрологии» . Тибетский медицинский и астрологический институт . Архивировано из оригинала 22 сентября 2017 года . Проверено 27 января 2016 г.
- Культура Непала
- Культура Бутана
- Государственные праздники в Непале
- Государственные праздники в Бутане
- Новогодние праздники
- Тибетские фестивали
- Религиозные фестивали в Непале
- Январские праздники
- Февральские праздники
- Тибетские буддийские фестивали
- Мартовские обряды
- Обряды, установленные тибетским календарем
- Религиозные фестивали в Тибете
- Религиозные фестивали в Индии
- Фестивали в Непале
- Фестивали в Бутане
- Обряды, проводимые в новолуние