Тибетская культура
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|




Тибет развил особую культуру благодаря своим географическим и климатическим условиям. Несмотря на влияние соседних культур Китая , Индии и Непала , удаленность и недоступность Гималайского региона сохранили явные местные влияния и стимулировали развитие его особой культуры.
Тибетский буддизм оказал особенно сильное влияние на тибетскую культуру с момента своего появления в седьмом веке. Буддийские миссионеры, приехавшие в основном из Индии, Непала и Китая, познакомили с искусством и обычаями Индии и Китая. Искусство, литература и музыка содержат элементы преобладающих буддийских верований, а сам буддизм принял в Тибете уникальную форму под влиянием традиции Бон и других местных верований .
Несколько работ по астрономии , астрологии и медицине были переведены с санскрита и классического китайского языка . Основные приспособления цивилизации пришли из Китая, среди многих вещей и навыков, импортированных, были изготовление масла, сыра, ячменного пива, гончарные изделия, водяные мельницы и национальный напиток - масляный чай .
Особые географические и климатические условия Тибета способствовали использованию скотоводства , а также развитию кухни, отличной от соседних регионов, которая соответствует потребностям человеческого организма на этих больших высотах.
тибетский язык
[ редактировать ]
На тибетском языке говорят на различных диалектах во всех частях населенной тибетцами территории, занимающей полмиллиона квадратных миль. Некоторые из этих диалектов являются тональными, как китайский язык , тогда как другие остаются атональными. Исторически Тибет был разделен на три культурные провинции: У-Цанг , Кхам и Амдо . В каждой из этих трех провинций сложился свой собственный диалект тибетского языка. Наиболее распространенным является лхасский диалект, также называемый стандартным тибетским , на котором говорит большинство тибетцев в Центральном Тибете, а также в изгнании. В Кхаме на тибетском диалекте Кхамс говорят , а в Амдо - на тибетском диалекте Амдо. Тибетские диалекты подчиняются тибетским языкам , входящим в состав тибето-бирманских языков .Современный тибетский язык происходит от классического тибетского языка , который является письменной нормой, и от древнетибетского языка .Официальный язык Бутана , дзонгкха , также тесно связан с тибетским.
Изобразительное искусство
[ редактировать ]Тибетское искусство глубоко религиозно по своей природе и является формой религиозного искусства . Он охватывает широкий спектр картин, фресок, статуй, ритуальных предметов, монет, украшений и мебели.

Коврики
[ редактировать ]
Изготовление тибетских ковров — древнее искусство и ремесло, основанное на традициях тибетского народа . Эти ковры в основном изготавливаются из натуральной шерсти тибетских горных овец . Тибетцы используют ковры практически для любого домашнего использования: от напольных покрытий до настенных ковров и конских седел. Традиционно лучшие ковры производятся из Гьянце , города, известного своими коврами.
Процесс изготовления тибетских ковров уникален в том смысле, что почти все делается вручную. Но с внедрением современных технологий некоторые аспекты процессов изготовления ковров были переданы машинам, главным образом из-за стоимости, исчезновения знаний и т. д. Более того, с помощью машины стали возможными и некоторые новые последние штрихи.
Тибетские ковры [1] являются крупным бизнесом не только в Тибете, но и в Непале, куда тибетские иммигранты привезли с собой свои знания по изготовлению ковров. В настоящее время в Непале производство ковров является одной из крупнейших отраслей промышленности в стране, и существует множество экспортеров ковров.
Рисование
[ редактировать ]Танкас , синкрестичное искусство китайских свитков с непальской и кашмирской живописью, впервые сохранилось с одиннадцатого века. Прямоугольные и замысловато нарисованные на хлопке или льне, они обычно представляют собой традиционные композиции, изображающие божеств, знаменитых монахов и другие религиозные, астрологические и теологические сюжеты, а иногда и мандалы . Чтобы изображение не выцветало, картину обрамляют разноцветной шелковой парчой и хранят свернутой. Слово тханка означает «что-то, что можно свернуть» и относится к тому факту, что тханки можно легко свернуть для транспортировки.
Помимо тханок, росписи тибетского буддизма на стенах храмов можно найти настенные , фрески, мебель и многие другие предметы имеют орнаментальную роспись.
- Тибетское искусство
- Ваджрасаттвы Статуя
- Дже Цонкапа в роли махасиддхи Комби Херуки
- Статуя Будды
- Фреска
- Фреска
- молодых монахов Ксилография , монастырь Сера , Тибет
- Коралловые четки
Литература
[ редактировать ]Существует богатая древняя традиция светской тибетской литературы, включающая в себя эпосы, поэзию, рассказы, танцевальные сценарии, пантомимы, пьесы и т. д., которая превратилась в огромное количество произведений, некоторые из которых были переведены на западные языки. История тибетской литературы насчитывает более 1300 лет. [2] Пожалуй, самой известной категорией тибетской литературы за пределами Тибета являются эпические истории, особенно знаменитый эпос о царе Гесаре .
Архитектура
[ редактировать ]

Тибетская архитектура содержит влияние Китая и Индии и отражает глубоко буддийский подход. Молитвенное колесо вместе с двумя оленями или драконами можно увидеть почти в каждой гомпе в Тибете . Дизайн ступ ( чёртенов ) может варьироваться: от округлых стен в Кхаме до квадратных четырехсторонних стен в Ладакхе .
Самая необычная особенность тибетской архитектуры заключается в том, что многие дома и монастыри построены на возвышенных солнечных участках, обращенных на юг, и часто построены из смеси камня, дерева, цемента и земли. Для отопления и освещения доступно мало топлива, поэтому плоские крыши строятся для сохранения тепла, а несколько окон делаются для проникновения солнечного света. Стены обычно имеют наклон внутрь под углом 10 градусов в качестве меры предосторожности против частых землетрясений в горной местности.
Объект всемирного наследия
[ редактировать ]высотой 117 метров и шириной 360 метров, Дворец Потала внесенный в список Всемирного наследия в 1994 году и расширенный за счет включения района Норбулинка в 2001 году, считается важнейшим примером тибетской архитектуры. [3] Бывшая резиденция Далай-лам, она содержит более тысячи комнат на тринадцати этажах, а также портреты прошлых Далай-лам и статуи Будды. Он разделен на внешний Белый дворец, служащий административными помещениями, и внутренний Красный квартал, в котором находится зал собраний лам, часовни, 10 000 святынь и обширная библиотека буддийских писаний.
Традиции и традиционная архитектура
[ редактировать ]Тибетцы обладают уникальной культурой, и ее разнообразие можно увидеть только в таких регионах этнических групп, как Синьцзян. Традиционная архитектура Кхама встречается в большинстве жилищ Кандинга . Дома Кхам, как правило, просторны и хорошо вписываются в окружающую среду. Полы и потолки у них деревянные, как и во всех домах Кандинга. [Эта статья устарела. Современный город Кандин теперь перестроен, устранив прежнюю пожароопасную деревянную архитектуру]. Горизонтальные деревянные балки поддерживают крышу, а они, в свою очередь, поддерживаются деревянными колоннами. Хотя эта территория сильно вырублена, древесина импортируется и широко используется для строительства жилья. Гарзе -Тибетская автономная префектура Кхам, окруженная лесами, известна своими красивыми деревянными домами, построенными в самых разных стилях и щедро украшенными деревянным орнаментом. Интерьеры домов обычно отделаны деревянными панелями, а шкафы богато украшены. Хотя в хорошо построенных домах используются различные материалы, именно искусная столярная работа это поразительно. Это умение передается от отца к сыну, и плотников, похоже, здесь много. Однако угрозой традиционному тибетскому столярному делу является растущее использование бетонных конструкций. Некоторые считают рост использования бетона преднамеренным проникновением китайского влияния в Тибет. В поселке Габа , где мало ханьских китайцев , почти все постройки традиционные. [4]
Архитектура и монастырская архитектура
[ редактировать ]

События, произошедшие в Тибете в двадцатом веке, нанесли тяжелый урон тибетской монашеской архитектуре.
При Далай-ламе XIII монастырь Тенгелин был снесен в 1914 году за стремление прийти к соглашению с китайцами. [5] При регенте Тактре монастырь Сера подвергся артиллерийскому обстрелу и разграблению тибетской армией в 1947 году за поддержку бывшего регента Ретинга. [6]
Важно отметить, что монастырь Сера ни в коем случае не был разрушен, а лишь частично разграблен. Основные разрушения произошли во время Культурной революции . Культурная революция в Китае привела к ухудшению состояния или утрате буддийских монастырей как в результате преднамеренного разрушения, так и из-за отсутствия защиты и обслуживания.
Начиная с 1980-х годов тибетцы начали восстанавливать уцелевшие монастыри. Это стало международным усилием. Специалисты учат тибетцев, как восстановить здание и спасти оставшиеся монастыри на восточном плато. [7]
Монастыри, такие как монастырь Кумбум, продолжают подвергаться влиянию китайской политики. Монастырь Симбилинг был полностью разрушен в 1967 году, хотя в некоторой степени восстановлен.
Монастырь Таши Лунпо демонстрирует влияние монгольской архитектуры. Храм Традрук — один из старейших в Тибете. Говорят, что он был впервые построен в VII веке во время правления Сонгцена Гампо из Тибетской империи (605–650). Джоканг также был первоначально построен при Сонгстене Гампо. Храм Джоканг — самое великолепное сохранившееся здание периода Тубо в Тибете, а также самое раннее гражданское структурное здание в Тибете. Он объединил архитектурные стили Тибета, династии Тан в Китае, Непале и Индии и стал образцом тибетской религиозной архитектуры на протяжении тысячелетий. Монастырь Цурпху был основан Дюсумом Кхьенпой, 1-м Кармапой-ламой (1110–1193) в 1159 году, после того, как он посетил это место и заложил фундамент для создания там резиденции, сделав подношения местным защитникам, дхармапалам и гениям места . [8] В 1189 году он вновь посетил это место и основал там свою главную резиденцию. Монастырь вырос до 1000 монахов. Монастырь Цозонг Гонгба — это небольшая святыня , построенная примерно в четырнадцатом веке. Монастырь Пальчо был основан в 1418 году и известен своим кумбумом , на четырех этажах которого имеется 108 часовен. Монастырь Чокоргьел , основанный в 1509 году Вторым Далай-ламой, когда-то вмещал 500 монахов, но был полностью разрушен во время Культурной революции .
Храм Рамоче — важный храм в Лхасе. На первоначальный комплекс зданий сильно повлиял архитектурный стиль династии Тан , поскольку он был впервые построен китайскими архитекторами Хань в середине VII века. Принцесса Вэньчэн взяла на себя этот проект и приказала построить храм лицом на восток, чтобы показать свою тоску по дому.
См. Список тибетских монастырей .
- Тибетская монашеская архитектура
- Монастырь Таши Лунпо отражает стиль, который повлиял на стиль монгольской архитектуры.
- Покои Далай-ламы во дворце Потала.
- Крыша Джоханга
- Конструкция столба
- Детали тибетской архитектуры
- Лестница монастыря Дрепунг
- Вход
- Храмовый двор
- Лев-хранитель на земле
- Лев-хранитель на крыше
- Вход
- Окна
- Храм Гуйшань
Одежда
[ редактировать ]

Тибетцы, как правило, консервативны в своей одежде, и хотя некоторые стали носить западную одежду, традиционных стилей по-прежнему предостаточно. Женщины носят темные платья с запахом поверх блузки и тканый шерстяной фартук в красочную полоску, который называется пангден и сигнализирует о том, что она замужем. И мужчины, и женщины носят длинные рукава даже в летние месяцы.
В своей книге 1955 года «Тибетские марши » Андре Миго описывает тибетскую одежду следующим образом:


За исключением лам и некоторых мирян, которые бреют головы, тибетцы носят волосы либо длинные, либо заплетенные в косу вокруг головы и украшенные сложным узором из меньших кос, которые делают все это похожим на своего рода корону. Они часто носят огромную коническую фетровую шляпу, форма которой варьируется в зависимости от района, из которого они родом; иногда его вершина поддерживает нечто вроде доски, с которой свисает толстая шерстяная бахрома. Чтобы шляпы не унесло ветром, они прикрепляют их к голове длинной косой, которую я только что описал, и которую для этого приходится разматывать. В левом ухе они носят тяжелое серебряное кольцо, украшенное огромным орнаментом из коралла или бирюзы.Их костюм не сложен. Обычно он состоит только из чубы — длинного просторного халата с широкими удлиненными рукавами, свисающими почти до земли. На талии его подхватывает шерстяной пояс, так что его юбки доходят только до колен, а верхние складки образуют огромный круглый карман на груди владельца. Это называется ампа , и в нем хранится широкий спектр принадлежностей — миска для еды, мешок цампы и множество других мелких предметов первой необходимости. Многие чубы сделаны из шерсти: либо из простой серой шерсти, которую прядут в Сикане , либо из великолепной, теплой и мягкой ткани из Лхасы, окрашенной в насыщенный темно-красный цвет. Кочевники же обычно носят чубу из овчины , сшитую вручную и грубо выделанную в масле, с начесом внутрь. Городские тибетцы, по большей части зажиточные купцы, дополняют эту одежду хлопчатобумажными или шерстяными панталонами и хлопчатобумажной или шелковой нижней рубашкой с длинными рукавами, но кочевники обычно под ней вообще ничего не носят, хотя зимой иногда надевают овчину. ящики. Тибетцы почти никогда не надевают чубы на грудь. Правое плечо и рука почти всегда оставляются свободными, а когда они находятся в походе или на работе, вся верхняя часть халата может соскользнуть так, что ее поддерживает только пояс. В результате они остаются обнаженными выше пояса и одетыми в очень странную на вид юбку ниже пояса. Они почти не чувствуют холода и в разгар зимы, не обращая внимания ни на мороз, ни на снег, ни на ветер, невозмутимо бредут вперед, обнажая грудь ледяному ветру. Их ноги тоже босы в огромных высоких сапогах. У них мягкие подошвы из сырой, незагорелой кожи; свободная штанина ботинка, которая может быть красной, черной или зеленой, имеет вокруг верха что-то вроде шерстяной подвязки, которая прикрепляется к ноге выше колена другой, очень яркой полоской шерстяного материала.
—Андре Миго (1953), Тибетские марши [9]
Чаб-чаб — украшение , которое богатые тибетские дамы прикрепляли к своей одежде под правым плечом.
- Тибетский народ
- Молодая женщина в чубе
- Монах сбивает масляный чай
- Монахи монастыря Сакья
- Пожилой паломник
- Тибетские женщины в Белом доме
- Тибетцы на в Тибете Нагку фестивале скачек
- Молодая девушка
- Женщина из Кхама
- Паломник с молитвенным колесом, монастырь Цурпху , 1993 год.
- Монахи в Шигадзе
- Молодые монахи в округе Литанг
- Тибетская девушка в меховой шапке.
- Тибетская женщина молится
- Тибетская женщина с молитвенным колесом молится
Кухня
[ редактировать ]



Кухня Тибета совершенно отличается от кухни его соседей. Тибетские культуры должны иметь возможность расти на больших высотах, хотя некоторые районы Тибета расположены достаточно низко, чтобы выращивать такие культуры, как рис, апельсины, лимоны и бананы. [10] Самая важная культура в Тибете — ячмень . Мука из жареного ячменя, называемая цампа , является основным продуктом питания в Тибете. Его едят в основном смешанным с национальным напитком — масляным чаем . Чай с маслом идеально соответствует потребностям человеческого организма на этих больших высотах. [ нужна ссылка ] так как он содержит сливочное масло (белок и жир), молоко (белок, жир и кальций), соль и чай. Тибетская кухня включает в себя большое разнообразие блюд. Самыми известными являются момо (тибетские пельмени). Балеп — тибетский хлеб, который едят на завтрак и обед. Есть много других видов хлеба балеп и жареных пирогов. Тхукпа — суп с лапшой. Он состоит из лапши разной формы, овощей и мяса в бульоне. Тибетскую кухню традиционно подают бамбуковыми палочками , в отличие от других блюд гималайской кухни, которые едят руками. Тибетцы также используют небольшие суповые тарелки, а богатые люди, как известно, использовали тарелки из золота и серебра. [11] Поскольку на таких больших высотах растут лишь немногие сельскохозяйственные культуры, многие особенности тибетской кухни, такие как чай, рис и другие, импортируются. Мясные блюда, скорее всего, будут из яка , козлятины или баранины , часто сушеные или приготовленные в остром рагу с картофелем . Тибетцы никогда не едят собак и рыбу только в особых случаях, поскольку собаки считаются домашними животными, а также сторожевыми собаками, а рыба является одним из восьми благоприятных символов буддизма.
Семена горчицы выращивают в Тибете, поэтому они широко используются в его кухне. из яка Йогурт , масло и сыр едят часто, а хорошо приготовленный йогурт считается чем-то вроде престижного продукта.
В крупных тибетских городах во многих ресторанах сегодня подают китайскую кухню в сычуаньском стиле . Западный импорт и блюда фьюжн, такие как жареный як и чипсы, также популярны. Тем не менее, как в городах, так и в сельской местности сохранилось множество небольших ресторанчиков, предлагающих традиционные тибетские блюда.
жасминовый чай и чай с маслом Пьют яка. К алкогольным напиткам относятся:
Тибетская семейная жизнь
[ редактировать ]Тибетцы традиционно почитают старших в своих семьях. [12]
Полиандрия и многоженство
[ редактировать ]Тибетцы широко практиковали полиандрию . [13] В своих мемуарах о своей жизни в Тибете в 1940-е годы австрийский писатель Генрих Харрер сообщает о встречах с кочевниками, практиковавшими полиандрию: «Мы были удивлены, обнаружив, что среди кочевников практиковалась полиандрия». «Когда несколько братьев делят одну и ту же жену, старший всегда является хозяином в доме, а остальные имеют права только тогда, когда он отсутствует или развлекается в другом месте». [14]
Харрер также упоминает практику многоженства в одном конкретном случае: мужчина женится на «нескольких дочерях дома, в котором нет сына и наследника». «Такая договоренность предотвращает распыление семейного состояния». [15]
Календарь
[ редактировать ]
Тибетский календарь — это лунно-солнечный календарь , то есть тибетский год состоит из 12 или 13 лунных месяцев , каждый из которых начинается и заканчивается новолунием . Тринадцатый месяц добавляется примерно каждые три года, так что средний тибетский год равен солнечному году . Названия месяцев Январь, Дбо, Февраль, Нагпа, Март, Сага Апрель, (Снрон Зла Ба) Май, (Чустод Зла Ба) Июнь, (Гро Бжин Зла Ба) Июль, (Хрумс Стадо) Август, (Дбюнг). Гу Зла Ба) Сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь.|-, но четвертый месяц называется сака дава, празднуя рождение и просветление Будды. [16]
Тибетский Новый год празднуется Лосар .
Каждый год связан с животным и стихией . Животные чередуются в следующем порядке:
Кролик | Дракон | Змея | Лошадь | Козел | Обезьяна | Петух | Собака | Свинья | Крыса | Бык | Тигр |
Элементы чередуются в следующем порядке:
Огонь | Земля | Железо | Вода | Древесина |
Каждый элемент связан с двумя последовательными годами, сначала в мужском аспекте, затем в женском аспекте. Например, за мужским годом Земли- Дракона следует женский год Земляной Змеи , а затем мужской год Железной Лошади . Пол можно опустить, так как его можно определить по животному.
Обозначения элемента-животного повторяются циклами по 60 лет, начиная с (женского) года Огненного Кролика . Эти большие циклы пронумерованы. Первый цикл начался в 1027 году. Таким образом, 2005 год примерно соответствует (женскому) году Дерева -Петуха 17-го цикла, а 2008 соответствует (мужскому) году Земли -Крысы того же цикла.
Дни недели
[ редактировать ]

Дни недели названы в честь небесных тел .
День | Тибетский ( Уайли ) | ТХЛ | Объект |
---|---|---|---|
Воскресенье | Воскресенье ( гза' ты ма ) | мяса | Солнце |
Понедельник | Воскресенье ( гза'зла ба ) | медицины | Луна |
Вторник | Понедельник ( gza' mig dmar ) | для микмара | Марс |
Среда | Среда ( гза'лхак па ) | я буду заботиться | Меркурий |
Четверг | Четверг ( гза’пхур бу ). | за цель | Юпитер |
Пятница | Четверг ( гза па поет ) | установить его | Венера |
Суббота | Суббота ( гза' спен па ) | для пенпы | Сатурн |

Ньима «Солнце», Дава «Луна» и Лхакпа «Меркурий» — распространенные личные имена людей, родившихся в воскресенье, понедельник или среду соответственно.
Тибетский тоже
[ редактировать ]- Раббен : Первый год первого 60-летнего цикла соответствует 1027 году нашей эры.
- Рабло : Подсчитывается общее количество лет с 1027 года.
- Тибетская эра (используется на тибетских банкнотах ): первый год этой эры соответствует 255 году нашей эры.
- rgyal lo или bod rgyal lo : первый год этой эры соответствует 127 году до нашей эры.
Традиционные подарки
[ редактировать ]


Подарок, который традиционно дарят во время нового рождения, — это фигурка козерога , описанная ниже Августом Германом Франке.
«Наш христианский евангелист в Халаце стал отцом несколько недель назад, и жители деревни подарили ему и его жене «мучных козерогов ». Он подарил мне одну из тех фигурок, которые сделаны из муки и сливочного масла и рассказал мне, что в Тибете и Ладакхе принято дарить «мучных козерогов» по случаю рождения ребенка. Это довольно интересная информация. Я часто задавался вопросом, почему здесь так много камней. резные изображения козлов в местах, связанных с добуддийской религией Ладакха. Теперь кажется вероятным, что это благодарственные подношения после рождения детей. Как я пытался показать в своей предыдущей статье, люди приходили в добуддийскую эпоху. места поклонения, в частности, чтобы молиться о благословении детей». [17]
Исполнительское искусство
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]

Музыка Тибета отражает культурное наследие трансгималайского региона, сосредоточенного в Тибете , но также известного везде, где этнические тибетские есть группы: в Индии , Бутане , Непале и за рубежом. Тибета Религиозная музыка отражает глубокое влияние тибетского буддизма на культуру.
пение
[ редактировать ]Тибетская музыка часто включает пение на тибетском или санскрите как неотъемлемую часть религии. Эти песнопения сложны и часто представляют собой декламацию священных текстов или посвящение различным праздникам . Янское пение, исполняемое без метрического ритма, сопровождается звучными барабанами и низкими продолжительными слогами. Другие стили включают в себя стили, уникальные для различных школ тибетского буддизма, такие как классическая музыка популярной школы Гелуг и романтическая музыка школ Ньингма , Сакья и Кагью .
Светскую тибетскую музыку пропагандируют такие организации, как -ламы XIV Далай Тибетский институт исполнительских искусств . Эта организация специализировалась на лхамо , оперном стиле, прежде чем перейти к другим стилям, включая танцевальную музыку , такую как тоэшей и нангма . Нангма особенно популярна в караоке- барах городского центра Тибета, Лхасы . Другая форма популярной музыки — классический стиль гар , который исполняется во время ритуалов и церемоний. Лу — это тип песен с голосовыми вибрациями и высокими тонами, которые обычно поют кочевники. Есть также эпические барды, воспевающие национального героя Тибета Гесара.
Современный и популярный
[ редактировать ]Тибетцы широко представлены в китайской популярной культуре. Тибетские певцы особенно известны своими сильными вокальными данными, которые многие объясняют большой высотой Тибетского нагорья. Цетен Долма (才旦卓玛) прославилась в 1960-х годах благодаря своей музыкально-танцевальной сюите «Земля красная». Келсанг Меток (格桑梅朵) — популярный певец, сочетающий традиционные тибетские песни с элементами китайской и западной поп-музыки. Пурба Рьял (Пубаджия или 蒲巴甲) был победителем конкурса Haonaner 2006 года, китайской версии American Idol . В 2006 году он снялся в фильме Шервуда Ху « Принц Гималаев» , экранизации шекспировского « Гамлета» , действие которого происходит в древнем Тибете, а актерский состав состоит исключительно из тибетцев.
Тибетская музыка оказала влияние на некоторые стили западной музыки, например, нью-эйдж . Филип Гласс , Генри Эйххайм и другие композиторы известны тибетскими элементами в своей музыке. Первым западным слиянием с тибетской музыкой стал фильм «Тибетские колокола» в 1971 году. Саундтрек к фильму «Кундун » группы Glass также популяризировал тибетскую музыку на Западе. [18]

Иностранные стили популярной музыки также оказали большое влияние на Тибет. индийская газель и фильми Очень популярны , а также рок-н-ролл , американский стиль, породивший таких тибетских исполнителей, как Рангзен Шону . После смягчения некоторых законов в 1980-х годах тибетская поп-музыка стала популяризироваться такими музыкантами, как Ядун , Джампа Церинг , группа из трех человек AJIA , группа из четырех человек Гао Юань Хун , группа из пяти человек Гао Юань Фэн и Дечен Шак-Дагсай. хорошо известны, как и иногда политизированные тексты песен Nangma . Gaoyuan Hong, в частности, привнесли в свои синглы элементы тибетского рэпа .
Драма
[ редактировать ]Тибетская народная опера, известная как (Аче) Лхамо «(сестра) богиня», представляет собой сочетание танцев, песнопений и песен. Репертуар составлен из буддийских рассказов и истории Тибета. Лхамо был основан в четырнадцатом веке Тханг Тонг Гьялпо , ламой и выдающимся историческим инженером-строителем . Гьялпо и семь завербованных девушек организовали первое представление, чтобы собрать средства на строительство мостов, которые облегчили бы транспорт в Тибете . Традиция продолжилась, и лхамо проводится во время различных праздников, таких как фестивали Линка и Шотон.
Спектакль обычно представляет собой драму, разворачивающуюся на пустой сцене и сочетающую в себе танцы, песнопения и песни. Красочные маски иногда носят для идентификации персонажа: красный цвет символизирует короля, а желтый - божеств и лам.
Спектакль начинается с очищения сцены и благословения. Затем рассказчик поет краткое содержание рассказа, и представление начинается. Еще одно ритуальное благословение проводится в конце спектакля.
Чамский танец
[ редактировать ]Танец чам — это оживленный танец в масках и костюмах, связанный с некоторыми сектами тибетского буддизма и буддийскими фестивалями.
Фестивали
[ редактировать ]Тибетские фестивали, такие как Лосар , Шотон, Фестиваль купаний и многие другие, глубоко укоренены в местной религии, а также содержат иностранные влияния. Тибетские фестивали являются богатым источником развлечений и могут включать в себя множество видов спорта, таких как гонки на яках . Тибетцы считают фестивали неотъемлемой частью своей жизни, и в них участвуют почти все.
- Тибетские музыканты
- Музыкант на фестивале тибетской культуры.
- Музыкант
- Уличный музыкант в Шигадзе
- Фестиваль Шодун (Шотун)
Спорт
[ редактировать ]Домашние животные
[ редактировать ]- Тибетские домашние животные
- Пастух со своим тибетским мастифом
- Тибетский питомец принимает ванну
- Скачки в Тибете
- Домашний як . В Тибете яков награждают и чтят семьи, членами которых они являются.
- Яки
- Овца
- Лхасский апсо с длинной густой шерстью, собака родом из Тибета.
Представительство в социальных сетях
[ редактировать ]С 2010 года тысячи этнических тибетцев по всему миру обратились к Консорциуму Unicode и платформам социальных сетей, таким как Facebook , Twitter и Instagram , с просьбой одобрить, а также опубликовать смайлики с тибетским флагом . Основная цель этого — помочь через Интернет пробудить у них чувство принадлежности к региональному и культурному Тибету , а также в дальнейшем распространении тибетской культуры и представительства через границы.
Однако по состоянию на август 2019 года, несмотря на усилия членов подкомитета по эмодзи и переговорного органа Unicode (а также официальное признание Unicode того, что предложение по флагу является сильным), процесс принятия решения об одобрении и возможном выпуске эмодзи с тибетским флагом от Unicode было и остается в тупике. Вероятно, это связано с сильным противодействием со стороны миллионов граждан материкового Китая , членов Консорциума Unicode из материкового Китая и готовностью китайского правительства ввести экономические санкции против компании, если Unicode «в одностороннем порядке» выпустит эмодзи с тибетским флагом (если только Китай не вернется в состояние демократии и готов поддерживать права и свободы тибетцев в Тибетском автономном районе ).
Тем не менее, тибетцы по всему миру продолжают двигаться вперед. В свете продолжающихся протестов в Гонконге в 2019–2020 годах , которые продолжались с июня 2019 года, и последующего вмешательства материкового Китая в основные платформы социальных сетей, тибетцы призвали или призывают Unicode продлить сроки как минимум еще на один год, чтобы обеспечить устранение влияния материкового Китая в операциях, проводимых платформами социальных сетей и Unicode, прежде чем приоритизировать окончательное принятие и выпуск смайликов с тибетским флагом для общественности. Смайлик с флагом может быть выпущен только в Emoji 13.0, 14.0 или более поздней версии, в зависимости от социально-политических обстоятельств.
См. также
[ редактировать ]- Монгольско-тибетский культурный центр
- Культура Бутана
- Тибетский институт исполнительских искусств
- Призраки в тибетской культуре
- Список тибетских поэтов из Индии
- Список тибетских монастырей
- Ма Цзянь , современный китайский писатель, чьи работы содержат изображения традиционной тибетской культуры.
- Тибет с 1950 года.
- Снежный лев
Сноски
[ редактировать ]- ^ Тикканен, Эми. «Тибетский ковер» . Британника . Архивировано из оригинала 20 июля 2020 года . Проверено 30 сентября 2010 г.
- ^ Кабесон, Хосе Игнасио; Джексон, Роджер Рид, ред. (1996). Тибетская литература: Жанровые исследования . Итака, Нью-Йорк: Snow Lion Publ. п. 11. ISBN 978-1-55939-044-6 .
- ^ «Исторический ансамбль дворца Потала, Лхаса» . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 25 января 2021 г. Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ . Памела Логан (1998). «Деревянная архитектура в Ганзи» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2000 г. Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ Генрих Харрер, Семь лет в Тибете, с новым эпилогом автора. Перевод с немецкого Ричарда Грейвса. С предисловием Питера Флеминга , First Tarcher/Putnam Edition в твердом переплете, 1997 г. ( ISBN 0-87477-888-3 ): «Наказания за политические преступления очень строгие. Люди до сих пор говорят о монахах Тенгелинга, которые сорок лет назад пытались прийти к соглашению с китайцами. Их монастырь был снесен, а их имена зачеркнуты. вне.
- ^ Генрих Харрер, Семь лет в Тибете , op. цит.: «Только после того, как правительство обстреляло город и монастырь Сера гаубицами и разрушило несколько домов, сопротивление прекратилось. (...) Монастырь был тщательно разграблен солдатами, и в течение многих недель после этого золото на базарах то и дело появлялись чашки, парча и другие ценные предметы.
- ^ Памела Логан. «Сохранение тибетского искусства и архитектуры» . азиатское искусство. Архивировано из оригинала 19 апреля 2008 г. Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ «Монастырь Цурпху — главная резиденция Кармапы» . Административный офис Кармапы. Архивировано из оригинала 20 февраля 2008 г. Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ Миго, Андре (1955). Тибетские марши . Перевод Питера Флеминга . EP Dutton & Co., Inc., США, стр. 84-86.
- ^ «Административный отдел» . Тибет в фактах и цифрах, 2007 г. Китайский интернет-информационный центр . 24 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2011 г. Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ Таманг, Джиоти Пракаш (2009). Гималайские ферментированные продукты: микробиология, питание и этнические ценности . ЦРК Пресс . п. 9.
- ^ «Тибетское население» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2010 г. Проверено 19 августа 2010 г.
- ^ Штейн, РА Тибетская цивилизация (1922). Английское издание с небольшими изменениями, выпущенными в 1972 году Stanford University Press, стр. 97–98. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 .
- ^ Харрер, Генрих. Семь лет в Тибете с новым эпилогом автора. Перевод с немецкого Ричарда Грейвса. С предисловием Питера Флеминга , First Tarcher/Putnam Edition в твердом переплете, 1997 г. ISBN 0-87477-888-3 .
- ^ Харрер, Генрих. Семь лет в Тибете , соч. цитируется
- ^ «Фестиваль Сака Дава» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2012 г.
- ^ Франке (1914), стр. 95-96.
- ^ «История тибетской музыки» . tibettravel.com . 21 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2016 г. Проверено 20 июля 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Штейн, Р.А. Тибетская цивилизация . (1962 на французском языке). I1-е английское издание с небольшими изменениями, 1972 г. Издательство Стэнфордского университета, стр. 248–281. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань), ISBN 0-8047-0901-7 (бумажный).
- Франке, АХ (1914). Древности Индийского Тибета. Два тома. Калькутта. Перепечатка 1972 года: С. Чанд, Нью-Дели.
- Чофель, Норбу. Народные сказки Тибета . (1984) Библиотека тибетских произведений и архивов, Дхарамсала, HP, Индия. Перепечатано в 1989, 1993 гг. ISBN 81-85102-26-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гелек, Лобсанг. « Общее введение в тибетскую культуру и религию ». Китайская социология и антропология . Том 34, выпуск 4, 2002 г. Опубликовано в Интернете 20 декабря 2014 г. doi:10.2753/CSA0009-4625340415 . См. профиль на ResearchGate .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сохранение тибетского искусства и архитектуры
- Китайский колониализм в Тибете вызывает кризис культурной идентичности
- Происхождение тибетских масок
