Китаизация Тибета

Китаизация Тибета включает в себя программы и законы китайского правительства и Коммунистической партии Китая (КПК), направленные на принуждение к культурной ассимиляции в тибетских районах Китая , включая Тибетский автономный район и окружающие его , назначенные Тибетом автономные районы . Китай предпринимает усилия с целью превратить тибетскую культуру в основную китайскую культуру .
Изменениям, которые стали очевидны после аннексии Тибета Китайской Народной Республикой в 1950–51 годах, способствовал ряд экономических, социальных, культурных, религиозных и политических реформ, которые были реализованы в Тибете китайским правительством. . Критики называют спонсируемую правительством миграцию большого количества ханьцев в Тибетский автономный район, считающийся китайскими поселениями , в качестве основного компонента китаизации . Некоторые ученые описывают это как форму ханьского поселенческого колониализма . [1] [2] [3]
По данным Центральной тибетской администрации , правительства Тибета в изгнании, политика Китая якобы привела к исчезновению элементов тибетской культуры ; эту политику назвали « культурным геноцидом ». [4] [5] [6] Правительство в изгнании заявляет, что эта политика направлена на то, чтобы сделать Тибет неотъемлемой частью Китая и контролировать стремление тибетцев к самоопределению . Далай -лама XIV и Центральная тибетская администрация охарактеризовали программы китаизации как геноцид или культурную чистку . [7] [8]
Китайское правительство утверждает, что его политика принесла пользу Тибету, а также утверждает, что культурные и социальные изменения, произошедшие в Тибете, являются следствием модернизации . По данным китайского правительства, экономика Тибета расширилась; улучшение услуг и инфраструктуры улучшило качество жизни тибетцев , а тибетский язык и культура были защищены.
История
[ редактировать ]Ранние разработки
[ редактировать ]После падения династии Цин и до 1950 года регион, который примерно соответствует современному Тибетскому автономному району (ТАР), был де-факто независимым государством, хотя и не признавался другими государствами. Он печатал собственную валюту и почтовые расходы и поддерживал международные отношения, хотя и не обменивался послами с другими странами. Тибет претендовал на три провинции ( Амдо , Кхам и У-Цанг ), но контролировал только западные Кхам и У-Цанг. [ нужна ссылка ] С 1950 года Китай сделал восточный Кхам частью провинции Сычуань , а западный Кхам частью нового Тибетского автономного района. [9]
начала 20-го века, В эпоху Китайской Республики последовавшую за династией Цин , китайский мусульманский генерал и губернатор Цинхая Ма Буфанг проводил политику китаизации и исламизации тибетских территорий в соответствии с обвинениями, выдвинутыми тибетцами. [10] принудительном обращении и высоких налогах. При его правлении сообщалось о [11] После того, как Мао Цзэдун выиграл гражданскую войну в Китае в 1949 году, его целью было объединение «пяти национальностей» в Китайскую Народную Республику под властью Коммунистической партии Китая . [12] Тибетское правительство в Лхасе отправило Нгабо (известного в английских источниках как Нгабо) в Чамдо в Кхаме, стратегический город недалеко от границы, с приказом удерживать свои позиции, пока из Лхасы не прибудет подкрепление для борьбы с китайцами. [13] 16 октября 1950 года пришло известие о том, что Народно-освободительная армия продвигается к Чамдо и захватила город Ривоче (который может заблокировать путь на Лхасу). [14] Нгабо и его люди отступили в монастырь, где Народно-освободительная армия окружила и захватила их. [15] Нгабо написал в Лхасу, предлагая мирную капитуляцию вместо войны. [16] По словам китайского переговорщика, «вам решать, будет ли Тибет освобожден мирным путем или силой. Речь идет лишь о отправке телеграммы группе НОАК с просьбой возобновить марш на Лхасу». [17] Нгабо принял Соглашение Мао из семнадцати пунктов , которое предусматривало, что в обмен на вхождение Тибета в состав Китайской Народной Республики ему будет предоставлена автономия . [18] Не имея поддержки со стороны остального мира, в августе 1951 года Далай-лама отправил Мао телеграмму о принятии соглашения. [19] Делегаты подписали соглашение под давлением, и будущее тибетского правительства было предрешено. [20]

Коммунистической партии Китая называется мирным освобождением Тибета Хотя аннексия Тибета Китайской Народной Республикой в историографии , Далай-лама XIV и Центральная тибетская администрация считают это колонизацией. [21] а Конгресс тибетской молодежи считает, что это было вторжение. [22] Китайское правительство указывает на улучшение здоровья и экономики как на оправдание своего утверждения власти в том, что оно называет исторически китайским регионом. По словам Далай-ламы, Китай поощряет иммиграцию ханьцев в регион. [21]
До подписания Соглашения из семнадцати пунктов 23 мая 1951 года в экономике Тибета доминировало натуральное сельское хозяйство , но размещение 35 000 китайских солдат в 1950-х годах затрудняло снабжение региона продовольствием. Когда Далай-лама посетил Мао Цзэдуна в Пекине в 1954 году, Мао сказал ему, что перевезет 40 000 китайских фермеров в Тибет. [23] [24] [25]
В рамках « Большого скачка» в 1960-е годы китайские власти вынудили тибетских фермеров выращивать кукурузу вместо ячменя (традиционной культуры региона). Урожай не удался, и тысячи тибетцев умерли от голода. [26] [27]
Культурная революция
[ редактировать ]Культурная революция , осуществленная студентами и рабочими, входившими в состав Коммунистической партии Китая, была инициирована Мао и осуществлена «Бандой четырех» с 1966 по 1976 год с целью сохранения маоизма Китая как ведущей идеологии . Это была борьба внутри КПК за устранение политической оппозиции Мао. [28] [29]
Культурная революция затронула весь Китай, и в результате пострадал Тибет. Красные гвардейцы нападали на мирных жителей, которых обвиняли в предательстве коммунизма. Более шести тысяч монастырей были разграблены и разрушены. Монахов и монахинь заставили покинуть свои монастыри и «жить нормальной жизнью», а тех, кто сопротивлялся, заключили в тюрьму. Заключенных заставляли выполнять каторжные работы, пытали и казнили. Хотя дворец Потала находился под угрозой, премьер-министр Чжоу Эньлай вмешался и остановил тибетских красных гвардейцев. [30]
Последние события
[ редактировать ]
Национальный стратегический проект Китая по развитию Запада, представленный в 1980-х годах после Культурной революции, поощряет миграцию китайцев из других регионов Китая в Тибет с помощью бонусов и благоприятных условий жизни. Люди добровольно отправляются туда в качестве учителей, врачей и администраторов, чтобы помочь развитию Тибета. [31] Ссылаясь на неквалифицированную рабочую силу и менее развитую инфраструктуру, китайское правительство призвало мигрантов стимулировать конкуренцию и превратить Тибет из традиционной экономики в рыночную с помощью экономических реформ, предложенных Дэн Сяопином . [32]
Тибетцы являются основной этнической группой в Тибетском автономном районе, составляя около 93 процентов населения в 2008 году. [33] [6] [34] Сообщается, что нападения тибетцев в 2008 году на собственность, принадлежащую хань и хуэй, были вызваны большим притоком хань хуэй в Тибет. [35] [36] [37]
По словам Джорджа Фицгерберта, «внимать аргументам Китая относительно Тибета — значит подвергаться своего рода интеллектуальным ловушкам, характерным для палестинского конфликта, в результате чего спор загоняется в вопросы, которые истец никогда не пытался оспаривать. Тибетцы жалуются на то, что они они лишились своего достоинства на родине из-за того, что их искренне любимого лидера постоянно осуждали, и были затоплены китайской иммиграцией до такой степени, что стали меньшинством в своей собственной стране. преступлением «подрыва национального единства» и возвращает дискуссию к вопросу об историческом статусе Тибета. Иностранцы поднимают вопросы о правах человека и окружающей среде, но Китай снова осуждает это как иностранное вмешательство во внутренние дела суверенного государства и отстраняет его. дискуссия возвращается к историческому статусу Тибета». [38] [39]
Китайское правительство пыталось развивать Тибет в рамках своей политики развития Запада Китая и с 2001 года инвестировало в Тибет 310 миллиардов юаней (около 45,6 миллиардов долларов США). В 2009 году оно инвестировало в регион более 7 миллиардов долларов, что на 31 процент больше, чем в прошлом году. предыдущий год. [40] Строительство Цинхай -Тибетской железной дороги было завершено в 2006 году и обошлось в 3,68 миллиарда долларов, что привело к увеличению туризма из остальной части Китая. [41] Правительство Шанхая выделило 8,6 миллиона долларов на строительство Тибетской Шанхайской экспериментальной школы, где 1500 тибетских студентов получают преимущественно китайское образование. [42] Некоторые молодые тибетцы чувствуют себя тибетцами и китайцами и свободно говорят на тибетском и китайском языках . [43]
В августе 2020 года генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин выступил с речью, в которой заявил, что «необходимо активно направлять тибетский буддизм на адаптацию к социалистическому обществу и способствовать китаизации тибетского буддизма». [44]
В августе 2021 года агентство Associated Press сообщило, что Ван Ян заявил перед дворцом Потала, что необходимы усилия для того, чтобы тибетцы разделяли «культурные символы и образы китайской нации». [45]
Религия
[ редактировать ]Китайское правительство утверждает, что оно будет контролировать выбор Далай-ламы XV, вопреки многовековой традиции. Чиновники китайского правительства неоднократно предупреждают, «что он должен перевоплотиться, и на их условиях». [46]
Когда в 1995 году Далай-лама утвердил тибетского мальчика как реинкарнацию Панчен-ламы , второго по рангу лидера секты Гелугпа , китайское правительство забрало мальчика и его родителей и назначило своего собственного ребенка-ламу. Местонахождение избранника Далай-ламы Гедхуна Чокьи Ньимы до сих пор неизвестно. Китайское правительство заявило, что у него «стабильная» работа и «нормальная» жизнь. [47] В 2020 году госсекретарь США Майк Помпео заявил в своем заявлении, что « тибетские буддисты , как и члены всех религиозных общин, должны иметь возможность выбирать, обучать и почитать своих религиозных лидеров в соответствии со своими традициями и без вмешательства правительства [...] Мы призвать правительство КНР немедленно обнародовать местонахождение Панчен-ламы и соблюдать свою собственную конституцию и международные обязательства по продвижению религиозной свободы для всех людей». [48] Глава секты Кагью , Кармапа Огьен Тринле Дордже , также воспитывался китайскими лидерами, но в 1999 году, когда ему было 14 лет, он бежал в Индию. [49]
В Тибете школы предупреждают родителей о том, что учащимся не следует посещать занятия в монастырях (это давняя традиция) или заниматься какой-либо религиозной деятельностью. Наказания за это суровы, включая лишение государственного благосостояния и субсидий. [50]
Практика снятия молитвенных флагов , символов тибетской культуры и религиозных убеждений, усилилась с 2010 года по мере эскалации преследований религии. В июне 2020 года китайские власти начали программу «поведенческой реформы», начатую в уездах Голог Цинхай (по-китайски Голо) и Тэнчен (Динцин) Тибетского автономного района в Чамдо, приказывая уничтожить молитвенные флаги. [51] за 2019 год В годовом отчете Тибетского центра по правам человека и демократии говорится, что китайские полицейские силы и группы наблюдения переместились в монастыри и деревни, чтобы следить за жителями Тибета на предмет признаков сопротивления правлению Китая, « программное обеспечение для распознавания лиц и тщательный мониторинг цифровых пространств [были] задействованы для подавления политических протестов против ужесточения ограничений гражданских и политических прав». [52] [53]
По данным Комиссии США по международной религиозной свободе , летом 2019 года китайские власти снесли тысячи жилых домов в тибетском буддийском центре Ячен Гар в провинции Сычуань, в результате чего было перемещено около 6000 монахов и монахинь. В апреле 2019 года власти Китая закрыли Буддийскую академию Ларунг Гар для приема новых студентов. Власти также усилили преследование за хранение или демонстрацию фотографий Далай-ламы, продолжали следить за религиозными фестивалями и в некоторых районах запретили учащимся посещать фестивали во время школьных каникул. В знак протеста против репрессивной политики правительства с февраля 2009 года по меньшей мере 156 тибетцев совершили самосожжение. [54]
Образование, занятость и язык
[ редактировать ]Конституция Китая гарантирует автономию этнических регионов и гласит, что местные органы власти должны использовать общеупотребительные языки. С начала 2000-х годов в тибетских регионах Цинхая шел процесс тибетизации тибетского образования. Благодаря массовым инициативам тибетских педагогов тибетский язык стал в некоторой степени доступным в качестве основного языка обучения в начальных, средних и высших учебных заведениях в Цинхае. [55] Тибетский язык в Цинхае остается еще более маргинализированным в сфере образования и государственной службы, при этом небольшое количество должностей на государственной службе требует наличия тибетской степени или владения тибетским языком. [56] [ нужен лучший источник ]
В 1987 году Тибетский автономный район опубликовал более четкие правила, призывающие сделать тибетский основным языком в школах, государственных учреждениях и магазинах. Эти правила были отменены в 2002 году, а политика и практика государственного языка «ставят под угрозу дальнейшую жизнеспособность» тибетской цивилизации. [57] В тибетских районах официальные дела ведутся преимущественно на китайском языке. Часто можно увидеть баннеры, рекламирующие использование китайского языка. В монастырях и школах часто проводились занятия по письменности для простых людей, а монахи давали уроки во время путешествий, но чиновники приказали монастырям и школам прекратить занятия. [58] В декабре 2018 года Коммунистическая партия Китая издала приказ, запрещающий неформальные занятия, проводимые тибетскими монахами или другими несанкционированными группами. [59] и приказал школам прекратить преподавание всех предметов на тибетском языке, кроме тибетского языка в первых классах, в мае 2019 года в Гологе, на китайском языке, Голо, Тибетский автономный район. [60] Частные тибетские школы были вынуждены закрыться. [61]
Тибетский предприниматель и защитник образования Таши Вангчук был задержан на два года, а затем в 2017 году ему было предъявлено обвинение после того, как он рассказал The New York Times о документальном видео. [62] и две статьи о тибетском образовании и культуре. [63] [64]
Тибетские нэйди или школы-интернаты, действующие с 1985 года, быстро увеличивают набор учащихся. Тибетских детей забирают из своих семей, из-под тибетского религиозного и культурного влияния, и помещают в только тибетские школы-интернаты по всему Китаю, далеко за пределами Тибетского автономного района. Сообщается, что родителям, отказывающимся от школы-интерната, угрожают штрафами. [61]
Политика китайского правительства требует, чтобы только тибетские кандидаты на государственные должности отказывались от какой-либо преданности Далай-ламе и поддерживали этническую политику правительства, как было объявлено в октябре 2019 года на онлайн-образовательной платформе правительства ТАР : «Поддерживайте руководство (Коммунистической) партии, решительно реализуйте [китайскую Линия Коммунистической партии, линия подхода, политика и руководящая идеология тибетской работы в новую эпоху; идеологически, политически и в действиях согласовываться с Центральным Комитетом партии, противостоять любым разоблачениям раскольнических тенденций (отделения Тибета от КНР); и критиковать Далай-ламу, защищать единство Родины и этническое единство и занимать твердую позицию по политическим вопросам, занимая ясную и четкую позицию». [65]
В апреле 2020 года обучение в классе было переведено с тибетского на китайский в Нгабе , Сычуань. [66]
Расселение кочевников-скотоводов
[ редактировать ]Китайское правительство выступило с инициативой, требующей от кочевников [67] переехать в городское жилье в строящиеся поселки в 2003 году. [68] В конце 2015 года, «что представляет собой одну из самых амбициозных попыток социальной инженерии, китайское правительство находится на завершающей стадии 15-летней кампании по расселению миллионов скотоводов, которые когда-то бродили по обширным приграничным территориям Китая». «Китайское правительство заявило, что оно переселит оставшихся 1,2 миллиона кочевников-скотоводов в города, которые обеспечат доступ к школам, электричеству и современному здравоохранению. Эта политика, основанная на мнении правительства о том, что выпас скота наносит вред пастбищам, была подвергнута сомнению экологами в Китае и за рубежом, заявившими, что научные основы переселения кочевников сомнительны. Антропологические исследования построенных правительством центров переселения зафиксировали хроническую безработицу, алкоголизм и разрушение тысячелетних традиций. Правозащитники говорят, что многочисленные протесты пастухов наталкиваются на жесткие репрессии со стороны сил безопасности. [69] [70] [71]
В докладе за 2011 год специальный докладчик ООН по вопросу о праве на питание раскритиковал китайскую политику переселения кочевников как чрезмерно принудительную и заявил, что она ведет к «росту бедности, деградации окружающей среды и социальному распаду». [72]
В 2017 году тибетским кочевникам, ранее вынужденным покинуть традиционные пастбища в рамках государственной схемы переселения в Цинхае, было приказано вернуться в связи с новой политикой, объявленной в 2016 году, чтобы власти могли использовать их нынешние дома для развития в качестве туристических центров и жилья для государственных служащих. «После двух лет жизни в новых городах жители теперь вынуждены возвращаться на свои первоначальные луга без животных, которые являются основным источником средств к существованию в тибетских кочевых общинах». [73] [74]
Рост населения Лхасы
[ редактировать ]
Спонсируемые правительством китайские поселения в Тибете изменили демографию населения Тибета, особенно демографию населения Лхасы. В 1949 году в Лхасе проживало от 300 до 400 жителей ханьского происхождения. [75] В 1950 году площадь города составляла менее трех квадратных километров, а население составляло около 30 000 человек; Дворец Потала и расположенная под ним деревня Жёль считались отдельными от города. [76] [77] В 1953 году, по данным первой переписи населения, в Лхасе проживало около 30 000 жителей (в том числе 4 000 нищих, но не считая 15 000 монахов). [78]
В 1992 году постоянное население Лхасы оценивалось чуть менее 140 000 человек, включая 96 431 тибетца, 40 387 ханьцев, 2 998 китайских мусульман и других. К этой цифре добавились 60 000–80 000 временных жителей, в основном тибетские паломники и торговцы. [79]
Споры о намерениях КНР
[ редактировать ]В 1989 году известный французский адвокат по уголовным делам Робер Бадинтер во время передачи «Апострофы» (известная французская телевизионная программа, посвященная правам человека дал интервью Далай-ламе ). Говоря об исчезновении тибетской культуры, Бадинтер использовал словосочетание « культурный геноцид ». [80] В 1993 году Далай-лама использовал ту же фразу, описывая разрушение тибетской культуры. [81] Во время беспорядков в Тибете в 2008 году он обвинил китайцев в совершении культурного геноцида во время их подавления. [82]
В 2008 году Роберт Барнетт , директор Программы тибетских исследований в Колумбийском университете , заявил, что пришло время снять обвинения в культурном геноциде: «Я думаю, что мы должны отказаться от любых предположений о том, что китайцы действуют с злыми намерениями или пытаясь стереть с лица земли Тибет». [83] Барнетт выразил свои сомнения в обзоре, опубликованном в New York Review of Books : «Почему, если тибетская культура в Тибете «быстро стирается из существования», [действительно] так много тибетцев в Тибете все еще ведут более активную культурную жизнь, с более чем сотней литературных журналов на тибетском языке, чем их коллеги в изгнании?» [84]
См. также
[ редактировать ]- Аннексия Тибета Китайской Народной Республикой
- Китайские поселения в Тибете
- История Тибета (1950 – настоящее время)
- Права человека в Тибете
- Протесты и восстания в Тибете с 1950 года.
- Чэнь Цюаньго
- Петиция на 70 000 персонажей
- Трудовые лагеря в Тибете
- Тибетское движение за независимость
- Дебаты о суверенитете Тибета
- Чокьи Гьялцен, десятый Панчен-лама
- Споры о 11-м Панчен-ламе
- Религия в Тибете#Свобода религии
- Антирелигиозные кампании Коммунистической партии Китая
- Свобода религии в Китае#Буддизм
- Расизм в Китае
- Китайский империализм
- Китайский национализм
- шовинизм
- Ханьский национализм
- Сецессия в Китае
- китаецентризм
- синосфера
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ МакГранахан, Кэрол (17 декабря 2019 г.). «Китайский поселенческий колониализм: империя и жизнь на тибетском приграничье». В Гро, Стефан (ред.). Пограничный Тибет: закономерности изменений на китайско-тибетском приграничье . Издательство Амстердамского университета . стр. 517–540. дои : 10.2307/j.ctvt1sgw7.22 . ISBN 978-90-485-4490-5 . JSTOR j.ctvt1sgw7.22 .
- ^ Рамануджан, Шаурир (9 декабря 2022 г.). «Возвращение страны снегов: анализ колониализма китайских поселенцев в Тибете» . Колумбийский журнал Азии . 1 (2): 29–36. дои : 10.52214/cja.v1i2.10012 . ISSN 2832-8558 .
- ^ Ван, Джу-Хан Зоэ; Рош, Джеральд (16 марта 2021 г.). «Урбанизация меньшинства Минцзу в КНР: взгляды из литературы на поселенческий колониализм» . Современный Китай . 48 (3): 593–616. дои : 10.1177/0097700421995135 . ISSN 0097-7004 . S2CID 233620981 . Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ Бурбу, Дава (2001) Тибетская политика Китая , Routledge, ISBN 978-0-7007-0474-3 , стр. 100–124.
- ^ Дэвидсон, Лоуренс (2012). Культурный геноцид . Издательство Университета Рутгерса. стр. 89–111. ISBN 978-0-8135-5243-9 . JSTOR j.ctt5hj5jx .
- ^ Jump up to: а б Самдуп, Цетен (1993) Китайское население - угроза тибетской идентичности. Архивировано 5 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Далай-лама: за самосожжениями стоит «культурный геноцид» . Новости Би-би-си . 7 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2019 г. . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Т.Г. Арья, Центральная тибетская администрация, Законопроект Китая об «этническом единстве» направлен на полную китаизацию Тибетского нагорья посредством этнических чисток: секретарь ЦТА по информации , (15 января 2020 г.), https://tibet.net/chinas-ethnic-unity-bill-aimed-at-complete- китаизация-тибетского-плато-через-этническую-чистку-cta-information-secretary/ Архивировано 10 октября 2021 г. в Wayback Machine [«Китай вел непрерывные кампании как на центральном, так и на местном уровне правительства, чтобы агрессивно консолидировать свою военную оккупацию. Но это новое государственное регулирование рассматривается как отчаянно обдумываемая мера по сдерживанию неослабевающего неповиновения тибетского народа и его призывов к защите своей идентичности, свободе, правам человека и защите. почетное возвращение Его Святейшества Далай-ламы в Тибет». «Секретарь по информации Центральной тибетской администрации г-н Т.Г. Арья осудил новый закон об этнической идентичности, назвав его мерой этнической чистки, направленной на полную китаизацию Тибетского нагорья. Секретарь также раскритиковал этот закон как грубое нарушение международного права и конституции Китая. ." «То, чего Китай не смог добиться за шестьдесят лет оккупации и репрессий, теперь они пытаются добиться этого с помощью репрессивного законодательства. Закон направлен на достижение полной китаизации Тибетского нагорья посредством этнических чисток. Китай считает тибетский язык, религию и культуру главным препятствием на пути к достижению полного контроля над территорией», — заявил Тибетскому бюро новостей госсекретарь Т.Г. Арья.]
- ^ Бурбу, Дава (2001) Тибетская политика Китая , Routledge, ISBN 978-0-7007-0474-3 , стр. 86–99.
- ^ Уозер (10 марта 2011 г.). «Три провинции Снежной страны, Лосар Таши Делек!» . Фаюл . Архивировано из оригинала 4 октября 2012 года . Проверено 24 марта 2011 г.
- ^ Бло бртан рдо рье, Чарльз Кевин Стюарт (2008). Жизнь и брак в Скья Ргья, тибетской деревне . ЮБК Паблишерс, Инк. п. xiv. ISBN 978-0-9800508-4-4 . Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Шайк 2011 , с. 208
- ^ Шайк 2011 , с. 209
- ^ Шайк 2011 , с. 211
- ^ Шайк 2011 , с. 212
- ^ Шайк 2011 , с. 213
- ^ Шайк 2011 , с. 214
- ^ Шайк 2011 , с. 215
- ^ Шайк 2011 , с. 218
- ^ Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой . Лондон: Atlantic Books. п. 307. ИСБН 978-1-84354-144-8 . Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Профиль Тибета — Обзор» . Новости Би-би-си . 13 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 12 декабря 2012 года . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ «50 лет колонизации» . Конгресс тибетской молодежи . Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ (на немецком языке) Форстер-Латч, Х. и Ренц С., PL в области истории и политики Тибета / Тибет под китайским правлением. Архивировано 13 февраля 2011 года в Wayback Machine .
- ^ (на немецком языке) Хорст Зюдкамп (1998), Бревиариум тибетской истории , стр. 191.
- ^ (на немецком языке) Гольцио, Карл-Хайнц и Бандини, Пьетро (2002), Четырнадцать возрождений Далай-ламы , Шерц Верлаг / Отто Вильгельм Барт, Берн / Мюнхен, ISBN 3-502-61002-9 .
- ^ Шакья, Церинг (1999) Дракон в стране снегов , издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0-7126-6533-9
- ^ Штейн, Рольф (1972) Тибетская цивилизация , издательство Стэнфордского университета, ISBN 0-8047-0806-1
- ^ Макфаркуар, Родерик и Майкл Шенхалс (2006) Последняя революция Мао , издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-02332-1 , с. 102
- ^ Силинг, Ло (3 октября 2016 г.). «Культурная революция в Тибете: фотографический отчет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Саутерленд, Дэн (9 августа 2016 г.). «Спустя 50 лет тибетцы вспоминают культурную революцию» . Радио Свободная Азия. Архивировано из оригинала 10 июля 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Питер Хесслер (февраль 1999 г.). «Тибет глазами китайцев» . Атлантика. Архивировано из оригинала 7 марта 2012 года . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Танзен Лхундуп, Ма Ронг (25–26 августа 2006 г.). «Временная трудовая миграция в городской Лхасе в 2005 году» . Китайская тибетологическая сеть. Архивировано из оригинала 19 августа 2011 года . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ «Культурный сдвиг» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 25 июля 2013 года . Проверено 18 апреля 2013 г.
- ^ Пинтерик, Урос (2003): http://www.sidip.org/SIDIP_files/pintericu_tibet.pdf [ постоянная мертвая ссылка ] Международный статус Тибета , Ассоциация инновационных политических наук, Университет Любляны, Словения.
- ^ Вонг, Эдвард (5 июня 2009 г.). «В отчете говорится об обоснованных жалобах на причину беспорядков в Тибете» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Вонг, Эдвард (24 июля 2010 г.). «Китайские деньги и мигранты хлынут в Тибет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ «Пекин возобновляет тираду» . Воскресный пионер . 8 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2011 г. . Проверено 24 марта 2011 г.
- ^ Фицгерберт, Джордж (20 июня 2008 г.). «Страна облаков» . Литературное приложение к «Таймс». Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Корелл, Анастасия (13 декабря 2013 г.). «Напряженная новая реальность Тибета» . Атлантика. Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Эдвард Вонг (24 июля 2010 г.). « Деньги Китая и мигранты хлынут в Тибет » . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 октября 2013 года . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ↑ Агентство новостей Синьхуа (24 августа 2005 г.). Новая высота мировой железной дороги родилась в Тибете . Проверено 25 августа 2005 г.
- ^ Дамиан Грамматикас (15 июля 2010 г.). «Убивает ли развитие образ жизни Тибета?» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 20 ноября 2011 года . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Ханну. (2008). Диалоги Тибетские диалоги Хань . [Место издания невозможно определить]: Ханню. ISBN 978-988-97999-3-9 . OCLC 917425693 .
- ^ «Тибетский буддизм должен быть адаптирован к китайскому обществу, — говорит Си Цзиньпин» . Apple Дейли . 30 августа 2020 г. Проверено 30 августа 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Китай продвигает принятие языка и культурных символов в Тибете» . Ассошиэйтед Пресс . 19 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 24 апреля 2022 года . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ Бакли, Крис (11 марта 2015 г.). «Напряженность Китая в отношениях с Далай-ламой перерастает в загробную жизнь» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Брейн, Тереза (18 мая 2020 г.). «Китай утверждает, что мальчику, схваченному 25 лет назад после того, как Далай-лама выбрал его духовным лидером Тибета, 31 год, и он имеет работу» . Бэрронс. Архивировано из оригинала 5 июля 2020 года . Проверено 5 июля 2020 г.
- ^ «Помпео требует от Китая «немедленно» раскрыть информацию о Панчен-ламе » . Альджазира. 19 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2020 года . Проверено 5 июля 2020 г.
- ^ Вонг, Эдвард (6 июня 2009 г.). «Китай создает призрак дуэли Далай-лам» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Гальдер, Билл (16 октября 2019 г.). «Китай превращает образование в оружие, чтобы контролировать Тибет» . Ози. Архивировано из оригинала 22 октября 2019 года . Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ Любум (17 июня 2020 г.). «Китай приказал снести молитвенные флаги в Тибете в знак нападения на культуру и веру» . Радио Свободная Азия. Архивировано из оригинала 5 июля 2020 года . Проверено 4 июля 2020 г.
- ^ «Китай расширяет репрессии в Тибете: отчет» . Радио Свободная Азия. 16 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 1 сентября 2020 года . Проверено 5 июля 2020 г.
- ^ «Годовой отчет о ситуации с правами человека в Тибете за 2019 год» (PDF) . tchrd.org . Тибетский центр прав человека и демократии. Архивировано (PDF) из оригинала 5 июля 2020 года . Проверено 5 июля 2020 г.
- ^ «Годовой отчет IRF» (PDF) . www.uscirf.gov . 2020. Архивировано (PDF) из оригинала 3 августа 2020 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Зенц, Адриан (2010). «За пределами ассимиляции: тибетизация тибетского образования в Цинхае». Внутренняя Азия . 12 (2): 293–315. дои : 10.1163/000000010794983478 . ISSN 1464-8172 . JSTOR 23615125 .
- ^ Зенц, Адриан (2014). Тибетство под угрозой? Неоинтеграционизм, образование меньшинств и стратегии карьеры в Цинхае, КНР . Глобальный Восток. ISBN 978-90-04-25796-2 .
- ^ Татлоу, Диди Кирстен (14 декабря 2012 г.). «Онлайн-призыв к лидеру Китая спасти культуру Тибета» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ Вонг, Эдвард (28 ноября 2015 г.). «Тибетцы борются за спасение увядающей культуры Китая» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Гелек, Лобсанг (30 января 2019 г.). «Тибетским монастырям в Нангчене запрещено преподавать язык молодым тибетцам» . Радио Свободная Азия. Архивировано из оригинала 27 мая 2019 года . Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ «Префектура Цинхая резко сократит образование тибетского языка» . Радио Свободная Азия. 16 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2019 г. . Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Почему Китай забирает молодых тибетцев из семей» . Экономист . 13 июня 2024 г. ISSN 0013-0613 . Архивировано из оригинала 13 июня 2024 года . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Кессель, Иона М. (28 ноября 2015 г.). «Таши Вангчук: Путешествие тибетца за справедливость» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Вонг, Эдвард (18 января 2017 г.). «Правозащитные группы просят Китай освободить тибетского защитника образования» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Бакли, Крис (4 января 2018 г.). «Тибетский бизнесмен оспаривает обвинения в сепаратизме в китайском суде» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Патранобис, Сутирто (19 октября 2019 г.). «Тибетским выпускникам необходимо «разоблачать и критиковать Далай-ламу» за работу в правительстве Китая» . Индостан Таймс. Архивировано из оригинала 20 октября 2019 года . Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ Лобе Сокцанг; Ричард Финни. (9 апреля 2020 г.). «Переключение классных инструкций с тибетского на китайский в Нгабе вызывает беспокойство и гнев» . Перевод Дорджи Дамдула. Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ Краудер, Николь (11 августа 2015 г.). «Малоизвестная кочевая культура Тибета, расположенная высоко на «Крыше мира» » . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Лоури, Рэйчел (3 сентября 2015 г.). «В тихой жизни исчезающих тибетских кочевников Китая» . Время. Архивировано из оригинала 25 февраля 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Джейкобс, Эндрю (11 июля 2015 г.). «Китай ограждает своих кочевников, и древняя жизнь увядает» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ « Они говорят, что мы должны быть благодарны» программам массового переселения и переселения в тибетских районах Китая» . hrw.org . Хьюман Райтс Вотч. 27 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2019 г. . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Хаттон, Селия (27 июня 2013 г.). «Китай переселяет два миллиона тибетцев, - говорит Хьюман Райтс Вотч» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 9 декабря 2018 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Джейкобс, Эндрю (10 июня 2011 г.). «Этнические протесты в Китае имеют давние корни» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Тензин, Кунсанг (15 июня 2017 г.). «Тибетские кочевники вынуждены покинуть города-переселенцы, чтобы освободить место для развития» . Радио Свободная Азия. Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Тензин, Кунсанг (6 октября 2017 г.). «Тибетские кочевники вынуждены попрошайничать после того, как их выселили из домов» . Радио Свободная Азия. Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Ролан Барро, История Далай-лам - Четырнадцать размышлений об озере видений, Альбин Мишель, 1993, перепечатано в 2002 году, Альбин Мишель, ISBN 2-226-13317-8 .
- ↑ Лю Цзянцян, Сохраняя историю Лхасы (часть первая), в Chinadialogue , 13 октября 2006 г.
- ^ Эмили Т. Йе, Жизнь вместе в Лхасе. Этнические отношения, принудительная дружба и подчиненный космополитизм. Архивировано 22 февраля 2012 года в Wayback Machine : «Население Лхасы 1950-х годов также часто оценивается примерно в тридцать тысяч человек. Площадью всего три квадратных километра дворец Потала и деревня Жёль под ним считались отдельными от города».
- ^ Томас Х. Хан, Городское планирование в Лхасе. Традиционная городская ткань, современные практики и видение будущего. Архивировано 31 марта 2012 года в Wayback Machine , презентация прошла в Архитектурном колледже Университета Фаньчжу, 21 октября 2008 года.
- ^ Фьельд, Хайди (2003). Простолюдины и знать: наследственные подразделения в Тибете . Копенгаген: НИАС. п. 18. ISBN 978-87-7694-524-4 . OCLC 758384977 .
- ^ Les droits de l'homme Aposстрофes , A2 - 21 апреля 1989 г. - 01:25:56, веб-сайт INA : http://www.ina.fr/archivespourtous/index.php?vue=notice&from=fulltext&full=Salonique&num_notice=5&total_notices=8 Архивировано 28 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 24 января 2009 года . Проверено 30 января 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) 10 марта Архив - ^ « Восемьдесят убитых во время беспорядков в Тибете» . Би-би-си. 16 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2008 г. Проверено 2 марта 2017 г.
- ↑ Роберт Барнетт, Семь вопросов: чего хотят тибетцы. Архивировано 19 декабря 2017 г. в Wayback Machine , Foreign Policy , март 2008 г.
- ^ Роберт Барнетт, Гром из Тибета , обзор Пико Айера книги « Открытая дорога: глобальное путешествие четырнадцатого Далай-ламы» , Кнопф, 275 стр. Архивировано 11 сентября 2015 года в Wayback Machine , в The New York Review of Books , vol. 55, номер 9. 29 мая 2008 г.
Источники
[ редактировать ]- Шайк, Сэм (2011). Тибет: История . Нью-Хейвен: Публикации прессы Йельского университета. ISBN 978-0-300-15404-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фишер, Эндрю М. Городские линии разлома в Шангри-Ла: Население и экономические основы межэтнического конфликта в тибетских районах Западного Китая. Рабочий документ кризисных состояний № 42, 2004 г. Лондон: Центр исследования кризисных состояний (CSRC).
- Кузьмин С.Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации . Дхарамсала, LTWA, 2011 г.
- Тибет
- Культурная ассимиляция
- Внутренняя миграция
- Этническая чистка в Азии
- Расизм в Китае
- Политические репрессии в Китае
- Права человека этнических меньшинств в Китае
- Языковая дискриминация
- Языковая политика в Тибете
- Нарушения прав человека в Китае
- Китайский империализм
- Поселенческий колониализм в Азии
- Культурный геноцид
- Геноцид коренных народов в Азии