Jump to content

Китаизация Тибета

Памятник мирному освобождению Тибета на площади Потала в Лхасе в 2009 году в честь входа Народно-освободительной армии в Тибет, построенный недалеко от защитной и буферной зоны объекта Всемирного наследия .

Китаизация Тибета включает в себя программы и законы китайского правительства и Коммунистической партии Китая (КПК), направленные на принуждение к культурной ассимиляции в тибетских районах Китая , включая Тибетский автономный район и окружающие его , назначенные Тибетом автономные районы . Китай предпринимает усилия с целью превратить тибетскую культуру в основную китайскую культуру .

Изменениям, которые стали очевидны после аннексии Тибета Китайской Народной Республикой в ​​1950–51 годах, способствовал ряд экономических, социальных, культурных, религиозных и политических реформ, которые были реализованы в Тибете китайским правительством. . Критики называют спонсируемую правительством миграцию большого количества ханьцев в Тибетский автономный район, считающийся китайскими поселениями , в качестве основного компонента китаизации . Некоторые ученые описывают это как форму ханьского поселенческого колониализма . [1] [2] [3]

По данным Центральной тибетской администрации , правительства Тибета в изгнании, политика Китая якобы привела к исчезновению элементов тибетской культуры ; эту политику назвали « культурным геноцидом ». [4] [5] [6] Правительство в изгнании заявляет, что эта политика направлена ​​на то, чтобы сделать Тибет неотъемлемой частью Китая и контролировать стремление тибетцев к самоопределению . Далай -лама XIV и Центральная тибетская администрация охарактеризовали программы китаизации как геноцид или культурную чистку . [7] [8]

Китайское правительство утверждает, что его политика принесла пользу Тибету, а также утверждает, что культурные и социальные изменения, произошедшие в Тибете, являются следствием модернизации . По данным китайского правительства, экономика Тибета расширилась; улучшение услуг и инфраструктуры улучшило качество жизни тибетцев , а тибетский язык и культура были защищены.

Ранние разработки

[ редактировать ]

После падения династии Цин и до 1950 года регион, который примерно соответствует современному Тибетскому автономному району (ТАР), был де-факто независимым государством, хотя и не признавался другими государствами. Он печатал собственную валюту и почтовые расходы и поддерживал международные отношения, хотя и не обменивался послами с другими странами. Тибет претендовал на три провинции ( Амдо , Кхам и У-Цанг ), но контролировал только западные Кхам и У-Цанг. [ нужна ссылка ] С 1950 года Китай сделал восточный Кхам частью провинции Сычуань , а западный Кхам частью нового Тибетского автономного района. [9]

начала 20-го века, В эпоху Китайской Республики последовавшую за династией Цин , китайский мусульманский генерал и губернатор Цинхая Ма Буфанг проводил политику китаизации и исламизации тибетских территорий в соответствии с обвинениями, выдвинутыми тибетцами. [10] принудительном обращении и высоких налогах. При его правлении сообщалось о [11] После того, как Мао Цзэдун выиграл гражданскую войну в Китае в 1949 году, его целью было объединение «пяти национальностей» в Китайскую Народную Республику под властью Коммунистической партии Китая . [12] Тибетское правительство в Лхасе отправило Нгабо (известного в английских источниках как Нгабо) в Чамдо в Кхаме, стратегический город недалеко от границы, с приказом удерживать свои позиции, пока из Лхасы не прибудет подкрепление для борьбы с китайцами. [13] 16 октября 1950 года пришло известие о том, что Народно-освободительная армия продвигается к Чамдо и захватила город Ривоче (который может заблокировать путь на Лхасу). [14] Нгабо и его люди отступили в монастырь, где Народно-освободительная армия окружила и захватила их. [15] Нгабо написал в Лхасу, предлагая мирную капитуляцию вместо войны. [16] По словам китайского переговорщика, «вам решать, будет ли Тибет освобожден мирным путем или силой. Речь идет лишь о отправке телеграммы группе НОАК с просьбой возобновить марш на Лхасу». [17] Нгабо принял Соглашение Мао из семнадцати пунктов , которое предусматривало, что в обмен на вхождение Тибета в состав Китайской Народной Республики ему будет предоставлена ​​автономия . [18] Не имея поддержки со стороны остального мира, в августе 1951 года Далай-лама отправил Мао телеграмму о принятии соглашения. [19] Делегаты подписали соглашение под давлением, и будущее тибетского правительства было предрешено. [20]

Мао Цзэдун получает тибетский буддийский молитвенный шарф от Тензина Гьяцо, 14-го Далай-ламы Тибета, 1954 год.

Коммунистической партии Китая называется мирным освобождением Тибета Хотя аннексия Тибета Китайской Народной Республикой в ​​историографии , Далай-лама XIV и Центральная тибетская администрация считают это колонизацией. [21] а Конгресс тибетской молодежи считает, что это было вторжение. [22] Китайское правительство указывает на улучшение здоровья и экономики как на оправдание своего утверждения власти в том, что оно называет исторически китайским регионом. По словам Далай-ламы, Китай поощряет иммиграцию ханьцев в регион. [21]

До подписания Соглашения из семнадцати пунктов 23 мая 1951 года в экономике Тибета доминировало натуральное сельское хозяйство , но размещение 35 000 китайских солдат в 1950-х годах затрудняло снабжение региона продовольствием. Когда Далай-лама посетил Мао Цзэдуна в Пекине в 1954 году, Мао сказал ему, что перевезет 40 000 китайских фермеров в Тибет. [23] [24] [25]

В рамках « Большого скачка» в 1960-е годы китайские власти вынудили тибетских фермеров выращивать кукурузу вместо ячменя (традиционной культуры региона). Урожай не удался, и тысячи тибетцев умерли от голода. [26] [27]

Культурная революция

[ редактировать ]

Культурная революция , осуществленная студентами и рабочими, входившими в состав Коммунистической партии Китая, была инициирована Мао и осуществлена ​​«Бандой четырех» с 1966 по 1976 год с целью сохранения маоизма Китая как ведущей идеологии . Это была борьба внутри КПК за устранение политической оппозиции Мао. [28] [29]

Культурная революция затронула весь Китай, и в результате пострадал Тибет. Красные гвардейцы нападали на мирных жителей, которых обвиняли в предательстве коммунизма. Более шести тысяч монастырей были разграблены и разрушены. Монахов и монахинь заставили покинуть свои монастыри и «жить нормальной жизнью», а тех, кто сопротивлялся, заключили в тюрьму. Заключенных заставляли выполнять каторжные работы, пытали и казнили. Хотя дворец Потала находился под угрозой, премьер-министр Чжоу Эньлай вмешался и остановил тибетских красных гвардейцев. [30]

Последние события

[ редактировать ]
Табличка (на тибетском и китайском языках) с указанием камер наблюдения возле памятника Мирному освобождению Тибета, Лхаса, Тибет, 2018 г.

Национальный стратегический проект Китая по развитию Запада, представленный в 1980-х годах после Культурной революции, поощряет миграцию китайцев из других регионов Китая в Тибет с помощью бонусов и благоприятных условий жизни. Люди добровольно отправляются туда в качестве учителей, врачей и администраторов, чтобы помочь развитию Тибета. [31] Ссылаясь на неквалифицированную рабочую силу и менее развитую инфраструктуру, китайское правительство призвало мигрантов стимулировать конкуренцию и превратить Тибет из традиционной экономики в рыночную с помощью экономических реформ, предложенных Дэн Сяопином . [32]

Тибетцы являются основной этнической группой в Тибетском автономном районе, составляя около 93 процентов населения в 2008 году. [33] [6] [34] Сообщается, что нападения тибетцев в 2008 году на собственность, принадлежащую хань и хуэй, были вызваны большим притоком хань хуэй в Тибет. [35] [36] [37]

По словам Джорджа Фицгерберта, «внимать аргументам Китая относительно Тибета — значит подвергаться своего рода интеллектуальным ловушкам, характерным для палестинского конфликта, в результате чего спор загоняется в вопросы, которые истец никогда не пытался оспаривать. Тибетцы жалуются на то, что они они лишились своего достоинства на родине из-за того, что их искренне любимого лидера постоянно осуждали, и были затоплены китайской иммиграцией до такой степени, что стали меньшинством в своей собственной стране. преступлением «подрыва национального единства» и возвращает дискуссию к вопросу об историческом статусе Тибета. Иностранцы поднимают вопросы о правах человека и окружающей среде, но Китай снова осуждает это как иностранное вмешательство во внутренние дела суверенного государства и отстраняет его. дискуссия возвращается к историческому статусу Тибета». [38] [39]

Китайское правительство пыталось развивать Тибет в рамках своей политики развития Запада Китая и с 2001 года инвестировало в Тибет 310 миллиардов юаней (около 45,6 миллиардов долларов США). В 2009 году оно инвестировало в регион более 7 миллиардов долларов, что на 31 процент больше, чем в прошлом году. предыдущий год. [40] Строительство Цинхай -Тибетской железной дороги было завершено в 2006 году и обошлось в 3,68 миллиарда долларов, что привело к увеличению туризма из остальной части Китая. [41] Правительство Шанхая выделило 8,6 миллиона долларов на строительство Тибетской Шанхайской экспериментальной школы, где 1500 тибетских студентов получают преимущественно китайское образование. [42] Некоторые молодые тибетцы чувствуют себя тибетцами и китайцами и свободно говорят на тибетском и китайском языках . [43]

В августе 2020 года генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин выступил с речью, в которой заявил, что «необходимо активно направлять тибетский буддизм на адаптацию к социалистическому обществу и способствовать китаизации тибетского буддизма». [44]

В августе 2021 года агентство Associated Press сообщило, что Ван Ян заявил перед дворцом Потала, что необходимы усилия для того, чтобы тибетцы разделяли «культурные символы и образы китайской нации». [45]

Китайское правительство утверждает, что оно будет контролировать выбор Далай-ламы XV, вопреки многовековой традиции. Чиновники китайского правительства неоднократно предупреждают, «что он должен перевоплотиться, и на их условиях». [46]

Когда в 1995 году Далай-лама утвердил тибетского мальчика как реинкарнацию Панчен-ламы , второго по рангу лидера секты Гелугпа , китайское правительство забрало мальчика и его родителей и назначило своего собственного ребенка-ламу. Местонахождение избранника Далай-ламы Гедхуна Чокьи Ньимы до сих пор неизвестно. Китайское правительство заявило, что у него «стабильная» работа и «нормальная» жизнь. [47] В 2020 году госсекретарь США Майк Помпео заявил в своем заявлении, что « тибетские буддисты , как и члены всех религиозных общин, должны иметь возможность выбирать, обучать и почитать своих религиозных лидеров в соответствии со своими традициями и без вмешательства правительства [...] Мы призвать правительство КНР немедленно обнародовать местонахождение Панчен-ламы и соблюдать свою собственную конституцию и международные обязательства по продвижению религиозной свободы для всех людей». [48] Глава секты Кагью , Кармапа Огьен Тринле Дордже , также воспитывался китайскими лидерами, но в 1999 году, когда ему было 14 лет, он бежал в Индию. [49]

В Тибете школы предупреждают родителей о том, что учащимся не следует посещать занятия в монастырях (это давняя традиция) или заниматься какой-либо религиозной деятельностью. Наказания за это суровы, включая лишение государственного благосостояния и субсидий. [50]

Практика снятия молитвенных флагов , символов тибетской культуры и религиозных убеждений, усилилась с 2010 года по мере эскалации преследований религии. В июне 2020 года китайские власти начали программу «поведенческой реформы», начатую в уездах Голог Цинхай (по-китайски Голо) и Тэнчен (Динцин) Тибетского автономного района в Чамдо, приказывая уничтожить молитвенные флаги. [51] за 2019 год В годовом отчете Тибетского центра по правам человека и демократии говорится, что китайские полицейские силы и группы наблюдения переместились в монастыри и деревни, чтобы следить за жителями Тибета на предмет признаков сопротивления правлению Китая, « программное обеспечение для распознавания лиц и тщательный мониторинг цифровых пространств [были] задействованы для подавления политических протестов против ужесточения ограничений гражданских и политических прав». [52] [53]

По данным Комиссии США по международной религиозной свободе , летом 2019 года китайские власти снесли тысячи жилых домов в тибетском буддийском центре Ячен Гар в провинции Сычуань, в результате чего было перемещено около 6000 монахов и монахинь. В апреле 2019 года власти Китая закрыли Буддийскую академию Ларунг Гар для приема новых студентов. Власти также усилили преследование за хранение или демонстрацию фотографий Далай-ламы, продолжали следить за религиозными фестивалями и в некоторых районах запретили учащимся посещать фестивали во время школьных каникул. В знак протеста против репрессивной политики правительства с февраля 2009 года по меньшей мере 156 тибетцев совершили самосожжение. [54]

Образование, занятость и язык

[ редактировать ]

Конституция Китая гарантирует автономию этнических регионов и гласит, что местные органы власти должны использовать общеупотребительные языки. С начала 2000-х годов в тибетских регионах Цинхая шел процесс тибетизации тибетского образования. Благодаря массовым инициативам тибетских педагогов тибетский язык стал в некоторой степени доступным в качестве основного языка обучения в начальных, средних и высших учебных заведениях в Цинхае. [55] Тибетский язык в Цинхае остается еще более маргинализированным в сфере образования и государственной службы, при этом небольшое количество должностей на государственной службе требует наличия тибетской степени или владения тибетским языком. [56] [ нужен лучший источник ]

В 1987 году Тибетский автономный район опубликовал более четкие правила, призывающие сделать тибетский основным языком в школах, государственных учреждениях и магазинах. Эти правила были отменены в 2002 году, а политика и практика государственного языка «ставят под угрозу дальнейшую жизнеспособность» тибетской цивилизации. [57] В тибетских районах официальные дела ведутся преимущественно на китайском языке. Часто можно увидеть баннеры, рекламирующие использование китайского языка. В монастырях и школах часто проводились занятия по письменности для простых людей, а монахи давали уроки во время путешествий, но чиновники приказали монастырям и школам прекратить занятия. [58] В декабре 2018 года Коммунистическая партия Китая издала приказ, запрещающий неформальные занятия, проводимые тибетскими монахами или другими несанкционированными группами. [59] и приказал школам прекратить преподавание всех предметов на тибетском языке, кроме тибетского языка в первых классах, в мае 2019 года в Гологе, на китайском языке, Голо, Тибетский автономный район. [60] Частные тибетские школы были вынуждены закрыться. [61]

Тибетский предприниматель и защитник образования Таши Вангчук был задержан на два года, а затем в 2017 году ему было предъявлено обвинение после того, как он рассказал The New York Times о документальном видео. [62] и две статьи о тибетском образовании и культуре. [63] [64]

Тибетские нэйди или школы-интернаты, действующие с 1985 года, быстро увеличивают набор учащихся. Тибетских детей забирают из своих семей, из-под тибетского религиозного и культурного влияния, и помещают в только тибетские школы-интернаты по всему Китаю, далеко за пределами Тибетского автономного района. Сообщается, что родителям, отказывающимся от школы-интерната, угрожают штрафами. [61]

Политика китайского правительства требует, чтобы только тибетские кандидаты на государственные должности отказывались от какой-либо преданности Далай-ламе и поддерживали этническую политику правительства, как было объявлено в октябре 2019 года на онлайн-образовательной платформе правительства ТАР : «Поддерживайте руководство (Коммунистической) партии, решительно реализуйте [китайскую Линия Коммунистической партии, линия подхода, политика и руководящая идеология тибетской работы в новую эпоху; идеологически, политически и в действиях согласовываться с Центральным Комитетом партии, противостоять любым разоблачениям раскольнических тенденций (отделения Тибета от КНР); и критиковать Далай-ламу, защищать единство Родины и этническое единство и занимать твердую позицию по политическим вопросам, занимая ясную и четкую позицию». [65]

В апреле 2020 года обучение в классе было переведено с тибетского на китайский в Нгабе , Сычуань. [66]

Расселение кочевников-скотоводов

[ редактировать ]

Китайское правительство выступило с инициативой, требующей от кочевников [67] переехать в городское жилье в строящиеся поселки в 2003 году. [68] В конце 2015 года, «что представляет собой одну из самых амбициозных попыток социальной инженерии, китайское правительство находится на завершающей стадии 15-летней кампании по расселению миллионов скотоводов, которые когда-то бродили по обширным приграничным территориям Китая». «Китайское правительство заявило, что оно переселит оставшихся 1,2 миллиона кочевников-скотоводов в города, которые обеспечат доступ к школам, электричеству и современному здравоохранению. Эта политика, основанная на мнении правительства о том, что выпас скота наносит вред пастбищам, была подвергнута сомнению экологами в Китае и за рубежом, заявившими, что научные основы переселения кочевников сомнительны. Антропологические исследования построенных правительством центров переселения зафиксировали хроническую безработицу, алкоголизм и разрушение тысячелетних традиций. Правозащитники говорят, что многочисленные протесты пастухов наталкиваются на жесткие репрессии со стороны сил безопасности. [69] [70] [71]

В докладе за 2011 год специальный докладчик ООН по вопросу о праве на питание раскритиковал китайскую политику переселения кочевников как чрезмерно принудительную и заявил, что она ведет к «росту бедности, деградации окружающей среды и социальному распаду». [72]

В 2017 году тибетским кочевникам, ранее вынужденным покинуть традиционные пастбища в рамках государственной схемы переселения в Цинхае, было приказано вернуться в связи с новой политикой, объявленной в 2016 году, чтобы власти могли использовать их нынешние дома для развития в качестве туристических центров и жилья для государственных служащих. «После двух лет жизни в новых городах жители теперь вынуждены возвращаться на свои первоначальные луга без животных, которые являются основным источником средств к существованию в тибетских кочевых общинах». [73] [74]

Рост населения Лхасы

[ редактировать ]
Рынок в Лхасе, 1993 год.

Спонсируемые правительством китайские поселения в Тибете изменили демографию населения Тибета, особенно демографию населения Лхасы. В 1949 году в Лхасе проживало от 300 до 400 жителей ханьского происхождения. [75] В 1950 году площадь города составляла менее трех квадратных километров, а население составляло около 30 000 человек; Дворец Потала и расположенная под ним деревня Жёль считались отдельными от города. [76] [77] В 1953 году, по данным первой переписи населения, в Лхасе проживало около 30 000 жителей (в том числе 4 000 нищих, но не считая 15 000 монахов). [78]

В 1992 году постоянное население Лхасы оценивалось чуть менее 140 000 человек, включая 96 431 тибетца, 40 387 ханьцев, 2 998 китайских мусульман и других. К этой цифре добавились 60 000–80 000 временных жителей, в основном тибетские паломники и торговцы. [79]

Споры о намерениях КНР

[ редактировать ]

В 1989 году известный французский адвокат по уголовным делам Робер Бадинтер во время передачи «Апострофы» (известная французская телевизионная программа, посвященная правам человека дал интервью Далай-ламе ). Говоря об исчезновении тибетской культуры, Бадинтер использовал словосочетание « культурный геноцид ». [80] В 1993 году Далай-лама использовал ту же фразу, описывая разрушение тибетской культуры. [81] Во время беспорядков в Тибете в 2008 году он обвинил китайцев в совершении культурного геноцида во время их подавления. [82]

В 2008 году Роберт Барнетт , директор Программы тибетских исследований в Колумбийском университете , заявил, что пришло время снять обвинения в культурном геноциде: «Я думаю, что мы должны отказаться от любых предположений о том, что китайцы действуют с злыми намерениями или пытаясь стереть с лица земли Тибет». [83] Барнетт выразил свои сомнения в обзоре, опубликованном в New York Review of Books : «Почему, если тибетская культура в Тибете «быстро стирается из существования», [действительно] так много тибетцев в Тибете все еще ведут более активную культурную жизнь, с более чем сотней литературных журналов на тибетском языке, чем их коллеги в изгнании?» [84]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ МакГранахан, Кэрол (17 декабря 2019 г.). «Китайский поселенческий колониализм: империя и жизнь на тибетском приграничье». В Гро, Стефан (ред.). Пограничный Тибет: закономерности изменений на китайско-тибетском приграничье . Издательство Амстердамского университета . стр. 517–540. дои : 10.2307/j.ctvt1sgw7.22 . ISBN  978-90-485-4490-5 . JSTOR   j.ctvt1sgw7.22 .
  2. ^ Рамануджан, Шаурир (9 декабря 2022 г.). «Возвращение страны снегов: анализ колониализма китайских поселенцев в Тибете» . Колумбийский журнал Азии . 1 (2): 29–36. дои : 10.52214/cja.v1i2.10012 . ISSN   2832-8558 .
  3. ^ Ван, Джу-Хан Зоэ; Рош, Джеральд (16 марта 2021 г.). «Урбанизация меньшинства Минцзу в КНР: взгляды из литературы на поселенческий колониализм» . Современный Китай . 48 (3): 593–616. дои : 10.1177/0097700421995135 . ISSN   0097-7004 . S2CID   233620981 . Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 7 октября 2023 г.
  4. ^ Бурбу, Дава (2001) Тибетская политика Китая , Routledge, ISBN   978-0-7007-0474-3 , стр. 100–124.
  5. ^ Дэвидсон, Лоуренс (2012). Культурный геноцид . Издательство Университета Рутгерса. стр. 89–111. ISBN  978-0-8135-5243-9 . JSTOR   j.ctt5hj5jx .
  6. ^ Jump up to: а б Самдуп, Цетен (1993) Китайское население - угроза тибетской идентичности. Архивировано 5 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
  7. ^ «Далай-лама: за самосожжениями стоит «культурный геноцид» . Новости Би-би-си . 7 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2019 г. . Проверено 12 сентября 2020 г.
  8. ^ Т.Г. Арья, Центральная тибетская администрация, Законопроект Китая об «этническом единстве» направлен на полную китаизацию Тибетского нагорья посредством этнических чисток: секретарь ЦТА по информации , (15 января 2020 г.), https://tibet.net/chinas-ethnic-unity-bill-aimed-at-complete- китаизация-тибетского-плато-через-этническую-чистку-cta-information-secretary/ Архивировано 10 октября 2021 г. в Wayback Machine [«Китай вел непрерывные кампании как на центральном, так и на местном уровне правительства, чтобы агрессивно консолидировать свою военную оккупацию. Но это новое государственное регулирование рассматривается как отчаянно обдумываемая мера по сдерживанию неослабевающего неповиновения тибетского народа и его призывов к защите своей идентичности, свободе, правам человека и защите. почетное возвращение Его Святейшества Далай-ламы в Тибет». «Секретарь по информации Центральной тибетской администрации г-н Т.Г. Арья осудил новый закон об этнической идентичности, назвав его мерой этнической чистки, направленной на полную китаизацию Тибетского нагорья. Секретарь также раскритиковал этот закон как грубое нарушение международного права и конституции Китая. ." «То, чего Китай не смог добиться за шестьдесят лет оккупации и репрессий, теперь они пытаются добиться этого с помощью репрессивного законодательства. Закон направлен на достижение полной китаизации Тибетского нагорья посредством этнических чисток. Китай считает тибетский язык, религию и культуру главным препятствием на пути к достижению полного контроля над территорией», — заявил Тибетскому бюро новостей госсекретарь Т.Г. Арья.]
  9. ^ Бурбу, Дава (2001) Тибетская политика Китая , Routledge, ISBN   978-0-7007-0474-3 , стр. 86–99.
  10. ^ Уозер (10 марта 2011 г.). «Три провинции Снежной страны, Лосар Таши Делек!» . Фаюл . Архивировано из оригинала 4 октября 2012 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  11. ^ Бло бртан рдо рье, Чарльз Кевин Стюарт (2008). Жизнь и брак в Скья Ргья, тибетской деревне . ЮБК Паблишерс, Инк. п. xiv. ISBN  978-0-9800508-4-4 . Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 28 июня 2010 г.
  12. ^ Шайк 2011 , с. 208
  13. ^ Шайк 2011 , с. 209
  14. ^ Шайк 2011 , с. 211
  15. ^ Шайк 2011 , с. 212
  16. ^ Шайк 2011 , с. 213
  17. ^ Шайк 2011 , с. 214
  18. ^ Шайк 2011 , с. 215
  19. ^ Шайк 2011 , с. 218
  20. ^ Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой . Лондон: Atlantic Books. п. 307. ИСБН  978-1-84354-144-8 . Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 29 июля 2015 г.
  21. ^ Jump up to: а б «Профиль Тибета — Обзор» . Новости Би-би-си . 13 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 12 декабря 2012 года . Проверено 19 сентября 2015 г.
  22. ^ «50 лет колонизации» . Конгресс тибетской молодежи . Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года . Проверено 19 сентября 2015 г.
  23. ^ (на немецком языке) Форстер-Латч, Х. и Ренц С., PL в области истории и политики Тибета / Тибет под китайским правлением. Архивировано 13 февраля 2011 года в Wayback Machine .
  24. ^ (на немецком языке) Хорст Зюдкамп (1998), Бревиариум тибетской истории , стр. 191.
  25. ^ (на немецком языке) Гольцио, Карл-Хайнц и Бандини, Пьетро (2002), Четырнадцать возрождений Далай-ламы , Шерц Верлаг / Отто Вильгельм Барт, Берн / Мюнхен, ISBN   3-502-61002-9 .
  26. ^ Шакья, Церинг (1999) Дракон в стране снегов , издательство Колумбийского университета, ISBN   978-0-7126-6533-9
  27. ^ Штейн, Рольф (1972) Тибетская цивилизация , издательство Стэнфордского университета, ISBN   0-8047-0806-1
  28. ^ Макфаркуар, Родерик и Майкл Шенхалс (2006) Последняя революция Мао , издательство Гарвардского университета, ISBN   978-0-674-02332-1 , с. 102
  29. ^ Силинг, Ло (3 октября 2016 г.). «Культурная революция в Тибете: фотографический отчет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
  30. ^ Саутерленд, Дэн (9 августа 2016 г.). «Спустя 50 лет тибетцы вспоминают культурную революцию» . Радио Свободная Азия. Архивировано из оригинала 10 июля 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
  31. ^ Питер Хесслер (февраль 1999 г.). «Тибет глазами китайцев» . Атлантика. Архивировано из оригинала 7 марта 2012 года . Проверено 29 февраля 2012 г.
  32. ^ Танзен Лхундуп, Ма Ронг (25–26 августа 2006 г.). «Временная трудовая миграция в городской Лхасе в 2005 году» . Китайская тибетологическая сеть. Архивировано из оригинала 19 августа 2011 года . Проверено 29 февраля 2012 г.
  33. ^ «Культурный сдвиг» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 25 июля 2013 года . Проверено 18 апреля 2013 г.
  34. ^ Пинтерик, Урос (2003): http://www.sidip.org/SIDIP_files/pintericu_tibet.pdf [ постоянная мертвая ссылка ] Международный статус Тибета , Ассоциация инновационных политических наук, Университет Любляны, Словения.
  35. ^ Вонг, Эдвард (5 июня 2009 г.). «В отчете говорится об обоснованных жалобах на причину беспорядков в Тибете» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
  36. ^ Вонг, Эдвард (24 июля 2010 г.). «Китайские деньги и мигранты хлынут в Тибет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
  37. ^ «Пекин возобновляет тираду» . Воскресный пионер . 8 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2011 г. . Проверено 24 марта 2011 г.
  38. ^ Фицгерберт, Джордж (20 июня 2008 г.). «Страна облаков» . Литературное приложение к «Таймс». Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
  39. ^ Корелл, Анастасия (13 декабря 2013 г.). «Напряженная новая реальность Тибета» . Атлантика. Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
  40. ^ Эдвард Вонг (24 июля 2010 г.). « Деньги Китая и мигранты хлынут в Тибет » . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 октября 2013 года . Проверено 29 февраля 2012 г.
  41. Агентство новостей Синьхуа (24 августа 2005 г.). Новая высота мировой железной дороги родилась в Тибете . Проверено 25 августа 2005 г.
  42. ^ Дамиан Грамматикас (15 июля 2010 г.). «Убивает ли развитие образ жизни Тибета?» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 20 ноября 2011 года . Проверено 29 февраля 2012 г.
  43. ^ Ханну. (2008). Диалоги Тибетские диалоги Хань . [Место издания невозможно определить]: Ханню. ISBN  978-988-97999-3-9 . OCLC   917425693 .
  44. ^ «Тибетский буддизм должен быть адаптирован к китайскому обществу, — говорит Си Цзиньпин» . Apple Дейли . 30 августа 2020 г. Проверено 30 августа 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  45. ^ «Китай продвигает принятие языка и культурных символов в Тибете» . Ассошиэйтед Пресс . 19 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 24 апреля 2022 года . Проверено 22 августа 2021 г.
  46. ^ Бакли, Крис (11 марта 2015 г.). «Напряженность Китая в отношениях с Далай-ламой перерастает в загробную жизнь» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
  47. ^ Брейн, Тереза ​​(18 мая 2020 г.). «Китай утверждает, что мальчику, схваченному 25 лет назад после того, как Далай-лама выбрал его духовным лидером Тибета, 31 год, и он имеет работу» . Бэрронс. Архивировано из оригинала 5 июля 2020 года . Проверено 5 июля 2020 г.
  48. ^ «Помпео требует от Китая «немедленно» раскрыть информацию о Панчен-ламе » . Альджазира. 19 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2020 года . Проверено 5 июля 2020 г.
  49. ^ Вонг, Эдвард (6 июня 2009 г.). «Китай создает призрак дуэли Далай-лам» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
  50. ^ Гальдер, Билл (16 октября 2019 г.). «Китай превращает образование в оружие, чтобы контролировать Тибет» . Ози. Архивировано из оригинала 22 октября 2019 года . Проверено 22 октября 2019 г.
  51. ^ Любум (17 июня 2020 г.). «Китай приказал снести молитвенные флаги в Тибете в знак нападения на культуру и веру» . Радио Свободная Азия. Архивировано из оригинала 5 июля 2020 года . Проверено 4 июля 2020 г.
  52. ^ «Китай расширяет репрессии в Тибете: отчет» . Радио Свободная Азия. 16 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 1 сентября 2020 года . Проверено 5 июля 2020 г.
  53. ^ «Годовой отчет о ситуации с правами человека в Тибете за 2019 год» (PDF) . tchrd.org . Тибетский центр прав человека и демократии. Архивировано (PDF) из оригинала 5 июля 2020 года . Проверено 5 июля 2020 г.
  54. ^ «Годовой отчет IRF» (PDF) . www.uscirf.gov . 2020. Архивировано (PDF) из оригинала 3 августа 2020 года . Проверено 30 августа 2020 г.
  55. ^ Зенц, Адриан (2010). «За пределами ассимиляции: тибетизация тибетского образования в Цинхае». Внутренняя Азия . 12 (2): 293–315. дои : 10.1163/000000010794983478 . ISSN   1464-8172 . JSTOR   23615125 .
  56. ^ Зенц, Адриан (2014). Тибетство под угрозой? Неоинтеграционизм, образование меньшинств и стратегии карьеры в Цинхае, КНР . Глобальный Восток. ISBN  978-90-04-25796-2 .
  57. ^ Татлоу, Диди Кирстен (14 декабря 2012 г.). «Онлайн-призыв к лидеру Китая спасти культуру Тибета» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 22 октября 2019 г.
  58. ^ Вонг, Эдвард (28 ноября 2015 г.). «Тибетцы борются за спасение увядающей культуры Китая» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
  59. ^ Гелек, Лобсанг (30 января 2019 г.). «Тибетским монастырям в Нангчене запрещено преподавать язык молодым тибетцам» . Радио Свободная Азия. Архивировано из оригинала 27 мая 2019 года . Проверено 27 мая 2019 г.
  60. ^ «Префектура Цинхая резко сократит образование тибетского языка» . Радио Свободная Азия. 16 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2019 г. . Проверено 27 мая 2019 г.
  61. ^ Jump up to: а б «Почему Китай забирает молодых тибетцев из семей» . Экономист . 13 июня 2024 г. ISSN   0013-0613 . Архивировано из оригинала 13 июня 2024 года . Проверено 15 июня 2024 г.
  62. ^ Кессель, Иона М. (28 ноября 2015 г.). «Таши Вангчук: Путешествие тибетца за справедливость» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
  63. ^ Вонг, Эдвард (18 января 2017 г.). «Правозащитные группы просят Китай освободить тибетского защитника образования» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
  64. ^ Бакли, Крис (4 января 2018 г.). «Тибетский бизнесмен оспаривает обвинения в сепаратизме в китайском суде» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
  65. ^ Патранобис, Сутирто (19 октября 2019 г.). «Тибетским выпускникам необходимо «разоблачать и критиковать Далай-ламу» за работу в правительстве Китая» . Индостан Таймс. Архивировано из оригинала 20 октября 2019 года . Проверено 22 октября 2019 г.
  66. ^ Лобе Сокцанг; Ричард Финни. (9 апреля 2020 г.). «Переключение классных инструкций с тибетского на китайский в Нгабе вызывает беспокойство и гнев» . Перевод Дорджи Дамдула. Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года . Проверено 12 апреля 2020 г.
  67. ^ Краудер, Николь (11 августа 2015 г.). «Малоизвестная кочевая культура Тибета, расположенная высоко на «Крыше мира» » . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 31 января 2019 г.
  68. ^ Лоури, Рэйчел (3 сентября 2015 г.). «В тихой жизни исчезающих тибетских кочевников Китая» . Время. Архивировано из оригинала 25 февраля 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
  69. ^ Джейкобс, Эндрю (11 июля 2015 г.). «Китай ограждает своих кочевников, и древняя жизнь увядает» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
  70. ^ « Они говорят, что мы должны быть благодарны» программам массового переселения и переселения в тибетских районах Китая» . hrw.org . Хьюман Райтс Вотч. 27 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2019 г. . Проверено 31 января 2019 г.
  71. ^ Хаттон, Селия (27 июня 2013 г.). «Китай переселяет два миллиона тибетцев, - говорит Хьюман Райтс Вотч» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 9 декабря 2018 года . Проверено 31 января 2019 г.
  72. ^ Джейкобс, Эндрю (10 июня 2011 г.). «Этнические протесты в Китае имеют давние корни» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
  73. ^ Тензин, Кунсанг (15 июня 2017 г.). «Тибетские кочевники вынуждены покинуть города-переселенцы, чтобы освободить место для развития» . Радио Свободная Азия. Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
  74. ^ Тензин, Кунсанг (6 октября 2017 г.). «Тибетские кочевники вынуждены попрошайничать после того, как их выселили из домов» . Радио Свободная Азия. Архивировано из оригинала 31 января 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
  75. ^ Ролан Барро, История Далай-лам - Четырнадцать размышлений об озере видений, Альбин Мишель, 1993, перепечатано в 2002 году, Альбин Мишель, ISBN   2-226-13317-8 .
  76. Лю Цзянцян, Сохраняя историю Лхасы (часть первая), в Chinadialogue , 13 октября 2006 г.
  77. ^ Эмили Т. Йе, Жизнь вместе в Лхасе. Этнические отношения, принудительная дружба и подчиненный космополитизм. Архивировано 22 февраля 2012 года в Wayback Machine : «Население Лхасы 1950-х годов также часто оценивается примерно в тридцать тысяч человек. Площадью всего три квадратных километра дворец Потала и деревня Жёль под ним считались отдельными от города».
  78. ^ Томас Х. Хан, Городское планирование в Лхасе. Традиционная городская ткань, современные практики и видение будущего. Архивировано 31 марта 2012 года в Wayback Machine , презентация прошла в Архитектурном колледже Университета Фаньчжу, 21 октября 2008 года.
  79. ^ Фьельд, Хайди (2003). Простолюдины и знать: наследственные подразделения в Тибете . Копенгаген: НИАС. п. 18. ISBN  978-87-7694-524-4 . OCLC   758384977 .
  80. ^ Les droits de l'homme Aposстрофes , A2 - 21 апреля 1989 г. - 01:25:56, веб-сайт INA : http://www.ina.fr/archivespourtous/index.php?vue=notice&from=fulltext&full=Salonique&num_notice=5&total_notices=8 Архивировано 28 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
  81. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 24 января 2009 года . Проверено 30 января 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) 10 марта Архив
  82. ^ « Восемьдесят убитых во время беспорядков в Тибете» . Би-би-си. 16 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2008 г. Проверено 2 марта 2017 г.
  83. Роберт Барнетт, Семь вопросов: чего хотят тибетцы. Архивировано 19 декабря 2017 г. в Wayback Machine , Foreign Policy , март 2008 г.
  84. ^ Роберт Барнетт, Гром из Тибета , обзор Пико Айера книги « Открытая дорога: глобальное путешествие четырнадцатого Далай-ламы» , Кнопф, 275 стр. Архивировано 11 сентября 2015 года в Wayback Machine , в The New York Review of Books , vol. 55, номер 9. 29 мая 2008 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Шайк, Сэм (2011). Тибет: История . Нью-Хейвен: Публикации прессы Йельского университета. ISBN  978-0-300-15404-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e2d011b0b5bcffaf259026da43d05ce6__1719147000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/e6/e2d011b0b5bcffaf259026da43d05ce6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sinicization of Tibet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)