Католическая церковь в Тибете
Католическая церковь — религиозная организация меньшинства в Тибете , где тибетский буддизм является религией большинства людей. Его зарождение датируется 17 веком, когда Антониу де Андраде , португальский иезуит , посредством иезуитских миссий в Тибете ввел католицизм в Королевство Гуге в западном Тибете . [1]
Католическая церковь Лхасы была первой католической церковью, построенной в Тибете, но была разрушена в 1745 году. Сегодня церковь Богоматери Святого Сердца в Еркало в Чамдо является единственной католической церковью в назначенном китайским коммунистическим правительством Тибетском автономном районе , в Помимо часовен и церквей, разбросанных по объединенным тибетским территориям в Сычуани (Сычуань) и Юньнани .
История
[ редактировать ]17 и 18 веков
[ редактировать ]
Первые католические миссионеры, прибывшие в Тибет, Антониу де Андраде и Мануэль Маркес , достигли Королевства Гуге ( западный Тибет ) в 1624 году. Их приветствовала королевская семья, и позже им разрешили построить церковь. [2] [3] Эти два португальских иезуита, базирующиеся в Гоа, преимуществами синкретической политики Акбара воспользовались (1542–1605), проводимой его сыном Джахангиром (1569–1627), которая позволила им свободно развиваться в среде под властью мусульман . [4]
В 1627 году в королевстве было около сотни новообращенных. Католицизм распространился также на Рудок , Ладакх (Индийский Тибет) и У-Цанг (Центральный Тибет) и был встречен правителем королевства У-Цанг, где в 1626 году Андраде и его спутники основали иезуитский форпост в Шигадзе . [5] В 1635 году экспедицию из шести миссионеров в Цапаранг , столицу Гуге, возглавил Нуньо Коресма , испанский иезуит. [6]
В 1661 году австрийский -иезуит миссионер Иоганн Грюбер пересек Тибет из Сининга в Лхасу , где провел месяц, прежде чем отправиться в Непал . [7] Во время своего шестилетнего пребывания в Тибете (1715–1721) итальянский миссионер-иезуит о. Ипполито Дезидери стал первым тибетологом .
После нескольких месяцев интенсивного обучения он поступил в буддийский монастырь Сера , один из трех великих монашеских университетов политически восходящей секты Гелукпа . Ему было разрешено отслужить Тридентскую мессу у римско-католического алтаря, возведенного в его комнатах. Там о. Дезидери учился и дискутировал с тибетскими буддийскими монахами и учёными, которые, как он обнаружил, были столь же интересны римским католицизмом, как Дезидери интересовался тибетским буддизмом. Дезидери подружился со многими из этих ученых и, несмотря на их религиозные разногласия, тепло вспоминал их в своих мемуарах. Он выучил классический тибетский литературный язык (ранее неизвестный европейцам) и стал страстно изучать тибетскую литературу, философию и культуру .
Между 1718 и 1721 годами он написал пять работ на классическом тибетском литературном языке , в которых стремился опровергнуть философские концепции перерождения (которые он называл « метемпсихозом ») и нигилизма или «пустоты» (Wylie: stong pa nyid ; санскрит). : Шуньята ), что, по его мнению, больше всего мешало обращению из тибетского буддизма в католическую церковь. В своих книгах о. Дезидери также перенял и использовал множество философских техник из тибетской литературы для схоластической аргументации. о. Дезидери также использовал многочисленные цитаты из дхармы и винаи и даже привел схоластику св . Фомы Аквинского в дебаты с нигилистической мадхьямаки философией Нагарджуны, чтобы аргументировать свои доводы в пользу «превосходства христианской теологии». [8] Дальнейшие миссии иезуитов в Тибет и публикация о. Сочинения Дезидери позже были запрещены Конгрегацией Ватикана по распространению веры , и его сочинения оставались в неопубликованной рукописной форме до 19, 20 и начала 21 веков. [9] В 18 веке также прибыло несколько миссионеров- капуцинов , поддержанных пожертвованиями из Новой Испании . [10] который построил уже не существующую католическую церковь Лхасы в 1726 году. [11] Начиная с 17 века, рост католицизма поощрялся некоторыми тибетскими монархами, их дворами и буддийскими монахами школы Кармапы , чтобы уравновесить влияние школы Гелуг , до 1745 года, когда все миссионеры были изгнаны по настоянию тибетских монахов. Буддийские монахи. [12] Тибет был закрыт для иностранцев, хотя в 1792 году этот район перешел под управление Миссии sui iuris Индостана , миссионеры больше не приезжали до 1844 года. [13]
19 век
[ редактировать ]В 1844 году Эварист Режис Хук , французский лазарист , готовил свою поездку в Тибет по предложению апостольского викария Монголии ( Жозефа-Марциала Мули ). В сентябре 1844 года он прибыл в Долон Нор и приготовился к путешествию. Вскоре после этого его сопровождал молодой коллега-лазарист Жозеф Габе . [14] В январе 1845 года они достигли Тан-Кюля , пограничного торгового поста между китайской, монгольской и тибетской культурными сферами. Вместо того чтобы предпринять независимую четырехмесячную поездку в Лхасу , они восемь месяцев ждали возвращения тибетского посольства из Пекина. Тем временем под руководством умного учителя они изучали тибетский язык и буддийскую литературу. В течение трех месяцев своего пребывания они проживали в монастыре Кумбум , который, как сообщалось, вмещал 4000 человек. [15]


27 марта 1846 года Апостольский викариат Лхасы (ныне Кангдинская епархия , или Дарцедо ) был основан с кратким Ex debito от Папы Григория XVI , получив территорию от Апостольского викариата Сычуани и Апостольского викариата Тибета-Индустана . Евангелизация была поручена Парижскому обществу иностранных миссий (MEP). [16] В 1847 году Шарль-Рене Рену отправился под видом торговца в Дарцедо, а затем продолжил свое путешествие в сторону Чамдо . Его узнали, арестовали в 1848 году и препроводили обратно в Гуанчжоу , южный Китай. [17] В то же время Николас Крик и Огюстен Бурри подошли к Тибету с юга, из Ассама на северо-востоке Индии. [18] В 1856 году Папа Пий IX поручил Эжену-Жан-Клоду-Жозефу Дефлешу , апостольскому викарию Восточного Сычуани , выбрать викария для Лхасской миссии. В следующем году Леон Томин Демазурес был назначен первым апостольским викарием Лхасы. [19] В 1865 году Феликс Бие и Огюст Десгоден основали приход Еркало в Чамдо. Приходская церковь была освящена 15 августа 1873 года. [20] и посвящен Богоматери Святого Сердца . [21]
В Юньнаньском Тибете , после основания прихода Цекоу (позже переведенного в Цичжун; Церковь Святого Сердца, Цичжун ) в 1867 году Жюлем Дюбернаром , [22] Сяовэйси ( Церковь Святого Сердца , 1880 г.), Дималуо ( Церковь Святого Сердца Иисуса , 1899 г.) и Чжундин ( Церковь Святого Сердца , 1908 г.) были последовательно оккупированы французскими миссионерами. Хотя два последних расположены на землях Ну и Лису , этот район все еще входил в состав Тибетской миссии, а затем и епархии Кандин. [23]
20 век
[ редактировать ]После британской экспедиции в Тибет в 1904 году Огюст Дегоден был назначен «приходским священником Лхасы » Пьером-Филиппом Жиродо , апостольским викарием Тибета , но он никогда не ездил в Лхасу. [24] были убиты четыре французских миссионера В 1905 году в ходе восстания Батанга , в том числе Жан-Андре Сулье . Он был схвачен, подвергнут пыткам и расстрелян ламами недалеко от Ярегонга . [25] Девять лет спустя (1914 г.) Жан-Теодор Монбейг , еще один французский миссионер, работавший в приграничном районе Сычуань-Тибет , был убит ламами недалеко от Литанга , вскоре после того, как помог возродить христианскую общину в Батанге . [26] [27]
После падения Маньчжурской империи в 1911 г. попытки вторжений в Тибет в 1917 г. и в 1930 г. не способствовали созданию Парижских иностранных миссий. Некоторым из этих миссионеров было трудно адаптироваться к климату, поэтому после 1930 года дюжина -августинцев каноников из Chanoines Réguliers du Grand-Saint-Bernard была отправлена в Юньнаньский Тибет по приглашению Жана де Гебриана , Апостольского викария Киэнчан . Это были молодые миссионеры, закаленные в Швейцарских Альпах , у которых также был проект строительства хосписа в 1933 году на перевале Лаца, между долинами рек Меконг и Салуин . [28]

В 1930 году Паскуаль Надаль Ольтра , монах и художник, родившийся в Пего испанский францисканский , прибыл в Мосимьен (он же Боксаб по тибетскому названию), небольшой городок, расположенный в Сычуаньском Тибете . При поддержке епископа Татьенлу ( Пьера-Филиппа Жиродо ) и его помощника Пьера Валентина , Ольтра, отец-хранитель Пласидо Альбиеро, канадский монах Бернабе Лафонд и итальянец Хосе Андреатта сформировали сообщество основателей Лепрозорий создан возле церкви Св. Анны , [29] известный как Дом Святого Иосифа. [30] В мае 1935 года колонна китайской Красной Армии во главе с Мао Цзэдуном (Мао Цзэдун) бежала от Чан Кайши регулярной армии на северо-запад Китая через район Мосимянь, что было частью военного отступления, позже известного как «Великий поход» . По словам валенсийского монаха-францисканца Хосе Мигеля Баррачины Лапьедры, автора книги Fray Pascual Nadal y Oltra: Apóstol de los leprosos, mártir de China , и отчета, опубликованного в Malaya Catholic Leader , официальной газете Римско-католической архиепархии Сингапура : «Коммунистические солдаты вошли в лепрозорий, разграбили резиденцию и арестовали монахов и сестер. Многие из прокаженных пытались защитить миссионеров, но они были застрелены солдатами. Затем францисканцев предстали перед Мао Цзе Дуном, который допросил их, заключил в тюрьму двоих из них, Паскуаля Надаля Ольтру и итальянского монаха Эпифанио Пегораро , а остальных освободил. В банде было более 30 000 красных, включая большое количество женщин. Перед их отъездом солдаты обыскали деревню, унося с собой. отобрав все движимое и съедобное, оставило жителей района без средств к существованию. Через несколько дней, 4 декабря 1935 года, дошла армия. Леанг Хо Коу , Цанла , где два францисканца были обезглавлены мечом». [31] [32] [33] Тем не менее, миссионерам удалось выздороветь и принять обратно больных после разрухи, которых в 1937 году насчитывалось 148 человек. [34]

В 1945 году Вале уроженец Морис Торне, , был назначен приходским священником церкви Богоматери Святого Сердца в Еркало после завершения богословского и местного языкового обучения в Вейзи . Неоднократные акты насилия и религиозные преследования со стороны буддийских монахов местного монастыря Карма Гон вынудили о. Торная из своего прихода, но в конечном итоге заставил его отправиться в Лхасу под видом паломника, стремящегося обратиться к 14-му Далай-ламе с просьбой религиозную терпимость предоставить тибетским христианам. 11 августа 1949 года он попал в засаду и был убит четырьмя вооруженными тибетскими буддистскими монахами в Чо Ла, Сычуань . Он был беатифицирован как римско-католический мученик 16 мая 1993 года Папой Иоанном Павлом II . [35]
Текущая ситуация
[ редактировать ]И воинствующий государственный атеизм , и жестокие антирелигиозные преследования начались сразу же и продолжаются с момента вторжения и аннексии Тибета Китайской Народной Республикой . И духовенство, и миряне были арестованы и отправлены в Лаогай концентрационные лагеря и « реформирования мышления центры », где они подверглись жестокому психологическому насилию в мстительных тюремных условиях. [36] С тех пор католицизму в Китае , как и всем религиям в стране, разрешено действовать только под строгим надзором и контролем Государственного управления по делам религий . Все законные богослужения должны проводиться в одобренных правительством церквях, принадлежащих Католической Патриотической Ассоциации , которая контролируется государством и отвергает папское главенство . [37] Несмотря на это, у римского католицизма по-прежнему есть последователи среди этнических тибетцев , а строго незаконная и проватиканская подпольная церковь продолжает действовать по всему региону.
В 1952 году, после изгнания Пьера Валентина , тогдашнего епископа Кандинского, коммунистический режим положил конец миссионерскому присутствию в Тибете, с тех пор Кангдинская епархия осталась без епископа . [38] Согласно сообщению Международного католического агентства печати была обнаружена община католиков , в 1989 году в Лхасе , столице Тибета, . Сотрудник церкви в Чунцине сообщил агентству, что в епархии Кандин насчитывается около 10 000 тибетских католиков. Он также заявил, что в то время никто точно не знал о положении католической церкви в этой стране. [39] [40]
В 1989 году, будучи администратором епархии Циньчжоу , Иоанн Креститель Ван Жохань был рукоположен в « подпольного епископа » Кандина Полом Ли Чжэньжун , епископом Сяньсянь . [41] В 2011 году епископ Иоанн Баптист Ван был арестован китайскими силами безопасности вместе со своими братьями, епископом Казимиром Ван Ми-лу и отцом Иоанном Ван Руовангом , а также группой верующих-мирян, не принадлежащих к уполномоченной правительством католической церкви. Патриотическая ассоциация. [42]
3 сентября 2011 года в Мосимене произошло нападение на монахиню и священника . Сестра Се Юмин и отец Хуан Юсун подверглись нападению дюжины неизвестных после попытки вернуть два бывших объекта недвижимости епархии Кандин. Монахиня была жестоко избита, а священник получил легкие травмы. Эти объекты, бывшая латинская школа и школа для мальчиков, входят в число нескольких объектов, которые были конфискованы властями в 1950-х годах, но должны были быть возвращены епархии. В то время латинская школа была снесена правительством, а земля занята частной компанией; школа для мальчиков использовалась как жилье для чиновников областной администрации Мосимена. Нападение вызвало гнев многих прихожан, собравшихся на акцию протеста перед церковью Святой Анны . [43]
По словам Батиста Ланглуа-Мёрина, члена организации «Рейдеры-скауты», в 2014 году, помогая развитию тибетского католического населения долин Меконга и Салуина через ассоциацию Sentiers du ciel , он встретил ватиканского священника — то есть не Связанный с официальной Китайской патриотической церковью, но с подпольной церковью , он организовал тайный лагерь для детей Баренг, где обучал их тибетскому , английскому языку и катехизису . [44]
Епархия Кандин
[ редактировать ]Апостольский викариат Лхасы, который век спустя станет Кангдинской епархией, был основан 27 марта 1846 года на основании краткого Ex debito Папы Григория XVI . Это епископство находилось в полном общении с Папой Римским ( до создания санкционированной государством Католической Патриотической церкви 1957 г.) после падения материкового Китая и Тибета перед коммунизмом в 1949 и 1951 годах соответственно.
Юрисдикционные изменения, произведенные Католической Патриотической церковью и Конференцией епископов Католической церкви Китая произошли в 1980-х и 1990-х годах. 24 марта 1984 года территория Кандинской епархии была передана под юрисдикцию епископа Нинюаньского . 7 марта 1993 года епархия Цзядин взяла на себя власть над Кандином. [45]
епархия | Французский | Прежнее имя/написание | Кафедральный собор | История | Основан | Ссылка. |
---|---|---|---|---|---|---|
Епархия Кандин | Та-цзянь-лоу | Кантин Tatsienlu | Собор Святого Сердца, Кандин [46] | • 27 марта 1846 г.: Основан как Апостольский викариат Лхасы ( Лхаса ) с территорией Апостольского викариата Сычуани и Апостольского викариата Тибета-Индустана. • 28 июля 1868 г.: переименован в Апостольский викариат Тибета ( Тибет ). | 1846 | [47] [48] |
Карта Тибетской миссии (Тибет – Западный Китай – Северная Индия) |
Галерея
[ редактировать ]За исключением католической церкви Лхасы , все церкви принадлежат епархии Кандин (бывший апостольский викариат Лхасы/Тибет/Тациенлу).
- Интерьер церкви Пресвятой Богородицы, Еркало
- Интерьер церкви Святого Сердца, Цичжун
- Алтарь церкви Святой Анны, Мосимьен
- Церковь Святого Сердца Иисуса, Баханг ( Дималуо ; часть Тибетской миссии)
- Бывшая церковь Святого Сердца, Чжундин ( Коксанг ; часть Тибетской миссии)
- Восстановленная церковь Святого Сердца, Чжундин
- Сохранившийся колокол католической церкви Лхасы.
См. также
[ редактировать ]- Христианство в Тибете
- Католическая церковь в Сычуани
- Католическая церковь в Бутане
- Католическая церковь в Индии
- Католическая церковь в Непале
- Католические миссии
- Ислам в Тибете
- Антирелигиозные кампании Коммунистической партии Китая
- История европейских исследований Тибета
- Категория: Римско-католические миссионеры в Тибете
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рассел-Вуд, AJR (31 июля 1998 г.). Португальская империя, 1415–1808 гг.: Мир в движении . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 90. ИСБН 9780801859557 .
- ^ Сандерг, Грэм (1973). Исследование Тибета: история и особенности . Дели: Публикации Cosmo. стр. 23–26.
- ^ Холдич, Томас (1906). Тибет, Таинственный . Лондон: Олстон Риверс. п. 70.
- ^ Дидье, Хьюг (2002). Португальцы в Тибете: первые отношения иезуитов (1624–1635) (на французском языке). Париж: Editions Chandeigne. ISBN 9782906462311 .
- ^ Ву, Куньмин (1992). деятельности первых миссионеров в Тибете (на упрощенном китайском языке ) История . Пекин: Издательство China Tibetology, стр. 163 . 7-80057-072-Х .
- ^ Вессельс, Корнелиус (1924). Ранние путешественники-иезуиты в Средней Азии, 1603–1721 гг . Дели: публикации по низкой цене. п. 82.
- ^ Маркхэм, Клементс Р. , изд. (1989) [1881]. Рассказы о миссии Джорджа Богла в Тибет и о путешествии Томаса Мэннинга в Лхасу . Нью-Дели: Публикации Cosmo. стр. 295–302.
- ^ «Миссия в Тибет: необыкновенный рассказ отца Ипполито Дезидери SJ восемнадцатого века» Trans. Майкл Свит, Эд. Леонард Цвиллинг (Бостон: Wisdom Publications, 2010), стр. 45.
- ^ Зейтц, Джонатан Эндрю (2011). «Иезуит на крыше мира: миссия Ипполито Дезидери в Тибет» . Буддийско-христианские исследования . 31 . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Лоренцен, Дэвид Н. (2013). «Миссия Тибета в Новой Испании: милостыня и сбор наследия Спинолы» . История Мексики (на испанском языке). 63 (2): 591–643 . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ Грасдорф, Жиль ван (2008). Открывая Азию с иностранными миссиями (на французском языке). Париж: Éditions Omnibus. п. 666. ИСБН 978-2-258-07693-8 .
- ^ Линь, Сяо-тин (2004). «Когда встретились христианство и ламаизм: меняющаяся судьба первых западных миссионеров в Тибете» . Отчет о Тихоокеанском регионе (36). Архивировано из оригинала 26 июня 2010 года . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Хэмби, скорая помощь (ред.). «Тибет, католическая церковь в» . энциклопедия.com . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ Кордье, Анри (1912). . Католическая энциклопедия . Том. 14.
см. последний абзац: - Миссии - С тех пор, как капуцины были изгнаны в 1760 году, за исключением лазаристов Хука и Габета, которые посетили Лхасу в 1844 году, ни один миссионер не въезжал в Тибет.
- ^ энциклопедия Британская Том. 13 (11-е изд.). 1911. с. 846–847. .
- ^ Лоне, Адриан (1903). История миссии Тибета, первый том (на французском языке). Париж: Desclée, de Brouwer et cie. п. 66.
- ^ Дюбернар, Этьен-Жюль (1990). Тибет «Миссия невыполнима»: письма отца Этьена-Жюля Дюбернара (на французском языке). Париж: Ле Сарман-Файяр. ISBN 2866790588 .
- ^ Хаттауэй, Пол (2007). «1854 — Николас Крик и Огюстен Бурри» . asiaharvest.org . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Горе, Фрэнсис (1992). Тридцать лет у ворот запретного Тибета (на французском языке). Париж: Издания Киме. ISBN 2-908212-25-0 .
- ^ Гратузе, Гастон (1968). «Отец Дегодена Огюста» . Mission-thibet.org (на французском языке) . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Лоне, Адриан (1903). История миссии Тибета, том второй (на французском языке). Париж: Desclée, de Brouwer et cie. стр. 74–75.
- ^ «Жюль ДЮБЕРНАР» . irfa.paris (на французском языке) . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Савиоз, Альфонс (2022). «Тибетские католики» (PDF) . hsstudyc.org.hk . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Деше, Лоран; Ленуар, Фредерик (2002). Эпос тибетцев: между мифом и реальностью (на французском языке). Париж: Editions Fayard. п. 107. ИСБН 9782213610283 .
- ^ Лоне, Адриан (1905). "Un Missionnaire Massacré au Thibet: M. Soulie" . archives.mepasie.org (на французском языке). Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 года . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ «Жан-Теодор МОНБЕГ» . irfa.paris (на французском языке) . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ «Монбейг, Жан-Теодор (1875–1914)» . Plants.jstor.org . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Боне, Андре (2006). Забытые христиане Тибета (на французском языке). Париж: Прессы де ла Ренессанс. ISBN 2856168914 .
- ^ Баррачина Лапьедра, Хосе М. (1990). Фрай Паскуаль Надаль-и-Ольтра: апостол прокаженных, китайский мученик (на испанском языке). Валенсия: Францисканский миссионерский союз. п. 59. ИСБН 84-404-8209-4 .
- ^ «Учреждения по лечению проказы в Китае» (PDF) . Международный журнал проказы . 17 : 469. 1949 . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Гарсия, Сара (29 ноября 2006 г.). «Углубленное расследование смерти фра Паскуаля Надаля Ольтры» . radiopego.com (на валенсийском языке) . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ «Расследуют смерть в 1935 году монаха из Пего в Китае» . lasprovincias.es (на испанском языке). 29 ноября 2006 года . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ «Похищенные францисканцы все еще пропали без вести: приют для прокаженных возле границы с Тибетом захвачен красными» . Католический лидер Малайи . Том. 1, нет. 35. Сингапур. 31 августа 1935 г. с. 7 . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Мулье, Паскаль (2020). «Миссионер Орийак в Тибете» . diocese15.fr (на французском языке) . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ «Морис Торне» . Causeanti.va (на итальянском языке) . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Лифтон, Роберт Дж. (1957). «Реформа мышления» коммунистов Китая: исповедь и перевоспитание западных граждан» . Бюллетень Нью-Йоркской медицинской академии . 33 (9): 626–644. ПМК 1806208 . ПМИД 19312633 .
- ^ Муди, Питер Р. (2013). «Католическая церковь в Китае сегодня: ограничения автономии и инкультурации» . Журнал церкви и государства . 55 (3): 403–431. дои : 10.1093/jcs/css049 . JSTOR 23922765 . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ «Подробная историческая хронология Тибета» . tibet-info.net (на французском языке). 27 апреля 2008 года . Проверено 22 сентября 2023 г.
Февраль 1952 года: изгнание китайскими коммунистическими войсками отца Валентина из восточного Тибета, который теперь находится под контролем Китая. Конец 106 лет усилий по христианизации Тибета.
- ^ «Китай: в Тибете все еще католики» . cat.ch (на французском языке). 8 сентября 1989 года . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ «В сообщениях говорится, что католики живут в Тибете, а священники — в Сычуани» . ucanews.com . 4 сентября 1989 года . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ Брендер, Андреас (2012). «Епископы в Китае, Ж: Ван Жохань, Иоанн Креститель» . епископы-в-китайе.com . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Ван, Чжичэн (24 августа 2011 г.). «Тяньшуй: полиция арестовывает десятки подпольных священников и верующих» . asianews.it . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ «Монахиня, священник, избитая толпой» . ucanews.com . 6 сентября 2011 года . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Ланглуа-Мёрин, Батист (октябрь 2014 г.). «Шевриот на крыше мира» (PDF) . mairie-chevrieres.fr (на французском языке). п. 5 . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Лю, Чжицин (2013). « Краткая история распространения католицизма в и Сычуани» (PDF . Чунцине )
- ^ «Собор Святого Сердца, Кандин» . gcatholic.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Епархия Кандин [Кантин]» . catholic-hierarchy.org . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Кандинская епархия» . ucanews.com . Проверено 29 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Миссия сенбернара в Тибет (21-минутный документальный фильм) на YouTube
- Непростое перемирие крошечной католической тибетской общины Китая с Коммунистической партией ( репортаж The Telegraph ) на YouTube
- Longue piste dans l'Himalaya (документальный фильм о четырех скаутах, помогающих развитию местной католической церкви в Юньнаньском Тибете) на YouTube (на французском языке)