Папская непогрешимость
Папское первенство , верховенство и непогрешимость |
---|
Папская непогрешимость — это догма Католической церкви , которая гласит, что в силу обещания Иисуса Петру защищен Папа , когда он говорит ex cathedra, от возможности ошибки в доктрине, «изначально данной апостольской церкви и переданной в Писание и традиция ». [1] Это не означает, что Папа не может грешить или иным образом ошибаться в каком-либо качестве, хотя с помощью Святого Духа он не может издавать еретические учения даже в своем непогрешимом Магистериуме , что является следствием непогрешимости. [2] Утверждается , что эта доктрина, догматически определенная на Первом Ватиканском соборе 1869–1870 годов в документе Pastor aeternus , существовала в средневековом богословии и была мнением большинства во времена Контрреформации . [3]
Доктрина непогрешимости опирается на один из краеугольных камней католической догмы — на догму папского верховенства , согласно которой авторитет Папы является решающим фактором в отношении того, что считается формальными верованиями в Католической церкви. [4] Использование этой власти называется говорением ex cathedra . [5] «Любая доктрина «веры или морали», изданная Папой в качестве преемника Св. Петра , выступающего в качестве пастора и учителя Вселенской Церкви [ Ecclesia Catholica ], из места его епископской власти в Риме, и призванная которому верит «всемирная церковь», имеет особый статус заявления ex cathedra I Ватиканский собор в 1870 году провозгласил, что любые подобные доктрины ex cathedra имеют характер непогрешимости (сессия 4, Конституция о церкви 4)». [6]
Доктрина
[ редактировать ]Природа непогрешимости
[ редактировать ]Церковь учит, что непогрешимость - это харизма , вверенная Христом всей церкви, в соответствии с чем Папа, как «глава коллегии епископов», пользуется папской непогрешимостью. [7] Эта харизма есть высшая степень участия в божественной власти Христа. [8] который, в Новом Завете , чтобы защитить верующих от предательства и гарантировать исповедание веры, обеспечивает верующим пребывание в истине. [7] Церковь далее учит, что божественная помощь также оказывается Папе, когда он осуществляет свой обычный Магистериум . [9]
Условия признания учения непогрешимым
[ редактировать ]Согласно учению Первого Ватиканского Собора и католической традиции, условия, необходимые для папского учения ex cathedra, следующие: [10]
- Римский Понтифик (Папа самостоятельно или вместе с Коллегией Епископов )
- говорит ex cathedra – то есть когда (при исполнении своего служения пастыря и учителя всех христиан и в силу своей высшей апостольской власти ) он определяет учение:
- касающихся веры или морали, и
- быть поддержана всей Церковью.
Терминология окончательного указа обычно ясно дает понять, что это последнее условие выполнено, например, через такую формулу: «Властью Господа нашего Иисуса Христа и блаженных апостолов Петра и Павла, а также нашей собственной властью Мы заявляем, провозглашаем и определить учение… которое должно быть открыто Богом и как таковое, чтобы его твердо и неизменно придерживались все верующие», или посредством сопутствующей анафемы, утверждающей, что любой, кто сознательно несогласен, находится вне Католической Церкви. [10]
Например, в 1950 году к Munificentissimus Deus , безошибочному определению Папы Пия XII относительно Успения Марии , прилагаются такие слова:
Поэтому, если кто-нибудь, от имени Бога, осмелится умышленно отрицать или подвергать сомнению то, что Мы определили, пусть знает, что он полностью отпал от божественной и католической веры. [11]
Как и все харизмы, церковь учит, что харизму папской непогрешимости необходимо правильно понимать, хотя только церковными лидерами. [12] [13] Чтобы узнать, является ли что-то, что говорит Папа, непогрешимым или нет, нужно определить, являются ли они учениями ex cathedra . Также непогрешимыми считаются учения всего архиерея Церкви, особенно, но не только, на Вселенском соборе. [14] (см. Непогрешимость Церкви ).
Пределы
[ редактировать ]Pastor aeternus не допускает никакой непогрешимости Церкви или Папы в отношении новых доктрин. Любые определяемые доктрины должны быть «соответствующими Священному Писанию и Апостольским Преданиям»:
Ибо Святой Дух был обещан преемникам Петра не для того, чтобы через Его откровение они могли возвещать новое учение, но чтобы с Его помощью они могли нерушимо хранить и верно излагать Откровение, Залог Веры, переданный через Апостолов.
Приводятся примеры того, какие консультации уместны: созыв Вселенских Соборов, испрашивание разума Церкви, рассеянной по всему миру, Синоды и так далее.
Не все католическое учение непогрешимо. Конгрегация доктрины веры различает три вида доктрин: [15]
- верить как божественно открытое
- состоится обязательно
- после торжественного определяющего акта Папы или Вселенского собора
- после неопределяющего действия Папы, подтверждающего или вновь подтверждающего то, чему учит обычный и универсальный учительский авторитет епископов во всем мире
- в противном случае следует уважать или подчиняться (в случае священников и монашествующих) как часть обычной преподавательской власти епископов, но без каких-либо претензий на непогрешимость.
Примеры доктрин, которые следует считать богооткровенными, включают высказывания Иисуса в Евангелиях , поскольку Евангелия являются частью Библии , которая является частью хранилища божественного откровения, а также Непорочное зачатие Марии и Успение Марии. , поскольку документы, определяющие эти доктрины, ясно заявляют, что они являются частью божественно открытых истин. [16] [17] Примеры доктрин, которых следует придерживаться окончательно, включают Пресуществление , Сакраментальную печать , запрет женщинам быть рукоположенными в священники и саму непогрешимость папы.
В июле 2005 года Папа Бенедикт XVI заявил во время импровизированного обращения к священникам в Аосте , что: «Папа не оракул; как мы знаем, он непогрешим в очень редких ситуациях». [18] Папа Иоанн XXIII однажды заметил: «Я непогрешим только в том случае, если говорю безошибочно, но я никогда этого не сделаю, поэтому я не непогрешим». [19] [20] [21] [22] [23] Доктрина, предложенная Папой как его собственное мнение, а не торжественно провозглашенная как доктрина Церкви, может быть отвергнута как ложная, даже если она касается вопросов веры и морали, и даже более того, любая точка зрения, которую он выражает по другим вопросам. Хорошо известным примером личного мнения по вопросам веры и морали, которому учил Папа, но который был отвергнут Церковью, является мнение Папы Иоанна XXII о том, когда мертвые могут достичь блаженного видения . [24] Ограничение непогрешимости Папы «по другим вопросам» часто иллюстрируется рассказом кардинала Джеймса Гиббонса о том, как Папа по ошибке назвал его «Джиббонсом». [25]
Фон
[ редактировать ]Со стула
[ редактировать ]Кафедра и седес — латинские слова, означающие «стул», символ учителя в древнем мире. Таким образом, должность университетского профессора называется «кафедрой», а должность епископа — «престолом» (от sedes ). Католики считают папу преемником Петра, а Папа занимает « трон Святого Петра », а его юрисдикция в качестве епископа Рима часто называется « Святым Престолом ». Поскольку католики верят, что их епископы являются преемниками апостолов и что Петр играл среди апостолов особую роль как хранитель единства, Папа считается представителем всей Церкви.
Доктрина папской непогрешимости, латинская фраза ex cathedra (буквально «с кресла»), была провозглашена Пием IX в 1870 году как означающая «когда, исполняя свою должность пастыря и учителя всех христиан, в силу его высшая апостольская власть [епископ Римский] определяет учение о вере и морали, которого должна придерживаться вся Церковь». [26]
Ответ, требуемый от верующих, характеризуется как «согласие» в случае ex cathedra и «должное уважение» в отношении других их заявлений. заявлений пап [27]
Писание и первенство Петра
[ редактировать ]На основании Марка 3:16 , 9:2 , Луки 24:34 и 1 Коринфянам 15:5 Катехизис Католической Церкви описывает Петра как занимающего первое место среди апостолов. В нем говорится о Петре как о скале, на которой, как сказал Христос в Евангелии от Матфея 16:18 , благодаря вере Петра он построит Свою Церковь, которая, как он заявил, победит силы смерти. В Евангелии от Луки 22:32 Иисус дал Петру миссию сохранять свою веру после каждого падения и укреплять в ней своих братьев. Катехизис Католической Церкви рассматривает силу ключей, обещанных Иисусом в Евангелии от Матфея 16:19, только для Петра и как означающую власть управлять домом Божьим, то есть Церковью, власть, которую Иисус подтвердил после своего воскресения. для Петра, поручив ему в Евангелии от Иоанна 21:15–17 пасти овец Христа . Власть связывать и развязывать, предоставленная всем апостолам вместе и Петру в частности (Матфея 16:19), рассматривается в Катехизисе Католической Церкви как власть отпускать грехи, выносить суждения по учению и принимать решения по вопросам. Церковная дисциплина. [28]
Примат римского понтифика
[ редактировать ]Доктрина о первенстве римских епископов, как и другие церковные учения и институты, претерпела развитие . Таким образом, установление первенства, записанное в Евангелиях, постепенно стало более ясно осознаваться, и его последствия развивались. Явные признаки сознания первенства римских епископов и признания первенства другими церквями появляются в конце I века. [29]
Богословская история
[ редактировать ]Брайан Тирни утверждал, что францисканский священник XIII века Питер Оливи был первым человеком, который приписал папе непогрешимость. [31] Идею Тирни поддержали Август Бернхард Хаслер и Грегори Ли Джексон. [32] Он был отклонен Джеймсом Хефтом. [33] и Джон В. Круз. [34] Клаус Шац говорит, что Оливи ни в коем случае не играл ключевую роль, отведенную ему Тирни, который не признал работу более ранних канонистов и богословов, и что решающий прогресс в учении произошел только в 15 веке, через два столетия после Оливи; и он заявляет, что «невозможно определить одного автора или эпоху в качестве отправной точки». [35] Ульрих Хорст раскритиковал точку зрения Тирни по тем же причинам. [36] В своей протестантской оценке экуменического вопроса папской непогрешимости Марк Э. Пауэлл отвергает теорию Тирни об Оливи XIII века, заявляя, что доктрина папской непогрешимости, определенная в Ватикане I, зародилась в XIV веке - он ссылается, в частности, на епископа Гвидо Террени – и само по себе было частью длительного развития папских претензий. [37]
Шац указывает на «... особое уважение, оказываемое римско-церковной общине, [которое] всегда было связано с верностью и сохранением парадозиса (веры, переданной по наследству)». Шац проводит различие между более поздней доктриной «непогрешимости папского учительства» и формулой Хормизда 519 года, в которой утверждалось, что «Римская церковь никогда не ошибалась (и никогда не будет ошибаться)». Он подчеркивает, что формула Хормизда предназначалась для применения не столько к «... отдельным догматическим определениям, сколько ко всей вере в том виде, в каком она была передана, и традиции Петра, сохраненной в неприкосновенности Римской церковью». В частности, Шац утверждает, что формула Хормизда не исключает возможности того, что отдельные папы станут еретиками, поскольку формула относится «... прежде всего к римской традиции как таковой, а не исключительно к личности папы». [38]
Вселенские соборы
[ редактировать ]XII века Декретум Гратиани содержал заявление Папы Григория I (590–604) о том, что первые четыре Вселенских собора следует почитать «... как четыре Евангелия», поскольку они были «учреждены по всеобщему согласию», а также Утверждение Грациана о том, что «Святая Римская Церковь придает авторитет священным канонам, но не связана ими». Комментаторы Декретума, известные как декретисты , обычно заключали, что папа может изменить дисциплинарные постановления вселенских соборов, но он связан их заявлениями о догматах веры, в этой области авторитет генерального совета выше, чем авторитет Вселенского собора. индивидуальный папа. теории XV века В отличие от тех, кто пропагандировал соборные , они понимали, что в экуменическом соборе обязательно участвует Папа, и подразумевали, что Папа плюс другие епископы были более великими, чем Папа, действующий в одиночку. [39]
Средний возраст
[ редактировать ]обсуждали непогрешимость Папы при определении вопросов веры и морали Несколько средневековых богословов, в том числе Фома Аквинский, .
Папский диктат приписывают Папе Григорию VII (1073–1085) в 1075 году, но некоторые утверждают, что они датируются позже 1087 года. [40] Они утверждают, что никто не может судить Папу (Предложение 19) и что «Римская церковь никогда не ошибалась и не будет ошибаться во веки веков, о чем свидетельствует Писание» (Предложение 22). Это рассматривается как дальнейший шаг в продвижении идеи о том, что папская непогрешимость «... была частью церковной истории и дискуссий еще в 519 году, когда представление о епископе Римском как хранителе апостольской истины было изложено в Формула Хормиздаса». [41]
В первые годы 14 века Францисканский Орден оказался в открытом конфликте между «духовными» и монастырскими францисканцами по поводу формы бедности, которую следует соблюдать. [42] Спиритуалы заняли экстремистские позиции, которые в конечном итоге дискредитировали понятие апостольской бедности и привели к осуждению со стороны Папы Иоанна XXII . [43] Этот папа решил подавить то, что он считал эксцессами спиритуалов, которые утверждали, что Христос и его апостолы не обладали абсолютно ничем, ни по отдельности, ни совместно. [44] «Духовные» утверждали, что предшественники Иоанна XXII провозгласили абсолютную нищету Христа догматом веры, и поэтому ни один папа не мог заявить обратное. Обращение было сделано, в частности, к булле Exiit qui seminat от 14 августа 1279 года , в которой Папа Николай III заявил, что отказ от владения всеми вещами «как индивидуально, так и совместно, ради Бога, похвален и свят; Христос также показывает путь совершенствования, учили его словом и подтверждали примером, а первые основатели воинствующей Церкви, как они черпали его из самого источника, распространяли его по каналам своего учения и жизни желающим жить совершенно ." [35] [45] [46]
Буллой основателю канонов от 8 декабря 1322 г. [47] Иоанн XXII, объявив нелепым притворяться, что каждый кусок еды, переданный монахам и съеденный ими, принадлежал папе, заставил их признать право собственности, отменив соглашение, согласно которому все имущество, переданное францисканцам, принадлежало Святому Престолу. , что предоставило монахам простое пользование им. Таким образом, он разрушил фиктивную структуру, которая придавала жизни монахов-францисканцев вид абсолютной бедности. [48] структура, которая «освободила францисканцев от морального бремени законной собственности и позволила им практиковать апостольскую бедность без неудобств реальной бедности». [49] Этот документ касался скорее дисциплинарных, чем доктринальных вопросов, но лидеры францисканцев отреагировали на это настойчивым утверждением о нереформируемости доктринальных папских декретов, уделив особое внимание Exiit . Год спустя Иоанн XXII издал короткую буллу от 12 ноября 1323 года Cum internonnullos . [50] который объявил «ошибочным и еретическим» учение о том, что Христос и его апостолы не имели никакого имущества. [35] [44]
В следующем году Папа ответил на продолжающуюся критику буллой Quia quorundam от 10 ноября 1324 года. [51] Он отрицал основную предпосылку аргумента своих противников: «То, что римские понтифики когда-то определили в вере и морали с помощью ключа знания, остается настолько непреложным, что преемнику не разрешается отменить это». [52]
В своей книге о Первом Ватиканском соборе Август Хаслер писал: «Иоанн XXII не хотел и слышать о своей непогрешимости. Он рассматривал это как неправомерное ограничение своих прав как суверена, и в булле Qui quorundam (1324 г.) осудил францисканскую доктрину папской непогрешимости как дело дьявола». [53]
Брайан Тирни следующим образом резюмировал свой взгляд на роль Иоанна XXII:
Папа Иоанн XXII сильно возмущался вменением непогрешимости его должности – или, во всяком случае, его предшественникам. Он заявил, что теория нереформируемости, предложенная его противниками, была «чумной доктриной»; и поначалу он, казалось, был склонен отвергнуть всю эту идею как «пагубную дерзость». Однако из-за некоторой нехарактерной осторожности или просто из-за удачи (или невезения) фактические термины, которые он использовал в осуждении позиции францисканцев, оставили возможность более поздним теологам переформулировать доктрину непогрешимости на другом языке. [54]
Постконтрреформация
[ редактировать ]В период после Контрреформации доминиканская богословская школа при Римском колледже Святого Фомы в Риме, будущем Папском университете Святого Фомы Аквинского, Ангеликум активно защищала доктрину папской непогрешимости. Винцентиус Ферре (+1682), регент колледжа Святого Фомы с 1654 по 1672 год, [55] пишет в своем De Fide в защиту папской непогрешимости, что Христос сказал: «Я молился за тебя, Петр; это достаточно показывает, что непогрешимость не была обещана Церкви отдельно от (seorsum) главы, но обещана главе, что от его следует передать Церкви». [26] Доминик Гравина , профессор богословия Колледжа Св. Фомы в Риме, писал о папской непогрешимости: «Понтифику, как одному (человеку) и одному, было дано быть главой», и еще: «Римский понтифик для время едино, поэтому только он один обладает непогрешимостью». [56] Винченцо Мария Гатти, также профессор богословия в колледже Св. Фомы, защищая непогрешимость папы, говорит о словах Христа: «Я молился за тебя» и т. д., что «непогрешимость обещана Петру отдельно от (seorsum) Церкви. , или от Апостолов; но не обещано Апостолам, или Церкви отдельно (seorsum) главы, или с главой», добавляя: «Поэтому Петр, даже отдельно от (seorsum) Церкви, непогрешим. " [57]
Вечный пастырь
[ редактировать ]Непогрешимость Папы была официально определена в 1870 году, хотя традиция, лежащая в основе этой точки зрения, уходит корнями гораздо дальше. В заключении четвертой главы своей Догматической Конституции о Церкви Pastor aeternus Первый Ватиканский Собор заявил следующее: [58] [59]
Мы учим и определяем, что это догма , открытая Богом , что римский понтифик, когда он говорит ex cathedra , то есть когда, исполняя обязанности пастыря и врача всех христиан, в силу своей высшей апостольской власти, он определяет учение о вера или нравственность, которой должна придерживаться вселенская Церковь, благодаря Божественной помощи, обещанной ему в блаженном Петре , обладает той непогрешимостью, которой Божественный Искупитель пожелал, чтобы его Церковь была наделена способностью определять учение о вере и морали, и что, следовательно, такие определения римского понтифика нереформируемы сами по себе, а не с согласия Церкви.
Итак, если кто, чего не дай Бог, имеет дерзость отвергнуть это наше определение: да будет анафема .
— Ватиканский совет, сессия. IV, Конст. de Ecclesia Christi, Глава IV
Четвертая глава подлежала двухголосованию в июле 1870 года. В первом, 13 июля, был 601 избиратель: 451 утвердительный, 62 условно утвердительный и 88 отрицательный. Последним группам затем разрешили уйти; другие уехали из-за неминуемой франко-прусской войны . В ходе окончательного голосования 18 июля было подано 433 голоса за и только два против епископов Алоизио Риччио и Эдварда Фицджеральда . [58]
Свет народов
[ редактировать ]Догматическая конституция Lumen gentium Второго Ватиканского Собора , которая была также документом о самой Католической Церкви, во избежание каких-либо сомнений прямо подтвердила определение папской непогрешимости, выразив это в следующих словах: [60]
Этот Священный Собор, следуя по стопам Первого Ватиканского Собора, учит и провозглашает, что Иисус Христос, вечный Пастырь, основал Свою святую Церковь, послав апостолов, как Он Сам был послан Отцом; и Он пожелал, чтобы их преемники, а именно епископы, были пастырями в Его Церкви даже до скончания мира. А чтобы сам епископат был един и неразделен, Он поставил блаженного Петра над прочими апостолами и установил в нем постоянный и видимый источник и основание единства веры и общения. И всему этому учению об учреждении, вечности, значении и причине священного первенства Римского Понтифика и его непогрешимого учительства этот Священный Собор вновь предлагает твердо поверить всем верующим.
Операция
[ редактировать ]Частота безошибочных заявлений
[ редактировать ]В Церкви ведутся споры между теми, кто считает, что непогрешимость проявляется редко и явно, и теми, кто считает, что она является обычным явлением.
Примером спора о том, находится ли предмет в пределах непогрешимости, является канонизация святого Папой. Если да, то это было бы очень частым явлением во времена папства. Однако их обычно считают не принадлежащими к божественной вере, поскольку они основаны на фактах, произошедших после откровения Нового Завета. Статус людей как святых на небесах не преподается в Католическом Катехизисе или Символе веры, как того требует вера. Однако некоторые католические богословы в прошлом считали, что канонизация святого Папой является непогрешимым учением о том, что канонизированный человек определенно находится на небесах с Богом, потому что это связано с верой. Указ о канонизации призывает всю Церковь почитать человека как святого, а беатификация лишь разрешает это. [61] [62] В своих комментариях к заключительной формуле «Professio fidei» 1998 года Конгрегация доктрины веры перечислила «канонизацию святых» как «те истины, связанные с откровением по исторической необходимости и которые следует твердо соблюдать, но не может быть объявлено как божественно открытое ». [63]
Примеры безошибочных деклараций
[ редактировать ]Профессор Фрэнк К. Флинн заявляет, что доктрина непорочного зачатия, провозглашенная Ineffabilis Deus в 1854 году, «общепринята» как заявление ex cathedra . Флинн утверждает, что после провозглашения папской непогрешимости I Ватиканом (1870 г.) единственный пример заявления ex cathedra имел место в 1950 году, когда Папа Пий XII определил Успение Марии как символ веры . [64] В случаях Ineffabilis Deus и Пия XII папы консультировались с католическими епископами, прежде чем сделать свое заявление. [65]
Что касается исторических папских документов, католический богослов и историк церкви Клаус Шац провел тщательное исследование, опубликованное в 1985 году, в котором утверждается, что следующий список документов является ex cathedra : [66]
- Том к Флавиану , папе Льву I , 449 г., о двух природах во Христе, принятый Халкидонским собором ;
- Письмо папы Агафона , 680 г., о двух волях Христа, полученное Третьим Константинопольским собором ;
- Бенедикт Деус , Папа Бенедикт XII , 1336 г., о блаженном видении сразу после смерти, а не только перед окончательным приговором;
- По случаю , Папа Иннокентий X , 1653 г., осуждая пять предложений Янсена как еретические ;
- Auctorem fidei , Папа Пий VI , 1794 г., осуждающий несколько янсенистских предложений Синода Пистойи как еретические;
- Невыразимый Бог , Папа Пий IX , 1854 г., определяющий Непорочное Зачатие ;
- Munificentissimus Deus , Папа Пий XII , 1950 год, определяющий Успение Марии .
Полного списка папских заявлений, считающихся непогрешимыми, не существует.
В комментарии к Ad Tuendam Fidem , выпущенном Конгрегацией доктрины веры в 1998 году и опубликованном в журнале L'Osservatore Romano в июле 1998 года, перечислен ряд случаев безошибочных заявлений пап и вселенских соборов, но прямо указано (под номером 11). что это не полный список. В список включены ex cathedra заявления Ineffabilis Deus , Munificentissimus Deus и Benedictus Deus. Подтверждение Папой Иоанном Павлом II «доктрины о серьезной безнравственности прямого и добровольного убийства невинного человека» и того, что эвтаназия является «серьезным нарушением закона Божьего» в энциклике Evangelium Vitae, также было перечислено таким же образом Конгрегация (т.е. непогрешимая, хотя и не обучаемая ex cathedra ). Ordinatio sacerdotalis (см. ниже) также считался непогрешимым. [63]
Священническое рукоположение
[ редактировать ]Будучи префектом Конгрегации доктрины веры , кардинал Ратцингер (впоследствии Папа Бенедикт XVI) под руководством Иоанна Павла II заявил в официальном ответе ( responsum ) на запрос ( dubium) , что решение Иоанна Павла II о Посвящение женщин в католическое священство в его апостольском послании Ordinatio sacerdotalis было частью «обычного и непогрешимого» авторитетного учения католической церкви. [67] Это было подтверждено три года спустя в комментарии той же Конгрегации. [63]
Мнение о его непогрешимости было также высказано в частных комментариях кардиналами Йозефом Ратцингером : [68] Тарчизио Бертоне и Луис Ладария Феррер . [69] [70]
Николас Лэш , бывший священник и заслуженный профессор богословия Кембриджского университета, оспаривает, что эта доктрина действительно непогрешима. [71] Католическое богословское общество Америки в отчете под названием «Традиция и рукоположение женщин » пришло к выводу, что Ordinatio sacerdotalis ошибается в отношении своих претензий на авторитетность этого учения и его оснований в Традиции . [72]
Профессор Фрэнк К. Флинн утверждает, что заявление Папы Иоанна Павла II о недопущении женщин к священству не было непогрешимым; Поэтому Флинн считает, что кардинала Ратцингера более поздняя реакция на дубиум по этому поводу была ошибочной. [73]
Папа Франциск заявил в двух интервью (2013 и 2016 годах), что решение Иоанна Павла II было окончательной позицией в отношении рукоположения женщин. [74] [75] [76] [77]
Возражения
[ редактировать ]Возражения католиков
[ редактировать ]До 1870 года вера в непогрешимость папы не была обязательным требованием католической веры.
Перед Ватиканом я
[ редактировать ]Примерами католиков, которые до Первого Ватиканского собора не верили в непогрешимость папы, являются французский аббат Франсуа-Филипп Мезенги (1677–1763), написавший катехизис, отрицающий непогрешимость папы, [78] и немец Феликс Блау (1754–1798), который, будучи профессором Майнцского университета, критиковал непогрешимость без более четкого указания в Священном Писании. [79]
В Декларации и протесте, подписанных английскими католическими диссидентами в 1789 году, в год Французской революции , [80] подписанты заявляют: [81]
Нас также обвиняли в том, что мы придерживаемся в качестве принципа нашей религии того, что мы должны безоговорочно подчиняться приказам и указам Пап и Генеральных советов; и что, следовательно, если Папа или какой-либо Генеральный совет ради блага Церкви прикажет нам поднять оружие против правительства или любыми средствами подорвать законы и свободы этой страны или истребить людей убеждения, отличные от нас, мы (как утверждают наши Обвинители) считаем себя обязанными подчиняться таким Приказам или Указам под страхом вечного Огня:
Принимая во внимание, что мы решительно отрицаем, что мы обязаны каким-либо таким послушанием Папе и Генеральному Совету или любому из них; и мы считаем, что ни одно действие, которое само по себе является аморальным или нечестным, никогда не может быть оправдано тем, что оно совершается либо ради блага Церкви, либо в повиновении какой-либо церковной власти. Мы не признаем непогрешимости Папы и не понимаем и не верим, что наше неподчинение каким-либо таким приказам или указам (если таковые будут отданы или изданы) может подвергнуть нас какому-либо наказанию.
При короле Георге III католик, желающий вступить в должность, должен был принести присягу на верность. Присяга была особенно направлена на то, чтобы отказаться от того, что Папа может безошибочно приказать или простить цареубийство. Присяга требовалась в Ирландии с 1793 года. Аналогичная статья действовала и в Англии. Часть присяги гласила: «Это не статья католической веры, и поэтому я не обязан верить или исповедовать, что Папа непогрешим». [82] Ирландские епископы подтвердили свое согласие в пастырском обращении к католическому духовенству и мирянам Ирландии от 25 января 1826 года, заявив: «Католики Ирландии не только не верят, но и заявляют под присягой [...], что это не статьи католической веры, от них также не требуется верить, что Папа непогрешим и что они не считают себя «обязанными подчиняться какому-либо приказу, который по своей природе аморален», хотя Папа или любая церковная власть должны издавать или направлять такой приказ; но, напротив, было бы грешно с их стороны оказывать какое-либо уважение или повиновение ему». [83]
В 1822 году епископ Бейн заявил: «Я не верю, что в Англии и Ирландии какой-либо католик поддерживает непогрешимость Папы». [82]
В своем исследовании 1829 года «О церкви » Делагог заявил: « Ультрамонтанские теологи приписывают непогрешимость епископу Рима, рассматриваемому в этом аспекте и когда он говорит, как говорится, ex cathedra . Другие, в частности галликанцы, это отрицают». [84]
Профессор Делагог утверждал, что учение о том, что римский понтифик, даже когда он говорит ex cathedra , обладает даром безошибочности или превосходит Генеральные соборы, может быть отвергнуто без потери веры или риска ереси или раскола. [85]
В издании Беррингтона и Кирка «Вера католиков» 1830 года говорилось: «Папские определения или декреты, в какой бы форме они ни были произнесены, взятые исключительно от Генерального совета или принятия Церкви, не обязывают никого под страхом ереси к внутреннему согласию». [85]
В 1861 году профессор Мюррей из крупной ирландской католической семинарии в Мейнуте писал, что те, кто искренне отрицает непогрешимость Папы, «ни в коем случае и ни в малейшей степени (если только не будет доказано какое-либо другое основание) могут считаться чуждыми Католическая вера». [86]
После Ватикана я
[ редактировать ]После Первого Ватиканского собора 1869–1870 годов среди некоторых католиков, почти исключительно немецких, австрийских и швейцарских , возникли разногласия по поводу определения папской непогрешимости. Раскольники, считая Генеральные Соборы Церкви непогрешимыми, не желали принять догму о папской непогрешимости, в результате чего раскол между ними и Церковью возник , в результате которого образовались общины, находящиеся в расколе с Римом, которые стали известны как Старые католические церкви . Подавляющее большинство католиков приняли это определение. [87]
Перед Первым Ватиканским собором Джон Генри Ньюман , хотя лично был убежден, с точки зрения богословия, в непогрешимости папы, выступал против его определения как догмы, опасаясь, что это определение может быть выражено в слишком широких терминах, открытых для неправильного понимания. Он был доволен умеренным тоном самого определения, которое «подтверждало непогрешимость папы лишь в пределах строго ограниченной области: учения о вере и морали, первоначально данного апостольской церкви и переданного в Священном Писании и традиции». [87]
Изменение сочинений после I Ватиканского собора
[ редактировать ]Критические работы, такие как « Римско-католическая оппозиция папской непогрешимости» (1909) У. Дж. Воробья Симпсона, документально зафиксировали противодействие определению догмы во время Первого Ватиканского собора даже со стороны тех, кто верил в его учение, но считал, что определение его неуместно. [88]
Воробей Симпсон, англиканец , отмечает, что «все произведения, переизданные с 1870 года, были изменены в соответствии с идеями Ватикана». [89] Например:
- Издание «Катехизиса Кинана» 1860 года , используемое в католических школах Англии, Шотландии и Уэльса, приписывало протестантам идею о том, что католики обязаны верить в непогрешимость папы:
(В.) Разве католики не должны верить, что сам Папа непогрешим?
(А.) Это протестантское изобретение: это не статья католической веры: никакое его решение не может быть обязательным под страхом ереси, если оно не будет принято и приведено в исполнение учебным органом, то есть епископами Церкви.
- В редакции 1895 года:
(В.) Но некоторые католики перед Ватиканским собором отрицали непогрешимость Папы, которая также ранее подвергалась сомнению в этом самом Катехизисе.
(А.) Да; но они сделали это с обычной оговоркой – «настолько, насколько они могли тогда понять ум Церкви и подчиняться ее будущим определениям». [90]
Современные возражения
[ редактировать ]Опрос молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет (81% из них были католиками, 84% были моложе 19 лет и 62% были мужчинами), проведенный в 1989–1992 годах, в основном из США, а также из Австрии , Канады , Эквадора. Франция, Ирландия , Италия , Япония, Корея , Перу , Испания и Швейцария обнаружили, что 36,9% подтвердили, что «Папа имеет право говорить непогрешимо», 36,9% (ровно такое же соотношение) отрицали это, а 26,2% сказали, что не знают. [91]
Некоторые католики в последнее время, такие как Ханс Кюнг , автор книги «Непогрешимый?» «Расследование » и историк Гарри Уиллс , автор книги «Папский грех» , отказались принять папскую непогрешимость как вопрос веры. Кюнг был санкционирован церковью, будучи исключенным из преподавания католического богословия. Брайан Тирни согласился с Кюнгом, которого он цитирует, и заключил: «Нет убедительных доказательств того, что папская непогрешимость составляла какую-либо часть богословской или канонической традиции церкви до тринадцатого века; эта доктрина была изобретена в первую очередь несколькими диссиденты-францисканцы, потому что им было удобно его изобрести, в конечном итоге, но только после большого первоначального сопротивления, оно было принято папством, потому что это было удобно для пап; [92] Гарт Халлетт, «опираясь на предыдущее исследование трактовки значения слова Витгенштейном », утверждал, что догма о непогрешимости не является ни истинной, ни ложной, но бессмысленной; на практике, утверждает он, догма, похоже, не имеет практического применения и поддалась ощущению своей неуместности. [93] [94]
В 1995 году католическая писательница-феминистка Маргарет Хебблтуэйт заметила: [95]
Если в 1995 году никто не обращает особого внимания, когда Рим стучит кулаком и говорит: «Это непогрешимо», то какой мы можем сделать вывод? Мы можем заключить, что мы являемся свидетелями, возможно, самого большого падения папской власти в реальном выражении, которое когда-либо наблюдалось в истории.
Католический священник Август Бернхард Хаслер (ум. 3 июля 1980 г.) написал подробный анализ Первого Ватиканского собора , представив принятие определения непогрешимости как спланированное. [53] Роджер О'Тул описал работу Хаслера следующим образом: [96]
- Это ослабляет или опровергает утверждение о том, что папская непогрешимость уже была общепризнанной истиной и что ее формальное определение просто сделало де-юре то, что уже давно признавалось де-факто .
- Он подчеркивает степень сопротивления этому определению, особенно во Франции и Германии.
- Он разъясняет «иноппортунистическую» позицию как в значительной степени вежливую фикцию и отмечает, как она использовалась инфаллибилистами для упрощения природы оппозиции папским притязаниям.
- Это указывает на то, в какой степени «спонтанный народный спрос» на это определение был на самом деле тщательно спланирован.
- Это подчеркивает личное участие Папы, который, несмотря на его застенчивые заявления об отказе от ответственности, выглядит главным инициатором и движущей силой кампании инфаллибилистов.
- В нем подробно описывается, на что было готово зайти папство, добиваясь формального «подчинения» меньшинства даже после его поражения на соборе.
- Он предлагает понимание идеологической основы догмы европейского политического консерватизма, монархизма и контрреволюции.
- Он утверждает эту доктрину как ключевой элемент нынешнего «кризиса» Римско-католической церкви.
Марк Э. Пауэлл, рассматривая эту тему с протестантской точки зрения, пишет: «Август Хаслер изображает Пия IX как необразованного, жестокого человека, страдающего манией величия, а Ватиканский I Ватиканский собор - как несвободный совет. Хаслер, однако, занят в ожесточенной полемике и явно преувеличивает свое представление о Пии IX. Сообщения, подобные рассказам Хаслера, которые рисуют Пия IX и Ватикан I в самых негативных тонах, адекватно опровергаются показаниями участников I Ватикана». [97]
Возражения протестантов
[ редактировать ]Те, кто выступает против непогрешимости папы, такие как Гейслер и Маккензи. [98] говорят, что это противоречит Писанию и учению ранней Церкви. [99] : 480 ff
- По лингвистическим соображениям и пониманию того, что власть Петра была разделена, Джеймс Роберт Уайт [100] а другие говорят, что Матфея 16:18 [101] не называет Петра Скалой. Они утверждают, что в этом отрывке Петр выступает во втором лице («вы»), но что «скала сия», будучи в третьем лице, относится ко Христу, предмету исповедания истины Петром в стихе 16, и откровению, о котором идет речь. в стихе 17, который прямо утверждается как основание церкви. [102] Уайт цитирует таких авторитетов, как Иоанн Златоуст и св. Августин Гиппопотамский , которые поддерживают это понимание, при этом Августин заявляет: «Итак, Он сказал, что на этой скале ты исповедал. Я построю Свою Церковь. Ибо Скала (петра) есть Христос; и на этом основании был построен сам Петр». [103]
- Они понимают «ключи» в отрывке из Матфея и его авторитет как относящиеся в первую очередь или исключительно к Евангелию. [104]
- Они видят молитву Иисуса за Петра, чтобы вера его не ослабела (Лк. 22:32). [105] как не обещающие непогрешимости папской должности, которую они считают поздней и новой доктриной. [99] : 479
- Признавая значительную роль Петра в ранней церкви и его первоначальное лидерство по типу братьев, они утверждают, что Книга Деяний показывает, что он уступает апостолу Павлу по уровню вклада и влияния, а Павел становится доминирующим центром библейской мысли. записи ранней церкви и автор большей части Нового Завета (получив прямое откровение) и имеющий власть публично обличать Петра (Гал. 2:11–14).
- Гейслер и Маккензи также видят, что отсутствие каких-либо упоминаний Петра о себе конкретно, например, как о главе апостолов, а вместо этого только как о «апостоле» или «старейшине» (1 Петра 1:1; 5:1), имеет большое значение. против того, чтобы Петр был высшим и непогрешимым главой вселенской церкви, и указал, что он не примет такие титулы, как Святой Отец .
- Они говорят, что функция откровения, связанная с служением первосвященника Каиафы (Иоанна 11:49–52), не создает прецедента непогрешимости Петра, поскольку (среди прочего) они делают вывод из Откровения 22:18. [106] что после Нового Завета не существует нового откровения, как считают и католики. [98]
- Точно так же они считают, что не существовало никакого еврейского непогрешимого учительства, но вера все же сохранилась, и что римско-католическое учение о непогрешимости является новым изобретением. [107] [108]
- Они считают, что обещание папской непогрешимости нарушается некоторыми папами, которые высказывали ересь (признаваемую, по их словам, самой Римской церковью) в условиях, которые, по их мнению, соответствуют критериям непогрешимости. [109] [110]
- Они говорят, что на Иерусалимском соборе Петр не считался непогрешимым главой церкви, а Иаков осуществлял более решительное руководство и выносил окончательный приговор; [111] и что нигде больше его не считают окончательным и универсальным арбитром в любом доктринальном споре о вере в жизни церкви. [112]
- Они считают необоснованной с точки зрения Священных Писаний и истории идею о том, что монархическое руководство непогрешимого Папы необходимо или существовало; что непогрешимым авторитетом являются Священные Писания, а не непогрешимый глава. [113] [114] и что церковное руководство в Новом Завете понимается как руководство епископов и старейшин, обозначающих одну и ту же должность, а не непогрешимого папы. [115]
- Далее они утверждают, что доктрина папской непогрешимости не имела всеобщей или широкой поддержки на протяжении всей церковной истории. [99] : 486 и далее и что существенная оппозиция ему существовала внутри Католической церкви даже во время ее официального учреждения, утверждая, что это свидетельствует об отсутствии у нее библейских и исторических оснований. [116] [117] [118]
- Глава 7 Литтона Стрейчи биографии кардинала Мэннинга в книге «Выдающиеся викторианцы» включает обсуждение непогрешимости папы и некоторых возможных возражений. [119]
Позиции некоторых других церквей
[ редактировать ]Восточное православие
[ редактировать ]Догма о папской непогрешимости отвергается Восточным Православием по тем же причинам. Восточно-православные христиане считают, что Святой Дух не позволит всему Телу православных христиан впасть в заблуждение. [120] но оставляем открытым вопрос, как это будет обеспечено в том или ином конкретном случае.
Англиканские церкви
[ редактировать ]и Англиканская церковь ее сестринские церкви в Англиканском сообществе отвергают непогрешимость папы, и этот отказ выражен в Тридцати девяти статьях религии (1571 г.):
XIX. О Церкви. Видимая Церковь Христова есть собрание верных людей, в котором проповедуется чистое Слово Божие и должным образом совершаются Таинства согласно постановлению Христову, со всем тем, что необходимо для этого необходимо. Как Иерусалимская, Александрийская и Антиохийская церкви заблуждались, так и Римская церковь заблуждалась не только в своей жизни и способе проведения церемоний, но и в вопросах веры.
XXI. О полномочиях генеральных советов. Генеральные советы не могут собираться без повеления и воли князей. И когда они собраны вместе (поскольку они представляют собой собрание людей, из которых не все управляются Духом и Словом Божьим), они могут ошибаться, а иногда и ошибались, даже в вещах, касающихся Бога. А потому вещи, установленные ими как необходимые для спасения, не имеют ни силы, ни власти, если только не будет объявлено, что они взяты из Священного Писания.
Методистские церкви
[ редактировать ]Джон Уэсли внес поправки в англиканские статьи религии для использования методистами , особенно в Америке . В методистских статьях отсутствуют явные положения англиканских статей, касающиеся ошибок Римской церкви и власти соборов, но сохраняется статья V, которая имплицитно относится к римско-католической идее папской власти как способной определять догматы веры по вопросам. не вытекает явно из Писания:
V. О достаточности Священного Писания для спасения. Священное Писание содержит все необходимое для спасения; так что все, что там не прочитано и не может быть этим доказано, ни от кого не требует, чтобы во все верили как в догмат веры или считали необходимым или необходимым для спасения.
Реформатские церкви
[ редактировать ]Пресвитерианская и реформатская церкви отвергают непогрешимость папы. Вестминстерское исповедание веры , [121] который был задуман в 1646 году для замены Тридцати девяти статей , доходит до того, что римского понтифика называют «антихристом»; он содержит следующие утверждения:
(Глава первая) IX. Непогрешимым правилом толкования Священного Писания является само Писание: и потому, когда возникает вопрос об истинном и полном смысле любого Писания (которое не многообразно, а едино), его необходимо исследовать и познать в других местах, говорящих более четко.
(Глава первая) X. Верховный судья, который должен разрешать все религиозные споры и рассматривать все постановления соборов, мнения древних писателей, учения людей и частных духов, и в чьем приговоре мы находимся покоиться может только Дух Святой, говорящий в Писании.
(Глава двадцать пятая) VI. Нет другого главы Церкви, кроме Господа Иисуса Христа. И Папа Римский ни в каком смысле не может быть его главой; но это тот антихрист, тот человек греха и сын погибели, который возвышается в Церкви против Христа и всего, что называется Богом?
Евангелические церкви
[ редактировать ]Евангелические церкви не верят в непогрешимость папы по причинам, аналогичным причинам христиан-методистов и реформатов. Евангелисты верят, что только Библия непогрешима и непогрешима . [122]
Нехристианские эквиваленты
[ редактировать ]Ислам заявил о непогрешимости пророков и Корана, но не указывал на непогрешимость какого-либо авторитета в настоящее время. [ нужна ссылка ]
Популярные шииты признают фамильяров Мухаммеда ( Ахль аль-Байт ) имамами, избранными Богом и обладающими привилегиями безгрешности и непогрешимости . Многие суфийские имамы -сунниты заявляют, что являются посвященными учителями и духовными наследниками пророка и, таким образом, ассоциируются верующими с той же непогрешимостью. [123] независимо от грехов, связанных с жизнью их материального круга.
Политическая реакция
[ редактировать ]Британский
[ редактировать ]Великобритании министр Премьер - Уильям Юарт Гладстон публично напал на Первый Ватиканский собор , заявив, что католики «утратили свою моральную и умственную свободу». Он опубликовал брошюру под названием « Ватиканские указы о гражданской преданности» , в которой описал католическую церковь как « азиатскую монархию : не что иное, как головокружительную высоту деспотизма и один мертвый уровень религиозного подчинения». Он также заявил, что Папа хотел разрушить верховенство закона и заменить его произвольной тиранией, а затем скрыть эти «преступления против свободы под удушающим облаком ладана». [124] Кардинал Ньюман, как известно, ответил своим письмом герцогу Норфолку . В письме он утверждает, что совесть, которая является высшей, не противоречит папской непогрешимости, хотя он и произносит тост: «Я выпью за Папу, если хотите, но все равно сначала за совесть, а потом за Папу». [125] Позже он заявил, что «Ватиканский Собор оставил Папу таким, каким нашел его», удовлетворенный тем, что определение было очень умеренным и конкретным в отношении того, что конкретно можно объявить непогрешимым. [126]
Бисмарк
[ редактировать ]По данным FBM Холлидея, канцлер Отто фон Бисмарк опасался, что Пий IX и будущие папы будут использовать догму о непогрешимости как оружие для продвижения потенциального «папского стремления к международной политической гегемонии»:
Внимание Бисмарка было также приковано страхом перед тем, что он считал желанием международной католической церкви контролировать национальную Германию посредством папского заявления о непогрешимости, провозглашенного в 1870 году. Международная политическая гегемония, а сопротивление Бисмарка ей можно охарактеризовать как бой с тенью, многие государственные деятели того времени придерживались убеждений канцлера. Результатом стала Kulturkampf , которая с помощью своих в основном прусских мер, дополненных аналогичными действиями в нескольких других немецких государствах, стремилась обуздать клерикальную опасность с помощью законодательства, ограничивающего политическую власть католической церкви. [127]
Один из примеров политических действий католической церкви уже произошел в Италии 29 февраля 1868 года, когда Священная тюрьма издала указ Non Expedit , в котором говорилось, что католик не должен быть «ни выборщиком, ни избранным» в Королевстве Италия. [128] [129] Основным мотивом этого указа было то, что присяга депутатов могла быть истолкована как одобрение ограбления Святого Престола , как заявил Пий IX на аудиенции 11 октября 1874 года. [129] Лишь в 1888 году указ был объявлен абсолютным запретом, а не предостережением, предназначенным для одного конкретного случая. [129] [130] [ соответствующий? ]
В 1872 году Бисмарк попытался достичь соглашения с правительствами других европейских стран, согласно которому будущие папские выборы будут манипулироваться. Он предложил, чтобы европейские правительства заранее согласовали неподходящих папских кандидатов, а затем проинструктировали своих национальных кардиналов проголосовать соответствующим образом. Этот план был распространен в записке, в которой Бисмарк писал:
Конкордаты, уже заключенные в начале века, породили прямые и в некоторой степени интимные отношения между Папой и правительствами, но, прежде всего, Ватиканским собором и его важнейшими заявлениями о непогрешимости и о юрисдикции Папы. , также полностью изменил свою позицию по отношению к правительствам. Их интерес к выборам – а вместе с тем и их право волноваться о них – также получил гораздо более прочную основу. Ибо этими решениями Папа получил возможность принять на себя епископские права в каждой отдельной епархии и заменить епископскую власть папской. Епископальная власть вошла в папскую юрисдикцию; Папа уже не пользуется, как прежде, отдельными предусмотренными особыми привилегиями, но вся полнота епископских прав находится в его руках. В принципе он занял место каждого отдельного епископа, и на практике в каждый отдельный момент ему одному предстоит поставить себя на место первого по отношению к правительствам. Далее, епископы — лишь его инструменты, его чиновники без ответственности. По отношению к правительствам они стали чиновниками иностранного государя, причем государя, который в силу своей непогрешимости является вполне абсолютным, более чем любой абсолютный монарх в мире. Прежде чем правительства уступят такую должность новому Папе и предоставят ему возможность осуществления таких прав, они должны спросить себя, дают ли выборы и выбранное лицо те гарантии, которые они обоснованно требуют от злоупотребления такими правами. [131]
См. также
[ редактировать ]- Лорд Эктон - выступил против доктрины
- Папское первенство
- Папское превосходство
- Ультрамонтанизм
- Программа ошибок - энциклика, изданная Святым Престолом при Папе Пии IX 8 декабря 1864 года.
- Sola scriptura
- Утрехтский союз (старокатолический)
- Непогрешимость Церкви
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ «Богословские исследования - журнал академического богословия» (PDF) . Ц.му.еду . 30 ноября 2016 г. Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Энгбер, Дэниел (18 сентября 2006 г.). «Насколько непогрешим Папа?» . Журнал «Сланец» . Проверено 15 сентября 2022 г.
- ^ Брайан Гоган (1982). Общий корпус христианского мира: экклезиологические темы в трудах сэра Томаса Мора . Брилл. п. 33. ISBN 9004065083 . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Эрвин Фальбуш и др. Энциклопедия христианства Eradman Books ISBN 0-8028-2416-1
- ^ Вильгельм, Джозеф и Томас Сканнеллы. Руководство по католической теологии . Том 1, Часть 1. Лондон: Кеган Пол, Trench, Trübner & Co. Ltd., 1906. стр. 94–100.
- ^ Энциклопедия католицизма Фрэнка К. Флинна, Дж. Гордона Мелтона 207 ISBN 0-8160-5455-X стр. 267
- ^ Перейти обратно: а б «Катехизис Католической Церкви – Верные Христовы – Иерархия, Миряне, Посвященная жизнь» . Ватикан.ва . Архивировано из оригинала 6 сентября 2010 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ «Катехизис Католической Церкви – Церковь, Мать и Учитель §2035» . Ватикан.ва . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ «Катехизис Католической Церкви – Верные Христу – Иерархия, Миряне, Посвященная жизнь §892» . Ватикан.ва . 20 февраля 1946 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2010 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Католическая энциклопедия: богословское определение» . www.newadvent.org . Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ «Папа Пий XII, Munificentissimus Deus , §45, 1 ноября 1950 г., Издательство Ватикана» . W2.vatican.va Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ Письмо Конгрегации доктрины веры «Iuvenescit Ecclesia», 9. Наконец, соборное учение постоянно признает важную роль пастырей в распознавании харизм и их упорядоченном применении в церковном общении.[27]... Сноска [27] ] См. Второй Ватиканский Вселенский Собор, Догматическая Конституция Lumen Gentium, 12: «Суждение об их подлинности и правильном использовании принадлежит тем, кто назначен руководителями в Церкви, к чьей особой компетенции принадлежит не то, чтобы угашать Духа, но испытывать все дела и крепко держитесь доброго (ср. 1Цс 5:12 и 19–21)». Хотя здесь имеется в виду непосредственно различение необыкновенных дарований, но по аналогии сказанное здесь применимо в общем ко всякой харизме.
- ^ «Катехизис Католической Церкви – Церковь – Народ Божий, Тело Христово, Храм Святого Духа» . Ватикан.ва . Проверено 21 декабря 2016 г.
Именно в этом смысле всегда необходимо различение харизм. Ни одна харизма не может быть освобождена от передачи и подчинения пастырям Церкви. «Их обязанность [на самом деле] не угашать Духа, но испытывать все и держаться добра» (LG 12; ср. 30; 1 Фес. 5:12, 19–21; Иоанн Павел II, Христифиделес). Лаичи, 24), чтобы все разнообразные и взаимодополняющие харизмы работали вместе «для общего блага». (1 Кор. 12:7.)
- ^ «Катехизис Католической Церкви» . Ватикан.ва . 20 февраля 1946 года. Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ «Доктринальный комментарий к заключительной формуле Professio Fideo» .
- ^ «Невыразимый Бог Пия IX (Определение непорочного зачатия) | EWTN» .
- ^ «Мунифисентиссимус Бог (1 ноября 1950 г.) | Пий XII» .
- ^ « У Папы нет простого «рецепта» церковного кризиса ». Зенит, 29 июля 2005 г., получено 8 июля 2009 г., zenit.org. Архивировано 8 июня 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ «Предполагая непогрешимость» . НКР . 15 августа 2015 года . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Шон, Майкл (12 ноября 2010 г.). «Богослов «прямой стрелки» и Папа | Национальный католический репортер» . Ncronline.org . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Селвуд, Доминик (8 декабря 2016 г.). «В этот день: Папа Пий IX издает первое безошибочное заявление современной эпохи» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Горовиц, Эван (24 сентября 2015 г.). «Когда папа считается непогрешимым?» . BostonGlobe.com . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Барни, Кевин (5 февраля 2016 г.). «Непогрешимость» . По общему согласию . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Ганс Шварц (2000). Эсхатология . Эрдманс. п. 298. ИСБН 978-0-8028-4733-1 .
- ^ «Власть Пап» . Католический фронт . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Генри Эдвард Мэннинг (1871). De Fide , Quest. xii, апуд Рокаберти, том. хх, с. 388, цитируется в книге «Ватиканский собор и его определения: пастырское послание к духовенству» . Д. и Дж. Сэдлиер. п. 105 . Проверено 17 февраля 2013 г.
Ферре также пишет: «Бесполезно разоблачение некоторых Парисов (врачей), которые утверждают, что Христос только обещал, что вера не ослабеет в Церкви, основанной на Петре; а не то, что оно не должно потерпеть неудачу у преемников Петра, отделенных от (seorsum) Церкви».
- ^ «Христианский образовательный орган и реакция христиан» . Vatican2voice.org . 30 августа 1968 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ «Катехизис Католической Церкви §553» . Ватикан.ва . 5 января 1964 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Отт, Людвиг. Основы католической догмы , Кн. IV, Пт. 2, гл. 2, §6.
- ↑ Католические миссии, сентябрь 1903 г.
- ^ Тирни, Брайан (1988). «Истоки папской непогрешимости, 1150–1350: исследование концепций непогрешимости, суверенитета и традиций в средние века» . Архив Брилла . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Грегори Ли Джексон, католик, лютеранин, протестант (самопубликовано, 2007 г.) ISBN 978-0-615-16635-3 ), с. 185
- ^ «Хефт не согласен с тезисом Тирни о том, что корни папской непогрешимости распространяются только на Оливи» ( Джон В. Круз, «Переоценка истоков папской непогрешимости» (Университет Сент-Луиса, 2005), стр. 2)
- ^ Выводы Крузе на основе папских булл того времени дают неопределенные результаты о существовании в них понятия папской непогрешимости ( Реферат Джона В. Круза, «Переоценка истоков папской непогрешимости» (Университет Сент-Луиса, 2005 г.) ).
- ^ Перейти обратно: а б с Шац, Клаус (1996). Папское первенство . Колледжвилл, Миннесота : Литургическая пресса. стр. 117–18. ISBN 978-0-8146-5522-1 .
- ^ Хорст, Ульрих (1982). Непогрешимость и история: исследования дискуссии о непогрешимости от Мельхиора Кано на Первом Ватиканском соборе . Издательство Маттиаса Грюневальда. ISBN 9783786709848 . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Марк Э. Пауэлл (2009). Папская непогрешимость: протестантская оценка экуменического вопроса . Вм. Б. Эрдманс. п. 34. ISBN 9780802862846 . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Клаус Шац (1996). Папское первенство: от истоков до наших дней . Литургическая пресса. п. 118. ИСБН 978-0-8146-5522-1 .
- ^ Тирни, Брайан (1972). Истоки папской непогрешимости, 1150–1350: исследование концепций непогрешимости, суверенитета и традиций в средние века . Архив Брилла. стр. 46–47.
- ^ Диктатус Папае 1090 ; ср. Миллер, MC, (2005), Власть и святость в эпоху инвестиционного конфликта: краткая история с документами (Бедфорд; Нью-Йорк), стр. 81–83.
- ^ «Христианство: папская непогрешимость» . Би-би-си . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Брук, Образ Святого Франциска , с. 100
- ^ Филип Д. Крей и др., Николай Лирский: Чувства Священного Писания (Brill 2000). ISBN 978-90-04-11295-7 ), с. 240.
- ^ Перейти обратно: а б Кристофер Кляйхенц (2003). Средневековая Италия: Энциклопедия . Том. 1. Рутледж. п. 373. ИСБН 978-0-415-93930-0 .
- ^ Папа Николай . III Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ Брук, Розалинда Б. Образ Святого Франциска (Издательство Кембриджского университета, 2006 г.) ISBN 978-0-521-78291-3 ), с. 98
- ^ Папа Иоанн XXII. «Ad conditorem canonum» . Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 12 октября 2011 г.
- ^ Брук, стр. 100–101.
- ^ «06.10.24, Нольд, Папа Иоанн XXII и его кардинал-францисканец» . Scholarworks.iu.edu . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Папа Иоанн XXII. «Cum inter nonnullos» . Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 12 октября 2011 г.
- ^ Папа Иоанн XXII. «Quia quorundam» . Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 11 октября 2011 г.
- ^ Тирни, Брайан (1988). «Истоки папской непогрешимости, 1150–1350: исследование концепций непогрешимости, суверенитета и традиций в средние века» . Архив Брилла . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хаслер, AB, (1981) Как Папа стал непогрешимым: Пий IX и политика убеждения (Doubleday; Garden City, Нью-Йорк), стр. 36–37
- ^ Тирни, Брайан (1988). «Истоки папской непогрешимости, 1150–1350: исследование концепций непогрешимости, суверенитета и традиций в средние века» . Архив Брилла . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Ремигиус Кулон, Ферре: Винсент , в: Словарь католического богословия, изд. А. Вакант, Э. Мандженор и Э. Аманн, Том 5/2, Париж, 1913, 2176–2177.
- ^ Генри Эдвард Мэннинг (1871). Ватиканский собор и его определения: пастырское послание к духовенству . Д. и Дж. Сэдлиер. п. 105 . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Генри Эдвард Мэннинг (1871). Гатти, Institutiones Apologico-Polemicae , apud Bianchi de Constitutione Monarchica Ecclesiae , 124, Рим, 1870 г., цитируется в Ватиканском соборе и его определениях: пастырское послание к духовенству . Д. и Дж. Сэдлиер. п. 107 . Проверено 17 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Католическая энциклопедия: Ватиканский собор» . Newadvent.org . 1 октября 1912 года . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ «Филип Шафф: Символы веры христианского мира с историей и критическими примечаниями. Том II. История символов веры. - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Проверено 18 февраля 2020 г. .
- ^ «Люмен гентиум» . www.vatican.va . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «Католическая энциклопедия: Беатификация и канонизация» . Newadvent.org . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Макнамара, Эдвард. «Канонизация и непогрешимость» . Зенит. Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ратцингер, кардинал Джозеф; Бертоне, кардинал Тарчизио (15 июля 1998 г.). «Доктринальный комментарий к заключительной формуле Professio Fidei» .
- ^ Флинн, Фрэнк К. (2007). «ex cathedra (лат.: «со стула»)». Энциклопедия католицизма . Энциклопедия мировых религий. Нью-Йорк: факты в архиве. п. 267. ИСБН 978-0-8160-7565-2 . OCLC 191044725 .
- ^ О'Коллинз, Джеральд Дж.; Фарруджа, Марио Дж. (25 декабря 2014 г.). Католицизм: история католического христианства . ОУП Оксфорд. п. 333. ИСБН 978-0-19-104392-5 .
- ^ Салливан, Фрэнсис Алоизиус (2003). «глава 6». Творческая верность: взвешивание и интерпретация документов магистратуры . Випф и Сток. ISBN 1-59244-208-0 . ОСЛК 470302277 .
- ^ «Ответ на цель сомнения относительно учения, содержащегося в «Ordinatio Sacerdotalis» » . www.vatican.va 28 октября 1995 г. Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Кардинал Йозеф Ратцингер . «Об ответе Конгрегации вероучения на учение, содержащееся в апостольском послании «Ordinatio Sacerdotalis» » . Сайт католической культуры . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Бертоне, Тарчизио. «Арбитражные документы и общественное несогласие» . Католическая культура. Архивировано из оригинала 9 октября 2007 года . Проверено 10 ноября 2007 г.
- ^ Кристофер Лэмб (27 июня 2018 г.). «Глава доктрины Ладария преуменьшает вероятность появления женщин-дьяконов» . Планшет . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ «Путаница по поводу непогрешимости – церковная власть» . Институт католических исследований Вейнгаардса . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ «Богословы оценивают «Ordinatio Sacerdotalis» » . Архивировано из оригинала 2 марта 2009 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Флинн, Фрэнк К. (2007). « бывшая кафедра ». Энциклопедия католицизма . Факты в файле. п. 267. ИСБН 978-0-8160-7565-2 . OCLC 882540074 .
- ^ Брокгауз, Ханна (1 ноября 2016 г.). «Папа Франциск еще раз решительно говорит «нет» женщинам-священникам» . Католическое информационное агентство . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ Делия Галлахер (2 ноября 2016 г.). «Почему Папа сказал «нет» женщинам-священникам?» . CNN . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Почему Папа Франциск не позволяет женщинам становиться священниками» . Время . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Папа Франциск подтверждает запрет Иоанна Павла II на женщин-священников» . Журнал Америки . 1 ноября 2016 года . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Л. Ленер; Майкл Принти, ред. (2010). Спутник католического Просвещения в Европе . Брилл. п. 428. ИСБН 978-90-04-18351-3 .
- ^ Ленер и Принти, Companion 2010, стр. 151
- ^ Включено в «Письмо, адресованное католикам Англии» . 1792. стр. 14–30.
- ↑ Письмо, адресованное католикам Англии , параграфы 7–8.
- ^ Перейти обратно: а б Воробей-Симпсон, WJ (Уильям Джон) (1909). Римско-католическая оппозиция папской непогрешимости . Келли – Университет Торонто. Лондон: Дж. Мюррей. п. 101.
- ^ Гладстон, Ватиканские указы , том. XLIII, изд. 1875 г., цитируется в Sparrow Simpson, стр. 101–02.
- ^ "Римскому понтифику, рассматриваемому в этом последнем отношении, и когда он говорит, что называется, с кафедры, ультрамонтанские богословы приписывают непогрешимость, которой другие, и особенно галлы, противоречат" Г. Финч, Римская полемика (британский Общество содействия религиозным принципам Реформации, Лондон, 1850 г.), том. II, с. 846
- ^ Перейти обратно: а б Симпсон, Уильям Дж. Воробей (1909). Римско-католическая оппозиция папской непогрешимости . Лондон: Джон Мюррей. п. 107 .
- ^ Симпсон, Уильям Дж. Воробей (1909). Римско-католическая оппозиция папской непогрешимости . Лондон: Джон Мюррей. п. 115–6 .
- ^ Перейти обратно: а б «Богословские исследования - журнал академического богословия» (PDF) . Ц.му.еду . 30 ноября 2016 г. Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ «Римско-католическая оппозиция папской непогрешимости» . Архив.орг . 21 июля 2010 года . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Симпсон, Уильям Дж. Воробей (1909). Римско-католическая оппозиция папской непогрешимости . Лондон: Джон Мюррей. п. 106 .
- ^ Симпсон, Уильям Дж. Воробей (1909). Римско-католическая оппозиция папской непогрешимости . Лондон: Джон Мюррей. п. 111–2 .
- ^ «Университет Дейтона» . Campus.udayton.edu . Архивировано из оригинала 20 октября 2014 года . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Тирни, Истоки папской непогрешимости, 1150–1350 (Брилл 1972) , стр. 281
- ^ Тьма и свет: анализ доктринальных утверждений (Paulist Press, 1975) и см. Жермен Гризе, «Примечание. Непогрешимость и контрацепция: ответ Гарту Халлетту» в Theological Studies 47 (1986).
- ^ http://cdn.theologicalstudies.net/43/43.4/43.4.3.pdf https://web.archive.org/web/20150305040716/http://cdn.theologicalstudies.net/43/43.4/43.4. 3.pdf
- ↑ Историческое падение папской власти , суббота, 25 ноября 1995 г., 01:02, The Independent, Маргарет Хебблтуэйт.
- ^ Роджер О'Тул, Рецензия на книгу Августа Бернхарда «Как Папа стал непогрешимым: Пий IX и политика убеждения».Хаслер; Питер Хейнегг, Социологический анализ, Vol. 43, № 1. (Весна 1982 г.), стр. 86–88, на с. 87.
- ^ Марк Э. Пауэлл (27 января 2009 г.). Папская непогрешимость: протестантская оценка экуменического вопроса . Вм. Б. Эрдманс. п. 23. ISBN 9780802862846 . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Что вы думаете о Риме? Часть четвертая: Католико-протестантские дебаты о непогрешимости папы , Christian Research Journal, осень 1994 г., стр. 24
- ^ Перейти обратно: а б с Угощение, Джон Харви; Батлер, Г.Х. Хоутон (1888). Католическая вера, или Учения Римской Церкви, противоречащие Священному Писанию и учению первобытной церкви . Братство епископа Уэллса. ISBN 9780837085555 .
- ^ Джеймс Роберт Уайт, Ответы на претензии католиков , 104–98; Crowne Publications, Саутбридж, Массачусетс: 1990.
- ^ Мэтью 16:18
- ^ Петра: Rm. 8:33; 1 Кор. 10:4; 1 Пет. 2:8; литос: Мат. 21:42; Мк.12:10–11; Лк. 20:17–18; Действовать. 4:11; Рм. 9:33; Еф. 2:20; 1 Пет. 2:4–8; ср. Дт. 32:4, Ис. 28:16; В Ефесянам 2:20 говорится о церкви как «построенной на основании Апостолов и пророков».
- ^ Августин, Евангелие от Иоанна, трактат 12435, Никейские и постникейские отцы, серия I, Гранд-Рапидс: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1983, 7:450, цитируется по White, Answers to Catholic Claims , p. 106
- ^ Джон Кальвин, Институты христианской религии, с. 1105; Филадельфия: Вестминстер Пресс, 1960 г.
- ^ Луки 22:32
- ^ Откровение 22:18.
- ^ «Служения Альфа и Омега, Служение христианской апологетики Джеймса Р. Уайта» . Vintage.aomin.org. Архивировано из оригинала 8 июня 2015 года . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ «Служения Альфа и Омега, Служение христианской апологетики Джеймса Р. Уайта» . Vintage.aomin.org . Архивировано из оригинала 4 октября 2009 года . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Ричард Фредерик Литтлдейл , Простые причины против присоединения к Римской церкви , стр. 157–59.
- ^ EJV Huiginn, От Рима к протестантизму , Форум, Том 5, с. 111
- ^ Ф. Ф. Брюс, Питер, Стивен, Джеймс и Джон, 86 и далее; Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс, 1979 г.
- ^ Питер Де Роза, Наместники Христа: темная сторона папства
- ^ EJV Huiginn, От Рима к протестантизму , Форум, Том 5, стр. 111–13.
- ^ «Служения Альфа и Омега, Служение христианской апологетики Джеймса Р. Уайта» . Vintage.aomin.org . Архивировано из оригинала 30 августа 2009 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ «Служения Альфа и Омега, Служение христианской апологетики Джеймса Р. Уайта» . Vintage.aomin.org . Архивировано из оригинала 4 октября 2009 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Гарольд О.Дж. Браун, Протест обеспокоенного протестанта , Нью-Рошель, Нью-Йорк: Арлингтон-Хаус, 1969; п. 122
- ^ Уиллистон Уокер, История христианской церкви , 3-е изд. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1970; п. 67
- ^ EJV Huiginn, От Рима к протестантизму , Форум, Том 5, стр. 109–10.
- ^ «Кардинал Мэннинг» . Выдающиеся викторианцы/кардинал Мэннинг — Wikisource, бесплатная онлайн-библиотека . Проверено 21 декабря 2016 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ↑ Энциклика Восточных Патриархов 1848 г.
- ^ «Вестминстерское исповедание веры (1646 г.)» . Реформированный.орг . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Тимоти Ларсен; Дэниел Дж. Триер (2007). Кембриджский спутник евангелической теологии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 38. ISBN 978-0-521-60974-6 .
- ^ Ахль аль-Байт, Энциклопедия ислама.
- ^ Филип Магнус, Гладстон: Биография (Лондон: Джон Мюррей, 1963), стр. 235–36.
- ^ Письмо герцогу Норфолку в книге «Гений Джона Генри Ньюмана: отрывки из его сочинений». Эд. И. Кер. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1990.
- ^ Стэнли Джаки в «Вызове Ньюмана», с. 170
- ^ FBM Холлидей, Бисмарк, (Наблюденные великие жизни) , Прентис-Холл (1970), с. 6
- ^ «неспешный | Католицизм» . Britannica.com . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Католическая энциклопедия: Non Expedit» . Newadvent.org . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ «нескоростной» . Sapere.it . 22 июня 2011 года . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ «Конфиденциальный дипломатический циркуляр Бисмарка представителям Германии за границей», Берлин, 14 мая 1872 г., стр. 43, в переводе: FBM Hollyday, Bismarck, (Great Lives Observed) , Prentice-Hall (1970), стр. 42–44.
Библиография
[ редактировать ]- Бермехо, Луис (1990). Непогрешимость на суде: Церковь, соборность и общение . imprimi potest Джулиана Фернандеса, провинции Индии. Христианская классика. ISBN 0-87061-190-9 .
- Кирико, Питер (1983). Непогрешимость: перекресток доктрин . М. Глейзер. ISBN 0-89453-296-0 .
- Де Чезаре, Рафаэле (1909). Последние дни папского Рима . Лондон: Арчибальд Констебль и компания, с. 449 .
последние дни папского Рима.
- Гайардец, Ричард (2003). Каким авторитетом?: Букварь по Священному Писанию, Магистериуму и чувствам верующих . Литургическая пресса. ISBN 0-8146-2872-9 .
- Хаслер, Бернхард (1981). Как Папа стал непогрешимым: Пий IX и политика убеждения . Даблдэй. ISBN 978-0385158510 . Перевод Хаслер, Бернхард (1979). Как Папа стал непогрешимым: сила и бессилие догмы (на немецком языке). Издательство Р. Пайпер и Ко.
- Кюнг, Ганс (1983). Непогрешимый?: Расследование . Даблдэй. ISBN 0-385-18483-2 .
- Лио, Эрменегильдо (1986). Humanae vitae и непогрешимость: Павел VI, Собор и Иоанн Павел II (теология и философия) (на итальянском языке). Издательский книжный магазин Ватикана. ISBN 88-209-1528-6 .
- Майр, Беда (1789/2023). Защита католической религии: необходимость, существование и пределы непогрешимой церкви. перевод Ульриха Л. Ленера . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0813237732.
- МакКлори, Роберт (1997). Власть и папство: люди и политика, стоящие за доктриной непогрешимости . Триумф. ISBN 0-7648-0141-4 .
- О'Коннор, Джеймс (1986). Дар непогрешимости: официальное мнение епископа Винсента Гассера о непогрешимости на Ватиканском соборе I. Издания Святого Павла. ISBN 0-8198-3042-9 .
- Пауэлл, Марк Э (2009). Папская непогрешимость: протестантская оценка экуменического вопроса . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6284-6 .
- Салливан, Фрэнсис (2003). Творческая верность: взвешивание и интерпретация документов Магистериума . Wipf и Stock Publishers. ISBN 1-59244-208-0 .
- Салливан, Фрэнсис (2002). Магистериум: преподавательский орган в католической церкви . Wipf и Stock Publishers. ISBN 1-59244-060-6 .
- Тирни, Брайан (1972). Истоки папской непогрешимости, 1150–1350: исследование концепций непогрешимости, суверенитета и традиций в средние века . Э. Дж. Брилл. ISBN 90-04-08884-9 .
- Харкианакис, Стилианос (2008). Непогрешимость Церкви в православном богословии . Сидней: Ортодоксальная пресса Святого Андрея. ISBN 978-1920691981 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хефт, Джеймс (1980). «Исторические истоки папской непогрешимости | Вес | Труды Католического теологического общества Америки» . Проверено 22 декабря 2016 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Истинная и ложная непогрешимость Пап. (1871) , епископ Джозеф Фесслер
- Катехизис Католической Церкви о непогрешимости (официальный сайт Святого Престола)
- Католическая энциклопедия . 1913. .
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .
- Рейнольдс, Фрэнсис Дж., изд. (1921). Новая энциклопедия Кольера . Нью-Йорк: PF Collier & Son Company. .
- Catholicregister.org Новостная статья из Католического реестра о переосмыслении папской непогрешимости .