Jump to content

Папские титулы

Рукопись «Папайского диктата» из , Ватиканских архивов документа XI века о папской власти, в котором фиксируется исторический процесс, в результате которого титул «папа» стал использоваться только епископом Рима. В его предложении XI говорится: « Quod hoc unicum est nomen in mundo » («Что это имя [Папа] уникально в мире»).

Титулы епископа Рима , чаще называемые папскими титулами , [примечание 1] относятся к различным титулам, используемым в протоколе , как к форме обращения или обозначения теологической или светской реальности Епископа Рима (Папы) . Католическая церковь считает, что они «составляют то, что было названо приматом чести. Эти прерогативы не связаны, как его юрисдикционные права, с божественным правом его должности. Они выросли в ходе истории и были закреплены течение столетий, но они не свободны от изменений». [1]

Первоначально титулы епископа Рима использовались как выражение уважения, власти и почитания, позже многие из них стали прочно ассоциироваться с его должностью, став отличительными и конкретными титулами. Самые старые используемые титулы - «папа». [2] и «понтифик», [2] которые датируются серединой III в. Остальные титулы появляются начиная с V века и развиваются на протяжении всего Средневековья . Annuario Pontificio , директория Святого Престола , с 1716 года публикует списки того, что с тех пор считается официальными папскими титулами. [3] Однако официальный список включает не все используемые; более того, на протяжении истории папы носили различные другие титулы, иногда на протяжении веков, от которых в какой-то момент отказались.

Официальные названия

[ редактировать ]

Официальный список папских титулов в том порядке, в котором они продиктованы Annuario Pontificio в 2024 году:

  • Рима Епископ
  • Наместник Иисуса Христа
  • Преемник Князя Апостолов ( Successor principis apostolorum )
  • Верховный Понтифик Вселенской Церкви
  • Запада Патриарх [4]
  • Италии Примас
  • Митрополит архиепископ Римской провинции
  • Суверен города Ватикан государства-
  • Слуг Божьих Слуга [3]

Папа Римский

[ редактировать ]
Папа Григорий VII (годы правления 1073–1085) приказал сохранить титул «папа» исключительно за епископом Рима. Неизвестная рукопись XI века.

Термин «папа» происходит от латинского « папа » и греческого πάππας. [5] ( pappas , что является ласковым словом для «отца»). [6] Это самый известный титул, связанный с епископом Рима, который используется в протоколах, документах и ​​подписях. Существует несколько интерпретаций значения и применения названия, среди них: [7] что «папа» будет латинской аббревиатурой , где каждая буква будет соответствовать слову: Petri apostoli potestatem accipiens («тот, кто получает власть апостола Петра»); или даже Petrus apostolus Princeps apostolorum («Апостол Петр, князь апостолов»). В качестве источника также было предложено объединить первые слоги латинских слов pater («отец») и пастор («пастух»). [7]

С начала третьего века термин «папа» использовался как выражение нежного почитания как епископа Рима, так и других епископов Запада. [2] На Востоке его первоначально использовали для священников, [1] но после избрания 13-го патриарха Александрийского Геракла ( годы правления 232–249 ) и назначения его папой, [8] титул в этом регионе теперь используется только для патриарха Александрийского .

Среди историков существуют разногласия относительно того, кто был первым епископом Рима, использовавшим этот титул. Некоторые предполагают, что это был Марцеллин (годы правления 296–304), [2] Дамас (годы правления 366–384), Сириций (годы правления 384–399), [9] Папа Иоанн I (годы правления 523–526), [10] или другие. К концу четвертого века слово «папа», применяемое к епископу Рима, начинает выражать нечто большее, чем просто нежное почитание, и постепенно становится конкретным титулом. [11] как видно из писем императорской канцелярии Константинополя [2] и переписка Сириция и Симмаха (годы правления 498–514). [1] В шестом веке это выражение стало прочно ассоциироваться с епископами Рима. [10] и до одиннадцатого века Папа Григорий VII (годы правления 1073–1085) «предписывал, чтобы это ограничивалось только преемниками Петра». [1]

Что касается конкретно термина «папство» ( papatu ), то не существует всестороннего исследования его происхождения, как и слова «папа». [12] однако этот термин возник примерно в XII веке и относился исключительно к церковной системе управления Папы. [12]

Наместник Христа

[ редактировать ]

Наместник Христа (лат. Vicarius Christi ) — наиболее значимый титул Папы, подразумевающий его высшее и универсальное первенство. [13] Оно основано на обетовании 16:19: в котором Христос вручает Петру ключи от Царства Небесного . Во всех странах ключ является символом власти. Таким образом, для католицизма слова Христа являются обещанием того, что он дарует Петру власть управлять Церковью вместо себя, как своего викария. [1]

Документ, изданный римским сенатом почетного звания римского гражданина в 1615 году о присвоении Хасекуре Цуненаге , в котором Папа описывается как «Понтифик» Рима и пастор Вселенской католической церкви, Отец всего мира и наместник Иисуса. Христос, Всемогущий Сын Божий». [примечание 2] Сендайский музей

Первое упоминание о титуле, отражающем роль папы как «викария», можно найти в письме 445 года папы Льва I (годы правления 440–461) Диоскору Александрийскому , в котором он называет епископа Рима «земным викарием Рима». преемники Петра»; [10] вскоре после этого, в 495 г., были изданы указы синода по имени Папа Геласий I (годы правления 492–496) «Наместник Христа» (годы правления 492–496). [14] Таким образом, в раннем Средневековье существовало несколько вариантов этого титула, например, «Викарий Петра» ( Vicarius Petri ), указывающий на то, что папы сменили святого Петра, «Викария князя апостолов» ( Vicarius principis apostolorum). ) или «Викарий апостольского Престола» [13] ( Vicarius soles Apostolica ) и другие. О том, что использовались одновременно титулы «Викарий Петра» и «Викарий Христа», свидетельствует тот факт, что в конце VIII века св. Бонифаций принес присягу на верность Папе Григорию II (годы правления 715–715). 731) использует первое, [15] а несколько десятилетий спустя Папа Иоанн VIII (годы правления 872–882) использует последний. [16] Даже сегодня Римский Миссал в своих молитвах за умершего папу называет его «Викарием Петра». [17]

Назначение наместника Христа для пап стало регулярно использоваться в начале 13 века из-за реформ, проведенных Папой Иннокентием III (годы правления 1198–1216). [18] Это отмечено еще в 1199 году в письме Иннокентия царю Армении Льву II . [19] Иннокентий часто ссылался на этот титул как на прерогативу назначения епископов. [13] Другие историки предполагают, что этот титул больше ассоциировался с папами в понтификате Евгения III (годы правления 1145–1153), а затем был закреплен Иннокентием. [14] Папа Николай III (годы правления 1277–1280) использовал термин «Наместник Божий» (отсылка к Христу как Богу) в качестве эквивалентного титула. [13] В настоящее время Второй Ватиканский Собор учит, что все епископы являются «наместниками и посланниками Христа». [20]

Имея различные богословские и светские значения, этот титул также использовался в личных наблюдениях Тертуллиана в третьем веке для обозначения Святого Духа . [21] и в цезаропапизме пятого-девятого веков для обозначения правителей и государственных властей, таких как короли, судьи, [22] и, прежде всего, византийский император . [18]

Преемник или викарий Князя Апостолов

[ редактировать ]

Князь Апостолов (лат. Principis Apostolorum ) — титул, закрепленный индивидуально за Св. Петром, [примечание 3] как способ продемонстрировать свое лидерство среди апостолов ( principis означает «первый» или «главный»). [23] ). Первые записи о нем относятся к проповедям папы Льва I (годы правления 440–461) в V веке, который использует их как демонстрацию своего первенства: [24]

Вечная – это твердость той веры, которая была восхвалена в Князе Апостолов. И как остается то, что Петр верил о Христе, так остается и то, что Христос установил в личности Петра. (...) верный крепости принятой им скалы, он не оставляет вверенного ему управления Церковью.

Титул лишь косвенно применяется к Папе, который официально именуется «Преемником Князя Апостолов» ( Successor principis apostolorum ), [3] или также как «Викарий князя апостолов», [13] среди других вариантов.

Понтифик

[ редактировать ]
Монета из Болоньи , Папского государства XVIII века, на которой написано « Pius Sextus Pontifex Maximus MDCCXCV », то есть «Пий VI Понтифик Максимус 1795».

Термин «Понтифик» ( Pontifex ), вариации которого включают «Римский Понтифик», «Верховный Понтифик», «Суверенный Понтифик» и « Pontifex maximus », официальное название — «Верховный Понтифик» ( Summus Pontifex ) или более полно: Верховный Понтифик Вселенской Церкви» ( Summus Pontifex Ecclesiae Universalis ) — один из официальных титулов Папы. От существительного «понтифик» образовалось прилагательное «понтификальный», относящееся к церемониям и учреждениям, связанным с папой, таким как « папский университет » (университеты, поддерживаемые Святым Престолом и папой) и к епископам в целом, насколько это возможно. можно увидеть в выражении « Римский Папский » (книга, содержащая обряды, предназначенные для епископов, такие как конфирмация и рукоположение). [25] Термин Pontifex Maximus обычно встречается в надписях на зданиях, картинах, статуях и монетах, посвященных папам, и обычно сокращается до «Pont Max» или «PM » (папы начали использовать титул верховного понтифика в эпоху итальянского Возрождения). , [26] с тех пор аббревиатуры «Pont Max» и «PM» появляются несколько раз, как, например, на знаменитой картине Папы Льва X (годы правления 1513–1521) Рафаэля , на которой написано «Leo X Pont (ifex) Max. (imus)», что означает «Лев X, Верховный Понтифик». [27] ). Со средних веков Церковь, начиная с избрания папы, начинает отсчитывать новый календарь в «Годах Понтификата» или «Папских годах» ( Anno Papalis АП .), который сосуществует с христианским календарём . отсчет от рождения Иисуса Христа в «Годы Господни» ( Anno Domini — н. э. ). Использование этих двух дат можно увидеть в нескольких памятниках Рима. [28] и все папские указы, а также некоторые церковные документы.

В Вульгате , Евреям 5:1–4, некоторые священники называются понтификами. [29] понтифик означает «строитель мостов» ( pons + facere ). Самая распространенная интерпретация состоит в том, что понтифики символически являются строителями моста между Богом и людьми. [30] использование этого термина оправдано, поскольку понтифик «(...) создан от имени людей в качестве посредника в делах, касающихся Бога, чтобы приносить дары и жертвы за грехи», т. е. он относится к священным и евангелизирующим функциям священники. Использование выражения «верховный понтифик» для Папы оправдано католицизмом в словах Христа Петру в «Паси агнцев Моих... Корми ягнят Моих... Паси овец Моих» ( Иоанна 21:15–17 ), таким образом, Христос поручил свою паству Петру, возложив на него важнейшие священнические функции, сделав его верховным понтификом. Другая интерпретация предполагает, что в названии говорится о роли папы в сохранении и укреплении единства Церкви, то есть при возникновении конфликтов папы выступают посредниками и миротворцами в их разрешении, как «строители мостов» — понтифики. [14]

Новая дверь в Ватикане , на которой написано « Бенедикт XVI Pont (ifex) Max (imus) Anno Domini MMV Pont (ificatus) I. », что означает «Бенедикт XVI, Великий Понтифик, в год Господа нашего 2005, в первый год его понтификата».

Происхождение названия неясно. Поскольку на латыни термин «понтифик» относится к любому первосвященнику, это слово использовалось с VII века до н. э. для обозначения жрецов высшего ранга языческой римской религии, собравшихся в Коллегии понтификов ( Collegium Pontificum ). [31] Первоначально это присутствовало в переводе этого термина на другие языки, например, на греческий: « ἀρχιερεύς » (буквально «первосвященник»). [32] или более буквальный перевод как « ἀρχιερεὺς μέγιστος » («величайший первосвященник»). [33] Термин « ἀρχιερεύς » использовался в тексте Септуагинты Ветхого Завета и использовался апостолами, написавшими Новый Завет, для обозначения еврейского первосвященника. [34]

Позже, когда Св. Иероним перевел Библию на латынь ( Вульгату ), термин «понтифик» стал фактически использоваться для обозначения еврейского первосвященника, [35] используется в тексте 59 раз. Например, в Евангелии от Марка 15:11 слово «понтифик» (множественное число) — это латинский термин, обозначающий «князей священников», а в Послании к Евреям слово «понтифик» (единственное число) неоднократно используется в отношении различных еврейских первосвященников и пророков. и по аналогии с Иисусом как первосвященником христиан. [35]

Первая запись о титуле «Верховный Понтифик», примененном к Папе, датируется III веком, во время гонений на Церковь , и использовалась Тертуллианом для обозначения Папы Калликста I (годы правления 217–222), и неясно, был ли Слово широко использовалось в начале того века, как и позже, поскольку использование этого слова Тертуллианом было необычным. Когда место иудейских священников заняли христианские епископы, [1] термин «понтифик» регулярно использовался начиная с V века для обозначения известных епископов . [35] Например, Хиларий Арльский (м. 449) назван Евхерием Лионским «Верховным Понтификом» ( ) summus pontifex . Архиепископа Кентерберийского Ланфранка называет «примасом и верховным понтификом» ( Primas et Summus Pontifex ) . (м. 1089) его биограф Майло Криспин [1] Папу Николая I называет «Верховным понтификом и универсальным папой» ( S ummus Pontifex et Universalis Papa (годы правления 858–867) его легат Арсений ). С тех пор примеры использования этого термина для обозначения пап стали обычным явлением. После 11 века вполне вероятно, что этот титул использовался только для епископов Рима. [1]

Титул Великого Понтифика — титул римского императора со времен правления Цезаря Августа , отрекшегося от престола Грациана (375–383). [36] [37] [38] без Британская энциклопедия ссылки на источник приписывает Папе Льву I (годы правления 440–461) использование титула Pontifex Maximus. [39] Другие источники, также не имеющие документальных подтверждений, утверждают, что этот титул впервые использовал Папа Григорий I (годы правления 590–604). [40] как демонстрация преемственности гражданской власти после падения Западной Римской империи . Однако, поскольку титул «Великий Понтифик» папы начали использовать гораздо позже, во времена итальянского Возрождения в 15 веке, [26] кажется, между ними нет никакой связи.

Патриарх Запада

[ редактировать ]

С 1863 по 2005 год, а затем с 2024 года и далее в Папском ежегоднике в качестве официального титула Папы использовался термин «Патриарх Запада». Папа Франциск восстановил этот титул в 2024 году после того, как Папа Бенедикт XVI лишил его в 2006 году. [4] Это выражение впервые было использовано папой Теодором I (годы правления 642–649) в 642 году, и с тех пор оно употреблялось лишь изредка. [41] Территория Восточных патриархатов, учрежденных Константинопольским (381 г.) и Халкидонским (451 г.) соборами, была разграничена, тогда как территория резиденции римского епископа оставалась неопределенной. На Востоке, в рамках имперской церковной системы Пентархии византийского императора Юстиниана I (годы правления 527–565), вместе с четырьмя восточными патриархами ( Константинополем , Александрией , Антиохией и Иерусалимом ) Папа считался патриархом Запад. [41] Напротив, папы признали в то время только три патриаршие кафедры: Римскую, Александрийскую и Антиохийскую, поскольку они были основаны Петром. Не используя титул «Патриарх Запада», Четвертый Константинопольский собор (869–870), Четвертый Латеранский собор (1215 г.) и Флорентийский собор (1439 г.) рассматривают Папу только как первого из пяти патриархов. [41]

Титул возник в 16 и 17 веках в связи с увеличением папских титулов. [41] В 2006 году название перестало использоваться. [42] хотя это не символизирует изменение экуменических отношений с восточными церквями, провозглашенное Вторым Ватиканским собором. [41] Папа Франциск восстановил этот титул в 2024 году. [43]

Титул «Патриарх Запада» символически означает, что Папа имеет власть над всей Латинской церковью , а также над другими латинскими патриархами, такими как патриархи Лиссабона , Иерусалима и Венеции . Однако этот термин не описывает церковную территорию или патриархальное определение и не имеет канонического значения. [41] Тем не менее, многие католические и православные богословы в интересах экуменизма используют этот термин для описания полномочий патриархального и обычного характера, которыми обладает Папа на Западе, таких как назначение епископов, а не полномочий чрезвычайного и догматического характера. характер, распространяющийся на всю Церковь (например, когда он говорит « ex-cathedra » — с полной властью должности). [44] [45]

Слуга Слуг Божьих

[ редактировать ]
Булла Quo Primum 1570 года Папы Пия V, опубликованная в римском миссале 1956 года . Под именем папы Пия Епископа (Пия Епископа) написан титул «Слуга Слуг Божиих» ( Servus Servorum Dei ). Обратите внимание, что не все папские документы начинаются так, но буллы именно так начинаются.

Термин «Слуга Слуг Божьих» относится к функциям и власти Папы, этот титул: [14]

Модель и норма петровского служения Папы. Это включает в себя свидетельствование о вере, наблюдение за тем, как поместные церкви сохраняют эту веру, оказание помощи и поощрение другим епископам в их местном и всемирном служении по провозглашению веры, выступления от имени епископов и их поместных церквей и выражение вера Церкви от имени всех поместных церквей, которые вместе составляют вселенскую Церковь. Короче говоря, петровское служение есть служение слуги рабов Божиих..., слуги братьев своих епископов и всего народа Божия.

Оправдание этого титула можно найти в Евангелии от Матфея 20: 26–27 : «(...) кто хочет быть большим среди вас, да будет вам слугой; и кто хочет быть первым, да будет вам слугой».

Этот титул впервые был использован в VI веке Папой Григорием I (годы правления 590–610) в качестве урока Иоанну Постнику, Константинопольскому Патриарху , после того как последний принял титул «Вселенского Патриарха», заявив о своей власти и превосходстве над папа. В отместку Григорий принял титул «Раб Слуг Божиих», как проявление смирения. [46]

Ранее это обозначение использовалось другими епископами и светскими лидерами, такими как святой Бонифаций и король Арагона Альфонсо II (годы правления 1162–1196). Его использование стало обычным для пап, начиная с 9 века, а с 12 века оно использовалось исключительно ими самими. [46]

Примас Италии и митрополит архиепископ Римской провинции

[ редактировать ]

Титул « митрополит-архиепископ » римской провинции ( Archiepiscopus Metropolitanus Provinciae Romanae ) отражает тот факт, что папа является архиепископом самой церковной провинции Рим, а «примас Италии» ( Primatus Italiae ) — епископом, возглавляющим национальную церковь Италии. [47]

Оба титула вошли в обиход в пятом веке, отражая обязанность Папы дважды в год возглавлять региональные советы епископов из Италии и провинции Рим. [48] Начиная с одиннадцатого века, папы больше внимания уделяли управлению вселенской церковью. [48] отложив в сторону местные обязанности, связанные с этими выражениями, однако они по историческим причинам сохранились среди официальных папских титулов до наших дней, считаясь прерогативой чести и не включающими никакой ответственности. [49]

Суверен государства-города Ватикан

[ редактировать ]

Титул «Суверен государства-города Ватикан» ( sui Iuris Civitatis Vaticanae ) относится к тому факту, что Папа является главой государства Ватикан Superanus . Название вошло в употребление с 1929 года, когда Латеранский договор создал государство. [50] Папа обладает светской юридической властью во всех государственных делах. [47] и по международному праву как глава государства имеет иммунитет от юрисдикции судов других стран, но не от международных трибуналов. [51]

Титулы больше не используются

[ редактировать ]

Апостольский Господь

[ редактировать ]

Между VI и XI веками слово «Апостольский Господь» (« Domnus Apostolicus » ) использовалось как ссылка на тот факт, что папа занимал Sedes apostolica (Апостольский Престол), церковь, основанную Апостолом. [52]

Первоначально в V и VI веках в Галлии термин «Апостольский Престол» применялся к любой поместной церкви, а «Апостольский Господь» — к ее епископам. [52] Однако с конца 8-го века этот титул обычно сохранялся за Папой, как можно увидеть в документах из Франции и Англии. [52] На Реймском соборе 1049 года епископ Компостела был отлучен от церкви за использование этого выражения, и ему было сказано, что «только понтифик Римского престола является предстоятелем Вселенской и Апостольской церкви». [52]

Самый Святой Господь

[ редактировать ]

Термин «Святейший Господь» (« Sanctissimus Dominus »), вариации которого включают «Наш Господь», «Наш Святейший Господь» или просто «Наисвятейший»; [53] время от времени использовался с середины 12 века до 19 века. Этот титул имел лишь протокольное значение и не имел никакого богословского значения. Это выражение использовалось в письмах, в которых упоминался Папа. Впервые это записано в письме Иоанна короля Англии в 1213 году Папе Иннокентию III (годы правления 1198–1216). [54] и позже используется в постановлениях Тридентского собора 16 века. Его последнее использование зафиксировано в инструкции Апостольской тюрьмы о гражданском браке в 1866 году со ссылкой на Папу Пия IX (годы правления 1846–1878). [53]

Неофициальные названия

[ редактировать ]

Глава Церкви

[ редактировать ]

В католической экклезиологии папу часто называют «Главой Церкви» (« Caput Ecclesiae » ), «Видимым Главой Церкви» или «Главой Вселенской Церкви», среди других вариантов. Сам Христос — невидимый Глава Церкви ( Колоссянам 1:18 и Ефесянам 4:15). По католическому верованию, Христос, отдав руководство Церковью Петру, сделал его и его преемников видимым Главой Церкви. [55] Так, булла Unam Sanctam 1302 года устанавливает, что «Церковь (...) имеет (...) только одну главу, а не две, как у чудовища: это Христос и Петр, Наместник Христа и преемник Петра». [55] В этом учении наблюдается тесное сотрудничество христологии и экклезиологии .

Однако существуют и другие варианты этого титула, что означает, что Петра также можно называть «Главой Апостольской коллегии» или «Главой Апостолов». [56] указывая на то, что он был лидером апостолов. Папы, в свою очередь, называются «Главой Коллегии Епископов» или «Главой Епископов», пришедшими на смену Апостольской Коллегии. [57]

Термин «Глава Церкви» первоначально применялся к Римской Церкви, указывая на ее лидерство и место в Мистическом Теле Христовом и Вселенской Церкви. [12] Одна из самых ранних записей появляется в письме « Institutio » Папы Бонифация I (годы правления 418–422) в 422 году епископам Фессалии . [53] Однако этот термин не вошел в регулярное употребление до 11 века. [12] Римская церковь вместе именуется « mater» («мать»), « fundamentum» («основа»), « cardo» (сердце) и « magistra» («учитель»). [12] Начиная с 13 века, этот титул обычно закреплялся за папой.

Святой Отец

[ редактировать ]

Титул «Святой Отец» (« Sancte Pater »), или полностью «Святейший Отец», исторически используется в сочетании с лечебным местоимением « Его Святейшество » и используется в обращениях к Папе. [58]

Официального объяснения значения этого названия нет. Вполне вероятно, что слово « Pater» (лат. , означающее «Отец») — всего лишь ласковый намек на роль Папы как отца и лидера христиан. Однако термин « Отец Церкви» также используется как титул великих христианских богословов и учителей первых восьми веков Церкви, которые, как полагают, дали правильное толкование Предания и отличали подлинные доктрины от ересей. [59] Таким образом, применение этого выражения к папе может быть намеком на его функции, аналогичные функциям святых отцов.

Форма обращения

[ редактировать ]

Правильное местоимение для Папы — «Его Святейшество», « Sua Sanctitate» на латыни или « Sua Santità» (на итальянском языке). Форма «Ваше Святейшество» используется для речи, обращенной непосредственно к нему, поэтому «Его Святейшество» используется в косвенных обращениях. Местоимение используется официально, например, в письмах, адресованных Папе Римскому. [58]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Примеры этого приложения можно увидеть на следующих страницах титулов епископа Рима: Папские титулы (Challies.com) Папские титулы (Tu Es Pestrus, Папство)
  2. ^ Оригинальная латинская фраза: « Римско-католический понтифик и пастор вселенской церкви, родитель всего мира, и Иисус Христос, сын всемогущего Бога, викарий.
  3. ^ Примеры такого применения можно увидеть в следующих жизнеописаниях святого Петра:

    Святой Петр, принц апостолов (биографии NetSaber) (на португальском языке) Святой Петр, князь апостолов, в Католической энциклопедии 1913 года. Общественное достояние.

    Святой Петр, князь апостолов (телеканал «Вечный мир»)

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Папа» в Католической энциклопедии 1913 года . Общественное достояние.
  2. ^ Jump up to: а б с д и «Статья «Папа» ». Оксфордский словарь христианской церкви . Оксфордский университет. 2005. ISBN  978-0-19-280290-3 .
  3. ^ Jump up to: а б с Папский ежегодник (изд. 2009 г.). Книжный магазин издательства Ватикана. 2009. с. 23. ISBN  978-88-209-8191-4 .
  4. ^ Jump up to: а б «Папский титул «Патриарх Запада», отброшенный Папой Бенедиктом, вновь появляется в Ватиканском ежегоднике за 2024 год» . Журнал Америки . 11 апреля 2024 г. Проверено 13 апреля 2024 г.
  5. ^ Скотт, Роберт; Лидделл, Генри Джордж (1940). «Греко-английский лексикон» . Оксфорд: Цифровая библиотека Персея . Попечители Университета Тафтса . Проверено 21 февраля 2010 г.
  6. ^ «Словарь английского языка американского наследия» . Yahoo Образование . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 1 марта 2010 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Папы - от Святого Петра до Иоанна Павла II» - глава I, «Как избирается Святейший Отец». Коррейу да Маньян (Португалия) : 22. 2005 г.
  8. ^ Эльмасри, Ирис Хабиб. История Коптской церкви .
  9. ^ «История и развитие папства» . Религиозные факты . Проверено 30 декабря 2011 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Познакомьтесь с Папами Востока и Запада . Amazon.com. Доступ 7 ноября 2010 г.
  11. ^ Бетанкур, Дом Эстеван. «Происхождение церкви и папства» . Обращения с небес . Архивировано из оригинала 29 августа 2010 года . Проверено 6 июня 2010 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Конгар, Ив (1994). «1, 6». Церковь и папство . Les Éditions du Cerf. стр. 11, 111, 120. ISBN  2-204-05090-3 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и «Наместник Христа» в издании 1913 г. o f Католическая энциклопедия. Общественное достояние.
  14. ^ Jump up to: а б с д Макбрайен, Ричард П. (1997). Жития Папы Римского. От Понтификов до Св. Петра и Иоанна Павла II . ХарперКоллинз. стр. 37, 54, 85. ISBN.  0-06-065303-5 .
  15. ^ «Обещание святого Бонифация в верности Папе Григорию II по случаю его епископской хиротонии» . Монфор . Проверено 28 января 2010 г.
  16. ^ «Идея пентархии в христианстве» . ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Феодализм и средневековое христианство . Проверено 21 февраля 2010 г.
  17. ^ «Литургические заметки и справочные материалы для использования после смерти Папы» (PDF) . Проверено 27 января 2010 г.
  18. ^ Jump up to: а б Бил, Джон П.; Кориден, Джеймс А.; Грин, Томас Дж. (2000). Новый комментарий к Кодексу канонического права (с. 432) . Паулист Пресс. ISBN  9780809140664 . Проверено 18 февраля 2010 г.
  19. ^ Гонсалес, Хосе Игнасио. Авторитет Истины – Темные моменты Церковного Магистериума . Издания Лойолы. п. 33. ISBN  85-15-01750-4 .
  20. ^ «Второй Ватиканский собор, Догматическая конституция Lumen gentium, 27» . Святой Престол . Проверено 27 января 2010 г.
  21. ^
    • Тертуллиан . «Глава XXVIII» . Рецепт против еретиков   . Том. III Доникейские отцы . Перевод Питера Холмса. Серия под редакцией Александра Робертса; Джеймс Дональдсон; А. Кливленд Кокс (1885). Буффало, Нью-Йорк: Издательство христианской литературы – через Wikisource .
    • Тертуллиан. «Глава I» . О покрытии девственниц   . Том. IV Доникейские отцы . Перевод Сиднея Телуолла. Серия под редакцией Александра Робертса; Джеймс Дональдсон; А. Кливленд Кокс (1885). Буффало, Нью-Йорк: Издательство христианской литературы – через Wikisource .
  22. ^ «Наместник Христа» . Краткий Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. 2006. ISBN  9780198614425 .
  23. ^ Латинский словарь Касселла . Марчант и Чарльз.
  24. ^ «Пастушеская община». Литургия Часов. IV. Обычное время 18–34 недели (на португальском языке). Редактор «Возес». 2006. с. 1635. ISBN  85-326-1373-Х .
  25. ^ «Папский». Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. 2005.
  26. ^ Jump up to: а б «Великий Понтифик». Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. 2005. ISBN  978-0-19-280290-3 .
  27. ^ Йоркский проект (2002). 10 000 шедевров живописи . Йоркский проект. ISBN  3936122202 .
  28. ^ Долинер, Рой; Блех, Бенджамин (2011). Тайны Сикстинской капеллы: тайные послания Микеланджело в сердце Ватикана . Издательство Понто да Лейтура. стр. 159–160. ISBN  978-85-390-0272-6 .
  29. ^ Перевод Библии в редакции Фрея Хосе Педрейры де Кастро. OFM и вспомогательный коллектив «Редакции Аве-Мария» (на португальском языке). Издательство «Аве-Мария». ISBN  85-276-0549-Х . Архивировано из оригинала 23 ноября 2008 года . Проверено 30 мая 2010 г.
  30. ^ Ван Хэперен, Франсуаза (2002). Папская коллегия (3-й век - 4-й век) . Исследования по античной филологии, археологии и истории. н. 39. ИСБН  90-74461-49-2 .
  31. ^ «Римская общественная религия» . Бейтс . 17 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2011 г. . Проверено 17 ноября 2010 г.
  32. ^ Полибий . «6,5». Historiae XXXII FRAGMENTA LIBRI XXXII (на латыни). Архивировано из оригинала 27 декабря 2011 года.
  33. ^ Плутарх . "Corpus Inscriptionum Graecarum 2.2696, 3.346". «Корпус греческих надписей 2.2696, 3.346». Жизнь Нумы § 9.4 . Проверено 30 декабря 2011 г.
  34. ^ «Марка 15, 11 (первосвященники упрекали толпу, чтобы он послал к ним Варавву.)» . Новый Адвент . Проверено 1 января 2011 г.
  35. ^ Jump up to: а б с Оксфордский словарь английского языка (2007). Понтифик .
  36. ^ «Великий Понтифик» . Лак Курций
  37. ^ «Грациан» . Британская энциклопедия . 3 февраля 2008 г.
  38. ^ Кредитование, Джона. «Великий Понтифик» . Ливиус . Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 30 декабря 2011 г.
  39. ^ «Папство» . Британская энциклопедия . 5 сентября 2006 г. Проверено 30 декабря 2011 г.
  40. ^ «Откуда возник титул власти Папы-католика?» . Изучение Библии . Архивировано из оригинала 21 августа 2008 года . Проверено 30 декабря 2011 г.
  41. ^ Jump up to: а б с д и ж «Сообщение об исключении титула «Патриарх Запада» из Папского ежегодника за 2006 год» . Святой Престол . Проверено 21 февраля 2010 г.
  42. ^ «Ватикан отменяет титул «патриарха Запада» после имени Папы» . Новости ЦНС . Архивировано из оригинала 8 марта 2006 года . Проверено 30 декабря 2011 г.
  43. ^ «Папа Франциск восстанавливает папский титул «Патриарх Запада» в Папском ежегоднике» . Католическое информационное агентство . Проверено 13 апреля 2024 г.
  44. ^ Конгар, Ив (1994). «1, 6». Церковь и папство . Les Éditions du Cerf. стр. 11, 111, 120. ISBN  2-204-05090-3 .
  45. ^ Рупп, Дом Жан (1995). Солововское церковное послание – Пресса и иллюстрация II Ватиканского собора . стр. 434–438.
  46. ^ Jump up to: а б Servus servorum Dei в Католической энциклопедии 1913 года. Общественное достояние.
  47. ^ Jump up to: а б «ТИТУЛЫ ПАПЫ: ИМЕНА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОФИСУ СВЯТОГО ОТЦА» . Римский гид . Проверено 1 января 2012 г.
  48. ^ Jump up to: а б «Посетите объявление Лимина» в издании Католической энциклопедии 1913 года. Общественное достояние.
  49. ^ «Канон 438» . Святой Престол .
  50. ^ «Город-государство Ватикан – государство и правительство» . Святой Престол . Архивировано из оригинала 29 августа 2007 года . Проверено 1 января 2012 г.
  51. ^ «США заявляют, что Папа Римский неуязвим от иска о приставаниях» . Фокс Ньюс . Архивировано из оригинала 28 января 2011 года . Проверено 25 декабря 2010 г.
  52. ^ Jump up to: а б с д «Domnus Apostolicus» в Католической энциклопедии 1913 года. Общественное достояние.
  53. ^ Jump up to: а б с Хюнерманн, Питер; Дензингер, Генри (2007). Справочник символов, определений и деклараций по вопросам веры и морали (на латыни). Полина стр. 451, 484, 641, 88. ISBN.  978-85-15-03439-0 .
  54. ^ «Иннокентий III (годы правления 1198–1216): Письма о папской полиции» . Средневековый справочник . Проверено 21 декабря 2010 г.
  55. ^ Jump up to: а б «Була Унам Санкта» . Монфор Проверено 30 мая 2010 г.
  56. ^ «С.32 ПЕТР – АПОСТОЛ» . Катехизис Католической Церкви . Проверено 30 мая 2010 г.
  57. ^ «ДЕКАТ «CHRIStus DOMINUS» О СЛУЖЕНИИ – ПАСТЫРСТВЕ ЕПИСКОПОВ В ЦЕРКВИ» . Святой Престол . Проверено 30 мая 2010 г.
  58. ^ Jump up to: а б «Церковные обращения» в издании Католической энциклопедии 1913 года. Общественное достояние.
  59. ^ Протопресвитер Михаил; Помазанский (1973). Православное догматическое богословие . Платина Калифорния: Братство Святого Германа Аляскинского. п. 37.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 91e0136b9b78df6b9a99ffd6ce1ed5b4__1720307220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/b4/91e0136b9b78df6b9a99ffd6ce1ed5b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Papal titles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)