Папские титулы
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( апрель 2024 г. ) |

Титулы епископа Рима , чаще называемые папскими титулами , [примечание 1] относятся к различным титулам, используемым в протоколе , как к форме обращения или обозначения теологической или светской реальности Епископа Рима (Папы) . Католическая церковь считает, что они «составляют то, что было названо приматом чести. Эти прерогативы не связаны, как его юрисдикционные права, с божественным правом его должности. Они выросли в ходе истории и были закреплены течение столетий, но они не свободны от изменений». [1]
Первоначально титулы епископа Рима использовались как выражение уважения, власти и почитания, позже многие из них стали прочно ассоциироваться с его должностью, став отличительными и конкретными титулами. Самые старые используемые титулы - «папа». [2] и «понтифик», [2] которые датируются серединой III в. Остальные титулы появляются начиная с V века и развиваются на протяжении всего Средневековья . Annuario Pontificio , директория Святого Престола , с 1716 года публикует списки того, что с тех пор считается официальными папскими титулами. [3] Однако официальный список включает не все используемые; более того, на протяжении истории папы носили различные другие титулы, иногда на протяжении веков, от которых в какой-то момент отказались.
Официальные названия
[ редактировать ]Официальный список папских титулов в том порядке, в котором они продиктованы Annuario Pontificio в 2024 году:
- Рима Епископ
- Наместник Иисуса Христа
- Преемник Князя Апостолов ( Successor principis apostolorum )
- Верховный Понтифик Вселенской Церкви
- Запада Патриарх [4]
- Италии Примас
- Митрополит архиепископ Римской провинции
- Суверен города Ватикан государства-
- Слуг Божьих Слуга [3]
Папа Римский
[ редактировать ]
Термин «папа» происходит от латинского « папа » и греческого πάππας. [5] ( pappas , что является ласковым словом для «отца»). [6] Это самый известный титул, связанный с епископом Рима, который используется в протоколах, документах и подписях. Существует несколько интерпретаций значения и применения названия, среди них: [7] что «папа» будет латинской аббревиатурой , где каждая буква будет соответствовать слову: Petri apostoli potestatem accipiens («тот, кто получает власть апостола Петра»); или даже Petrus apostolus Princeps apostolorum («Апостол Петр, князь апостолов»). В качестве источника также было предложено объединить первые слоги латинских слов pater («отец») и пастор («пастух»). [7]
С начала третьего века термин «папа» использовался как выражение нежного почитания как епископа Рима, так и других епископов Запада. [2] На Востоке его первоначально использовали для священников, [1] но после избрания 13-го патриарха Александрийского Геракла ( годы правления 232–249 ) и назначения его папой, [8] титул в этом регионе теперь используется только для патриарха Александрийского .
Среди историков существуют разногласия относительно того, кто был первым епископом Рима, использовавшим этот титул. Некоторые предполагают, что это был Марцеллин (годы правления 296–304), [2] Дамас (годы правления 366–384), Сириций (годы правления 384–399), [9] Папа Иоанн I (годы правления 523–526), [10] или другие. К концу четвертого века слово «папа», применяемое к епископу Рима, начинает выражать нечто большее, чем просто нежное почитание, и постепенно становится конкретным титулом. [11] как видно из писем императорской канцелярии Константинополя [2] и переписка Сириция и Симмаха (годы правления 498–514). [1] В шестом веке это выражение стало прочно ассоциироваться с епископами Рима. [10] и до одиннадцатого века Папа Григорий VII (годы правления 1073–1085) «предписывал, чтобы это ограничивалось только преемниками Петра». [1]
Что касается конкретно термина «папство» ( papatu ), то не существует всестороннего исследования его происхождения, как и слова «папа». [12] однако этот термин возник примерно в XII веке и относился исключительно к церковной системе управления Папы. [12]
Наместник Христа
[ редактировать ]Наместник Христа (лат. Vicarius Christi ) — наиболее значимый титул Папы, подразумевающий его высшее и универсальное первенство. [13] Оно основано на обетовании 16:19: в котором Христос вручает Петру ключи от Царства Небесного . Во всех странах ключ является символом власти. Таким образом, для католицизма слова Христа являются обещанием того, что он дарует Петру власть управлять Церковью вместо себя, как своего викария. [1]

Первое упоминание о титуле, отражающем роль папы как «викария», можно найти в письме 445 года папы Льва I (годы правления 440–461) Диоскору Александрийскому , в котором он называет епископа Рима «земным викарием Рима». преемники Петра»; [10] вскоре после этого, в 495 г., были изданы указы синода по имени Папа Геласий I (годы правления 492–496) «Наместник Христа» (годы правления 492–496). [14] Таким образом, в раннем Средневековье существовало несколько вариантов этого титула, например, «Викарий Петра» ( Vicarius Petri ), указывающий на то, что папы сменили святого Петра, «Викария князя апостолов» ( Vicarius principis apostolorum). ) или «Викарий апостольского Престола» [13] ( Vicarius soles Apostolica ) и другие. О том, что использовались одновременно титулы «Викарий Петра» и «Викарий Христа», свидетельствует тот факт, что в конце VIII века св. Бонифаций принес присягу на верность Папе Григорию II (годы правления 715–715). 731) использует первое, [15] а несколько десятилетий спустя Папа Иоанн VIII (годы правления 872–882) использует последний. [16] Даже сегодня Римский Миссал в своих молитвах за умершего папу называет его «Викарием Петра». [17]
Назначение наместника Христа для пап стало регулярно использоваться в начале 13 века из-за реформ, проведенных Папой Иннокентием III (годы правления 1198–1216). [18] Это отмечено еще в 1199 году в письме Иннокентия царю Армении Льву II . [19] Иннокентий часто ссылался на этот титул как на прерогативу назначения епископов. [13] Другие историки предполагают, что этот титул больше ассоциировался с папами в понтификате Евгения III (годы правления 1145–1153), а затем был закреплен Иннокентием. [14] Папа Николай III (годы правления 1277–1280) использовал термин «Наместник Божий» (отсылка к Христу как Богу) в качестве эквивалентного титула. [13] В настоящее время Второй Ватиканский Собор учит, что все епископы являются «наместниками и посланниками Христа». [20]
Имея различные богословские и светские значения, этот титул также использовался в личных наблюдениях Тертуллиана в третьем веке для обозначения Святого Духа . [21] и в цезаропапизме пятого-девятого веков для обозначения правителей и государственных властей, таких как короли, судьи, [22] и, прежде всего, византийский император . [18]
Преемник или викарий Князя Апостолов
[ редактировать ]Князь Апостолов (лат. Principis Apostolorum ) — титул, закрепленный индивидуально за Св. Петром, [примечание 3] как способ продемонстрировать свое лидерство среди апостолов ( principis означает «первый» или «главный»). [23] ). Первые записи о нем относятся к проповедям папы Льва I (годы правления 440–461) в V веке, который использует их как демонстрацию своего первенства: [24]
Вечная – это твердость той веры, которая была восхвалена в Князе Апостолов. И как остается то, что Петр верил о Христе, так остается и то, что Христос установил в личности Петра. (...) верный крепости принятой им скалы, он не оставляет вверенного ему управления Церковью.
Титул лишь косвенно применяется к Папе, который официально именуется «Преемником Князя Апостолов» ( Successor principis apostolorum ), [3] или также как «Викарий князя апостолов», [13] среди других вариантов.
Понтифик
[ редактировать ]
Термин «Понтифик» ( Pontifex ), вариации которого включают «Римский Понтифик», «Верховный Понтифик», «Суверенный Понтифик» и « Pontifex maximus », официальное название — «Верховный Понтифик» ( Summus Pontifex ) или более полно: Верховный Понтифик Вселенской Церкви» ( Summus Pontifex Ecclesiae Universalis ) — один из официальных титулов Папы. От существительного «понтифик» образовалось прилагательное «понтификальный», относящееся к церемониям и учреждениям, связанным с папой, таким как « папский университет » (университеты, поддерживаемые Святым Престолом и папой) и к епископам в целом, насколько это возможно. можно увидеть в выражении « Римский Папский » (книга, содержащая обряды, предназначенные для епископов, такие как конфирмация и рукоположение). [25] Термин Pontifex Maximus обычно встречается в надписях на зданиях, картинах, статуях и монетах, посвященных папам, и обычно сокращается до «Pont Max» или «PM » (папы начали использовать титул верховного понтифика в эпоху итальянского Возрождения). , [26] с тех пор аббревиатуры «Pont Max» и «PM» появляются несколько раз, как, например, на знаменитой картине Папы Льва X (годы правления 1513–1521) Рафаэля , на которой написано «Leo X Pont (ifex) Max. (imus)», что означает «Лев X, Верховный Понтифик». [27] ). Со средних веков Церковь, начиная с избрания папы, начинает отсчитывать новый календарь в «Годах Понтификата» или «Папских годах» ( Anno Papalis — АП .), который сосуществует с христианским календарём . отсчет от рождения Иисуса Христа в «Годы Господни» ( Anno Domini — н. э. ). Использование этих двух дат можно увидеть в нескольких памятниках Рима. [28] и все папские указы, а также некоторые церковные документы.
В Вульгате , Евреям 5:1–4, некоторые священники называются понтификами. [29] понтифик означает «строитель мостов» ( pons + facere ). Самая распространенная интерпретация состоит в том, что понтифики символически являются строителями моста между Богом и людьми. [30] использование этого термина оправдано, поскольку понтифик «(...) создан от имени людей в качестве посредника в делах, касающихся Бога, чтобы приносить дары и жертвы за грехи», т. е. он относится к священным и евангелизирующим функциям священники. Использование выражения «верховный понтифик» для Папы оправдано католицизмом в словах Христа Петру в «Паси агнцев Моих... Корми ягнят Моих... Паси овец Моих» ( Иоанна 21:15–17 ), таким образом, Христос поручил свою паству Петру, возложив на него важнейшие священнические функции, сделав его верховным понтификом. Другая интерпретация предполагает, что в названии говорится о роли папы в сохранении и укреплении единства Церкви, то есть при возникновении конфликтов папы выступают посредниками и миротворцами в их разрешении, как «строители мостов» — понтифики. [14]

Происхождение названия неясно. Поскольку на латыни термин «понтифик» относится к любому первосвященнику, это слово использовалось с VII века до н. э. для обозначения жрецов высшего ранга языческой римской религии, собравшихся в Коллегии понтификов ( Collegium Pontificum ). [31] Первоначально это присутствовало в переводе этого термина на другие языки, например, на греческий: « ἀρχιερεύς » (буквально «первосвященник»). [32] или более буквальный перевод как « ἀρχιερεὺς μέγιστος » («величайший первосвященник»). [33] Термин « ἀρχιερεύς » использовался в тексте Септуагинты Ветхого Завета и использовался апостолами, написавшими Новый Завет, для обозначения еврейского первосвященника. [34]
Позже, когда Св. Иероним перевел Библию на латынь ( Вульгату ), термин «понтифик» стал фактически использоваться для обозначения еврейского первосвященника, [35] используется в тексте 59 раз. Например, в Евангелии от Марка 15:11 слово «понтифик» (множественное число) — это латинский термин, обозначающий «князей священников», а в Послании к Евреям слово «понтифик» (единственное число) неоднократно используется в отношении различных еврейских первосвященников и пророков. и по аналогии с Иисусом как первосвященником христиан. [35]
Первая запись о титуле «Верховный Понтифик», примененном к Папе, датируется III веком, во время гонений на Церковь , и использовалась Тертуллианом для обозначения Папы Калликста I (годы правления 217–222), и неясно, был ли Слово широко использовалось в начале того века, как и позже, поскольку использование этого слова Тертуллианом было необычным. Когда место иудейских священников заняли христианские епископы, [1] термин «понтифик» регулярно использовался начиная с V века для обозначения известных епископов . [35] Например, Хиларий Арльский (м. 449) назван Евхерием Лионским «Верховным Понтификом» ( ) summus pontifex . Архиепископа Кентерберийского Ланфранка называет «примасом и верховным понтификом» ( Primas et Summus Pontifex ) . (м. 1089) его биограф Майло Криспин [1] Папу Николая I называет «Верховным понтификом и универсальным папой» ( S ummus Pontifex et Universalis Papa (годы правления 858–867) его легат Арсений ). С тех пор примеры использования этого термина для обозначения пап стали обычным явлением. После 11 века вполне вероятно, что этот титул использовался только для епископов Рима. [1]
Титул Великого Понтифика — титул римского императора со времен правления Цезаря Августа , отрекшегося от престола Грациана (375–383). [36] [37] [38] без Британская энциклопедия ссылки на источник приписывает Папе Льву I (годы правления 440–461) использование титула Pontifex Maximus. [39] Другие источники, также не имеющие документальных подтверждений, утверждают, что этот титул впервые использовал Папа Григорий I (годы правления 590–604). [40] как демонстрация преемственности гражданской власти после падения Западной Римской империи . Однако, поскольку титул «Великий Понтифик» папы начали использовать гораздо позже, во времена итальянского Возрождения в 15 веке, [26] кажется, между ними нет никакой связи.
Патриарх Запада
[ редактировать ]С 1863 по 2005 год, а затем с 2024 года и далее в Папском ежегоднике в качестве официального титула Папы использовался термин «Патриарх Запада». Папа Франциск восстановил этот титул в 2024 году после того, как Папа Бенедикт XVI лишил его в 2006 году. [4] Это выражение впервые было использовано папой Теодором I (годы правления 642–649) в 642 году, и с тех пор оно употреблялось лишь изредка. [41] Территория Восточных патриархатов, учрежденных Константинопольским (381 г.) и Халкидонским (451 г.) соборами, была разграничена, тогда как территория резиденции римского епископа оставалась неопределенной. На Востоке, в рамках имперской церковной системы Пентархии византийского императора Юстиниана I (годы правления 527–565), вместе с четырьмя восточными патриархами ( Константинополем , Александрией , Антиохией и Иерусалимом ) Папа считался патриархом Запад. [41] Напротив, папы признали в то время только три патриаршие кафедры: Римскую, Александрийскую и Антиохийскую, поскольку они были основаны Петром. Не используя титул «Патриарх Запада», Четвертый Константинопольский собор (869–870), Четвертый Латеранский собор (1215 г.) и Флорентийский собор (1439 г.) рассматривают Папу только как первого из пяти патриархов. [41]
Титул возник в 16 и 17 веках в связи с увеличением папских титулов. [41] В 2006 году название перестало использоваться. [42] хотя это не символизирует изменение экуменических отношений с восточными церквями, провозглашенное Вторым Ватиканским собором. [41] Папа Франциск восстановил этот титул в 2024 году. [43]
Титул «Патриарх Запада» символически означает, что Папа имеет власть над всей Латинской церковью , а также над другими латинскими патриархами, такими как патриархи Лиссабона , Иерусалима и Венеции . Однако этот термин не описывает церковную территорию или патриархальное определение и не имеет канонического значения. [41] Тем не менее, многие католические и православные богословы в интересах экуменизма используют этот термин для описания полномочий патриархального и обычного характера, которыми обладает Папа на Западе, таких как назначение епископов, а не полномочий чрезвычайного и догматического характера. характер, распространяющийся на всю Церковь (например, когда он говорит « ex-cathedra » — с полной властью должности). [44] [45]
Слуга Слуг Божьих
[ редактировать ]Термин «Слуга Слуг Божьих» относится к функциям и власти Папы, этот титул: [14]
Модель и норма петровского служения Папы. Это включает в себя свидетельствование о вере, наблюдение за тем, как поместные церкви сохраняют эту веру, оказание помощи и поощрение другим епископам в их местном и всемирном служении по провозглашению веры, выступления от имени епископов и их поместных церквей и выражение вера Церкви от имени всех поместных церквей, которые вместе составляют вселенскую Церковь. Короче говоря, петровское служение есть служение слуги рабов Божиих..., слуги братьев своих епископов и всего народа Божия.
Оправдание этого титула можно найти в Евангелии от Матфея 20: 26–27 : «(...) кто хочет быть большим среди вас, да будет вам слугой; и кто хочет быть первым, да будет вам слугой».
Этот титул впервые был использован в VI веке Папой Григорием I (годы правления 590–610) в качестве урока Иоанну Постнику, Константинопольскому Патриарху , после того как последний принял титул «Вселенского Патриарха», заявив о своей власти и превосходстве над папа. В отместку Григорий принял титул «Раб Слуг Божиих», как проявление смирения. [46]
Ранее это обозначение использовалось другими епископами и светскими лидерами, такими как святой Бонифаций и король Арагона Альфонсо II (годы правления 1162–1196). Его использование стало обычным для пап, начиная с 9 века, а с 12 века оно использовалось исключительно ими самими. [46]
Примас Италии и митрополит архиепископ Римской провинции
[ редактировать ]Титул « митрополит-архиепископ » римской провинции ( Archiepiscopus Metropolitanus Provinciae Romanae ) отражает тот факт, что папа является архиепископом самой церковной провинции Рим, а «примас Италии» ( Primatus Italiae ) — епископом, возглавляющим национальную церковь Италии. [47]
Оба титула вошли в обиход в пятом веке, отражая обязанность Папы дважды в год возглавлять региональные советы епископов из Италии и провинции Рим. [48] Начиная с одиннадцатого века, папы больше внимания уделяли управлению вселенской церковью. [48] отложив в сторону местные обязанности, связанные с этими выражениями, однако они по историческим причинам сохранились среди официальных папских титулов до наших дней, считаясь прерогативой чести и не включающими никакой ответственности. [49]
Суверен государства-города Ватикан
[ редактировать ]Титул «Суверен государства-города Ватикан» ( sui Iuris Civitatis Vaticanae ) относится к тому факту, что Папа является главой государства Ватикан Superanus . Название вошло в употребление с 1929 года, когда Латеранский договор создал государство. [50] Папа обладает светской юридической властью во всех государственных делах. [47] и по международному праву как глава государства имеет иммунитет от юрисдикции судов других стран, но не от международных трибуналов. [51]
Титулы больше не используются
[ редактировать ]Апостольский Господь
[ редактировать ]Между VI и XI веками слово «Апостольский Господь» (« Domnus Apostolicus » ) использовалось как ссылка на тот факт, что папа занимал Sedes apostolica (Апостольский Престол), церковь, основанную Апостолом. [52]
Первоначально в V и VI веках в Галлии термин «Апостольский Престол» применялся к любой поместной церкви, а «Апостольский Господь» — к ее епископам. [52] Однако с конца 8-го века этот титул обычно сохранялся за Папой, как можно увидеть в документах из Франции и Англии. [52] На Реймском соборе 1049 года епископ Компостела был отлучен от церкви за использование этого выражения, и ему было сказано, что «только понтифик Римского престола является предстоятелем Вселенской и Апостольской церкви». [52]
Самый Святой Господь
[ редактировать ]Термин «Святейший Господь» (« Sanctissimus Dominus »), вариации которого включают «Наш Господь», «Наш Святейший Господь» или просто «Наисвятейший»; [53] время от времени использовался с середины 12 века до 19 века. Этот титул имел лишь протокольное значение и не имел никакого богословского значения. Это выражение использовалось в письмах, в которых упоминался Папа. Впервые это записано в письме Иоанна короля Англии в 1213 году Папе Иннокентию III (годы правления 1198–1216). [54] и позже используется в постановлениях Тридентского собора 16 века. Его последнее использование зафиксировано в инструкции Апостольской тюрьмы о гражданском браке в 1866 году со ссылкой на Папу Пия IX (годы правления 1846–1878). [53]
Неофициальные названия
[ редактировать ]Глава Церкви
[ редактировать ]В католической экклезиологии папу часто называют «Главой Церкви» (« Caput Ecclesiae » ), «Видимым Главой Церкви» или «Главой Вселенской Церкви», среди других вариантов. Сам Христос — невидимый Глава Церкви ( Колоссянам 1:18 и Ефесянам 4:15). По католическому верованию, Христос, отдав руководство Церковью Петру, сделал его и его преемников видимым Главой Церкви. [55] Так, булла Unam Sanctam 1302 года устанавливает, что «Церковь (...) имеет (...) только одну главу, а не две, как у чудовища: это Христос и Петр, Наместник Христа и преемник Петра». [55] В этом учении наблюдается тесное сотрудничество христологии и экклезиологии .
Однако существуют и другие варианты этого титула, что означает, что Петра также можно называть «Главой Апостольской коллегии» или «Главой Апостолов». [56] указывая на то, что он был лидером апостолов. Папы, в свою очередь, называются «Главой Коллегии Епископов» или «Главой Епископов», пришедшими на смену Апостольской Коллегии. [57]
Термин «Глава Церкви» первоначально применялся к Римской Церкви, указывая на ее лидерство и место в Мистическом Теле Христовом и Вселенской Церкви. [12] Одна из самых ранних записей появляется в письме « Institutio » Папы Бонифация I (годы правления 418–422) в 422 году епископам Фессалии . [53] Однако этот термин не вошел в регулярное употребление до 11 века. [12] Римская церковь вместе именуется « mater» («мать»), « fundamentum» («основа»), « cardo» (сердце) и « magistra» («учитель»). [12] Начиная с 13 века, этот титул обычно закреплялся за папой.
Святой Отец
[ редактировать ]Титул «Святой Отец» (« Sancte Pater »), или полностью «Святейший Отец», исторически используется в сочетании с лечебным местоимением « Его Святейшество » и используется в обращениях к Папе. [58]
Официального объяснения значения этого названия нет. Вполне вероятно, что слово « Pater» (лат. , означающее «Отец») — всего лишь ласковый намек на роль Папы как отца и лидера христиан. Однако термин « Отец Церкви» также используется как титул великих христианских богословов и учителей первых восьми веков Церкви, которые, как полагают, дали правильное толкование Предания и отличали подлинные доктрины от ересей. [59] Таким образом, применение этого выражения к папе может быть намеком на его функции, аналогичные функциям святых отцов.
Форма обращения
[ редактировать ]Правильное местоимение для Папы — «Его Святейшество», « Sua Sanctitate» на латыни или « Sua Santità» (на итальянском языке). Форма «Ваше Святейшество» используется для речи, обращенной непосредственно к нему, поэтому «Его Святейшество» используется в косвенных обращениях. Местоимение используется официально, например, в письмах, адресованных Папе Римскому. [58]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Примеры этого приложения можно увидеть на следующих страницах титулов епископа Рима: Папские титулы (Challies.com) Папские титулы (Tu Es Pestrus, Папство)
- ^ Оригинальная латинская фраза: « Римско-католический понтифик и пастор вселенской церкви, родитель всего мира, и Иисус Христос, сын всемогущего Бога, викарий.
- ^ Примеры такого применения можно увидеть в следующих жизнеописаниях святого Петра:
Святой Петр, принц апостолов (биографии NetSaber) (на португальском языке) Святой Петр, князь апостолов, в Католической энциклопедии 1913 года. Общественное достояние.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Папа» в Католической энциклопедии 1913 года . Общественное достояние.
- ^ Jump up to: а б с д и «Статья «Папа» ». Оксфордский словарь христианской церкви . Оксфордский университет. 2005. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- ^ Jump up to: а б с Папский ежегодник (изд. 2009 г.). Книжный магазин издательства Ватикана. 2009. с. 23. ISBN 978-88-209-8191-4 .
- ^ Jump up to: а б «Папский титул «Патриарх Запада», отброшенный Папой Бенедиктом, вновь появляется в Ватиканском ежегоднике за 2024 год» . Журнал Америки . 11 апреля 2024 г. Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Скотт, Роберт; Лидделл, Генри Джордж (1940). «Греко-английский лексикон» . Оксфорд: Цифровая библиотека Персея . Попечители Университета Тафтса . Проверено 21 февраля 2010 г.
- ^ «Словарь английского языка американского наследия» . Yahoo Образование . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 1 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Папы - от Святого Петра до Иоанна Павла II» - глава I, «Как избирается Святейший Отец». Коррейу да Маньян (Португалия) : 22. 2005 г.
- ^ Эльмасри, Ирис Хабиб. История Коптской церкви .
- ^ «История и развитие папства» . Религиозные факты . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Познакомьтесь с Папами Востока и Запада . Amazon.com. Доступ 7 ноября 2010 г.
- ^ Бетанкур, Дом Эстеван. «Происхождение церкви и папства» . Обращения с небес . Архивировано из оригинала 29 августа 2010 года . Проверено 6 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Конгар, Ив (1994). «1, 6». Церковь и папство . Les Éditions du Cerf. стр. 11, 111, 120. ISBN 2-204-05090-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Наместник Христа» в издании 1913 г. o f Католическая энциклопедия. Общественное достояние.
- ^ Jump up to: а б с д Макбрайен, Ричард П. (1997). Жития Папы Римского. От Понтификов до Св. Петра и Иоанна Павла II . ХарперКоллинз. стр. 37, 54, 85. ISBN. 0-06-065303-5 .
- ^ «Обещание святого Бонифация в верности Папе Григорию II по случаю его епископской хиротонии» . Монфор . Проверено 28 января 2010 г.
- ^ «Идея пентархии в христианстве» . ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Феодализм и средневековое христианство . Проверено 21 февраля 2010 г.
- ^ «Литургические заметки и справочные материалы для использования после смерти Папы» (PDF) . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Бил, Джон П.; Кориден, Джеймс А.; Грин, Томас Дж. (2000). Новый комментарий к Кодексу канонического права (с. 432) . Паулист Пресс. ISBN 9780809140664 . Проверено 18 февраля 2010 г.
- ^ Гонсалес, Хосе Игнасио. Авторитет Истины – Темные моменты Церковного Магистериума . Издания Лойолы. п. 33. ISBN 85-15-01750-4 .
- ^ «Второй Ватиканский собор, Догматическая конституция Lumen gentium, 27» . Святой Престол . Проверено 27 января 2010 г.
- ^
- Тертуллиан . . . Том. III Доникейские отцы . Перевод Питера Холмса. Серия под редакцией Александра Робертса; Джеймс Дональдсон; А. Кливленд Кокс (1885). Буффало, Нью-Йорк: Издательство христианской литературы – через Wikisource .
- Тертуллиан. Wikisource . . . Том. IV Доникейские отцы . Перевод Сиднея Телуолла. Серия под редакцией Александра Робертса; Джеймс Дональдсон; А. Кливленд Кокс (1885). Буффало, Нью-Йорк: Издательство христианской литературы – через
- ^ «Наместник Христа» . Краткий Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. 2006. ISBN 9780198614425 .
- ^ Латинский словарь Касселла . Марчант и Чарльз.
- ^ «Пастушеская община». Литургия Часов. IV. Обычное время 18–34 недели (на португальском языке). Редактор «Возес». 2006. с. 1635. ISBN 85-326-1373-Х .
- ^ «Папский». Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. 2005.
- ^ Jump up to: а б «Великий Понтифик». Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. 2005. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- ^ Йоркский проект (2002). 10 000 шедевров живописи . Йоркский проект. ISBN 3936122202 .
- ^ Долинер, Рой; Блех, Бенджамин (2011). Тайны Сикстинской капеллы: тайные послания Микеланджело в сердце Ватикана . Издательство Понто да Лейтура. стр. 159–160. ISBN 978-85-390-0272-6 .
- ^ Перевод Библии в редакции Фрея Хосе Педрейры де Кастро. OFM и вспомогательный коллектив «Редакции Аве-Мария» (на португальском языке). Издательство «Аве-Мария». ISBN 85-276-0549-Х . Архивировано из оригинала 23 ноября 2008 года . Проверено 30 мая 2010 г.
- ^ Ван Хэперен, Франсуаза (2002). Папская коллегия (3-й век - 4-й век) . Исследования по античной филологии, археологии и истории. н. 39. ИСБН 90-74461-49-2 .
- ^ «Римская общественная религия» . Бейтс . 17 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2011 г. . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ Полибий . «6,5». Historiae XXXII FRAGMENTA LIBRI XXXII (на латыни). Архивировано из оригинала 27 декабря 2011 года.
- ^ Плутарх . "Corpus Inscriptionum Graecarum 2.2696, 3.346". «Корпус греческих надписей 2.2696, 3.346». Жизнь Нумы § 9.4 . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ «Марка 15, 11 (первосвященники упрекали толпу, чтобы он послал к ним Варавву.)» . Новый Адвент . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Оксфордский словарь английского языка (2007). Понтифик .
- ^ «Великий Понтифик» . Лак Курций
- ^ «Грациан» . Британская энциклопедия . 3 февраля 2008 г.
- ^ Кредитование, Джона. «Великий Понтифик» . Ливиус . Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ «Папство» . Британская энциклопедия . 5 сентября 2006 г. Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ «Откуда возник титул власти Папы-католика?» . Изучение Библии . Архивировано из оригинала 21 августа 2008 года . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Сообщение об исключении титула «Патриарх Запада» из Папского ежегодника за 2006 год» . Святой Престол . Проверено 21 февраля 2010 г.
- ^ «Ватикан отменяет титул «патриарха Запада» после имени Папы» . Новости ЦНС . Архивировано из оригинала 8 марта 2006 года . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ «Папа Франциск восстанавливает папский титул «Патриарх Запада» в Папском ежегоднике» . Католическое информационное агентство . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Конгар, Ив (1994). «1, 6». Церковь и папство . Les Éditions du Cerf. стр. 11, 111, 120. ISBN 2-204-05090-3 .
- ^ Рупп, Дом Жан (1995). Солововское церковное послание – Пресса и иллюстрация II Ватиканского собора . стр. 434–438.
- ^ Jump up to: а б Servus servorum Dei в Католической энциклопедии 1913 года. Общественное достояние.
- ^ Jump up to: а б «ТИТУЛЫ ПАПЫ: ИМЕНА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОФИСУ СВЯТОГО ОТЦА» . Римский гид . Проверено 1 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Посетите объявление Лимина» в издании Католической энциклопедии 1913 года. Общественное достояние.
- ^ «Канон 438» . Святой Престол .
- ^ «Город-государство Ватикан – государство и правительство» . Святой Престол . Архивировано из оригинала 29 августа 2007 года . Проверено 1 января 2012 г.
- ^ «США заявляют, что Папа Римский неуязвим от иска о приставаниях» . Фокс Ньюс . Архивировано из оригинала 28 января 2011 года . Проверено 25 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Domnus Apostolicus» в Католической энциклопедии 1913 года. Общественное достояние.
- ^ Jump up to: а б с Хюнерманн, Питер; Дензингер, Генри (2007). Справочник символов, определений и деклараций по вопросам веры и морали (на латыни). Полина стр. 451, 484, 641, 88. ISBN. 978-85-15-03439-0 .
- ^ «Иннокентий III (годы правления 1198–1216): Письма о папской полиции» . Средневековый справочник . Проверено 21 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Була Унам Санкта» . Монфор Проверено 30 мая 2010 г.
- ^ «С.32 ПЕТР – АПОСТОЛ» . Катехизис Католической Церкви . Проверено 30 мая 2010 г.
- ^ «ДЕКАТ «CHRIStus DOMINUS» О СЛУЖЕНИИ – ПАСТЫРСТВЕ ЕПИСКОПОВ В ЦЕРКВИ» . Святой Престол . Проверено 30 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Церковные обращения» в издании Католической энциклопедии 1913 года. Общественное достояние.
- ^ Протопресвитер Михаил; Помазанский (1973). Православное догматическое богословие . Платина Калифорния: Братство Святого Германа Аляскинского. п. 37.