Jump to content

Папство в раннем христианстве

Святой Петр , первый Папа , с Ключами Небес . Франческо дель Косса , в настоящее время находится в Пинакотеке Брера .

Папство в раннем христианстве — это период в папской истории между 30 годом нашей эры, когда, согласно католическому учению , Святой Петр фактически взял на себя свою пастырскую роль видимого Главы Церкви , до понтификата Мильтиада в 313 году, когда Мир в Церкви. начался .

Жизнь и действия многих ранних пап остаются окутанными тайной, например, святой Линус , который, как говорят, был вторым папой, чья жизнь неизвестна, а его позиция как епископа Рима неопределенна. [ 1 ] Споры среди историков о роли первых пап примечательны, в то время как некоторые утверждают, что они на самом деле не обладали первенствующими правами и привилегиями , отрицая несколько ключевых событий в папской истории, другие, наоборот, утверждают, что папское первенство можно определить в эти столетия. Наиболее распространенная точка зрения среди историков, [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] независимо от религиозной ориентации, заключается в том, что Римская церковь занимала видное место в судебных процессах вселенской церкви в этот период и, главным образом, в том, что эта роль изменилась и стала более заметной в последующие столетия. [ 9 ]

В этот период христианства новые расколы и ереси , часто возникали [ 10 ] которую пытались решить епископы Рима, хотя такие факторы, как географическое расстояние, ограничивали их власть. [ 10 ] церкви Александрии и Антиохии Помимо Римской церкви, важными центрами христианства были также , и их епископы имели юрисдикцию над определенными территориями. Многие историки предполагают, что их особые полномочия происходили от того, что все три общины возглавлял святой Петр (Рим и Антиохия были, согласно Священному Писанию и Преданию , основаны Петром, а в Александрии — его учеником святым Марком ). [ 11 ] [ 12 ]

В книгах житий римских святых говорится, что из-за преследований Римской империи все папы того времени приняли мученическую смерть . [ 13 ] хотя существует неуверенность в смерти многих епископов Рима, чьи рассказы о мученичестве появились спустя много времени после их смерти, в виде легенд, таких как святой Климент I , который жил в конце I века, но чья история мученичества восходит только к IV веку. [ 14 ]

Конец раннего папства обычно относят к поздней античности , в 313 году, когда император Константин I опубликовал Миланский эдикт , в котором он предоставил свободу всем религиям, положив начало миру в церкви. Константин начал вмешиваться во многие церковные дела, что породило цезаропапизм и отношения «трудного переплетения между Церковью и государством». [ 15 ] Это послужило началом периода взаимодействия пап, римских и византийских императоров. [ 16 ]

Споры по поводу исторических событий

[ редактировать ]

Мученичество Петра и Павла в Риме

[ редактировать ]
Распятие Святого Петра ( — Караваджо Санта -Мария-дель-Пополо , Рим , 1600).

Некоторые историки утверждают, что Петр на самом деле никогда не был в Риме. Этот тезис наиболее активно защищал Фердинанд Кристиан Баур из Тюбингенской школы. Другие, такие как Генрих Дрессель в 1872 году, заявили, что Петра похоронили бы в Александрии, Египте или Антиохии. [ 17 ] утверждая, что представление о том, что Петр основал Римскую церковь, не может быть прослежено до третьего века. [ 18 ]

Однако Климент Римский написал в письме к коринфянам, ок. 96 [ 19 ] о гонениях на христиан в Риме, сообщив, что апостолы Петр и Павел . в имперской столице были замучены [ 20 ] [ 21 ] Св. Игнатий Антиохийский написал вскоре после Климента из города Смирны и в своем письме к римлянам сообщил, что они должны возглавить его, как это сделали Петр и Павел. [ 22 ] Между 166 и 176 годами епископ Коринфа Дионисий сообщил, что Павел и Петр проповедовали Евангелие в Риме. [ 20 ] Позже сочинения Иринея , датированные примерно 180 годом нашей эры, указывают на твердое убеждение, что Петр «основал и организовал» Церковь в Риме. [ 23 ] Учитывая это и другие свидетельства, многие ученые приходят к выводу, что Петр действительно принял мученическую смерть в Риме во время правления Нерона . [ 3 ] [ 24 ] [ 25 ] Лютеранский историк Адольф фон Гарнак заявил, что предыдущие, в основном протестантские, тезисы были предвзятыми и подрывали исследование жизни святого Петра в Риме. [ 17 ]

Епископальная организация Рима

[ редактировать ]

Первоначально термины « пресвитеры» и «епископы» использовались для обозначения одних и тех же людей, исполнявших обязанности руководителей поместной церкви. [ 26 ] [ 27 ] подчиняться апостолу . [ 28 ] Таким образом, многие историки утверждают, что в конце I века и до середины II века Римская церковь не имела ни одного епископа в качестве главы поместной церкви, а имела коллегиальную форму пастырского руководства; люди, перечисленные как непосредственные преемники Петра, возможно, были видными людьми в римской общине, но не отдельными епископами. [ 18 ] [ 9 ] [ 26 ] и поэтому первоначально папского служения не существовало.

Однако другие ученые и историки с этим не согласны, утверждая, что апостолы назначили своих преемников в ведущих поместных церквях, [ 28 ] которые первоначально также считались «апостолами», [ 28 ] цитируя, например, Павла из Тарса пастырское поручение Титу и Тимофею в Деяниях апостолов . Но к концу I века этот титул закрепился за двенадцатью учениками Иисуса, а термин «епископ» стал применяться к тем, кого раньше называли апостолами. [ 28 ]

Несколько лет спустя Климент , ок. 96, еще при жизни апостола Иоанна , говорилось, что остальные апостолы оставили «повеления о том, чтобы после их смерти другие испытанные мужи сменили их в их служении». [ 29 ] Самым сильным аргументом на этот счет являются исторические записи св. Игнатия, епископа Антиохийского, жившего вместе с апостолами Иоанном и Петром, [ 30 ] и который засвидетельствовал линейную преемственность епископов со времен апостолов, вскоре после их смерти, в своей церкви и Смирне. [ 31 ] Вскоре после этого Ириней во втором веке подчеркнул обоснованность линии епископов со времен святого Петра до своего современника, папы Виктора I , перечислив их. [ 27 ] [ 23 ] Тот же аргумент повторяют все крупные древние богословы и историки, такие как Шестой Юлий Африканский , [ 1 ] Тертуллиан , [ 32 ] Евсевий , [ 33 ] и Джером . [ 34 ]

Осуществление папского главенства

[ редактировать ]

Споры по поводу папской истории этого периода возникают из-за того, что историки придерживаются разных религиозных взглядов; Католик, протестант, атеист или православный. Некоторые историки, особенно протестанты, утверждают, например, что в раннем христианстве поместные церкви управлялись независимо своими собственными лидерами, при этом папы не имели примата над другими отдельными церквями и вселенской церковью, и что «что римское первенство имело свое начало в папских амбициях». [ 35 ] получив развитие позже, в IV и V вв.

Однако несколько фактов позволяют предположить существование раннего юридического союза между поместными церквями, что свидетельствовало о видном положении римского епископа. Это можно увидеть в использовании «посланий и списков причастия», датируемых концом второго века, возможно, вдохновленных Посланием Павла к Филимону . Верный путешественник допускался в духовную жизнь другой поместной церкви только в том случае, если у него было письмо, написанное его епископом, доказывающее, что он находится в союзе со своим святителем. Затем следует выяснить, являются ли этот епископ и церковь, которой он управляет, православными, используя списки, которыми располагают различные церкви и которые постоянно обновляются: [ 36 ]

«Сами еретики и раскольники добиваются, чтобы письмо общения от какой-либо церкви, лучше всего от Рима, было принято в других церквях, а быть в общении с одной из этих церквей — значит быть в общении со всей Католической Церковью (... ) Чтобы узнать, находится ли епископ в общении с Католической Церковью, необходимо прибегнуть к трем критериям: прежде всего к общению с наибольшим числом епископов, затем с главными и древнейшими Церквами, наконец, с Римской Церковью; последний критерий – это решающий, поскольку епископ Рима не должен демонстрировать свое общение с Католической Церковью, поскольку он является центром этого общения. Список епископов в общении, который находится вместе в Римской Церкви, дает последнюю гарантию».

Ранние папы не утверждали своего главенства и юрисдикции над Церковью, хотя во многих случаях они вмешивались в дела местных сообществ, как Климент I, [ 7 ] или пытался установить доктрину, связывающую Вселенскую Церковь, как Виктор I (из-за спора о квартодециманизме ). [ 37 ] Другие епископы также разграничивали папские права, например, Игнатий Антиохийский во втором веке, который сообщал, что Римская церковь осуществляет «президентство в любви» среди христианских церквей. [ 38 ] и Ириней, который в то же время подчеркивал уникальное положение папы. [ 39 ] [ 40 ] Католические историки утверждают, что «История полностью свидетельствует о том, что с самых ранних времен Римский Престол никогда не претендовал на верховное главенство и что это руководство свободно признавалось Вселенской Церковью». [ 35 ]

Среди историков преобладает точка зрения, что Римская церковь была признана в первые три века христианства занимающей видное место в вопросах, касающихся дел Вселенской Церкви. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Однако эта роль развилась и глубоко обострилась в последующие века, особенно начиная с пятого века и после одиннадцатого. [ 9 ]

Это мнение разделяют и некоторые католические учёные, например авторы Католической энциклопедии , в которой говорится о раннем папском первенстве: [ 35 ]

«Ясно, что это осуществлялось не так, как в более поздние времена. Церковь находилась еще в зачаточном состоянии, и было бы неразумно искать полностью развитый процесс, регулирующий отношения Верховного Понтифика с епископами других Видит, что установление такой системы потребовало действия времени и лишь постепенно было включено в каноны. Более того, вмешательство было нечастым, пока апостольская традиция была еще свежа и сильна во всех частях христианского мира. папские прерогативы вступали в игру, но редко».

Средства папских выборов

[ редактировать ]
Киприан предоставил первое письменное свидетельство выборов папы.

Первое упоминание о методах досрочных папских выборов, касающихся выбора Папы Фабиана , датируется 236 годом и сообщается Евсевием Кесарийским: «Голубь приземлился на голову Фабиана, и «тогда весь народ, как будто движимый божественным духом, с единый и тревожный голос воскликнул, что он достоин, и немедленно поместил его на епископское место». [ 41 ] Этот эпизод свидетельствует о том, что «выбор епископа был заботой христианской общественности, всей общины Рима». [ 41 ] Еще больше свидетельств имеется во время раскола Новациана и Корнилия, в котором св. Киприан, епископ Карфагенский, писал: «Кроме того, Корнилий был поставлен епископом по избранию Бога и Христа, по благоприятному свидетельству почти всего духовенства, по голосов присутствующих мирян и собрания епископов». [ 41 ]

Ранние папские гробницы

[ редактировать ]
Ниши в катакомбах Калликсто.

Большинство ранних пап II-IV веков были похоронены в римских катакомбах Калликста . [ 42 ] [ 43 ] на Виа Аппиа , которая, как говорят, была основана будущим папой Калликстом I, когда он еще был диаконом Рима при папе Зеферине, расширяя ранее существовавший гипогей . Надписи на греческом языке , обнаруженные в катакомбе, известной как Склеп Пап, указывают на то, что это катакомбы Калликста, Аникета , Сотера , Зеферина, Урбана I , Понтиана , Антера , Фабиана, Луция I , Сикста II , Александра I , Евтихиана , и Мильтиад . Длинная надпись, сделанная в период папы Сикста III (около 440 г.) за пределами катакомб, в районе святых Гая и Евсевия, могла указывать на могилу папы Гая и Евсевия; в другом месте находится гробница, приписываемая папе Корнелию , на которой имеется надпись « мученик Корнеливс » . [ 44 ] Катакомба была заброшена в 9 веке и вновь открыта в 1854 году итальянским археологом Джованни Баттистой де Росси . [ 42 ]

Некоторые папы были похоронены в других римских катакомбах, таких как катакомба Присциллы на Виа Салария ( Папа Марцеллин и Марцелл I ) и Калеподия на Виа Аврелия ( Калликст I , который не был похоронен на кладбище, носящем его имя). ) [ 42 ] Папа Феликс I, по преданию, был похоронен в «Катакомбах Двух Феликсов», местонахождение которой так и не было найдено. [ 42 ]

Первый документ, предоставленный Папой, принадлежит Клименту I в конце I века, в котором он написал послание к церкви в Коринфе, Греция, вмешавшись в важный спор: [ 45 ] и извиниться за то, что не предпринял никаких действий ранее. [ 7 ] Климент был первым Отцом Церкви , [ 46 ] таким образом был основан святоотеческий церковный период, который продлился до VIII века. Несколько лет спустя, в начале второго века, святитель Игнатий восхваляет чистоту римской веры. [ 47 ] Во втором веке римские епископы воздвигали памятники апостолам Петру и Павлу и раздавали милостыню бедным церквям. [ 7 ] Папа Пий I позже осуждает и отлучает от церкви еретиков Валентина и Маркиона. [ 48 ] который посетил Рим, чтобы посоветоваться с ним, начав борьбу против гностиков и монтанистов в Анатолии . [ 7 ]

Позже в том же веке папы были вовлечены в спор о Квартодецимане , в ходе которого епископ Смирны Поликарп посетил Папу Аникета около 155 года нашей эры, и они спорили по поводу расхождений в обычаях. Встреча оказалась неэффективной и завершилась мирно, разногласия фактически превратились в церковный спор, когда Папа Виктор I попытался объявить практику отлучения от церкви всех, кто последовал за 14 нисана (считавшуюся им ересью ). [ 37 ] [ 49 ] Однако отлучение азиатов Виктором было отменено, и обе стороны примирились в результате вмешательства других епископов. [ 49 ]

В III веке другие прелаты обычно обращались к епископу Рима с проблемами, которые они не могли решить. [ 8 ] Между 199 и 217 годами Зеферин был назначен папой, но не смог осудить ереси своего времени. После его смерти Калликст I был избран папой, римский священнослужитель Ипполит признал его некомпетентным, как и его предшественник, что вызвало раскол. [ 50 ] и в течение десяти лет Ипполит командовал отдельной общиной и был, следовательно, первым антипапой . С 222 по 230 год император Александр Север пренебрегал законами о гонениях на христиан. В это время был назначен папа Урбан I, который регулировал использование десятины в церковных целях. [ 51 ]

В 250 году папа Фабиан отправил миссии по евангелизации провинции Галлия. [ 52 ] принял мученическую смерть, когда император Деций начал новое преследование, в ходе которого некоторые христиане отступились, чтобы спасти свою жизнь. [ 53 ] В начале 251 года гонения уменьшились, и возникли две школы мысли, возглавляемые двумя кандидатами на папство: одна сторона, которую защищал Новациан, считала, что отступники не могут быть прощены, даже если они покаются; [ 54 ] противоположная сторона, которую защищал Корнилий, утверждала, что грешники будут прощены, если они проявят покаяние. [ 54 ]

Пытаясь спровоцировать кризис в Церкви, Деций помешал избранию нового Папы, однако, когда он был вынужден покинуть территорию для борьбы с захватчиками-готами, выборы были проведены. [ 53 ] и Корнелий был избран в марте 251 года. [ 55 ] Вскоре после этого Новациан провозгласил себя антипапой и возглавил раскол. [ 55 ] Корнелий созвал в Карфагене синод из 60 епископов, который подтвердил его как законного папу и отлучил Новациана от церкви, а также предал анафеме новацианство . Приговор синода был разослан христианским епископам, их письма служили доказательством размера Римской церкви в третьем веке, насчитывавшей около пятидесяти тысяч верующих. [ 54 ]

В 254 году Стефан I стал епископом Рима и быстро стал соперничать со святым Киприаном , епископом Карфагена , за свержение и замену Маркиана, епископа Арля. [ 56 ] Позже их соперничество возобновилось, когда споры по поводу использования крещения начались ; Стефан I защищал римскую традицию, согласно которой крещение эффективно, даже если оно совершается отступниками ( лапси ); в то время как Киприан защищал африканскую и азиатскую веру в то, что крещение, совершаемое еретиками, недействительно и повторное крещение необходимо . Этот вопрос не вызвал раскола, поскольку Стефан и Киприан были замучены во время конфликта во время преследования Диоклетиана . [ 9 ] Следующий папа, Сикст II , был более примирительным, чем Стефан, и восстановил отношения и общение с этими церквями, хотя, как и его предшественник, не одобрял повторного крещения. [ 57 ]

Апокрифические документы, домыслы и легенды о первых папах

[ редактировать ]

несколько апокрифических Ранним папам приписывают документов, наиболее известными и известными из которых являются « Указы Псевдо-Исидора » или «Ложные декреталии». [ 58 ] собрание из шестидесяти писем, содержащих канонические законы, составленное в середине девятого века автором под псевдонимом Исидор Меркатор, приписываемое папам святому Клименту (88–97) или Мельхиасу (311–314) и считавшееся подлинным до пятнадцатый век.

О жизни многих из этих пап позже было создано множество других легенд, мифов и сказаний. Liber Pontificalis , в которой рассказывается история епископов Рима со времен Святого Петра, составленная в V или VI веке, [ 59 ] также крайне неточно описывает раннее папство и вобрал в себя множество недостоверных по своему содержанию документов. [ примечание 1 ] [ 60 ]

Представление в искусстве и иконографии

[ редактировать ]
Якорь или крест Святого Климента, иконография Папы Климента I.

Поскольку все ранние папы считались Церковью святыми, они часто изображались со своей иконографией , например, святой Климент, изображенный с якорем на боку, поскольку, согласно легенде, он был замучен, утонув с якорем, привязанным к шее; или Святой Корнелий, представленный рогом (отсылка к происхождению его латинского имени, означающего «рог» или «рог»). [ 61 ] [ 62 ]

Обычно эти персонажи анахронично изображаются в папских одеждах, включая паллий , а часто и папскую тиару или митру , украшения, которые вошли в употребление спустя долгое время после раннего папства.

Папы того периода

[ редактировать ]

Хотя характеристики раннего папства развивались с течением времени, период с 30 по 313 год является грубым приближением, используемым учеными в качестве вероятной даты для характеристики этого периода. В то время было 32 папы, и большинство понтификатов были короткими, поскольку из-за периодических римских преследований многие папы умирали мученической смертью вскоре после своего избрания.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Католическая энциклопедия; Новый Адвент. «Папа Святой Линус» . Проверено 21 февраля 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б МакБрайен (2008). Церковь . Нью-Йорк: HarperOne. стр. 6, 45.
  3. ^ Jump up to: а б с Клапсис, Эммануэль (2000). «Папское первенство». Православие в разговоре . стр. 110, 113.
  4. ^ Jump up to: а б Дюрант, Уилл (1972). Цезарь и Христос . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
  5. ^ Jump up to: а б Веттерау, Брюс (1994). Всемирная история . Нью-Йорк: Генри Холт и компания.
  6. ^ Jump up to: а б Афанасьев, Николай (1992). Первенство Петра . стр. 126–127.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Чедвик, Генри. Оксфордская история христианства . Издательство Оксфордского университета.
  8. ^ Jump up to: а б с Даффи, Имон (1997). Святые и грешники, История Пап . Издательство Йельского университета. стр. 18, 69. ISBN.  0-3000-7332-1 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Макбрайен, Ричард П. (21 октября 1997 г.). Жития Папы Римского. От Понтификов до Св. Петра и Иоанна Павла II . ХарперКоллинз. стр. 29, 54. ISBN.  0-06-065303-5 .
  10. ^ Jump up to: а б Бауэр, Уолтер (1934). Православие и ересь в древнейшем христианстве (на немецком языке).
  11. ^ Анастос, Милтон В. (2001). Аспекты разума Византии (политическая теория, теология и церковные отношения с Римским престолом . Публикации Ashgate. ISBN  0-86078-840-7 .
  12. ^ «Патриарх и Патриархат» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент . Проверено 23 февраля 2010 г.
  13. ^ «Папа» . Популярная католическая энциклопедия (на португальском языке). Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 1 января 2010 г.
  14. ^ Кросс, Флорида, изд. (2005). «Климент Римский, св.». Оксфордский словарь христианской церкви . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  15. ^ Алвес, Х. Ос Сантос де Када Диа (на португальском языке) (10-е изд.). Издательство Паулинас. стр. 296, 696, 736. ISBN.  978-85-356-0648-5 .
  16. ^ Котрим, Жилберто (2009). Бразильская и всеобщая глобальная история (на португальском языке). Издательство Сарайва. стр. 101, 130. ISBN  978-85-02-05256-7 .
  17. ^ Jump up to: а б Бург, Йозеф (1903). Kontrovers Lexikon (на немецком языке). Эссен: Фредебойль и Коенен.
  18. ^ Jump up to: а б О'Грэйди, Джон. Римско-католическая церковь: ее происхождение и природа . 146. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  19. ^ «Письмо к коринфянам (Климент)» . Католическая энциклопедия, Новое пришествие . Проверено 21 февраля 2010 г.
  20. ^ Jump up to: а б Гребер, Конрад (1937). Справочник по современным проблемам религии (на немецком языке). Германия: Гердер Фрайбург. п. 511.
  21. ^ «Полный текст Климента» . Раннехристианские сочинения . Проверено 5 февраля 2011 г.
  22. ^ «Письмо Игнатия Антиохийского к римлянам» . Архивировано из оригинала 8 июля 2011 г. Проверено 23 февраля 2023 г.
  23. ^ Jump up to: а б Стивенсон, Дж. Новый Евсевий . п. 114.
  24. ^ Уильям О'Коннор, Дэниел (25 ноября 2009 г.). «Святой апостол Петр» . Британская онлайн-энциклопедия .
  25. ^ «Папа». Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. 2005. ISBN  978-0-19-280290-3 .
  26. ^ Jump up to: а б История христианства . Издательство Кембриджского университета. 2006.
  27. ^ Jump up to: а б Оксфордский словарь христианской церкви (пересмотренная редакция 2005 г.) . Издательство Оксфордского университета. 1997. с. 211.
  28. ^ Jump up to: а б с д Эберхардт, Ньюман С. (1961). Краткое изложение католической истории, древней и средневековой истории . Б. Гердер Бук Ко. с. 16.
  29. ^ «Письмо к Коринфянам (Климент) – Глава 44» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент . Проверено 20 мая 2010 г.
  30. ^ Рэй, Стивен (1999). На этой скале . Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. п. 119.
  31. ^ «Послание Игнатия к магнесианам» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент . Проверено 21 февраля 2010 г.
  32. ^ «О рецептах еретиков, 32» .
  33. ^ «Церковная история» . Эфирная библиотека христианской классики .
  34. ^ «Славные люди» . Новый Адвент .
  35. ^ Jump up to: а б с «Папа» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент . Проверено 21 февраля 2010 г.
  36. ^ Гарланд, Джанфранко (2003). Закон в Церкви: Тайна Причастия. Сборник церковного права (на португальском языке). Издательство «Святилище». стр. 41–42. ISBN  85-7200-844-6 .
  37. ^ Jump up to: а б Филип, Шафф. «Евсевий Памфилий: Церковная история, жизнь Константина, хвалебная речь Константина» .
  38. ^ «Римское президентство и христианское единство в наше время» .
  39. ^ «Святой Ириней » энциклопедия Британская 8 июля 2023 г.
  40. ^ «Против ересей (книга III, глава 3)» . Новый Адвент .
  41. ^ Jump up to: а б с Баумгартнер, Фредерик Дж. (19 декабря 2003 г.). За запертыми дверями: история папских выборов . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 3–5. ISBN  0-312-29463-8 .
  42. ^ Jump up to: а б с д Рирдон, Венди Дж. (2004). Смерти Пап . Macfarland & Company, Inc., стр. 10, 11, 25–28, 30–32, 37, 291. ISBN.  0786415274 .
  43. ^ Нойман де Вегвар, Кэрол Л.; Каррагейн, Имонн О (2007). Рома Феликс: становление и размышления средневекового Рима . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN  978-0754660965 .
  44. ^ Саги, Марианна (2003). «Scinditur in partes populus: Папа Дамасий и римские мученики». Раннесредневековая Европа . 9 (3): 273–287. дои : 10.1111/1468-0254.00070 . S2CID   161067498 .
  45. ^ Кросс, Флорида (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  46. ^ «Патриарх Святитель Климент I». Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. 1908.
  47. ^ «Послание Игнатия к римлянам» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент . Проверено 21 февраля 2010 г.
  48. ^ Словарь святых . Первое издание имиджевой книги. 2005. с. 505. ИСБН  0-385-51520-0 .
  49. ^ Jump up to: а б Эфеса Поликрата. «Глава 24. Разногласия в Азии» . Новый Адвент .
  50. ^ «Святой Зефирин » Британская энциклопедия онлайн
  51. ^ «Литургический год» . Католическая культура.org . Проверено 29 мая 2010 г.
  52. ^ «Папа Святой Фабиан» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент . Проверено 29 мая 2010 г.
  53. ^ Jump up to: а б Лойола, П. (1991). Святые и праздники . Нью-Йорк. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  54. ^ Jump up to: а б с МакБрайен, Ричард П. (24 сентября 2004 г.). «Папе Корнелию, примирителю, пришлось нелегко». Национальный католический репортер . 19 (1).
  55. ^ Jump up to: а б «Папа Корнелий» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент .
  56. ^ «Папа Святой Стефан I» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент . Проверено 20 января 2010 г.
  57. ^ «Папа Святой Сикст II» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент . Проверено 20 января 2010 г.
  58. ^ «Декреталии Псевдо-Исидора» . Католическая энциклопедия; Новый Адвент . Проверено 21 февраля 2010 г.
  59. ^ Лайтфут, Дж. Б. (1890). Апостольские отцы .
  60. ^ Левиллен, Филипп (2002). Папство: Энциклопедия . Рутледж. п. 941. ИСБН  0415922283 .
  61. ^ «Корнелиус» . Экуменский Heiligenlexikon .
  62. ^ «Папа Святой Корнилий» . Индекс святых покровителей . Архивировано из оригинала 23 октября 2008 года . Проверено 7 декабря 2008 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b6cd5c7d7b74bac5b8f095485d70842__1711581600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/42/3b6cd5c7d7b74bac5b8f095485d70842.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Papacy in early Christianity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)