Папа Стефан III
Стефан III | |
---|---|
Епископ Рима | |
Церковь | Католическая церковь |
Папство началось | 7 августа 768 г. |
Папство закончилось | 24 января 772 г. |
Предшественник | Павел I |
Преемник | Адриан I |
Личные данные | |
Рожденный | Стивен 720 |
Умер | 24 января 772 г. Рим , Папская область |
Другие папы по имени Стефан |
Папа Стефан III ( лат . Stephanus III ; 720 – 24 января 772 г.) [1] был епископом Рима и правителем Папской области с 7 августа 768 года до своей смерти. Стефан был монахом-бенедиктинцем, работавшим в Латеранском дворце во время правления папы Захария . В разгар бурной борьбы соперничающих фракций за имя преемника Папы Павла I , Стефан был избран при поддержке римских чиновников. Он созвал Латеранский собор 769 года , который стремился ограничить влияние дворян на папских выборах . Собор также выступал против иконоборчества .
Ранняя карьера
[ редактировать ]Грек [2] Стефан III родился на Сицилии и был сыном человека по имени Олив. [3] Приехав в Рим во время понтификата папы Григория III , [4] его поместили в монастырь св. Хрисогона , где он стал монахом-бенедиктинцем . [3] Во время понтификата папы Захария он был рукоположен в священники, после чего папа решил оставить его для работы в Латеранском дворце . Стефан постепенно поднялся до высокого поста на службе у сменявших друг друга пап и находился у постели умирающего папы Павла I , когда влиятельные фракции начали маневрировать, чтобы обеспечить избрание своего собственного кандидата в конце июня 767 года. [3]
Выборы
[ редактировать ]768 г. был поглощен конкурирующими притязаниями антипапы Константина II (марионетка-мирянин, насильственно установленная фракцией тосканской знати) . [5] [6] и Филиппа (кандидата от лангобардов ), которые были вынуждены покинуть свой пост стараниями Христофора, примицерия нотариусов ) , и его сына Сергия, казначея Римской церкви. [7] С пленением Константина II Христофор приступил к организации канонических выборов и 1 августа созвал не только римское духовенство и армию, но и народ собраться перед церковью Св. Адриана в районе старого Комиция . Здесь 7 августа объединенное собрание избрало Стефана папой. [8] [9] Затем они направились в церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере , где провозгласили Стефана избранным папой и сопроводили его в Латеранский дворец . [8]
В этот момент сторонники избранного Папы Стефана начали жестоко нападать на ключевых членов режима Константина, включая самого Константина, которого преследовали по улицам Рима, привязывая к его ногам тяжёлые гири. [10] Константина Епископ Феодор, вице-доминус , был ослеплен и отрезал ему язык, а брат Константина, Пассив, также был ослеплен. [10] Константин был официально свергнут 6 августа, а Стефан был рукоположен в папу. на следующий день [11] Возмездия продолжались и после хиротонии Стефана; город Алатри восстал в поддержку Константина, и после его захвата ключевые участники восстания были ослеплены и им вырвали языки. [12] Затем по приказу папского хартулярия Грациоза Константин был выведен из монашеской кельи, ослеплен и оставлен на улицах Рима с конкретными указаниями, что никто не должен ему помогать. [13] Наконец, по обвинению в заговоре с целью убийства Христофора и многих других дворян с намерением передать город лангобардам , священник Вальдиперт, который был инициатором возвышения Филиппа, был арестован, ослеплен и вскоре умер. о его ранах. [10] [14]
Роль Стефана III в этих событиях несколько неясна. По словам историка Горация Манна, Стефан был бессильным наблюдателем, а ответственным агентом на самом деле был чартулярий Гратиос. [10] Однако, по словам Луи Мари ДеКорменена, Стивен был ключевым человеком, ответственным за отдачу приказов, и получал большое удовольствие от уничтожения своего соперника и его сторонников. [13] Промежуточную позицию занял историк Фердинанд Грегоровиус , который заметил, что Стефан, хотя он, возможно, и не спровоцировал или не приказал совершать зверства, также не стремился предотвратить их ни из корысти, ни из-за слабости своей позиции. [15] Однако ясно то, что недавнее создание Папской области привело к тому, что традиционное соперничество правящих семей Рима превратилось в убийственное желание контролировать эту новую светскую власть в Италии, увлекая за собой папство. [16]
Понтификат
[ редактировать ]Латеранский совет
[ редактировать ]Поскольку со сторонниками Константина в основном разобрались, Стефан написал франкскому королю Пипину Короткому , уведомляя его о своем избрании и прося ряд епископов принять участие в совете, который он хотел провести, чтобы обсудить недавнюю путаницу. Поскольку Пипин умер, именно Карл Великий и Карломан I согласились послать двенадцать епископов для участия в Латеранском соборе 769 года . [17] Собор стал свидетелем окончательного осуждения Константина II, которого избили и удалили язык, прежде чем вернуть в монашескую келью. Все церковные назначения, сделанные Константином, были объявлены недействительными. Он также установил строгие правила папских выборов, тем самым ограничив участие дворянства в последующих выборах. Наконец, постановления Иерийского Собора практика поклонения иконам были отвергнуты и утвердилась (см. Иконоборчество ). [18]
В 770 году Стефану было предложено утвердить избрание мирянина Михаила архиепископом Равенны . Фактически Михаил в союзе с королем лангобардов Дезидерием и герцогом Римини заключил в тюрьму Льва I , избранного первым. [19] Стивен отказался подтвердить избрание Майкла; ссылаясь на условности Латеранского собора, он отправил Михаилу письма и послов с требованием отступить. [20] Михаил отказался, и противостояние продолжалось более года, пока прибытие франкского посла в Равенну вместе с папскими легатами не побудило противников Михаила свергнуть его и отправить в Рим в цепях. Вскоре последовал и Лев, когда Стефан рукоположил его в архиепископа. [20]
Франкско-лангобардский союз
[ редактировать ]На протяжении всего своего понтификата Стефан опасался экспансионистских планов лангобардов. [21] Возлагая надежду на франков, он пытался выступить посредником в ссорах между Карлом Великим и Карломаном I , сыновьями и преемниками Пепина, которые только помогали делу лангобардов в Италии. [22] В 769 году он помог им примириться и заставил их поддержать еще молодую Папскую область, напомнив им о поддержке, которую их отец оказывал папству в прошлом. Он также умолял их заступиться за него, вступив в переговоры с лангобардами. [23]
Следовательно, в 770 году к лангобардскому королю Дезидерию было отправлено посольство, в которое входила мать Карла Великого, Бертрада Лаонская . Их вмешательство привело к благоприятному для папства результату, вернув папе части Беневенто , на которые претендовали папы. [23] Однако, к ужасу Стефана, Дезидериус и Бертрада вступили в дискуссию о возможном браке между дочерью Дезидериуса, Дезидератой , и одним из сыновей Бертрады. [24] Возможно также, что дискуссии велись вокруг брака сестры Карла Великого, Гизелы, с сыном Дезидерия, Адальгисом . [25]
Поэтому Стефан написал Карлу Великому и Карломану, протестуя против предложенного союза. [26] Помимо отметки, что оба мужчины уже были женаты, он напомнил им об их обещаниях предыдущим папам, что они будут считать врагов папы своими врагами и что они обещали Святому Петру противостоять лангобардам и восстановить права Церкви. . [27] Он написал:
«Вы, кто уже, по воле Божией и повелению отца вашего, состоите в законном браке с благородными женами вашего народа, которых вы обязаны беречь. и женитесь на других или вступайте в брак с чужеземцами, чего никогда не делал ни один из ваших предков... Нехорошо с вашей стороны даже думать о повторном браке, когда вы уже женаты. Вам не следует этого делать. Так поступают те, кто утверждает, что следует закону Божьему, и наказывают других, чтобы помешать людям действовать таким незаконным образом. Такие вещи делают язычники. Но вам, христианам, святому народу и царственному священству, этого не следует делать. ." [28]
Мольбы Стефана остались без внимания, и Карл Великий женился на Дезидерате в 770 году, временно укрепив семейный союз с лангобардами. [29]
Падение Христофора и Сергия
[ редактировать ]На протяжении 769 и 770 годов Стефан продолжал полагаться на поддержку и советы Христофора и Сергия, посадивших его на папский престол. Их антипатия к лангобардам и общая профранкская позиция побудили короля Дезидерия спланировать их падение. [30] [31] Он подкупил папского камергера Паулюса Афиарту и других членов папского двора, чтобы тот распространил слухи о них перед папой. [30] Когда Дезидерий попытался войти в Рим в 771 году с армией, утверждая, что он совершает паломничество , чтобы помолиться у святыни Святого Петра, Христофор и Сергий закрыли перед ними ворота города. Подойдя к воротам и увидев вооруженные войска, стоящие на стенах, король Лангобардов попросил поговорить с Папой, который вышел к нему. Во время отсутствия Стефана Афиарта и его сторонники пытались поднять толпу с целью свергнуть Христофора и Сергия. Но Примицерий и его сын одержали верх и вынудили Афиарту и его коллег бежать в Латеранский дворец . [32]
К этому моменту Стефан вернулся в Латеран, и в базилике Святого Теодора он столкнулся с бегущими Афиартой и его сообщниками, которых преследовали Христофор и его сторонники. [33] Видимо, в этот момент подозрительный Христофор, полагая, что Стефан заключил какое-то соглашение с Дезидерием, заставил Стефана дать клятву, что он не выдаст Христофора или его сына лангобардам. После этого разъяренный Стефан отругал Христофора, потребовал, чтобы он прекратил преследовать Афиарту, и приказал ему и его последователям отступить, что Христофор подчинился. [33] На следующий день Стефан сбежал в базилику Святого Петра, чтобы искать защиты у Дезидерия. [34] Король Лангобардов, заперев Стефана в своих покоях в базилике, дал понять Папе, что ценой за его помощь должна стать выдача Христофора и Сергия. [35] Папа послал двух епископов на переговоры с Христофором и Сергием, сказав им, что они должны либо удалиться в монастырь, либо прийти к нему в собор святого Петра. В то же время от Дезидерия было отправлено послание к жителям города, в котором говорилось, что: «Папа Стефан приказывает вам не воевать против ваших братьев, но изгнать Христофора из города и спасти его, себя и своих детей. ." [36]
Это послание короля Лангобардов возымело желаемый эффект; Христофор и Сергий начали подозревать своих соратников, которые, в свою очередь, быстро покинули их. Оба не хотели покидать город, но в конце концов оба ночью добрались до Папы. [37] На следующий день Стефану разрешили вернуться в город, а Христофор и Сергий остались в руках ломбардов. Переговоры об их освобождении не увенчались успехом, и еще до конца дня прибыл Афиарта со своими сторонниками. Обсудив ситуацию с Дезидериусом, они ослепили обоих мужчин. Христофор умер через три дня, а Сергия держали в келье на Латеране. [37]
Пытаясь предотвратить потенциальное вмешательство Карла Великого, Дезидерий поручил Стефану написать письмо франкскому королю. [38] в котором он заявил, что Христофор и Сергий были вовлечены в заговор с посланником брата Карла Великого, Карломаном, с целью убить Папу. Далее, что Стефан бежал к Дезидерию за защитой и что в конце концов Христофор и Сергий были выведены против их воли. Хотя Стивену удалось спасти им жизни, позже группа мужчин ослепила их, но не по приказу Стивена. Затем он заключает, что если бы не «его превосходнейший сын Дезидерий», он был бы в смертельной опасности, и что Дезидерий достиг с ним соглашения о возвращении Церкви всех земель, на которые она претендовала и которые были все еще в руках Ломбардии. [39]
То, что такое письмо было выдумкой, было продемонстрировано очень скоро; когда Стефан попросил Дезидерия выполнить обещания, данные им по поводу тела святого Петра , лангобардский король ответил: «Будь доволен тем, что я удалил с твоего пути Христофора и Сергия, которые правили тобой, и не проси о правах. Кроме того, Если я не продолжу помогать тебе, тебя постигнет великая беда, ибо Карломан, король франков, друг Христофора и Сергия, и он захочет прийти в Рим и схватить тебя». [40]
Продолжающиеся неприятности и смерть Стефана
[ редактировать ]Дезидерий продолжал сеять беспорядки в Италии; в 771 году ему удалось убедить епископов Истрии отвергнуть власть Патриарха Градо и заставить их подчиниться Патриарху Аквилеи , который находился непосредственно под контролем Ломбардии. [41] Стефан написал восставшим епископам, отстранив их от должности и приказав им снова подчиниться власти Градо или подвергнуться отлучению от церкви . [41]
После падения Христофора Паулюс Афиарта продолжал служить папскому двору на высоких должностях. В начале 772 года, когда Стефан заболел и вскоре стало ясно, что он умирает, Афиарта воспользовался этим, чтобы изгнать ряд влиятельных священнослужителей и дворян из Рима, а других посадил в тюрьму. [42] Затем, 24 января, за восемь дней до смерти Стефана, Афиарта вытащил ослепленного Сергия из его камеры в Латеране и задушил его. [41]
Стивен умер 24 января. [43] или 1 февраля 772 г. [44] Его преемником стал Адриан I.
Местный культ святости
[ редактировать ]В средние века Стефан III считался святым на своем родном острове Сицилия . Различные календари, мартирологи и т. д., например древний календарь святых Сицилии, причисляют Стефана к лику святых и относят его праздник на 1 февраля. Граждане Сиракуз в какой-то момент пытались убедить Святой Престол официально подтвердить святость Папы, но это не увенчалось успехом. [45]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Стефан III (или IV) |» . Британника . 20 января 2023 г. Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ Фентресс, Э. «Вещь V», с. 89. 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с Человек, стр. 369
- ^ ДеКормен, стр. 197
- ^ ДеКормен, 1857, стр. 196.
- ^ Манн, Гораций. «Папа Стефан (III) IV». Католическая энциклопедия Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 18 сентября 2017 г.
- ^ Манн, стр. 362–367
- ^ Jump up to: а б Человек, стр. 368
- ^ Чисхолм 1911 г.
- ^ Jump up to: а б с д Человек, стр. 370
- ^ Манн, стр. 371
- ^ Манн, стр. 371–372
- ^ Jump up to: а б ДеКормен, с. 198
- ^ Партнер, стр. 27
- ^ Грегоровиус, Фердинанд, История Рима в средние века , Том. II, стр. 329
- ^ Даффи, Имон, Святые и грешники: История Пап (1997), стр. 72
- ^ Манн, стр. 372–373
- ^ Манн, стр. 373–375
- ^ ДеКормен, стр. 199
- ^ Jump up to: а б Человек, стр. 376
- ^ Манн, стр. 376–377
- ^ Манн, стр. 377–378
- ^ Jump up to: а б Человек, стр. 378
- ^ Манн, стр. 378–379
- ^ Манн, стр. 379
- ^ МакКиттерик, Розамонд, Карл Великий: Формирование европейской идентичности (2008), стр. 84
- ^ Манн, стр. 381
- ^ Манн, стр. 380
- ^ Манн, стр. 382
- ^ Jump up to: а б Человек, стр. 383
- ^ ДеКормен, стр. 200
- ^ Манн, стр. 383–384
- ^ Jump up to: а б Человек, стр. 384
- ^ Партнер, стр. 28
- ^ Манн, стр. 384–385
- ^ Манн, стр. 385
- ^ Jump up to: а б Человек, стр. 386
- ^ Манн, стр. 388
- ^ Манн, стр. 387
- ^ Манн, стр. 389
- ^ Jump up to: а б с Человек, стр. 390
- ^ Манн, стр. 389–390
- ^ «Кардиналы Священной Римской церкви - Биографический словарь - Кардиналы, задокументированные в 761 году» .
- ^ Манн, стр. 392
- ^ Манн, стр. 393
Ссылки
[ редактировать ]- Партнер, Питер, Земли Святого Петра: Папское государство в средние века и раннее Возрождение (1972)
- Манн, Гораций К., Жизнь пап в раннем средневековье, Том. I: Папы под ломбардским правлением, часть 2, 657–795 (1903)
- ДеКорменен, Луи Мари; Гихон, Джеймс Л., Полная история пап Римских, от святого Петра, первого епископа, до Пия Девятого (1857 г.)
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Католическая энциклопедия . 1913. .