Папа Дамасий I
Дамас I | |
---|---|
Епископ Рима | |
Церковь | Католическая церковь |
Папство началось | 1 октября 366 г. |
Папство закончилось | 11 декабря 384 г. |
Предшественник | Свободнее |
Преемник | Сириций |
Личные данные | |
Рожденный | в. 305 Рим , Римская империя |
Умер | 11 декабря 384 г. Рим, Римская империя |
Святость | |
Праздник | 11 декабря (католицизм) |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
Атрибуты | как папа с патриаршим крестом и моделью церкви |
Покровительство | Археологи против лихорадки |
Другие папы по имени Дамас |
Папа Дамас I ( / ˈ d æ m ə s ə s / ; ок. 305 — 11 декабря 384), также известный как Дамас Римский , [1] был епископом Рима с октября 366 г. до своей смерти. Он председательствовал на Римском соборе 382 года, который определил канон или официальный список Священных Писаний. [2] Он выступал против основных ересей (включая аполлинарианство и македонизм ), тем самым укрепляя веру католической церкви , и поощрял выпуск Вульгаты Библии , поддерживая Иеронима . Он помог примирить отношения между Римской церковью и Антиохийской церковью и поощрял почитание мучеников.
Помимо различных прозаических писем и других произведений, Дамас был автором латинских стихов. Алан Кэмерон описывает свою эпитафию молодой девушке по имени Проекта (представляющую большой интерес для ученых, поскольку шкатулка Проекта в Британском музее, возможно, была сделана для нее) как «ткань ярлыков и клише, шатко нанизанных вместе и едва втиснутых в метр». . [3] Дамаса называют «первым Папой общества». [4] и, возможно, был членом группы латиноамериканских христиан, во многом родственных друг другу, которые были близки латиноамериканцу Феодосию I. [5]
Ряд изображений «ДАМАСА» в золотых стеклянных чашках, вероятно, представляют его и, похоже, являются первыми сохранившимися современными изображениями Папы, хотя реальных попыток создать сходство не было. «Дамас» появляется с другими фигурами, включая Флоруса, который может быть отцом Проекты. Было высказано предположение, что Дамас или другой член группы заказал и распространил их среди друзей или сторонников в рамках программы, «настойчиво внедряющей свое епископское присутствие в христианский ландшафт». [6]
признала его святым Католическая церковь ; его праздник - 11 декабря. [7]
Фон
[ редактировать ]Его жизнь совпала с возвышением императора Константина I и воссоединением и переразделением Западной и Восточной Римских империй , что связано с легитимацией христианства и его последующим принятием в качестве официальной религии Римского государства в 380 году .
Правление Грациана , совпавшее с папством Дамасия, образует важную эпоху в церковной истории, поскольку в этот период (359–383) католическое христианство впервые стало господствующим во всей империи. Под влиянием Амвросия Грациан отказался [8] носить знаки отличия великого понтифика как неподобающие христианину, убрал Алтарь Победы из сената в Риме , несмотря на протесты членов сената-язычников. недвижимое имущество Император Грациан также запретил завещать весталкам и отменил другие привилегии, принадлежавшие им и понтификам.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Папа Дамас I родился в Риме около 305 года. [9] Родителями Дамасия были Антоний, ставший священником церкви Св. Лаврентия (Сан-Лоренцо) в Риме, и его жена Лаврентия. Оба родителя родом из региона Лузитания . Дамас начал свою церковную карьеру дьяконом в церкви своего отца, где впоследствии служил священником. Позже это стало базиликой Святого Лаврентия за стенами Рима. [10]
Дамас был архидьяконом римской церкви, когда папа Либерий был изгнан императором Констанцием II в Верию в 354 году. Дамас последовал за Либерием в изгнание, но сразу же вернулся в Рим. В период до возвращения Либерия Дамас играл большую роль в управлении церковью. [11]
Кризис преемственности
[ редактировать ]В ранней Церкви епископы обычно избирались духовенством и народом епархии. Хотя этот простой метод хорошо работал в небольшой общине христиан, объединенной гонениями, по мере того, как община росла в размерах, провозглашение нового епископа было чревато расколом, а соперничающие претенденты и определенная классовая вражда между кандидатами -патрициями и плебеями расстраивали некоторых епископских епископов. выборы. В то же время императоры IV века ожидали, что каждый новый избранный папа будет представлен им на одобрение, что иногда приводило к государственному доминированию во внутренних делах Церкви.
После смерти Папы Либерия 24 сентября 366 года Дамас унаследовал папство в условиях фракционного насилия. Диаконы и миряне поддержали диакона Либерия Урсина . из высшего сословия Бывшие сторонники Феликса , правившие во время изгнания Либерия, поддержали избрание Дамасия.
Оба были избраны одновременно (выборы Дамаса прошли в Сан-Лоренцо-ин-Лючина ). JND Келли утверждает, что Дамас нанял банду головорезов, которые штурмовали Юлианскую базилику , устроив трехдневную резню урсинианцев. [12] Томас Шахан говорит, что подробности этого скандального конфликта изложены в весьма предвзятом «Libellus precum ad Imperatores» (PL, XIII, 83–107), петиции к гражданской власти со стороны Фаустинуса и Марцеллина , двух анти- Дамасские пресвитеры. [13] Насилие и кровопролитие были настолько велики, что два префекта города были призваны для восстановления порядка, и после первой неудачи, когда их выгнали в пригород, и в базилике Сицинина (современная базилика ди Санта-Мария-Маджоре ), префекты сослали Урсина в Галлию . [14] Когда он вернулся, насилие продолжилось, которое продолжалось и после того, как Урсинус снова был изгнан.
Другое древнее повествование о событиях, «Геста» (датированное 368 годом нашей эры), содержит более подробную информацию. В нем Урсинус описывается как действительный преемник Либерия, а Дамас - как последователь еретика-нарушителя Феликса. В этом отчете также сообщается, что вооруженные силы, подстрекаемые Дамасом, ворвались в базилику Юлия и произошла трехдневная резня собравшихся там. После получения контроля над Латеранской базиликой Дамасий был рукоположен в епископы в соборе Рима. Однако Дамаса обвинили в подкупе городских чиновников Рима с целью изгнания Урсина и его главных сторонников, включая некоторых пресвитеров. [15] В результате этой попытки некоторые из (по-видимому, весьма многочисленных) сторонников Урсина прервали этот процесс и спасли пресвитеров, отведя их в базилику Либерия (идентифицированную как «базилика Сицинния»), очевидную штаб-квартиру урсинианцев. секта. Затем Дамас в ответ приказал атаковать либерийскую базилику, что привело к новой резне: «Они выломали двери и подожгли их, затем ворвались внутрь... и убили сто шестьдесят человек, находившихся внутри, как мужчин, так и женщин. ." Затем Дамас напал на некоторых сторонников Урсина, бежавших на кладбище Святой Агнессы, убив многих. [16]
Церковные историки, такие как Иероним и Руфин, защищали Дамасия. На синоде 378 года Урсин был осужден, а Дамас реабилитирован и объявлен истинным папой. Бывший антипапа продолжал интриговать против Дамасуса в течение следующих нескольких лет и безуспешно пытался возобновить свои претензии в связи со смертью Дамасуса. , Урсин входил в арианскую партию в Милане По словам Амвросия . [17]
Папство
[ редактировать ]Дамасуса обвинили в убийстве и прелюбодеянии [18] в первые годы своего пребывания на посту папы. Точность этих утверждений подверглась сомнению, поскольку некоторые полагают, что обвинения были мотивированы конфликтом со сторонниками арианства .
Дамас I активно защищал католическую церковь от угрозы расколов . На двух римских синодах (368 и 369) он осудил аполлинарианство и македонизм и отправил легатов на Первый Константинопольский собор , созванный в 381 году для рассмотрения этих ересей . [19]
Римский собор 382 года и библейский канон
[ редактировать ]Одной из важных работ Папы Дамасия было председательство на Римском соборе 382 года, который помог определить канон или официальный список Священного Писания. Оксфордский словарь христианской церкви гласит:Собор, состоявшийся, вероятно, в Риме в 382 году под руководством Дамасия, дал полный список канонических книг как Ветхого Завета, так и Нового Завета (также известный как « Указ Геласиана », поскольку он был воспроизведен Геласием в 495 году), который идентичен список, данный в Тренте. Американский католический священник и историк Уильям Юргенс заявил: «Первая часть этого указа уже давно известна как Указ Дамасия и касается Святого Духа и семикратных даров. Вторая часть указа более известна как Указ Дамасия. вступительная часть Декрета Геласиана относительно канона Священного Писания: De libris recipiendis vel non-recipiendis В настоящее время принято считать, что часть Декрета Геласиана, касающаяся принятого канона Священного Писания, является подлинным трудом Собора. Рим 382 года нашей эры и что Геласий снова отредактировал его в конце пятого века, добавив к нему каталог отвергнутых книг, апокрифов. Сейчас почти повсеместно признано, что первая и вторая части Указа Дамасия являются подлинными. части актов Римского собора 382 г. н.э.» [20]
Иероним, Вульгата и Канон
[ редактировать ]Папа Дамас назначил Иеронима своим конфиденциальным секретарем. Приглашенный в Рим первоначально на синод 382 года, созванный для прекращения , раскола антиохийского он стал незаменимым для папы и занял видное место в его советах. Иероним провел три года (382–385) в Риме, тесно общаясь с папой Дамасием и ведущими христианами. В 409 году Иероним заметил: «Много лет назад, когда я помогал Дамасию, епископу Рима, в его церковной переписке и писал ответы на вопросы, заданные ему советами Востока и Запада…» [21]
Чтобы положить конец заметным расхождениям в западных текстах того периода, Дамас призвал весьма уважаемого ученого Иеронима переработать имеющиеся старолатинские версии Библии в более точную латынь на основе греческого Нового Завета и Септуагинта , результатом которой стала Вульгата . По мнению протестантского библеиста Ф. Ф. Брюса , появление Вульгаты стало ключевым моментом в закреплении библейского канона на Западе . [22] Тем не менее, как Католическая энциклопедия утверждает ,
В Латинской церкви на протяжении всего Средневековья мы находим свидетельства колебаний относительно характера второканонических текстов. Есть одно течение, дружественное им, и другое, явно неблагоприятное для их авторитета и святости, хотя между ними колеблется ряд авторов, чье почитание этих книг умеряется некоторым недоумением относительно их точного положения, и среди них мы отмечаем св. . Фома Аквинский. Мало кто однозначно признает их каноничность. Преобладающая позиция западных средневековых авторов по существу совпадает с позицией греческих отцов. Главную причину этого явления на Западе следует искать во влиянии, прямом и косвенном, обесценивающего Пролога св. Иеронима. [23]
Серьезные научные сомнения и разногласия относительно природы апокрифов продолжались на протяжении веков и даже в Триденте. [24] [25] [26] который дал первое безошибочное определение католического канона в 1546 году. [27] [28]
Иероним посвятил Дамасию очень краткое упоминание в своем «De Viris Illustribus» , написанном после смерти Дамасия: «он обладал прекрасным талантом сочинять стихи и опубликовал множество кратких произведений в героическом размере. Он умер в царствование императора Феодосия в возрасте почти восемьдесят». [29] Дамас, возможно, был автором анонимной «Кармен контра язычники» (песни против язычников). [30]
Письмо Иеронима Дамасию
[ редактировать ]Письма Иеронима Дамасию являются примерами главенства престола Петра:
И все же, хотя твое величие пугает меня, твоя доброта привлекает меня. От священника я требую сохранения жертвы, от пастыря — защиты овец. Прочь все, что является чрезмерным; пусть государство римского величия уйдет. Мои слова обращены к преемнику рыбака, ученику креста. Поскольку я не следую ни одному лидеру, кроме Христа, поэтому я не общаюсь ни с кем, кроме вашего блаженства, то есть с кафедрой Петра. Я знаю, что это камень, на котором построена церковь! Это дом, где только пасхального агнца можно правильно съесть. Это ковчег Ноя, и тот, кого не найдут в нем, погибнет, когда усилится потоп. Но так как по причине своих грехов я удалился в эту пустыню, лежащую между Сирией и нецивилизованной пустыней, то я не могу, вследствие большого расстояния между нами, всегда просить у вашей святости святыни Господней. Поэтому я здесь следую за египетскими исповедниками, которые разделяют вашу веру, и закрепляю свое хрупкое ремесло под сенью их великих трудов. Я ничего не знаю о Виталисе; Я отвергаю Мелетия; Я не имею ничего общего с Паулинусом. Кто не собирает с вами, тот расточает; кто не от Христа, тот от антихриста. [31]
Отношения с Восточной Церковью
[ редактировать ]Восточная Церковь в лице Василия Кесарийского искренне искала помощи и поддержки Дамасия в борьбе с явно торжествующим арианством . Однако Дамас питал некоторую степень подозрений в отношении великого каппадокийского Учителя Церкви . В вопросе Мелетианского раскола в Антиохии Дамасий – вместе с Афанасием Александрийским и его преемником Петром II Александрийским – симпатизировал партии Павлина как более искреннему представителю никейской ортодоксальности. После смерти Мелетия он стремился обеспечить преемственность Паулина и исключить Флавиана . [32] Во время своего папства Петр II Александрийский искал убежища в Риме от преследователей ариан. Его принял Дамасий, поддержавший его против ариан. [13]
Дамас поддержал обращение христианских сенаторов к императору Грациану с просьбой убрать алтарь Победы из здания Сената, [33] и дожил до принятия знаменитого указа Феодосия I «De fide Catholica» (27 февраля 380 г.), [34] который провозгласил религией Римского государства то учение, которое Петр проповедовал римлянам. [13]
Преданность мученикам
[ редактировать ]Дамасий также много сделал для поощрения почитания христианских мучеников . [35] восстановление и создание доступа к их гробницам в катакомбах Рима и других местах, а также установка табличек со стихами, написанными им самим, некоторые из которых сохранились или записаны в его «Эпиграмматах» . [36]
Дамас перестроил или отремонтировал церковь своего отца, названную в честь Лаврентия , известную как Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура («Святой Лаврентий за стенами»), которая к VII веку была станцией на маршрутах могил римских мучеников. Уважение Дамаса к римскому мученику подтверждается также традицией, согласно которой Папа построил церковь, посвященную Лаврентию, в своем собственном доме Сан-Лоренцо-ин-Дамасо .
Дамасий был папой восемнадцать лет и два месяца. Его праздник - 11 декабря. Он был похоронен рядом со своей матерью и сестрой в «погребальной базилике… где-то между Виа Аппиа и Виа Ардеатина », точное местонахождение которой утеряно. [37]
С 2011 года этот святой дал свое имя Духовному университету Сан-Дамасо , католическому высшему образованию, принадлежащему Мадридскому архиепископству, в Испании, где можно изучать теологию, каноническое право, религиозные науки, христианскую и классическую литературу и философию. учился.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деннис Траут, Дамас Римский: Эпиграфическая поэзия (Oxford University Press, 2015); Нил Маклинн, «Римский Дамас», в книге Терезы Фюрер (редактор), Рим и Милан в поздней античности: представления городских пространств в литературе, архитектуре и искусстве (Де Грюйтер, 2011), стр. 305–325.
- ^ Оксфордский словарь христианской церкви
- ^ Кэмерон, 136–139; 136 и 137 цитируются по очереди.
- ^ Кэмерон, 136 лет.
- ^ Кэмерон, 142–143.
- ^ "ДАМАС" по 4 стакана у Грига, по 5 у Лутраана; Grig, 208-215, 216-220, 229-230, цитирование 229 (примеры проиллюстрированы); Лутраан, 31–32 и последующие страницы.
- ^ «Святой Дамасий I | Биография, Папа, наследие и факты» .
- ^ Макгуайр, М. (1936). Новое исследование политической роли святителя Амвросия. Католическое историческое обозрение, 22 (3), 304–318. JSTOR 25013506
- ^ Келли, JND (1988). «Дамас I». Оксфордский словарь пап . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 32. ISBN 0192820850 .
- ^ "Фоли OFM, Леонард. "Св. Дамас I», «Святой дня » (отредактировано Пэтом Макклоски OFM), «Францисканские СМИ» .
- ^ СВЯТОЙ ДАМАС, ПАПА, ИСПОВЕДНИК (305–384 гг. Н. Э.). Архивировано 25 сентября 2007 года в Wayback Machine Butler, Албан. «Жития или отцы, мученики и другие главные святые» , т. III, ewtn
- ^ Келли, JND (1989). Оксфордский словарь пап . США: Издательство Оксфордского университета. стр. 32 , 34. ISBN 978-0192139641 .
- ^ Jump up to: а б с Шахан, Томас. «Папа Святой Дамасий I». Католическая энциклопедия Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 29 сентября 2017 г.
- ^ Аммиан Марцеллин , 27.3.12; 27.9.9. Перевод Дж. К. Рольфа, Аммиана Марцеллина (Кембридж: Классическая библиотека Леба, 1939), стр. 19, 61 и далее.
- ^ Уайт, Синтия (1 октября 2010 г.). Возникновение христианства: классические традиции в современной перспективе . Крепость Пресс. ISBN 9780800697471 .
- ^ Макинтайр, Томас Дж. (2015). Первый понтифик: Папа Дамас I и расширение римского первенства . Электронные диссертации и диссертации. 1277. С. 15, 33, 34 . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ Амвросий, Послания iv.
- ^ М. Уолш, Жития святых Батлера (Издательство HarperCollins: Нью-Йорк, 1991), 413.
- ^ «Святой Дамасий I Константинополь-1» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2016 года . Проверено 20 января 2017 г.
- ^ Юргенс, Уильям (1970). Вера ранних отцов: доникейская и никейская эпохи . Литургическая пресса. п. 404. ИСБН 9780814604328 . По состоянию на 24 марта 2022 г.
- ^ « Послание cxxx.10» .
- ^ Брюс, Ф.Ф. (1988). Канон Священного Писания (PDF) . ИнтерВарсити Пресс . п. 225.
- ^ Найт, Кевин. ".Канон Ветхого Завета" . Новый Адвент . Католическая энциклопедия . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ Джедин, Юбер (1947). Папский легат на Тридентском соборе . Сент-Луис: B. Herder Book Co., стр. 270–271.
- ^ Уикс, Джаред (1978). Отвечает Каэтан: читатель в спорах о реформации . Вашингтон: Издательство католического университета Америки.
- ^ Мецгер, Брюс (1957). Введение в апокрифы . Нью-Йорк: Оксфорд. п. 180.
- ^ Католическая энциклопедия (1908 г.). Канон Ветхого Завета . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Х. Тавард, Джордж (1959). Священное Писание или Святая Церковь . Лондон: Бернс и Оутс. стр. 16–17.
- ^ О выдающихся людях , гл. 103
- ^ Болдуин, Барри (1991). «Кармен Контра Паганос». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- ↑ Письмо Иеронима Папе Дамасию, 376, 2.
- ^ Сократ , Церковная история 5.15
- ^ Амвросий, Послания XVII, н. 10
- ^ Кодекс Феодосиана XVI, 1, 2.
- ^ М. Уолш, Жизни Батлера , 414.
- ^ Тексты эпиграммат на латыни ; Григ, 213, 215
- ^ Григ, 213, примечание 50.
Литература
[ редактировать ]- Липпольд А., «Урсинус и Дамас», Historia 14 (1965), стр. 105–128.
- Шеперд, М. Х., «Литургическая реформа Дамасия», в Кириаконе. Festschrift для Йоханнеса Тассена (ред. Патрика Гранфилда и Дж. А. Юнгманна) II (Мюнстер, 1970), стр. 847–863.
- Грин, М., «Сторонники антипапы Урсинуса», Журнал теологических исследований, 22 (1971), стр. 531–538.
- Тейлор Дж., «Св. Василий Великий и Папа Дамасий», Downside Review 91 (1973), стр. 183–203, 261–274.
- Наутин, П. «Первый эпистулярный обмен между Иеронимом и Дамасием: настоящие или вымышленные письма?», Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie 30, 1983, стр. 331–334.
- Кэмерон, Алан , «Дата и владельцы эсквилинских сокровищ», Американский журнал археологии , том 89, № 1, столетний выпуск (январь 1985 г.), стр. 135–145, JSTOR
- Рейнольдс, Р.Э., «Массовая фантазия раннего средневековья: переписка Папы Дамасия и святого Иеронима по никейскому канону», в материалах Седьмого Международного конгресса средневекового канонического права, Кембридж, 23–27 июля 1984 г. (под ред. П. Линехана). ) (Città del Vaticano 1988), стр. 73–89.
- Григ, Люси, «Портреты, понтифики и христианизация Рима четвертого века», Документы британской школы в Риме , Том. 72, (2004), стр. 203–230, JSTOR.
- Лутраан, Кэтрин Л., Позднеримское золото-стекло: изображения и надписи. Архивировано 4 января 2014 г. в Wayback Machine , магистерская диссертация, Университет Макмастера, 2006 г., доступна в Интернете - «исследуется изображения и надписи, украшающие сохранившийся корпус из золотого стекла. судовые базы».
- Антонио Асте, Эпиграммы папы Дамасия I. Перевод и комментарии. Издания Libellula, университетская серия (Tricase, Лечче, 2014).
- Уокер, Уиллистон. История христианской церкви .
- Маркус Лёкс: памятник святилища. Рим и Милан как центры раннего христианства: культ мучеников и церковное строительство при епископах Дамасии и Амвросии. Висбаден, 2013.
- Карло Карлетти: Дамасо И. В: Массимо Брей (ред.): Папская энциклопедия. Том 1: Петр, святой. Анастасий библиотекарь, антипапа. Институт итальянской энциклопедии, Рим, 2000 г., стр. 349–372 ( treccani.it ).
- Урсула Ройтер: Дамас, епископ Рима (366–384). Жизнь и творчество (= исследования и тексты по античности и христианству. Т. 55). Мор Зибек, Тюбинген, 2009 г., ISBN 978-3-16-149848-0 (также: Йена, Университет, Дисс., 1999).
- Франц X. Зеппельт: История Пап с начала до середины двадцатого века. Том: 1: Развитие папской власти в раннем средневековье. От Григория Великого до середины одиннадцатого века. 2-е новое исправленное издание (Георг Швайгер). Кезель, Мюнхен, 1955, стр. 109–126.
- Бернхард Шиммельпфенниг: Папство. От античности до Возрождения. 6-е издание. Библиографически проверено и обновлено Эльке Гезом. Научное книжное общество, Дармштадт, 2009 г., ISBN 978-3-534-23022-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Opera Omnia Минь Патрологии (на латыни)
- Литература Папы Дамасия I и о нем в Немецкой национальной библиотеки. каталоге
- Работы Папы Дамаса I и о нем в Deutsche Digitale Bibliothek (Немецкая цифровая библиотека)