Папа Александр I Александрийский
Александр Александрийский | |
---|---|
Церковь | Великая Церковь |
Архиепископия | Александрия |
Видеть | Александрия |
Предшественник | Ахилла |
Преемник | Афанасий I |
Личные данные | |
Рожденный | Неизвестный |
Умер | 26 февраля [1] или 17 апреля 326 или 328 г. Александрия |
Святость | |
Праздник | 26 февраля, 17 апреля ( Католическая церковь ) 29 мая ( православное ) |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь Восточная Православная Церковь |
Титул как Святой | Патриарх Александрийский |
Александр I Александрийский был 19-м Папой и Патриархом Александрийским . Во время своего патриаршества он занимался рядом вопросов, стоявших перед Церковью в то время. К ним относятся датировка Пасхи , действия Мелетия Ликопольского и важнейший вопрос — арианство . Он был лидером оппозиции арианству на Первом Никейском соборе . Он также был наставником своего преемника Афанасия Александрийского , который впоследствии стал одним из отцов Церкви . [2]
Биография
[ редактировать ]О ранних годах Александра известно сравнительно мало. Во время своего служения священником он пережил кровавые гонения на христиан со стороны императоров Галерия и Максимина Дайи .
Александр стал патриархом после кончины Ахиллы Александрийского , чье удивительно короткое правление, по мнению некоторых, было вызвано нарушением им приказа своего предшественника, Петра Александрийского , никогда не допускать Ария в общение. [3]
Сам Александр столкнулся с тремя основными проблемами во время своего патриархского срока. Первой из них была раскольническая секта, возглавляемая Эресцентием, которая оспаривала время наступления Пасхи . Александру пришлось написать специальный трактат по этому спору, в котором он процитировал более ранние заявления по этому поводу Дионисия Александрийского . Собственных усилий Александра, хотя они и послужили прекращению спора, было недостаточно, чтобы утихомирить сам спор, хотя Первый Никейский собор , состоявшийся во время его правления, действительно разрешил этот вопрос. [3]
Мелетий Ликопольский
[ редактировать ]Его вторым главным беспокойством было дело Мелетия Ликопольского , который продолжал клеветать на Александра, как он ранее сделал с Ахиллой. Мелетий дошел до того, что подал официальную жалобу в суд императора Константина I , хотя ей не было уделено особого внимания. [3]
Однако более важным было то, что Мелетий, похоже, установил некую форму рабочего союза с Арием . Мелетий также рукоположил своих епископов без согласия своего настоятеля. Этот спор не утихал до Никейского Собора, где Александр позволил Мелетию вернуться в церковь, фактически положив конец союзу Мелетия с Арием. [3]
Арианство
[ редактировать ]Последней и самой важной проблемой, с которой столкнулся Александр, был вопрос самого Ария. Предшественник Александра, Ахилла, не только позволил Арию вернуться в церковь, но и предоставил ему самую старую церковь в Александрии, и это положение позволило ему оказывать большое влияние на христианскую общину Александрии. Фактически Арий даже был претендентом на пост патриарха Александрии после смерти Ахиллы. [3]
провозгласил единство Троицы Конфликт между ними начался всерьез, когда Александр в одной из своих проповедей . Арий тут же отреагировал, назвав высказывание Александра савеллианством , которое к тому времени уже было отвергнуто. Споры быстро обострились, и Арий приобрел все большую поддержку своей позиции, привлекая на свою сторону ряд диаконов и, по крайней мере, одного пресвитера , который начал рукополагать собственных пресвитеров. Арий продолжал привлекать еще больше внимания и поддержки до такой степени, что Александру пришлось созвать два отдельных собрания своих священников и дьяконов, чтобы обсудить этот вопрос. Однако ни одно из этих собраний не пришло к каким-либо твердым выводам и не помогло ограничить распространение убеждений Ария. [3]
Затем в 320 году Александр созвал синод Александрийской церкви и соседней с ней провинции Мареотиды с конкретным намерением решить, какие действия следует предпринять по этому все более проблематичному вопросу. На синоде тридцать шесть пресвитеров и сорок четыре диакона, в том числе Афанасий Александрийский , согласились с осуждением арианства и подписали соответствующий документ. Арию по-прежнему удавалось распространять свою новую веру в других местах, особенно в Мареотиде и Ливии , где Арий убедил епископа Секунда Птолемаидского и Фому Мармарикского присоединиться к нему. Успех Ария в разделении лидеров церкви сделал вероятность формального раскола вполне реальной. [3]
В 321 году Александр созвал генеральный совет всей церкви страны. Совет собрал не менее ста участников. На этом совете Арий продолжал отстаивать свою прежнюю позицию о том, что Сын не может быть совечным Отцу, и даже сказал, что Сын не подобен Отцу по сути. Это последнее заявление было с ужасом воспринято собравшимся советом, который предал Ария анафеме до тех пор, пока он не откажется от своих позиций. [3]
Арий уехал в Палестину, где получил поддержку ряда епископов, которые высказали Александру свое мнение по этому поводу. Один из этих сторонников, Евсевий Никомедийский , имел тесные связи с императорским двором в Византии и способствовал дальнейшему распространению идей Ария. Широкий рост этого движения и реакция на него со стороны официальной церкви привели к тому, что император сам написал письмо участвующим сторонам с призывом вернуть единство церкви и положить конец этому затянувшемуся спору о том, что он охарактеризовал как мелкие споры по непонятным мелочам. [3]
Последователи Ария в Александрии начали прибегать к насилию в защиту своих убеждений, что побудило Александра написать энциклику всем своим братьям-епископам в христианском мире, в которой он рассказал историю арианства и свое мнение о недостатках арианской системы. При этом он был вынужден указать им на действия Евсевия Никомедийского, созвавшего провинциальный собор Вифинской церкви для обсуждения Ария. Этот орган рассмотрел действия, предпринятые Александром и его предшественниками, и на основании их рассмотрения официально принял Ария в общение сирийской церкви. Другие деятели, в том числе Паулин Тирский , Евсевий Кесарийский и Патрофил Скифопольский , также заявили о своей поддержке Ария, позволив его последователям собираться для Божественной службы, как они это делали ранее в Александрии. [3]
Считается, что примерно в это же время Арий написал свою «Талию» , которая собрала еще большую поддержку его дела. Эта книга в сочетании с другими произведениями Ария и противоположными работами Александра обострила спор между сторонниками и противниками Ария. В этой атмосфере и по совету своего диакона Афанасия Александр написал в защиту своей позиции исповедание веры. Он разослал этот фолиант всем епископам христианства, попросив их подтвердить его позицию, поставив на экземплярах свои подписи. Под своей работой он получил около 250 подписей, в том числе около 100 от собственной епархии, а также 42 из Азии, 37 из Памфилии , 32 из Ликии , 15 из Каппадокии и различные другие. Он также вел индивидуальную переписку с Александром Константинопольским , протестуя против насилия ариан и пропагандой взглядов Ария на влияние женщин, а также с Папой Сильвестром I , Макарием Иерусалимским , Асклепием Газинским , Лонгином Ашкелонским , Макарием Янинским. , Зенон Тирский и многие другие по вопросам арианства. [3]
Спор об арианстве стал серьезной проблемой, которая угрожала нанести ущерб миру и единству церкви и империи. Константин, ставший теперь единственным претендентом на престол после казни Лициния, написал письмо «Афанасию и Арию». Константин написал письмо из Никомидии, поэтому некоторые пришли к выводу, что к составлению письма мог быть причастен Евсевий Никомедийский, епископ Никомедийский и сторонник Ария. Письмо было передано Осию Кордовскому , уважаемому старшему епископу, для доставки спорящим в Александрии. В письме Константин просил Александра и Ария прекратить спор. [3]
Вскоре после получения послания от Константина Александр запросил проведение еще одного генерального собора епархии, который, по-видимому, подтвердил свое согласие с исповеданием веры, ранее распространявшим Александром согласие на употребление богословского термина « единосущный ». В нем также было подтверждено отлучение Ария и осуждение последователей Мелетия, что, конечно, еще больше разозлило арианцев Александрии. Сам Арий официально пожаловался императору на обращение с ним Александра. В ответ Константин призвал Ария выступить в защиту своего дела перед вселенским собором церкви, который должен был состояться в Никее в Вифинии 14 июня 325 года, и это был первый такой собор, когда-либо существовавший. [3]
Первый Никейский собор
[ редактировать ]Александр прибыл на совет с группой, в которую входили Потамон из Гераклеи , Пафнутий из Фив и диакон Александра Афанасий, который выступал в качестве его представителя. Александр должен был сам председательствовать на заседании, но чувствовал, что не может одновременно быть председательствующим и главным обвинителем. На этом основании он передал пост президента Осию Кордовскому . После длительного обсуждения собор вынес решение, которое, среди прочего, подтвердило анафему Ария, уполномочило Александра по его настоянию разрешить Мелетию сохранить свой епископский титул, но не иметь возможности осуществлять какие-либо епископские полномочия. Те, кого назначил Мелетий, также могли сохранить свои титулы, но были повышены до статуса епископа только после смерти одного из епископов, рукоположенных Александром. Это также дало Александру право самостоятельно определять время Пасхи, требуя от него только сообщить о своем решении Риму и остальному христианскому миру. Он также выступил с заявлением о том, что египетской церкви будет разрешено сохранить свои традиции в отношении духовного безбрачия. В этом отношении Александр последовал совету Пафнутий Фивский , который побуждал его разрешить жениться священникам после принятия священного сана. [3]
Через пять месяцев после возвращения в Александрию из Никеи Александр умер. Один источник сообщает, что его смерть произошла 22 числа Варамуды, или 17 апреля. Умирая, некоторые говорят, что он назвал Афанасия, своего дьякона, своим преемником. [3]
Сочинения
[ редактировать ]Несколько работ, приписываемых Александру, не сохранились. История упоминает сборник писем, которые он написал по поводу арианских споров. До наших дней сохранились только два из этих писем. Существует также дошедшая до нас проповедь De anima et corpore (О душе и теле), которая в сирийской версии приписывается Александру. Однако коптская версия приписывает проповедь Афанасию. [3]
еще одно произведение — « Энконий Петра Александрийского Ему приписывается ». Эта книга сохранилась в пяти кодексах . Произведение можно реконструировать по сохранившимся фрагментам и переводу «Истории патриархов». Он содержит библейские аллюзии, традиции и изображение мученичества Петра. Говорят, что это один из лучших образцов литературного стиля того времени, основанный на его сложной литературной структуре, компетентности богословия и общем литературном стиле. [3]
Почитание
[ редактировать ]Александр почитается как святой в Коптской православной церкви Александрии , Восточной православной церкви и Католической церкви . Александр описывается Римско-католической церковью как «человек, пользующийся величайшим уважением народа и духовенства, великолепный, либеральный, красноречивый, справедливый, любящий Бога и человека, преданный бедным, добрый и сладкий для всех, поэтому огорчен тем, что он ни разу не прервал пост, пока солнце было на небе». [4]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Святой Александр Александрийский» . 2010-02-23.
- ^ Кристи, Олбани Джеймс (1867). «Александр Александрийский» . В Уильяме Смите (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. Бостон: Литтл, Браун и компания . стр. 111–112. Архивировано из оригинала 30 марта 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Атия, Азиз С.. Коптская энциклопедия . Нью-Йорк: Издательство Macmillan, 1991. ISBN 0-02-897025-X .
- ^ Кэмпбелл, Томас Джозеф (1913). « Святой Александр (Александрийский) ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Ссылки
[ редактировать ]- «Александр I (313–328)» . Официальный веб-сайт Греческого Православного Патриархата Александрии и всей Африки . Проверено 8 февраля 2011 г.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Святой Александр (Александрийский) ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.