Яаков из Нисибиса
Яаков из Нисибиса | |
---|---|
![]() Главный реликварий святого Иакова Нисибисского, Хильдесхайм | |
Епископ Нисибисский | |
Рожденный | Нисибис, Римская империя (современный Нусайбин , Мардин , Турция ) |
Умер | 337/338 [1] или 350 [2] [3] [4] [5] Нисибис, Римская империя (современный Нусайбин , Мардин , Турция ) |
Почитается в | Церковь Востока Восточная Православная Церковь Восточная Православная Церковь Восточно-католические церкви Костел |
Главный храм | Церковь Святого Иакова Нисибисского |
Праздник |
|
Святой Иаков Нисибисский ( сирийский : Святой Иаков Нисибисский , Иаков Нисибисский ; греческий : Святой Иаков Нисибисский; армянский : Святой Иаков Мигдонский , также известный как Святой Иаков Мигдонский , [6] [примечание 1] Святой Иаков Великий , [7] и святой Иаков Нисибисский до своей смерти был отшельником , пастухом и епископом Нисибисским. [8]
Его прославляли как «Моисея Месопотамии», и он был духовным отцом известного писателя и богослова святого Ефрема Сирина . [7] Святой Иаков присутствовал на первом вселенском соборе в Никее и почитается как святой Церковью Востока , Восточной Православной Церковью , Восточной Православной Церковью , Римско-Католической Церковью и Восточно-Католическими Церквами .
Биография
[ редактировать ]
Святой Иаков был сыном князя Гефала, [3] и родился в городе Нисибис в Месопотамии в III веке нашей эры. [7] Утверждают, что он был родственником святителя Григория Просветителя . [7] Святой Иаков стал исповедником веры за свои страдания во время гонений со стороны императора Максимиана . [7] Святой Иаков стал отшельником в ок. 280 г. в горах близ Нисибиса, где, по словам святого Феодорита Киррского , он выживал за счет трав и фруктов и предпочитал не носить одежду, строить укрытия или разжигать костры, чтобы согреться. [9] Святой прославился и, , его посетил Шерия, епископ Арбелский согласно Арбелской летописи (годы правления 304–316) . [10]
Святой решил подняться на гору Карду , которая традиционно считается местом упокоения Ноева ковчега , и найти фрагмент ковчега, услышав от отшельника Марука , что местные жители сомневаются в Великом Потопе . [11] Святой Иаков взошел на гору и остановился недалеко от вершины; во сне ангел поднес к нему фрагмент ковчега и велел ему проснуться. [11] Святой принес реликвию отшельнику Маруке , и, согласно житию святого, на месте отдыха святого появился священный источник , слывущий целебными свойствами. [11]
(История религии) приписывает Святому Иакову ряд чудес Святой Феодорит в Historia Religiosa , в которых святой приказал взорвать валун рядом с персидским судьей, вынесшим несправедливый приговор. [12] Также в одном случае святой Иаков проклял хвастливых, распутных женщин источником так, что у них поседели волосы, и источник исчез. [13] Женщины впоследствии покаялись, и весна вернулась, однако волосы женщин остались белыми. [13] Кроме того, группа людей попыталась обмануть святого, попросив денег на погребение человека, которого они положили и накрыли простыней с иллюзией смерти; следовательно, человек умер, а люди покаялись, и таким образом человек воскрес по молитвам святого Иакова. [13]
Существуют разногласия относительно даты хиротонии святого в епископа Нисибиса, поскольку утверждается, что это произошло в ок. 300, [9] и он записан как первый епископ города святым Ефремом Сирином . [14] считает святого Иакова преемником Бабу, первого епископа Нисибиса (годы правления 300–309) Однако Католическая энциклопедия . [15] который, по утверждению святого Ефрема, на самом деле был преемником святого Иакова. [14] В своей «Хронографии » Илия Нисибис сообщает, что святой Иаков был рукоположен во епископа в 308 году. [10]
говорится В «Эдесских хрониках» , что святой построил первую церковь в Нисибисе в ок. 313–320. [1] Говорят, что Майлз, епископ Сузы , пожертвовал большое количество шелка из Адиабены . на строительство церкви [7] Основание школы Нисибиса также приписывается Святому Иакову. [13] Святой Иаков присутствовал на Первом Никейском соборе в 325 году и выступил против Ария . [1] Святой Ефрем якобы сопровождал святителя на собор, однако это считается апокрифом. [16] Святой Иаков присутствовал на похоронах святителя Митрофана Византийского в 326 году. [6]
присутствовал при осаде Нисибиса Шапуром II , шаханшахом Ирана Святой Иаков , в 337/338 г. [примечание 2] и, по словам святителя Феодорита, при ободрении населения города и святителя Ефрема, святой Иаков взошел на стены и молился за город, а осаждающих проклял. [17] Martyrologium Hieronymianum сообщает, что он умер 15 июля, на тридцатый день осады, согласно Хронике 724 года . [18] Геннадий и святитель Ефрем сообщают, что святой Иаков был погребен в стенах Нисибиса. [18] Святой Феодорит добавляет, что иранское войско подверглось нападению вызванного святым рой комаров и мух, и Шапур II впоследствии отказался от осады. [17]
Святитель причислен к числу подписавших Антиохийский собор 341 года. [4] однако его присутствие на совете не зафиксировано в других источниках. [7] В 350 году, согласно « Пасхальному хронику» , святой Иаков снова помог защитить Нисибиса от Шапура II , и, поскольку он носил императорские регалии, его спутали с императором Констанцием II . [19] Шапур II вызвал святого на бой за пределами города, где выяснилось, что он был привидением, и в результате иранская армия отступила. [19]
Реликвии
[ редактировать ]
Могила святого Иакова Нисибисского находится в недавно раскопанной церкви святого Иакова Нисибисского .
Обнаруженный святым Иаковом фрагмент Ноева ковчега позже был перенесен в Эчмиадзинский собор в Армении . [11]
Святой Феодорит сообщает, что кости святого Иакова были перенесены из Нисибиса в Эдессу после передачи города Ирану 22 августа 363 года. [20] [21] Позднее в 970 году мощи святителя были перенесены в Константинополь . [22] согласно Менологиону армян в Венеции .
Фрагменты черепа святого Иакова были подарены собору Хильдесхайма в Германии в 1367 году Липпольдом фон Штейнбергом после битвы при Динкларе ( de:Schlacht von Dinklar ). [23]
В 2018 году мощи святителя Иакова были перевезены из армянской церкви Святого Георгия в ( Пловдиве Болгария ) в Канаду , где 17 июня они были перевезены в армянскую церковь Святого Григория Просветителя в Монреале и Армянскую церковь Святого Георгия в Монреале. Тринити в Торонто 24 июня. [24]
Работает
[ редактировать ]Несколько проповедей, ранее приписывавшихся святому Иакову Геннадием Массилийским и другими, теперь считаются произведениями святого Афраата . [1] Неправильная идентификация возникла из-за того, что Афраат принял имя Иаков после того, как стал епископом. [25] Письма и каноны, а также другие произведения, приписывавшиеся ранее святителю, известны как написанные в более поздний период. [1]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Антиохия Мигдония была колонией Селевкидов в древней Месопотамии. В классический римский период он был известен как Нисибис . Сегодня это турецкий город Нусайбин .
- ↑ В 337–350 годах Шапур II трижды нападал на Нисибис, поскольку это был великий город Северной Месопотамии и оплот восточных провинций:
- первая осада Нисибиса произошла в 338 году нашей эры;
- второй в 346 году нашей эры;
- и третий в 350 году нашей эры, продолжавшийся три месяца.
Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и Банди (2013), с. 602
- ↑ 13/26 января . Православный календарь (ПРАВОСЛАВИЕ.РУ).
- ^ Jump up to: а б Святой Иаков, епископ Нисибисский . Православная Церковь в Америке - Жития святых.
- ^ Jump up to: а б Преподобная Сабина Бэринг-Гулд (Массачусетс). «С. ДЖЕЙМС, Б. НИСИБИССКИЙ (ОКОЛО 350 г. н.э.)». В: Жития святых . Том седьмой: июль - Часть I. Лондон: Джон К. Ниммо, 1898. стр. 351–357.
- ^ Друг (1972), с. 8
- ^ Jump up to: а б Великий синаксарист: (по-гречески) святой Иаков, епископ Мигдонии . 31 октября. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Венейблс (1911)
- ^ Йотишки, Эндрю (2011). Поваренная книга отшельника: монахи, еда и пост в средние века . Лондон Нью-Йорк, Нью-Йорк: Континуум. ISBN 978-0-8264-2393-1 .
- ^ Jump up to: а б Хинсон (1995), стр. 198–199.
- ^ Jump up to: а б Ремень (1951), с. 28
- ^ Jump up to: а б с д Наш покровитель Святой Иаков Нисибисский . Армянская Апостольская Церковь
- ^ Браун (1971), стр. 87-88.
- ^ Jump up to: а б с д Св. Иаков (Иаков), епископ Нисибисский, 15 июля . Сирийская Православная Церковь Антиохии: Архиепископия Запада США
- ^ Jump up to: а б Банди (2000), с. 191
- ^ Вайле (1911)
- ^ Мэтьюз (2006), с. 162
- ^ Jump up to: а б Лайтфут (1988), с. 124
- ^ Jump up to: а б Берджесс, стр. 8-9.
- ^ Jump up to: а б Уитби (1998), с. 196
- ^ Харви (2005), с. 124
- ^ НИСИБИС . Энциклопедия Ираника
- ^ Кросс и Ливингстон (2005), с. 861
- ^ Сохранение художественных сокровищ . Епархия Хильдесхайма (на немецком языке)
- ^ «Святые мощи Сурба Агопа Мцбинского (святого Иакова Нисибисского) в Монреале» . Хайерн Айсор . 21 июня 2018 года . Проверено 6 сентября 2018 г.
- ^ Альберт (1907)
Библиография
[ редактировать ]- Альберт, Франциск XE (1907). «Афраат». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Браун, Питер (1971). «Возникновение и функции святого человека в поздней античности». Журнал римских исследований, Vol. 61 . Общество содействия римским исследованиям. стр. 80–101.
- Банди, Дэвид (2000). «Видение города: Нисибис в гимнах Ефрема о Никомидии». Религии поздней античности на практике . Издательство Принстонского университета. стр. 189–206.
- Банди, Дэвид (2013). «Иаков Нисибис». Энциклопедия раннего христианства, изд. Эверетт Фергюсон . Рутледж. п. 602.
- Берджесс, RW (1988). «Даты первой осады Нисибиса и смерти Иакова Нисибиса». Византия, Том. 69, № 1 . Издательство Питерс. стр. 7–17.
- Кросс, Фрэнк Лесли ; Ливингстон, Элизабет А. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета.
- Френд, WHC (1972). «Монахи и выживание Восточной Римской империи в пятом веке». Прошлое и настоящее, № 54 . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–24.
- Харви, Сьюзан Эшбрук (2005). «Юлиан Саба и раннее христианство». Дикая местность: Очерки в честь Фрэнсис Янг . А&С Черный. стр. 120–134.
- Хинсон, Э. Гленн (1995). Торжествующая Церковь: История христианства до 1300 года . Издательство Университета Мерсера.
- Лайтфут, CS (1988). «Факты и вымысел: Третья осада Нисибиса (350 г. н.э.)». Historia: Журнал древней истории, Том 37, H. 1 . Издательство Франца Штайнера. стр. 105–125.
- Мэтьюз, Эдвард Г. (2006). «Первый взгляд на армянские молитвы, приписываемые Сурбу Эпрему Хорину Асорвоему». Богослужебные традиции в Армении и на соседнем христианском Востоке . Издательство Свято-Владимирской семинарии. стр. 161–175.
- Вайле, Симеон (1911). «Нисибис». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Венейблс, Эдмунд (1911). . Ин Уэйс, Генри ; Пирси, Уильям К. (ред.). Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века (3-е изд.). Лондон: Джон Мюррей.
- Вёбус, Артур (1951). «Происхождение монашества в Месопотамии». История Церкви, Vol. 20, № 4 . Издательство Кембриджского университета. стр. 27–37.
- Уитби, Майкл (1998). «Deus Nobiscum: христианство, война и мораль в поздней античности». Вестник Института классических исследований. Приложение № 71 . Уайли. стр. 191–208.