Адиабене
Адиабене | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 164 г. до н.э. – ок. 379 г. н.э. | |||||||||||
Статус | Вассал Парфянской империи (145 г. до н.э. – 224 г. н.э.) Вассал Сасанидской империи (224–379) | ||||||||||
Капитал | доска | ||||||||||
Общие языки | Классический сирийский | ||||||||||
Религия | Ашуризм , Иудаизм , Зороастризм , Христианство , Манихейство | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Король | |||||||||||
• около 15 г. н.э. | Изат I | ||||||||||
• 20 лет? – с. 36 [1] | Монобаз I | ||||||||||
• в. 36 – с. 55/59 г. н.э. | Исат II [2] | ||||||||||
• в. 55/59 г. н.э. [1] – конец 60-х – середина 70-х - - - - - - - - - - - - | Монобаза II | ||||||||||
• ? – 116 | Мехараспес | ||||||||||
Историческая эпоха | Античность | ||||||||||
• Учредил | в. 164 г. до н.э. | ||||||||||
• Преобразован в Сасанидскую провинцию. | в. 379 г. н.э. | ||||||||||
|
Адиабена ( греч . Αδιαβηνή) — древнее царство в северной Месопотамии , соответствующее северо-западной части древней Ассирии . [3] Размер королевства со временем менялся; первоначально охватывая территорию между реками Заб, он в конечном итоге получил контроль над Ниневией , и, по крайней мере, начиная с правления Монобазоса I (конец I века до н.э. ), Гордиена стала зависимой территорией Адиабена. [4] Своего апогея оно достигло при Изате II ) пожаловал округ Нисибис , которому парфянский Артабан царь II ( годы правления 12–40 в награду за помощь в возвращении ему трона. [5] [6] Восточные границы Адиабены заканчивались у гор Загрос , прилегающих к области Мидии . [7] Арбела была столицей Адиабены. [8]
Образование королевства неясно. Первый случай зарегистрированного адиабенского правителя относится к 69 г. до н. э., когда неназванный царь Адиабены участвовал в битве при Тигранокерте в качестве союзника армянского царя Тиграна Великого ( годы правления 95–55 до н. э.). [9] Однако чеканка монет подразумевает создание королевства в Адиабене около 164 г. до н. э., после распада греческого правления Селевкидов на Ближнем Востоке . [10] [11] Адиабена была завоевана парфянским царем Митридатом I ( годы правления 171–132 до н. э.) в ок. 145–141 гг. До н. э., и, по крайней мере, со времен правления Митридата II ( годы правления 124–91 до н. э.) служил неотъемлемой частью Парфянского царства. [12]
Правители Адиабена обратились в иудаизм из язычества в I веке нашей эры. [13] Царица Елена Адиабенская (известная в еврейских источниках как Хелени Ха-Малка , что означает Елена-царица ) переехала в Иерусалим , где построила дворцы для себя и своих сыновей Изата бар Монобаза и Монобаза II в северной части города Давида , к югу от Храмовую гору и помогал евреям в их войне с Римом . [14] Согласно Талмуду , и Елена, и Монобаз пожертвовали крупные средства на строительство Иерусалимского храма . После 115 г. н.э. в Адиабене нет исторических следов еврейской королевской семьи.
Парфяне были свергнуты Сасанидской империей в 224 году, которая ко времени Шапура I ( годы правления 240–270 ) установила свою власть в Адиабене. [5] Ардашир II - последняя фигура, зарегистрированная как король Адиабены, что означает, что после его правления в ок. 379 преобразован в провинцию ( шахр ), управляемую нецарственным делегатом ( марзбаном или шахрабом ) сасанидского царя. [15]
Этимология
[ редактировать ]Название государства вошло в английский язык от Ἀδιαβηνή , которое произошло от Ḥaḏy’aḇ ����������������, древнегреческого или Ḥḏay’aḇ , на сирийском языке. Государство было также известно как Нодшираган или Нод-Ардакшираган на среднеперсидском языке . [16] [17] Нор Ширакан, Нор Ширакан на армянском языке и חַדְיָב , Хадьях на иврите.
Расположение
[ редактировать ]Адиабена занимала область в Мидийской империи между Верхним Забом (Лик) и Нижним Забом (Капр), хотя Аммиан Марцеллин говорит о Ниневии , Экбатане и Гавгамелах как о принадлежащих к ней также. [18] К концу I века нашей эры его границы простирались до Нисибиса . [а] В талмудических писаниях это имя встречается как חדייב, חדייף и הדייב . Ее главным городом была Арбела ( Арба-илу ), где у Мар-Укбы была школа, или соседняя Хаза, по имени которой более поздние арабы также называли Арбелу. [21]
В Кидушине 72а библейский Хабор отождествляется с Адиабеной, [22] но в Иерусалимском Талмуде Мегилла i. 71б с Рифатом . [23] В Таргуме Ионафана об Иеремии ли. 27, Арарат , Минни и Ашкеназ перефразированы Корду , Хармини и Хадаябом , т.е. Кордуеной , Арменией и Адиабеной; в то время как в Иезекииля xxvii. 23 Харран , Кане и Эдем интерпретируются еврейским вавилонско-арамейским переводчиком как «Харван, Нисибис и Адиабена».
Население
[ редактировать ]В Адиабене проживало смешанное население, состоящее из ассирийцев , арабов , арамеев , греков и иранцев . [24] [25] Адиабена была королевством сирийского языка, где говорили на основном языке . Согласно Плинию , область Адиабены населяли четыре племени: оронты , аланы , азоны и силики . [26] Отчет Иосифа Флавия « Иудейские древности» показывает, что в королевстве проживало значительное еврейское население. Трудное смешение культур можно увидеть в истории мученической смерти Махануша, видного иранского зороастрийца, принявшего христианство. [27] В более поздние времена Адиабене стала архиепископством с резиденцией митрополита в Арбеле. [28]
Основываясь на именах адиабенских правителей, Эрнст Герцфельд предположил саканское или скифское происхождение царского дома королевства; [29] [30] однако более поздний прогресс в иранских лингвистических исследованиях показал, что эти имена были распространенными западно-среднеиранскими именами. [31] Было высказано предположение, что царский дом Адиабены, спасаясь от вторжения Траяна, основал более позднюю династию Аматуни , которая управляла территорией между озерами Урмия и Ван . [32] [33]
Адиабена — район в Месопотамии между верхним и нижним Забом, входивший в состав Неоассирийской империи и населенный ассирийцами даже после падения Ниневии. Она была составной частью Асористана ( Ахеменидской и Сасанидской Ассирии). [34] [35] Позже этот регион стал частью римской провинции Ассирия после вторжения Траяна в 116 году. [36]
История
[ редактировать ]Персидская империя Ахеменидов
[ редактировать ]При царях Ахеменидов персидских Адиабена, похоже, какое-то время была вассальным государством Персидской империи . Временами трон Адиабены занимал член дома Ахеменидов; Артаксеркс III (царь с 358 по 338 гг. до н.э.) до того, как взошел на престол Персии, имел титул «Царь Хадьяба». [37] Десять тысяч , армия греческих наемников , отступила через Адиабену на своем марше к Черному морю после битвы при Кунаксе .
Обращение царицы Елены в иудаизм
[ редактировать ]Согласно еврейской традиции, Елена, царица Адиабены, обратилась в иудаизм из язычества в I веке. [38] Царица Елена Адиабенская (известная в еврейских источниках как Елена Ха-Малка ) переехала в Иерусалим, где построила дворцы для себя и своих сыновей Изата бар Монобаза и Монобаза II в северной части города Давида, к югу от Храмовой горы, и помогала Евреи в войне с Римом. Саркофаг царицы Елены был обнаружен в 1863 году. Пара надписей на саркофаге, «цаддан малка» и «цадда малката», как полагают, являются отсылкой к провизии (цеда на иврите), которую Елена поставляла беднякам Иерусалима и евреям. королевство в целом. По словам Иосифа Флавия, царица приняла иудаизм вместе со своим сыном Монобазом II под влиянием двух евреев. Другая традиция гласит, что она встретила в Адиабене еврейского торговца ювелирными изделиями по имени Ханания ( Анания ) или Элиэзер, который рассказал ей о народе Израиля и убедил ее присоединиться к нему. [39] Все исторические следы еврейской королевской власти в Адиабене прекратились примерно в 115 году нашей эры, но эти истории оказали огромное влияние на раввинскую литературу и Талмуд. [40] Номинально зороастрийцы, жители Адиабены были терпимы к иудаизму и разрешали создание там еврейских общин. Евреи Эдессы, Нисибиса и Адиабены отплатили им тем, что были одними из самых решительных противников Траяна. В конце второго века христианство быстро распространилось среди зороастрийцев и тех, кто ранее исповедовал иудаизм. Когда христианство стало официальной религией Римской империи при Константине, положение адиабенских христиан естественным образом усугубилось, поскольку ревностные зороастрийские сасаниды считали их потенциально недовольными. [41]
Эллинистический период
[ редактировать ]В маленьком королевстве, возможно, было несколько местных правителей, номинально вассалов Македонской , Селевкидской , а затем и Армянской (при Тигране Великом ) империй.
Парфянская империя
[ редактировать ]Позже оно стало одним из клиентских царств Парфянской империи. В I веке до нашей эры [ сомнительно – обсудить ] и в I веке н. э. он приобрел определенную известность при ряде царей, потомков Монобаза I и его сына Изата I. что Монобаз I был в союзе с царем Абеннеригом Харацены Известно , , при дворе которого его сын Изат II бар Монобаз какое-то время жил и на чьей дочери Симахо Изат женился, а также с правителями других небольших царств на периферии парфянской сферы . влияния .
Римская интерлюдия (117–118)
[ редактировать ]Главным противником Траяна в Месопотамии в течение 115 года был последний царь независимой Адиабены Мехарасп . Он объединил усилия с Ману (Маннусом) из Сингара (Сингары). Траян вторгся в Адиабену и сделал ее частью римской провинции Ассирия ; при Адриане в 117 г.
Летом 195 г. Септимий Север снова воевал в Месопотамии, а в 196 г. три дивизии римской армии обрушились на Адиабену. По словам Дио Кассия , Каракалла взял Арбелу в 216 году и обыскал там все могилы, желая выяснить, Аршакидов похоронены ли там цари . Многие древние царские гробницы были разрушены.
Сасанидское правление
[ редактировать ]Несмотря на свержение парфян сасанидами в 224 году нашей эры, феодальные династии оставались верными парфянам и сопротивлялись наступлению сасанидов в Адиабене и Атропатене . Из-за этого, а также из-за религиозных различий Адиабене никогда не считалась неотъемлемой частью Ирана, хотя сасаниды контролировали ее в течение нескольких столетий.
После того, как Римская империя постепенно сделала христианство своей официальной религией в четвертом веке, жители Адиабены, которые были в основном ассирийскими христианами , встали на сторону христианского Рима, а не зороастрийских сасанидов. Византийская империя посылала в регион армии во время византийско-сасанидских войн , но это никак не изменило территориальные границы. Адиабена оставалась провинцией Сасанидской империи до мусульманского завоевания Персии . [42]
этот регион записывался как Нод-Ардадхшираган или Нод-Ардашираган В сасанидский период .
Епископы
[ редактировать ]Между V и XIV веками Адиабена была столичной провинцией Ассирийской церкви Востока . « Хроники Эрбиля» , предполагаемая история христианства в Адиабене при парфянах и сасанидах, перечисляет ряд первых епископов Эрбиля. [43] Подлинность « Хроник Эрбиля» подвергается сомнению, и ученые по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, насколько можно доверять ее доказательствам. Некоторые из епископов из следующего списка засвидетельствованы в других источниках, но о первых епископах, вероятно, ходят легенды.
- Пкида (104–114)
- Самсон (120–123)
- Исаак (135–148)
- Авраам (148–163)
- Ну (163-179)
- Авель (183–190)
- Абедмиха (190–225)
- Хиран из Адиабены (225–258)
- Салуфа (258–273)
- Ахадабухи (273–291)
- Шриа (291–317)
- Джон (317–346)
- Авраам (346–347)
- Маран-зха (347–376)
- Регистрация (376–407)
- Дэниел (407–431)
- Римма (431–450)
- Аббаса (450–499)
- Джозеф (499–511)
- Huana (511–?)
См. также
[ редактировать ]- Адиабене (Восточно-сирийская церковная провинция)
- с Азорских островов
- Ассирия (римская провинция)
- Заботы
- Синхариб
- Нор Ширакан
- Список королей Адиабены
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Нисибис не был частью Адиабены до 36 г., когда Артабан подарил город Изату в награду за его верность. Страбон [19] подразумевает, что Нисибис не был частью Адиабены, а Плиний [20] сообщает, что Нисибис и Александрия были главными городами Адиабены. Об остатках десяти племен в районе Хабура см. Эмиль Ширер, Еврейский народ во времена Иисуса Христа , II, ii, стр. 223-25; Авраам Бен-Яаков, Еврейские общины Курдистана , [на иврите] (Иерусалим, 1961), стр. 9–11; Нойснер, Джейкоб (1964). «Обращение Адиабены в иудаизм: новая перспектива». Журнал библейской литературы . 83 (1): 60–66. дои : 10.2307/3264908 . JSTOR 3264908 .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (Франкфурт/Майн), Брингманн, Клаус (октябрь 2006 г.). «Монобаз» . brillonline.com . Проверено 11 апреля 2018 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ниммо, Дуглас Джон. «Изат II, царь Древа Адиабены» . 8 июня 2011 года . geni.com . Проверено 30 апреля 2014 г.
- ^ Киа 2016 , с. 54.
- ^ Марчак 2017 , стр. 269–270, 447.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрай 1984 , с. 279.
- ^ Селлвуд 1983 , стр. 456–459.
- ^ Марчак 2017 , с. 270.
- ^ Марчак 2017 , с. 269.
- ^ Марчак 2017 , с. 345.
- ^ Марчак 2017 , стр. 347, 422.
- ^ Марчак и Войчиковски 2016 , стр. 79–101.
- ^ Марчак 2017 , с. 347.
- ^ Готтейл, Ричард. «Адиабене» . Еврейская энциклопедия . Проверено 8 ноября 2011 г.
- ^ Нойснер, Джейкоб (1964). «Обращение Адиабены в иудаизм: новая перспектива». Журнал библейской литературы . 83 (1): 60–66. дои : 10.2307/3264908 . JSTOR 3264908 .
- ^ Марчак 2017 , с. 412.
- ^ СКЗ
- ^ Фрай 1984 , с. 222.
- ^ "Хист." XVIII, VII. 1
- ^ Геогр. xvi, 1, 1
- ^ Хист. Ночь. мы, 16, 42
- ^ Якут , Географический словарь , ii. 263; Пейн-Смит, Тезаурус Сирийский , под «Хадьябом»; Хоффманн, Выдержки из сирийских файлов , стр. 241, 243.
- ^ Сравните Йебамот 16b и последующие , Ялкут Даниил 1064.
- ^ Бытие х. 3; сравните также Бытие Рабба xxxvii.
- ^ Суини, Эммет, 2007, Рамессиды, Мидяне и Персы, стр. 176
- ^ Визехёфер, Йозеф (7 марта 2016 г.). «Нисибис». Нисибис | Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.4435 . ISBN 978-0-19-938113-5 .
- ^ Плиний Старший, Естественная история, книга VI, гл. 30
- ^ Фий, Дж. М. (1965). Христианская Ассирия I. Бейрут: Католическая типография.
- ^ Хоффманн, «Актен», стр. 259 и последующие.
- ^ Эрнст Херцфельд, 1947, Зороастр и его мир, Том 1, с. 148, Издательство Принстонского университета, Мичиганский университет, 851 страница.
- ^ Эрнст Херцфельд, Герольд Вальзер, 1968, Персидская империя: исследования по географии и этнографии древнего Ближнего Востока, с. 23, Мичиганский университет, 392 страницы.
- ^ Хельмут Хумбах, Prods Oktor Skjaervo, 1983, Сасанидская надпись Пайкули Pt. 3.1, с. 120, Хумбах, Хельмут и Продс О. Скьяерво, Райхерт, 1983, ISBN 3882261560 /9783882261561
- ^ Джейкоб Нойснер, 1969, История евреев в Вавилонии, том 2, с. 352-353, Брилл, 462 страницы.
- ^ Джейкоб Нойснер, 1990, Иудаизм, христианство и зороастризм в талмудической Вавилонии, Волым 204, стр. 103–104, Мичиганский университет, Scholars Press, 228 страниц.
- ^ Уинстон, Уильям. Переводчик. Работы Иосифа Флавия. Массачусетс: Hendrickson Publishers Inc., 1999 г.
- ^ Гиббон, Эдвард. История упадка и разрушения Римской империи . Дэвид Уомерсли, изд. Книги Пингвинов, 2000 г.
- ^ «Адиабене» . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 19 сентября 2011 г.
- ^ Нёльдеке, История персов, с. 70.
- ^ «Хелена» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ Шапира, Ран (1 октября 2010 г.). «Королевское возвращение» . Гаарец . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ Другие Сионы: Затерянные истории еврейских народов Эрик Марони P:97
- ^ electricpulp.com. «АДИАБЕНА – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ electricpulp.com. «Иранская энциклопедия - Главная» . www.iranica.com . Архивировано из оригинала 16 апреля 2019 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ Мингана, А. (1907). Хроника Арбелы . Пресса отцов-доминиканцев в Мосуле . Проверено 20 июля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО . ISBN 978-1610693912 . (2 тома)
- Фрай, Р.Н. (1983). «Политическая история Ирана при Сасанидах». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20092-Х .
- Фрай, Ричард Нельсон (1984). История Древнего Ирана . ЧБек. стр. 1 –411. ISBN 9783406093975 .
ЛОЖЬ.
- Грабовский, Мацей (2011). «Абдиссары Адиабены и рельеф Батас-Херир» . Варшава . IX : 117–140.
- Хансман, Дж. Ф. (1986). «Арбела » Энциклопедия Ирана, Том. II, Фаск. 3 . стр. 100-1 277–278.
- Марчак, Михал; Войчиковский, Р. (2016). «Изображения королей Адиабены: нумизматические и скульптурные свидетельства» . Ирак . IX . Издательство Кембриджского университета: 79–101. дои : 10.1017/irq.2016.8 .
- Марчак, Михал (2017). Софена, Гордиена и Адиабена: три Регны Миноры Северной Месопотамии между Востоком и Западом . БРИЛЛ . ISBN 9789004350724 .
- Селлвуд, Д. (1983). «Адиабене» . Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 5 . стр. 456–459.
- Брауэр, Э., Евреи Курдистана , издательство Wayne State University Press, Детройт, 1993.
- Соломон Грейзел, История евреев , Нью-Йорк: Наставник, 1968.
- Готтейл, Ричард. «Адиабене». Еврейская энциклопедия . Функ и Вагналлс, 1901–1906 гг.; который цитирует:
- Иосиф Флавий , Еврейские древности XX. 2, § 4;
- То же , Войны евреев . ii. 19, § 2; iv. 9, § 11; т. 2, § 2; 3, § 3; 4, § 2; 6, § 1, отмечая, что Иосиф Флавий, вероятно, получил информацию от адиабенских евреев в Иерусалиме (Von Gutschmid, Kleine Schriften , III. 4).
- Pliny the Elder , Historia Naturalis , v. 66, vi. 44 et seq.
- Аммиан , История , XVIII. 7, § 1; xxiii 6, § 21
- Страбон , География , xvi. 745 и последующие.
- Брюлль, Адиабена, в ежегоднике i. 58 и далее.
- Грец, Генрих , в ежемесячном журнале , 1877, xxvi. 241 и последующие , 289 и последующие.
- Автор: Гучмид, Геш. Иран , стр. 140 и далее.
- Шюрер, Геш. ii. 562.
- Иосиф Флавий , Еврейские древности XX. 2, § 4;
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Епископы Адиабены
- История арамейского языка (включает упоминания об Адиабене)
- Насильственное обращение еврейской общины Персии и возникновение курдов
- «Ассирия» на Livius.org. Архивировано 29 марта 2014 г. на Wayback Machine.
- «Арбела» на Livius.org. Архивировано 2 мая 2013 г. на Wayback Machine.
- Адиабене, Еврейское королевство Месопотамии (другую страницу см. выше)
- Информация из Еврейской энциклопедии