Jump to content

Адиабене

Адиабене
в. 164 г. до н.э. – ок. 379 г. н.э.
Королевство Адиабена в ок. 37 г. н. э., в наибольшей степени, во время правления Изата II.
Королевство Адиабена в ок. 37 г. н. э. , в наибольшей степени, во время правления Изата II.
Статус Вассал Парфянской империи (145 г. до н.э. – 224 г. н.э.)
Вассал Сасанидской империи (224–379)
Капитал доска
Общие языки Классический сирийский
Религия
Ашуризм , Иудаизм , Зороастризм , Христианство , Манихейство
Правительство Монархия
Король  
• около 15 г. н.э.
Изат I
• 20 лет? – с. 36 [1]
Монобаз I
• в. 36 – с. 55/59 г. н.э.
Исат II [2]
• в. 55/59 г. н.э. [1] – конец 60-х – середина 70-х
- - - - - - - - - - - -
Монобаза II
• ? – 116
Мехараспес
Историческая эпоха Античность
• Учредил
в. 164 г. до н.э.
• Преобразован в Сасанидскую провинцию.
в. 379 г. н.э.
Предшественник
Преемник
Парфянская империя
Римская империя
Сасанидская империя

Адиабена ( греч . Αδιαβηνή) — древнее царство в северной Месопотамии , соответствующее северо-западной части древней Ассирии . [3] Размер королевства со временем менялся; первоначально охватывая территорию между реками Заб, он в конечном итоге получил контроль над Ниневией , и, по крайней мере, начиная с правления Монобазоса I (конец I века до н.э. ), Гордиена стала зависимой территорией Адиабена. [4] Своего апогея оно достигло при Изате II ) пожаловал округ Нисибис , которому парфянский Артабан царь II ( годы правления 12–40 в награду за помощь в возвращении ему трона. [5] [6] Восточные границы Адиабены заканчивались у гор Загрос , прилегающих к области Мидии . [7] Арбела была столицей Адиабены. [8]

Образование королевства неясно. Первый случай зарегистрированного адиабенского правителя относится к 69 г. до н. э., когда неназванный царь Адиабены участвовал в битве при Тигранокерте в качестве союзника армянского царя Тиграна Великого ( годы правления 95–55 до н. э.). [9] Однако чеканка монет подразумевает создание королевства в Адиабене около 164 г. до н. э., после распада греческого правления Селевкидов на Ближнем Востоке . [10] [11] Адиабена была завоевана парфянским царем Митридатом I ( годы правления 171–132 до н. э.) в ок. 145–141 гг. До н. э., и, по крайней мере, со времен правления Митридата II ( годы правления 124–91 до н. э.) служил неотъемлемой частью Парфянского царства. [12]

Правители Адиабена обратились в иудаизм из язычества в I веке нашей эры. [13] Царица Елена Адиабенская (известная в еврейских источниках как Хелени Ха-Малка , что означает Елена-царица ) переехала в Иерусалим , где построила дворцы для себя и своих сыновей Изата бар Монобаза и Монобаза II в северной части города Давида , к югу от Храмовую гору и помогал евреям в их войне с Римом . [14] Согласно Талмуду , и Елена, и Монобаз пожертвовали крупные средства на строительство Иерусалимского храма . После 115 г. н.э. в Адиабене нет исторических следов еврейской королевской семьи.

Парфяне были свергнуты Сасанидской империей в 224 году, которая ко времени Шапура I ( годы правления 240–270 ) установила свою власть в Адиабене. [5] Ардашир II - последняя фигура, зарегистрированная как король Адиабены, что означает, что после его правления в ок. 379 преобразован в провинцию ( шахр ), управляемую нецарственным делегатом ( марзбаном или шахрабом ) сасанидского царя. [15]

Этимология

[ редактировать ]

Название государства вошло в английский язык от Ἀδιαβηνή , которое произошло от Ḥaḏy’aḇ ����������������, древнегреческого или Ḥḏay’aḇ , на сирийском языке. Государство было также известно как Нодшираган или Нод-Ардакшираган на среднеперсидском языке . [16] [17] Нор Ширакан, Нор Ширакан на армянском языке и חַדְיָב , Хадьях на иврите.

Расположение

[ редактировать ]

Адиабена занимала область в Мидийской империи между Верхним Забом (Лик) и Нижним Забом (Капр), хотя Аммиан Марцеллин говорит о Ниневии , Экбатане и Гавгамелах как о принадлежащих к ней также. [18] К концу I века нашей эры его границы простирались до Нисибиса . [а] В талмудических писаниях это имя встречается как חדייב, חדייף и הדייב . Ее главным городом была Арбела ( Арба-илу ), где у Мар-Укбы была школа, или соседняя Хаза, по имени которой более поздние арабы также называли Арбелу. [21]

В Кидушине 72а библейский Хабор отождествляется с Адиабеной, [22] но в Иерусалимском Талмуде Мегилла i. 71б с Рифатом . [23] В Таргуме Ионафана об Иеремии ли. 27, Арарат , Минни и Ашкеназ перефразированы Корду , Хармини и Хадаябом , т.е. Кордуеной , Арменией и Адиабеной; в то время как в Иезекииля xxvii. 23 Харран , Кане и Эдем интерпретируются еврейским вавилонско-арамейским переводчиком как «Харван, Нисибис и Адиабена».

Население

[ редактировать ]

В Адиабене проживало смешанное население, состоящее из ассирийцев , арабов , арамеев , греков и иранцев . [24] [25] Адиабена была королевством сирийского языка, где говорили на основном языке . Согласно Плинию , область Адиабены населяли четыре племени: оронты , аланы , азоны и силики . [26] Отчет Иосифа Флавия « Иудейские древности» показывает, что в королевстве проживало значительное еврейское население. Трудное смешение культур можно увидеть в истории мученической смерти Махануша, видного иранского зороастрийца, принявшего христианство. [27] В более поздние времена Адиабене стала архиепископством с резиденцией митрополита в Арбеле. [28]

Основываясь на именах адиабенских правителей, Эрнст Герцфельд предположил саканское или скифское происхождение царского дома королевства; [29] [30] однако более поздний прогресс в иранских лингвистических исследованиях показал, что эти имена были распространенными западно-среднеиранскими именами. [31] Было высказано предположение, что царский дом Адиабены, спасаясь от вторжения Траяна, основал более позднюю династию Аматуни , которая управляла территорией между озерами Урмия и Ван . [32] [33]

Адиабена — район в Месопотамии между верхним и нижним Забом, входивший в состав Неоассирийской империи и населенный ассирийцами даже после падения Ниневии. Она была составной частью Асористана ( Ахеменидской и Сасанидской Ассирии). [34] [35] Позже этот регион стал частью римской провинции Ассирия после вторжения Траяна в 116 году. [36]


Персидская империя Ахеменидов

[ редактировать ]

При царях Ахеменидов персидских Адиабена, похоже, какое-то время была вассальным государством Персидской империи . Временами трон Адиабены занимал член дома Ахеменидов; Артаксеркс III (царь с 358 по 338 гг. до н.э.) до того, как взошел на престол Персии, имел титул «Царь Хадьяба». [37] Десять тысяч , армия греческих наемников , отступила через Адиабену на своем марше к Черному морю после битвы при Кунаксе .

Обращение царицы Елены в иудаизм

[ редактировать ]

Согласно еврейской традиции, Елена, царица Адиабены, обратилась в иудаизм из язычества в I веке. [38] Царица Елена Адиабенская (известная в еврейских источниках как Елена Ха-Малка ) переехала в Иерусалим, где построила дворцы для себя и своих сыновей Изата бар Монобаза и Монобаза II в северной части города Давида, к югу от Храмовой горы, и помогала Евреи в войне с Римом. Саркофаг царицы Елены был обнаружен в 1863 году. Пара надписей на саркофаге, «цаддан малка» и «цадда малката», как полагают, являются отсылкой к провизии (цеда на иврите), которую Елена поставляла беднякам Иерусалима и евреям. королевство в целом. По словам Иосифа Флавия, царица приняла иудаизм вместе со своим сыном Монобазом II под влиянием двух евреев. Другая традиция гласит, что она встретила в Адиабене еврейского торговца ювелирными изделиями по имени Ханания ( Анания ) или Элиэзер, который рассказал ей о народе Израиля и убедил ее присоединиться к нему. [39] Все исторические следы еврейской королевской власти в Адиабене прекратились примерно в 115 году нашей эры, но эти истории оказали огромное влияние на раввинскую литературу и Талмуд. [40] Номинально зороастрийцы, жители Адиабены были терпимы к иудаизму и разрешали создание там еврейских общин. Евреи Эдессы, Нисибиса и Адиабены отплатили им тем, что были одними из самых решительных противников Траяна. В конце второго века христианство быстро распространилось среди зороастрийцев и тех, кто ранее исповедовал иудаизм. Когда христианство стало официальной религией Римской империи при Константине, положение адиабенских христиан естественным образом усугубилось, поскольку ревностные зороастрийские сасаниды считали их потенциально недовольными. [41]

Эллинистический период

[ редактировать ]

В маленьком королевстве, возможно, было несколько местных правителей, номинально вассалов Македонской , Селевкидской , а затем и Армянской (при Тигране Великом ) империй.

Парфянская империя

[ редактировать ]

Позже оно стало одним из клиентских царств Парфянской империи. В I веке до нашей эры [ сомнительно обсудить ] и в I веке н. э. он приобрел определенную известность при ряде царей, потомков Монобаза I и его сына Изата I. что Монобаз I был в союзе с царем Абеннеригом Харацены Известно , , при дворе которого его сын Изат II бар Монобаз какое-то время жил и на чьей дочери Симахо Изат женился, а также с правителями других небольших царств на периферии парфянской сферы . влияния .

Римская интерлюдия (117–118)

[ редактировать ]

Главным противником Траяна в Месопотамии в течение 115 года был последний царь независимой Адиабены Мехарасп . Он объединил усилия с Ману (Маннусом) из Сингара (Сингары). Траян вторгся в Адиабену и сделал ее частью римской провинции Ассирия ; при Адриане в 117 г.

Летом 195 г. Септимий Север снова воевал в Месопотамии, а в 196 г. три дивизии римской армии обрушились на Адиабену. По словам Дио Кассия , Каракалла взял Арбелу в 216 году и обыскал там все могилы, желая выяснить, Аршакидов похоронены ли там цари . Многие древние царские гробницы были разрушены.

Сасанидское правление

[ редактировать ]

Несмотря на свержение парфян сасанидами в 224 году нашей эры, феодальные династии оставались верными парфянам и сопротивлялись наступлению сасанидов в Адиабене и Атропатене . Из-за этого, а также из-за религиозных различий Адиабене никогда не считалась неотъемлемой частью Ирана, хотя сасаниды контролировали ее в течение нескольких столетий.

После того, как Римская империя постепенно сделала христианство своей официальной религией в четвертом веке, жители Адиабены, которые были в основном ассирийскими христианами , встали на сторону христианского Рима, а не зороастрийских сасанидов. Византийская империя посылала в регион армии во время византийско-сасанидских войн , но это никак не изменило территориальные границы. Адиабена оставалась провинцией Сасанидской империи до мусульманского завоевания Персии . [42]

этот регион записывался как Нод-Ардадхшираган или Нод-Ардашираган В сасанидский период .

Епископы

[ редактировать ]

Между V и XIV веками Адиабена была столичной провинцией Ассирийской церкви Востока . « Хроники Эрбиля» , предполагаемая история христианства в Адиабене при парфянах и сасанидах, перечисляет ряд первых епископов Эрбиля. [43] Подлинность « Хроник Эрбиля» подвергается сомнению, и ученые по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, насколько можно доверять ее доказательствам. Некоторые из епископов из следующего списка засвидетельствованы в других источниках, но о первых епископах, вероятно, ходят легенды.

  1. Пкида (104–114)
  2. Самсон (120–123)
  3. Исаак (135–148)
  4. Авраам (148–163)
  5. Ну (163-179)
  6. Авель (183–190)
  7. Абедмиха (190–225)
  8. Хиран из Адиабены (225–258)
  9. Салуфа (258–273)
  10. Ахадабухи (273–291)
  11. Шриа (291–317)
  12. Джон (317–346)
  13. Авраам (346–347)
  14. Маран-зха (347–376)
  15. Регистрация (376–407)
  16. Дэниел (407–431)
  17. Римма (431–450)
  18. Аббаса (450–499)
  19. Джозеф (499–511)
  20. Huana (511–?)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Нисибис не был частью Адиабены до 36 г., когда Артабан подарил город Изату в награду за его верность. Страбон [19] подразумевает, что Нисибис не был частью Адиабены, а Плиний [20] сообщает, что Нисибис и Александрия были главными городами Адиабены. Об остатках десяти племен в районе Хабура см. Эмиль Ширер, Еврейский народ во времена Иисуса Христа , II, ii, стр. 223-25; Авраам Бен-Яаков, Еврейские общины Курдистана , [на иврите] (Иерусалим, 1961), стр. 9–11; Нойснер, Джейкоб (1964). «Обращение Адиабены в иудаизм: новая перспектива». Журнал библейской литературы . 83 (1): 60–66. дои : 10.2307/3264908 . JSTOR   3264908 .
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б (Франкфурт/Майн), Брингманн, Клаус (октябрь 2006 г.). «Монобаз» . brillonline.com . Проверено 11 апреля 2018 г. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Ниммо, Дуглас Джон. «Изат II, царь Древа Адиабены» . 8 июня 2011 года . geni.com . Проверено 30 апреля 2014 г.
  3. ^ Киа 2016 , с. 54.
  4. ^ Марчак 2017 , стр. 269–270, 447.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрай 1984 , с. 279.
  6. ^ Селлвуд 1983 , стр. 456–459.
  7. ^ Марчак 2017 , с. 270.
  8. ^ Марчак 2017 , с. 269.
  9. ^ Марчак 2017 , с. 345.
  10. ^ Марчак 2017 , стр. 347, 422.
  11. ^ Марчак и Войчиковски 2016 , стр. 79–101.
  12. ^ Марчак 2017 , с. 347.
  13. ^ Готтейл, Ричард. «Адиабене» . Еврейская энциклопедия . Проверено 8 ноября 2011 г.
  14. ^ Нойснер, Джейкоб (1964). «Обращение Адиабены в иудаизм: новая перспектива». Журнал библейской литературы . 83 (1): 60–66. дои : 10.2307/3264908 . JSTOR   3264908 .
  15. ^ Марчак 2017 , с. 412.
  16. ^ СКЗ
  17. ^ Фрай 1984 , с. 222.
  18. ^ "Хист." XVIII, VII. 1
  19. ^ Геогр. xvi, 1, 1
  20. ^ Хист. Ночь. мы, 16, 42
  21. ^ Якут , Географический словарь , ii. 263; Пейн-Смит, Тезаурус Сирийский , под «Хадьябом»; Хоффманн, Выдержки из сирийских файлов , стр. 241, 243.
  22. ^ Сравните Йебамот 16b и последующие , Ялкут Даниил 1064.
  23. ^ Бытие х. 3; сравните также Бытие Рабба xxxvii.
  24. ^ Суини, Эммет, 2007, Рамессиды, Мидяне и Персы, стр. 176
  25. ^ Визехёфер, Йозеф (7 марта 2016 г.). «Нисибис». Нисибис | Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.4435 . ISBN  978-0-19-938113-5 .
  26. ^ Плиний Старший, Естественная история, книга VI, гл. 30
  27. ^ Фий, Дж. М. (1965). Христианская Ассирия I. Бейрут: Католическая типография.
  28. ^ Хоффманн, «Актен», стр. 259 и последующие.
  29. ^ Эрнст Херцфельд, 1947, Зороастр и его мир, Том 1, с. 148, Издательство Принстонского университета, Мичиганский университет, 851 страница.
  30. ^ Эрнст Херцфельд, Герольд Вальзер, 1968, Персидская империя: исследования по географии и этнографии древнего Ближнего Востока, с. 23, Мичиганский университет, 392 страницы.
  31. ^ Хельмут Хумбах, Prods Oktor Skjaervo, 1983, Сасанидская надпись Пайкули Pt. 3.1, с. 120, Хумбах, Хельмут и Продс О. Скьяерво, Райхерт, 1983, ISBN   3882261560 /9783882261561
  32. ^ Джейкоб Нойснер, 1969, История евреев в Вавилонии, том 2, с. 352-353, Брилл, 462 страницы.
  33. ^ Джейкоб Нойснер, 1990, Иудаизм, христианство и зороастризм в талмудической Вавилонии, Волым 204, стр. 103–104, Мичиганский университет, Scholars Press, 228 страниц.
  34. ^ Уинстон, Уильям. Переводчик. Работы Иосифа Флавия. Массачусетс: Hendrickson Publishers Inc., 1999 г.
  35. ^ Гиббон, Эдвард. История упадка и разрушения Римской империи . Дэвид Уомерсли, изд. Книги Пингвинов, 2000 г.
  36. ^ «Адиабене» . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 19 сентября 2011 г.
  37. ^ Нёльдеке, История персов, с. 70.
  38. ^ «Хелена» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 11 апреля 2018 г.
  39. ^ Шапира, Ран (1 октября 2010 г.). «Королевское возвращение» . Гаарец . Проверено 11 апреля 2018 г.
  40. ^ Другие Сионы: Затерянные истории еврейских народов Эрик Марони P:97
  41. ^ electricpulp.com. «АДИАБЕНА – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 11 апреля 2018 г.
  42. ^ electricpulp.com. «Иранская энциклопедия - Главная» . www.iranica.com . Архивировано из оригинала 16 апреля 2019 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
  43. ^ Мингана, А. (1907). Хроника Арбелы . Пресса отцов-доминиканцев в Мосуле . Проверено 20 июля 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 82a8146822040fc37de68139ed59d633__1710319200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/33/82a8146822040fc37de68139ed59d633.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adiabene - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)