Ашкеназ

Ашкеназ ( ивр .: אַשְׁכְּנָז ʾAškənāz ) в еврейской Библии — один из потомков Ноя .Ашкеназ — первый сын Гомера и иафетический патриарх в Таблице народов . В раввинистической литературе потомки Ашкеназа связывались сначала со скифскими культурами , затем со славянскими территориями , [1] и, начиная с 11 века, с Германией и Северной Европой или индоевропейскими народами , подобно Царфату или Сефараду .
Его имя связано с ассирийцами Ашкузами ( Ашкузай, Ишкузай ), скифами, изгнавшими гимирри ( Гимирраи ) с Армянского нагорья в районе Верхнего Евфрата. [2]
Библия Еврейская
В генеалогиях еврейской Библии Ашкеназ (иврит: אַשְׁכְּנַז , 'Aškənaz ; греческий : Ἀσχανάζ , латинизированный : Асханаз ) был потомком Ноя . Он был первым сыном Гомера и братом Рифата и Тогармы ( Бытие 10:3 , 1 Паралипоменон 1:6 ), причем Гомер был внуком Ноя по линии Иафета .
В Иеремии 51:27 царство Ашкеназа должно было быть призвано вместе с Араратом и Минни против Вавилона , что гласит:
Поднимите знамя на земле, трубите в трубу среди народов, готовьте народы против нее [т.е. Вавилон], созовите против себя царства Араратское, Миннийское и Ашеназское; назначить против нее капитана; заставит лошадей подняться как грубые гусеницы.
Согласно Библейской энциклопедии , «Ашкеназы, должно быть, были одним из мигрирующих народов, которые во времена Асархаддона вторглись в северные провинции Малой Азии и в Армению . Одна ветвь этого великого переселения, по-видимому, достигла озера Урумия. ибо во время восстания, которое наказал Асархаддон, маннаи , жившие к юго-западу от этого озера, обратились за помощью к Испакаю «из земли Асгуза», имя (первоначально, возможно, Асгунза), в котором скептицизм Диллмана не нуждался; мешают нам отождествлять себя с Ашкеназом и считать его ордой с севера индогерманского происхождения, поселившейся на юге озера Урумия».
прием Средневековый
Караимский Давид бен Авраам аль филолог -Фаси , писавший примерно на рубеже тысячелетий, определил Ашкеназа как предка хазар . [3]
иудаизм Раввинистический
В раввинской литературе царство Ашкеназа сначала ассоциировалось со Скифской областью , затем позднее со славянскими территориями , [1] и, начиная с 11 века, с Северной Европой и Германией. [4] Регион Ашкеназ был сосредоточен в Рейнской области и Пфальце (особенно в Вормсе и Шпейере ), на территории нынешней самой западной части Германии . [ нужна ссылка ] Его географические масштабы не совпадали с немецкими христианскими княжествами того времени и включали северную Францию .
Каким образом имя Ашкеназа стало ассоциироваться в раввинской литературе с Рейнской областью, остается предметом предположений. [4]
В раввинской литературе XI века Ашкеназ считался правителем северного королевства, а также северных и германских народов . [ нужна ссылка ] (См. ниже.)
Евреи-ашкенази [ править ]
Где-то в постбиблейский период раннего средневековья евреев Центральной и Восточной Европы стали называть ашкенази . [5] в соответствии с обычаем обозначать районы еврейских поселений библейскими названиями: Испания определяется как Сефарад ( Авдия 1:20 ), Франция — как Царефат ( 3 Царств 17:9 ), а Богемия — как Земля Ханаанская . [6] К периоду высокого средневековья комментаторы Талмуда, такие как Раши, начали использовать Ашкеназ/Эрец Ашкеназ для обозначения Германии , ранее известной как Лотер . [5] [7] где, особенно в рейнландских общинах Шпейер , Вормс и Майнц , возникли наиболее важные еврейские общины. [8] Раши использует лешон Ашкеназ упоминаются (ашкеназский язык) для описания немецкого языка, а в письмах Византии и сирийских евреев крестоносцы как ашкенази. [7] Учитывая тесные связи между еврейскими общинами Франции и Германии после объединения Каролингов , термин «ашкенази» стал обозначать как евреев средневековой Германии, так и Франции. [9] Еврейская культура ашкенази позже распространилась в 16 веке в Восточную Европу , где их обряды заменили обряды существующих еврейских общин, которые, по мнению некоторых ученых, были более демографическими, чем сами евреи-ашкенази. [10] а затем во все части мира с миграцией евреев, идентифицировавших себя как «евреи-ашкенази».
Армянская традиция [ править ]
В армянской традиции Ашкеназ наряду с Тогармой считался одним из предков армян . Корюн , самый ранний армянский историк, называет армян «асканазской (т.е. ашкеназской) нацией». «Жизнь Маштоца» он начинает такими словами:
Я думал о дарованном Богом алфавите азканазского народа и о земле Армении – когда, в какое время и через какого человека был дарован этот новый божественный дар... [11]
С этим соглашаются и более поздние армянские авторы. Ованес Драсханакертци (10 век) пишет:
Шестым сыном был Тирас, от которого родились наши собственные Ашкеназ [Асканаз] и Тогарма [Торгом], назвавшие в честь себя страну, которой он владел Фракией, а также Читтим [Китиим], поднявший под свою власть македонцы. 7. Сыновьями Тираса были Ашкеназ, от которого произошли сарматы, Рифат, откуда савроматы [Сораматк'], и Тогарма, который, по словам Иеремии, подчинил себе ашкеназское войско и назвал его Домом Тогармы; ибо сначала Ашкеназ назвал наш народ в честь себя в соответствии с законом старшинства, как мы объясним в соответствующем месте. [12]
Из-за этой традиции Асканаз — мужское имя, которое до сих пор используется армянами.
Немецкая королевская генеалогия [ править ]
В 1498 году монах по имени Аннио да Витербо опубликовал фрагменты, известные как « Псевдо-Беросс », которые сейчас считаются подделкой, утверждая, что вавилонские записи показали, что у Ноя было больше сыновей, чем три его сына, перечисленных в Библии. В частности, Туискон или Туисто указан как четвертый сын Ноя, который был первым правителем Скифии и Германии после рассеяния народов, а вторым царем ему наследовал его сын Маннус.
Более поздним историкам (например, Иоганнесу Авентинусу и Иоганну Хюбнеру ) удалось предоставить множество дополнительных подробностей, включая утверждение Джеймса Андерсона в начале 18 века о том, что этот Туискон на самом деле был не кем иным, как библейским Ашкеназом, сыном Гомера . [13] В томе Джеймса Андерсона « Королевские генеалогии» 1732 года сообщается о значительном количестве антикварных или мифографических традиций, касающихся Ашкеназа как первого короля древней Германии, например следующая запись:
Аскеназ, или Асканес, которого Авентинус Туиско Великан и другие называли Туисто или Туизо (которого Авентин называет четвертым сыном Ноя и что он родился после потопа, но не имел власти), был послан Ноем в Европу после потоп 131 год, с 20 капитанами, и основал поселение близ Танаиса , на западном берегу Эвксинского моря (некоторые называли его Аскеном) и основал там царство германцев и сарматов... когда сам Аскеназ был 24 года, ибо он прожил более 200 лет и правил 176 лет.
В вокабулах Саксонии и Гессии есть несколько деревень под названием Аскеназ, и по нему евреи называют немцев Аскеназом, а в саксонском и итальянском они называются Туисконами, от Туиско его другое имя. На 25-м году своего правления он разделил королевство на топархии , тетрархии и правительства и собрал колонии из разных частей, чтобы увеличить его. Он построил город Дуйсбург , составил свод законов в стихах и изобрел письмо, которому позже подражал Кадмос , поскольку греческий и верхнеголландский языки во многих словах похожи.
20 капитанов или герцогов, пришедших с Аскеназом, таковы: Сармата, от которого Сарматия ; Дакус или Данус – Дания или Дания; Гета, от кого геты ; Гота, от которой произошли готы ; Тибискус, люди на реке Тибискус ; Мосия – Мисия ; Фриг или Бриг – Фригия ; Тинус – Вифиния ; Далмата – Далмация ; Джадер – Джадера Колония ; Альбанус от кого Албания ; Завус – река Саве ; Паннус – Паннония ; Салон – город Сале , Азалус – Азали ; Хистер – Истрия ; Адулас, Диетас, Ибал – народ, живший в древности между реками Эн и Рен ; Эпир, от которого Эпир .
У Аскеназа был брат по имени Скифа (скажем, германцы), отец скифов , по которому германцев в древности тоже называли скифами (весьма справедливо, ибо они происходили большей частью из древней Скифии), а Германия имела несколько древних названий; ибо эта часть рядом с Евксином называлась Скифией и страной гетов, но части к востоку от Вислы или Вейселя назывались Сарматией Европы, а на западе она называлась Галлией , Кельтикой, Аллеманией , Францией и Тевтонией ; ибо старая Германия охватывала большую часть Европы; а те, кого называли галлами, все были старыми германцами; которых древние авторы называли кельтами , галлами и галатами , что подтверждают историки Страбон и Авентин, а также Альстедий в его «Хронологии», с. 201 и т. д. Аскеназ, или Туиско, после его смерти почитался как посол и толкователь богов, и с тех пор назывался первым немецким Меркурием , от Туицебена для толкования. [13]
В XIX веке немецкий богослов Август Вильгельм Кнобель вновь приравнял Ашкеназа к немцам, выведя от Ашкеназа имя асов . [14]
Ссылки [ править ]
- ^ Перейти обратно: а б Краус. С, 1932, Хашимот Ашкеназ Усефарад, Тарбиз 3:423-435
- ^ Рассел Э. Гмиркин, Беросс и Бытие, Манефон и Исход: эллинистические истории и дата Пятикнижия , T&T Clark, Эдинбург, 2006, стр. 148, 149, стр. 57.
- ^ Пол Векслер , Лингвистика Шелкового пути: Рождение идиша и многоэтнических еврейских народов на Шелковом пути, 9–13 века: незаменимая роль арабов, китайцев, немцев, иранцев, славян и турок, Harrassowitz Verlag 2021 ISBN 978-3-447-11573-5 стр.84
- ^ Перейти обратно: а б Кривачек, Пол (2005). Идишская цивилизация: взлет и падение забытой нации . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-82941-6 . , Глава 3, сноска 9.
- ^ Перейти обратно: а б Пол Кривачек, Цивилизация идиш , Hachette, 2011, стр. 173 н. 9.
- ^ Майкл Миллер, Раввины и революция: евреи Моравии в эпоху эмансипации Stanford University Press, 2010 стр. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Беренбаум, Майкл ; Скольник, Фред , ред. (2007). «Ашкеназ» . Энциклопедия иудаики . Том. 2 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 569–571. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- ^ Майкл Бреннер, Краткая история евреев , Princeton University Press, 2010, стр. 96.
- ^ Дэвид Малкиэль, Реконструкция Ашкеназа: человеческое лицо франко-немецкого еврейства, 1000–1250 , Stanford University Press, 2008, стр. ix.
- ^ Сесил Рот , «Всемирная история еврейского народа. Том XI (11): Темные века. Евреи в христианской Европе, 711–1096 [Вторая серия: Средневековый период. Том второй: Темные века», Rutgers University Press , 1966. Стр. 302-303.
- ↑ Корюн, Жизнь Маштоца , Ереван, 1981. Перевод со староармянского (Грабар) Бедроса Норехада.
- ^ Ованес Драсханакертци, История Армении , главы I 6-7. Архивировано 22 июня 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Андерсон , Королевские генеалогии, или Генеалогические таблицы императоров, королей и принцев (1732), с. 441 (табл. 213); также с.442 "Древнейшие короли германцев".
- ^ Die Völkertafel der Genesis , ( Таблица народов из Книги Бытия ) (1850) Августа Вильгельма Кнобеля
- Дж. Саймонс: Географические и топографические тексты Ветхого Завета , Лейден, 1959, § 28.