Эсир
Асир ( древнескандинавский ; единственное число: áss ) или Эсе ( древнеанглийское ; единственное число: ōs ) — боги в германском язычестве . В древнескандинавской религии и мифологии обсуждается точное значение термина «Асир», поскольку он может относиться как к богам вообще, так и конкретно к одному из основных семейств богов, в отличие от ванов , с которыми они вели войну. война , в конечном итоге приведшая к объединению семей. Этот термин также может использоваться для описания местных богов, которые, как считалось, жили в определенных местах ландшафта, таких как холмы . В древнеанглийском Wið færstice эсе упоминаются наряду с эльфами как вредные существа, способные причинить колющую боль, хотя, как именно они были задуманы автором текста, неясно.
Слова, обозначающие Æsir, присутствуют во многих германских именах , таких как Освальд и Асмундр , а также в некоторых топонимах в Норвегии и Швеции . Кроме того, они, вероятно, дали свое имя А-руне , засвидетельствованной в Старшем Футарке , англосаксонском Футорке и Младшем Футарке .
Терминология
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Современный английский термин «Æsir» происходит от древнескандинавского термина æsir во множественном числе , единственное число которого — áss . [1] В древнеанглийском языке используется родственный термин ōs ( мн. ēse ). [2] [3] В континентальных западногерманских языках это слово встречается только в личных и топонимах, таких как Ансила, Ансгейр и Аншрам. [2] Родственный термин «Ансис» был записан как латинизированная форма оригинального готского слова Иорданом » VI века н. э. в работе «Гетика как имя эвгемеризированных полубожественных раннеготических правителей . [2] [4] [примечание 1] В континентальных западногерманских языках это слово встречается только в личных и топонимах, таких как Ансила, Ансгейр и Аншрам. [2] Древневерхненемецкий реконструируется как * ans , множественное число * ensî . [7]
Соответствующая форма женского рода в древнескандинавском языке — ásynja ( мн .: ásynjur ), образованная добавлением суффикса -ynja , обозначающего женскую форму. [8] Родственное injō слово для «женского осла , и соответствующее западногерманское слово могло быть получено отдельно с суффиксами женского рода - inī или - » не встречается за пределами древнескандинавского языка . [9]
Протогерманская * форма обычно реконструируется ansuz как . [10] [11] Эта форма слова засвидетельствована в протогерманском языке в эпоху Римской империи как компонент имени богини * Вих-анса (возможно, переводится как «Богиня битвы»), а также, вероятно, в надписи примерно 200 г. н. э. пряжка из Вимосе с надписью a(n)sau wīja («Я посвящаю это асам»). [2] Слово * ansuz is, в свою очередь, обычно происходит от протоиндоевропейского * h₂ems-u- , что делает термины тесно связанными с санскритом : ásura , авестийским : ahura («бог» или «господин») и хеттским : ḫāši ( «родить» или «родить»). [10] Альтернатива состоит в том, что термины «Æsir» связаны с * ans- («балка» или «столб»), предком древнескандинавского слова áss («главная балка дома»). [2] [1] В этом случае название, скорее всего, возникло из-за приравнивания богов и резных столбов в германской религии . [2]
Снорри Стурлусон и Саксон Грамматик предположили, что термин «Асир» вместо этого происходит от « Asiamenn» («Азиаты») и идеи о том, что боги возникли в Азии, а затем мигрировали в Северную Европу . Однако это не поддерживается современными учеными и приписывается средневековые исследования по этому вопросу и попытка связать скандинавские народы с классической античностью и христианством, а не с отражением реальной германской мифологии. [2]
Производные термины
[ редактировать ]Ас также встречается в древнескандинавских сложных существительных, таких как Асбру («мост Асов»), Асгард («дом» или «огороженная территория асов»), ásmegin («сила асов») и в именах Тора Аса-Тора . («Асир-Тор») и Асабраг («Асир-господин»). [12] [13] [14] Единственное современное слово, которое происходит от терминов, обозначающих æsir , помимо научных заимствований из средневековых языков, - это шведское : åska , что означает «гроза», которое происходит от более раннего åsekja («гонение осла»), которое происходит от реконструирован древневосточно-скандинавский : * ās-ækia . Вероятно, это связано с верой в грозы, возникающие во время путешествия Тора по небу. [14] [9]
Термины, обозначающие Æsir, составляют часть германских имен на нескольких германских языках. Примеры этого включают древнеанглийский : Ósbeorn , Óslác , Ósweald ( современный английский : Oswald ) и их соответствующие древнескандинавские эквиваленты, Ásbjörn , Áslákr и Ásvaldr . Другие примеры включают древнеанглийский : Óswine и древнескандинавский : Ásmundr . [15] [16] Некоторые прото-норвежские личные имена содержат * ansuz, например Ansugastiz , Ansugīslaz и * Ansulaibaz . [примечание 2] [17]
Древнескандинавские источники
[ редактировать ]Значение термина «Асир»
[ редактировать ]Различия между «áss», «goð» и «vanr»
[ редактировать ]Было высказано предположение, что в древнескандинавской поэзии термин « ass » обычно выбирался вместо « goð » по метрическим причинам, лучше сочетаясь с необходимой аллитерацией или рифмой, а не для создания семантического различия между двумя терминами. [18] Исходя из этого, утверждалось, что термин « асир » действует как синоним слова « год » и включает Ньёрда и его потомков, обычно называемых ванами . Примеры этого можно увидеть в þulur , где Ньёр и Фрейр перечислены в ása heiti («Поэтические эквиваленты áss»), а Фрейя — в ásunjur . [18]
Основные рассказы, которые представляют асов и ванов как отдельные семейные группы, - это рассказы о войне асов и ванов , которые содержатся в Völuspá , Ynglinga Saga и Skáldskaparmál . Этот конфликт между богами произошел давно в прошлом, и в саге об Инглингах он заканчивается обменом Хёнира и Мимира у асов на заложников Ньёрда , Фрейра и Квасира у ванов. Скалдскапармал в качестве альтернативы говорит, что в конце войны две группы смешали свою слюну в чане и создали из нее Квасир. [19] Включение богов, обычно называемых Ванирами, в число асов, означает, что ваны могли рассматриваться как полностью интегрированные в асов после разрешения этой войны между двумя группами. [20]
Предлагаемое происхождение различия с Ваниром
[ редактировать ]Несмотря на то, что ваны в некоторой степени включены в более широкую группу асов, некоторые ученые утверждают, что некоторые различия между этими двумя группами сохраняются, например, ваны, по-видимому, в основном были связаны с земледелием и плодородием, а асы - с властью и войной. . И наоборот, утверждалось, что это разделение владений не отражено в источниках: вместо этого ваны больше связаны с царской властью, а асы - с творением. [21]
Одна из идей состоит в том, что ваны (и связанный с ними культ плодородия) могут быть более архаичными, чем культ более воинственных асов, так что мифическая война может отражать полузабытый религиозный конфликт. Этот аргумент был впервые предложен Вильгельмом Маннхардтом в 1877 году (как описано у Дюмезиля, xxiii и Мунка, 288). На аналогичной ноте Мария Гимбутас утверждает, что асы и ваны представляют собой вытеснение коренной группы племенем воинственных индоевропейских захватчиков как часть ее курганной гипотезы . [22] Другая историческая теория состоит в том, что межпантеонное взаимодействие может быть апофеозом конфликта между Римским королевством и сабинянами . [23] Учитывая разницу между их ролями и акцентами, некоторые ученые предположили, что взаимодействие асов и ванов отражает типы взаимодействия, которые происходили между социальными классами (или кланами) в скандинавском обществе в то время. [24] [25]
Наконец, известный ученый-сравнитель-религиовед Мирча Элиаде предположил, что этот конфликт на самом деле является более поздней версией индоевропейского мифа о конфликте и возможной интеграции пантеона неба/богов-воинов/правителей и пантеона земли/экономики/плодородия. боги, не имеющие строгих исторических предшественников. [26] [27]
Конкретные существа, называемые Асир
[ редактировать ]«Прозаическая Эдда» Снорри Стурлусона содержит два списка асов: один в Gylfaginning и один в þulur . Хотя эти источники во многом совпадают, они не идентичны. [2] Gylfaginning называет мужчину асов Одином, [примечание 3] Тор, Ньёрд, [примечание 4] Фрейр, [примечание 5] Тир , Хеймдалль , Браги , Видарр , Вали , Уллр , Форсети и Локи и асиньюры как Фригг , Сага , Эйр , Гефьон , Фулла , Фрейя , , Сьёфн , Лофн , Вар , Вёр , Син , Хлин , Снотра , Гна , Соль Б иль [31] [30] [32] Мантры Идунн этому асинджур Скади , Сигюн , Хносс , Герд , Йорд , Илмр , Ньёрун , добавляют к , Нанна , Риндр , Трудр , Ран . [29] Некоторые ученые, однако, отмечают, что «Прозаическая Эдда» не отражает мировоззрение, которого придерживались все языческие нордические или, в более широком смысле, германские народы во времени и пространстве. Терри Ганнелл далее оспаривает идею о том, что все северогерманские народы представляли себе богов такими, какими их изображает Снорри - живущими как пантеон асов и ванов в Асгарде вместе и всеми управляемыми Одином, который является предком многих из них. Он предполагает, что этот взгляд на Одина как на лидера отдельной семьи богов, асов, скорее всего, не разделялся бы большинством язычников, а стал результатом представленного Снорри материала, происходящего из элитного класса воинов, с которым Один был тесно связан. [33]
Помимо этого, руническая надпись на булавке из китового уса из Энгстада IX века н.э. была интерпретирована как отсылка к древнескандинавскому слову garðáss («двор-асс» или «асс оседлого пространства»). В этом контексте было предложено, чтобы этот термин относился к местному богу или существу этой конкретной усадьбы, а не всего мира в целом. [примечание 6] [34] Точно так же древнескандинавский термин « landáss » («земля-асс») используется в стихотворении, приписываемом Эгиллу Скаллагримссону, для обозначения одного из списка богов, которых он хочет настроить против короля Эйрика . Этот бог часто интерпретируется как Тор , хотя также возможно, что он относится к местному духу земли, возможно, к ландальфру («земельному эльфу»), упомянутому в следующей строфе стихотворения. [36] Асы, тесно связанные с конкретными холмами или холмами, также встречаются в древнескандинавских записях, таких как Свинфеллсасс («осел Свинфелла»), упомянутый в оскорблении в саге о Ньяле , и Бард Снайфеллсасс («осел Снайфелла»), человек, который получил свое имя, согласно его одноименной саге, из-за поклонения, которое ему оказывали жители вокруг Снайфелля , и из-за помощи, которую он, в свою очередь, оказывал им, когда они нуждались. [37] [38]
В контексте ритуальной речи безымянный асс — это almáttki áss («всемогущий асс»), упоминаемый наряду с Фреем и Ньёрдом в формуле, произносимой лицами, приносящими клятву на кольце . Ученые по-разному идентифицировали его как Тора, Улля и Одина, хотя остается возможность, что это результат христианской работы, написанной как предзнаменование становления христианства, как пример «благородного языческого» мотива. [39] [13]
Термин áss далее используется в переводах произведений на древнескандинавский язык, например, в Díalógar Gregors þáfa , в котором фраза sólar áss («асс солнца») используется для обозначения Аполлона , во фразе sævar goð («бог солнца»). море») и в drauma goð («бог снов»). [40] Далее Моркинскинна описывает медные изображения асов, вёльсунгов и гьюкингов на ипподроме в Константинополе . Это было интерпретировано как перевод греческих богов и героев в германский контекст, однако другие предложения включают в себя то, что это следует рассматривать как происходящее с эвгемеристической точки зрения, поскольку асы произошли от троянцев, как они изображены Снорри в Прозаической Эдде. и Сага об Инглингах. [41]
Отношения с ётнаром
[ редактировать ]Было высказано предположение, что большинство повествований в древнескандинавской мифологии изображают существование как широко разделенное на «этот мир», населенный асами и людьми, и «потусторонний мир», населенный такими существами, как йотнары. [42] [43] Эти повествования часто сосредотачиваются на путешествии осла в потусторонний мир либо для того, чтобы получить оттуда что-то важное, либо для решения проблемы, возникшей в Асгарде посредством социального обмена с потусторонним миром. [44] Йотнары также представлены как постоянная угроза асам, что приводит их к конфронтации с Тором, который останавливает йотнаров, захвативших Асгард и Мидгард . [45]
Несмотря на это общее сопоставление асов и йотнаров, они не считались обязательно «биологически» отличными друг от друга, поскольку многие асы произошли от йотнаров, таких как Один, Тор и Локи. [46] Многие асы также женятся и заводят детей от гигьяров (женщин-ётунн), например Один, который женится на Йорде и становится отцом Тора от нее, и Фрейр, который женится на Герд , основав семью Инглингов . [47] В тех случаях, когда проводятся свадьбы, гигжары кажутся полностью интегрированными в асов. [48] [49]
асы изображены имеющими прочные положительные отношения с некоторыми йотнарами, такими как Эгир , который устраивает для них пир, на котором они все вместе пьют Кроме того, в стихотворении «Локасенна» . [50] Другие йотнары рассматриваются асами как источники знаний, такие как Вафруднир, с которым Один состязается в мудрости в «Вафруднисмале» , и Хиндла, к которой Фрейя путешествует в поэме «Хиндлулйод» , чтобы выяснить родословную Оттара . [51]
Древнеанглийские источники
[ редактировать ]Wið forstice
[ редактировать ]Текст Wið færstice конца 10 или начала 11 века «Лакнунга» представляет собой древнеанглийское средство против вреда, причиненного несколькими существами, включая Эсе и Эльфе (часто переводится как «эльфы»). [52]
gif hit w?re ēsa gescot óðe hit w?re ylfa gescot | был гескот Эсе Если бы это или это гескот Эльфе был |
— Староанглийский текст [53] | — Холла Перевод [53] |
Сочетание слов ēse и elves Wið færstice имеет параллель в древнескандинавских писаниях как аллитеративная фраза «æsir и álfar». [примечание 7] [54] Неясно, восходит ли эта формула к наследственному сообществу, говорящему на предках древнескандинавского и древнеанглийского языков, и, таким образом, всегда существовала на обоих языках, или была результатом более позднего заимствования из-за тесного культурного контакта. [55]
Было высказано предположение, что, как и в ранних древнескандинавских сообществах, те, кто говорил на древнеанглийском языке, также поместили ēse и ælfe в отличие от чудовищных существ, таких как эотены и вирмы , хотя неясно, как именно эти существа были задуманы. в англоязычных сообществах ко времени написания Wið færstice. [56]
Руна А (ᚫ, ᚩ или ᚬ)
[ редактировать ]Протогерманское А название руны , записанное в Старшем Футарке как ᚫ и англосаксонский футорк как ᚩ , обычно реконструируется как протогерманский : * ansuz , áss (или языческий бог). [57] Эта идентификация в основном основана на исландской рунической поэме , в которой записано название Младшего Футарка : формы руны ᚬ , как Ос , обращаясь к Одину :
Стандартизированный древнескандинавский текст [58] [примечание 8] | Современный английский перевод [59] | |
---|---|---|
|
|
Некоторые ученые перевели название руны в древнеанглийской рунической поэме как ōs («бог»), причем это слово обычно считается родственным слову áss , однако другие интерпретируют его как означающее «рот», которое пришло к древнему языку. Английский происходит от протогерманского языка или является результатом влияния древнескандинавского языка : óss («устье реки») или латыни : os («устье»). [60] [61] В древнешведских и древненорвежских рунических поэмах это имя означает «устье реки», а не «бог». [62]
Современное поклонение
[ редактировать ]Асатру, что означает «вера в асов», — это новое религиозное движение , также известное как язычество , целью которого является реконструкция и практикование современной формы германского язычества . По состоянию на 2007 год Асатру является религией, официально признанной правительством Дании. [63] Исландия, [64] Норвегия, [65] и Швеция. [66] В Великобритании организация Asatru UK зарегистрирована как общественная компания, занимающаяся религиозной деятельностью. [67]
Большинство приверженцев не придают особого значения поклонению асам и могут также называть свою практику «форн сед / сидр / сидур», что означает старые обычаи. Исландский Ásatrúarfélagið описывает Асатру как «нордический пантеизм », включающий «веру в исландский/скандинавский фольклор », включая всех «духов и существ», помимо «богов и других существ», которые это влечет за собой. [68]
Топонимы
[ редактировать ]Топонимы, содержащие слово áss или родственные термины, были предложены для следующего:
Швеция:
Норвегия
В Англии пока не обнаружено таких мест, которые были бы широко признаны учеными. [69]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ссылка в Getica следующая: Латынь : Tum Gothi haut segnes reperti Arma capessunt primoque конфликту mox Romanos devincunt, Fuscoque duce вымершие divitias de castris militum spoliant magnaque potiti per loca victoria iam proceres suos, quorum quasi fortuna vincebant, non puros homines, sed semideos id est Ansis vocaverunt. («Но готы были начеку. Они взяли в руки оружие и вскоре разгромили римлян в первом же бою. Они убили Фуска, полководца, и разграбили солдатский лагерь, все его сокровища. И из-за великой победы они одержав победу в этом регионе, они впоследствии назвали своих вождей, благодаря удаче которых они, казалось, победили, не простых людей, а полубогов, то есть Ансиса».) [5] [6]
- ^ Ансугастис и Ансугислаз встречаются в рунических надписях, тогда как * Ансулайбаз реконструирован из соответствующего древнеанглийского имени в «Беовульфе» . [17]
- ↑ Один упоминается в þulur как Yggr . [29]
- ^ В Gylfaginning Ньёрд указан как третий асс, но также отмечено, что он «не принадлежит к расе асов» ( древнескандинавский : Eigi er Njörðr ás ættar . [30]
- ^ Фрейр упоминается в мантре как Ингви-Фрейр . [29]
- ^ Нормализованное написание — древнескандинавское : garðáss , полученное из надписи, которая читается как karþạs с k и a как связывающая руна . Руна связывания теоретически может быть прочитана в другом порядке как ak , образуя надпись akrþạs . [34] [35]
- ^ Примеры этой формулы включают Mart var þar ása oc álfa («Там было много асов и альфаров») из прозаического пролога к Локасенне и ása oc álfa, er hér inno ero «асов и альфаров, которые находятся здесь, внутри» ) из тела стихотворения. [54]
- ↑ Руническая поэма сохранилась в двух рукописях из Арнаманской коллекции рукописей , AM 687d 4to и AM 461 12mo. Стандартизированный древнескандинавский язык основан на этих двух свидетельствах. [59]
См. также
[ редактировать ]- Протогерманское язычество
- Генеалогические древа скандинавских богов
- Лошади асов
- Туата Де Дананн
- Двенадцать олимпийцев
- Ануннаки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б ássтуз
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Симек 2008 , с. 3.
- ^ Холл 2007 , с. 63.
- ^ Миров 1915 , с. 3.
- ^ Getica (латиница) , Глава 13, 78.
- ^ Миров 1915 , стр. 72–73, глава 13, 78.
- ^ Гримм , с. 25.
- ^ Ас-ынья .
- ^ Jump up to: а б Хеллквист 1922 .
- ^ Jump up to: а б Кроонен 2013 , с. 30.
- ^ Сильва 2006 , стр. 396.
- ^ Симек 2008 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Линдоу 2002 .
- ^ Jump up to: а б Моц 1984 , стр. 190–191.
- ^ Тичи .
- ^ Ансувалдас .
- ^ Jump up to: а б Викстранд 2009 , стр. 1013.
- ^ Jump up to: а б Лягушка 2021 , с. 150-151.
- ^ Симек 2008 , стр. 352–353.
- ^ Симек 2008 .
- ^ Лягушка 2021 , с. 143.
- ^ Гимбутас и Декстер 2001 .
- ^ Турвиль-Петре 1975 , с. 161.
- ^ Дюмезиль 1973 , стр. 3–4, 18.
- ^ Турвиль-Петре 1975 , стр. 159–162.
- ^ Элиаде 1996 , Раздел II (30).
- ^ Турвиль-Петре 1975 , с. 162 «В одной цивилизации и в одно время могли преобладать специализированные боги плодородия, а в другой — воин или бог-король. Высший бог обязан своим положением тем, кто ему поклоняется, и если они фермеры, он будет будь богом плодородия или одним из ванов».
- ^ Якобссон 1998 , стр. 63.
- ^ Jump up to: а б с Назовите мантры .
- ^ Jump up to: а б Гильфагиннинг 21-30 .
- ^ Gylfaginning 11-20 .
- ^ Gylfaginning 31-40 .
- ^ Ганнелл 2015 , стр. 55–56, 60–61.
- ^ Jump up to: а б Лягушка 2021 , с. 148.
- ^ МакКиннелл, Симек и Дювель 2004 , стр. 116.
- ^ Лягушка 2021 , с. 150.
- ^ Лягушка 2021 , с. 163.
- ^ Вигфуссон 1860 , Глава 6: «Назвали Барда Сньофелсассом, потому что они верили в него возле Несита и считали его своим богом, он также стал величайшим спасителем для многих».
- ^ Симек 2008 , стр. 9–10.
- ^ Лягушка 2021 , с. 160.
- ^ Лягушка 2021 , стр. 155–156, 164.
- ^ МакКиннелл 2005 , стр. 1–10, Глава 1.
- ^ Люммер 2021 , стр. 57–85.
- ^ Нордвиг 2013 , стр. 380–383.
- ^ МакКиннелл 2005 , стр. 109–125, Глава 8.
- ^ Симек 2008 , стр. 78, 240, 316.
- ^ Симек 2008 , стр. 91, 107, 316–317.
- ^ МакКиннелл 2005 , стр. 62–64.
- ^ Симек 2008 , с. 105.
- ^ Симек 2008 , с. 107,192-193.
- ^ Симек 2008 , с. 107 169–170 344–345.
- ^ Холл 2007 , стр. 1–5.
- ^ Jump up to: а б Холл 2007 , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б Холл 2007 , с. 35.
- ^ Холл 2007 , с. 108.
- ^ Холл 2007 , стр. 35–67.
- ^ Сильва 2006 , стр. 396–397.
- ^ Дикинс, 1915 .
- ^ Jump up to: а б Сильва 2006 , стр. 397.
- ^ Сильва 2006 , стр. 399–400.
- ^ Лягушка 2021 , с. 147.
- ^ Сильва 2006 , стр. 396–398.
- ^ Церковное служение .
- ^ сислуменн .
- ^ Аспрем 2008 , с. 49.
- ^ Южная Швеция .
- ^ АУК-ЦИК .
- ^ asatru , В исландской версии говорится: « Асатру — это языческая традиция, основанная на терпимости, честности, великодушии и уважении к природе и всему живому». ( Асатру или языческий обычай основан на терпимости, честности, мужественности и уважении к природе и всему живому. ).
- ^ Холл 2006 , с. 61-63.
Библиография
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Вигфюссон, Гудбрандур (1860). Бардарсага Снайфеллсас, Виглундарсага (на исландском языке). Berlingske bogtrykeri в отеле NH Stenderup.
- Маккиннелл, Джон; Симек, Рудольф; Дювель, Клаус (2004). «Боги и мифологические существа в Младшем Футарке» (PDF) . Руны, магия и религия: справочник . Фассбендер.
- Миров, Чарльз Кристофер (1915). Готическая история Иордана в английской версии; . Принстон, Университет. Нажимать.
- «Иордан о происхождении и деяниях гетов, глава 13» . www.thelatinlibrary.com (на латыни) . Проверено 2 августа 2023 г.
- Рунические стихи . Перевод Дикинса, Брюса. 1915.
вторичный
[ редактировать ]- Аспрем, Эгиль (3 октября 2008 г.). «Язычники на Севере: политика, полемика и современное скандинавское язычество в Норвегии» . Гранат . 10 (1): 49. дои : 10.1558/pome.v10i1.41 . ISSN 1743-1735 .
- Дюмезиль, Жорж (1973). Боги древних северян . Беркли, Калифорния: Univ. Калифорнии Пр. ISBN 0520020448 .
- Элиаде, Мирча (1996). Закономерности сравнительного религиоведения . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803267336 .
- Лягушка (2021). «Асы: Некролог» (PDF) . Очерки в честь Рудольфа Симека .
- Гимбутас, М.; Декстер, MR (2001). Живые богини . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22915-0 . Проверено 30 марта 2023 г. [ нужна страница ]
- Гримм, Джейкоб; Сталлибрасс, Джеймс Стивен (1882–1888). Тевтонская мифология . Лондон: Г. Белл и сыновья.
- Ганнелл, Терри (2015). «Пантеон? Какой пантеон? Концепции семьи богов в дохристианских скандинавских религиях» . Scripta Islandica: Ежегодник Исландского общества . 66 . Исландское общество: 55–76.
- Холл, А. (2006). «Есть ли в англосаксонских топонимах эльфы?» . Номина: Журнал Общества исследований имен в Великобритании и Ирландии . 29 : 61–80. ISSN 0141-6340 .
- Холл, Аларик (2007). Эльфы в англосаксонской Англии: вопросы веры, здоровья, пола и идентичности . Вудбридж, Саффолк, Великобритания: Boydell Press. ISBN 978-1843835097 . Проверено 11 июня 2022 г.
- Хеллквист, Элоф (1922). Шведский этимологический словарь ( на шведском языке). Лунд: Глируп. стр. 1202 .
- Якобссон, Арманн (1998). « История троллей? Сага о Бардаре как историческое повествование», «Сага-книга 25 (1998), 53–71» . Сага-книга Общества викингов . Проверено 1 октября 2023 г.
- Кроонен, Гус (2013). Этимологический словарь прагерманского языка .
- Линдоу, Джон (2002). Скандинавская мифология: путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9786610532490 . OCLC 1136323846 .
- Ламмер, Феликс (2021). «Одинокие колоссы и не такие уж маленькие человечки» . Арв – Северный ежегодник фольклора . 77 (1): 57–85 . Проверено 6 мая 2022 г.
- Маккиннелл, Джон (2005). Встреча с другим в скандинавских мифах и легендах . Вудбридж, Саффолк, Великобритания: DS Brewer. ISBN 1843840421 .
- Моц, Лотте (1984). «Тролли и асы; лексические свидетельства северогерманской веры» . Индогерманские исследования . 89 : 179–195. дои : 10.1515/9783110243314.179 . S2CID 201714920 . Проверено 12 сентября 2023 г.
- Нордвиг, Матиас (2013). «Метод анализа моделей мира в скандинавской мифологии» . Орхусский университет Анналы Академии финикийских наук. Серия «Гуманитарные науки»: 377–398. ISBN 978-951-41-1085-6 .
- Сильва, Инмакулада Сенра (1 января 2006 г.). «Заметка о значении os в древнеанглийской рунической поэме» . Эпос: Revista de filología (22): 393. doi : 10.5944/epos.22.2006.10523 (неактивен с 9 июля 2024 г.). ISSN 2255-3495 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июль 2024 г. ( ссылка ) - Симек, Рудольф (2008). Словарь северной мифологии . Перевод Холла, Анжелы. БОЙ6. ISBN 9780859915137 .
- Турвиль-Петре, Эдвард Освальд Габриэль (1975). Миф и религия севера: религия древней Скандинавии (Ред.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0837174201 .
- Викстранд, Пер (2009). «Дохристианские сакральные личные имена в Скандинавии в протоскандинавский период» (PDF) . Материалы 23-го Международного конгресса ономастических наук . Йоркский университет.
- Тичи, Ондрей. «Ос» . Англо-саксонский словарь Босворта-Толлера онлайн . Проверено 18 сентября 2023 г.
- «Староисландский словарь - Асс» . Староисландский словарь . Проверено 18 сентября 2023 г.
- «Древнескандинавский словарь — Ас-ынья» . Клисби и Вигфуссон — Древнескандинавский словарь . Проверено 18 сентября 2023 г.
- «Гильфагиннинг 11-20» . www.voluspa.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- «Гильфаджиннинг 21-30» . www.voluspa.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- «Гильфагиннинг 31-40» . www.voluspa.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- «Нафнагулур» . www.voluspa.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- «Служение церкви» (на датском языке). Архивировано из оригинала 9 февраля 2007 года . Проверено 9 февраля 2007 г.
Форн Сидр – Общество асов и суеверий в Дании
- «Список зарегистрированных религиозных организаций и организаций по взглядам на жизнь» (на исландском языке). Магистраты . Архивировано из оригинала 8 мая 2021 года . Проверено 10 января 2021 г.
Аскетическое общество
- «Фрея, Один и Тор получают официальный статус» . южный шведский (на шведском языке). 11 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2011 г.
- «Обзор ASATRU UK CIC — GOV.UK» . find-and-update.company-information.service.gov.uk . Проверено 10 августа 2022 г.
- «Асатру.is» . asatru.is (на исландском языке). Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 года.
- «Реконструкция: протогерманский/Ансувалдас» . Викисловарь, бесплатный словарь . 13 июля 2022 г. Проверено 8 октября 2023 г.