Сэкснет
В германской мифологии Сеакснэт ( [ ˈsæɑksnæːɑt] ) или Сакснот был национальным богом саксов произносится . Иногда его отождествляют либо с Тивазом , либо с Фрауджазом (древнескандинавский Тир и Фрейр ).
Сертификаты
[ редактировать ]Древнеанглийская , форма Seaxnēat записана в генеалогиях королей Эссекса как Seaxnet ( Saxnēat , Saxnat ). [ 1 ] Первоначально он был первым перечисленным предком, а семь поколений спустя - первым королем Эссекса Эсквайном . [ 2 ] Более поздняя версия генеалогии, сохранившаяся в Chronicon ex Chronicis XII века , делает Сикснеата сыном Одина (Одина). [ 3 ] [ 4 ]
Старосаксонская форма старосаксонского Сакснот засвидетельствована в части отречения от обета крещения вместе с богами Ууоденом (Одином) и Тунаером (Тором). [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]
Этимология
[ редактировать ]Название обычно происходит от seax , одноименного длинного ножа или короткого меча саксов , и (ge)-not , (ge)-nēat как «компаньон» (родственное немецкому Genosse «товарищ»), что приводит к переводу слова либо «меч-спутник» ( glaii consors , ensifer ) [ 5 ] или «товарищ саксов», что, как далее утверждал Ян де Врис , было первоначальным названием саксов как народа. [ 6 ] Предположение о том, что второй элемент означает «потребность», родственное англосаксонскому глаголу nēotan , менее широко принято. [ 6 ] [ 7 ]
Анализ
[ редактировать ]Один является божественным прародителем в других сохранившихся англосаксонских королевских генеалогиях, поэтому, по-видимому, более ранняя форма генеалогии Эссекса сохраняет специфически саксонскую традицию национального бога. [ 8 ] [ 9 ] Один, возможно, вытеснил национальные или региональные божества в других генеалогиях в рамках своего растущего влияния. [ 6 ] или использование его имени церковниками. [ 10 ]
Поскольку в древнесаксонском обете крещения перечислены три бога, обычно интерпретируемые как германская божественная триада , Якоб Гримм утверждал, что Сакснот, должно быть, был главным божеством, сравнимым по росту с УУоденом и Тунаером . В 1828 году он предположил, что Сакснот — это другое имя Фрейра (старосаксонского Фрохо ), чей меч широко упоминается в эддической поэме «Скирнизмал» . [ 11 ] В «Немецкой мифологии » он позже привел тот же аргумент в пользу отождествления Сакснота с Тиром («кто еще, кроме Зио , или Эора , или греческого Ареса ?»), [ 5 ] для которого в скандинавской мифологии меч является характерным оружием, пока он не потеряет правую руку в качестве залога при связывании Фенрира . Секснат/Сакснот также отождествлялся с Тиром Эрнстом Альфредом Филиппсоном. [ 12 ] [ 13 ] и де Врис. [ 6 ] Как отметил Габриэль Тюрвиль-Петре , Жоржа Дюмезиля предполагает трехфункциональная гипотеза , что он — Фрейр (как представитель третьей «функции» наряду с Одином, представляющим первую, и Тором, представляющим вторую); [ 4 ] по этой причине Рудольф Симек отождествил его с Фрейром. [ 1 ]
Благодаря альтернативной этимологии второго элемента его имени, происходящего от корня, означающего «получать, использовать», Seaxnēat/Saxnôt также был связан с британским божеством Ноденсом и ирландским божеством Нуада , написанным Рудольфом Мачем. [ 6 ] [ 14 ] и совсем недавно швейцарский лингвист Генрих Вагнер , который видит параллели в роли Нуады в ирландской мифологии как прародителя и его владении сверкающим мечом. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Симек, Рудольф (2007) [1993]. Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Кембридж: DS Брюэр. п. 276. ИСБН 978-0-85991-513-7 . Пер. из Лексикона германской мифологии (1984) (на немецком языке) .
- ^ Сладкий, Генри (1885). «Девятый век: Саксонские генеалогии: de regibus orientalium seaxonum». Старейшие английские тексты: отредактированные с введением и глоссарием . Общество ранних английских текстов. Лондон: Трюбнер. п. 179.
æscwine off, offa bedding, bedca (sigefugling), sigefugl подметание, swæppa antsecging, ant(secg) gesecging, gesecg seaxneting
. - ^ Чедвик, Х. Манро (1907). Происхождение английской нации . Кембридж: Кембриджский университет. п. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с Турвиль-Петре, EOG (1964). Миф и религия Севера . Лондон: Вайденфельд и Николсон. С. 100, 300 (примечания).
- ^ Перейти обратно: а б с Гримм, Якоб (1854). Немецкая мифология . Том. 1. Геттинген: Дитрих. п. 184. (на немецком языке) . Пер. из 4-го изд. (1875–78) Джеймса Стивена Сталлибрасса, Тевтонская мифология , Том 1, Лондон: Bell, 1882, стр. 203–04.
- ^ Перейти обратно: а б с д и де Врис, Ян (1957). Древнегерманская религиозная история . Том 2 (2-е изд.). Берлин: Де Грюйтер. п. 18. (на немецком языке) . Реп. 3-е изд., 1970.
- ^ Филиппсон, Эрнст Альфред (1929). Германское язычество у англосаксов . Лейпциг: Таухниц. стр. 118–19. (на немецком языке) .
- ^ Чейни, Уильям А. (1970). Культ королевской власти в англосаксонской Англии: переход от язычества к христианству . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. стр. 29, 33. ISBN. 0-7190-0372-5 .
- ^ Норт, Ричард (1997). Языческие боги в древнеанглийской литературе . Кембридж: Кембриджский университет. п. 113. ИСБН 0-521-55183-8 .
- ^ Хау, Николас (1989). Миграция и мифотворчество в англосаксонской Англии . Нью-Хейвен / Лондон: Йельский университет. п. 62. ИСБН 978-0268034634 .
- ^ Гримм, Якоб (1828). « Svea rikes häfder of Erik Gustav Geijer, Upsala, Palmblad and C., 1825. första delen». Реклама Геттингенских стипендиатов (обзор). 56 :545-56. Реп. в «Маленьких сочинениях» , изд. Карла Мюлленхоффа , 8 томов, Том 5: Обзоры и смешанные эссе, вторая часть , Берлин: Дюммлер, 1871, стр. 27–33 , с. 30. (на немецком языке) .
- ^ Филиппсон (1929) 117–19.
- ^ Филиппсон, Эрнст Альфред (1953). Генеалогия богов в германской религии, мифологии и теологии . Урбана, Иллинойс: Университет Иллинойса. п. 34.
- ^ Многое, Рудольф (1898). «Германский бог неба». В Деттере, Ф.; и др. (ред.). Трактаты по германской филологии. Церемония в честь Ричарда Хайнцеля . Холл: Нимейер. стр. 224–26. (на немецком языке) .
- ^ Вагнер, Генрих (1986). «К этимологии кельтских Нодонов , Ир. Нуаду , Кимр. Нудд/Ллудд ». Журнал кельтской филологии . 41 (1): 180–82. дои : 10.1515/zcph.1986.41.1.180 . (на немецком языке) .