узла
* Ноденс или * Нодонс ( реконструированный из дательного падежа Ноденти или Нодонти ) — кельтский бог-целитель, которому поклонялись в Древней Британии . Хотя никаких его физических изображений не сохранилось, вотивные таблички, найденные в святилище в Лидни-парке ( Глостершир ), указывают на его связь с собаками, животными, связанными с символикой исцеления в древности. Божество известно только в одном месте — в Кокерсэнд-Моссе ( Ланкашир ). В большинстве надписей его приравнивали к римскому богу Марсу (как целителю, а не как воину) и связывали в проклятии с Сильваном (богом охоты). [2] [3] Его имя родственно имени более поздних кельтских мифологических фигур, таких как ирландский Нуада и валлийский Нудд . [4] [2] [5]
Филолог « и писатель Дж. Р. Р. Толкин был приглашен для исследования латинской надписи, и ученые отметили несколько вероятных влияний на его фэнтезийные сочинения о Средиземье , в том числе эльфийского кузнеца, создателя Колец власти» , Келебримбора , чье имя, как и эпитет Нуады Аиргетлам означает «Серебряная рука». Ноденс появляется также в работах Артура Мейчена , а также в Лавкрафта » «Мифах Ктулху .
Имя и происхождение
[ редактировать ]Теоним * Nodens или * Nodons реконструирован или из засвидетельствованного дательного падежа единственного числа Nodenti * Nowdont- Nodonti , который происходит от протокельтской основы . Это родственник (лингвистический родной брат того же происхождения) среднеирландского нуаду и средневаллийского нудда ( превратившегося в ллудд , очевидно, в результате аллитерационной ассимиляции). [4] [2] [5] Ирландские родительные падежи nodot и núada(i)t (возможно, «рука, запястье или рука»). [6] тоже похоже связаны. [4] [7] Это предполагает, что Нодонти был исходной формой, поскольку демонстрирует бэк-вокал кельтского суффикса -ont -. Развитие от -ō- до -ū- в бриттских языках относится к концу III века нашей эры. [4] имя К родственным словам также можно добавить старобретонское Нодент ( современный Нуз ), хотя вокал вызывает фонологические трудности. [8] [9]
Происхождение названия остается неясным, как отмечает ученый Джон Кэри , «по крайней мере, с уверенностью можно сказать, что ни одна предложенная до сих пор этимология не может быть принята с полной уверенностью». [4] Валлийское существительное nudd означает «туман, дымка, туман», и как Lludd , так и Nuadu связаны с эпитетом «серебряная рука/рука», что может привести к предположительной протокельтской основе * Snowdo- ('туман , дымка'), от праиндоевропейского * snewd час - ('туман, облако'; ср. лат. nūbēs 'облака'), [4] [5] возможно, это также засвидетельствовано в ирландском снуаде («внешний вид, цвет»). [4] Однако звуковой сдвиг sn- > n- , по-видимому, не засвидетельствован где-либо еще в галльском языке (хотя - sn ->- n- известен) и остается труднообоснованным в прото-бриттском языке (изменение звука должно было произойти позже, чем надписи). [4] Ученые также связали кельтские имена с основой * néud- (ср. гот. niutan «ловить, достигать, приобретать» и nuta «ловец, рыбак», литовское naudà «собственность»), связывая *Nowdont- с рыболовством (и возможно охотничьи) мотивы останков Лиднея и серебряные руки Нуаду и Ллудда. [4] [7] Однако эта основа остается незасвидетельствованной где-либо еще в кельтском языке и, возможно, берет свое начало из доиндоевропейского языка . [4] [10] Третья альтернатива — это протоиндоевропейская основа * neh 2 u - t- (ср. гот. nauþs «нужда, принуждение, бедствие», древнепрусское nautin «нужда»), которую можно найти в протокельтском * nāwito. - («нужда»; ср. древнеирландское neóit , средневаллийское neued ), хотя лингвист Ранко Матасович считает, что это отношение «формально довольно сложно» объяснить. [5]
Сын Нудда Гвин (правитель валлийского Потустороннего мира ), его имя означает «белый», является точным родственником ирландского имени Финн , который описывается как правнук Нуаду мак Ачи ( Финн мак Умайл ) или Нуаду Нехт (Финн) Файл). [11] Хотя происхождение этой ассоциации по-прежнему трудно объяснить, Кэри пишет, что Нодонса можно рассматривать как «бога многогранного, но последовательного характера: сияющего королевского воина, управляющего хаотикой в природе, обществе и потустороннем мире (вода, война, дьяволы Аннуна )». [12] С этой точки зрения, среднеирландское нуада , нуаду («герой, чемпион, король [поэтический]?») [13] можно интерпретировать как эвгемеризованное имя кельтского божества, [5] со семантическим сдвигом , сравнимым с предполагаемым для протогерманского *balþaz > *Balðraz («белый, сияющий» > «сильный, храбрый, смелый» > «герой, принц»; ср. древнескандинавское Baldr «храбрый, дерзкий, господин, принц» и древнеанглийское Bældæg «сияющий день»). [14] [15]
По мнению Артура Бернарда Кука (1906), топоним « Лидни » происходит от древнеанглийского * Lydan-eġ , « Остров Ллудда », что может связывать его с Ноденсом. [16] Однако альтернативные этимологии Лиднея предлагаются и в других источниках. А. Д. Миллс предлагает «остров или речной луг моряка или человека по имени * Лида», ссылаясь на формы «Лиденег» ок. 853 и «Леденеи» из Книги судного дня 1086 года . [17]
Надписи
[ редактировать ]Комплекс Лидни Парк
[ редактировать ]Храмовый комплекс в Лидни-парке , расположенный на крутом обрыве с видом на устье реки Северн , имеет прямоугольную форму размером 72 на 54 м (236 на 177 футов), с центральной целлой размером 29 на 49,5 м (31,7 на 54,1 ярда) и северо-западный конец разделен на три камеры глубиной 6,3 м. Это внушительное романо-кельтское храмовое здание было интерпретировано как инкубаторий или общежитие для больных паломников , где они могли спать и испытывать видение божественного присутствия во сне. Возможно, это место было выбрано потому, что отсюда открывался прекрасный вид на реку Северн недалеко от того места, где начинается река Северн . Его положение внутри более раннего железного века городища также может иметь значение. [18]
Храмовый комплекс был впервые раскопан Чарльзом Батерстом в 1805 году, а затем повторен в 1928–1929 годах сэром Мортимером Уилером и Тессой Уиллер , которые подготовили обширный отчет о находках на этом месте. [4] Хотя никаких антропоморфных изображений божества обнаружено не было, на этом месте была найдена дюжина фигурок собак, предположительно оставленных в святилище в качестве подношений паломниками из-за целительной символики, связанной с собаками. Поскольку одна из этих фигурок имеет человеческое лицо, возможно, само божество могло восприниматься как принявшее форму животного. Бронзовая рука с ногтями в форме ложки, характерными для человека, страдающего дефицитом железа, еще раз свидетельствует о целебных свойствах Ноденса. Находки на стоянке включают бронзовые рельефы с изображением морского божества, рыбаков и тритонов, бронзовую доску с изображением женщины, около 320 значков, около 300 браслетов, [а] и более 8000 монет. Также присутствовали штампы окулистов, которыми маркировались палочки глазной мази, подобные тем, что использовались в галло-римских лечебных святилищах в древности. Божество также ассоциировалось с водными и солнечными образами, как и другие лечебные святыни Римской Галлии. [3]
Было обнаружено несколько надписей Ноденсу, одна из которых на свинцовой табличке с проклятиями гласила:
Дево Ноденти Сильвиан потерял кольцо и отдал половину доли Ноденти, среди которого имя Сенициани не позволяет исцелиться, пока ты не дотерпишь до храма [Но]дентиса. Редивива | Богу Ноденсу: Сильвиан потерял свое кольцо и отдал половину (его стоимости) Ноденсу. Среди тех, кого называют Сеницианом, не допускайте здоровья, пока он не принесет его в храм Ноденса. |
Другие надписи отождествляют Ноденса в различных вариантах написания с римским богом Марсом :
D(eo) M(arti) Нодонти Флавий Blandinus Armatura v(otum) s(forvit) l(going) m(erito) | Богу Марсу Нодонсу свой обет Флавий Бландин, инструктор по оружию, с радостью и заслуженно исполнил. [22] [23] |
Пектил дал обет, который он обещал богу Накиду М(арти). | Пектиллус принес богу Нуденсу Марсу обещанное им вотивное подношение. [24] [25] |
Д(ео) М(арти) Н(оденти) Т(итус) Флавий Сенилис пр(предположен) религии? | Богу Марсу Ноденсу Тит Флавий Сенилис, руководитель культа, возложил (эту мозаику) из подношений с помощью переводчика Викторина [26] |
Кокерсэнд Мосс
[ редактировать ]Серебряная статуэтка, найденная в Кокерсанд-Мосс, Ланкашир , в 1718 году, но ныне утерянная, имела надпись на основании, которая гласила:
D(eo) M(arti) N(odonti) Lucianus coleg(ae) Aprili Viatoris v(otum) s(forvit) | Перед богом Марсом Нодонсом Луциан выполнил обет своего коллеги Априлия Виатора. [27] [28] |
Другой читает:
Богу Марти Нодонту Аврелию... | Богу Марсу Нодонсу Аврелий ...цинус (установил) эту статуэтку. [29] [30] |
Мифологические параллели
[ редактировать ]Нуада Аиргетлам был первым королем Туата Де Дананн , который был дисквалифицирован с королевского сана после потери руки (или руки) в бою, но восстановлен после того, как врач Дайан Кехт и мастер Крейдне подарили ему работающую серебряную руку (получив эпитет Airgetlám , «серебряная рука»), а позже — эпитет из плоти и крови, написанный сыном Диана Кехта Миахом .
Легендарный валлийский герой Надд появляется в «Триадах» как один из трёх самых щедрых людей Уэльса вместе со своими двумя двоюродными братьями, Риддерхом Хаэлем и Мордафом Хаэлем . Два его сына известны как Эдерн ап Нудд и Гвин ап Нудд . Нудда также можно называть Ллуддом , и он, кажется, связан с другими фигурами с тем же именем, такими как сын Бели Мавра в Кифранке Ллудде а Ллефелисе . [2]
Наследие
[ редактировать ]Толкин
[ редактировать ]Дж. Р. Р. Толкин , приглашенный исследовать латинскую надпись в Лидни-парке, проследил Ноденса до ирландского героя Нуады Аиргетлама , «Нуады Серебряной Длани». [31] Ученый-Толкиен Том Шиппи считал, что это «ключевое» влияние на изобретение Толкином Средиземья , сочетающее в себе бога-героя, кольцо, гномов и серебряную руку. [1] Мэтью Лайонс отмечает «хоббитский внешний вид шахтных отверстий [Карликового холма]» и что Толкин, по словам куратора Лиднея Сильвии Джонс, чрезвычайно интересовался фольклором холма во время своего пребывания там. [1] [32] Хелен Армстронг заметила, что это место, возможно, вдохновило Толкиена на создание «Келебримбора и падших королевств Мории и Эрегиона ». [1] [33] Имя эльфийского кузнеца Келебримбора из Эрегиона , который выковал Кольца Власти в «Сильмариллионе , означает «Серебряная рука» на изобретенном Толкином эльфийском языке Синдарин » . Считается, что Гномий холм с его многочисленными шахтами повлиял на Одинокую гору в «Хоббите» и Шахты Мории во «Властелине колец» . [34]
Лавкрафт
[ редактировать ]Ноденс появляется как божество в « Лавкрафта » Мифах Ктулху . [35] Его внешний вид и действия были основаны на смеси кельтской мифологии , римской мифологии и внешности божества в Артура Мейчена » «Великом боге Пане . [36] Ноденс впервые появился в новелле Лавкрафта 1926 года «Поиски во сне неизвестного Кадата» , где он — «архаичный» бог, которому служат ночные призраки . Он изображен несколько доброжелательным и противостоящим пугающему Ньярлатхотепу . [37] Ноденс снова появляется в рассказе Лавкрафта « Странный высокий дом в тумане », также написанном в 1926 году. Когда главный герой, Томас Олни, входит в одноименный дом, он видит «первобытного Ноденса, Повелителя Великой Бездны», едущего в большом раковина, которую несут дельфины. [38]
Паолини
[ редактировать ]В » Кристофера Паолини « Эрагоне «Аргетлам» (буквально: серебряная рука) — это другое название gedwëy ignasia (буквально: «сияющая ладонь» в вымышленном «Древнем языке», созданном Паолини для сериала. Оно адаптировано из ирландского языка). слово Аиргетлам . [39]
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Гнев, Дон Н. (2013) [2007]. «Отчет о раскопках доисторического, римского и постримского памятника в Лидни-парке, Глостершир». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 563–564. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д МакКиллоп 2004 , Сент- Нодонс , Нудд и Нуаду Аиргетлам .
- ^ Перейти обратно: а б Олдхаус-Грин 2008 , стр. 208–210.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кэри 1984 , стр. 2–3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Матасович 2009 , стр. 350.
- ^ eDIL , s.v. ? núada(i)t, dil.ie/33330 .
- ^ Перейти обратно: а б Вагнер 1986 , стр. 180–181.
- ^ Кэри 1984 , стр. 13–14.
- ^ Стеркс 1994 , с. 40.
- ^ Вагнер 1986 , с. 186.
- ^ Кэри 1984 , стр. 6–7.
- ^ Кэри 1984 , стр. 21–22.
- ^ eDIL , s.v. núada, ? núadu, dil.ie/33328 .
- ^ Симек 1996 , с. 26.
- ^ Orel 2003 , pp. 33–34.
- ^ Кук, Артур Бернард (25 марта 1906 г.). «IV. Кельты». Фольклор . Европейский бог неба. 17 (1): 27–71. дои : 10.1080/0015587X.1906.9719720 .
- ^ Миллс, AD (1993). Словарь английских топонимов . Оксфорд. п. 218. ИСБН 0192831313 .
- ^ Грин, Миранда Дж. (2005). Исследование мира друидов . Лондон, Англия: Темза и Гудзон . п. 119. ИСБН 0-500-28571-3 .
- ^ Свифт, Эллен (2003). Аксессуары для римского платья . Принцы Рисборо, Англия: Публикации Шира. п. 10 ff.
- ^ РИБ 306. Проклятие Сенициана
- ^ CIL 07, 00140 = RIB -01, 00306 (301–410 гг. н.э.)
- ^ РИБ 305. Посвящение Марсу Нодонам
- ^ CIL 07, 00138 = RIB-01, 00305 (301–410 гг. н.э.)
- ^ РИБ 307. Посвящение Нуденс Марсу.
- ^ CIL 07, 00139 = RIB-01, 00307 (301–410 гг. Н.э.)
- ^ CIL 07, 00137 = RIB-02-04, 02448,03 (371–400 гг. н.э.)
- ^ РИБ 617. Посвящение Марсу Нодонам
- ^ RIB-01, 00617 = AE 1958, 00095b (71–300 гг. н.э.)
- ^ РИБ 616. Посвящение Марсу Нодонам
- ^ RIB-01, 00616 = AE 1958, 00095a (71–300 гг. н.э.)
- ^ Толкин, Дж. Р. Р. , «Имя Ноденс», Приложение к «Отчету о раскопках доисторического, римского и постримского памятника в Лидни-парке , Глостершир», Отчеты Исследовательского комитета Лондонского общества антикваров , 1932; также в «Исследованиях Толкина: Ежегодный научный обзор» , Vol. 4, 2007 г.
- ^ Лайонс, Мэтью (2004). Туда и обратно: По следам Дж. Р. Р. Толкина . Лондон: Путеводители Кадогана. п. 63. ИСБН 978-1860111396 .
- ^ Армстронг, Хелен (май 1997 г.). «И присмотри за этим гномом». Амон Хен: Бюллетень Общества Толкина (145): 13–14.
- ^ Бауэрс, Джон М. (2019). Потерянный Чосер Толкиена . Издательство Оксфордского университета. стр. 131–132. ISBN 978-0-19-884267-5 .
- ^ Лейбер 2001 , с. 10; Вуд 2022 , стр. 128, 131; Берлесон 1990 , с. 95.
- ^ Вуд 2022 , стр. 128, 132–136.
- ^ Лейбер 2001 , с. 10; Вуд 2022 , стр. 128, 131.
- ^ Берлесон 1990 , с. 95; Вуд 2022 , стр. 129, 132.
- ^ Бергман, Дженни (2011). Значительный Другой: Литературная история эльфов (PDF) . Кардиффский университет (докторская диссертация). п. 201.
Хотя многие имена людей и мест, данные Паолини, взяты из Толкина, он ссылается на другие традиции, относящиеся к эльфам. Иногда к Эрагону обращаются по имени Аргетлам, которое считается «эльфийским словом, которое использовалось для обозначения Всадников». Это означает «серебряная рука». Это слово представляет собой адаптацию ирландского слова «Айргетлам» с тем же значением, используемого в качестве атрибута Нуады, короля Туата Де Дананн.
цитируя МакКиллоп, Джеймс (1998). «Нуада Аиргетлам». Словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета.
Библиография
[ редактировать ]- Олдхаус-Грин, Миранда (2008). «Галло-британские божества и их святыни». В Тодде, Малкольме (ред.). Спутник Римской Британии . Джон Уайли и сыновья . стр. 193–219. ISBN 978-0470998854 .
- Берлесон, Дональд Р. (1990). Лавкрафт: Возмущая Вселенную (Первое изд.). Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8386-3415-Х . JSTOR j.ctt130jf9h . OCLC 22766987 .
- Кэри, Джон (1984). «Нодоны в Британии и Ирландии». Журнал кельтской филологии . 40 (1): 1–22. дои : 10.1515/zcph.1984.40.1.1 . ISSN 0084-5302 . S2CID 161691514 .
- Лейбер, Фриц (2001). «Литературный Коперник» . В Швейцере, Даррелл (ред.). Знакомство с Г.П. Лавкрафтом . Холиконг, Пенсильвания: Wildside Press . стр. 7–16. ISBN 1-58715-470-6 .
- МакКиллоп, Джеймс (2004). Словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-860967-1 .
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл . ISBN 9789004173361 .
- Орел, Владимир Евгеньевич (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл. ISBN 978-90-04-12875-0 .
- Симек, Рудольф (1996). Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 978-0-85991-513-7 .
- Стеркс, Клод (1994). «Nûtons, Lûtons et dieux celtes». Журнал кельтской филологии . 46 (1): 39–79. дои : 10.1515/zcph.1994.46.1.39 . ISSN 0084-5302 . S2CID 160489954 .
- Вагнер, Генрих (1986). «Об этимологии кельтских нодонов, ир. Нуаду, Кимр. Нудд/Ллудд». Журнал кельтской филологии . 41 (1). дои : 10.1515/zcph.1986.41.1.180 . ISSN 0084-5302 . S2CID 164811405 .
- Вуд, Эндрю Пол (август 2022 г.). «Заметка о Ноденсе в мифах Лавкрафта». Ежегодник Лавкрафта (16): 128–144. ISSN 1935-6102 . JSTOR 27204678 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ле Ру, Франсуаза (1963). «Король-бог Нодонс/Нуада». Селтикум . 6 : 425–446.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Nodens, на Викискладе?