Jump to content

узла

Толкин посетил храм Ноденса, место под названием «Гномий холм» и перевел надпись с проклятием на кольцо . Возможно, это вдохновило его гномов , Шахты Мории , кольца и Келебримбора «Серебряную Руку». [1]

* Ноденс или * Нодонс ( реконструированный из дательного падежа Ноденти или Нодонти ) — кельтский бог-целитель, которому поклонялись в Древней Британии . Хотя никаких его физических изображений не сохранилось, вотивные таблички, найденные в святилище в Лидни-парке ( Глостершир ), указывают на его связь с собаками, животными, связанными с символикой исцеления в древности. Божество известно только в одном месте — в Кокерсэнд-Моссе ( Ланкашир ). В большинстве надписей его приравнивали к римскому богу Марсу (как целителю, а не как воину) и связывали в проклятии с Сильваном (богом охоты). [2] [3] Его имя родственно имени более поздних кельтских мифологических фигур, таких как ирландский Нуада и валлийский Нудд . [4] [2] [5]

Филолог « и писатель Дж. Р. Р. Толкин был приглашен для исследования латинской надписи, и ученые отметили несколько вероятных влияний на его фэнтезийные сочинения о Средиземье , в том числе эльфийского кузнеца, создателя Колец власти» , Келебримбора , чье имя, как и эпитет Нуады Аиргетлам означает «Серебряная рука». Ноденс появляется также в работах Артура Мейчена , а также в Лавкрафта » «Мифах Ктулху .

Имя и происхождение

[ редактировать ]

Теоним * Nodens или * Nodons реконструирован или из засвидетельствованного дательного падежа единственного числа Nodenti * Nowdont- Nodonti , который происходит от протокельтской основы . Это родственник (лингвистический родной брат того же происхождения) среднеирландского нуаду и средневаллийского нудда ( превратившегося в ллудд , очевидно, в результате аллитерационной ассимиляции). [4] [2] [5] Ирландские родительные падежи nodot и núada(i)t (возможно, «рука, запястье или рука»). [6] тоже похоже связаны. [4] [7] Это предполагает, что Нодонти был исходной формой, поскольку демонстрирует бэк-вокал кельтского суффикса -ont -. Развитие от -ō- до -ū- в бриттских языках относится к концу III века нашей эры. [4] имя К родственным словам также можно добавить старобретонское Нодент ( современный Нуз ), хотя вокал вызывает фонологические трудности. [8] [9]

Происхождение названия остается неясным, как отмечает ученый Джон Кэри , «по крайней мере, с уверенностью можно сказать, что ни одна предложенная до сих пор этимология не может быть принята с полной уверенностью». [4] Валлийское существительное nudd означает «туман, дымка, туман», и как Lludd , так и Nuadu связаны с эпитетом «серебряная рука/рука», что может привести к предположительной протокельтской основе * Snowdo- ('туман , дымка'), от праиндоевропейского * snewd час - ('туман, облако'; ср. лат. nūbēs 'облака'), [4] [5] возможно, это также засвидетельствовано в ирландском снуаде («внешний вид, цвет»). [4] Однако звуковой сдвиг sn- > n- , по-видимому, не засвидетельствован где-либо еще в галльском языке (хотя - sn ->- n- известен) и остается труднообоснованным в прото-бриттском языке (изменение звука должно было произойти позже, чем надписи). [4] Ученые также связали кельтские имена с основой * néud- (ср. гот. niutan «ловить, достигать, приобретать» и nuta «ловец, рыбак», литовское naudà «собственность»), связывая *Nowdont- с рыболовством (и возможно охотничьи) мотивы останков Лиднея и серебряные руки Нуаду и Ллудда. [4] [7] Однако эта основа остается незасвидетельствованной где-либо еще в кельтском языке и, возможно, берет свое начало из доиндоевропейского языка . [4] [10] Третья альтернатива — это протоиндоевропейская основа * neh 2 u - t- (ср. гот. nauþs «нужда, принуждение, бедствие», древнепрусское nautin «нужда»), которую можно найти в протокельтском * nāwito. - («нужда»; ср. древнеирландское neóit , средневаллийское neued ), хотя лингвист Ранко Матасович считает, что это отношение «формально довольно сложно» объяснить. [5]

Сын Нудда Гвин (правитель валлийского Потустороннего мира ), его имя означает «белый», является точным родственником ирландского имени Финн , который описывается как правнук Нуаду мак Ачи ( Финн мак Умайл ) или Нуаду Нехт (Финн) Файл). [11] Хотя происхождение этой ассоциации по-прежнему трудно объяснить, Кэри пишет, что Нодонса можно рассматривать как «бога многогранного, но последовательного характера: сияющего королевского воина, управляющего хаотикой в ​​природе, обществе и потустороннем мире (вода, война, дьяволы Аннуна )». [12] С этой точки зрения, среднеирландское нуада , нуаду («герой, чемпион, король [поэтический]?») [13] можно интерпретировать как эвгемеризованное имя кельтского божества, [5] со семантическим сдвигом , сравнимым с предполагаемым для протогерманского *balþaz > *Balðraz («белый, сияющий» > «сильный, храбрый, смелый» > «герой, принц»; ср. древнескандинавское Baldr «храбрый, дерзкий, господин, принц» и древнеанглийское Bældæg «сияющий день»). [14] [15]

По мнению Артура Бернарда Кука (1906), топоним « Лидни » происходит от древнеанглийского * Lydan-eġ , « Остров Ллудда », что может связывать его с Ноденсом. [16] Однако альтернативные этимологии Лиднея предлагаются и в других источниках. А. Д. Миллс предлагает «остров или речной луг моряка или человека по имени * Лида», ссылаясь на формы «Лиденег» ок. 853 и «Леденеи» из Книги судного дня 1086 года . [17]

Комплекс Лидни Парк

[ редактировать ]
Баня в Лидни-Парк храмовом комплексе

Храмовый комплекс в Лидни-парке , расположенный на крутом обрыве с видом на устье реки Северн , имеет прямоугольную форму размером 72 на 54 м (236 на 177 футов), с центральной целлой размером 29 на 49,5 м (31,7 на 54,1 ярда) и северо-западный конец разделен на три камеры глубиной 6,3 м. Это внушительное романо-кельтское храмовое здание было интерпретировано как инкубаторий или общежитие для больных паломников , где они могли спать и испытывать видение божественного присутствия во сне. Возможно, это место было выбрано потому, что отсюда открывался прекрасный вид на реку Северн недалеко от того места, где начинается река Северн . Его положение внутри более раннего железного века городища также может иметь значение. [18]

Храмовый комплекс был впервые раскопан Чарльзом Батерстом в 1805 году, а затем повторен в 1928–1929 годах сэром Мортимером Уилером и Тессой Уиллер , которые подготовили обширный отчет о находках на этом месте. [4] Хотя никаких антропоморфных изображений божества обнаружено не было, на этом месте была найдена дюжина фигурок собак, предположительно оставленных в святилище в качестве подношений паломниками из-за целительной символики, связанной с собаками. Поскольку одна из этих фигурок имеет человеческое лицо, возможно, само божество могло восприниматься как принявшее форму животного. Бронзовая рука с ногтями в форме ложки, характерными для человека, страдающего дефицитом железа, еще раз свидетельствует о целебных свойствах Ноденса. Находки на стоянке включают бронзовые рельефы с изображением морского божества, рыбаков и тритонов, бронзовую доску с изображением женщины, около 320 значков, около 300 браслетов, [а] и более 8000 монет. Также присутствовали штампы окулистов, которыми маркировались палочки глазной мази, подобные тем, что использовались в галло-римских лечебных святилищах в древности. Божество также ассоциировалось с водными и солнечными образами, как и другие лечебные святыни Римской Галлии. [3]

Было обнаружено несколько надписей Ноденсу, одна из которых на свинцовой табличке с проклятиями гласила:

Дево Ноденти Сильвиан потерял кольцо и отдал половину доли Ноденти, среди которого имя Сенициани не позволяет исцелиться, пока ты не дотерпишь до храма [Но]дентиса.

Редивива

Богу Ноденсу: Сильвиан потерял свое кольцо и отдал половину (его стоимости) Ноденсу. Среди тех, кого называют Сеницианом, не допускайте здоровья, пока он не принесет его в храм Ноденса.

(Это проклятие) снова вступает в силу. [20] [21]

Другие надписи отождествляют Ноденса в различных вариантах написания с римским богом Марсом :

D(eo) M(arti) Нодонти Флавий Blandinus Armatura v(otum) s(forvit) l(going) m(erito) Богу Марсу Нодонсу свой обет Флавий Бландин, инструктор по оружию, с радостью и заслуженно исполнил. [22] [23]
Пектил дал обет, который он обещал богу Накиду М(арти). Пектиллус принес богу Нуденсу Марсу обещанное им вотивное подношение. [24] [25]
Д(ео) М(арти) Н(оденти) Т(итус) Флавий Сенилис пр(предположен) религии? Богу Марсу Ноденсу Тит Флавий Сенилис, руководитель культа, возложил (эту мозаику) из подношений с помощью переводчика Викторина [26]

Кокерсэнд Мосс

[ редактировать ]

Серебряная статуэтка, найденная в Кокерсанд-Мосс, Ланкашир , в 1718 году, но ныне утерянная, имела надпись на основании, которая гласила:

D(eo) M(arti) N(odonti) Lucianus coleg(ae) Aprili Viatoris v(otum) s(forvit) Перед богом Марсом Нодонсом Луциан выполнил обет своего коллеги Априлия Виатора. [27] [28]

Другой читает:

Богу Марти Нодонту Аврелию... Богу Марсу Нодонсу Аврелий ...цинус (установил) эту статуэтку. [29] [30]

Мифологические параллели

[ редактировать ]

Нуада Аиргетлам был первым королем Туата Де Дананн , который был дисквалифицирован с королевского сана после потери руки (или руки) в бою, но восстановлен после того, как врач Дайан Кехт и мастер Крейдне подарили ему работающую серебряную руку (получив эпитет Airgetlám , «серебряная рука»), а позже — эпитет из плоти и крови, написанный сыном Диана Кехта Миахом .

Легендарный валлийский герой Надд появляется в «Триадах» как один из трёх самых щедрых людей Уэльса вместе со своими двумя двоюродными братьями, Риддерхом Хаэлем и Мордафом Хаэлем . Два его сына известны как Эдерн ап Нудд и Гвин ап Нудд . Нудда также можно называть Ллуддом , и он, кажется, связан с другими фигурами с тем же именем, такими как сын Бели Мавра в Кифранке Ллудде а Ллефелисе . [2]

Наследие

[ редактировать ]
меня празднуютКольца силыГном (Средиземье)Нуада АиргетламузлаЛидни ПаркCommons:Файл:Влияние Храма Ноденса на Tolkien.svg
Карта изображений с кликабельными ссылками. Очевидное влияние археологических и филологических работ в храме Ноденса Толкина Средиземья на легендариум [1]

Дж. Р. Р. Толкин , приглашенный исследовать латинскую надпись в Лидни-парке, проследил Ноденса до ирландского героя Нуады Аиргетлама , «Нуады Серебряной Длани». [31] Ученый-Толкиен Том Шиппи считал, что это «ключевое» влияние на изобретение Толкином Средиземья , сочетающее в себе бога-героя, кольцо, гномов и серебряную руку. [1] Мэтью Лайонс отмечает «хоббитский внешний вид шахтных отверстий [Карликового холма]» и что Толкин, по словам куратора Лиднея Сильвии Джонс, чрезвычайно интересовался фольклором холма во время своего пребывания там. [1] [32] Хелен Армстронг заметила, что это место, возможно, вдохновило Толкиена на создание «Келебримбора и падших королевств Мории и Эрегиона ». [1] [33] Имя эльфийского кузнеца Келебримбора из Эрегиона , который выковал Кольца Власти в «Сильмариллионе , означает «Серебряная рука» на изобретенном Толкином эльфийском языке Синдарин » . Считается, что Гномий холм с его многочисленными шахтами повлиял на Одинокую гору в «Хоббите» и Шахты Мории во «Властелине колец» . [34]

Лавкрафт

[ редактировать ]

Ноденс появляется как божество в « Лавкрафта » Мифах Ктулху . [35] Его внешний вид и действия были основаны на смеси кельтской мифологии , римской мифологии и внешности божества в Артура Мейчена » «Великом боге Пане . [36] Ноденс впервые появился в новелле Лавкрафта 1926 года «Поиски во сне неизвестного Кадата» , где он — «архаичный» бог, которому служат ночные призраки . Он изображен несколько доброжелательным и противостоящим пугающему Ньярлатхотепу . [37] Ноденс снова появляется в рассказе Лавкрафта « Странный высокий дом в тумане », также написанном в 1926 году. Когда главный герой, Томас Олни, входит в одноименный дом, он видит «первобытного Ноденса, Повелителя Великой Бездны», едущего в большом раковина, которую несут дельфины. [38]

В » Кристофера Паолини « Эрагоне «Аргетлам» (буквально: серебряная рука) — это другое название gedwëy ignasia (буквально: «сияющая ладонь» в вымышленном «Древнем языке», созданном Паолини для сериала. Оно адаптировано из ирландского языка). слово Аиргетлам . [39]

  1. ^ Фактически, более 270 браслетов, и многие другие предположительно находятся в частной собственности. Поскольку находки свидетельствовали о металлообработке в Лидни, можно предположить, что браслеты были изготовлены на месте. [19]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Гнев, Дон Н. (2013) [2007]. «Отчет о раскопках доисторического, римского и постримского памятника в Лидни-парке, Глостершир». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 563–564. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д МакКиллоп 2004 , Сент- Нодонс , Нудд и Нуаду Аиргетлам .
  3. ^ Перейти обратно: а б Олдхаус-Грин 2008 , стр. 208–210.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кэри 1984 , стр. 2–3.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Матасович 2009 , стр. 350.
  6. ^ eDIL , s.v. ? núada(i)t, dil.ie/33330 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Вагнер 1986 , стр. 180–181.
  8. ^ Кэри 1984 , стр. 13–14.
  9. ^ Стеркс 1994 , с. 40.
  10. ^ Вагнер 1986 , с. 186.
  11. ^ Кэри 1984 , стр. 6–7.
  12. ^ Кэри 1984 , стр. 21–22.
  13. ^ eDIL , s.v. núada, ? núadu, dil.ie/33328 .
  14. ^ Симек 1996 , с. 26.
  15. ^ Orel 2003 , pp. 33–34.
  16. ^ Кук, Артур Бернард (25 марта 1906 г.). «IV. Кельты». Фольклор . Европейский бог неба. 17 (1): 27–71. дои : 10.1080/0015587X.1906.9719720 .
  17. ^ Миллс, AD (1993). Словарь английских топонимов . Оксфорд. п. 218. ИСБН  0192831313 .
  18. ^ Грин, Миранда Дж. (2005). Исследование мира друидов . Лондон, Англия: Темза и Гудзон . п. 119. ИСБН  0-500-28571-3 .
  19. ^ Свифт, Эллен (2003). Аксессуары для римского платья . Принцы Рисборо, Англия: Публикации Шира. п. 10 ff.
  20. ^ РИБ 306. Проклятие Сенициана
  21. ^ CIL 07, 00140 = RIB -01, 00306 (301–410 гг. н.э.)
  22. ^ РИБ 305. Посвящение Марсу Нодонам
  23. ^ CIL 07, 00138 = RIB-01, 00305 (301–410 гг. н.э.)
  24. ^ РИБ 307. Посвящение Нуденс Марсу.
  25. ^ CIL 07, 00139 = RIB-01, 00307 (301–410 гг. Н.э.)
  26. ^ CIL 07, 00137 = RIB-02-04, 02448,03 (371–400 гг. н.э.)
  27. ^ РИБ 617. Посвящение Марсу Нодонам
  28. ^ RIB-01, 00617 = AE 1958, 00095b (71–300 гг. н.э.)
  29. ^ РИБ 616. Посвящение Марсу Нодонам
  30. ^ RIB-01, 00616 = AE 1958, 00095a (71–300 гг. н.э.)
  31. ^ Толкин, Дж. Р. Р. , «Имя Ноденс», Приложение к «Отчету о раскопках доисторического, римского и постримского памятника в Лидни-парке , Глостершир», Отчеты Исследовательского комитета Лондонского общества антикваров , 1932; также в «Исследованиях Толкина: Ежегодный научный обзор» , Vol. 4, 2007 г.
  32. ^ Лайонс, Мэтью (2004). Туда и обратно: По следам Дж. Р. Р. Толкина . Лондон: Путеводители Кадогана. п. 63. ИСБН  978-1860111396 .
  33. ^ Армстронг, Хелен (май 1997 г.). «И присмотри за этим гномом». Амон Хен: Бюллетень Общества Толкина (145): 13–14.
  34. ^ Бауэрс, Джон М. (2019). Потерянный Чосер Толкиена . Издательство Оксфордского университета. стр. 131–132. ISBN  978-0-19-884267-5 .
  35. ^ Лейбер 2001 , с. 10; Вуд 2022 , стр. 128, 131; Берлесон 1990 , с. 95.
  36. ^ Вуд 2022 , стр. 128, 132–136.
  37. ^ Лейбер 2001 , с. 10; Вуд 2022 , стр. 128, 131.
  38. ^ Берлесон 1990 , с. 95; Вуд 2022 , стр. 129, 132.
  39. ^ Бергман, Дженни (2011). Значительный Другой: Литературная история эльфов (PDF) . Кардиффский университет (докторская диссертация). п. 201. Хотя многие имена людей и мест, данные Паолини, взяты из Толкина, он ссылается на другие традиции, относящиеся к эльфам. Иногда к Эрагону обращаются по имени Аргетлам, которое считается «эльфийским словом, которое использовалось для обозначения Всадников». Это означает «серебряная рука». Это слово представляет собой адаптацию ирландского слова «Айргетлам» с тем же значением, используемого в качестве атрибута Нуады, короля Туата Де Дананн. цитируя МакКиллоп, Джеймс (1998). «Нуада Аиргетлам». Словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ле Ру, Франсуаза (1963). «Король-бог Нодонс/Нуада». Селтикум . 6 : 425–446.
[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с Nodens, на Викискладе?
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f64a469421eee9ae75819e42db56f050__1694979300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/50/f64a469421eee9ae75819e42db56f050.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nodens - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)