Jump to content

Сулис

Сулис
Богиня исцеления, воды, горячих источников и проклятий.
Главный культовый центр Ванна
Эквиваленты
Римский эквивалент Минерва

Позолоченная бронзовая голова культовой статуи Сулиса Минервы из храма в Бате, найденной на Столл-стрит в 1727 году и ныне выставленной в Римских банях (Банне) .

В локализованном кельтском политеизме, практиковавшемся в Великобритании, Сулис был божеством, поклонялись у термального источника Бата которому . поклонялись ей Римско-британцы как Сулис Минерве , чьи обетные предметы и свинцовые таблички с надписями позволяют предположить, что она была задумана как питательная, животворящая богиня-мать , так и как эффективный агент проклятий , вызываемых ее почитателями . [1]

Этимология имени

[ редактировать ]

Точное значение имени Сулис было предметом споров, но лингвисты пришли к единому мнению, что это имя súil ( родственно древнеирландскому « глаз, зрение»). [2] [3] [4]

общий протокельтский корень *sūli- , связанный с различными индоевропейскими словами, обозначающими «солнце» (ср. гомеровский греческий ἡέλιος, санскритский suryah , от c *suh 2 lio- ), Также был предложен [2] хотя в британских терминах, обозначающих «солнце» ( старобретонский houl , староваллийский heul ), имеется дифтонг , которого нет в Сулисе , и они не засвидетельствованы как женская форма или с -i- изгибом . [3] Пьер-Ив Ламбер приводит доводы в пользу протокельтской формы *su-wli- , состоящей из префикса su- («хороший»), присоединенного к кельтской глагольной теме *wel- («видеть»). [2]

Средневековое валлийское личное имя Сульген (< Сулиен ; «рожденный от Сулиса») и бретонское личное имя Сул , носившееся местным святым, также связаны между собой. [3]

Культ в Бате

[ редактировать ]

Сулис была местной богиней термальных источников, которые до сих пор питают гидромассажные ванны в Бате , которые римляне называли Aquae Sulis («воды Сулиса»). [5] Сулис, вероятно, почитался как божество-целитель, чьи священные горячие источники могли излечить физические или духовные страдания и болезни. [6] По мнению ученого Миранды Грин, культ Сулиса в Бате действовал до середины четвертого века нашей эры. [7] Ее имя в первую очередь появляется в надписях, обнаруженных на обширной территории храма ей в Бате, и только один экземпляр за пределами Великобритании в Альцае , Германия . [8] [9]

Вид сверху на Большую баню римских бань в Бате.

Несколько древних дополнений к алтарю римского храма в Бате позволяют предположить, что жертвоприношения там были основной частью поклонения богине. [10] Открытая площадка вокруг алтаря , возможно, использовалась для шествий и публичных подношений мяса и жидкостей. [10] Большая часть находок у источника состоит из монет и табличек с проклятиями более 12 500 римских монет и 18 кельтских монет . (см. раздел «Таблицы с надписями» далее), при этом в резервуаре было найдено [10] Кроме того, были обнаружены предметы, которые, вероятно, были частными подношениями, такие как ювелирные изделия, драгоценные камни, тарелки, чаши, предметы военного назначения, деревянные и кожаные предметы. [10]

Оловянные сосуды, найденные в родниковом резервуаре, привели некоторых ученых к выводу, что физический контакт с водой мог иметь важное значение для передачи целебных свойств, поскольку эти сосуды использовались для обливания водой тел посетителей. [11]

Судя по погребальным надписям, обнаруженным на этом месте, можно предположить, что среди посетителей священных источников могли быть отставные солдаты, солдаты, выступающие в качестве туристов, и/или солдаты, ищущие облегчения от травм или болезней. [12] Чтобы позволить себе надписи, те, кто записывал свое посещение с помощью алтарей или надгробий, вероятно, имели более высокий статус. [12]

Храм Сулис Минервы был известен тем, что в огне алтаря вместо дров сжигался уголь. [13] Этот уголь приносили рабы, которые также помогали в уборке и подаче культовых блюд. [13]

Позолоченная бронзовая культовая статуя Сулиса Минервы «похоже, была намеренно повреждена» где-то в поздней античности , возможно, варварскими налетчиками, христианскими фанатиками или какими-то другими силами. [14]

Таблички с надписью

[ редактировать ]

Около 130 табличек с проклятиями , в основном адресованных Сулису, были найдены в священном источнике римских бань в Бате. [15] Обычно текст на табличках, предложенных Сулису, касается кражи; например, небольших сумм денег или одежды из бани. »), очевидно Судя по используемому локализованному стилю латыни (« британская латынь , что значительная часть табличек принадлежала коренному населению. [16] Таблички, написанные шаблонным, часто юридическим языком, призывают богиню Сулис наказать известных или неизвестных виновников преступления до тех пор, пока не будет произведено возмещение ущерба. Сулиса обычно просят нанести ущерб физическому и психическому благополучию преступника, лишая его сна, вызывая прекращение нормальных функций организма, или даже приводя к смерти. Эти страдания должны прекратиться только тогда, когда имущество будет возвращено владельцу или распоряжено им по своему желанию, часто путем посвящения его богине. [17] Одно сообщение, найденное на табличке в храме в Бате (после расшифровки), гласит: «Доцимедис потерял две перчатки и просит, чтобы ответственный за это вор лишился рассудка [ sic ] и глаз в храме богини». [18]

Латинская эпитафия Гая Кальпурния, священника Сулиса в Бате, который умер в возрасте 75 лет и был отмечен его женой, вольноотпущенницей. [19]

Таблички часто были написаны кодом, путем написания букв или слов задом наперед; Порядок слов может быть обратным, а строки могут писаться в чередующихся направлениях: слева направо, а затем справа налево ( бустрофедон ). Хотя большинство текстов из Римской Британии написаны на латыни, два найденных здесь письма, написанные на оловянных листах, написаны на неизвестном языке, который может быть бритонским . Если бы это было так, то это были бы единственные когда-либо найденные примеры письменности на этом языке. [20]

Единственная датированная табличка в коллекции - табличка Бата 94, хотя рядом с днем ​​и месяцем не указан год. [21] Однако об этом можно сделать путем сравнения с почерком, использованным на других табличках, которые варьируются от «старого римского курсива» второго и третьего веков нашей эры до «нового римского курсива» четвертого века нашей эры. [21] Как утверждает Томлин в своей публикации 2020 года, это свидетельствует о популярности надписей и, следовательно, о вероятной вере в их эффективность на протяжении как минимум двух столетий. [21]

Синкретизм с Минервой

[ редактировать ]

В Бате римский храм был посвящен Сулис Минерве как главному божеству храмового курорта. Вполне вероятно, что преданность Сулису существовала в Бате до римского присутствия в этом районе со стороны местного кельтского племени Добунни , которое, возможно, верило, что Сулис обладает целебными свойствами. [22] Доримское присутствие Сулиса также было подтверждено обнаружением восемнадцати монет кельтского железного века на самых нижних уровнях этого места, как задокументировано Барри Канлиффом в 1988 году. [23] Это одна из причин, по которой Сулис назван первым в синкретическом Сулис Минерва. [24] Благодаря римскому синкрезису Минервы более поздние мифографы пришли к выводу, что Сулис также была богиней мудрости и решений.

Из 17 посвятительных алтарей и оснований, найденных в римском храме в Бате, 9 вызывают Сулис Минерву через ее одно- или двойное имя. [25] В частности, в Крестовой бане найдены два алтаря (RIB 146). [26] и горячая ванна (RIB 150) [27] сайты соответственно, на которых «Сулис Минерва» указана полностью. [25] На алтаре, найденном в Горячей бане, написано: «Богине Сулис Минерве Сулинус, сын Матуруса, охотно и заслуженно исполнивший свой обет» (RIB 150). [27]

Алтарь из Горячей ванны, на котором написано: «Богине Сулис Минерве Сулинус, сын Матура, охотно и заслуженно исполнивший свой обет».

Сулис была не единственной богиней, проявлявшей синкретизм с Минервой . Имя Сенуа появляется на вотивных табличках с изображением Минервы. [ нужна ссылка ] в то время как Бриганция также разделяет многие черты, связанные с Минервой. Отождествление Марс нескольких кельтских богов с одним и тем же римским богом не является чем-то необычным (и , и Меркурий сочетались с множеством кельтских имен). С другой стороны, кельтские богини были склонны сопротивляться синкретизму; Сулис Минерва — одна из немногих засвидетельствованных пар кельтской богини и ее римского аналога. [ нужна ссылка ]

Посвящения « Минерве » распространены как в Великобритании , так и в континентальной Европе , чаще всего без какого-либо кельтского эпитета или интерпретации (ср. с Белисамой , за одним исключением).

Солнечная богиня

[ редактировать ]

На основании этимологии ее имени, а также некоторых других характеристик, таких как связь со зрением, гражданским законом и эпитетами, относящимися к свету, Сулис интерпретировалась как солнечное божество , по крайней мере, в доримские времена. [ нужна ссылка ] Некоторые исследователи также предполагают, что она была де-факто кельтским солнечным божеством, а связанное с ней Сулевия и подобные имена являются свидетельствами богини в других местах. [28] [29]

Современное поклонение

[ редактировать ]

Сулис имеет ряд современных поклонников среди викканских и языческих общин. [30] По состоянию на 1998 год некоторые люди все еще оставляли подношения в водах римских бань. [30]

Сулис в искусстве и эпиграфике

[ редактировать ]

Голова Сулис Минервы

[ редактировать ]

В 1727 году в Бате была обнаружена позолоченная бронзовая голова богини Сулис Минервы (см. вверху справа), которая, вероятно, принадлежала культовой статуе, стоявшей внутри ее храма, рядом со священным источником. [31] Вполне возможно, что эта статуя располагалась напротив храмового двора от жертвенного алтаря. [31] Статуя может быть продуктом фундамента римского памятника, датируемого концом первого века нашей эры. [31] Есть только две другие известные находки из позолоченной бронзы из Римской Британии. [31]

Фронтон храма и голова Горгоны

[ редактировать ]

Обнаруженный в 1790 году фронтон храма Сулис Минервы украшен большой головой Горгоны в центре. [32] Вероятно, он был вырезан в первом веке нашей эры мастерами из северной Галлии . [33] Первоначально фронтон имел высоту пятнадцать метров и поддерживался четырьмя рифлеными колоннами. [32] На фронтоне также имеется несколько сопутствующих изображений, таких как Тритоны (полурыбы-получеловеки-слуги Нептуна), лицевой шлем в форме головы дельфина, маленькая сова и женщины-Победы, стоящие на глобусах. [32]

Фронтон храма Сулис Минервы в Бате

Одна из интерпретаций центрального изображения, давшая название произведению, заключается в том, что голова представляет собой мифическую Горгону . [34] Согласно греческой мифологии, герой Персей убил Горгону и отдал голову Афине , которая носила ее на своем нагруднике. Таким образом, Музей римских бань предполагает возможную связь Горгоны с богиней Сулис Минервой (Минерва является римским эквивалентом греческой Афины). [34] Хотя Горгона на фронтоне — мужчина, а мифическая Горгона — женщина, было высказано предположение, что изображение фронтона было изменено, чтобы отразить сочетание кельтского и классического стилей. [34]

Другая интерпретация состоит в том, что центральная голова отражает бога воды из-за сходства с другими богами воды из Британии. Например, Музей римских бань указывает на серебряное блюдо из Минденхолла с изображением бога Океана. [35]

Серебряное блюдо с изображением бога Океана из сокровищ Милденхолла, найденных в Саффолке, Англия, в 1942 или 1943 году.

В статье 2016 года Элери Х. Казинс утверждала, что большая часть изображений на фронтоне может быть связана с имперской иконографией, включая Победы, дубовый венок и звезду на его вершине. [36] Кроме того, Казинс выделил другие примеры подобных архитектурных особенностей первого и второго веков, в частности изображения Горгоны, найденные в Галлии и Испании, чтобы предположить, что Форум Августа в Риме использовался в качестве общего архетипа. [36] По мнению Казинса, фронтон и его изображения не просто «римские» или «кельтские», но являются результатом смешения стилей и концепций «от местных до общеимперских». [36]

Основание статуи в виде алтаря

[ редактировать ]

Основание статуи, похожее на алтарь, было найдено на тротуаре возле ступеней Храма Сулис Минервы. [37] В основании написано: «Богине Сулиде Луций Марций Мемор, прорицатель, подарил (это)» (RIB III, 3049). [38] Это единственный известный случай гаруспика , или профессионального прорицателя, который интерпретировал внутренности принесенных в жертву животных из Британии. [38] В оригинальной надписи использовалась аббревиатура «HAR», чтобы отличить Мемора как гаруспик , но, похоже, позже были добавлены буквы «VSP». [37] Возможно, это была попытка прояснить его позицию как нечто большее, чем просто неформального «предсказателя», и предполагает, что Мемор, возможно, не был связан с самим храмом, а, скорее, был приезжим членом администрации губернатора. [38]

Надгробие, похожее на алтарь

[ редактировать ]

Это надгробие, напоминающее алтарь (см. вверху слева), было найдено рядом с двумя урнами для погребения недалеко от города Бат. [39] в приходе Батвик, в 800 метрах к северо-востоку от римских бань. [40] Надгробие гласит: «Духам усопших; Гай Кальпурний Рецепт, жрец богини Сулис, прожил 75 лет; Кальпурния Трифоса, его вольноотпущенница (и) жена, устроила это» (RIB 155). [40] Имя вдовы Рецепта, Трифоса, греческое и означает «Роскошный», и, вероятно, это было ее настоящее имя, когда она была рабыней, до того, как она была освобождена и вышла замуж за своего бывшего владельца, священника Рецепта. [39]

Сулис в современной литературе

[ редактировать ]

Сулис привлек внимание множества писателей и рассказчиков. [41]

Сулис и римские бани были переосмыслены в следующих произведениях исторической фантастики:

  • Воды Сула (1989) – Мойра Калдекотт
  • Секрет Флавии (2008) - Линдси Таунсенд
  • Корона желудей (2010) – Кэтрин Фишер
  • Создатель проклятий (2011) – Келли Стэнли
  • Memento Mori: Криминальный роман Римской империи (2018) – Рут Дауни
  • Зловещие книготорговцы Бата (2023) - Гарт Никс

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джойс Рейнольдс и Теренс Волк, «Обзор: Дары, проклятия, культ и общество в Бате», обзор Храма Сулис Минервы в Бате : том. 2 Находки из Священного источника , Британия 21 (1990:379-391).
  2. ^ Jump up to: а б с Деламар 2003 , с. 287.
  3. ^ Jump up to: а б с Ламберт 2008 , с. 90.
  4. ^ Заир, Николас (2012). Рефлексы протоиндоевропейской гортани в кельтском языке . Брилл. п. 120.
  5. ^ Стандартное введение в археологию и архитектурную реконструкцию святилища с его классическим храмом, поднятым на подиуме в центре, и монументальными ваннами со священным источником между ними, - Барри Канлифф , изд. Римская баня (издательство Оксфордского университета), 1969.
  6. ^ Олдхаус-Грин, Миранда (2007). «Галло-британские божества и их святыни». В Тодде, Малкольме (ред.). Спутник Римской Британии . Оксфорд: Джон Уайли и сыновья. стр. 200, 204–205. ISBN  978-0-470-99885-4 . OCLC   437157439 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
  7. ^ Грин, Миранда (1996). «Кельтская богиня как целительница». В Биллингтоне, Сандра; Грин, Миранда (ред.). Концепция Богини . Лондон: Рутледж. стр. 33–35. ISBN  0-203-45638-6 . OCLC   51912602 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
  8. ^ CIL XIII, 6266 , Альцай (Алтиайя, римская провинция Верхняя Германия): Деа (е) Сул (i) / Аттоний / Лукану [s]
  9. ^ Майер, Бернхард, 1963- (1997). Словарь кельтской религии и культуры . Вудбридж, Саффолк: Boydell Press. ISBN  0-85115-698-3 . OCLC   36074567 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 7 января 2021 г. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  10. ^ Jump up to: а б с д Ревелл, Луиза (2007). «Религия и ритуалы в западных провинциях» . Греция и Рим . 54 (2): 218–219. дои : 10.1017/S0017383507000162 . ISSN   0017-3835 . JSTOR   20204190 . S2CID   161820409 .
  11. ^ Олдхаус-Грин, Миранда (2007). «Галло-британские божества и их святыни». В Тодде, Малкольме (ред.). Спутник Римской Британии . Оксфорд: Джон Уайли и сыновья. стр. 200, 204–205. ISBN  978-0-470-99885-4 . OCLC   437157439 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б Олдхаус-Грин, Миранда (2007). «Галло-британские божества и их святыни». В Тодде, Малкольме (ред.). Спутник Римской Британии . Оксфорд: Джон Уайли и сыновья. стр. 200, 204–205. ISBN  978-0-470-99885-4 . OCLC   437157439 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
  13. ^ Jump up to: а б Хениг, Мартин (1984). Религия в римской Британии . Лондон: Бэтсфорд. стр. 122–123, 146. ISBN.  0-7134-1220-8 . ОСЛК   10837278 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
  14. ^ «Официальный веб-сайт музея римских бань в городе Бат» . Архивировано из оригинала 15 августа 2010 года . Проверено 31 марта 2009 г.
  15. ^ Уилсон, Роджер (1988). Путеводитель по римским останкам в Британии . Констебль. п. 109. ИСБН  0094686807 .
  16. ^ Адамс, Дж. Н. (1992). «Британская латынь: текст, интерпретация и язык таблеток с проклятиями для ванны». Британия . 93 . Издательство Кембриджского университета: 1–26. дои : 10.2307/526102 . JSTOR   526102 . S2CID   163388305 .
  17. ^ См. Фэган, Гаррет Г. (2002). Публичное купание в римском мире . Издательство Мичиганского университета. п. 37. ИСБН  0472088653 . , Гейгер, Джон Г. (1999). Таблички с проклятиями и связывающие заклинания из древнего мира . Издательство Оксфордского университета. стр. 194–195. ISBN  0195134826 .
  18. ^ Томлин, Роджер (1988). Tabellae Sulis: римские таблички из олова и свинца с надписями из священного источника в Бате . Комитет Оксфордского университета по археологии. стр. 114–115. ISBN  0947816003 .
  19. ^ CIL VII, 53 = РИБ 155.
  20. ^ Томлин, Роджер (1987). «Был ли когда-нибудь древний британский кельтский письменный язык?». Бюллетень Совета кельтских исследований (34). Уэльский университет: 18–35. ISSN   0142-3363 .
  21. ^ Jump up to: а б с Томлин, RSO (2020). БРИТАНИЯ РОМАНА: Римские надписи и римская Британия . Оксфорд, Великобритания: OXBOW Books. п. 335. ИСБН  978-1-78925-548-5 . OCLC   1143479195 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 21 февраля 2021 г.
  22. ^ Коэн, Пол; Коэн, Бренда (2000). «Музей римских бань в Бате, Англия» . Журнал преподавания естественных наук в колледже . 29 (4): 285–286. ISSN   0047-231X . JSTOR   42990285 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
  23. ^ Грин, Миранда (1996). «Кельтская богиня как целительница». В Биллингтоне, Сандра; Грин, Миранда (ред.). Концепция Богини . Лондон: Рутледж. стр. 33–35. ISBN  0-203-45638-6 . OCLC   51912602 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
  24. ^ Грин, Миранда Дж. (Миранда Джейн), 1947- (2004). Боги кельтов (Новый пбк. изд.). Страуд: Саттон. ISBN  0-7509-3479-4 . OCLC   56611355 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 7 января 2021 г. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  25. ^ Jump up to: а б Ревелл, Луиза (2007). «Религия и ритуалы в западных провинциях» . Греция и Рим . 54 (2): 218–219. дои : 10.1017/S0017383507000162 . ISSN   0017-3835 . JSTOR   20204190 . S2CID   161820409 .
  26. ^ «РИБ 146. Алтарь, посвященный Сулисе Минерве и божествам императоров | Римские надписи Британии» . romaninscriptionsofbritain.org . Архивировано из оригинала 16 января 2021 года . Проверено 28 февраля 2021 г.
  27. ^ Jump up to: а б «РИБ 150. Алтарь, посвященный Сулис Минерве | Римские надписи Британии» . romaninscriptionsofbritain.org . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 28 февраля 2021 г.
  28. ^ Патрисия Монаган , Энциклопедия кельтской мифологии и фольклора , стр. 433.
  29. ^ Котч, Джон Т., Кельтская культура: Абердинский бревиарий-кельтизм , страница 1636.
  30. ^ Jump up to: а б Мэрион Боуман (1998). «Вера, легенда и восприятие священного в современной бане». Фольклор . 109 (1–2): 28. дои : 10.1080/0015587X.1998.9715958 .
  31. ^ Jump up to: а б с д «Ключевые объекты коллекции» . Римские бани . 24 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 15 марта 2021 г.
  32. ^ Jump up to: а б с «Ключевые объекты коллекции» . Римские бани . 24 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 15 марта 2021 г.
  33. ^ Казинс, Элери Х. (2016). «Имперский образ: Банная Горгона в контексте» . Британия . 47 : 99–118. дои : 10.1017/S0068113X16000131 . ISSN   0068-113X . JSTOR   44336599 . S2CID   191391802 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 13 апреля 2021 г. - через JSTOR.
  34. ^ Jump up to: а б с «Ключевые объекты коллекции» . Римские бани . 24 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 15 марта 2021 г.
  35. ^ «Ключевые объекты коллекции» . Римские бани . 24 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 15 марта 2021 г.
  36. ^ Jump up to: а б с Казинс, Элери Х. (2016). «Имперский образ: Банная Горгона в контексте» . Британия . 47 : 99–118. дои : 10.1017/S0068113X16000131 . ISSN   0068-113X . JSTOR   44336599 . S2CID   191391802 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 13 апреля 2021 г. - через JSTOR.
  37. ^ Jump up to: а б Томлин, RSO (2020). БРИТАНИЯ РОМАНА: Римские надписи и римская Британия . Оксфорд, Великобритания: OXBOW Books. стр. 331, 335. ISBN.  978-1-78925-548-5 . OCLC   1143479195 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 21 февраля 2021 г.
  38. ^ Jump up to: а б с «RIB 3049. Посвящение Сулисе Минерве | Римские надписи Британии» . romaninscriptionsofbritain.org . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 22 марта 2021 г.
  39. ^ Jump up to: а б Томлин, RSO (2020). БРИТАНИЯ РОМАНА: Римские надписи и римская Британия . Оксфорд, Великобритания: OXBOW Books. стр. 331, 335. ISBN.  978-1-78925-548-5 . OCLC   1143479195 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 21 февраля 2021 г.
  40. ^ Jump up to: а б «RIB 155. Надгробная надпись Гая Кальпурния Рецепта | Римские надписи Британии» . romaninscriptionsofbritain.org . Архивировано из оригинала 2 августа 2021 года . Проверено 22 марта 2021 г.
  41. ^ Гибсон, Мэрион (2013). Воображая языческое прошлое / Боги и богини в литературе и истории со времен Темных веков . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 164–165. ISBN  978-1-135-08255-0 . OCLC   827955460 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Сулисом, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63fa5b7ed26663e64986e2e4d25aa132__1720722600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/32/63fa5b7ed26663e64986e2e4d25aa132.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sulis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)