Сулис
Сулис | |
---|---|
Богиня исцеления, воды, горячих источников и проклятий. | |
Главный культовый центр | Ванна |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Минерва |

В локализованном кельтском политеизме, практиковавшемся в Великобритании, Сулис был божеством, поклонялись у термального источника Бата которому . поклонялись ей Римско-британцы как Сулис Минерве , чьи обетные предметы и свинцовые таблички с надписями позволяют предположить, что она была задумана как питательная, животворящая богиня-мать , так и как эффективный агент проклятий , вызываемых ее почитателями . [1]
Этимология имени
[ редактировать ]Точное значение имени Сулис было предметом споров, но лингвисты пришли к единому мнению, что это имя súil ( родственно древнеирландскому « глаз, зрение»). [2] [3] [4]
общий протокельтский корень *sūli- , связанный с различными индоевропейскими словами, обозначающими «солнце» (ср. гомеровский греческий ἡέλιος, санскритский suryah , от c *suh 2 lio- ), Также был предложен [2] хотя в британских терминах, обозначающих «солнце» ( старобретонский houl , староваллийский heul ), имеется дифтонг , которого нет в Сулисе , и они не засвидетельствованы как женская форма или с -i- изгибом . [3] Пьер-Ив Ламбер приводит доводы в пользу протокельтской формы *su-wli- , состоящей из префикса su- («хороший»), присоединенного к кельтской глагольной теме *wel- («видеть»). [2]
Средневековое валлийское личное имя Сульген (< Сулиен ; «рожденный от Сулиса») и бретонское личное имя Сул , носившееся местным святым, также связаны между собой. [3]
Культ в Бате
[ редактировать ]Сулис была местной богиней термальных источников, которые до сих пор питают гидромассажные ванны в Бате , которые римляне называли Aquae Sulis («воды Сулиса»). [5] Сулис, вероятно, почитался как божество-целитель, чьи священные горячие источники могли излечить физические или духовные страдания и болезни. [6] По мнению ученого Миранды Грин, культ Сулиса в Бате действовал до середины четвертого века нашей эры. [7] Ее имя в первую очередь появляется в надписях, обнаруженных на обширной территории храма ей в Бате, и только один экземпляр за пределами Великобритании в Альцае , Германия . [8] [9]

Несколько древних дополнений к алтарю римского храма в Бате позволяют предположить, что жертвоприношения там были основной частью поклонения богине. [10] Открытая площадка вокруг алтаря , возможно, использовалась для шествий и публичных подношений мяса и жидкостей. [10] Большая часть находок у источника состоит из монет и табличек с проклятиями более 12 500 римских монет и 18 кельтских монет . (см. раздел «Таблицы с надписями» далее), при этом в резервуаре было найдено [10] Кроме того, были обнаружены предметы, которые, вероятно, были частными подношениями, такие как ювелирные изделия, драгоценные камни, тарелки, чаши, предметы военного назначения, деревянные и кожаные предметы. [10]
Оловянные сосуды, найденные в родниковом резервуаре, привели некоторых ученых к выводу, что физический контакт с водой мог иметь важное значение для передачи целебных свойств, поскольку эти сосуды использовались для обливания водой тел посетителей. [11]
Судя по погребальным надписям, обнаруженным на этом месте, можно предположить, что среди посетителей священных источников могли быть отставные солдаты, солдаты, выступающие в качестве туристов, и/или солдаты, ищущие облегчения от травм или болезней. [12] Чтобы позволить себе надписи, те, кто записывал свое посещение с помощью алтарей или надгробий, вероятно, имели более высокий статус. [12]
Храм Сулис Минервы был известен тем, что в огне алтаря вместо дров сжигался уголь. [13] Этот уголь приносили рабы, которые также помогали в уборке и подаче культовых блюд. [13]
Позолоченная бронзовая культовая статуя Сулиса Минервы «похоже, была намеренно повреждена» где-то в поздней античности , возможно, варварскими налетчиками, христианскими фанатиками или какими-то другими силами. [14]
Таблички с надписью
[ редактировать ]Около 130 табличек с проклятиями , в основном адресованных Сулису, были найдены в священном источнике римских бань в Бате. [15] Обычно текст на табличках, предложенных Сулису, касается кражи; например, небольших сумм денег или одежды из бани. »), очевидно Судя по используемому локализованному стилю латыни (« британская латынь , что значительная часть табличек принадлежала коренному населению. [16] Таблички, написанные шаблонным, часто юридическим языком, призывают богиню Сулис наказать известных или неизвестных виновников преступления до тех пор, пока не будет произведено возмещение ущерба. Сулиса обычно просят нанести ущерб физическому и психическому благополучию преступника, лишая его сна, вызывая прекращение нормальных функций организма, или даже приводя к смерти. Эти страдания должны прекратиться только тогда, когда имущество будет возвращено владельцу или распоряжено им по своему желанию, часто путем посвящения его богине. [17] Одно сообщение, найденное на табличке в храме в Бате (после расшифровки), гласит: «Доцимедис потерял две перчатки и просит, чтобы ответственный за это вор лишился рассудка [ sic ] и глаз в храме богини». [18]

Таблички часто были написаны кодом, путем написания букв или слов задом наперед; Порядок слов может быть обратным, а строки могут писаться в чередующихся направлениях: слева направо, а затем справа налево ( бустрофедон ). Хотя большинство текстов из Римской Британии написаны на латыни, два найденных здесь письма, написанные на оловянных листах, написаны на неизвестном языке, который может быть бритонским . Если бы это было так, то это были бы единственные когда-либо найденные примеры письменности на этом языке. [20]
Единственная датированная табличка в коллекции - табличка Бата 94, хотя рядом с днем и месяцем не указан год. [21] Однако об этом можно сделать путем сравнения с почерком, использованным на других табличках, которые варьируются от «старого римского курсива» второго и третьего веков нашей эры до «нового римского курсива» четвертого века нашей эры. [21] Как утверждает Томлин в своей публикации 2020 года, это свидетельствует о популярности надписей и, следовательно, о вероятной вере в их эффективность на протяжении как минимум двух столетий. [21]
Синкретизм с Минервой
[ редактировать ]В Бате римский храм был посвящен Сулис Минерве как главному божеству храмового курорта. Вполне вероятно, что преданность Сулису существовала в Бате до римского присутствия в этом районе со стороны местного кельтского племени Добунни , которое, возможно, верило, что Сулис обладает целебными свойствами. [22] Доримское присутствие Сулиса также было подтверждено обнаружением восемнадцати монет кельтского железного века на самых нижних уровнях этого места, как задокументировано Барри Канлиффом в 1988 году. [23] Это одна из причин, по которой Сулис назван первым в синкретическом Сулис Минерва. [24] Благодаря римскому синкрезису Минервы более поздние мифографы пришли к выводу, что Сулис также была богиней мудрости и решений.
Из 17 посвятительных алтарей и оснований, найденных в римском храме в Бате, 9 вызывают Сулис Минерву через ее одно- или двойное имя. [25] В частности, в Крестовой бане найдены два алтаря (RIB 146). [26] и горячая ванна (RIB 150) [27] сайты соответственно, на которых «Сулис Минерва» указана полностью. [25] На алтаре, найденном в Горячей бане, написано: «Богине Сулис Минерве Сулинус, сын Матуруса, охотно и заслуженно исполнивший свой обет» (RIB 150). [27]

Сулис была не единственной богиней, проявлявшей синкретизм с Минервой . Имя Сенуа появляется на вотивных табличках с изображением Минервы. [ нужна ссылка ] в то время как Бриганция также разделяет многие черты, связанные с Минервой. Отождествление Марс нескольких кельтских богов с одним и тем же римским богом не является чем-то необычным (и , и Меркурий сочетались с множеством кельтских имен). С другой стороны, кельтские богини были склонны сопротивляться синкретизму; Сулис Минерва — одна из немногих засвидетельствованных пар кельтской богини и ее римского аналога. [ нужна ссылка ]
Посвящения « Минерве » распространены как в Великобритании , так и в континентальной Европе , чаще всего без какого-либо кельтского эпитета или интерпретации (ср. с Белисамой , за одним исключением).
Солнечная богиня
[ редактировать ]На основании этимологии ее имени, а также некоторых других характеристик, таких как связь со зрением, гражданским законом и эпитетами, относящимися к свету, Сулис интерпретировалась как солнечное божество , по крайней мере, в доримские времена. [ нужна ссылка ] Некоторые исследователи также предполагают, что она была де-факто кельтским солнечным божеством, а связанное с ней Сулевия и подобные имена являются свидетельствами богини в других местах. [28] [29]
Современное поклонение
[ редактировать ]Сулис имеет ряд современных поклонников среди викканских и языческих общин. [30] По состоянию на 1998 год некоторые люди все еще оставляли подношения в водах римских бань. [30]
Сулис в искусстве и эпиграфике
[ редактировать ]Голова Сулис Минервы
[ редактировать ]В 1727 году в Бате была обнаружена позолоченная бронзовая голова богини Сулис Минервы (см. вверху справа), которая, вероятно, принадлежала культовой статуе, стоявшей внутри ее храма, рядом со священным источником. [31] Вполне возможно, что эта статуя располагалась напротив храмового двора от жертвенного алтаря. [31] Статуя может быть продуктом фундамента римского памятника, датируемого концом первого века нашей эры. [31] Есть только две другие известные находки из позолоченной бронзы из Римской Британии. [31]
Фронтон храма и голова Горгоны
[ редактировать ]Обнаруженный в 1790 году фронтон храма Сулис Минервы украшен большой головой Горгоны в центре. [32] Вероятно, он был вырезан в первом веке нашей эры мастерами из северной Галлии . [33] Первоначально фронтон имел высоту пятнадцать метров и поддерживался четырьмя рифлеными колоннами. [32] На фронтоне также имеется несколько сопутствующих изображений, таких как Тритоны (полурыбы-получеловеки-слуги Нептуна), лицевой шлем в форме головы дельфина, маленькая сова и женщины-Победы, стоящие на глобусах. [32]

Одна из интерпретаций центрального изображения, давшая название произведению, заключается в том, что голова представляет собой мифическую Горгону . [34] Согласно греческой мифологии, герой Персей убил Горгону и отдал голову Афине , которая носила ее на своем нагруднике. Таким образом, Музей римских бань предполагает возможную связь Горгоны с богиней Сулис Минервой (Минерва является римским эквивалентом греческой Афины). [34] Хотя Горгона на фронтоне — мужчина, а мифическая Горгона — женщина, было высказано предположение, что изображение фронтона было изменено, чтобы отразить сочетание кельтского и классического стилей. [34]
Другая интерпретация состоит в том, что центральная голова отражает бога воды из-за сходства с другими богами воды из Британии. Например, Музей римских бань указывает на серебряное блюдо из Минденхолла с изображением бога Океана. [35]
В статье 2016 года Элери Х. Казинс утверждала, что большая часть изображений на фронтоне может быть связана с имперской иконографией, включая Победы, дубовый венок и звезду на его вершине. [36] Кроме того, Казинс выделил другие примеры подобных архитектурных особенностей первого и второго веков, в частности изображения Горгоны, найденные в Галлии и Испании, чтобы предположить, что Форум Августа в Риме использовался в качестве общего архетипа. [36] По мнению Казинса, фронтон и его изображения не просто «римские» или «кельтские», но являются результатом смешения стилей и концепций «от местных до общеимперских». [36]
Основание статуи в виде алтаря
[ редактировать ]Основание статуи, похожее на алтарь, было найдено на тротуаре возле ступеней Храма Сулис Минервы. [37] В основании написано: «Богине Сулиде Луций Марций Мемор, прорицатель, подарил (это)» (RIB III, 3049). [38] Это единственный известный случай гаруспика , или профессионального прорицателя, который интерпретировал внутренности принесенных в жертву животных из Британии. [38] В оригинальной надписи использовалась аббревиатура «HAR», чтобы отличить Мемора как гаруспик , но, похоже, позже были добавлены буквы «VSP». [37] Возможно, это была попытка прояснить его позицию как нечто большее, чем просто неформального «предсказателя», и предполагает, что Мемор, возможно, не был связан с самим храмом, а, скорее, был приезжим членом администрации губернатора. [38]
Надгробие, похожее на алтарь
[ редактировать ]Это надгробие, напоминающее алтарь (см. вверху слева), было найдено рядом с двумя урнами для погребения недалеко от города Бат. [39] в приходе Батвик, в 800 метрах к северо-востоку от римских бань. [40] Надгробие гласит: «Духам усопших; Гай Кальпурний Рецепт, жрец богини Сулис, прожил 75 лет; Кальпурния Трифоса, его вольноотпущенница (и) жена, устроила это» (RIB 155). [40] Имя вдовы Рецепта, Трифоса, греческое и означает «Роскошный», и, вероятно, это было ее настоящее имя, когда она была рабыней, до того, как она была освобождена и вышла замуж за своего бывшего владельца, священника Рецепта. [39]
Сулис в современной литературе
[ редактировать ]Сулис привлек внимание множества писателей и рассказчиков. [41]
Сулис и римские бани были переосмыслены в следующих произведениях исторической фантастики:
- Воды Сула (1989) – Мойра Калдекотт
- Секрет Флавии (2008) - Линдси Таунсенд
- Корона желудей (2010) – Кэтрин Фишер
- Создатель проклятий (2011) – Келли Стэнли
- Memento Mori: Криминальный роман Римской империи (2018) – Рут Дауни
- Зловещие книготорговцы Бата (2023) - Гарт Никс
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джойс Рейнольдс и Теренс Волк, «Обзор: Дары, проклятия, культ и общество в Бате», обзор Храма Сулис Минервы в Бате : том. 2 Находки из Священного источника , Британия 21 (1990:379-391).
- ^ Jump up to: а б с Деламар 2003 , с. 287.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 2008 , с. 90.
- ^ Заир, Николас (2012). Рефлексы протоиндоевропейской гортани в кельтском языке . Брилл. п. 120.
- ^ Стандартное введение в археологию и архитектурную реконструкцию святилища с его классическим храмом, поднятым на подиуме в центре, и монументальными ваннами со священным источником между ними, - Барри Канлифф , изд. Римская баня (издательство Оксфордского университета), 1969.
- ^ Олдхаус-Грин, Миранда (2007). «Галло-британские божества и их святыни». В Тодде, Малкольме (ред.). Спутник Римской Британии . Оксфорд: Джон Уайли и сыновья. стр. 200, 204–205. ISBN 978-0-470-99885-4 . OCLC 437157439 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ Грин, Миранда (1996). «Кельтская богиня как целительница». В Биллингтоне, Сандра; Грин, Миранда (ред.). Концепция Богини . Лондон: Рутледж. стр. 33–35. ISBN 0-203-45638-6 . OCLC 51912602 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ CIL XIII, 6266 , Альцай (Алтиайя, римская провинция Верхняя Германия): Деа (е) Сул (i) / Аттоний / Лукану [s]
- ^ Майер, Бернхард, 1963- (1997). Словарь кельтской религии и культуры . Вудбридж, Саффолк: Boydell Press. ISBN 0-85115-698-3 . OCLC 36074567 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 7 января 2021 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Ревелл, Луиза (2007). «Религия и ритуалы в западных провинциях» . Греция и Рим . 54 (2): 218–219. дои : 10.1017/S0017383507000162 . ISSN 0017-3835 . JSTOR 20204190 . S2CID 161820409 .
- ^ Олдхаус-Грин, Миранда (2007). «Галло-британские божества и их святыни». В Тодде, Малкольме (ред.). Спутник Римской Британии . Оксфорд: Джон Уайли и сыновья. стр. 200, 204–205. ISBN 978-0-470-99885-4 . OCLC 437157439 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Олдхаус-Грин, Миранда (2007). «Галло-британские божества и их святыни». В Тодде, Малкольме (ред.). Спутник Римской Британии . Оксфорд: Джон Уайли и сыновья. стр. 200, 204–205. ISBN 978-0-470-99885-4 . OCLC 437157439 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Хениг, Мартин (1984). Религия в римской Британии . Лондон: Бэтсфорд. стр. 122–123, 146. ISBN. 0-7134-1220-8 . ОСЛК 10837278 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ «Официальный веб-сайт музея римских бань в городе Бат» . Архивировано из оригинала 15 августа 2010 года . Проверено 31 марта 2009 г.
- ^ Уилсон, Роджер (1988). Путеводитель по римским останкам в Британии . Констебль. п. 109. ИСБН 0094686807 .
- ^ Адамс, Дж. Н. (1992). «Британская латынь: текст, интерпретация и язык таблеток с проклятиями для ванны». Британия . 93 . Издательство Кембриджского университета: 1–26. дои : 10.2307/526102 . JSTOR 526102 . S2CID 163388305 .
- ^ См. Фэган, Гаррет Г. (2002). Публичное купание в римском мире . Издательство Мичиганского университета. п. 37. ИСБН 0472088653 . , Гейгер, Джон Г. (1999). Таблички с проклятиями и связывающие заклинания из древнего мира . Издательство Оксфордского университета. стр. 194–195. ISBN 0195134826 .
- ^ Томлин, Роджер (1988). Tabellae Sulis: римские таблички из олова и свинца с надписями из священного источника в Бате . Комитет Оксфордского университета по археологии. стр. 114–115. ISBN 0947816003 .
- ^ CIL VII, 53 = РИБ 155.
- ^ Томлин, Роджер (1987). «Был ли когда-нибудь древний британский кельтский письменный язык?». Бюллетень Совета кельтских исследований (34). Уэльский университет: 18–35. ISSN 0142-3363 .
- ^ Jump up to: а б с Томлин, RSO (2020). БРИТАНИЯ РОМАНА: Римские надписи и римская Британия . Оксфорд, Великобритания: OXBOW Books. п. 335. ИСБН 978-1-78925-548-5 . OCLC 1143479195 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Коэн, Пол; Коэн, Бренда (2000). «Музей римских бань в Бате, Англия» . Журнал преподавания естественных наук в колледже . 29 (4): 285–286. ISSN 0047-231X . JSTOR 42990285 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ Грин, Миранда (1996). «Кельтская богиня как целительница». В Биллингтоне, Сандра; Грин, Миранда (ред.). Концепция Богини . Лондон: Рутледж. стр. 33–35. ISBN 0-203-45638-6 . OCLC 51912602 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ Грин, Миранда Дж. (Миранда Джейн), 1947- (2004). Боги кельтов (Новый пбк. изд.). Страуд: Саттон. ISBN 0-7509-3479-4 . OCLC 56611355 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 7 января 2021 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Ревелл, Луиза (2007). «Религия и ритуалы в западных провинциях» . Греция и Рим . 54 (2): 218–219. дои : 10.1017/S0017383507000162 . ISSN 0017-3835 . JSTOR 20204190 . S2CID 161820409 .
- ^ «РИБ 146. Алтарь, посвященный Сулисе Минерве и божествам императоров | Римские надписи Британии» . romaninscriptionsofbritain.org . Архивировано из оригинала 16 января 2021 года . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «РИБ 150. Алтарь, посвященный Сулис Минерве | Римские надписи Британии» . romaninscriptionsofbritain.org . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ Патрисия Монаган , Энциклопедия кельтской мифологии и фольклора , стр. 433.
- ^ Котч, Джон Т., Кельтская культура: Абердинский бревиарий-кельтизм , страница 1636.
- ^ Jump up to: а б Мэрион Боуман (1998). «Вера, легенда и восприятие священного в современной бане». Фольклор . 109 (1–2): 28. дои : 10.1080/0015587X.1998.9715958 .
- ^ Jump up to: а б с д «Ключевые объекты коллекции» . Римские бани . 24 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ключевые объекты коллекции» . Римские бани . 24 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Казинс, Элери Х. (2016). «Имперский образ: Банная Горгона в контексте» . Британия . 47 : 99–118. дои : 10.1017/S0068113X16000131 . ISSN 0068-113X . JSTOR 44336599 . S2CID 191391802 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 13 апреля 2021 г. - через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с «Ключевые объекты коллекции» . Римские бани . 24 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ «Ключевые объекты коллекции» . Римские бани . 24 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Казинс, Элери Х. (2016). «Имперский образ: Банная Горгона в контексте» . Британия . 47 : 99–118. дои : 10.1017/S0068113X16000131 . ISSN 0068-113X . JSTOR 44336599 . S2CID 191391802 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 13 апреля 2021 г. - через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Томлин, RSO (2020). БРИТАНИЯ РОМАНА: Римские надписи и римская Британия . Оксфорд, Великобритания: OXBOW Books. стр. 331, 335. ISBN. 978-1-78925-548-5 . OCLC 1143479195 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «RIB 3049. Посвящение Сулисе Минерве | Римские надписи Британии» . romaninscriptionsofbritain.org . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Томлин, RSO (2020). БРИТАНИЯ РОМАНА: Римские надписи и римская Британия . Оксфорд, Великобритания: OXBOW Books. стр. 331, 335. ISBN. 978-1-78925-548-5 . OCLC 1143479195 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «RIB 155. Надгробная надпись Гая Кальпурния Рецепта | Римские надписи Британии» . romaninscriptionsofbritain.org . Архивировано из оригинала 2 августа 2021 года . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Гибсон, Мэрион (2013). Воображая языческое прошлое / Боги и богини в литературе и истории со времен Темных веков . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 164–165. ISBN 978-1-135-08255-0 . OCLC 827955460 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному старокельтскому языку (на французском языке). Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Ламбер, Пьер-Ив (2008). «Галлы Солитумарос» . Кельтские исследования . 36 (1): 89–101. дои : 10.3406/ecelt.2008.2303 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Сулисом, на Викискладе?