Jump to content

Лугус

Трехглавое изображение кельтского божества, найденное в Париже; интерпретируется как Меркурий и теперь считается, что он представляет Луга или Огмиоса. [1]

Лугос ( галльский ) или Лугус ( латинский ), известный также под другими именами , — бог кельтского пантеона . Его имя редко прямо упоминается в надписях, но о его важности можно судить по географическим названиям и этнонимам , а также по статусу царя богов . [2] [3] Его природа и атрибуты выведены из характерной иконографии галло-римских надписей Меркурия , который, как широко распространено мнение, отождествлялся с ним, а также из квазимифологических повествований с участием его более поздних родственников, валлийского Ллеу Ллау Гиффа (Ллеу Умелого Рука) и ирландский Луг Ламххада (Луг Длинной Руки).

Этимология

[ редактировать ]

Этимология названия обсуждается. Помимо галльского Lugos (мн. Lugoues , Lugouibus ), божество засвидетельствовано в древнеирландском Lug ( Ogham : Lugu -), средневаллийском Llew и кельтиберийском Luguei , что может указывать на общекельтское происхождение культа . [4] [5] Протокельтское , соединение *Lugu-deks («служение богу Лугу») также может быть реконструировано из галльского Lugudeca древнеирландского Lugaid и испано-кельтского Luguadici . [6] [5] Лугунаэ , богини , существование которых засвидетельствовано в Атапуэрке (Бургос), также лингвистически родственны. [7]

Протокельтский корень * lug- предположительно произошел от нескольких различных протоиндоевропейских корней, включая *leug- («черный»), [8] *leuٵ- («ломать»), [9] и *leugʰ- («дать клятву»). [10] Когда-то считалось, что оно произошло от PIE *leuk- («сиять»), но большинство современных ученых исключают это, особенно потому, что протоиндоевропейский *-k- никогда не дает протокельтского * -g- . [11]

По мнению лингвиста Ксавье Деламара , «нет уверенности в том, что за этим теонимом стоит апеллятив ; вполне вероятно, учитывая его предполагаемую древность, что это немотивированный идионим (или что он стал таковым), возможно, подверженный различным « народным этимологии », одна из самых известных из которых — Lugdunum = «desideratum montem» из Венского глоссария». [4]

Использование в именах собственных

[ редактировать ]
Раздача надписей Луговцам или Луг.

Теоним Лугу — источник топонимов Лугу-дунон («Крепость Луга»), у истоков Лиона , Лаудона , Лаудуна , Лаона , Леа , [12] и, возможно, Лейден ; * Лугу-иалон («деревня Луга»), у истоков Лигейля ; а также Лугу-уалион («Место Луга Владыки»), древнее название Карлайла . [4] Лукус Аугусти (современный Луго в Галисии , Испания) может происходить от теонима Луг, [7] [13] латинское lucus («роща»). хотя, возможно , нельзя исключать [14]

Это было предложено как элемент Лотиана .

Он также есть в личных именах Лугу-дунолус , Лугу-уек[ca] , Лугиус , Лугиссиус , Лугу-рикс и Лугиола . Женское имя Лугу-селуа , означающее «владение Луга», можно сравнить с греческим личным именем Феодул («раб Божий»). [5] В островном кельтском языке встречаются британский Louocatus (<* Lugu-catus ) и древневаллийский Loumarch (<* Lugu-marcos 'жеребец Луга'). [5]

Этнонимы, которые могут происходить от Луга, включают Луггони (или Лугоной ) из Астурии, а также Лугеи , известные из надписей в Луго и Эль-Бьерсо . [7] Лугои . Шотландии родственниками также могут быть [13]

Вотивная надпись Луковесу Аркьени. Луго, Галисия .

Бог Луг упоминается в кельтиберийской надписи из Пеньяльба-де-Вильястар в Испании, которая гласит:

ТРЕКАИ ТИЦИНО ТИАСО ТОГИАС КОМЭИМВ И ОРОСЕЙ ОГРИС ОЛОКАС ТОГИАС СИСТАТ

Перевод является спорным, но фраза « to Luguei » («к/для Луга» с теонимом в дательном падеже единственного числа) явно указывает на преданность богу. [15] [16]

Кроме того, имя несколько раз засвидетельствовано во множественном числе, например: именительный падеж множественного числа Lugoues в однословной (и потенциально галльской) надписи из Аванша , Швейцария , на капители коринфской колонны, [17] и дательный падеж множественного числа в известной латинской надписи из Уксамы ( Осма ), Испания:

Lugovibus крестец L. L(icinius) Коллегия портных Урсико d(onum) d(at) [18]
«Луций Лициний Урчико посвятил это, священное для Луговесов, гильдии сапожников» [19]

Это показывает, что Лугу поклоняются сапожники в Испании, параллельно с его валлийским коллегой Ллеу , представленным как сапожник в 4-й ветви Мабиноги . [20] [21]

Множественное число теонима встречается и в латинских надписях:

Луго , Галисия, Испания:

Люк(обо) Гударовис Прощай[r(право)] Кле.[м](бытие) v(отум) l(ухожу) s(забудь ) [22]

Оутейру-де-Рей , Луго , Галисия, Испания:

Лукубу ​​Аркиени (а) Силониус Сило ex voto [23] [24]

Собер , Луго , Галисия, Испания:

Lucubus Arquienob(o) C(aius) Julius Hispanus v(otum) l(ibens) s(forvit) m(erito ) [25] [26]

[Оба эпитета Arquieni и Arquienobo считаются связанными с протоиндоевропейским корнем *h₂érkʷo «лук, стрела» с родственными ему латинскими arcus и английскими стрелами . [13] ]

Немаус ( Ним ), Франция:

Руфина Лукубус v(otum) s(forvit) l(собирается) m(erito) [27]

Большинство известных надписей, посвященных Лугу, происходят с Пиренейского полуострова , что, возможно, указывает на особую важность и популярность этого божества среди иберийских кельтов. [7]

Свинцовая пластина с надписью, найденная в Шамальере во Франции, включает фразу luge dessummiíis , которая была предварительно интерпретирована некоторыми учеными как «Я готовлю их к Лугу», хотя она также может означать «Я клянусь ( санный спорт ) правой (рукой) )». [28]

Галльский Меркурий

[ редактировать ]

Юлий Цезарь в своем De Bello Gallico определил шесть богов, которым поклонялись в Галлии , давая имена их ближайших римских эквивалентов, а не галльские имена ( interpretatio romana ) . Он сказал, что « Меркурий » наиболее почитаем: покровитель торговли и коммерции, покровитель путешественников и изобретатель всех искусств. [29] Ирландский бог Луг носил эпитет самилданах («искусный во всех искусствах»), что привело к широко распространенному отождествлению Меркурия Цезаря с Лугом. Есть частые (более 400) надписи, относящиеся к Галльскому Меркурию из последующей Римской Галлии и Британии. [21] Тотальное отождествление Луга с Меркурием может зайти слишком далеко; Ян де Врис [30] демонстрирует ненадежность любого взаимно-однозначного соответствия в интерпретации Romanatio . [31]

Иконография

[ редактировать ]

Иконография ворона галльского Меркурия включает птиц , в частности и петуха ( ныне эмблема Франции); лошади; дерево жизни ; собаки или волки; кадуцей , или посох герольда , увенчанный парой змей; омела ; и мешки с деньгами . Распространенным атрибутом является обувь: одно из посвящений Луговцам было сделано цехом сапожников; Валлийский аналог Луга Ллеу (или Лью) Ллау Гиффес описан в « Валлийских триадах» как один из «трех золотых сапожников острова Британия». Он часто вооружен копьем . Его часто сопровождает его супруга Росмерта («великий кормилец»), которая несет возлияние, с помощью которого была пожалована королевская власть (в римской мифологии). В отличие от римского Меркурия, который обычно является юношей, галльский Меркурий иногда также изображается стариком. Также было высказано предположение, что ирландский гном имеет тот же корень ( le- от Lu- ), и, в частности, лепреконов часто изображали как сапожников. [32]

Триплизм

[ редактировать ]
Алтарь с изображением трехглавого бога по имени Луг, обнаруженный в Реймсе .

Галльский Меркурий связан с триплизмом: иногда у него три лица, иногда три фаллоса , что может объяснить посвящения во множественном числе. В некоторых ирландских версиях истории Луг родился в тройне, и его отец Циан (Дальня) часто упоминается вместе с его братьями Ку (Гончая) и Кетеном (что означает «неизвестный»), у которых, тем не менее, нет собственных историй. . Несколько персонажей по имени Лугайд , популярное средневековое ирландское имя, которое, как считается, происходит от слова Луг, также демонстрируют триплизм: например, Лугайд Риаб нДерг («Красных полос») и Лугайд мак Три Кон («Сын трех гончих») имеют по три отцы.

Людвиг Рюбекайль [33] предполагает, что Луг был триединым богом, включавшим Эсуса , Тутатиса и Тараниса , трёх главных божеств, упомянутых Луканом (который, однако, не упоминает Луга); и что допротогерманские племена, контактировавшие с кельтами (возможно, Чатти ), сформировали аспекты Луга в германского бога Воданаза , т.е. что галльский Меркурий повлиял на германского Меркурия .

Священные места

[ редактировать ]

Высокие места ( Mercurii Montes ), в том числе Монмартр , Пюи-де-Дом и Мон-де-Сен , были посвящены богу.

Преемственность в более поздних кельтских повествованиях

[ редактировать ]

В Ирландии был юношей-победителем , Луг победившим чудовищного Балора «ядовитого глаза». Он был образцом священного или жреческого царства, и его эпитет lámhfhada «длинная рука» продолжает древний протоиндоевропейский образ благородного государя, распространяющего свою власть повсюду (ср. «длинная рука закон"). Его фестиваль под названием Лугнасад («Фестиваль Лу») в Ирландии отмечался 1 августа.

Его имя сохранилось в деревне Лаут (ранее Лугмхаг , «равнина Луга») и в графстве Лаут , в котором она находится. Когда император Август открыл Лугдунум («форт Луг», ныне Лион ) как столицу Римской Галлии в 18 г. до н.э., он провел церемонию 1 августа (также в день победы Августа над Клеопатрой в Александрии ). По крайней мере, в двух древних местах Лугнасада, Кармуне и Тайлтиу , должны были находиться могилы сельскохозяйственных богинь плодородия.

Кельтский Луг и Ллеу Ллау Гиффес, возможно, также повлияли на эпохи Артура персонажей Ланселота и Лота (теория, наиболее широко отстаиваемая Роджером Шерманом Лумисом ), хотя более поздние исследования преуменьшают значение таких связей.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Барельеф, обнаруженный в Париже в 1867 году и хранящийся в музее Карнавале , из книги Ж.-Л. Курселя-Сенёя, Les Dieux gaulois d'après les Monuments figurés (Галльские боги согласно фигуративным памятникам), Париж, 1910.
  2. ^ Маккроссан, Тадг (29 мая 2002 г.). «Кельтская религия» . Ллевеллин по всему миру . Проверено 30 мая 2023 г. Лугус, как и Один, был царем богов в кельтском пантеоне, его сопровождали вороны и вороны, он носил копье и закрывал один глаз, чтобы творить магию (Один предлагал свой глаз); подобно Великому Зевсу в «Теогонии» Гесиода, он возглавил богов Туата Де Дананн в победе над фоморскими гигантами. Рождение и детство Луга также совпадают с рождением и детством Зевса.
  3. ^ Плата, Кристофер Р. (2004). Боги, герои и короли . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0190291702 . В «Бейле в Скайле» («Пророчество Бога») Луг рассматривается как священный солнечный король и король потустороннего мира, связанный с Росмертой, которая сама является своего рода олицетворением Ирландии, иногда известной как «Совранти Ирландии». Луг последовал за Нуадой как король богов в Ирландии и вместе со смертным Дехтиром был отцом великого героя Кухулина.
  4. ^ Jump up to: а б с Деламар 2003 , с. 211.
  5. ^ Jump up to: а б с д Матасович 2009 , стр. 248.
  6. ^ Кох 2017 , стр. 46–47.
  7. ^ Jump up to: а б с д Саймон 2005 .
  8. ^ Юлиус Покорный, Индоевропейский этимологический словарь , Francke, 1959, 686.
  9. ^ Бернард Мис, Кельтские проклятия , Boydell & Brewer, 2009, стр. 45.
  10. ^ Х. Вагнер, Исследования истоков ранней кельтской цивилизации, Журнал кельтской филологии , 31, 1970, с. 24.
  11. ^ Писатель 1995 , с. 348.
  12. ^ ДЖЕБ Гловер, Аллен Мавер , Ф.М.Стентон (1938). Топонимы Хартфордшира . Издательство Кембриджского университета. {{cite book}}: |work= игнорируется ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Jump up to: а б с Абад, Рубен Абад. (2008). «Небесное/солнечное божество в полуостровном кельтском пантеоне». В: Пространство, время и форма . Серия II, Древняя история, 21: 101.
  14. ^ Гарсиа Алонсо, Хуан Луис (2001). «Топонимы древней Испании и ее лингвистические слои». Студия Кельтика . 35 (1): 213–244.
  15. ^ Лежен, Мишель, Celtiberica , Университет Саламанки, 1997, стр. 8 и далее.
  16. ^ Кох, Джон, Кельтская культура: историческая энциклопедия , ABC-CLIO, 2006, стр. [ нужна страница ]
  17. ^ CIL XIII, 05078
  18. ^ Корпус латинских надписей , Том. 2, Вальтер де Грюйтер, 1974, с. 387, надпись 2818.
  19. ^ Граффид, Уильям Джон. Math vab Mathonwy , University of Wales Press, 1928, стр. 238.
  20. ^ Граффид, Уильям Джон. Math vab Mathonwy , University of Wales Press, 1928, стр. 237 и далее.
  21. ^ Jump up to: а б Алексей Кондратьев , «Лугус: Многоодаренный Господь» , Ан Трибхис Мор: Журнал кельтского реконструкционизма IMBAS № 1 , 1997 г.
  22. ^ АЭ 2003, 952.
  23. ^ ИРПЛ , стр. 80-89.
  24. ^ ИЛЕР , с. 868.
  25. ^ ИРПЛ , стр. 87-88.
  26. ^ ИЛЕР , с. 869.
  27. ^ CIL XII, 3080 г.
  28. ^ Лугус: Галльский Меркурий. Архивировано 6 марта 2005 г. в Wayback Machine на Mabinogion.info . П.-Ю. Ламберт оставляет эту фразу частично непереведенной, Que tu... à ma droite («Можете ли вы... справа от меня»), цитируемую в L'Arbre Celtique .
  29. ^ Юлий Цезарь , Комментарии к Галльской войне 6.17
  30. ^ Ян де Врис, Кельтская религия (Штутгарт: Kohlhammer Verlag ) 1961, стр. 40-56.
  31. ^ Питер Бухгольц, «Перспективы исторических исследований германской религии» История религий 8 .2 (ноябрь 1968 г., стр. 111–138), стр. 120 и примечание.
  32. ^ 2001. Кельтские герои, подменыши и матери. (37), стр.93-116.
  33. ^ Рюбекайль, Людвиг . Водан и другие трупы в истории исследований: эксгумированы , вклад в названные исследования 38 (2003), 25–42.

Библиография

[ редактировать ]
  • Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. ISBN  9782877723695 .
  • Кох, Джон Т. (2017). «Некоторые эпиграфические сравнения, касающиеся «панкельтского бога» Луга». Кельтские религии в римский период . Публикации кельтских исследований. стр. 37–56. ISBN  978-1891271250 .
  • Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN  9789004173361 .
  • Шрийвер, Питер (1995). Исследования по британской кельтской исторической фонологии . Родопи. ISBN  978-90-5183-820-6 .
  • Симон, Франциско (2005). «Религия и религиозные обряды древних кельтов Пиренейского полуострова». E-Keltoi: Журнал междисциплинарных кельтских исследований . 6 (1). ISSN   1540-4889 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Эпиграфические свидетельства
  • AE = Эпиграфический год
  • CIL = Corpus Inscriptionum Latinarum , Том XIII: Надписи трех галлов и Латинской Германии; Том II: Надписи Латинской Испании.
  • ILER = Латинские надписи римской Испании
  • IRPL = Римские надписи провинции Луго
  • Сборник галльских надписей [RIG], Том 1: Галло-греческие тексты (CNRS, Париж, 1985)
Исследования
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb981e9eec69b1703e935c77825b4028__1719456060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/28/bb981e9eec69b1703e935c77825b4028.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lugus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)