Лугус
Лугос ( галльский ) или Лугус ( латинский ), известный также под другими именами , — бог кельтского пантеона . Его имя редко прямо упоминается в надписях, но о его важности можно судить по географическим названиям и этнонимам , а также по статусу царя богов . [2] [3] Его природа и атрибуты выведены из характерной иконографии галло-римских надписей Меркурия , который, как широко распространено мнение, отождествлялся с ним, а также из квазимифологических повествований с участием его более поздних родственников, валлийского Ллеу Ллау Гиффа (Ллеу Умелого Рука) и ирландский Луг Ламххада (Луг Длинной Руки).
Имя
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Этимология названия обсуждается. Помимо галльского Lugos (мн. Lugoues , Lugouibus ), божество засвидетельствовано в древнеирландском Lug ( Ogham : Lugu -), средневаллийском Llew и кельтиберийском Luguei , что может указывать на общекельтское происхождение культа . [4] [5] Протокельтское , соединение *Lugu-deks («служение богу Лугу») также может быть реконструировано из галльского Lugudeca древнеирландского Lugaid и испано-кельтского Luguadici . [6] [5] Лугунаэ , богини , существование которых засвидетельствовано в Атапуэрке (Бургос), также лингвистически родственны. [7]
Протокельтский корень * lug- предположительно произошел от нескольких различных протоиндоевропейских корней, включая *leug- («черный»), [8] *leuٵ- («ломать»), [9] и *leugʰ- («дать клятву»). [10] Когда-то считалось, что оно произошло от PIE *leuk- («сиять»), но большинство современных ученых исключают это, особенно потому, что протоиндоевропейский *-k- никогда не дает протокельтского * -g- . [11]
По мнению лингвиста Ксавье Деламара , «нет уверенности в том, что за этим теонимом стоит апеллятив ; вполне вероятно, учитывая его предполагаемую древность, что это немотивированный идионим (или что он стал таковым), возможно, подверженный различным « народным этимологии », одна из самых известных из которых — Lugdunum = «desideratum montem» из Венского глоссария». [4]
Использование в именах собственных
[ редактировать ]Теоним Лугу — источник топонимов Лугу-дунон («Крепость Луга»), у истоков Лиона , Лаудона , Лаудуна , Лаона , Леа , [12] и, возможно, Лейден ; * Лугу-иалон («деревня Луга»), у истоков Лигейля ; а также Лугу-уалион («Место Луга Владыки»), древнее название Карлайла . [4] Лукус Аугусти (современный Луго в Галисии , Испания) может происходить от теонима Луг, [7] [13] латинское lucus («роща»). хотя, возможно , нельзя исключать [14]
Это было предложено как элемент Лотиана .
Он также есть в личных именах Лугу-дунолус , Лугу-уек[ca] , Лугиус , Лугиссиус , Лугу-рикс и Лугиола . Женское имя Лугу-селуа , означающее «владение Луга», можно сравнить с греческим личным именем Феодул («раб Божий»). [5] В островном кельтском языке встречаются британский Louocatus (<* Lugu-catus ) и древневаллийский Loumarch (<* Lugu-marcos 'жеребец Луга'). [5]
Этнонимы, которые могут происходить от Луга, включают Луггони (или Лугоной ) из Астурии, а также Лугеи , известные из надписей в Луго и Эль-Бьерсо . [7] Лугои . Шотландии родственниками также могут быть [13]
Надписи
[ редактировать ]Бог Луг упоминается в кельтиберийской надписи из Пеньяльба-де-Вильястар в Испании, которая гласит:
- ТРЕКАИ ТИЦИНО ТИАСО ТОГИАС КОМЭИМВ И ОРОСЕЙ ОГРИС ОЛОКАС ТОГИАС СИСТАТ
Перевод является спорным, но фраза « to Luguei » («к/для Луга» с теонимом в дательном падеже единственного числа) явно указывает на преданность богу. [15] [16]
Кроме того, имя несколько раз засвидетельствовано во множественном числе, например: именительный падеж множественного числа Lugoues в однословной (и потенциально галльской) надписи из Аванша , Швейцария , на капители коринфской колонны, [17] и дательный падеж множественного числа в известной латинской надписи из Уксамы ( Осма ), Испания:
- Lugovibus крестец L. L(icinius) Коллегия портных Урсико d(onum) d(at) [18]
- «Луций Лициний Урчико посвятил это, священное для Луговесов, гильдии сапожников» [19]
Это показывает, что Лугу поклоняются сапожники в Испании, параллельно с его валлийским коллегой Ллеу , представленным как сапожник в 4-й ветви Мабиноги . [20] [21]
Множественное число теонима встречается и в латинских надписях:
Луго , Галисия, Испания:
- Люк(обо) Гударовис Прощай[r(право)] Кле.[м](бытие) v(отум) l(ухожу) s(забудь ) [22]
Оутейру-де-Рей , Луго , Галисия, Испания:
Собер , Луго , Галисия, Испания:
[Оба эпитета Arquieni и Arquienobo считаются связанными с протоиндоевропейским корнем *h₂érkʷo «лук, стрела» с родственными ему латинскими arcus и английскими стрелами . [13] ]
- Руфина Лукубус v(otum) s(forvit) l(собирается) m(erito) [27]
Большинство известных надписей, посвященных Лугу, происходят с Пиренейского полуострова , что, возможно, указывает на особую важность и популярность этого божества среди иберийских кельтов. [7]
Свинцовая пластина с надписью, найденная в Шамальере во Франции, включает фразу luge dessummiíis , которая была предварительно интерпретирована некоторыми учеными как «Я готовлю их к Лугу», хотя она также может означать «Я клянусь ( санный спорт ) правой (рукой) )». [28]
Галльский Меркурий
[ редактировать ]Юлий Цезарь в своем De Bello Gallico определил шесть богов, которым поклонялись в Галлии , давая имена их ближайших римских эквивалентов, а не галльские имена ( interpretatio romana ) . Он сказал, что « Меркурий » наиболее почитаем: покровитель торговли и коммерции, покровитель путешественников и изобретатель всех искусств. [29] Ирландский бог Луг носил эпитет самилданах («искусный во всех искусствах»), что привело к широко распространенному отождествлению Меркурия Цезаря с Лугом. Есть частые (более 400) надписи, относящиеся к Галльскому Меркурию из последующей Римской Галлии и Британии. [21] Тотальное отождествление Луга с Меркурием может зайти слишком далеко; Ян де Врис [30] демонстрирует ненадежность любого взаимно-однозначного соответствия в интерпретации Romanatio . [31]
Иконография
[ редактировать ]Иконография ворона галльского Меркурия включает птиц , в частности и петуха ( ныне эмблема Франции); лошади; дерево жизни ; собаки или волки; кадуцей , или посох герольда , увенчанный парой змей; омела ; и мешки с деньгами . Распространенным атрибутом является обувь: одно из посвящений Луговцам было сделано цехом сапожников; Валлийский аналог Луга Ллеу (или Лью) Ллау Гиффес описан в « Валлийских триадах» как один из «трех золотых сапожников острова Британия». Он часто вооружен копьем . Его часто сопровождает его супруга Росмерта («великий кормилец»), которая несет возлияние, с помощью которого была пожалована королевская власть (в римской мифологии). В отличие от римского Меркурия, который обычно является юношей, галльский Меркурий иногда также изображается стариком. Также было высказано предположение, что ирландский гном имеет тот же корень ( le- от Lu- ), и, в частности, лепреконов часто изображали как сапожников. [32]
Триплизм
[ редактировать ]Галльский Меркурий связан с триплизмом: иногда у него три лица, иногда три фаллоса , что может объяснить посвящения во множественном числе. В некоторых ирландских версиях истории Луг родился в тройне, и его отец Циан (Дальня) часто упоминается вместе с его братьями Ку (Гончая) и Кетеном (что означает «неизвестный»), у которых, тем не менее, нет собственных историй. . Несколько персонажей по имени Лугайд , популярное средневековое ирландское имя, которое, как считается, происходит от слова Луг, также демонстрируют триплизм: например, Лугайд Риаб нДерг («Красных полос») и Лугайд мак Три Кон («Сын трех гончих») имеют по три отцы.
Людвиг Рюбекайль [33] предполагает, что Луг был триединым богом, включавшим Эсуса , Тутатиса и Тараниса , трёх главных божеств, упомянутых Луканом (который, однако, не упоминает Луга); и что допротогерманские племена, контактировавшие с кельтами (возможно, Чатти ), сформировали аспекты Луга в германского бога Воданаза , т.е. что галльский Меркурий повлиял на германского Меркурия .
Священные места
[ редактировать ]Высокие места ( Mercurii Montes ), в том числе Монмартр , Пюи-де-Дом и Мон-де-Сен , были посвящены богу.
Преемственность в более поздних кельтских повествованиях
[ редактировать ]В Ирландии был юношей-победителем , Луг победившим чудовищного Балора «ядовитого глаза». Он был образцом священного или жреческого царства, и его эпитет lámhfhada «длинная рука» продолжает древний протоиндоевропейский образ благородного государя, распространяющего свою власть повсюду (ср. «длинная рука закон"). Его фестиваль под названием Лугнасад («Фестиваль Лу») в Ирландии отмечался 1 августа.
Его имя сохранилось в деревне Лаут (ранее Лугмхаг , «равнина Луга») и в графстве Лаут , в котором она находится. Когда император Август открыл Лугдунум («форт Луг», ныне Лион ) как столицу Римской Галлии в 18 г. до н.э., он провел церемонию 1 августа (также в день победы Августа над Клеопатрой в Александрии ). По крайней мере, в двух древних местах Лугнасада, Кармуне и Тайлтиу , должны были находиться могилы сельскохозяйственных богинь плодородия.
Кельтский Луг и Ллеу Ллау Гиффес, возможно, также повлияли на эпохи Артура персонажей Ланселота и Лота (теория, наиболее широко отстаиваемая Роджером Шерманом Лумисом ), хотя более поздние исследования преуменьшают значение таких связей.
См. также
[ редактировать ]- Лливелин (имя)
- Лугайд (имя)
- Рука исповеди
- Луг
- Odin
- Меркурий
- Гермес
- Кастрюля
- Пушан
- Митра
- Митра
- Круглый
- Аполлон
- Граннус
- Беленус
- Борво
- Сулис
- Минерва
- Солнце
- Непобедимое Солнце
- Гелиос
- Сурья
- Солнечное божество
- Тройные божества
- Триада (религия)
- Капитолийская триада
- Трин
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Барельеф, обнаруженный в Париже в 1867 году и хранящийся в музее Карнавале , из книги Ж.-Л. Курселя-Сенёя, Les Dieux gaulois d'après les Monuments figurés (Галльские боги согласно фигуративным памятникам), Париж, 1910.
- ^ Маккроссан, Тадг (29 мая 2002 г.). «Кельтская религия» . Ллевеллин по всему миру . Проверено 30 мая 2023 г.
Лугус, как и Один, был царем богов в кельтском пантеоне, его сопровождали вороны и вороны, он носил копье и закрывал один глаз, чтобы творить магию (Один предлагал свой глаз); подобно Великому Зевсу в «Теогонии» Гесиода, он возглавил богов Туата Де Дананн в победе над фоморскими гигантами. Рождение и детство Луга также совпадают с рождением и детством Зевса.
- ^ Плата, Кристофер Р. (2004). Боги, герои и короли . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0190291702 .
В «Бейле в Скайле» («Пророчество Бога») Луг рассматривается как священный солнечный король и король потустороннего мира, связанный с Росмертой, которая сама является своего рода олицетворением Ирландии, иногда известной как «Совранти Ирландии». Луг последовал за Нуадой как король богов в Ирландии и вместе со смертным Дехтиром был отцом великого героя Кухулина.
- ^ Jump up to: а б с Деламар 2003 , с. 211.
- ^ Jump up to: а б с д Матасович 2009 , стр. 248.
- ^ Кох 2017 , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: а б с д Саймон 2005 .
- ^ Юлиус Покорный, Индоевропейский этимологический словарь , Francke, 1959, 686.
- ^ Бернард Мис, Кельтские проклятия , Boydell & Brewer, 2009, стр. 45.
- ^ Х. Вагнер, Исследования истоков ранней кельтской цивилизации, Журнал кельтской филологии , 31, 1970, с. 24.
- ^ Писатель 1995 , с. 348.
- ^ ДЖЕБ Гловер, Аллен Мавер , Ф.М.Стентон (1938). Топонимы Хартфордшира . Издательство Кембриджского университета.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Абад, Рубен Абад. (2008). «Небесное/солнечное божество в полуостровном кельтском пантеоне». В: Пространство, время и форма . Серия II, Древняя история, 21: 101.
- ^ Гарсиа Алонсо, Хуан Луис (2001). «Топонимы древней Испании и ее лингвистические слои». Студия Кельтика . 35 (1): 213–244.
- ^ Лежен, Мишель, Celtiberica , Университет Саламанки, 1997, стр. 8 и далее.
- ^ Кох, Джон, Кельтская культура: историческая энциклопедия , ABC-CLIO, 2006, стр. [ нужна страница ]
- ^ CIL XIII, 05078
- ^ Корпус латинских надписей , Том. 2, Вальтер де Грюйтер, 1974, с. 387, надпись 2818.
- ^ Граффид, Уильям Джон. Math vab Mathonwy , University of Wales Press, 1928, стр. 238.
- ^ Граффид, Уильям Джон. Math vab Mathonwy , University of Wales Press, 1928, стр. 237 и далее.
- ^ Jump up to: а б Алексей Кондратьев , «Лугус: Многоодаренный Господь» , Ан Трибхис Мор: Журнал кельтского реконструкционизма IMBAS № 1 , 1997 г.
- ^ АЭ 2003, 952.
- ^ ИРПЛ , стр. 80-89.
- ^ ИЛЕР , с. 868.
- ^ ИРПЛ , стр. 87-88.
- ^ ИЛЕР , с. 869.
- ^ CIL XII, 3080 г.
- ^ Лугус: Галльский Меркурий. Архивировано 6 марта 2005 г. в Wayback Machine на Mabinogion.info . П.-Ю. Ламберт оставляет эту фразу частично непереведенной, Que tu... à ma droite («Можете ли вы... справа от меня»), цитируемую в L'Arbre Celtique .
- ^ Юлий Цезарь , Комментарии к Галльской войне 6.17
- ^ Ян де Врис, Кельтская религия (Штутгарт: Kohlhammer Verlag ) 1961, стр. 40-56.
- ^ Питер Бухгольц, «Перспективы исторических исследований германской религии» История религий 8 .2 (ноябрь 1968 г., стр. 111–138), стр. 120 и примечание.
- ^ 2001. Кельтские герои, подменыши и матери. (37), стр.93-116.
- ^ Рюбекайль, Людвиг . Водан и другие трупы в истории исследований: эксгумированы , вклад в названные исследования 38 (2003), 25–42.
Библиография
[ редактировать ]- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Кох, Джон Т. (2017). «Некоторые эпиграфические сравнения, касающиеся «панкельтского бога» Луга». Кельтские религии в римский период . Публикации кельтских исследований. стр. 37–56. ISBN 978-1891271250 .
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361 .
- Шрийвер, Питер (1995). Исследования по британской кельтской исторической фонологии . Родопи. ISBN 978-90-5183-820-6 .
- Симон, Франциско (2005). «Религия и религиозные обряды древних кельтов Пиренейского полуострова». E-Keltoi: Журнал междисциплинарных кельтских исследований . 6 (1). ISSN 1540-4889 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эпиграфические свидетельства
- AE = Эпиграфический год
- CIL = Corpus Inscriptionum Latinarum , Том XIII: Надписи трех галлов и Латинской Германии; Том II: Надписи Латинской Испании.
- ILER = Латинские надписи римской Испании
- IRPL = Римские надписи провинции Луго
- Сборник галльских надписей [RIG], Том 1: Галло-греческие тексты (CNRS, Париж, 1985)
- Исследования
- Альберро, Мануэль (2010). «Панкельтский бог Луг и его присутствие в Испании» . Полис: Журнал идей и политических форм Античности (22): 7–30. ISSN 1130-0728 .
- Бернардо Стемпеля, Патриция (2008). «Cib. to Luguei 'hacia Lugus' Frente a Luguei 'para Lugus': Sintaxis Y Divinidades En Peñalba De Villastar» . Почетный . 76 (2): 181–96. дои : 10.3989/emerita.2008.v76.i2.294 .
- Эллис, Питер Берресфорд, Словарь кельтской мифологии (Оксфордский справочник в мягкой обложке), Oxford University Press, (1994): ISBN 0-19-508961-8
- Эска, Джозеф Ф. (2006). «Заметки о морфологии, фонологии и орфографии испано-кельтского языка. LVGVEI и связанные с этим вопросы» . Почетный . 74 (1): 77–88. дои : 10.3989/emerita.2006.v74.i1.6 .
- Грикур, Дэниел; Доминик, Холлард (1997). «Кельтский бог Луг на галло-римских монетах III века». Диалоги древней истории (на французском языке). 23 (1): 221–286. дои : 10.3406/dha.1997.2334 .
- Грикур, Дэниел; Доминик, Холлард (2002). «Лугус и лошадь». Диалоги древней истории (на французском языке). 28 (2): 121–166. дои : 10.3406/dha.2002.2475 .
- Оливарес Педреньо, Хуан Карлос (2010). «Астурийцы conventus lucensis и культ бога Луга на северо-западе Испании» Диалоги древней истории . 36 (2): 117–136. дои : 10.3406/dha.2010.3234 . hdl : 10045/131629 .
- Райдон, Валери (2015). «Люньез: забытый «Лугдунум» в швейцарской табличной Юре». Паллас (97): 121–31. JSTOR 43606249 . . По состоянию на 18 декабря 2022 г.
- Райдон, Валери (2016). «Логотип cró «Перо Луга» (Кэт Мейдж Туиред, § 69)]. Кельтские исследования . 42 : 123–133. дои : 10.3406/ecelt.2016.2472 .
- Стифтер, Дэвид (1997). «Кельтиберий -уней, Лугуэй ». Язык . 39 (2): 213–223. ISSN 0376-401X .
- Товар, Антонио. « Кельтский бог Лугу в Испании ». В: Римская религия в Испании . Мадрид, Министерство национального образования, 1981. стр. 279–282.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Лугусом, на Викискладе?