Jump to content

Соль (римская мифология)

Солнце
Бог Солнца
Сол на диске
Обитель Небо
Планета Солнце
Символ Колесница, солнечный диск
День Воскресенье ( умирает Солис )
Генеалогия
Братья и сестры Луна , Аврора
Эквиваленты
Греческий эквивалент Гелиос
Скандинавский эквивалент Солнце
Этрусский эквивалент любопытный
Ханаанский эквивалент Шапаш
Индоевропейский эквивалент Сехул

Соль — олицетворение Солнца и бога в древнеримской религии . Долгое время считалось, что в Риме на самом деле было два разных, последовательных бога солнца : первый, Sol Indiges ( лат . обожествленное солнце ), считался неважным и полностью исчез в ранний период. Лишь в поздней Римской империи , утверждали ученые, солнечный культ вновь появился с приходом в Рим сирийского Sol Invictus ( лат . непокорённое солнце ), возможно, под влиянием митраистских мистерий . [1] Публикации середины 1990-х годов подвергли сомнению представление о двух разных богах Солнца в Риме, указав на многочисленные свидетельства преемственности культа Солнца и отсутствие какого-либо четкого различия – ни в названии, ни в изображении – между «ранними богами Солнца». и «поздний» римский бог Солнца. [2] [3] [4] [5]

Этимология

[ редактировать ]

латинское sol , обозначающее « Солнце Считается, что », возникло в протоиндоевропейском языке как продолжение гетероклитического * Seh 2 ul- / *Sh 2 -en- и, таким образом, родственно другим солнечным божествам в других индоевропейских языках. Европейские языки : германский соль , санскрит сурья , авестийский хваре-хшаэта , греческий гелиос , литовский сауле . [6] Также сравните латинский sol с этрусским usil . Сегодня романские языки по-прежнему используют рефлексы sol (например, итальянское «sole», португальское « sol», испанское « sol», румынское « soare» и французское «soleil ») в качестве основного слова для обозначения «солнце». [а]

В Римской республике

[ редактировать ]

Согласно римским источникам, поклонение Солнцу было введено Титом Татием вскоре после основания Рима. [7] [8] У Вергилия он дедушка Латинуса , сына дочери Сола Цирцеи, жившей недалеко от Рима в Монте-Чирчео. [9] Храм Солнца стоял на берегу Нумиция, рядом со многими важными святынями ранней латинской религии. [10]

в Риме у Солнца был «старый» храм в Большом цирке Согласно Тациту, (56–117 гг. Н. Э.). [11] и этот храм оставался важным в течение первых трех веков нашей эры. [12] также находился старый храм Солнца На Квиринале , где 9 августа приносилось ежегодное жертвоприношение Sol Indiges в ознаменование победы Цезаря при Фарсале (48 г. до н.э.). [б] В римских ритуальных календарях или фасти также упоминается праздник Sol Indiges 11 декабря и жертвоприношение Солнцу и Луне 28 августа. Традиционно ученые считали Sol Indiges [с] чтобы представлять более раннюю, более аграрную форму, в которой поклонялись римскому богу Солу, и считали его сильно отличающимся от позднеримского Солнца Инвиктуса, который, по их мнению, был преимущественно сирийским божеством. Однако ни эпитет «индейцы» (который вышел из употребления вскоре после Цезаря), ни эпитет «инвиктус» не используются с какой-либо последовательностью, что делает невозможным провести различие между ними. [15]

Непобедимое Солнце

[ редактировать ]
Полихромная репродукция митраистской сцены банкета с изображением Митры и бога Солнца ( Sol Invictus ), пирующих на шкуре забитого быка, датируемая 130 годом н. э., Музей Лобденгау, Ладенбург , Германия.

Долгое время считалось, что Sol Invictus (с английского языка переводится как «Непокоренное Солнце») был поддерживаемым иностранным государством богом Солнца, привезенным из Эмесы или Пальмиры в Сирии императором Аврелианом в 274 году и затмившим по важности другие восточные культы. [16] до отмены классической римской религии при Феодосии I. Однако доказательства этого в лучшем случае скудны, [17] и представление о том, что Аврелиан ввел новый культ солнца, игнорирует многочисленные свидетельства на монетах, изображениях, надписях и других источниках сильного присутствия бога Солнца в Риме на протяжении всего имперского периода. [18] Тертуллиан (умер в 220 г. н.э.) пишет, что Большой Цирк был посвящен в первую очередь Солнцу. [19] Во время правления Аврелиана была основана новая коллегия понтификов Солнца. [20] Ведутся споры по поводу значения даты 21 декабря для культа Солнца. Согласно единственному, позднему источнику, 21 декабря римляне проводили праздник Dies Natalis Invicti , «день рождения непобежденного». Большинство учёных полагают, что имелось в виду Sol Invictus, хотя наш источник об этом фестивале не утверждает этого прямо. [д]

25 декабря обычно указывалось как дата зимнего солнцестояния . [и] с первым заметным удлинением светового дня. В Филокальном календаре отмечается праздник NATALIS INVICTI 354 года нашей эры, в части VI, 25 декабря . Имеются ограниченные свидетельства того, что этот праздник отмечался до середины IV века. [22] [ф] [25] В том же Добротном календаре , часть VIII, упоминается и о рождении Иисуса Христа , утверждая, что «Господь Иисус Христос родился за восемь дней до январской календы » (то есть 25 декабря). Начиная с 12 века, [26] Были предположения, что дата, близкая к солнцестоянию, 25 декабря, была выбрана для Рождества, потому что это была дата праздника DIES NATALIS SOLIS INVICTI , но историки поздней античности не упоминают об этом, а другие предполагают, что Аврелиан выбрал 25 декабря для Рождества. тень раннехристианских праздников, которые уже набирают популярность. [27] Когда был учрежден фестиваль 25 декабря, неясно, поэтому трудно оценить, какое влияние (если таковое имело) оно оказало на установление Рождества .

Были фестивали и в другие дни декабря, в том числе 11-го (упомянутого выше), а также в августе. Гордон отмечает, что ни один из этих фестивалей не связан с астрономическими событиями. [17]

На протяжении IV века культ Солнца продолжали поддерживать высокопоставленные понтифики, в том числе знаменитый Веттий Агорий Претекстат . [28]

Связь с императорами

[ редактировать ]
Слева — римский император Аврелиан с лучистой короной, справа — изображение Солнца.

Согласно Historia Augusta , Элагабал , подросток-северанский наследник, принял имя своего божества и привез свой культовый образ из Эмесы в Рим. Став императором, он пренебрег традиционными государственными божествами Рима и продвигал свое собственное как самое могущественное божество Рима. Это закончилось его убийством в 222 году. Historia Augusta приравнивает божество Элагабала к Юпитеру и Солнцу: fuit autem Heliogabali vel Iovis vel Solis sacerdos , «Он также был жрецом Гелиогабала, или Юпитера , или Солнца». [29] Хотя это было расценено как попытка импортировать сирийского бога Солнца в Рим, [30] римский культ Солнца существовал в Риме, по крайней мере, со времен ранней республики . [31] [32] [33] [34]

По мере того как Культ Сола рос и Сол приобретал атрибуты других божеств, Солнце стало использоваться как способ продемонстрировать имперскую власть. Лучевая корона, изображенная на портретах некоторых императоров на монетах, отчеканенных в III веке, была связана с Солнцем. [35] [36] и, возможно, на него повлияли более ранние изображения Александра Великого . [37] На некоторых монетах, отчеканенных в IV веке, на одной стороне изображено Солнце. [35] Константин I носил «лучистую корону», хотя некоторые утверждают, что она предназначалась для обозначения « Святых Гвоздей », а не Солнца. [38] [ сомнительно обсудить ]

Отождествление с другими божествами

[ редактировать ]

Солнце наиболее заметно отождествлялось с Фебом Аполлоном ; такое уравнение, как известно, встречается у Варрона и Овидия . Греческая ассимиляция Аполлона и Гелиоса уже установилась в Риме к концу республики. [39]

Различные римские философы размышляли о природе Солнца, но не пришли к единому мнению. Типичный пример — Нигидий , учёный I века до нашей эры. Его труды не сохранились, но, написав пять столетий спустя, Макробий сообщает, что Нигидий утверждал, что Солнце следует отождествлять с Янусом и что у него есть двойник Яна , которая была Луной . Таким образом, их следует считать высшими из богов, приносящими жертвы раньше всех остальных. [41] Такие спекуляции, по-видимому, были ограничены образованной элитой и не оказали никакого влияния на хорошо зарекомендовавший себя культ Солнца как независимого божества: ни один древний источник, за исключением Макробия, не упоминает об отождествлении Солнца с Янусом.

Связь с Митрой

[ редактировать ]

Сол много раз появляется в изображениях Митры, например, в Тавроктонии , где Митра убивает быка и смотрит на Сола через плечо. [42] Они появляются вместе в других сценах: Митра, восходящий за колесницей Солнца, пожимающий руки, и некоторые изображения Солнца, стоящего на коленях перед Митрой. [43] Митра был известен как Sol Invictus, хотя Сол — отдельное божество, парадоксальные отношения, в которых они являются друг другом, но отдельными. [42] Это отдельные божества, но из-за некоторого сходства между ними может быть создана связь, которая может привести к тому, что одно поглотит другое.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Sol , заимствованное из латыни, используется в современном английском языке астрономами , и многими авторами научной фантастики как собственное имя Солнца, чтобы отличить его от других звезд которые могут быть солнцами для своих собственных планетных систем . [ нужна ссылка ]
  2. ^ "5-му Иду Августу: только на холме Квиринала, на холме Ферии, которую в тот день победил Гай Цезарь, Гай, сын Фарсала"
    «9 августа: Праздник солнечных индейцев на Квиринальском холме, потому что в этот день Гай Цезарь, сын Гая, одержал победу при Фарсале» – Квинтилиан. [13]
    в 5-й день Августа: в воскресенье индейцев, публичное жертвоприношение на Квиринальском холме. [14]
  3. ^ Sol Indiges по-разному переводится как «родное солнце» или «призванное солнце» - этимология и значение слова «индейцы» оспариваются.
  4. ^ Natalis Invicti упоминается только в Календаре Филокала , датируемом 354 годом нашей эры. [21]
  5. ^ Когда Юлий Цезарь ввел юлианский календарь в 45 г. до н.э., 25 декабря было приблизительно датой солнцестояния. В наше время солнцестояние приходится на 21 или 22 декабря.
  6. ^ «Вызывающая уникальный интерес надпись времен правления Лициния воплощает в себе официальный рецепт ежегодного празднования его армией фестиваля Sol Invictus 19 декабря» . [23] Надпись [24] фактически предписывает ежегодное подношение Солнцу 18 ноября ( DIE XIV KAL(ENDIS) DECEMB(RIBUS) , т. е. на четырнадцатый день перед декабрьскими календами).
  1. ^ Хальсберг, Гастон (1972). Культ Sol Invictus . Лейден: Брилл. ЭПРО 223.
  2. ^ Jump up to: а б Хиджманс, Стивен (1996). «Солнце, которое не восходило на Востоке: культ Sol Invictus в свете нелитературных свидетельств». Бабеш . 71 : 115–150. дои : 10.2143/BAB.71.0.2002277 .
  3. ^ Берренс, Стефан (2004). Культ Солнца и империя от северанцев до Константина I (193–337 гг. Н.э.) (на немецком языке). Том 185. Штутгарт: История отдельных сочинений. ISBN  3-515-08575-0 .
  4. ^ Матерн, Петра (2001). Гелиос и Солнце: культы и иконография греческого и римского Бога Солнца . Стамбул: Эге. ISBN  978-975-8070-53-4 .
  5. ^ Хиджманс, Стивен (2009). Соль: Солнце в искусстве и религиях Рима (Диссертация). Университет Гронингена. ISBN  9789036739313 .
  6. ^ см., например, Энциклопедию индоевропейской культуры , стр. 556.
  7. ^ Варрон, Де Лингва , 5.68.
  8. ^ Август, Civ. Деи , iv. 23
  9. ^ Вергилий, Энеида , 12, 161–164.
  10. ^ Плиний, Нат. Ист ., III 56.
  11. ^ Тацит , Анналы , 15, 74.
  12. ^ Тертуллиан, Спектр , 8.
  13. ^ Квинтилиан, Инст ., 1,7,12; Амитерновский пост
  14. ^ Пост Валента ; ср. Фасти Маффеани и Фасти Аллифани .
  15. ^ См. статью в Википедии Sol Invictus ; см. также «Индигеты» .
  16. ^ Типичный пример такого подхода можно найти в: Хоуи, Аллан С. (1939). «Официальная политика в отношении восточных культов в римской армии». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 70 : 456–481, особенно. стр. 479 и далее. дои : 10.2307/283102 . JSTOR   283102 .
  17. ^ Jump up to: а б с Гордон, Ричард Л.; Вальраф, Мартин (2006). Канчик, Юбер; Шнайдер, Хельмут (ред.). «Сол» . Новый Поли Брилла . Античные тома. Бонн, Германия: Brill Online . Проверено 24 мая 2020 г.
  18. ^ Гордон и Вальраф (2006) [17] цитируйте Хиджманс (1996). [2]
  19. ^ Тертуллиан , De Spect ., 8.
  20. ^ Хиджманс, Стивен Э. (2009). Соль: Солнце в искусстве и религиях Рима . [Sl: sn] ISBN  978-90-367-3931-3 . OCLC   632117190 .
  21. ^ «Хронография календаря 354-06» . ccel.org .
  22. ^ Вальраф (2001) 174–177 [ нужна полная цитата ]
  23. ^ Хоуи (1939) 480 [ нужна полная цитата ]
  24. ^ Дессау Избранные латинские надписи . 8940 [ нужна полная цитата ]
  25. ^ «Интернет-текст надписи, части 6 и 12» . tertullian.org . Архивировано из оригинала 4 декабря 2007 г.
  26. ^ Епископ Иаков Бар-Салаби, цит. Макмаллен, Рамзи (1997). Христианство и язычество в четвертом-восьмом веках . Йель. п. 155.
  27. ^ Макгоуэн, Эндрю (декабрь 2002 г.). «Как 25 декабря стало Рождеством» . Библейский обзор . Общество библейской археологии . Проверено 9 апреля 2021 г.
  28. ^ CIL VI, 1778 г., «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 9 ноября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: archived copy as title (link) and 1779.«Архивная копия» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 11 декабря 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  29. ^ Финстра, Р. (01.01.2010), «Издание латинского текста и английский перевод» , Хьюго Гротиус Mare Liberum 1609–2009 , Брилл | Найхофф, стр. 1–25, номер документа : 10.1163/ej.9789004177017.i-178.20 , ISBN.  9789047430452 , получено 27 октября 2021 г.
  30. ^ Хальсберг, Гастон (1 января 1972 г.). Культ Sol Invictus . БРИЛЛ. дои : 10.1163/9789004296251 . ISBN  978-90-04-29625-1 .
  31. ^ ХИДЖМАНС, Стивен Э. (1 декабря 1996 г.). «Солнце, которое не взошло на Востоке» . Бабеш . 71 : 115–150. дои : 10.2143/bab.71.0.2002277 . ISSN   0165-9367 .
  32. ^ Берренс, Стефан (2004). Культ Солнца и империя от Северов до Константина I (193–337 гг. н.э.) . Штутгарт: Ф. Штайнер. ISBN  3-515-08575-0 . OCLC   57010712 .
  33. ^ Хиджманс, Стивен Э. (2009). Соль: Солнце в искусстве и религиях Рима . [Sl: sn] ISBN  978-90-367-3931-3 . OCLC   632117190 .
  34. ^ Матерн, Петра (2002). Гелиос и Солнце: культы и иконография греческого и римского Бога Солнца . Стамбул: Эге Яинлары. ISBN  975-8070-53-3 . OCLC   53857589 .
  35. ^ Jump up to: а б «Библейские артефакты. Древние монеты и артефакты Святой Земли» . www.biblicalartifacts.com . Проверено 20 ноября 2020 г.
  36. ^ Бардилл, Джонатан (2012), Константин, Божественный император золотого века христианства , Cambridge University Press, стр. 114
  37. ^ Стюарт, Эндрю (1993), Лица власти: образ Александра и эллинистическая политика , University of California Press, стр. 246
  38. ^ Лаван, Люк (01 января 2011 г.), «Политические талисманы? Остаточные «языческие» статуи в позднеантичном общественном пространстве» , Археология позднеантичного «язычества» , BRILL, стр. 437–477, doi : 10.1163/ej. 9789004192379.i-643.109 , ISBN  978-90-04-21039-4 , получено 7 декабря 2020 г.
  39. ^ Хиджманс, Стивен (2004). «Солнце и Луна в Carmen Saeculare : иконографическая перспектива». Метаморфические размышления: эссе, подаренные Бену Хиджмансу на его 75-летие .
  40. Отголоски взглядов Нигидия, возможно, можно найти у Цицерона , De Natura Deorum , ii. 27
  41. ^ Макробий , Сатурналии , т.е. 9. [40]
  42. ^ Jump up to: а б Клаусс, Манфред; Гордон, Ричард (25 сентября 2017 г.). Римский культ Митры . дои : 10.4324/9781315085333 . ISBN  9781315085333 .
  43. ^ Бек, Роджер (06 ноября 2020 г.). Бек о митраизме . Рутледж. дои : 10.4324/9781315096513 . ISBN  978-1-351-57433-4 . S2CID   228869848 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de09df717a868ccdd4241de57ccd3a3d__1722128400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/3d/de09df717a868ccdd4241de57ccd3a3d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sol (Roman mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)