Африка (богиня)



Богиня Африки , на латыни Dea Africa , была олицетворением Африки римлянами в первые века нашей эры. [1] [2] Для некоторых она была одним из божеств плодородия и изобилия. Ее иконография обычно включала головной убор в виде маски слона, рог изобилия , военный штандарт и льва. [3]
Для римлян « Африка » была всего лишь их имперской провинцией, примерно приравнивающейся к современному Тунису , и богиня/персонификация не имела южнее Сахары африканских характеристик ; возможно, ее считали берберкой , но об этом нельзя судить по подавляющему большинству изображений. Ситуация изменилась после того, как она была возрождена в эпоху Возрождения, теперь явно являясь лишь олицетворением Африки без претензий на божественность. [ нужна ссылка ]
римское использование
[ редактировать ]Она изображается на некоторых монетах, резных камнях и мозаиках в римской Африке . Мозаика, изображающая римскую Африку, находится в музее Эль-Джем в Тунисе. [1] [4] [5] Святилище, найденное в Тимгаде ( Тамугади по-берберски) в Алжире, украшено иконографией богини Африки. [6]
Она была одной из многих «персонификаций провинций», таких как Британия , Испания , Македония и ряд грекоязычных провинций. Африка появилась одной из первых и, возможно, возникла в результате рекламы африканского триумфа Помпея Великого в 80 г. до н. э.; некоторые монеты с изображением Помпея и Африки сохранились. [7]

Головной убор слона впервые появляется на монетах, изображающих Александра Великого в ознаменование его вторжения в Индию, включая (возможно, поддельные) «медальоны Пора», выпущенные при его жизни, и монеты Птолемея I из Египта, выпущенные с 319 по 294 г. до н.э. [8] Возможно, это имело резонанс с идеологией фараонов . [8] Позже изображение было использовано на монетах Агафокла Сиракузского , отчеканенных около 304 г. до н.э. после его африканской экспедиции. [9] Впоследствии его можно увидеть на монетах царя Нумидии Ибараса , царства, которое Помпей победил в I веке до нашей эры, поэтому, скорее всего, оно было заимствовано оттуда создателями изображений Помпея. [7]
Богиня
[ редактировать ]Для римлян различие между богинями, которым поклонялись, и фигурами-персонификациями, которые считались литературными и иконографическими удобствами, было очень эластичным, и Африка, похоже, находилась на границе между ними. Она, конечно, не была главным божеством, но, возможно, время от времени ей поклонялись.
Плиний Старший в своей книге «Естественная история » написал «in Africa nemo destinat aliquid nisi praefatus Africam», что ученые переводят как «никто в Африке ничего не делает, не обратившись предварительно к Африке». [10] Это было литературным доказательством ее существования и важности, в некоторых случаях интерпретируемым как доказательство североафриканского культа, ориентированного на богиню. Другие писатели также интерпретировали женское олицетворение Африки как «Деа» или богиню. [11]
Мариц, однако, задался вопросом, была ли персонифицированная Африка когда-либо «Деей» или богиней для римлян или где-либо еще. Иконографические изображения «Деа Африки» с головным убором из слоновьего черепа были просто римской иконой Африки, утверждает Мариц. Вероятно, это связано с тем, что ни Плиний, ни какой-либо другой писатель после этого никогда не описывал ее как «Деа», и не существует эпиграфической надписи, в которой говорилось бы «Деа Африка». Напротив, другие римские богини носят в текстах и надписях приставку «Деа». У римлян уже были свои богини плодородия и изобилия, утверждает Мариц, и не было необходимости в конкурирующей богине с той же ролью. [12]
возрождение эпохи Возрождения
[ редактировать ]В эпоху Возрождения Африка возродилась вместе с другими персонификациями, и к 17 веку ей обычно давали смуглую кожу, вьющиеся волосы и широкий нос в дополнение к ее римским атрибутам. [13] Она была необходимой частью изображений Четырех Континентов , которые были популярны в ряде СМИ.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гифти Ако-Адунво (1999), Исследования иконографии чернокожих в римском искусстве, доктор философии. Диссертация присуждена Университетом Макмастера, научный руководитель: Кэтрин Данбабин, стр. 82.
- ^ Кристин Хамдун (2008), La dea Africa и имперский культ [ постоянная мертвая ссылка ] , Исследования африканских древностей, Том 1, Номер 1, страницы 151–161.
- ^ Пол Лахлан МакКендрик (2000). Камни Северной Африки говорят . Издательство Университета Северной Каролины. п. 236. ИСБН 978-0-8078-4942-2 .
- ^ Пэрриш, Дэвид (2015). «Мозаики Эль-Джема». Журнал римской археологии . 12 : 777–781. дои : 10.1017/S1047759400018663 . ISSN 1047-7594 .
- ^ Роберт А. Уайлд (1981). Вода в культовом поклонении Исиде и Сарапису . Архив Брилла. стр. 186–187. ISBN 90-04-06331-5 .
- ^ Аомар Акерраз; Мустафа Ханусси; Аттилио Мастино (2006). Римская Африка: материалы XVI учебной конференции, Рабат, 15-19 декабря 2004 г. Университета Сассари. стр. 1423, 1448. ISBN. 978-88-430-3990-6 .
- ^ Jump up to: а б Остенберг, Ида (2009). Организация мира: трофеи, пленники и представительства в римской триумфальной процессии . Издательство Оксфордского университета. стр. 222–223 со сноской 138. ISBN. 978-0-19-921597-3 .
- ^ Jump up to: а б Лорбер, Кэтрин (2018). Монеты империи Птолемеев . Нью-Йорк: Американское нумизматическое общество. п. 46-59.
- ^ де Лиль, Кристофер (2021). Агафокл Сиракузский: сицилийский тиран и эллинистический король (Первое изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 128–130. ISBN 9780191894343 .
- ^ Дж. А. Мариц (2006), «Деа Африка: изучение доказательств», Схолия: Исследования классической античности , том 15, стр. 102
- ^ Леви, Гарри Л. (1958). «Темы восхвалений и инвектив в Клавдиане». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 89 : 336–347. дои : 10.2307/283685 . ISSN 0065-9711 . JSTOR 283685 .
- ^ Дж. А. Мариц (2006), «Деа Африка: изучение доказательств», Схолия: исследования классической античности , том 15, страницы 102-121
- ^ Спайсер, Джоанет (2016). «Персонификация Африки с гребнем в виде головы слона в иконологии Чезаре Рипы». Персонификация . Брилл Академик. стр. 675–715. дои : 10.1163/9789004310438_026 . ISBN 9789004310438 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Поль Корбье, Марк Грисхаймер, Римская Африка, 146 г. до н.э. – 439 г. н.э. ( «Эллипсы» , Париж, 2005)