Терра (мифология)
Земля | |
---|---|
![]() Терра, лежащая с Временами года, в сопровождении Айона - Урана внутри зодиакального колеса ( мозаика из Сентинума , 200–250 гг. н. э., Глиптотека ). | |
Другие имена | Земля |
Обитель | Земля |
Символ | Фрукты, цветы, рог изобилия, крупный рогатый скот |
Генеалогия | |
Родители | Эфир и дни ( Гигин ) |
Братья и сестры | Небеса ( Гигин ) |
Супруга | Целус |
Дети | Сатурн , Оперс , Янус |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Гайя |
Индоевропейский эквивалент | Д'еу'ом |
Албанский эквивалент | Бог [1] |
В древнеримской религии и мифологии . Теллус Матер или Терра Матер [а] «Мать-Земля») — олицетворение Земли ( . едва различимы Хотя Теллус и Терра в имперскую эпоху , [2] Теллус — имя первоначальной богини земли в религиозных практиках Республики или ранее. [3] [4] Ученый Варрон (I век до н. э.) называет Теллуса одним из di selecti , двадцати главных богов Рима и одним из двенадцати сельскохозяйственных божеств. [5] [6] : 7.2 Ее регулярно связывают с Церерой в ритуалах, касающихся земли и плодородия сельского хозяйства.
Атрибутами Теллуса были рог изобилия , букеты цветов или фрукты. Обычно ее изображали лежащей или поднимающейся по пояс из ямы в земле. [7] Ее мужским дополнением был бог неба, такой как Целус ( Уран ) или форма Юпитера . Ее греческий аналог – Гея , [8] а у этрусков ее звали Кел . Майкл Липка утверждал, что Terra Mater, появившаяся во время правления Августа , является прямым переносом греческого Ge Mater в римскую религиозную практику, в то время как Теллус, древний храм которого находился в пределах священной границы Рима ( померий ), представляет собой первоначальную богиню земли. культивируется государственными священниками. [9] : 151–152 и далее
Имя
[ редактировать ]
два слова «терра» и «теллус» Считается, что произошли от шаблонной фразы «терса теллус », что означает «суша». [ нужна ссылка ] Этимология теллуса неясна ; возможно, это связано с санскритским талам , «равнинная земля». [11]
Латинский комментатор 4-го века нашей эры Сервий проводит различие между использованием теллуса и терры . Терра , говорит он, правильно используется для элементаума , земли как одного из четырех классических элементов вместе с воздухом ( Вентус ), водой ( Аква ) и огнем ( Игнис ). Теллус — богиня, чье имя можно заменить ( понимус... про ) на ее функциональную сферу — землю, точно так же, как имя Вулкан используется для обозначения огня, Церера — для плодов, а Либер — для вина. [12] : 1.171 Таким образом, Теллус относится к божеству-хранителю Земли и, соответственно, самого земного шара. [13] Теллус может быть аспектом духа, называли Деа Диа которого жрецы Арваля . [15] или, по крайней мере, ее близкий соратник как «божество ясного неба». [16] : 114
Варрон отождествляет Terra Mater с Церерой:
Недаром Земля ( Терра ) называлась Матерью и Церерой . Считалось, что те, кто ее культивировал, вели благочестивую и полезную жизнь ( piam et utilem...vitam ), и что они были единственными выжившими из рода царя Сатурна . [18]
Овидий различает Теллуса как локус («место, местоположение») роста и Цереру как его causa («причина, действующее лицо»). [19] : 1.671–674 [20] Mater , латинское слово, означающее «мать», часто используется как почетное обращение к богиням, включая Весту, которая изображалась как девственница. Таким образом, «Мать» — это почетное обращение, выражающее уважение, которое можно испытывать к любой хорошей матери. Теллус и Терра считаются матерями как в буквальном, так и в почетном смысле; Веста только в почетном знаке.
Храм
[ редактировать ]Храм Теллуса был самой выдающейся достопримечательностью Каринов . [21] [12] : 8.361 фешенебельный район на Оппиан-Хилл . [22] : 71, 378 [24] Это было недалеко от домов ( domus ), принадлежавших Помпею. [26] [27] [28] [22] : 133, 378 и семье Цицерона . [29] [30] : 2.3.7 [22] : 378
Храм стал результатом вотума, сделанного произошло землетрясение в 268 г. до н. э. Публием Семпронием Софом, когда во время битвы с пиценами . [31] [22] : 378 Другие [32] говорят, что его построили римляне. Он занимал место бывшего дома, принадлежавшего Спурию Кассию , который был снесен, когда он был казнен в 485 г. до н.э. за попытку провозгласить себя царем. [33] [34] [35] [36] Храм, построенный Софом более двух столетий спустя, скорее всего, был перестройкой народной. [22] : 378 Годовщина ( dies natalis ) его открытия пришлась на 13 декабря.
загадочный предмет под названием магментариум . В храме хранился [37] [38] [22] : 379 который также был известен изображением Италии на стене в виде карты или аллегории. [5] : 1.2.1 [39] [22] : 378–379
Статуя Квинта Цицерона , установленная его братом Марком , была среди тех, что стояли на территории храма. [30] : 3.1.6, 3.1.14 [40] [41] Цицерон утверждает, что близость его собственности заставила некоторых римлян предположить, что он несет ответственность за поддержание храма. [42]
Фестивали
[ редактировать ]
Фестивали, отмечавшиеся в Теллусе, были в основном связаны с сельским хозяйством и часто были связаны с Церерой . В январе обе богини были прославлены как «матери плодородия ». [43] на передвижном празднике ( feriae Conceptivae ) Sementivae , празднике посева. [45] 13 декабря годовщина Храма Теллуса отмечалась вместе с лектистерниумом (банкетом) в честь Цереры, олицетворявшей «растущую мощь» и плодородие земли. [46]
Теллус получил в жертву беременную корову на Фордицидии , фестивале, посвященном плодородию и животноводству. [47] : 45 состоялся 15 апреля в середине Чериалии ( 12–19 апреля). [17] : 163 Фестивали божеств растительности и земного скопления в апреле по римскому календарю . [14] : 67 Учреждение Фордицидии приписывалось Нуме Помпилиусу , сабинянскому второму царю Рима . проинструктировал Нуму, В то время, когда Рим боролся с суровыми сельскохозяйственными условиями, деревенский бог Фавн во сне что необходимо принести жертву Теллусу. Как это часто бывает с оракулами , сообщение требовало интерпретации:
«Смертью скота, о царь, нужно умилостивить Теллуса: то есть двух коров. Пусть одна телка принесет две жизни ( animae ) для обрядов». [48]
Нума решил загадку, установив принесение в жертву беременной коровы. [49] Целью жертвоприношения, как предполагали августовец поэт- Овидий VI века и антиквар Иоанн Лид , было обеспечить плодородие посаженного зерна, уже растущего во чреве Матери-Земли в облике Теллуса. [19] : 4,633 и далее [50] [47] : 53 Это публичное жертвоприношение было проведено в форме всесожжения от имени государства в Капитолии , а также каждой из тридцати курий , древнейших подразделений города, созданных Ромулом из первоначальных трех племен . [14] : 71, 303 [51] Государственным жертвоприношением руководили весталки , которые использовали пепел от Холокоста для приготовления суфимена , ритуального вещества, используемого позднее в апреле для парилии . [19] : 4.731–734 [52] [14] : 71 [47] : 53, 383
Во время Светских игр, проводимых Августом в 17 г. до н.э., Терра Матер была среди божеств, почитаемых в Таренте на Марсовом поле . Ее церемонии проводились по «греческому обряду» ( ritus graecus ), что отличало ее от римского Теллуса, чей храм находился внутри померия . Она получила жертву беременной свиноматки. [9] : 151–152, 157 Светские игры 249 г. до н.э. были посвящены божествам подземного мира Диспатеру и Прозерпине , чей подземный алтарь находился в Таренте. При Августе Игры ( ludi ) были посвящены семи другим божествам, которых называли Моэрами , Юпитером, Илифией , Юно, Терра Матер, Аполлоном и Дианой . [9] : 150
Молитвы и ритуалы
[ редактировать ]Sacrum ceriale («зерновой обряд») проводился для Теллуса и Цереры фламеном , вероятно, Flamen Cerialis , который также призывал двенадцать богов-помощников мужского пола . [53] [54] [9] : 57, 69 По словам Варрона , [55] две богини совместно получили porca praecidanea , свинью, приносимую в жертву перед сбором урожая. [58] Некоторые обряды, первоначально относящиеся к Теллу, возможно, были перенесены на Цереру или разделены с ней в результате ее идентификации с греческой Деметрой . [59]
Считалось, что Теллус присутствовал во время обрядов перехода , либо неявно, либо по вызову. Возможно, она участвовала в церемониях при рождении ребенка, поскольку новорожденного клали на землю сразу после появления на свет. [ нужна ссылка ] Теллуса также использовали на римских свадьбах. [60] [61]
Посвятительных надписей Теллусу или Терре относительно немного. [23] : 304 но эпитафии имперского периода иногда содержат шаблонные выражения, такие как «Terra Mater, прими меня». [62] В провинциальном горнодобывающем районе Паннонии , на территории современной Любии , вотивные надписи фиксируют посвящение Терра Матер от вилиц , имперских надзирателей за рабами, которые руководили операциями на рудоплавильных заводах ( ferrariae ). [63] [64] : 58–59
Все они датированы 21 апреля, когда отмечался день основания ( dies natalis , «день рождения») Рима, что, возможно, отражает связь между Парилией 21 апреля и Фордицидией как праздником Теллуса. [64] : 59–60 Император Септимий Север восстановил храм Терра Матер в Руднике , районе добычи серебра Верхней Мезии . [65] [64] : 59 (примечание 29), 78 Храм размером 30 на 20 метров располагался у входа в рабочую зону. [64] : 78
Иконография
[ редактировать ]
Теллуса часто называют центральной фигурой на так называемой итальянской рельефной панели Ara Pacis , которая обрамлена букранией (декоративными головами быков) и мотивами растительного и животного плодородия и изобилия. [66] [67] Терра долгое время оставалась обычным олицетворением , хотя и не считалась богиней. Она часто входила в наборы персонифицированных Четырех Элементов , обычно обозначаемых рогом изобилия , сельскохозяйственными животными и овощными продуктами.
Скажи мне
[ редактировать ]Мужские аналоги по имени Теллумо или Теллурус упоминаются, хотя и редко. Августин Гиппопотам определил Теллумо как мужского аналога Теллуса. [6] : 7.23 Теллурус назван Капеллой. [68] но не из другого источника. [69] [70]
В науке
[ редактировать ]В некоторых современных романских языках Терра или Терре — это название планеты Земля . Говорящие на английском языке иногда называют Землю «Террой», чтобы соответствовать постклассическим латинским астрономическим соглашениям об именах и чтобы отличить планету от почвы, покрывающей ее часть. Его также редко называют «Теллус», в основном через прилагательное « теллурийский ». [71]
См. также
[ редактировать ]

Примечания
[ редактировать ]- ^ В этой статье сохранена номенклатура Теллус или Терра , используемая в отдельных древних источниках.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ушаку, Ружди (1988). «О лексико-семантическом и этимологическом составе словосочетания албанского burri i dheut (Возможность реконструкции)» . Албанологические следы . 17–18: 63–76. пп=92, 95–97.
- ^ Jump up to: а б Аугустакис, Энтони (2010). Материнство и другое: формирование женской силы в эпосе Флавиев . Издательство Оксфордского университета. п. 124 . ISBN 978-0-19-958441-3 .
- ^ Форсайт, Гэри (2012). Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории . Рутледж. п. 73.
- ^ Макдонаф, Кристофер М. (2010). «Римская религия». Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 97.
- ^ Jump up to: а б с Марк Теренций Варрон трёх книгах Сельскохозяйственные темы в .
- ^ Jump up to: а б Августин Гиппопотамский . Из городов Божиих
- ^ Лоуренс, Мэрион (1965). «Саркофаг Веллетри». Американский журнал археологии . 69 (3): 212. дои : 10.2307/502285 . JSTOR 502285 . S2CID 193124610 .
- ^ Хейдок (1995). Настольная справочная энциклопедия Ларусса . Книжные люди . п. 215. [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б с д Липка, Михаил (2009). Римские боги: концептуальный подход . Брилл.
- ^ Эрно-Мейе (ред.). Dictionnaire Etymologique De La Langue Latine [ Этимологический словарь латинского языка ] (на французском языке). [ нужна полная цитата ]
- ^ Аугустакис (2010) [2] цитируя запись на Теллусе в Эрно-Мейе [10]
- ^ Jump up to: а б Мавр Сервий Хонорат » Вергилия примечание к « Энеиде .
- ^ «Теллус». Оксфордский классический словарь . Издательство Оксфордского университета. 1996. с. 1480.
- ^ Jump up to: а б с д и Фаулер, Уильям Вард (1908). Римские праздники периода республики . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фаулер (1908), [14] : 74 который согласен с Людвигом Преллером
- ^ Jump up to: а б с Шиллинг, Роберт (1992) [1981]. "Рим". Римская и европейская мифологии . Издательство Чикагского университета. из французского издания 1981 года.
- ^ Jump up to: а б с Вагенворт, Хендрик (1956). «Иниция Церерис». Исследования римской литературы, культуры и религии . Брилл.
- ^ Варрон [5] : 3.1.5 цитируется Вагенвортом (1956). [17] : 153
- ^ Jump up to: а б с д и Публий Овидий Назон книг календаре в Шесть
- ^ Дюмезиль, Жорж (1980). Камилл . отредактировано и переведено Удо Струтински. Издательство Калифорнийского университета. п. 77 . ISBN 9780520028418 .
- ^ Светоний , Грамматики 15
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ричардсон, Лоуренс (1992). Новый топографический словарь Древнего Рима . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Лили Росс (1925). «Мать Ларов». Американский журнал археологии . 29 (3): 299–313. дои : 10.2307/497560 . JSTOR 497560 . S2CID 192992171 .
- ^ По словам Тейлора [23] : 306 это было на нижних склонах Эсквилинского холма .
- ^ Светоний, Грамматики , 15.
- ^ Помпея Domus rostrata , дом, украшенный носами ( рострами ) так называемых киликийских пиратов . [25]
- ^ Аппиан , Гражданская война , 2.126.
- ^ Каттнер, Энн (1999). «Культура и история в музее Помпея». Труды Американской филологической ассоциации . 129 : 349.
- ^ Плутарх , Жизнь Цицерона , 8.3.
- ^ Jump up to: а б Марк Тулий Цицерон . Письма моему брату Квинту .
- ^ Цветок , 1.14.2
- ^ Валерий Максимус 6.3.1b ; Дионисий 8.79.3 Галикарнасский
- ^ Цицерон, De domo sua 101
- ^ Ливий , 2.41.11
- ^ Дионисий Галикарнасский , 8.79.3
- ^ Валериус Максим , 6.3.1b .
- ^ Цицерон, Ответы De haruspicum 31
- ^ Стамбо, Джон Э. (1978). «Функции римских храмов». Взлет и падение римского мира . II.16.1, с. 571.
- ^ Хёлькескамп, Карл-Й. (1993). «Завоевание, конкуренция и консенсус: римская экспансия в Италии и подъем дворянства » . История . 42 (1): 28.
- ^ Уайзман, Т.П. (1966). «Амбиции Квинта Цицерона». Журнал римских исследований . 56 (1–2): 110. дои : 10.2307/300137 . JSTOR 300137 . S2CID 163483058 .
- ^ Макдермотт, Уильям К. (1971). «В. Цицерон». История 20 :107.
- ^ Цицерон , De haruspicum responsis , 31.
- ^ Frugum matres , Овидий [19] : 1.671
- ^ Скаллард, Х.Х. (1981). Фестивали и церемонии Римской республики . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 68 . ISBN 9780801414022 .
- ^ Скаллард (1981) [44] считает 24–26 января регулярной датой Feriae Conceptivae .
- ^ Вагенворт (1956) [17] : 159 и далее утверждает, что сама Церера возникла как порождающий аспект Теллуса.
- ^ Jump up to: а б с Борода, Мэри ; Норт, JA; Прайс, SRF (1998). Религии Рима: История . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521316828 – через Google Книги.
- ^ Смертью волов тебе, о царь, земля умилостивляет двоих: / одна телица дает две священные души . [19] : 4.641–666
- ^ Иванов, Вячеслав В. (1994). «Основы диахронической лингвистики». В де Грюйтер, Мутон (ред.). Семиотика во всем мире: синтез в разнообразии . Том. 1. С. 64–66. - обсуждает ведические и хеттские параллели.
- ^ Джон Лидус , De Mensibus , 4.49, опираясь на Варрона , как заметил Фаулер (1908). [14] : 71
- ^ Смит, Кристофер Джон (2006). Римский клан: Род от древней идеологии к современной антропологии . Издательство Кембриджского университета. п. 207 .
- ^ Хармон, Дэниел П. (1986). «Религия у латинских элегистов». Взлет и падение римского мира . 2.16.3, с. 1958.
- ^ Варрон, Древности фрг. 266 (издание Кардауна), Сервий Даниелис , записка к Георгику «1.21» со ссылкой на Фабия Пиктора. [ нужны разъяснения ]
- ^ Рюпке, Йорг (2012). Религия в республиканском Риме: рационализация и изменение ритуалов . Издательство Пенсильванского университета. п. 181.
- ^ Цитируется Нониусом, с. 240 в издании Уоллеса Линдсея , по цитате Шиллинга. [16] : 122
- ^ Катон . О сельском хозяйстве . 134.
- ^ Геллий . Чердачные ночи . 4.6.8.
- ^ Катон [56] и Геллий [57] назовите Цереру единственным получателем.
- ^ Шиллинг [16] : 124 «Цицерон как богослов»
- ^ Сервий , примечание к Энеиде 4.166.
- ^ Шпет. Римская богиня Церера . п. 5. [ нужна полная цитата ]
- ^ Фаулер, Уильям Вард (1922). Религиозный опыт римского народа . Лондон. п. 122.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хирт, Альфред Майкл (2010). Имперские рудники и карьеры в римском мире: организационные аспекты 27 г. до н.э. – 235 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. секта. 6.2.
- ^ Jump up to: а б с д Душанич, Слободан (1977). «Аспекты римского горного дела в Норике, Паннонии, Далмации и Верхней Мезии». Взлет и падение римского мира . 2 (6).
- ^ ЦИЛ 3.8333
- ^ Фини, Денис (2004). «Интерпретация жертвенного ритуала в римской поэзии: дисциплины и их модели». В Штайнере, Франц (ред.). Ритуалы в чернилах: конференция по религии и литературному производству в Древнем Риме . п. 12.
- ^ Дополнительную информацию об иконографии Теллуса см. в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae , 7.1.879–889.
- ^ Марсиан Миннеус Феликс Капелла филологии и Меркурия О браке . 1.49.
- ^ Вудард, Роджер Д. (2006). Индоевропейское сакральное пространство: ведический и римский культ . Издательство Университета Иллинойса. п. 115.
- ^ Шталь, Уильям Харрис; Брюгге, Эль (1977). Марсиан Капелла и семь свободных искусств: брак филологии и Меркурия . Издательство Колумбийского университета. п. 23.
- ^ Набод, Валентин (1573). Первые постановления о небе и земле... [ Основные предписания для понимания небесного и земного... ]. Синий стр. 33, 41–42 – через Google Книги.