Нума Помпилиус
Нума Помпилиус | |
---|---|
![]() 48 г. до н.э. Нума изображен на денарии | |
Король Рима | |
Царствование | 715–672 гг. до н.э. |
Предшественник | Ромул |
Преемник | Тулл Враждебный |
Супруг | Татия |
Проблема | Помпиллия |
Отец | Помпоний |
Нума Помпилиус (англ. Классическая латынь : [ˈnʊma pɔmˈpɪliʊs] ; в. 753–672 гг. до н. э.; правил 715–672 до н. э.) — легендарный второй царь Рима . [1] сменил Ромула после годичного междуцарствия . [2] Он был сабинянина по происхождению, и ему приписывают многие из наиболее важных религиозных и политических институтов Рима, такие как римский календарь , весталки , культ Марса, культ Юпитера, культ Ромула и должность понтифика. Максимус . [2]
Генеалогия
[ редактировать ]
По словам Плутарха , Нума был младшим из детей Помпония. [3] четыре сына, родившиеся в день основания Рима (традиционно 21 апреля 753 г. до н. э.). Он вел суровую дисциплинированную жизнь и изгнал всю роскошь из своего дома. Тит Татий , царь сабинян и соратник Ромула, выдал замуж свою единственную дочь Татию за Нуму. После 13 лет брака Татия умерла, что ускорило уход Нумы в деревню. По словам Ливия , Нума проживал в Куресе непосредственно перед тем, как был избран королем. [4]
Тит Ливий (Ливий) и Плутарх ссылаются на историю о том, что Нума обучался философии у Пифагора , но дискредитируют ее как хронологически и географически неправдоподобную. [4]
Плутарх сообщает, что некоторые авторы приписывали Помпилию только одну дочь, Помпилию . Мать Помпилии по-разному идентифицируется как первая жена Нумы Татия или его вторая жена Лукреция . Говорят, что Помпилия вышла замуж за сына первого великого Нумы понтифика Марция , которого также звали Нума Марций, и родила от него будущего царя Анка Марция . [5] [6] [7] [8]
Другие авторы, по мнению Плутарха, дополнительно дали Нуме пять сыновей, Помпо (или Помпония знатные роды ( роды ) Помпониев ) , Пинариев , Кальпурний , Эмилиев и Помпилиев , Пина, Кальпа, Мамерка и Нумы, от которых произошли соответственно. их спуск. Другие, более скептически настроенные авторы, по-прежнему согласно Плутарху, полагали, что это были вымышленные генеалогии, призванные повысить статус этих семей. [9]
Царство
[ редактировать ]
После смерти Ромула наступило междуцарствие годичное , в течение которого члены Сената осуществляли царскую власть поочередно, каждый в течение пяти дней подряд. В 715 г. до н. э., после долгих разногласий между фракциями Ромула (римляне) и Татия (сабиняне), был достигнут компромисс, и сенат избрал сабинянина Нуму, которому было примерно сорок лет. [10] как следующий король.
Сначала Нума отказался от предложения царствования. Он утверждал, что Рим под влиянием правления Ромула все еще оставался страной войны. Ей нужен был правитель, который возглавил бы их армии, а не тот, кто жил жизнью благочестия и размышлений. [11] Однако его отец и сабинские родственники, в том числе его учитель и отец зятя Нумы, Марк, вместе с посольством двух сенаторов из Рима, вместе убедили его принять предложение. По словам Плутарха и Ливия , Нуме, после того как его вызвал Сенат из Куреса, были предложены знаки власти на фоне восторженного приема со стороны народа Рима. Однако он попросил, чтобы авгур угадал мнение богов о перспективах его царствования, прежде чем он согласится. Юпитером Посоветовались с , и предзнаменования оказались благоприятными. Получив одобрение римского и сабинского народа и небес, он вступил в должность короля Рима .
По словам Плутарха, первым действием Нумы было расформирование личной охраны из 300 так называемых целер («Стриж»), которыми Ромул постоянно окружал себя. Этот жест по-разному интерпретируется как самозащита перед лицом их сомнительной лояльности, знак смирения Нумы или знак мира и умеренности.
Согласно римской хронологии, Нума умер от старости в 672 году до нашей эры. После 43-летнего правления ему был около 81 года. [12] [13] По его просьбе его не кремировали, а похоронили в каменном гробу на Яникуле , недалеко от алтаря Фонса . Его преемником стал Тулл Гостилий .
В Риме сменяли друг друга два царя, которые различались своими методами. По словам Ливия, Ромул был царем войны, а Нума - царем мира, и поэтому Рим хорошо разбирался как в искусстве войны, так и в искусстве мира. [14]
Агент богов
[ редактировать ]
Нума традиционно прославлялся римлянами за его мудрость и благочестие . Помимо поддержки Юпитера, он, как предполагается, имел прямые и личные отношения с рядом божеств, наиболее известным из которых является нимфа Эгерия , которая, согласно легенде, научила его быть мудрым законодателем. По словам Ливия, Нума утверждал, что он каждую ночь консультировался с Эгерией о том, как правильно проводить священные обряды в городе. [15] Затем Нума назначил жрецов для каждого из божеств. Плутарх предполагает, что он играл на суевериях [16] придать себе ауру благоговения и божественного очарования, чтобы культивировать более мягкое поведение среди воинственных ранних римлян: почитание богов, соблюдение закона, гуманное поведение по отношению к врагам и ведение достойной, респектабельной жизни.
Говорят, что Нума был автором нескольких «священных книг», в которых он записал божественные учения, в основном из Эгерии и муз . Плутарх [17] (цитата по Валериусу Антиасу ) и Ливию [18] зафиксировать, что по его просьбе он был похоронен вместе с этими «священными книгами», предпочитая, чтобы предписанные ими правила и обряды сохранялись в живой памяти государственных священников, а не сохранялись как реликвии, подлежащие забвению и неиспользованию. Считалось, что около половины этих книг (Плутарх и Ливий различаются по количеству) посвящены священству, которое он основал или развил, включая фламины , понтифики , салии и фетиалы , а также их ритуалы. Остальные книги были посвящены философии ( disciplina sapientiae ). По словам Плутарха, [17] эти книги были обнаружены примерно четыреста лет спустя (на самом деле почти пятьсот лет, т.е. в 181 г. до н.э. согласно Ливию 40:29:3-14 ) в результате стихийного бедствия, обнажившего гробницу. Они были рассмотрены Сенатом, признаны неприемлемыми для разглашения народу и сожжены. Дионисий Галикарнасский [19] на самом деле держали их в строжайшем секрете намекает на то, что папы .
Считается, что Нума заставил двух второстепенных богов Пика и Фавна произнести некоторые пророчества о грядущих событиях. [20]
Сообщается, что Нума, поддержанный и подготовленный Эгерией, провел битву умов с самим Юпитером через видение, посредством которого Нума стремился провести защитный ритуал от ударов молний и грома. [20]
Однажды, когда чума опустошала население, медный щит с неба упал и его принесли в Нуму. Он заявил, что Эгерия сказала ему, что это подарок Юпитера, который будет использован для защиты Рима. Он приказал провести церемонии благодарения за дар и быстро положил конец чуме. Анчиле . стал священной реликвией римлян [21] и был передан под опеку Салии .
Правила и институты, приписываемые Нуме
[ редактировать ]Многие действия и учреждения приписывают Нуме. В некоторых из них Плутарх думал, что обнаружил лаконское влияние, приписывая связь с сабинской культурой Нумы, ибо «Нума был потомком сабинян, объявляющих себя колонией лакедемонян » .
Религиозный
[ редактировать ]Одним из первых деяний Нумы было строительство храма Януса как индикатора мира и войны. Храм был построен у подножия Аргилетума , дороги в городе. После заключения мира с соседями Рима двери храмов были закрыты. [15] и оставался таковым на протяжении всего правления Нумы, что является уникальным случаем в римской истории.
Еще одним творением, приписываемым Нуме, был культ Терминуса , бога границ. Сообщается, что посредством этого обряда, который включал в себя жертвоприношения на частной собственности, границах и достопримечательностях, Нума стремился привить римлянам уважение к законной собственности и ненасильственные отношения с соседями. Культ Терминуса, проповедовал Нума, предполагал отсутствие насилия и убийств. Бог был воплощением справедливости и хранителем мира. [22] В чем-то сравнимом, [23] Более моральным, чем юридическим способом, Нума стремился ассоциировать себя с одной из ролей Вегои в религиозной системе соседних этрусков, решив установить официальные границы территории Рима, чего Ромул никогда не хотел, предположительно с та же забота о сохранении мира. [22] [24]
Осознавая первостепенную важность Ансиле , король Нума изготовил одиннадцать таких же щитов. [21] настолько совершенный, что никто, даже Нума, не мог отличить оригинал от копии. Этими щитами были Анцилии , священные щиты Юпитера, которые каждый год несли в процессии жрецы Салии . Нума также установил должность и обязанности Великого Понтифика и учредил (версия Плутарха) [25] ) фламен Квирина . , в честь Ромула, помимо уже существовавших фламенов Юпитера и Марса Нума также привез весталок в Рим из Альба-Лонги . [26] Плутарх добавляет, что тогда их было два, позже Сервий Туллий увеличил их до четырех и оставался таким на протяжении веков.
Ливий и Дионисий дают во многом схожую картину обширной основополагающей работы, проделанной Нумой в отношении римской религии и религиозных институтов.
Ливий начинает с священства, которое установил Нума. Нума создал для Юпитера жилищный фламен, наделенный царственными знаками отличия, который мог выполнять священные функции царской должности, которые Нума обычно выполнял: Нума делал это, чтобы избежать пренебрежения обрядами всякий раз, когда царь отправлялся на войну, поскольку он видел воинственный настрой римлян. Он также создал фламинов Марса и Квирина, а также весталок и двенадцатого Салия Марса Градивуса . Затем он избрал Нуму Марция понтификом. Ему он подарил все священные церемонии, свои книги и печати. Следующие слова этого отрывка считаются систематическим кратким изложением римской религии:
на какие жертвы, в какие дни, какие храмы должны были быть освящены и откуда должны были расходоваться на них деньги. Всю остальную часть общественных и частных церемоний, как вы знаете, он подчинял понтифику, чтобы с ним мог советоваться плебс и чтобы ничто из божественного закона не могло быть нарушено пренебрежением туземными обрядами и обучением. обряды иностранцев. И не только небесные церемонии, но и просто похороны, умиротворение призраков, чтобы тот же понтифик их научил, и все чудеса, посланные громами Юпитера при виде, были бы оберегаемы и оберегаемы.
[переведено]
... [показывая] с какими жертвами, в какие дни и в каких храмах должны были совершаться священные обряды и из каких средств должны были быть взяты деньги для покрытия расходов. Он также поставил все другие религиозные учреждения, государственные и частные, под контроль указов понтифика, чтобы существовала некая власть, к которой люди могли бы обращаться за советом, чтобы предотвратить любую путаницу в богослужении. вызвано тем, что они пренебрегали церемониями своей страны и перенимали иностранные. Далее он повелел, чтобы тот же понтифик наставлял народ не только в церемониях, связанных с небесными божествами, но и в должном исполнении погребальных торжеств и в том, как умилостивить тени умерших; и какие чудеса , посланные молнией или любым другим явлением, следует принять во внимание и искупить. [27]
Ливий называет хостии , жертвы, первой компетенцией понтификов: за этим следуют дни, храмы, деньги, другие священные церемонии, похороны и чудеса.
Ливий продолжает говорить, что Нума посвятил алтарь Юпитеру Элицию как источнику религиозных знаний и консультировался с богом посредством прорицаний относительно того, что следует искупить; он учредил ежегодный праздник Фидес (Веры) и приказал доставить три главных фламина в ее храм на арочной колеснице и совершить служение, сложив руки до пальцев, а это означало, что Вера должна была быть священна, как и права мужчин. рука; среди многих других обрядов, которые он установил, он посвятил места Аргеи .
Дионисий Галикарнасский Гораздо больше места религиозным реформам Нумы уделяет . В его отчете Нуме приписывают учреждение восьми жрецов: курионов , фламинов , целеров , авгуров, весталок, салиев , фециалов и понтификов. Он говорит лишь несколько слов о курионах , которые отвечали за принесение жертв курий ; пламя ; Трибуни Целерум , [28] которые были телохранителями короля, но также принимали участие в некоторых религиозных церемониях; и авгуры , отвечавшие за официальные гадания.
Плутарх записывает некоторые из них: [29] например, принесение в жертву нечетного числа жертв небесным богам и четного числа нижним богам; запрет возлияний богам вином; запрет приносить жертвы без муки; необходимость полностью отвернуться во время молитвы и поклонения богам.
Ритуал spolia opima также приписывают Нуме древние источники.
Наконец, Арнобиус утверждает, что indigitamenta ему приписывались .
Нума в основном предпочитал бескровные и не дорогостоящие жертвоприношения. [30]
Плутарх подобным же образом говорит о ранней религии римлян, что она была безобразной и духовной. Он говорит, что Нума «запретил римлянам изображать божество в форме человека или зверя. Не было у них раньше ни изображения, ни статуи Божественного Существа; в течение первых ста семидесяти лет они действительно строили храмы, и другие священные купола, но не поместили в них никаких фигур, убежденные, что нечестиво изображать божественное через то, что тленно, и что мы не можем иметь никакого представления о Боге, кроме как посредством разума».
Календарь
[ редактировать ]По традиции Нума провозгласил календарную реформу , которая разделила год на двенадцать месяцев в соответствии с лунным курсом, но скорректировала его в соответствии с революцией солнцестояния. [31] Именно в это время январь и февраль [15] были представлены. Нума также различал дни, которые были либо светскими, либо священными. [14]
Плутарх в своих «Параллельных жизнеописаниях» упоминает, что Нума Помпилиус сделал январь первым месяцем календаря вместо марта по следующей причине: «он желал в каждом случае, чтобы военные влияния уступали место гражданским и политическим. Для этого Янус в далекой древности был ли он полубогом или королем, был покровителем гражданского и социального порядка и, как говорят, вывел человеческую жизнь из ее животного и дикого состояния. По этой причине он представлен с двумя лицами, подразумевая, что он принес. человеческие жизни из одного вида и состояния в другие». [32]
Социальные
[ редактировать ]Гильдии
[ редактировать ]Нума основал традиционные профессиональные гильдии Рима:
Итак, различая весь народ по разным искусствам и ремеслам, он образовал общества музыкантов, ювелиров, плотников, красильщиков, сапожников, кожевенников, жаровников и гончаров; а всех остальных ремесленников он собрал и объединил в одну группу, назначив каждому свои суды, советы и обряды. (Плутарх)
Уильям Блэкстоун говорит, что Нуме можно приписать «первоначальное изобретение» корпораций : «Они были введены, как говорит Плутарх, Нумой; который, обнаружив после своего вступления на престол город, разорванный на куски двумя конкурирующими фракциями сабинян и римлян, счел разумной и политической мерой разделить эти два общества на множество меньших, учредив отдельные общества для каждого ремесла и профессии». [33]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Нуме приписывают разделение непосредственной территории Рима на паги (деревни). По словам Плутарха, он разделил имеющуюся землю между неимущими людьми в Риме и убедил их заниматься сельским хозяйством, полагая, что это уменьшит агрессивность и устранит бедность и, следовательно, преступность. Он считал сельское хозяйство занятием, которое «воспитывает характер, а не богатство». [34] Плутарх предполагает, что запрет Нумы приносить жертвы без еды и из необрезанных лоз был направлен на то, чтобы заставить людей работать в сельском хозяйстве. [35]
Рабство
[ редактировать ]Нума запретил отцам продавать своих сыновей в рабство, если сын женился по воле отца. [36]
По словам Плутарха, Нума разрешал рабам пировать со своими хозяевами во время Сатурналий , «за допущение к наслаждению ежегодными плодами земли тех, кто помогал их производить». Плутарх предполагает, что это могло быть воспоминанием о «сатурнианской эпохе», «когда не было ни раба, ни господина, но все считались родственниками и равными». [37]
Миротворец
[ редактировать ]Плутарх изображает Нуму могущественным миротворцем. Сделать римлян более миролюбивыми было одной из его главных целей с самого начала царствования, и многие его действия были прямо или косвенно направлены на достижение этой цели. Ему это настолько удалось, что ситуация оказалась даже лучше, чем описано в песне:
«А на окованных железом рукоятках щитов лежат желтовато-коричневые паутины»; «Ржавчина теперь покоряет остроконечные копья и обоюдоострые мечи; уже не слышен звук медных труб, и веки не лишены сладостного сна».
По мнению Плутарха, любые конфликты были исключены не только со стороны Рима, но и всей Италии. Дороги стали безопасными, начались пиры и фестивали. Никто не пытался обидеть Нуму, занять его место. Когда Нума умер естественной смертью, из многих мест пришли дружественные Риму люди, чтобы почтить его. Плутарх противопоставил это политике и судьбе своих предшественников и преемников: Ромула, изображенного как военный царь, и пяти царей после него, из которых четверо были убиты, а один свергнут с престола и изгнан из Рима. [38]
История книг Нумы
[ редактировать ]Ливий повествует, что в 181 г. до н. э., раскапывая поле писца Л. Петилиуса у подножия Яникула , крестьяне нашли два каменных сундука длиной восемь футов и шириной четыре фута, с надписью как латинскими, так и греческими буквами, один утверждая, что Нума Помпил, сын Помпона, царя римлян, был похоронен (там), а другой - что внутри него находились книги Нумы. Когда Петилий по совету своих друзей открыл ее, та, на которой было написано имя короля, оказалась пустой, а в другой лежали две связки по семь книг каждая, неполных, но выглядевших очень свежими, семь из которых на латыни посвящены папскому праву. и семь в греческом языке философии, как это было в том далеком прошлом.
Книги показали другим людям, и этот факт стал достоянием общественности. Претор Квинт Петилий, который дружил с Л. Петилием, попросил их, нашел их очень опасными для религии и сказал Луцию, что прикажет их сжечь, но позволил ему попытаться вернуть их законными или другими способами. Писец передал дело плебейским трибунам, а трибуны, в свою очередь, передали его в сенат. Претор заявил, что готов принести клятву, что нехорошо ни читать, ни хранить эти книги, и сенат постановил, что само по себе предложение клятвы достаточно, чтобы книги были сожжены на Комиции, как как можно скорее и чтобы владельцу была выплачена контрибуция, назначенная претором и трибунами. Однако Л. Петилиус отказался принять эту сумму. Книги были сожжены жертвами .
Действия претора были расценены как политически мотивированные и соответствующие катоновской реакции тех лет. [39] Однако важно отметить, что некоторые летописцы того времени или всего несколько лет спустя, похоже, не выказывают никаких сомнений в подлинности книг. [40] Весь инцидент был вновь критически проанализирован филологом Э. Перуцци, который, сравнивая различные версии, стремится продемонстрировать общую подлинность книг. [41] Позиция М.Дж. Пенья, напротив, более сдержанна и критична. [42]
Франкоязычные учёные А. Делатте и Ж. Каркопино считают произошедшее результатом реальной инициативы пифагоровской секты в Риме. [43] Опасения римских властей следует объяснить природой доктрин, содержащихся в книгах, которые, как предполагается, содержали своего рода physikòs logos , частично моральную, а частично космологическую интерпретацию религиозных верований, доказанную Делаттом. быть свойственным древнему пифагоризму. Частично это, должно быть, противоречило верованиям в гульгурное и авгурическое искусство, а также в верования в прокурацию чудес. [44] Большинство древних авторов сообщают о наличии трактатов по пифагорейской философии, но некоторые, как Семпроний Тудитан , [45] упомянуть только религиозные указы. [46]
Более поздние традиции
[ редактировать ]Христианский философ Климент Александрийский в своей книге «Строматы» утверждал, что царь Нума Помпилий находился под влиянием закона Моисея и в связи с этим воздерживался от создания человеческих изображений в скульптуре. [47] Современные ученые не принимают это утверждение, поскольку не было известных контактов между ранними царями Рима и древними евреями.
Нуму Помпилиуса продолжали помнить и в последующие века Восточной Римской империи. Составляя Novellae Конституции , император 7-го века Юстиниан I вспоминал Нуму вместе с Ромулом как двух основателей римского государства, причем Нума был тем, кто первым «организовал и расширил [город Рим] посредством законов». [48] Подобным образом коптский епископ-монофизит Иоанн Никийский сравнил императрицу Феодору , супругу Юстиниана, с четырьмя выдающимися фигурами римской истории (Ромулом, Нумой, Цезарем, Августом), ссылаясь на ее реформы, направленные на искоренение проституции. [49] В XI веке Михаил Пселл написал свою «Хронографию» с намерением предоставить педагогические модели своему ученику, императору Михаилу VII Дуке , и, рассматривая семь римских царей, восхвалял Нуму как благочестивого, миролюбивого и «человека, не только достойного заботящийся о своей внешности, но также обладающий всеми видами умственных добродетелей и любящий всякую мудрость». [50]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Проект Галилео , Университет Райса, примечание [4]
- ^ Перейти обратно: а б «Нума Помпилиус | Биография, правление и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Помпон у Плутарха и Дионисия. Сабинская форма имени была Помпос, а не Помпоний, как часто полагают, что, как и Помпилиус, является отчеством прилагательным.
- ^ Перейти обратно: а б Ливий, основанного , 1:18 Из города
- ^ Плутарх, «Жизнь Нумы», 21.
- ^ Плутарх, «Жизнь Кориолана», 1.
- ^ Тацит, Анналы , VI. 11.
- ^ Э. Перуцци Истоки Рима I. Семья Флоренция 1970 с. 142 и далее.
- ^ Плутарх , Параллельные жизни: Нума, гл. 21
- ^ Хукер, Эдна М. (1963). «Значение религиозных реформ Нумы». Нумен . 10 : 87–132. doi : 10.1163/156852763X00043 — через JSTOR.
- ^ Колман, Джон (2015). «Король-философ и город в жизни Плутарха Нумы». Перспективы политической науки . 44 : 1–9. дои : 10.1080/10457097.2014.900321 . S2CID 155559296 .
- ^ Ливий , Ab urbe condita libri , Я «Нума [правил] сорок три».
- ^ Плутарх , Параллельные жизни , Нума . «Сорок три года… Когда он умер, ему было чуть больше восьмидесяти лет».
- ^ Перейти обратно: а б Ливи. «История Рима, книги с 01 по 08». Проект Гутенберг : 19.
- ^ Перейти обратно: а б с Ливий , Из города основанного , 1:19
- ^ Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус, §VIII»
- ^ Перейти обратно: а б Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус, §XXII»
- ^ Ливий , основанный городом
- ↑ Как отметил Джерард Уолтер, редактор книги Плутарха « Параллельные жизни» , «Плеяда», том № 63, 1967.
- ^ Перейти обратно: а б Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус, §XIV» и Овидий Фасти III.
- ^ Перейти обратно: а б Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус, §XIII»
- ^ Перейти обратно: а б Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус, §XVI»
- ^ Вегоя и Эгерия
- ^ Гилман, Артур. «История Рима с древнейших времен до конца республики». Проект Гутенберг .
- ^ Плутарх, «Параллельные жизни, Нума Помпилиус, §VII»
- ^ Ливий , Из основанного города , 1:20
- ^ Ливий, Тит (1904). Ab Urbe Condita [ Римская история, книги I-III ] . Проверено 31 января 2014 г.
- ^ Fasti Praenestini II 13, 2, 123 Деграсси, цитируется Капдевилем. Марк Юний Брут, основатель Римской республики, имел возможность созывать комиции именно по той причине, что его должность tribunus celerum давала ему на это право.
- ^ Плутарх Нума 14, 6-7.
- ^ Плутарх , Параллельные жизни: Нума, гл. 8, 15, 16
- ^ Рюпке, Йорг (2011). «Римский календарь от Нумы до Константина». Хобокен: John Wiley & Sons, Incorporated : 38.
- ^ Плутарх, «Параллельные жизни и жизнь Нумы» (Классическая библиотека Леба, изд. 1914 г.). п. 373 . Проверено 20 мая 2024 г.
- ^ 1 Бл. Комм. 456-7
- ^ Плутарх , «Параллельные жизни: Нума», гл. 16
- ^ Плутарх , Параллельные жизни: Нума, гл. 14
- ^ Плутарх , Параллельные жизни: Нума, гл. 17
- ^ Плутарх , Плутарх, Сравнение параллельных жизней Ликурга и Нумы гл. 1
- ^ Плутарх , Параллельные жизни: Нума гл. 6, 8, 12, 16, 19, 20, 22
- ^ Ф. Сини Жреческие документы Древнего Рима. I. Книги и комментарии Сассари, 1983, с. 22 нет. 75.
- ↑ Источники по эпизоду собраны в трудах Г. Гарбарино « Римская и греческая философия от ее зарождения до конца II в. до н.э.». К. Турин 1973 I стр. 64 и далее.
- ^ Э. Перуцци Истоки Рима II. Письма Болонья, 1973, стр. 107 и далее. как цитирует Сини.
- ^ М. Дж. Пенья «Гробница и книги Нумы» в Фавентии 1, 1979, стр. 211 и далее. как цитирует Сини.
- ^ А. Делатте «Пифагорейские доктрины книг Нумы» в Королевской академии Бельгии, Бюллетень класса литературы, моральных и политических наук, 22, 1936, стр. 19-40; Дж. Каркопино Пифагорейская базилика Больших ворот 1926 г. с. 185, цитируется Дюмезилем La Religiee romana arcaica Milano 1977 p. 447 н. 8.
- ^ Делатте с. 33, цитируется Дюмезилем, с. 447.
- ^ Плиний Естественная история XIII 87, цитируется Дюмезилем, с. 447 н. 8.
- ^ Дюмезиль с. 447 н. 8.
- ^ Доникейские отцы: Переводы сочинений отцов до 325 г. н. э. , том. 4, с. 398
- ^ Юстиниан I, Новелла , 47.
- ↑ Иоанн Никийский, Летопись , 93.1.
- ^ Михаил Пселл, Хронография , 1.2.
Источники
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Плутарх , Параллельные жизни , Жизнь Нумы Помпилия.
- Ливий , Из города основанного , Книга 1.
вторичный
[ редактировать ]- Раскопки римского царя из History News Network
- Марк Силк (2004). «Нума Помпилиус и идея гражданской религии на Западе». Журнал Американской академии религии . 72 (4): 863–96. дои : 10.1093/jaarel/lfh082 .
- Нума на Ара Пацис Август
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Нумой Помпилиусом, на Викискладе?
Работы, связанные с Нумой Помпилием , в Wikisource