Вегоя
Вегоя (этрусский: Vecu ) — сивилла , пророк или нимфа в этрусской религиозной системе , которая считается автором частей их большого и сложного набора священных книг, подробно описывающих религиозно правильные методы основания городов и святилищ, осушения полей. , формулируя законы и постановления, измеряя пространство и разделяя время; она посвятила этрусский народ искусству, будучи создательницей правил и ритуалов разметки земель и руководящей соблюдением, уважением и сохранением границ. Вегойя также известна как Веку , Векуи и Векувия . [1] а также Вегое ; ее имя также называют Бего или Бигуа .
В этрусской религиозной системе
[ редактировать ]Этрусская религиозная система остается по большей части неясной. Поскольку двуязычных документов, сравнимых с Розеттским камнем , которые могли бы облегчить перевод, немного, этрусский язык плохо понимается. Поэтому существующие древние этрусские документы восьмого, седьмого и шестого веков до нашей эры, раскрывающие их религиозные концепции, мало что дают. Более того, в более поздний период с пятого по первые века до нашей эры этрусская цивилизация в значительной степени поглотила элементы греческой цивилизации и, в конечном итоге, растворилась в греко-римской культурной смеси со своими могущественными римскими соседями. Наконец, хотя этруски формализовали свои религиозные концепции и практики в серии «священных книг», большинство из них больше не существуют и известны только через комментарии или цитаты римских авторов конца первого века. [а] и, следовательно, может быть предвзятым.
Этруски назначили двух мифологических персонажей руководящими написанием своих священных книг: Вегою, предмет этой статьи, и Тагеса , чудовищную детскую фигуру, одаренную знаниями и предвидением древнего мудреца. Эти книги известны от латинских авторов по классификации их содержания в соответствии с их мифологическим автором (прочитанным в речах или лекциях, таких как Тагес , или по вдохновению). [3] [б]
Атрибуты Вегои
[ редактировать ]Фигура Вегои почти полностью размыта в тумане прошлого. Она известна главным образом из преданий этрусского города Кьюзи (лат. Clusium; этрусск. Clevsin; умбрия: Camars) (ныне в провинции Сиена). Откровения пророчицы Вегои обозначаются как Libri Vegoici , включавшие в себя Libri Fulgurales и часть Libri Rituales , особенно Libri Fatales .
Ее едва называют «нимфой» и автором «Libri Fulgurales » . [5] которые дают ключи к интерпретации значения ударов молний, посылаемых божествами, с использованием картографии неба, которая как своего рода разделение собственности и назначение использования приписывается Вегойе. [6] : 25 Ее присвоение секторов горизонта различным божествам аналогично микрокосму, который интерпретируется с использованием печени принесенного в жертву животного. Священные деления, по-видимому, также имеют соответствие при измерении и разделе земли, которая с самого начала этрусской истории подчинялась религиозным правилам. [6] : 13 Ее подсказки научили правильным методам измерения пространства. [с]
Вегоя также изображался руководящим соблюдением этих правил, которого нужно было придерживаться под угрозой ужасного горя или проклятия. [6] : 13 Таким образом, она утвердилась в качестве органа, контролирующего земельную собственность и права на земельную собственность, законы и контракты (в отличие от законов о коммерческих контрактах).
Она также указана как установившая законы, касающиеся гидротехнических сооружений. [6] : 4 таким образом, они имеют особое отношение к «прирученной» воде.
Влияние этрусских священных книг
[ редактировать ]Эта внушительная система «откровения» и «священных текстов» оставила значительный отпечаток у соседних италийских народов. Существует множество свидетельств того, что этрусская культура сильно проникла в менее развитые общины их латинских и сабинских соседей. Например, этрусский алфавит, произошедший от греческого, твердо известен как вдохновитель латинского алфавита. Принципы и структурные правила этрусской десятичной системы счисления также признаны источником происхождения римских цифр, которые представляют собой упрощенную версию этрусской системы счисления . Аналогично выведены символы верховной власти (см. Этрусская цивилизация ), структура римского календаря , [д] а этрусские Craeci являются источником слова «греки» (которые называли себя эллинами ) и т. д. [8]
Связь с книгами Сивиллы
[ редактировать ]Хотя римская религия имеет очень мало письменных оснований, она, тем не менее, имела очень запутанный набор текстов, известный как « Сивиллины книги» , которые находились под исключительным контролем особых религиозных деятелей, дуумвиров (тогда децемвиров ). К книгам прибегали исключительно во времена крайнего кризиса. Передача этих «священных книг» римлянам через рокамболесскую сцену была приписана этруску Тарквинию Гордому , последнему из легендарных царей Рима. Отсюда их отношение к Вегое.
Отношения с Эгерией
[ редактировать ]Точно так же можно заподозрить, что легенда об Эгерии связана с Вегойей. Эгерия — имя нимфы, вдохновившей второго легендарного царя Рима Нуму Помпилиуса (на латыни «нумен» означает «выраженная воля божества»), [2] : 47 которая сменила его основателя Ромула, когда она продиктовала ему правила, установившие первоначальные рамки законов и ритуалов Рима, также связанных со «священными книгами».
Считается, что Нума записал учение Эгерии в «священных книгах», которые он приказал похоронить вместе с собой. По словам Плутарха , когда случайная случайность вернула их на свет примерно 500 лет спустя, римский сенат счел, что книги не подходят для раскрытия людям, и приказал уничтожить книги. [9] То, что делало эти священные книги «неуместными», безусловно, носило «политический» характер, но именно то, что это было, не было передано Валерием Антиасом , источником, который Плутарх использовал . Однако источником для толкования заумных предзнаменований божеств были священные книги (эпизод предзнаменования из Фавна [2] : 377 ). Священные книги также ассоциировались с полезной водой, которая также могла быть связана с Вегойей.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дюмезиль (2000) перечисляет следующих римских авторов. [2]
- Фигул был другом Цицерона , изгнанного Цезарем ; его бронтоскопический календарь был передан в трудах некоего Лида .
- Геренний О священных жалованьях Тибуртов (утраченных).
- Масса. Под эгидой
- Требатий Из религий
- Вераниус О книге благоприятности (фрагменты); и
- Вераниус. Pontificales quaestiones (фрагменты); из которых известны лишь фрагменты.
- Марк Теренций Варрон Древности человеческих и божественных вещей (утеряны).
- Таркиций Приск Тосканская витрина ; и
- Таркиций Приск Демонстрация деревьев .
- Авл Цецина Север —? —
- А. С. Северус , родом из Вольтерры , был другом Цицерона ; его работы составляют основу пространных разоблачений, касающихся интерпретации ударов молнии Сенекой и Плинием .
- Корнелиус Лабео —? —
- Лабео , по смутным данным, жил между I и III веками нашей эры.
- Марциан Миннеус Феликс Капелла —? —
- Капелла жил гораздо позже, в V веке н.э.).
- ^ Паллоттино (1942) [4] обобщает известные (но несуществующие) писания и придумывает названия для их групп:
- Libri Haruspicini ( Tages ) — это те, излагающие теорию и правила гадания по внутренностям животных;
- Libri Fulgurales (Вегоя) посвящены гаданию по ударам молнии; и
- Libri Rituales (Vegoia, части), которые он подразделяет на
- Libri Fatales (Вегоя), в которых выражались правильные религиозные методы основания городов и святынь, осушения полей, формулирования законов и постановлений, измерения пространства и разделения времени;
- Libri Acherontici ( Tages ), посвященные загробной жизни; и
- Libri Ostentaria , содержащая правила интерпретации чудес.
- Libri Tagetici , в которую вошли
- Либри Гаруспичини и
- Ахеронтические книги
- Libri Vegoici , которую Паллоттино подразделяет на
- Libri Fulgurales и
- части Libri Rituales , особенно одна из ее подгрупп
- Либри Роковые .
- ↑ Она учит некоего Аррунти Вельтимно. [7] и в Libri Rituals она предусмотрела другие правила в Arruns Veltymnus . [6] : 4
- ^ Этрусское слово itis или itus для этрусского понятия середины лунного месяца является источником римских ид ; Этрусское слово Kalendae (календарь) является источником римского календы , первого дня месяца.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бонфанте, Джулиано; Бонфанте, Ларисса (2002). Этрусский язык: Введение . Издательство Манчестерского университета. п. 210. ИСБН 9780719055409 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с д Дюмезиль, Жорж (2000) [1974]. «Приложение о религии этрусков». римская Архаичная религия . Историческая библиотека Пайота. стр. 670ff. ISBN 2-228-89297-1 .
- ^ Риджуэй, Дэвид, изд. (1975). Этруски . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. 154.
- ^ Паллоттино, Массимо (1942). Этрускология . Милан: Хоепли.
- ^ Мавр Сервий Хонорат «Энеида». Комментарии к Вергилию 6.72.
книги... Происходит нимфа, написавшая у тосканцев искусство молнии.
- ^ Jump up to: а б с д и Жанно, Жан-Рене (2005) [1998]. Религия в Древней Этрурии Перевод Уайтхеда, издательство Джейн К. Университета Висконсина. ISBN 978-0-299-20844-8 .
Французский оригинал:
Жанно, Жан-Рене (1998). , боги и демоны . Прорицатели (на французском языке) Пикард. - ^ Блюме, Фридрих (1848). Лахманн, К. (ред.). Сочинения римских геодезистов . Том I. Берлин, Германия: Г. Раймер. п. 350; цитируется Дюмезилем (2000) [2] : 623 .
- ^ "Langue etrusque" (во французской Википедии)
- ^ Плутарх . «Нума Помпилиус». Параллельная жизнь .
Библиография
[ редактировать ]- Дюмезиль, Жорж (2000) [1974]. «Приложение о религии этрусков». религия римская Архаическая (на французском языке). Историческая библиотека Пайота. ISBN 2-228-89297-1 – через Google Книги.
- Жанно, Жан-Рене (2005) [1998]. Религия в Древней Этрурии Перевод Уайтхеда, издательство Джейн К. Университета Висконсина. ISBN 978-0-299-20844-8 .
Французский оригинал:
Жанно, Жан-Рене (1998). , боги и демоны . Прорицатели (на французском языке) Пикард.