Этрусское искусство
Этрусское искусство было создано этрусской цивилизацией в центральной Италии между 10 и 1 веками до нашей эры. Примерно с 750 г. до н. э. он находился под сильным влиянием греческого искусства , которое было импортировано этрусками, но всегда сохраняло отличительные характеристики. Особенно сильны в этой традиции были фигуративная скульптура из терракоты (особенно в натуральную величину на саркофагах или храмах), настенная живопись и обработка металлов, особенно из бронзы. ювелирные изделия и гравированные драгоценные камни высокого качества. Производились [2]
Этрусская скульптура из литой бронзы была известна и широко экспортировалась, но крупных экземпляров сохранилось сравнительно мало (материал был слишком ценным и позже был переработан). В отличие от терракоты и бронзы, этрусской скульптуры из камня было относительно мало, несмотря на то, что этруски контролировали прекрасные источники мрамора, в том числе каррарский мрамор , который, похоже, не использовался до римлян.
Подавляющее большинство уцелевших произошло из гробниц, которые обычно были заполнены саркофагами и погребальным инвентарем , а также терракотовыми фрагментами архитектурной скульптуры, в основном вокруг храмов. В гробницах созданы все фресковые настенные росписи, на которых изображены сцены пиршества и некоторые повествовательные мифологические сюжеты.
Изделия Буккеро черного цвета были ранним и местным стилем тонкой этрусской керамики. Существовала также традиция сложной этрусской росписи ваз , которая возникла из ее греческого эквивалента; Этруски были основным экспортным рынком для греческих ваз . Этрусские храмы были богато украшены красочно раскрашенными терракотовыми антефиксами и другими деталями, которые в большом количестве сохранились там, где исчезла деревянная надстройка. Этрусское искусство было тесно связано с религией ; загробная жизнь имела большое значение в этрусском искусстве. [3]
История
[ редактировать ]Этруски вышли из виллановской культуры . Из-за близости и/или коммерческого контакта с Этрурией , другие древние культуры повлияли на этрусское искусство в период ориентализации , такие как Греция , Финикия , Египет , Ассирия и Ближний Восток . Позже римляне впитали в себя этрусскую культуру , но также находились под сильным влиянием этрусской культуры и их искусства.
Периоды
[ редактировать ]Этрусское искусство обычно делят на ряд периодов:
- 900–700 гг. до н. э. – вилланованский период. акцент на погребальном искусстве Уже сейчас очевиден . Керамика импасто с геометрическим декором или в форме урн-хижин. Бронзовые предметы, преимущественно небольшие, за исключением сосудов, украшались литьем или резными линиями. Небольшие статуэтки представляли собой преимущественно ручки или другие приспособления для сосудов. [4]
- 700–575 гг. до н.э. – ориентализации период . Внешняя торговля с устоявшимися средиземноморскими цивилизациями, заинтересованными в металлических рудах Этрурии и других продуктах с дальнего севера, привела к импорту иностранного искусства, особенно искусства Древней Греции, и иммигрировали некоторые греческие художники. В оформлении использованы греческий и ближневосточный словарь с пальметтами и другими мотивами, а иностранный лев был популярным животным для изображения. Высший класс этрусков разбогател и начал заполнять свои большие гробницы погребальным инвентарем. Местная керамика Буккеро, в которой теперь используется гончарный круг, положила начало греческой традиции расписных ваз, которая до 600 года черпала больше из Коринфа , чем из Афин . [5] Черты лица (профиль, миндалевидные глаза, крупный нос) на фресках и скульптурах, изображение красновато-коричневых мужчин и светлокожих женщин под влиянием архаического греческого искусства следуют художественным традициям Восточного Средиземноморья . Таким образом, эти изображения имеют очень ограниченную ценность для реалистичного изображения этрусского населения. [6] Лишь с конца IV века до нашей эры в этрусском искусстве стали встречаться свидетельства физиономических портретов, и этрусская портретная живопись стала более реалистичной. [7]
- 575–480 гг. до н. э. — архаический период . Процветание продолжало расти, и греческое влияние выросло до исключения других средиземноморских культур, несмотря на то, что две культуры вступили в конфликт, поскольку их соответствующие зоны экспансии встречались друг с другом. В этот период возник этрусский храм с его тщательно продуманными и ярко раскрашенными терракотовыми украшениями и другие более крупные здания. Фигуративное искусство, включая человеческие фигуры и повествовательные сцены, становилось все более заметным. Этруски с энтузиазмом перенимали сюжеты из греческой мифологии . Картины, выполненные фресками, начинают встречаться в гробницах (которые греки перестали делать столетия назад) и, возможно, были созданы для каких-то других зданий. Персидское завоевание Ионии в 546 году привело к значительному притоку греческих беженцев-художников, особенно в Южную Этрурию . Другие более ранние разработки продолжались, и в этот период была создана большая часть лучших и наиболее самобытных этрусских произведений искусства. [8]
- 480–300 гг. до н.э. – Классический период . Этруски достигли своего пика в экономическом и политическом плане, и объем производимого искусства несколько снизился в V веке до нашей эры, при этом процветание переместилось из прибрежных городов во внутренние районы, особенно в долину По . В 4 веке до нашей эры объемы несколько возродились, и предыдущие тенденции продолжали развиваться без серьезных нововведений в репертуаре, за исключением появления краснофигурной вазописи и большего количества скульптур, таких как саркофаги из камня, а не из терракоты. Бронзы из Вульчи широко экспортировались в Этрурию и за ее пределы. Римляне теперь уничтожали этрусские города один за другим, а Вейи были завоеваны около 396 г. до н.э. [9]
- 300–50 гг. До н.э. – эллинистическая или поздняя фаза. В течение этого периода все оставшиеся этрусские города постепенно были поглощены римской культурой, и, особенно примерно в I веке до нашей эры, часто трудно судить, в какой степени искусство и архитектуру следует описывать как этрусские или римские. Характерные этрусские типы предметов постепенно перестали производиться: последние расписные вазы появились в начале этого периода, а большие расписные гробницы закончились во II веке. Стили продолжали следовать общим греческим тенденциям, с растущей изысканностью и классическим реализмом, часто сопровождавшимися потерей энергии и характера. Бронзовые статуи, которые теперь становятся все более крупными, иногда представляли собой копии греческих моделей. В большом греческом храме были представлены фронтонные группы скульптур, но из терракоты. [10]
Скульптура
[ редактировать ]Этруски были очень опытными скульпторами, у них сохранилось множество примеров из терракоты , как небольших, так и монументальных, из бронзы и алебастра . Однако камня в отличие от греков и римлян очень мало. Почти все терракотовые храмовые скульптуры приходилось реконструировать из массы фрагментов, но скульптуры из гробниц, в том числе характерные формы вершин саркофагов с лежащими фигурами, близкими к натуральному размеру, обычно сохранились в хорошем состоянии, хотя живопись на них сохранилась. обычно терпел. Небольшие бронзовые изделия, часто включающие скульптурные украшения, в более поздние периоды стали важной отраслью промышленности и экспортировались римлянам и другим странам. Подробности см. в разделе «Металлические работы» ниже и в разделе «Погребальное искусство» — надгробное искусство.
Знаменитый бронзовый « Капитолийский волк » в Капитолийском музее долгое в Риме время считался этрусским, его возраст сейчас оспаривается, на самом деле он может датироваться 12 веком.
- Голова этрусков, 600 г. до н.э., Археологический музей в Милане .
- Кентавр Вульчи , 590–580 до н.э., Национальный этрусский музей на вилле Джулия , в Риме.
- расписной терракотовый Аполлон Вейский , 510–500 до н.э., из храма в Портаначчо, приписываемый Вулке , в Национальном этрусском музее в Риме.
- расписной терракотовый саркофаг супругов , конец VI века до нашей эры, из Черветери в Национальном этрусском музее; есть аналогичный в Лувре
- бронзовая Химера Ареццо , датированная 400 г. до н.э., в Национальном археологическом музее во Флоренции.
- Марс Тоди , бронзовая скульптура 400 г. до н.э. в Этрусско-Грегорианском музее Ватикана .
- Саркофаг Сеянти Ханунии Тлеснасы , 150–140 гг. до н.э., шедевр этрусского искусства из терракоты, сейчас находится в Британском музее.
- Оратор , или Ауле Метеле («L'Arringatore» по-итальянски), бронза, найденная в Умбрии, сейчас находится в Национальном археологическом музее во Флоренции.
Аполлон Вейский — хороший пример мастерства, с которым этрусские художники создавали эти большие произведения искусства. Он был сделан, как и другие, для украшения храма на . линии крыши Портаначчо Хотя его стиль напоминает греческий Кроисос Курос , наличие статуй на вершине крыши было оригинальной этрусской идеей. [11]
- Головка этрусской груши, VII век до н.э.
- Кентавр из Вульчи , ок. 590–580 до н.э.
- Обнаженный юноша, вотивная статуэтка. Бронза. Кьюзи, 550–530 гг. до н.э.
- Аполлон Вейский , ок. 550–520 до н.э.
- Деталь саркофага супругов в Лувре
- Химера Ареццо , бронза, ок. 400 г. до н.э.
- Крылатые кони Тарквинии, IV век до нашей эры, выставлены в Национальном музее Тарквинии.
- Терракотовая фигура молодой женщины, конец IV – начало III века до н.э.
- Марс Тоди , бронза, ок. 400 г. до н.э.
- Оратор , романо-этрусская бронзовая статуя, ок. 100 г. до н.э.
- Бронзовый флакон для духов в виде божества с крылатым шлемом.
Роспись стен
[ редактировать ]Сохранившиеся этрусские картины представляют собой почти все настенные фрески из гробниц, в основном расположенных в Тарквинии и датируемых примерно 670–200 гг. до н.э., с пиком производства примерно между 520 и 440 гг. до н.э. Греки очень редко расписывали свои гробницы в тот же период, за редкими исключениями, такими как Гробница Водолаза в Пестуме и южной Италии, а также македонские царские гробницы в Вергине . Вся традиция греческой живописи на стенах и панелях, возможно, форма искусства, которую греческие современники считали своей величайшей, почти полностью утеряна, что придает этрусской традиции, которая, несомненно, во многом опиралась на греческие примеры, дополнительное значение, даже если это не так. приблизиться к качеству и изысканности лучших греческих мастеров. Из литературных источников ясно, что храмы, дома и другие здания также имели настенные росписи, но все они утеряны, как и их греческие эквиваленты. [12]
Этрусские гробницы, в которых хранились останки целых родов, по-видимому, были местами для повторяющихся семейных ритуалов, а сюжеты картин, вероятно, имели более религиозный характер, чем могло показаться на первый взгляд. Несколько съемных расписных терракотовых панелей были найдены в гробницах высотой примерно до метра, а также фрагменты в центрах городов. [13]
Фрески создаются путем нанесения краски поверх свежей штукатурки, так что, когда штукатурка высыхает, картина становится частью штукатурки и, следовательно, неотъемлемой частью стены. Цвета создавались из измельченных минералов разных цветов, а затем смешивались с краской. Из шерсти животных делались тонкие кисти.
С середины IV века до нашей эры светотени . для изображения глубины и объема стали использовать моделирование [14] Иногда изображаются сцены повседневной жизни, но чаще традиционные мифологические сцены, обычно узнаваемые по греческой мифологии , которую, по-видимому, в значительной степени переняли этруски. Распространены сцены симпозиума , встречаются сцены спорта и охоты. Изображение анатомии человека никогда не приближается к греческому уровню. Понятие пропорции не встречается ни в одной из сохранившихся фресок, и мы часто находим изображения животных или людей непропорциональными. Различные типы орнаментов покрывают большую часть поверхности между фигуративными сценами.
- Фреска в гробнице Франсуа : Освобождение Селио Вибенны, слева направо: Кайле Вибенна, Мастарна, Ларт Ультес, Ларис Папатнас Вельцнах, Песна Аремснас Свеамах, Расце, Вентикау и Ауле Вибенна, справа: Марсе Камитльнас и Кнейв Тарчуниес Рух
- Более полный вид на Гробницу Триклиния.
- Роспись задней стены Гробницы авгуров , Тарквиния.
- Гробница Быков , задняя стена главного помещения. Основная сцена, вероятно, представляет собой засаду Троила.
Роспись вазы
[ редактировать ]Этрусские росписи на вазах создавались с 7 по 4 века до нашей эры и являются важным элементом этрусского искусства. Он находился под сильным влиянием греческой вазописи , следовал основным тенденциям стиля, особенно афинским , того периода, но отставал на несколько десятилетий. Этруски использовали те же техники и в основном те же формы. как чернофигурная вазопись , так и более поздние краснофигурные техники росписи ваз Использовались . Сюжеты также очень часто были взяты из греческой мифологии в более поздние периоды.
Помимо того, что этруски были самостоятельными производителями, они были основным экспортным рынком греческой керамики за пределами Греции, и некоторые греческие художники, вероятно, переехали в Этрурию, где богато украшенные вазы были стандартным элементом погребального инвентаря. Было высказано предположение, что многие или наиболее искусно расписанные вазы были специально куплены для использования в захоронениях в качестве более дешевой и менее привлекательной для грабителей замены сосудов из серебра и бронзы, которые элита использовала бы в жизни.
Посуда Букчеро
[ редактировать ]Более характерными для этрусского керамического искусства являются полированные, неглазурованные терракотовые изделия bucchero , почерневшие в восстановительной печи, лишенной кислорода. Это была этрусская разработка, основанная на гончарных техниках вилланованского периода. Часто украшенные белыми линиями, они, возможно, в конечном итоге представляли собой традиционный стиль «наследия», который использовался специально для изготовления гробниц.
- «Ампула Калабрези», необычный кувшин для буккеро , 660–650 гг. До н.э.
- Буккеро «Чаша», ок. 575–550 до н.э.
- Модель Буккеро «предлагающий набор» для гробницы, вероятно, копирующая более крупные металлические наборы, используемые в жизни. [15]
- Буккеро «Чаша», ок. 550 г. до н.э.
Терракотовые панели
[ редактировать ]В гробницах было найдено несколько больших терракотовых пинаков или бляшек, намного больших, чем это типично для греческого искусства, некоторые из которых образуют серию, которая, по сути, создает переносную настенную роспись. Гробница «Бокканера» в некрополе Бандитачча в Черветери содержала пять панелей высотой почти метр, установленных вокруг стены, которые сейчас находятся в Британском музее . Три из них образуют единую сцену, по-видимому, « Суд Париса» , а два других обрамляют внутреннюю часть входа, а сфинксы выступают в роли стражей гробницы . Они датируются примерно 560 годом до нашей эры. Фрагменты подобных панно были найдены на объектах центра города, предположительно в храмах, элитных домах и других зданиях, где сюжеты включают сцены повседневной жизни. [16]
Металлообработка
[ редактировать ]Этруски были мастерами обработки бронзы, о чем свидетельствуют многочисленные выдающиеся образцы в музеях и отчеты о статуях, отправленных в Рим после их завоевания. [17] По словам Плиния, римляне разграбили 2000 бронзовых статуй только из города Вольсинии после его захвата. [18]
Колесница Монтелеоне — один из лучших образцов крупных бронзовых изделий, наиболее хорошо сохранившаяся и наиболее полная из сохранившихся работ.
У этрусков с давних времен была сильная традиция обработки бронзы , и их небольшие изделия из бронзы широко экспортировались. Помимо литой бронзы, этруски умели гравировать и литые изделия со сложными линейными изображениями, линии которых для их выделения заполнялись белым материалом; в современных музейных условиях, когда это наполнение утрачено, а поверхность неизбежно несколько деградировала, они часто выглядят гораздо менее яркими и труднее читаемыми, чем это было бы изначально. Чаще всего эта техника применялась к округлым спинкам полированных бронзовых зеркал и боковым сторонам цист . Крупным центром производства цисты был Пренесте , который, как и ранний Рим, был италоязычным городом в этрусской культурной сфере. [19] Некоторые зеркала или зеркальные покрытия (используемые для защиты отражающей поверхности зеркала) имеют низкий рельеф .
Погребальное искусство
[ редактировать ]Этруски преуспели в изображении людей. На протяжении всей своей истории они использовали два типа погребальных практик: кремацию и погребение . [20] Погребальные урны (для кремации) и саркофаги (для погребения) были найдены вместе в одной гробнице, что свидетельствует о том, что на протяжении поколений обе формы использовались одновременно. [21] В VII веке стали изображать человеческие головы на канопах, а когда в конце VI века начали хоронить умерших, то делали это в терракотовых саркофагах. [22] Эти саркофаги украшались изображением покойника, лежащего на крышке в одиночестве, а иногда и с супругой. Этруски изобрели обычай размещать фигуры на крышке, что позже побудило римлян сделать то же самое. [22] Широкую популярность в Этрурии приобрели погребальные урны, представлявшие собой миниатюрные версии саркофагов, с лежащей фигурой на крышке.
Погребальные урны эллинистического периода обычно делались из двух частей. Верхняя крышка обычно изображала пиршествующего мужчину или женщину (но не всегда), а часть контейнера была либо рельефно украшена только спереди, либо, на более сложных каменных изделиях, вырезана по бокам. [23] В этот период терракотовые урны массово производились из глины в Северной Этрурии (особенно в Кьюзи и его окрестностях ). [24] Часто сцены, украшенные рельефом на передней части урны, изображали типичные сцены, вдохновленные греческой культурой. [25] Для производства этих урн не требовались опытные художники, и поэтому зачастую у нас остается посредственное, непрофессиональное искусство, созданное в массовом порядке. [26] Однако выбор цвета урн свидетельствует о датировке, поскольку используемые цвета со временем менялись.
- Урна мужа и жены (№ 613), I век до н.э., из Вольтерры , Этрусский музей Марио Гуарначчи
- Гипогей семьи Волумнус из этрусской гробницы недалеко от Перуджи , III век до нашей эры.
- Этрусская погребальная урна, середина II века до н.э., терракота - Художественный музей Вустера.
- Этрусская погребальная урна ММА
- Этрусская канопическая урна из Кьюзи
- Погребальная урна
- Лувр, Саркофаг супругов , Черветери , 520 г. до н. э.
- Могильный памятник умирающему Адонису , полихромная терракота , этрусское искусство Тосканы , 250–100 гг. до н. э.
- Менелай и Мерионес поднимают труп Патрокла на телегу, а Одиссей наблюдает; алебастровая урна, этрусское произведение искусства из Вольтерры , II век до н.э.
- Этрусская погребальная урна, увенчанная скульптурой женщины и рельефом на передней панели, изображающим двух сражающихся воинов , полихромная терракота , ок. 150 г. до н.э.
- Саркофаг из Кьюзи
Искусство и религия
[ редактировать ]Этрусское искусство часто носило религиозный характер и, следовательно, было тесно связано с требованиями этрусской религии . Загробная жизнь этрусков была негативной, в отличие от позитивного взгляда в Древнем Египте , где она была лишь продолжением земной жизни или доверительных отношений с богами, как в Древней Греции . [ нужна ссылка ] Интерес римлян к этрусской религии был сосредоточен на их методах гадания , умилостивления и раскрытии воли богов, а не на самих богах, что могло исказить дошедшую до нас информацию. [27] Большинство остатков этрусского погребального искусства было найдено при раскопках кладбищ (например, в Черветери , Тарквинии , Популонии , Орвието , Ветулонии , Норкии ), а это означает, что в том, что мы видим в этрусском искусстве, в первую очередь преобладают изображения религии и, в частности, погребального культа. независимо от того, является ли это истинным отражением этрусского искусства в целом.
Музеи
[ редактировать ]Этрусские гробницы с самого начала подвергались многочисленным разграблениям, первоначально в поисках драгоценных металлов. Начиная с эпохи Возрождения , этрусские предметы, особенно расписные вазы и саркофаги, тщательно собирались. Многие из них были вывезены до того, как это было запрещено, и большинство крупных музейных коллекций классического искусства по всему миру имеют хороший выбор. Но основные коллекции остаются в итальянских музеях Рима, Флоренции и других городов на территориях, которые раньше были этрусскими, и включают в себя результаты современной археологии .
Основные коллекции в Италии включают Национальный этрусский музей ( итальянский : Museo Nazionale Etrusco ) на вилле Джулия в Риме, Национальный археологический музей во Флоренции, музеи Ватикана , Национальный музей Тарквинии и Гражданский археологический музей в Болонье , а также другие местные коллекции. недалеко от важных мест, таких как Черветери , Орвието и Перуджа . Некоторые раскрашенные гробницы, теперь освобожденные от содержимого, можно увидеть в некрополях, таких как Черветери.
в 2021/22 году прошла крупная выставка этрусского искусства в Археологическом музее MARQ в Аликанте , Испания . [28] На выставке «Этруски: Рассвет Рима » было представлено большое количество предметов, предоставленных во временное пользование Национальным археологическим музеем Флоренции и Этрусским музеем Гуарначчи в Вольтерре . [29]
Галерея
[ редактировать ]- Золотая брошь-диск, Черветери, 675–650 гг. до н. э.
- Золотые броши
- Самоцвет с отдыхающим Гераклом
- Нагрудное украшение (?)
- Древние этрусские « арибаллои терракотовые сосуды », найденные в кургане Большая Близница недалеко от Фанагории , Южная Россия (тогда часть Боспорского царства Боспора Киммерийского ); Эрмитаж , Санкт-Петербург .
- Голова бога - выставка этрусского искусства MARQ - март 2022 г.
См. также
[ редактировать ]- Этрусская архитектура
- Гробница Исиды, Вульчи
- Вечерняя тень
- Гробница авгуров
- Могила Быков
- Могила танцоров
- Могила Леопардов
- Гробница Триклиния
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Циста, изображающая дионисийский пир, и Персей с головой Медузы» . Художественный музей Уолтерса .
- ^ Бордман, 350–351.
- ^ Спайви, Найджел (1997). Этрусское искусство . Лондон: Темза и Гудзон.
- ^ Роща, 2 (я)
- ^ Роща, 2 (ii); Бордман, 349
- ^ де Граммонд, Нэнси Томсон (2014). «Этническая принадлежность и этруски». Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons. стр. 413–414.
Черты лица, однако, вряд ли представляют собой настоящий портрет, а скорее являются частью формулы изображения мужчины в Этрурии в архаическом искусстве. Было замечено, что используемая формула - с лицом в профиль, показывающими миндалевидные глаза, большой нос и куполообразный профиль макушки - имеет параллели с изображениями из восточного Средиземноморья. Но эти черты могут отражать лишь художественные условности и поэтому имеют ограниченную ценность для определения этнической принадлежности.
- ^ Бьянки Бандинелли, Рануччо (1984). «Проблема портрета». Классическое искусство (на итальянском языке). Рим: Editori Riuniti .
- ^ Роща, 2 (iii)
- ^ Роща, 2 (iv)
- ^ Grove, 2 (v)
- ^ (Рэмейдж 2009: 46)
- ^ Каменные могилы, 9.
- ^ Уильямс, 243; Вермюль, 157–162.
- ^ Бордман, 352
- ^ "Терракотовый фоколаре (поднос для подношений), ок. 550–500 до н.э., этрусский" Митрополит
- ^ Уильямс, 242–243.
- ↑ Древний Рим как музей: сила, идентичность и культура коллекционирования , Стивен Ратледж, OUP Oxford, 2012. ISBN 0199573239
- ^ Плиний: Historia Naturalis xxxiv.16
- ^ Бордман, 351–352.
- ^ (Турфа 2005: 55)
- ^ (Рихтер 1940: 56, примечание 1)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б (Рэймидж 2009:51)
- ^ (Маджиани 1985: 34)
- ^ (Маджиани 1985: 100)
- ^ (Нильсен 1995:328)
- ^ (Рихтер 1940: 50)
- ^ Роща, 3
- ^ «Часы работы» . MARQ Аликанте . Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ «MARQ представляет в Аликанте крупнейшую выставку об этрусках, которую видели в Испании за последние 15 лет» . Дигис Мак. 20 мая 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- Бордман, редактор Джона, Оксфордская история классического искусства , 1993, OUP, ISBN 0198143869
- «Гроув», Кристофани, Маури и др. «Этрусский», Grove Art Online , Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Веб. 28 апреля 2016 г. Требуется подписка
- Маджиани, Адриано (1985). Художественные промыслы: Северная Этрурия в эллинистическом Риме . Италия: Электра.
- Рэймидж, Нэнси Х. и Эндрю (2009). Римское искусство: от Ромула до Константина . Нью-Джерси: Пирсон Прентис-Холл. ISBN 9780136000976 .
- Рихтер, Гизела М.А. (1940). Метрополитен-музей: Справочник этрусской коллекции . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- Спайви, Найджел (1997). Этрусское искусство . Лондон: Темза и Гудзон.
- Штейнграбер, Стефан, «Изобилие жизни: этрусская настенная живопись» , 2006, Музей Дж. Пола Гетти, Getty Publications, ISBN 0892368659 , 978-0892368655 , книги Google
- Турфа, Джин Макинтош (2005). Каталог этрусской галереи Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
- Вермюль, Корнелиус (1963). «Греческая и этрусская живопись: гигантская краснофигурная амфора и две терракотовые бляшки с этрусской росписью». Вестник Музея изобразительных искусств . 61 (326): 149–65.
- Уильямс, Дифри. Шедевры классического искусства , 2009, British Museum Press, ISBN 9780714122540
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]История древнего искусства |
---|
Средний Восток |
Азия |
Европейская предыстория |
Классическое искусство |
- Бонфанте, Лариса. «Повседневная жизнь и загробная жизнь». В этрусской жизни и загробной жизни . Детройт: Издательство государственного университета Уэйна, 1986.
- ——. «Этруски: посредники между северными варварами и классической цивилизацией». В книге «Варвары древней Европы: реалии и взаимодействия» . Под редакцией Ларисы Бонфанте, 233–281. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Пресс, 2011.
- Боррелли, Федерика и Мария Кристина Тарджа. Этруски: искусство, архитектура и история . Перевод Томаса М. Хартманна. Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2004.
- Брендель, Отто. Этрусское искусство . 2-е издание. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1995.
- Бриге, М.-Ф. Этрусское искусство: фрески Тарквинии . Нью-Йорк: Тюдор, 1961.
- Великолепно, Ричард. Визуальные повествования: повествование в этрусском и римском искусстве . Итака: Издательство Корнельского университета, 1984.
- Де Пума, Ричард Дэниэл. Этрусское искусство в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2013.
- Штейнграбер, Стефан. Изобилие жизни: этрусская настенная живопись . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2006.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Этрусское искусство . Архивировано 27 октября 2014 г. в Wayback Machine . Лорел Тейлор. Смартистория .
- Этрусская керамика из долины Альбенья / исследование Агер Козанус в Интернет-археологии