Jump to content

Суд Париса

Суд Париса, фреска из Помпеи

«Суд Париса» — это история из греческой мифологии , которая была одним из событий, приведших к Троянской войне , а в более поздних версиях — к основанию Рима . [1]

Эриду , богиню раздора, не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды . В отместку она принесла золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» и бросила его на свадьбу. Три гостя, Гера , Афина и Афродита , после некоторого спора согласились, чтобы Парис Троянский выбрал самую прекрасную. Парис выбрал Афродиту, она подкупила его с самой красивой смертной женщиной в мире, Еленой Спартанской , женой Менелая . После этого Парис увез Елену в Трою , а греки вторглись в Трою, чтобы вернуть Елену. » Эрис Таким образом, « Яблоко раздора было инструментальным поводом для войны (или ее вообще не приглашения на свадьбу) Троянской войны.

Источники эпизода

[ редактировать ]
Парис принимает Гермеса , который ведет Афину , Геру и Афродиту , четырех женщин, обращенных вправо. Роспись на терракотовых панно, 560–550 гг. до н.э.
Аттическая чернофигурная амфора на шее работы Свинга Художника (ок. 540–530 до н. э.), сейчас находится в Метрополитен-музее.

Как и во многих мифологических сказках, детали различаются в зависимости от источника. Краткий намек на Суд в «Илиаде» (24.25–30) показывает, что эпизод, положивший начало всему последующему действию, уже был знаком зрителям; более полная версия была рассказана в «Киприи» , утерянном произведении Эпического цикла , от которого лишь фрагменты (и достоверное изложение [2] ) оставаться. Более поздние писатели Овидий ( Героиды 16.71 и далее, 149–152 и 5.35е), Лукиан ( «Диалоги богов» 20), Псевдо-Аполлодор ( «Библиотека» , Е.3.2) и Гигин ( «Фабулы» 92) пересказывают эту историю со скептической, иронической или популяризация программ. , жившем в VII веке до нашей эры Он безмолвно появился на сундуке из слоновой кости и золота тирана Кипсела в Олимпии , который, по описанию Павсания , изображает:

... Гермес приносит Александру [т. е. Парису], сыну Приама, богинь, красоту которых он должен судить, причем надпись на них гласит: «Вот Гермес, который показывает Александру, чтобы он мог судить об их красоте, Гера , Афина и Афродита . [3]

Эта тема была любима древнегреческими художниками по вазам еще в шестом веке до нашей эры. [4] получил значительное возрождение как возможность показать три обнаженные женские фигуры и оставался популярным в греческом и римском искусстве, прежде чем в эпоху Возрождения .

Мифическое повествование

[ редактировать ]
Золотое яблоко раздора, Якоб Йорданс

Это пересчитано [5] что Зевс устроил пир в честь бракосочетания Пелея ) и Фетиды (родителей Ахилла . Однако Эриду , богиню раздора, не пригласили, так как считалось, что она сделала бы вечеринку неприятной для всех. Возмущенная таким пренебрежением, Эрида прибыла на праздник с золотым яблоком из Сада Гесперид , которое она бросила на торжество как приз красоты. [6] По некоторым более поздним версиям, на яблоке была надпись καλλίστῃ ( kallistēi , «Для прекраснейшей»). [7]

На яблоко претендовали три богини: Гера , Афина и Афродита . Они попросили Зевса судить, кто из них самый справедливый, и в конце концов он, не желая сам поддерживать какие-либо претензии, заявил, что их дела будет судить Парис , троянский смертный, поскольку недавно он продемонстрировал свою образцовую справедливость в состязании, в Арес котором форма быка превзошла призового быка Париса, и принц-пастух без колебаний вручил приз богу. [8]

Суд Париса (1599) Хендрика ван Балена Старшего . Картинная галерея, Берлин

Под Гермеса руководством трое кандидатов искупались в источнике Иды, а затем встретились с Парисом на горе Ида . Пока Парис осматривал их, каждая пыталась своими силами подкупить его; Гера предложила сделать его царем Европы и Азии, Афина предложила мудрость и искусство в войне, а Афродита, у которой были Хариты и Хораи , чтобы усилить свое очарование цветами и песнями (согласно фрагменту Киприи, цитируемому Афинагором Афинским ), предложил самую красивую женщину мира ( Еврипид , Андромаха , л.284, Елена л.676). Это была Елена Спартанская . греческого царя Менелая , жена Парис принял дар Афродиты и вручил ей яблоко, приняв Елену, а также вражду греков и особенно Геры. Экспедиция греков по возвращению Елены из Парижа в Трою является мифологической основой Троянской войны . По некоторым рассказам, Елена Троянская была похищена Парисом и группой троянцев; в других она просто охотно следовала за Парижем, потому что тоже испытывала к нему привязанность.

История о суде Париса, естественно, давала художникам возможность изобразить своего рода конкурс красоты между тремя прекрасными обнаженными женщинами, но миф, по крайней мере со времен Еврипида, скорее касается выбора среди даров, которые воплощает каждая богиня. Взяточничество является ироничным и возникло поздно. [9]

Иоахим Этевал , ок. свадебный пир богов. 1615 г., на заднем плане

Согласно традиции, предложенной Альфредом Дж. Ван Виндекенсом, [10] «Коровьеокая» Гера действительно была самой красивой, а не Афродита. Однако Гера была, среди прочего, богиней супружеского порядка и жен-рогоносцев. Ее часто изображали проницательной и ревнивой женой Зевса, который сам часто ускользал от ее контроля, изменяя ей с другими женщинами, смертными и бессмертными. Она думала о верности и целомудрии и старалась вести себя скромно, когда Парис осматривал ее. Афродита, хоть и не так красива, как Гера, но была богиней сексуальности и до него была гораздо сексуальнее и очаровательнее. Таким образом, ей удалось убедить Пэрис признать ее самой прекрасной. Красота Афины редко упоминается в мифах, возможно, потому, что греки считали ее бесполым существом, способным «преодолеть» свои «женские слабости», чтобы стать одновременно мудрой и талантливой на войне (и то, и другое считалось греками мужскими владениями). Гнев от поражения заставляет ее присоединиться к грекам в битве против парижских троянцев, что является ключевым событием в поворотный момент войны.

В искусстве

[ редактировать ]
Суд Париса (1530) Лукаса Кранаха Старшего в Художественном музее Сент-Луиса

Эта тема стала популярной в искусстве начиная с позднего средневековья . Все три богини обычно изображались обнаженными, хотя в древнем искусстве обнаженной всегда бывает только Афродита, и то не всегда. [11] Возможность сфотографировать трех обнаженных женщин во многом привлекла внимание к этой теме. Он появлялся в иллюминированных рукописях и был популярен в декоративном искусстве, включая итальянские чернильницы 15-го века и другие произведения в майолике и кассони . [12] Как сюжет станковой живописи он был более распространен в Северной Европе, хотя Маркантонио Раймонди гравюра ок . 1515 год, вероятно, основанный на рисунке Рафаэля и с использованием композиции, полученной из римского саркофага Париса , был очень влиятельной обработкой, которая сделала фригийский колпак атрибутом в большинстве более поздних версий. [13]

Этот предмет много раз (предположительно 23) писал Лукас Кранах Старший и был особенно привлекателен для северного маньеризма художников . Рубенс написал несколько композиций на эту тему в разные периоды своей карьеры. Ватто и Анжелика Кауфман были среди художников, написавших эту тему в 18 веке. «Суд Париса» часто писали академические художники XIX века и реже их более прогрессивные современники, такие как Ренуар и Сезанн . Среди более поздних художников, нарисовавших эту тему, — Андре Лот , Энрике Симонет ( «Эль Хусио де Пари», 1904) и Сальвадор Дали .

Иво Салигер (1939), Адольф Циглер (1939) и Йозеф Торак (1941) также использовали классический миф для пропаганды обновления Германии в период нацизма. [14]

В других СМИ

[ редактировать ]
Три богини на суде Париса картина Симона Вуэ

Эта история легла в основу оперы «Суд Париса » на либретто Уильяма Конгрива , положенной на музыку четырьмя композиторами в Лондоне в 1700–1701 годах. Томас Арне сочинил весьма успешную партитуру на то же либретто в 1742 году. Опера «Le Cinesi» ( «Китайские женщины ») Кристофа Виллибальда Глюка (1754) завершается балетом «Суд Париса» , исполненным вокальным квартетом. Опера Франческо Чилеа » 1902 года «Адриана Лекуврер также включает балетную сцену «Суд Париса» .

Эта история легла в основу более ранней оперы Il pomo d'oro в прологе и пяти действиях итальянского композитора Антонио Чести на либретто Франческо Сбарры (1611–1668).

Афродита насмехается над Герой и Афиной с Яблоком , рельеф в Ахиллеоне , Корфу .

В дискордианстве

[ редактировать ]

Каллистей – слово древнегреческого языка, начертанное на Эриды » « Яблоке раздора . По-гречески это слово καλλίστῃ ( дательный падеж единственного числа женской καλος превосходной степени , красивый ). Его значение можно передать «прекраснейшей». Каллисте (Καλλίστη; мод. греч. Kallisti ) — также древнее название острова Тера .

Слово Каллисти (современный греческий язык), написанное на золотом яблоке, стало главным символом дискордианизма , постмодернистской религии. В нефилологических текстах (например, дискордианских) слово обычно пишется как καλλιστι . В большинстве версий Principia Discordia это слово пишется как καλλιχτι, но это определенно неверно; В послесловии к журнала Loompanics изданию «Начал» говорит , 1979 года Грегори Хилл что это произошло потому, что на пишущей машинке IBM, которую он использовал, не все греческие буквы совпадали с латинскими , и он не знал достаточно букв, чтобы заметить ошибку. Неспособность Зевса пригласить Эрис в дискордийской мифологии упоминается как « Первоначальное пренебрежение» . [15]

Источники классической литературы

[ редактировать ]
Банка для хранения с судом Париса (Афины, ок. 360 г. до н.э.)

Хронологический список источников классической литературы по «Суду Париса», включая «Яблоко раздора»:

  • Гомер, Илиада 24. 25 и далее (пер. Мюррей) (греческий эпос C8-го до н.э.)
  • Еврипид, Ифигения в Авлиде 1290 г. и далее (перевод Кольриджа) (греческая трагедия C5-го до н.э.)
  • Еврипид, Гекуба 629 и далее (перевод Кольриджа)
  • Еврипид, Гекуба 669 и далее
  • Еврипид, Троянские женщины 924 и далее (перевод Кольриджа)
  • Еврипид, Елена 20 и далее (транс Кольриджа)
  • Еврипид, Елена 675 и далее
  • Еврипид, Андромаха 274 и далее (перевод Кольриджа)
  • Горгий, Похваление Елены 5 ( The Classical Weekly , 15 февраля 1913 г., перевод Ван Хука, стр. 123) (греческая философия, V V до н.э.)
  • П. Окси. 663, Кратин, Аргумент Дионисалександра Кратина 2. 12-9 (перевод Гренфелла и Ханта) (греческая поэзия, C5 век до н.э.)
  • Схолиаст на П. Окси. 663, Аргумент Дионисалександра Кратина 2. 12-9 ( Папирус Оксиринха в переводе Grenfell & Hunt, 1904, том 4, стр. 70)
  • Исократ, Елена 41–52 (пер. Норлин) (греческая философия, C4 век до н.э.)
  • Платон, Республика 2. 379e и далее (пер. Шори) (греческая философия C4-го до н. э.)
  • Схолиаст о Платоне, Республика 2. 379e и далее ( Plato The Republic Books IV пер. Шори, том 5, 1937, 1930, стр. 186)
  • Аристотель, Риторика 1.6.20 и далее (перевод Риса Робертса) (греческая философия C4-го до н.э.)
  • Аристотель, Риторика 2. 23. 12 и далее.
  • Ксенофонт, Банкет (или Симпозиум ) 4. 19. 20 и далее (перевод Браунсона) (греческая философия C4-го до н.э.)
  • Ликофрон, Александрия 93 и далее, (перевод А. Майра) (греческий эпос C3-го до н. э.)
  • Схолиаст об Александрии 93 и далее ( Каллимах и Ликофрон , пер. А. Майра Арата , пер. Г. Майра, 1921, стр. 501)
  • Каллимах, Гимн 5. 17 и далее (пер. Майр) (греческий поэт C3rd до н. э.)
  • Ирод, Мим 1. 35 (пер. Хедлам изд. Нокса) (греческая поэзия C3rd до н.э.)
  • Катулл, Стихи Катулла 61. 17 (пер. Корнуолл) (латинская поэзия C1st до н.э.)
  • Диодор Сицилийский, Историческая библиотека 17. 7. 4 и далее (пер. Старый отец) (греческая история C1st до н.э.)
  • Схолиаст о Диодоре Сицилийском, Историческая библиотека 17. 7. 4 и далее (Диодор Сицилийский пер. Oldfather, 1963, том 8, стр. 135)
  • Гораций, Carminum 3. 3. 19 (перевод Беннета) (римская лирическая поэзия C1st до н. э.)
  • Схолиаст о Горации, Carminum 3. 3. 19 ( Оды и Ирод Горация в пер. Беннета, 1901, стр. 312)
  • Цицерон, Письма к своим друзьям 1. 9. 13 и далее (перевод Уильямса) (римская эпиграмма C1st до н.э.)
  • Овидий, Героиды 16. 137 (пер. Шауэрмен) (римская поэзия от C1-го до н.э. до C1-го н.э.)
  • Овидий, Героид 17. 115 и далее.
  • Овидий, Фасти 4. 120 и далее (пер. Фрейзер) (римский эпос от C1st до н.э. до C1st нашей эры)
  • Овидий, Фасти 6. 44 и далее
  • Страбон, География 13.1.51 (перевод Джонса) (греческая география от C1st до н.э. до C1st нашей эры)
  • Лукан, Фарсалия 9. 971 и далее (пер. Райли) (римская поэзия C1st нашей эры)
  • Схолиаст о Лукане, Фарсалия 9. 971 ( Фарсалия Лукана Райли, 1853, стр. 378)
  • Петроний, Satyricon 138 и далее (пер. Heseltine) (римская сатира C1st нашей эры)
  • Схолиаст о Петронии, Сатирикон 138 и далее ( Петроний и Сенека Апоколоцинтоз , пер. Heseltine & Rouse 1925, стр. 318)
  • Плиний, Естественная история 34. 19. 77 и далее (перевод Рэкхэма) (Римская история C1st нашей эры)
  • Лукиан, Карусель, или Лапифы 35 и далее (пер. Гармон) (ассирийская сатира C2nd н.э.)
  • Лукиан, Суд богинь 1–16 (конец) (пер. Гармон) (ассирийская сатира C2nd н.э.)
  • Люциан, Танец 45 и далее (пер. Хармон)
  • Лукиан, Диалоги морских богов 301 и далее (пер. Хармон)
  • Псевдо-Лукиан, Харидем 10 и далее (пер. Маклауд)
  • Псевдо-Аполлодор, Эпитом 3.3 (перевод Фрейзера) (греческая мифография C2nd нашей эры)
  • Схолиаст о Псевдо-Аполлодоре, воплощение 3.3 ( Аполлодор Библиотека , пер. Фрейзер, 1921, том 2, стр. 172–73)
  • Псевдо-Гигин, Басни 92 (перевод Гранта) (римская мифография C2nd нашей эры)
  • Павсаний, Описание Греции 3. 18. 12 и далее (перевод Фрейзера) (греческий рассказ о путешествиях C2nd нашей эры)
  • Павсаний, Описание Греции 5. 19. 5 и далее.
  • Апулей, Золотой осел 4. 30 и далее (перевод Адлингтона и Газели) (латинская проза C2nd AD)
  • Апулей, Золотой осел 10. 30–33 (перевод Адлингтона и Гасели)
  • Лонг, Дафнис и Хлоя, Книга 3 (Публикации Афинского общества IV: Лонг, 1896, стр. 108) (греческий роман C2nd нашей эры)
  • П. Окси. 1231, Сафо, Книга 1, Фрагмент 1. 13 и далее ( The Oxyrhynchus Papyri trans. Grenfell & Hunt 1914 Vol 10 p. 40) (греческая поэзия C2nd AD)
  • Климент Александрийский, Обращение к грекам 2. 29 P. ff (перевод Баттерворта) (христианская философия со 2-го по 3-й век нашей эры)
  • Тертуллиан, Апологетик 15. 15 и далее (пер. Саутер и Мэр) (христианская философия со 2-го по 3-й век нашей эры)
  • Афиней, Пир ученых 12. 2 (перевод Йонге) (греческая риторика от C2 до C3 AD)
  • Псудео-Прокл, Киприя ( Гесиод, Гомеровские гимны и Гомерика , пер. Эвелин-Уайт, стр. 488–91) (C2-C5 н.э.)
  • Коллут, Похищение Елены 59–210 (пер. Майр) (греческий эпос с 5 по 6 век нашей эры)
  • Схолиаст о Коллуте, Похищение Елены 59 и далее ( Oppian Colluthus Tryphiodorus trans. Mair 1928, стр. 546–47)
  • Сервий, Сервий В «Энеиде» Вергилия 1. 27 и далее (пер. Тило) (греческий комментарий с 4 по 11 век нашей эры)
  • Первый ватиканский мифограф, Scriptores rerum myicarum 208 (изд. Боде) (греческая и римская мифография с 9 по 11 век нашей эры)
  • Второй ватиканский мифограф, Scriptores rerum myicarum 205 (изд. Боде) (греческая и римская мифография, C11 век нашей эры)
  • Цец, Схолия на Ликофроне Кассандра (или Александрия ) 93 ( Схолия на Ликофрон изд. Мюллера 1811, стр. 93) (Византийский комментарий C12 н. э.)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джо, Джимми. «Троянская война – Суд Париса» . Вечные мифы (классическая мифология) . Проверено 13 декабря 2019 г.
  2. ^ Схема Прокла, резюмированная Фотием, найдена в английском переводе у Гесиода, Гомеровых гимнов и Гомерики, изд. Эвелин-Уайт, Лондон и Кембридж, Массачусетс (серия Леба), новое и исправленное издание 1936 года.
  3. ^ Павсаний, Описание Греции , 5.19.5 .
  4. ^ Кереньи, рис. 68.
  5. ^ Синтезированный отчет, взятый из нескольких цитируемых источников, предложен Кереньи, «Глава VII, Прелюдия к Троянской войне», особенно стр. 312–314.
  6. ^ Аполлодор , E.3.2
  7. ^ Атсма, Аарон. «СУД ПАРИЖА» . Проект Теой . Проверено 13 декабря 2019 г.
  8. ^ Падение Трои Роулинсона
  9. ^ Райт, Джефф (2 сентября 2016 г.). «Эпизод 4 «СУД ПАРИЖА» » . Троянская война: Подкаст . Проверено 13 декабря 2019 г.
  10. ^ Ван Виндекенс, в Glotta 36 (1958), стр. 309–11.
  11. ^ Булл, стр. 346–47.
  12. ^ Бык, с. 345
  13. ^ Бык, с. 346
  14. ^ «Нацистское искусство» . StudyBlue Inc. Архивировано из оригинала 13 декабря 2019 года . Проверено 13 декабря 2019 г.
  15. ^ «Принципы раздора» . Дискордианское общество . Проверено 10 мая 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63c000c838c6896a9e3f323a5246e126__1721608440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/26/63c000c838c6896a9e3f323a5246e126.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Judgement of Paris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)