Фетида
Фетида | |
---|---|
Член Нереид | |
![]() Статуя Фетиды с тритоном, римская копия | |
Обитель | Море |
Генеалогия | |
Родители | Нерей и Дорис |
Братья и сестры | Нереиды , Нериты |
Супруга | Пелей , Зевс |
Дети | Ахиллес |
Часть серии о |
Древнегреческая религия |
---|
![]() |
Греческие божества ряд |
---|
Водные божества |
Нимфы |
Фетида ( / ˈ θ iː t ɪ s / THEEH -tiss , / ˈ θ ɛ t ɪ s / THEH -tiss ; греческий : Θέτις [tʰétis] ) — фигура из греческой мифологии с различными мифологическими ролями. В основном она появляется как морская нимфа , богиня воды и одна из 50 нереид , дочерей древнего морского бога Нерея . [1]
Когда в классических мифах Фетида описывалась как Нереида, она была дочерью Нерея и Дорис . [2] и внучка Тефии, с которой она иногда имеет общие черты. Часто кажется, что она руководит нереидами, пока они выполняют ее задачи. Иногда ее также отождествляют с Метисой .
Некоторые источники утверждают, что она была одним из первых божеств, которым поклонялись в архаической Греции , устные традиции и записи о которых утеряны. Существует только одна письменная запись, фрагмент, свидетельствующий о ее поклонении, и существует ранний гимн Алкмана , в котором Фетида названа создательницей вселенной . Документально подтверждено, что поклонение Фетиде как богине сохранялось в некоторых регионах историческими писателями, такими как Павсаний .
В мифическом цикле Троянской войны свадьба Фетиды и греческого героя Пелея является одним из ускоряющих событий войны, которая также привела к рождению их ребенка Ахилла .
Одним из ее эпитетов было Халосидна ( греч . Ἁλοσύδνη ), что означает «богиня, вскормленная морем» или «рожденная морем». [3]
Как богиня
[ редактировать ]Большинство дошедших до нас материалов о Фетиде касается ее роли матери Ахилла , но есть некоторые свидетельства того, что она играла более важную роль в религиозных верованиях и практиках архаической Греции в своей роли морской богини. Досовременная этимология ее имени, от tithemi (τίθημι), «устанавливать, устанавливать», предполагает восприятие среди классических греков ранней политической роли. Уолтер Буркерт [4] считает свое имя преобразованным дублетом Тефии .
После смерти Ахилла Фетиде не нужно обращаться к Зевсу с просьбой о бессмертии для ее сына, поскольку у них есть установленные отношения (из-за того, что Фетида помогает ему в споре с тремя другими олимпийцами) и похищает его на Белый остров Лейк в Черное море , альтернативный Элизиум , [5] где он превзошел смерть и где культ Ахилла сохранился в исторические времена.
Мифология
[ редактировать ]Фетида и другие божества
[ редактировать ]
Псевдо-Аполлодора Библиотека утверждает, что за Фетидой ухаживали и Зевс , и Посейдон , но ее выдали замуж за смертного Пелея из-за их опасений по поводу пророчества Фемиды. [6] (или Прометей , или Калхас , по другим сведениям), что ее сын станет больше своего отца. Таким образом, она раскрывается как фигура космической способности, вполне способная нарушить божественный порядок. (Слаткин 1986:12)
Когда Гефест был сброшен с Олимпа, то ли изгнан Герой за хромоту, то ли изгнан Зевсом за то, что принял сторону Геры, океанида Эвринома и нереида Фетида поймали его и позволили ему остаться на вулканическом острове Лемнос , пока он трудился на них. как кузнец, «работавший там, во впадине пещеры, и поток Океана вокруг нас продолжался вечно со своей пеной и своим журчанием» ( Илиада 18.369).
Фетида не преуспевает в своей роли защиты и воспитания героя (тема куротрофоса ), но ее роль в помощи божествам подчеркнуто повторяется Гомером. Диомед вспоминает, что, когда Дионис был изгнан Ликургом с помощью олимпийцев, он укрылся в Эритрейском море вместе с Фетидой на ложе из морских водорослей (6.123ff). рассказы связывают Фетиду с «божественным прошлым, не связанным с человеческими событиями, с уровнем божественной неуязвимости, необычайным по олимпийским стандартам . Эти альтернативная структура космических отношений». [7]
Однажды Фетида и Медея поспорили в Фессалии о том, кто из них прекраснее; они назначили критянина Идоменея Судьей , который отдал победу Фетиде. В гневе Медея назвала всех критян лжецами и прокляла их никогда не говорить правду. [8]
Брак с Пелеем
[ редактировать ]
Зевс получил пророчество о том, что сын Фетиды станет более великим, чем его отец, поскольку Зевс сверг своего отца, чтобы возглавить последующий пантеон. Чтобы обеспечить смертного отца для ее будущего потомства, Зевс и его брат Посейдон организовали ее бракосочетание с человеком, Пелеем , сыном Эака , но она отказала ему.
Протей , ранний морской бог, посоветовал Пелею найти морскую нимфу, когда она спит, и крепко связать ее, чтобы она не сбежала, изменив форму. Она изменила форму, став пламенем, водой, разъяренной львицей и змеей . [9] Пелей держался крепко. Покоренная, она согласилась выйти за него замуж. Фетида — мать Ахилла от Пелея , ставшего царем мирмидонцев .
Согласно классической мифологии, свадьба Фетиды и Пелея праздновалась на горе Пелион , за пределами пещеры Хирона , и присутствовала божества: там они праздновали бракосочетание. Аполлон играл на лире, а музы пели, Пиндар утверждал . На свадьбе Хирон подарил Пелею ясеневое копье, отполированное Афиной и лезвие которого выковал Гефест. А богини-олимпийцы принесли ему дары: от Афродиты — чашу с рельефным Эротом , от Геры — хламиду , а от Афины — флейту. Его тесть Нерей подарил ему корзину с солью, называемой «божественной», которая обладает непреодолимой силой в отношении переедания, аппетита и пищеварения, чем объясняется выражение «...она насыпала божественную соль» . крылья Арсе Затем Зевс подарил молодоженам , которые позже Фетида подарила своему сыну Ахиллу. Кроме того, бог моря Посейдон подарил Пелею бессмертных коней Балия и Ксанфа . [10] Эриду , богиню раздора, однако, не пригласили, и она, несмотря на это, бросила в среду богинь золотое яблоко, которое должно было быть вручено только «прекраснейшей». В большинстве интерпретаций награда была вручена во время Суда Париса и в конечном итоге стала причиной Троянской войны .

Как рассказывается в « Аргонавтике» , написанной эллинистическим поэтом Аполлонием Родосским , Фетида, пытаясь сделать своего сына Ахилла бессмертным, ночью сжигала его смертность в огне, а днем она умащала ребенка амброзией . . Когда Пелей увидел, как она сжигает ребенка, он вскрикнул.
Фетида услышала его, и, догнав ребенка, сбросила его с криком на землю, и она, как дуновение ветра, быстро вылетела из зала, как сон, и прыгнула в море, чрезвычайно разозлившись, и с тех пор больше никогда не возвращалась.
Некоторые мифы рассказывают, что, поскольку ее прервал Пелей , Фетида не сделала своего сына физически неуязвимым. Его пятка, которую она собиралась сжечь, когда муж остановил ее, не была защищена. (Похожий миф об увековечении ребенка в огне можно увидеть в случае с Деметрой и младенцем Демофуном ). В варианте мифа, впервые изложенного в « Ахиллеиде» , незаконченном эпосе, написанном между 94 и 95 годами нашей эры римским поэтом Статием , Фетида пыталась сделать Ахилла неуязвимым, окунув его в реку Стикс (одну из пяти рек, протекающих через Аид). , царство мертвых). Однако пятка, за которую она его держала, не была затронута водами Стикса и не была защищена.
Пелей отдал мальчика на Хирону воспитание . В пророчестве говорилось, что сына Фетиды ждет либо долгая, но скучная жизнь, либо славная, но короткая жизнь. Когда разразилась Троянская война, Фетида забеспокоилась и спрятала Ахилла, переодетого девушкой, при дворе Ликомеда , царя Скироса. Ахиллес уже славился своей скоростью и мастерством в бою. Калхас , жрец Агамемнона, предсказал, что в их рядах появится великий воин. Впоследствии Агамемнон послал Одиссея попытаться найти Ахилла. Скирос находился относительно близко к дому Ахилла, а Ликомед также был известным другом Фетиды, поэтому это было одно из первых мест, куда посмотрел Одиссей. Когда Одиссей обнаружил, что одна из придворных девушек не девушка, он придумал план. Подняв тревогу, что на них напали, Одиссей знал, что юный Ахиллес инстинктивно побежит за своим оружием и доспехами, тем самым выдав себя. Видя, что она больше не может помешать своему сыну осуществить свое предназначение, Фетида тогда Гефест сделал щит и доспехи.

Илиада и Троянская война
[ редактировать ]
Фетида сыграла ключевую роль в событиях Троянской войны. Помимо того факта, что Суд Париса , положивший начало войне, произошел на ее свадьбе с Пелеем , Фетида постоянно влияла на действия Двенадцати олимпийцев и ее сына Ахилла .

Через девять лет после начала Троянской войны « Илиада» Гомера начинается с того, что Агамемнон (царь Микен и полководец ахейцев ) и Ахилл (сын Фетиды) спорят из-за Брисеиды , женщины, замужем за Майном (сыном царя Лирнесса ). . Она была похищена и порабощена Ахиллом. Первоначально отказавшись, Ахиллес смягчается и отдает Брисеиду Агамемнону. Однако Ахилл чувствует неуважение к необходимости выдать Брисеиду и молится Фетиде, своей матери, о восстановлении утраченной чести. [11] Она убеждает Ахилла подождать, пока она не поговорит с Зевсом, чтобы снова присоединиться к битве, и Ахиллес слушает. [12] Когда она наконец разговаривает с Зевсом, Фетида убеждает его сделать то, что она приказывает, и он скрепляет свое соглашение с ней, склонив голову, что является самой сильной клятвой, которую он может дать. [13]
После смерти Патрокла, который носил в бою доспехи Ахилла, Фетида приходит к Ахиллу, чтобы утешить его в его горе. Она клянется вернуться к нему в доспехах, выкованных Гефестом , кузнецом богов, и велит ему не вооружаться для битвы, пока он не увидит ее возвращение. Пока Фетида ушла, Ахилла посещает Ирида , посланница богов, посланная Герой , которая говорит ему снова присоединиться к битве. Однако он отказывается ссылаться на слова матери и данное ей обещание дождаться ее возвращения. [14] Тем временем Фетида разговаривает с Гефестом и умоляет его изготовить доспехи Ахилла, что он и делает. Сначала он делает для Ахилла великолепный щит , а закончив его, делает нагрудник, шлем и поножи. [15] Когда Фетида возвращается к Ахиллу, чтобы доставить ему новые доспехи, она обнаруживает, что он все еще расстроен из-за Патрокла. Ахиллес опасается, что, пока он будет сражаться с троянцами, тело Патрокла разложится и сгниет. Однако Фетида успокаивает его и помещает в нос Патрокла амброзию и нектар, чтобы защитить его тело от разложения. [16]
После того, как Ахиллес использует свою новую броню, чтобы победить Гектора в бою, он оставляет тело Гектора, чтобы калечить и унижать его. Однако через девять дней боги вызывают Фетиду на Олимп и говорят ей, что она должна пойти к Ахиллу и передать ему послание, что боги злятся, что тело Гектора не возвращено. Она делает то, что ей велят, и убеждает Ахилла вернуть тело за выкуп, избежав таким образом гнева богов. [17]
Богослужение в Лаконии и других местах
[ редактировать ]
Заметное исключение из общего наблюдения, вытекающего из существующих исторических записей, о том, что Фетида не почиталась как богиня в культе, произошло в консервативной Лаконии , где Павсанию Фетиды существовали сообщили, что жрицы в архаические времена, когда культ, который был в центре – деревянное культовое изображение Фетиды ( ксоанон ), предшествовавшее строительству древнейшего храма; благодаря вмешательству высокопоставленной женщины ее культ был заново основан на храме; и во втором веке нашей эры ей все еще поклонялись с величайшим почтением. Лакедемоняне , находились в состоянии войны с мессенцами восставшими и их царь Анаксандер, вторгшись в Мессению, взял в плен некоторых женщин, и среди них Клео, жрицу Фетиды. Жена Анаксандра попросила эту Клео у мужа и, обнаружив, что у нее есть деревянное изображение Фетиды, поставила женщину Клео в храме богини. Леандрис сделал это из-за видения во сне, но деревянное изображение Фетиды охраняется в тайне. [18]
В одном отрывочном гимне [19] седьмого века до нашей эры у спартанского поэта Алкмана Фетида предстает как демиург , начиная свое творение с порос (πόρος) «путь, след» и текмор (τέκμωρ) «отметка, конечный столб». Третьим был скотос (σκότος) «тьма», а затем Солнце и Луна . Высказывались предположения о тесной связи между Фетидой и Метидой , еще одной изменяющей форму морской державой, позже любимой Зевсом. но предсказано, что она должна произвести на свет сына, превосходящего своего отца, из-за ее великой силы. [20]
Геродот отмечал, что персы приносили жертвы «Фетиде» на мысе Сепия. В процессе интерпретации «graeca » Геродот идентифицирует морскую богиню другой культуры (вероятно, Анахиту ) как знакомую эллинскую «Фетиду». [21]

В других работах
[ редактировать ]
- Гомера В «Илиаде» много упоминаний о Фетиде.
- Еврипида Андромаха 1232–1272 , .
- Аполлоний Родий , Аргонавтика IV, 770–879.
- Библиотека 3.13.5.
- Франческо Кавалли Первая опера Le nozze di Teti e di Peleo , написанная в 1639 году, касалась брака Фетиды и Пелея .
- У. Х. Одена « Поэма Щит Ахилла» представляет собой свидетельницу Фетиды о выковке щита Ахилла .
- В 1939 году подводная лодка HMS Thetis (N25), тогда еще новая конструкция, затонула во время испытаний на реке Мерси вскоре после того, как покинула док в Ливерпуле . На борту находились 103 человека, 99 погибли. Причиной катастрофы стала смотровая яма, позволяющая моряку заглянуть в торпедные аппараты . Специальный затвор для этого смотрового отверстия был закрашен. После погружения торпедный аппарат затонул, и носовая часть судна затонула. Корма все еще находилась над водой. Девяносто девять человек, половина из которых — рабочие верфи, умерли от отравления угарным газом .
- В 1981 году британская актриса Мэгги Смит сыграла Фетиду в Рэя Харрихаузена фильме «Битва титанов» (за который она получила премию «Сатурн» ). В фильме она выступает в роли главного антагониста героя Персея за жестокое обращение с ее сыном Калибосом.
- В 1999 году британская поэтесса Кэрол Энн Даффи опубликовала сборник стихов «Жена мира» , в который вошло стихотворение по мотивам Фетиды.
- В 2004 году британская актриса Джули Кристи сыграла Фетиду в Вольфганга Петерсена фильме «Троя» .
- В 2011 году американская писательница Мэдлин Миллер изобразила Фетиду в «Песне об Ахилле» как суровое и отстраненное божество. Она не одобряет Патрокла и неоднократно пытается разлучить его и Ахилла.
- В романе 2018 года «Молчание девушек» основное внимание уделяется персонажу Брисеиды от первого лица, с междометиями, передающими внутреннее душевное состояние Ахилла, включая его мучительные отношения с матерью.
- В 2019 году новозеландский графический дизайнер Рэйчел Смайт изобразила Фетиду в « Лорическом Олимпе ». Она личный секретарь Зевса, с которым у нее тоже роман. Она также является лучшей подругой Минты и работает с ней, чтобы уничтожить Персефону .
Галерея
[ редактировать ]Фетида, Пелей и Зевс
[ редактировать ]- Фетида на античной фреске в Помпеях , I век.
Свадьба Пелея и Фетиды
[ редактировать ]Фетида и Ахилл
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Нерей: Морской Бог, Морской Старец | Греческая мифология, с изображениями» . Theoi.com . Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Гесиод , Теогония 240 и сл.; ее матерью была Таласса, согласно Лукиану , Диалог морских богов , 11, 2. КСАНФ: О Таласса, возьми меня к себе; посмотри, как ужасно со мной обошлись; охлади для меня мои раны. Таласса:Что это, Ксантус? кто тебя сжег? КСАНФ: Гефест. О, я сгорел дотла! ох, ох, ох, я киплю! Таласса: Что заставило его использовать на тебе свой огонь? КСАНФ: Да ведь это был все тот сын твоей Фетиды. Он убивал фригийцев; Я пробовал уговаривать, но он продолжал бушевать, перегораживая мой поток своими телами; Мне было так жаль бедняг, что я полил воду, чтобы посмотреть, смогу ли я устроить потоп и спугнуть его от них. Но поблизости оказался Гефест, и он, должно быть, собрал все частицы огня, которые у него были на Этне или где-нибудь еще; он напал на меня, сжег мои вязы и тамариски, запек бедных рыб и угрей, заставил меня закипеть и чуть не высушил меня совсем. Ты видишь, в каком состоянии я нахожусь с ожогами. Таласса: Действительно, ты толстый и горячий, Ксантус, и неудивительно; согласно вашему рассказу, кровь мертвецов – это одно, а огонь – другое. Ну, и так вам полагается; действительно напал на моего внука! Не оказывая большего уважения сыну Нереиды, чем это! КСАНФ: Разве я не должен был сострадать фригийцам? они мои соседи. Таласса: И разве Гефест не сжалился над Ахиллом? Он сын Фетиды».
- ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Халосидна.
- ^ Буркерт, Ориентализующая революция: влияние Ближнего Востока на греческую культуру в эпоху ранней архаики , 1993, стр. 92-93.
- ↑ Эрвин Роде называет остров Лейке зондерелизией в Psyche: Seelen Imsterblickigkeitsbelief der Greeche (1898) 3:371, отмечено Слаткиным 1986: 4 примечания.
- ^ Пиндар , Восьмая Истмийская ода.
- ^ Слаткин 1986:10.
- ^ Птолемей Хеннус , Новая книга истории 5, как это изложено Патриархом Фотием в Мириобиблоне 190.36.
- ^ Овидий: Метаморфозы xi, 221 и далее; Софокл: Троил, цитата схолиаста из «Немейских од» Пиндара III. 35; Аполлодор: III, 13,5; Пиндар: Немейские оды IV .62; Павсаний: т.18.1
- ^ Фотий, Библиотека 190.46. Перевод Джона Генри Фриза из издания SPCK 1920 года, теперь находящегося в свободном доступе, и другие краткие выдержки из последующих разделов, переведенные Роджером Пирсом (из французского перевода Рене Генри, изд. Les Belles Lettres)
- ^ Латтимор, Ричмонд (2011). Илиада Гомера . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. стр. 59–70. ISBN 978-0226470498 .
- ^ введение, Гомер; перевод Роберта Фаглза; Нокс, примечания Бернарда (2001). Илиада ([Повторение с изменениями]. Ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. п. 91 . ISBN 0140275363 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ введение, Гомер; перевод Роберта Фаглза; Нокс, примечания Бернарда (2001). Илиада ([Повторение с изменениями]. Ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. п. 95 . ISBN 0140275363 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ введение, Гомер; перевод Роберта Фаглза; Нокс, примечания Бернарда (2001). Илиада ([Повторение с изменениями]. Ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. стр. 472–474 . ISBN 0140275363 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ введение, Гомер; перевод Роберта Фаглза; Нокс, примечания Бернарда (2001). Илиада ([Повтор с изменениями]. Ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. стр. 480–487 . ISBN 0140275363 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ введение, Гомер; перевод Роберта Фаглза; Нокс, примечания Бернарда (2001). Илиада ([Повторение с изменениями]. Ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. п. 489 . ISBN 0140275363 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ введение, Гомер; перевод Роберта Фаглза; Нокс, примечания Бернарда (2001). Илиада ([Повторение с изменениями]. Ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. стр. 592–593 . ISBN 0140275363 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Павсаний, Описание Греции 3.14.4–5
- ^ Фрагмент папируса был найден в Оксиринхе .
- ^ М. Детьен и Ж.-П. Вернан, Les Ruses de l'intelligence: la métis des Grecs (Париж, 1974), стр. 127–64, отмечено в примечании Слаткина 1986: 14.
- ^ Геродот , Истории 7.191.2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- ТЕТИС из проекта Theoi
- Слаткин: Сила Фетиды : плодотворная работа, свободно доступная в Калифорнийского университета издательства коллекции eScholarship .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.