Кумская Сивилла
Кумская Сивилла ( лат . Sibylla Cumana ) была жрицей, руководившей аполлоническим оракулом в Кумах , греческой колонии недалеко от Неаполя , Италия. Слово «сивилла» происходит (через латынь ) от древнегреческого слова «сибилла» , что означает «пророчица» . В древнем мире было много сивилл. Из-за важности Кумской Сивиллы в легендах раннего Рима , зафиксированных в VI» Вергилия « Энеиде , а также из-за ее близости к Риму, Кумская Сивилла стала самой известной среди римлян. Эритрейская Сивилла из современной Турции была известна среди греков, как и старейший эллинский оракул, Сивилла Додоны , датируемая вторым тысячелетием до нашей эры, согласно Геродоту, почитаемая на востоке.
Кумская сивилла — одна из четырех сивилл, написанных Рафаэлем в Санта-Мария-делла-Паче (см. галерею ниже). Ее также написал Андреа дель Кастаньо ( Галерея Уффици , иллюстрация справа ), а на Сикстинском потолке Микеланджело ее мощное присутствие затмевает любую другую сивиллу, даже ее младших и более красивых сестер, таких как Дельфийская Сивилла .
Кумская Сивилла имеет разные имена, помимо «Герофила» Павсания и Лактанция. [1] или » Энеиды . «Деифоба, дочь Главка : «Амальтея», «Демофил» или «Тараксандра» — все они встречаются в различных источниках
Древнеримские пророчества
[ редактировать ]История приобретения «Сивиллинных книг» Луцием Тарквинием Гордым , полулегендарным последним царем Римского королевства , или Тарквинием Приском , является одним из знаменитых мифических элементов римской истории. [2]
Несколько столетий назад, одновременно с 50-й Олимпиадой , незадолго до изгнания римских царей, старуха, «которая не была уроженкой страны», [2] прибыл инкогнитом в Рим. Она предложила царю Тарквинию девять книг пророчеств; и так как король отказался купить их из-за непомерной цены, которую она потребовала, она сожгла три и предложила оставшиеся шесть Тарквинию по той же высокой цене, от которой он снова отказался, после чего она сожгла еще три и повторила свое предложение. Затем Тарквин уступил и купил последние три по полной первоначальной цене, после чего она «исчезла из среды мужчин». [2]
После этого книги хранились в Храме Юпитера на Капитолийском холме в Риме, и к ним можно было обращаться только в случае крайней необходимости. Храм сгорел в 80-х годах до нашей эры, а вместе с ним и книги, что вызвало необходимость припомнить пророчества Сивиллы со всех концов империи (Тацит 6.12). Их тщательно отсортировали, и те, которые были признаны законными, были сохранены в восстановленном храме. Император Август приказал переместить их в храм Аполлона на Палатинском холме, где они оставались большую часть оставшегося имперского периода.
Кумская Сивилла фигурирует в произведениях различных римских авторов, в том числе Вергилия ( «Эклоги» , « Энеида» ), Овидия ( «Метаморфозы ») и Петрония (« Сатирикон» ).
Вергилия. Истории, рассказанные в «Энеиде»
[ редактировать ]Кумская Сивилла пророчествовала, «воспевая судьбы» и записывая на дубовых листьях. Они были расставлены у входа в ее пещеру, но если бы ветер подул и разбросал их, она не помогла бы собрать листья и воссоздать первоначальное пророчество.
Сивилла была проводником в подземный мир ( Аид в близлежащем кратере Авернуса ), вход в который находился . Эней воспользовался ее услугами перед тем, как спуститься в нижний мир, чтобы навестить своего умершего отца Анхиса , но она предупредила его, что это нелегкое предприятие:
Троян, сын Анхиза, спуск Авернуса легок.
Всю ночь, весь день двери Аида открыты.
Но вернуться по пути, подняться к сладкому воздуху небес,
Это действительно труд.- Энеида 6.126-129.
Сивилла выступает мостом между мирами живых и мертвых (ср. понятие лиминальности ). Она показывает Энею путь к Авернусу и учит его тому, что ему нужно знать об опасностях их путешествия. [3]
Овидия. Истории, рассказанные в «Метаморфозах»
[ редактировать ]Хотя она была смертной, Сивилла прожила около тысячи лет. Она достигла этого долголетия, когда Аполлон предложил исполнить ее желание в обмен на ее девственность; она взяла горсть песка и попросила прожить столько лет, сколько песчинок она держала. Позже, после того как она отказалась от любви бога, он позволил ее телу увядать, потому что она не смогла попросить вечной молодости . С возрастом ее тело становилось меньше и в конечном итоге было сохранено в банке ( ампуле ). В конце концов остался только ее голос ( Метаморфозы 14; ср. миф о Тифоне , возлюбленном Эос , которому также было даровано бессмертие, но не вечная молодость). [4]
Киммерийская Сивилла: дублет?
[ редактировать ]Киммерийская Сивилла, возможно, была дублетом Кумской Сивиллы, поскольку обозначение Киммерийка относится к жрицам, которые жили под землей возле озера Авернус. Пророческий храм, посвященный Аполлону, как и в , стоял на акрополе Кумском Дельфах . Подземная римская дорога пролегала из юго-восточной части Кум через гору Грилло к берегам Авернусского озера. Однако есть источники, которые различают двух Сивилл, например, те, которые отмечают, что именно Кумейская, а не Киммерийская Сивилла предложила царю Тарквинию свою книгу пророчеств. [5]
христианство
[ редактировать ]Тацит предположил, что на Вергилия могла повлиять еврейская Библия, а Константин Великий интерпретировал всю Эклоги как закодированное пророчество о пришествии Христа. В « Речи Константина собранию святых » он процитировал отрывок из восьмой книги псевдосивиллинских оракулов , содержащий акростих , в котором инициалы из строк ряда пророческих и апокалиптических стихов читаются «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Крест». [6]
В средние века и Кумская Сивилла, и Вергилий широко считались пророками рождения Христа, особенно Августином , который цитировал Сивиллинские оракулы в «Граде Божием» . Вергилия Четвертая из эклогов , в которой Сивилла произносит пророчество, была истолкована как мессианское пророчество о рождении Христа. [7] [8] [9] ранними христианами, считавшими Вергилия добродетельным язычником ; в частности, Данте олицетворял Вергилия своим проводником по загробному миру в « Божественной комедии» . Точно так же Микеланджело выделял Кумскую Сивиллу в Сикстинской капелле среди ветхозаветных пророков, как и более ранние работы, такие как миниатюра «Древо Иессея» в Ингебергской Псалтири (ок. 1210 г.). [6]
Литературные ссылки
[ редактировать ]- Эпиграфом « к стихотворению Т. С. Элиота 1922 года Бесплодная земля» является цитата из « Сатирикона Петрония » (48.8), в которой Трималхион говорит: « Nam Sibyllam quidem Cumīs ego ipse oculīs meīs vidī in ampullā pendere, et cum illī puerī dīcerent: Σίβυλλα τί θέλει ς ; Responseēbat illa: ἀποθανεῖν θέλω» («Ибо я действительно однажды своими глазами видела Сивиллу в Кумах, висящую в ее кувшине, и когда мальчики спросили ее: «Сивилла, чего ты хочешь?», Она ответила: «Я хочу». умереть».) [7]
- Так называемый «каудальный» (то есть удлиненный) сонет Джерарда Мэнли Хопкинса «Написано из листьев Сивиллы» предлагает мрачное пророчество и размышления о жизни и смерти.
- Название Сильвии Плат полуавтобиографического романа «Колокол» считается отсылкой к ампуле , в которой жила Сивилла. [ нужна ссылка ]
- Роберта Грейвса Историческая художественная работа 1934 года « Я, Клавдий » создает поэтическое пророчество Сивиллы, чтобы связать историю воедино.
- В стихотворении Джеффри Хилла 1958 года «После Кумы» в книге «Для непавших » также упоминается «болтливая пещера» Сивиллы.
- Мэри Шелли во введении к своему роману 1826 года «Последний человек» утверждала , что в 1818 году она обнаружила в пещере Сивиллы недалеко от Неаполя коллекцию пророческих писаний, написанных на листьях Кумской Сивиллой. Она утверждала, что отредактировала эти сочинения в нынешнее повествование от первого лица о человеке, живущем в конце 21 века, который, по сюжету, означает конец человечества.
- Айзек Азимов писал, что он использовал «древнюю сказку» в качестве вдохновения для своего рассказа 1958 года « Все проблемы мира ». Это почти наверняка та же самая история из Петрония, которую использовал Т. С. Элиот (см. выше).
- В историческом романе Стивена Сэйлора 1992 года «Оружие Немезиды» , действие которого происходит в Неаполитанском заливе в 72 году до нашей эры, художница Иайя из Кизика изображена «подрабатывающей» Сивиллой Кумской.
- Рассказ Дэвида Дрейка 1996 года «Чтобы принести свет» [10] предполагает, что Кумская Сивилла на самом деле была путешественницей во времени : Флавия Эросилла, хорошо образованная женщина из Имперского Рима III века, которая была отправлена назад во времени ударом молнии и прибыла в момент зарождения Рима около 751 года до нашей эры. Она приехала в Кумы, убедившись, что Рем и Ромул действительно найдут Рим. Прибыв из будущего через 1000 лет, она смогла делать точные пророчества.
- В «Могиле тирана» (2019) показано, как Кумская Сивилла продает книги Сивиллы королю Тарквинию .
- Южноафриканский художник Уильям Кентридж создал оперу « В ожидании Сивиллы» , основанную на легендах о Кумской Сивилле. Впервые опера была исполнена в Риме, в Римском оперном театре в 2019 году. [11]
Изображения Сивиллы Кумской
[ редактировать ]- Джон Лич из «Комической истории Рима»
- Эктор Леру , частное собрание.
Пещеры в Кумах и Байях.
[ редактировать ]Пещера, известная как «Антро делла Сибилла», была открыта Амедео Майури в 1932 году, идентификация которой он основывался на описании Вергилия в 6-й книге « Энеиды» , а также на описании анонимного автора, известного как псевдо- Джастин . (Вирг. Эн. 6. 45–99; Пс-Иустин, 37.) Пещера представляет собой трапециевидный проход длиной более 131 м, идущий параллельно склону холма и вырезанный в камне вулканического туфа , и ведет к самая внутренняя комната, где, как считалось, пророчествовала Сивилла.
Соседний туннель через акрополь, ныне известный как «Романская крипта» (часть обороны Агриппы и Октавиана в войне против Секста Помпея ), ранее был идентифицирован как Грот Сивиллы. Внутренняя камера позже использовалась в качестве погребальной камеры в IV или V веках нашей эры (М. Наполи, 1965, 105) людьми, жившими на этом месте.
Некоторые археологи предложили альтернативное место пещеры в качестве дома Сивиллы. Комплекс туннелей возле Байй (часть вулканически активных Флегрейских полей ) ведет к подземному, геотермически нагретому ручью, который можно представить посетителям как реку Стикс . Планировка туннелей соответствует описанию в « Энеиде в » путешествия Энея подземный мир и обратно. [12]
Первоисточники
[ редактировать ]- Вергилий, Энеида VI.268 и далее
- Исидор, Этимологии viii.8.5
- Сервий, В «Энеиде», VI.72, 321.
- Лактанций, Божественные установления I.6.10–11
- Солинус, Collectanea rerum memorabilia II.16, 17, 18
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Павсаний , 10.12.8; Лактанций , 1.6.10
- ^ Перейти обратно: а б с Дионисий Галикарнасский , Римские древности IV.62 (повторено Авлом Геллием I.19); Варрон, согласно замечанию Лактанция I.6; Плиния Естественная история XIII.27. Из этих источников только Варрон Лактанция конкретно утверждает, что старуха, продававшая книги, была Кумской Сивиллой.
- ^ Нуртантио, Ёнеко (2014). Молчание в «Энеиде» (на французском языке). Брюссель: EME и телекоммуникации. стр. 50кв.м. ISBN 978-2-8066-2928-9 .
- ^ Статья о Кумской Сивилле – ср. раздел о Сивилле и Аполлоне.
- ^ Хорсфолл, Николас (2013). Вергилий, «Энеида» 6: Комментарий . Берлин: Вальтер де Грюйтер. п. 81. ИСБН 978-3-11-022990-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Зирполо, Лилиан Х., Микеланджело: Справочник его жизни и творчества , с. 172, Издательство Чикагского университета, 2020. ISBN 9781538123041
- ^ Перейти обратно: а б Элиот, Т.С.; Рейни, Лоуренс С., Аннотированная пустошь с современной прозой Элиота: второе издание , издательство Йельского университета, 2006 г. ISBN 0-300-11994-1 . См. стр.75.
- ^ Пеликан, Ярослав Ян, Христианская традиция: история развития доктрины , University of Chicago Press, 1989. ISBN 0-226-65371-4 . См. стр.64
- ^ Кифер, Фредерик, Письмо на сцене эпохи Возрождения: письменные слова, печатные страницы, метафорические книги , University of Delaware Press, 1996. ISBN 0-87413-595-8 . См. стр.223.
- ↑ Опубликовано в издании Baen двойном 1996 года «Lest Darkness Fall» и «To Bring the Light», а также в антологии 2011 года «Lest Darkness Fall и связанные истории».
- ^ Диксон, Эндрю (21 апреля 2022 г.). «Уильям Кентридж с собственной оперой смотрит в будущее» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ «Неразгаданная тайна туннелей в Байях» . Блог о прошедшем несовершенном виде . Смитсоновский институт . Проверено 16 октября 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Генри Гардинер Адамс, изд. (1857). « Амалфея ». Циклопедия женской биографии : 35. Викиданные Q115651631 .