Ликийские крестьяне

Ликийские крестьяне , также известные как Латона и Ликийские крестьяне , — это короткая история из греческой мифологии, сосредоточенная вокруг Лето (известной римлянам как Латона), матери олимпийских богов Артемиды и Аполлона , которой было запрещено пить из пруда. в Ликии тамошним народом. Миф затрагивает древнегреческую концепцию ксении , или гостеприимства, а также особую связь Лето с землей Ликия. Нечестивые ликийцы отказываются проявлять гостеприимство, ритуальную дружбу с гостями, называемую древними греками «ксения», или же «теоксения» , что относится конкретно к случаям, когда в этом участвует бог, такой как Лето. Повествование наиболее известно из исполнения Овидия в поэме « Метаморфозы» .
Мифология
[ редактировать ]История ликийских крестьян коротка; Легенда гласит, что после очень мучительных родов на Делосе богиня Лето взяла своих новорожденных детей, Артемиду и Аполлона , и переправилась в Ликию (регион на юго-западе Малой Азии ), где попыталась купать своих детей и пить из источника, который она нашел там. Но местные жители попытались ее остановить, взбалтывая дно родника, чтобы ил поднялся. Разгневанный их отсутствием гостеприимства, Лето превратил их всех в лягушек, навсегда обреченных плавать и прыгать в мутных водах родника. [1] [2] [3]
Сервий предположил, что рождение близнецов произошло между двумя ее визитами в Ликию: первый, когда она была отвергнута, и второй, когда она вернулась, чтобы исполнить свое наказание. [4] Антонин Либералис упоминает, что источник, из которого Лето пыталась напиться по пути к реке Ксантос, назывался Мелитой; после того, как пастухи, желавшие сохранить воду для своего скота, прогнали ее, несколько волков подружились с ней и привели ее в Ксанф, где она купала своих детей. Затем она вернулась к источнику, чтобы превратить ликийцев в лягушек. [5] [6]
Один из ватиканских мифографов записывает эту историю и заменяет Лето Церерой / Деметрой , которая пыталась напиться из источника, испытывая жажду после нескольких дней поисков своей похищенной дочери Персефоны , которую похитил Аид , царь подземного мира. . Анонимный автор — единственный, кто зафиксировал вариацию с Деметрой. [7]
Символизм
[ редактировать ]Ликийское Лето
[ редактировать ]
Лето особенно почитали в Ликии, и его считали «национальным божеством» ликийцев. [8] Точно так же Ликия была важным культовым центром и для двоих ее детей. [9] У Лето было важное святилище Летоон в Ликии, к западу от города Ксантос , вдоль реки Ксантос. [9] [10] Традиционно этимологией имени Лето ( древнегреческий : Λητώ , латинизированный : Lētṓ ) было даже ликийское слово lada , означающее «жена», хотя другие ученые, такие как Пол Кречмер и Роберт С. П. Бикс, вместо этого предположили догреческое происхождение. [11] Хотя это прямо не указано, подразумевается и, по-видимому, понималось в древности, что место, где произошло противостояние Лето и ликийцев, было тем же местом, где был возведен Летоон, поскольку описание соответствует географическому положению. [12]
Название региона Ликия было (ошибочно) связано древними греками со словом « ликос» , обозначавшим волка , и считалось, что земля получила свое название в честь дружелюбных волков, которые, в отличие от отвергающих людей, проявили гостеприимство к Лето. [13] Точно так же сын Лето Аполлон носил эпитет Ликей , эпитет, который, хотя обычно и указывает на его молодость и связь со светом ( lyke ), иногда интерпретировался как обозначение связи Аполлона с волками и Ликией. [14] [15]
Благодаря тому, что Антонин Либералис ссылался на более ранних писателей Менекрата Эфесского и Никандра в качестве источников своего рассказа, прибытие Лето в Ликию можно датировать примерно началом четвертого века до нашей эры, периодом, в течение которого город Ксанф был смешанным поселением жителей. Греки и местные ликийцы. [16]
Стефанос Византийский рассказывает историю о том, как пожилая ликийка по имени Сиесса приняла и развлекала Лето в своем коттедже, что резко контрастировало с негостеприимными крестьянами, такими как волки; [17] Полихармос считал, что Аполлон и Лето оба родились в Араше , в долине Ксанфа, что, по-видимому, является эллинистическим нововведением. Соединив эти фрагменты вместе, можно собрать историю, в которой близнецы рождаются в Араксе, Лето приходит в Ксантос, волки ведут ее к воде, а Сиеса предлагает ей еду, а Лето наконец основывает свое святилище. [17]
Гостеприимство
[ редактировать ]В древнегреческой концепции Ксения понимается как «гостевая дружба» или «ритуализированная дружба» и представляла собой узаконенные отношения, основанные на щедрости, обмене подарками и взаимности. [18] Оказание гостеприимства незнакомцам, будь то этническим грекам или иностранцам, рассматривалось как моральный долг и основывалось на двух основных правилах; уважение хозяев к гостям, которые должны обеспечить еду, ванну и подарки, а также уважение гостей к хозяевам, которые должны быть вежливыми и не злоупотреблять гостеприимством. [19]
Ликийские крестьяне, которые бессердечно пытались помешать утомленной матери и ее маленьким детям пользоваться водой из пруда, тем самым нарушили очень священное правило и концепцию древнегреческой культуры и за это поплатились превращением в существ, считавшихся отвратительными и ужасными. отвратительный. [20]
Искусство
[ редактировать ]
В послеантичном искусстве большой популярностью стал миф о превращении Лето крестьян в прудовых лягушек, самое популярное изображение Лето. Эта сцена, получившая название «Латона и ликийские крестьяне» или «Латона и лягушки» , стала очень популярной в искусстве северного маньеризма , поскольку позволяла сочетать мифологию с пейзажной живописью и сценами крестьянства, сочетая историческую живопись и жанровую живопись. [21] В более позднем искусстве ликийские крестьяне стали сценой, в которой исключительно появлялся Лето. [22] На картинах Лето обычно изображается с двумя маленькими детьми у озера, а крестьяне, которым предстоит превратиться в лягушек, находятся недалеко от нее. [23]
В садах Версаля , Франция , находится фонтан Латона , построенный в 1670 году, изображающий миф; на верхнем ярусе стоит статуя Лето с ее детьми Артемидой и Аполлоном, окруженная шестью свинцовыми скульптурами получеловека-полулягушки, расположенными по периметру бассейна. [24] Четыре яруса покрыты 230 кусками мрамора, состоящего из белого и с серыми прожилками Карарры , зеленоватого мрамора из Кампана и красного мрамора из Лангедока . [25] Копия фонтана Латона была построена в садах Херренкимзее , дворцового комплекса в Баварии , Германия . [26]
Сказка также вдохновила музыку, например, Verwandlung der lycischen Bauern in Frösche («Превращение ликийских крестьян в лягушек») австрийского композитора Карла Диттерса фон Диттерсдорфа Овидия , одну из нескольких симфоний, написанных на основе сказок из «Метаморфоз» . [27]
Галерея
[ редактировать ]- Латона и ликийские крестьяне
- Лето в фонтане на Херренинзеле, Кимзее.
- Латона и ликийские крестьяне , ок. 1605 год, Ян Брейгель Старший.
- Фонтан Латона, Версаль .
- Лето и ликийские крестьяне.
- Латона и крестьяне Ликии , картина Франсуа Лемуана , 1721 год, холст, масло.
- Латона Джошуа Кристалла.
- Латона и крестьяне Ликии , Андреа Локателли , около 1720–1741 гг.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Овидий , Метаморфозы 6.313
- ^ Белл 1991 , стр. 278-279 .
- ^ Пепин 2008 , с. 79 .
- ^ Брайс 1983 , с. 2.
- ^ Антонин Либералис , Сборник преобразований 35
- ^ Селория 1992 , с. 35.
- ^ Пепин 2008 , с. 146 .
- ^ Коллинз 2001 , с. 252 .
- ^ Перейти обратно: а б Брайс 1983 , с. 1.
- ^ Страбон , Geographica 14.2.2 и 14.3.6
- ^ Бикс 2009 , с. 858–859.
- ^ Брайс 1983 , с. 3.
- ^ Брайс 1983 , с. 4.
- ^ Стоунман 1995 , с. 28 .
- ^ Граф, Фриц (2006). Канчик, Юбер; Шнайдер, Хельмут (ред.). «Лето» . referenceworks-brillonline-com.idm.oclc.org/subjects . Перевод Кристин Ф. Салазар. Колумбус, Огайо. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e702410 . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ Фаулер 2013 , с. 518 .
- ^ Перейти обратно: а б Фаулер 2013 , с. 519 .
- ^ Греческий мир . Антон Пауэлл. Лондон: Рутледж. 1995. ISBN 0-203-04216-6 . OCLC 52295939 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Рис, Стив (1993). Приветствие незнакомца: устная теория и эстетика гомеровской сцены гостеприимства . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета .
- ^ Джонстон 2018 , с. 186 .
- ^ Bull 2005 , стр. 266–268.
- ^ Литтлтон 2005 , с. 816 .
- ^ Impelluso 2002 , с. 145 .
- ^ «История фонтана Латона» . Chateauversailles.fr . Проверено 10 ноября 2019 г.
- ^ Версальский дворец (5 июля 2014 г.). Реставрация мрамора бассейна Латоны . YouTube.com. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «Дворцовый парк Херренкимзее» . www.herrenchiemsee.de . Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ Тови 2013 , с. 172 .
Библиография
[ редактировать ]- Антонин Либералис , Метаморфозы Антонина Либералиса в переводе Фрэнсиса Селории (Routledge 1992). Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Бикс, Роберт С.П. (2009). Люсьен ван Бик (ред.). Этимологический словарь греческого языка . Серия Лейденских индоевропейских этимологических словарей. Том. 1. Лейден, Нидерланды: Brill Publications . ISBN 978-90-04-17420-7 .
- Белл, Роберт Э. (1991). Женщины классической мифологии: Биографический словарь . АВС-Клио . ISBN 9780874365818 .
- Брайс, TR (1983). «Прибытие богини Лето в Ликию» . Historia: Журнал древней истории . 32 (1). ДЖСТОР : 1-13. JSTOR 4435828 . Проверено 13 февраля 2023 г.
- Булл, Малькольм (2005). Зеркало богов, Как художники эпохи Возрождения заново открыли языческих богов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-521923-6 .
- Селория, Фрэнсис (1992). Метаморфозы Антонина Либералиса: перевод с комментарием . Рутледж . ISBN 0-415-06896-7 .
- Коллинз, Адела Ярбро (13 августа 2001 г.). Боевой миф в книге Откровения . Wipf и Stock Publishers. ISBN 1-57910-716-8 .
- Фаулер, Роберт Л. (2013). Ранняя греческая мифография . Том. 2: Комментарий. Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0198147411 .
- Импеллузо, Люсия (2002). Боги и герои в искусстве . Перевод Томаса Майкла Хартманна. Публикации Гетти для США. ISBN 9780892367023 .
- Джонстон, Сара Айлс (3 декабря 2018 г.). История мифа . Лондон, Англия: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-98955-9 .
- Литтлтон, К. Скотт (2005). Боги, богини и мифология . Том. 6. Маршалл Кавендиш . ISBN 0-7614-7565-6 .
- Овидий (1916). Метаморфозы . Классическая библиотека Леба 42. Том. Я: Книги 1–8. Перевод Фрэнка Джастуса Миллера, отредактированный Г. П. Гулдом. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета .
- Пепин, Рональд Э. (2008). Мифографы Ватикана . Нью-Йорк : Издательство Фордхэмского университета . ISBN 978-0-8232-2892-8 .
- Стоунман, Ричард (1995). Греческая мифология: энциклопедия мифов и легенд . Алмазные книги. ISBN 9780261666528 .
- Страбон (1903). В. Фалконер, Массачусетс (ред.). География . Перевод Х.К. Гамильтона, эсквайра. Лондон: Джордж Белл и сыновья. Онлайн-версия в библиотеке Perseus.tufts.
- Тови, Дональд Фрэнсис (31 мая 2013 г.). Формы музыки . Read Books Ltd. ISBN 9781473390072 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иконографическая база данных Института Варбурга (изображения Латоны)
СМИ, связанные с ликийскими крестьянами, на Викискладе?