Левкотоя (дочь Орхама)
Лейкотое | |
---|---|
![]() Аполлон (в образе Солнца), ласкающий нимфу Левкотею , картина Антуана Буазо | |
Обитель | Персия , Беотия или Андрос |
Генеалогия | |
Родители | Орхам и Эвринома |
Братья и сестры | Клити (одна версия) |
Супруга | Гелиос |
Дети | Терсанон |
В греческой мифологии Левкотоя ( древнегреческий : Λευκοθόη , от λευκός «белый» и θοός «быстрый, быстрый») была вавилонской принцессой. Дочь Орхама , царя Персии , Левкотоя была либо любовницей бога Солнца Гелиоса , либо жертвой изнасилования. Нимфа , которая любила Гелиоса и ревновала к Левкото, сообщила отцу Левкото, что Левкото, несмотря на то , или собственная сестра Левкото по имени Клити что она не замужем, больше не девственница, после чего Орхам в наказание заживо похоронил свою дочь . Затем Гелиос превратил труп Левкотоя в благовонное дерево.
Эта сказка наиболее известна из поэта-августовца Овидия повествовательной поэмы «Метаморфозы» , в которой сохранилось ее наиболее полное описание, хотя ссылки и аллюзии на историю Левкотоя сохранились и в других источниках.
Мифология
[ редактировать ]Овидий
[ редактировать ]В наказание за то, что она сообщила мужу Гефесту о своем романе с Аресом , Афродита прокляла Гелиоса, чтобы тот влюбился в Левкотою. Гелиос, совершенно очарованный ею, задержался в небе, вставая раньше и садясь позже, просто чтобы проводить больше времени, наблюдая за ней, делая зимние дни длиннее. Он забыл обо всех своих прежних любовниках, включая Родоса , Климену , Перса и Клитию , которые, будучи любимыми и брошенными им, чувствовали себя преданными.
Сын Гипериона , какая тебе теперь польза от красоты, блеска и сияющего света? Воистину, вы, заставляющие все страны пылать огнем своим, горите новым огнем. Ты, который должен все видеть, созерцаешь Левкофею, и твои глаза, которые должны быть устремлены на всю землю, устремлены на одну девственницу. Иногда ты встаешь слишком рано на рассветном небе. Иногда ты слишком поздно погружаешься в волны. Думая о ней, удлиняешь зимние часы. Иногда вы исчезаете, дефект вашего разума влияет на ваш свет, и, затемняясь, ужасаете человеческие сердца. Вы угасаете не потому, что тень луны, находящейся ближе к земле, затмевает вас. Именно эта ваша любовь определяет ваш аспект. Ты любишь только ее.
— Овидий , Метаморфозы , строки 4.192–204, перевод А. С. Клайна.
В конце концов, Гелиос замаскировался под ее мать Эвриному , чтобы проникнуть в ее покои. [ а ] и как только он добрался туда, он отпустил ее слуг и открылся Левкотое. Он признался ей в любви, и она, по словам Овидия, «покорила его силу», [ 1 ] или он занимался с ней любовью в других. [ 2 ] [ 3 ]
Но Клити, все еще влюбленная в него и охваченная ревностью, сообщила о романе Левкото своему отцу Орхаму, который наказал свою оскверненную дочь, похоронив ее заживо, как она умоляла его в отчаянии. Левкотоя умерла прежде, чем Гелиос смог спасти ее. Охваченный горем, Гелиос осветил ее своими лучами, но не смог ее оживить. Поэтому он окропил ее тело «ароматным нектаром» и превратил ее в благовонное дерево , чтобы она все еще могла дышать воздухом, вместо того, чтобы оставаться погребенной под землей. Тем временем Клити, презираемая Гелиосом за ее причастность к смерти Левкотои, сидела на земле, чахла, не ела и не пила, постоянно поворачивая лицо к Солнцу, пока, наконец, не стала гелиотропом , чьи пурпурные цветы каждый день следуют за Солнцем по его дневное путешествие по небу. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Другие версии
[ редактировать ]Согласно Лактанцию Плакиду , Овидий получил этот миф от Гесиода , [ 2 ] хотя некоторые ученые сомневаются в этой конкретной атрибуции. [ 12 ] Его сокращенная версия во многом повторяет версию Овидия, но содержит некоторые различия. [ 13 ] Как и Овидий, Лактанций не поясняет, откуда Клития знала о Гелиосе и Левкотее или откуда Гелиос узнал, что именно Клития сообщила королю.
В другом повествовании, после того как Гелиос вступил в половой акт с Левкотоей, девушка, ставшая причиной гибели Левкотои, идентифицирована как ее (неназванная) сестра. [ б ] вместо этого их отца зовут Орхомен , что также является названием города в Беотии , что позволяет предположить, что в этой версии миф происходил именно там, а не в Вавилоне. Анонимный автор упоминает по именам растения, в которые превратились две сестры, контрастируя с расплывчатостью рассказа Овидия. [ 3 ] [ 5 ] Гигину , возможно, была известна совсем другая версия этого мифа, поскольку он называет одну из аргонавтов , Ферсанона , сыном Гелиоса и Левкотои, и помещает ее на Андросе , а не в Персии, подразумевая версию, в которой Левкотоя выживает (по крайней мере, в течение некоторого времени). столько времени, сколько потребовалось для рождения ребенка), хотя он мог просто обратиться к другому Леукото . [ 15 ] [ 11 ]
Некоторые ученые предполагают, что истории о Левкотее и Клити изначально были двумя отдельными историями, которые были объединены вместе с третьей историей, о том, как Гелиос обнаружил роман Ареса и Афродиты, а затем сообщил Гефесту, в единую историю, написанную либо самим Овидием, либо источником Овидия. [ 16 ]
Культура
[ редактировать ]Было высказано предположение, что этот миф использовался для объяснения использования ладана при поклонении богу, подобно истории о нимфе Дафне , которая превратилась в лавровое дерево; Смерть Левкотои от погребения от рук ее опекуна-мужчины, мало чем отличающаяся от судьбы Антигоны , может означать архаичные культовые практики, включающие человеческие жертвоприношения во время поклонения деревьям. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Овидий , Метаморфозы 4.233 : victa [...] vim passa ; см. Андерсон, с. 437 , Метаморфозы: Новое аннотированное издание с. 426
- ^ Перейти обратно: а б Лактанций Плацид , Аргументы 4.5.
- ^ Перейти обратно: а б Анонимные парадоксографы, с. 222
- ^ Овидий , Метаморфозы 4.192–270.
- ^ Перейти обратно: а б Жесткий, с. 45
- ^ Ганц, с. 34
- ^ Грималь, св Клития ; Лейкотое
- ^ Трипп, св. Гелиус Б.
- ^ Parada, s.v. Leucothoe 2
- ^ Smith, s.v. Leucothoe
- ^ Перейти обратно: а б Форбс Ирвинг, стр. 266
- ^ Ганц, с. 34
- ^ Кэмерон, с. 290 пишет: «Аноним на самом деле не называет его предателем Левкотои - или матери Левкотои (Эвриномы у Овидия). Оба упущения, вероятно, являются просто последствиями сокращения».
- ^ Гесиод , Теогония 352
- ^ Гигин , Басни 14.4
- ^ Фонтенроуз, Джозеф . Боги, призываемые в эпических клятвах: Энеида , XII, 175–215. Американский филологический журнал 89, вып. 1 (1968): стр. 20–38 .
- ^ Какридис и др. 1986 , с. 228.
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Уильям С., , Овидия Метаморфозы книги 1–5 , University of Oklahoma Press , 1997. ISBN 9780806128948 .
- Кэмерон, Алан, Греческая мифография в римском мире , Oxford University Press , 2004, ISBN 0-19-517121-7 . Гугл книги .
- Форбс Ирвинг, Пол MC (1990). Метаморфозы в греческих мифах . Кларендон Пресс . ISBN 0-19-814730-9 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996. ISBN 978-0-631-20102-1 .
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Текст доступен на сайте Perseus.tufts .
- Латинские мифографы: Лактанций Плацид , Аргументы из «Метаморфоз» Овидия , первый выпуск, Др. Б. Бунте, Бремен , 1852 г., Дж. Кютманн и комп.
- Овидий , «Метаморфозы : новое аннотированное издание », перевод Рольфа Хамфриса, с аннотациями Дж. Д. Рида, Indiana University Press , 2018, ISBN 978-0-253-03369-7 .
- Овидий , Метаморфозы , перевод Энтони С. Клайна, 2000, текст доступен на сайте Poetry In Translation .
- Овидий . Метаморфозы , Том I: Книги 1–8 . Перевод Фрэнка Джастуса Миллера. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 42. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1977, впервые опубликовано в 1916 году. ISBN 978-0-674-99046-3 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Парада, Карлос, Генеалогический справочник по греческой мифологии , Йонсеред, Пауль Остремс Фёрлаг, 1993. ISBN 978-91-7081-062-6 .
- Парадоксография Антона Вестермана, Библиотека Гарвардского колледжа , 1839, Лондон.
- Публий Овидий Назон , «Метаморфозы» в переводе Брукса Мора (1859–1942). Бостон, Cornhill Publishing Co., 1922 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Публий Овидий Назон, «Метаморфозы». Хьюго Магнус. Гота (Германия). Фридр. Андре. Пертес. 1892. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Смит, Уильям , Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873). Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Трипп, Эдвард, Справочник Кроуэлла по классической мифологии , Thomas Y. Crowell Co; Первое издание (июнь 1970 г.). ISBN 069022608X .
- Какридис, Иоаннис Т. ; Руссос, Э. Н.? Папачатзис, Николаос; Камаретта, Кэтрин; Скиадас, Аристоксенос Д. (1986). Греческая мифология: Боги, том 1, часть II . Том. 1. Афины : Афинское издательство. ISBN 978-618-5129-48-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Леукотеей , на Викискладе?