Jump to content

Агдистис

Фригийская статуя Кибелы / Агдистис середины VI века до нашей эры в Хаттусе или около нее.

Агдистис ( древнегреческий : Ἄγδιστις ) — божество греческой репродуктивными , римской и анатолийской мифологии, , гермафродит родившийся как с мужскими, так и с женскими органами . Божество было тесно связано с фригийской богиней Кибелой . [1]

Мифология

[ редактировать ]

Географ Павсаний (7.17.10–12) записывает следующую историю об Агдистисе, которую, по его словам, рассказали жители Пессинуса . Зевс во время сна пролил на землю часть своего семени, что со временем породило божество ( δαίμων ) с мужскими и женскими половыми органами, называемое Агдистис. Теперь другие боги, испугавшись Агдистиса, отрезали мужские гениталии, и из них выросло миндальное дерево. Дочь фригийского речного бога Сангария сорвала с этого дерева миндаль и, положив его себе на грудь, забеременела. Она родила сына Аттиса , брошенного на воле. За Аттисом ухаживал козел, и он вырос божественно красивым юношей, и Агдистис влюбился в мальчика. Но Аттис был отправлен в Пессин, чтобы жениться на дочери царя, и когда был спет брачный гимн, появился Агдистис и, сойдя с ума, и Аттис, и царь кастрировали себя. Аттис умер от раны, но Агдистис, раскаявшись в том, что сделали с Аттисом, убедил Зевса, что тело Аттиса никогда не должно разлагаться. В другом отрывке (1.4.5) Павсаний сообщает нам, что гора в Пессине называлась «Горой Агдистис» и что, как говорят, там был похоронен Аттис. [2]

Другая, гораздо более длинная версия истории Агдистиса, по-видимому, была передана Тимофеем, афинским Евмолпидом (ок. 300 г. до н.э.). [3] По словам Арнобия начала четвертого века , христианского апологета :

У Тимофея, который был немалым мифологом, а также у других, столь же хорошо осведомленных, рождение Великой Матери богов и происхождение ее обрядов подробно описаны, будучи заимствованы (как он сам пишет и предполагает) из ученых книги древностей и от [его знакомства с] самыми сокровенными тайнами [4]

Арнобиус далее пересказывает эту историю следующим образом. [5] Во Фригии была скала под названием Агдус, из которой была вылеплена Великая Мать. Теперь Юпитер (римский Зевс) пожелал вступить с ней в половой акт, но не смог этого сделать, и его семя упало на скалу. Из этой скалы в конечном итоге родился Агдистис, названный так в честь Агдуса, материнской скалы. В Агдистисе было:

непреодолимая мощь и неконтролируемая ярость характера, яростная похоть, [происходящая] от обоих полов! Он жестоко грабил и опустошал; он сеял разрушения везде, куда вела его свирепость его нрава; он не считал ни богов, ни людей и не думал о чем-то более могущественном, чем он сам; он презирал землю, небо и звезды. [6]

После того как боги на своих советах часто обдумывали, что можно сделать, чтобы обуздать Агдистиса, Либер (римский Дионис ), взяв задачу на себя, заставил Агдистиса опьянеть и крепко уснуть. С помощью ловушки Либер привязал ногу Агдистиса к его гениталиям. Когда Агдистис наконец очнулся и встал, он оторвал себе гениталии. И из этого и из огромного потока крови на земле выросло гранатовое дерево. Теперь дочь Сангария Нана положила один из плодов дерева себе на грудь и, как указано выше, забеременела мальчиком Аттисом. Когда ее отец обнаруживает беременность, Нану запирают, чтобы заморить ее голодом. Но Мать богов сохраняет ей жизнь, рождается Аттис, и Сангарий приказывает разоблачить ребенка. Как и раньше, ребенка находят и воспитывают, и он вырастает чрезвычайно красивым юношей, которого Мать богов любила «чрезвычайно». И пока Аттис рос, Агдистис был его постоянным тайным спутником:

ласкал его и привязывал [к нему] злобным подчинением его похоти единственным возможным теперь способом, водил его через лесные поляны и преподносил ему добычу множества диких зверей, о которой мальчик Аттис сначала хвастливо сказал, что она была завоевана своим трудом и трудом. [7]

Однако в конце концов пьяный Аттис признается в своих отношениях с Агдистисом. [8] и чтобы избавить юношу от «столь позорной близости», Мидас, царь Пессинуса, решает выдать Аттиса замуж за свою дочь. В день свадьбы Мидас приказал закрыть ворота города, чтобы ничто не могло их разрушить. Но Мать богов знает судьбу Аттиса и то, что он никогда не будет в безопасности, если женится. Итак, желая предотвратить брак, она «подняла» городские «стены головой» и вошла в город. И так же вошел Агдистис. В ярости ревности Агдистис врывается на свадьбу, наполняя всех «бешеным безумием», из-за чего Аттис кастрирует себя и умирает. Мать богов собрала отрубленные гениталии и похоронила их, а Агдистис и Мать богов вместе произнесли погребальные стенания. Агдистис умоляет Юпитера вернуть Аттиса к жизни. Юпитер отказывается, но признает, что тело Аттиса никогда не разложится, его волосы должны продолжать расти, а его мизинцы должны жить и всегда двигаться. Агдистис отвез тело в Пессин, где его освятили и почтили ежегодными обрядами. [9]

Ассоциация с Кибелой

[ редактировать ]

История Агдистиса происходит из фригийского города Пессин , культового центра Кибелы , Великой Матери богов, где, по мнению Страбона , отождествлялись две богини. [10] Однако даже когда Агдистис считается отличным от Кибелы, как, например, в рассказе Арнобия выше, они тесно связаны. [11] при этом Агдистис часто интерпретируется как «дублет». [12] или «удвоение» [13] Великой Матери.

Агдистис занимал особое место во фригийских религиозных традициях, окружающих Кибелу. [14] Приведенные выше рассказы об Агдистисе вращаются вокруг Аттиса, молодого супруга Кибелы и прототипа ее евнухского священства. [15] А история Агистиса была мифом , или мифом о происхождении , который должен был объяснить, почему жрецы Кибелы были евнухами. [16] Хотя Великая Мать не фигурирует непосредственно в рассказе Павсания, она фигурирует во всем повествовании Арнобия, по-видимому, параллельно с Агдистисом, где они оба любят Аттиса, входят в закрытый город, срывают свадьбу и вместе оплакивают его смерть. [17]

Хотя две богини в рассказе Арнобия разделяют такие вещи, как их интимные отношения с Аттисом и их способность вызывать μανία («манию») у участников свадьбы, однако есть различия. Самым заметным отличием является андрогинный характер Агдистиса. [18]

Главным культовым центром Агдистиса, по-видимому, был священный город Пессин . [19] Оттуда ее культ, предположительно, распространился на другие места Анатолии , а также на греческие острова в Эгейском море , материковую Грецию, Крым и Египет . [20]

В Анатолии надпись из Икония призывает Агдистиса, наряду с Аполлоном и Артемидой, как одного из богов, считающихся «спасителями» (так называемые («theoi sōtēres»), а алтарь в Сизме представляет как Агдистиса, так и Великую Мать. [21] также существовала религиозная община В Лидийской Филадельфии , которая следила за соблюдением строгого морального кодекса, базирующаяся в святилище Агдистис (I век до н.э.). [22] Из Сард находится копия степени IV века до н. э., запрещающая жрецам Зевса присутствовать на «мистериях» Агдистиса. [23]

Ее имя встречается на посвящении из древнегреческого города Метимна на восточно -эгейском острове Лесбос , у побережья Анатолии, а также на мраморном постаменте (ок. II в. до н. э.?), найденном на среднеэгейском греческом острове. остров Парос . [24]

Свидетельства культа Агдистиса встречаются на материковой Греции еще в IV – III веках до нашей эры. [25] Рельеф с изображением Агдистиса и Аттиса, личности которых подтверждены надписью, найден на мраморной обетной стеле (конец IV или начало III века) в Метрооне в Пирее, порту древних Афин ( Antikensammlung Berlin SK 1612). На нем изображены две фигуры. Слева — молодой мужчина в восточной одежде, сидящий на камне лицом вправо. Перед ним справа стоит женская фигура, обращенная влево, держащая тимпан и предлагающая чашу в правой руке юноше, который протягивает правую руку, чтобы получить ее. в левой руке вниз [26] Вотивное посвящение гласит: «Тимофея Ангдистису [альтернативное написание] и Аттису от имени своих детей по повелению». [27] Из копии публичного указа (I век до н. э.), хранящейся в Афинском метрооне, мы знаем, что у нее также было собственное святилище в Рамнусе , древнегреческом городе в Аттике , расположенном на побережье с видом на Эвбейское море. Пролив . [28]

Ее имя также встречается на посвящении из Пантикапея , древнегреческого города на восточном берегу Крыма , а также в Египте . в надписи [29] запись строительства наоса и его теменоса (храма и храмовой территории) во время правления Птолемея Филадельфа (284–246 до н.э.). [30]

Хотя некоторые случаи использования имени «Агдистис» встречаются вместе и в одном контексте с Великой Матерью (например, в алтаре в Сизма), и, таким образом, можно предположить, что две богини считались разными, большинство из них являются нет. В таких случаях, когда имя встречается отдельно, невозможно узнать, использовалось ли оно как один из многих эпитетов Великой Матери или вместо этого использовалось как ссылка на Агдистис как отдельную богиню. [31] В любом случае также неизвестно, насколько сохранившаяся особая гермафродитная природа Агдистиса повлияла на культовую практику агдистов. [32]

Есть также эпиграфические свидетельства того, что Агдистис считалась «богиней доброжелательных и целебных качеств». [33]

Андрогинность

[ редактировать ]

И Павсаний, и Арнобий представляют Агдистиса рожденным гермафродитом, которого боги заставили кастрировать. По мнению Павсания, это произошло потому, что боги боялись Агисдиса, в то время как Арнобий ясно дает понять, что этот страх был реакцией на андрогинность Агдистис, которая вызвала в ней / нем «неконтролируемую ярость характера, доведенную до ярости похоть», происходящую «от обоих полы!". [34] Агдистис также тесно связан с мальчиком Аттисом, который, как и Агдистис в версии Арнобия, самокастрирует себя. Некоторые считают, что центральной темой этих рассказов является «миф о первобытном андрогине». [35] эта тема также присутствует в «других фригийских религиозных традициях». [36]

Были предприняты попытки связать Агдистиса с другими фригийскими божествами, которые также были андрогинными. Предполагается, что ее имя является греческой формой имени (возможно, Андистис ) более раннего фригийского божественного андрогина. [37]

Сумасшедшая жвачка

[ редактировать ]

Были замечены параллели между Агдистисом и хурритским чудовищем Улликумми . [38] История Улликумми встречается в хеттском тексте под названием « Песнь об Улликумми» , где, как и Агдистис, Улликумми рождается из камня, оплодотворенного богом, бросает вызов правящим богам, и боги «разрезают» Улликумми, лишая его силы. [39] Как заметил Вальтер Буркерт , начало « Песни об Улликумми » «почти предложение за предложением» соответствует началу рассказа Арнобиуса (5.5–6) об истории Агдистиса:

Сравнение Буркерта [40]
Песня Улликумми Арнобиус английский перевод [41]
В... лежит большая скала... скала неслыханных растрат ... [Агдус] скала неслыханной дикости [42]
Он (Кумарби) спал со скалой… (Юпитер) излил наслаждение в камень... провел свою похоть на камне [43]
она родила... Скалу... сына Кумарби... Рок задуман, он рожден... Вы поступили Скала [задуманная и Агдистис] рождается [44]
«Пусть он вознесется на небеса для царской власти!… Пусть он нападет на бога Грозы и разорвет его на куски… Пусть он перестреляет всех богов с неба… этой непобедимой силе и свирепости духа... и не верить ничему более сильному, чем он сам... В нем была непреодолимая мощь и жестокость нрава... и он не думал о чем-то более сильном, чем он сам... [45]
(Бог Солнца, Бог Грозы, Ташмишу, Иштар, Эа, Энлиль встречаются и совещаются) Чья дерзость, какими бы средствами он ни мог... ... на советах богов часто обсуждалось, какими средствами можно ослабить или обуздать его дерзость, [46]
Эа начал говорить... «Пусть вынесут старый медный нож, которым небо от земли отсекли, Пусть прорежут ноги Улликуммису». (Liber опьяняет эйджистов, чудовище заковано в кандалы), se... eo quo vi Erat privat sexu он лишает себя своего пола [47]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Уолтон и Шейд, св. Агдистис ; Бауди, св. Агдистис ; Тернер и Коултер, св. Агдистис ; Грималь, св. Агдистис; Смит, св. Агдистис .
  2. ^ Lancellotti, pp. 2–3; Grimal, s.v. Agdistis; Smith, s.v. Agdistis ; Pausanias , 7.17.10–12 , 1.4.5 .
  3. ^ Бремер, стр. 542–543.
  4. ^ Арнобиус , 5.5 .
  5. ^ Ланчелотти, стр. 3-5; Бремер, стр. 544–546; Грималь, Святой Агдистис; Арнобиус , 5,5–7 .
  6. ^ Арнобиус , 5.5 .
  7. ^ Арнобиус , 5.6 .
  8. ^ Арнобиус , 5.6 .
  9. ^ Арнобиус , 5.7 . Ланчелотти, с. 51 н. 177, интерпретирует здесь действия Матери богов как разрешение «Агдистис свести Аттиса с ума и довести его до самоубийства». Делая вывод, что «смерть Аттиса не случайна, а запланирована и задумана Великой Матерью, которая только таким образом может «спасти его»».
  10. ^ Бауди, св. Агдистис ; Уолтон и Шейд, св. Агдистис ; Ланчеллотти, с. 9; Грималь, св. Агдистис; Страбон , 10.3.12 , 12.5.3 . Сравните Исихия , св. Агдистиса . Надписи, рассматривающие Агдистис как эпитет Матери богов, см. Gasparro, p. 34 н. 31 .
  11. Например, на алтаре в Сизма изображены Агдистис, Великая Мать, Аполлон Созон и Гелиос, каждый с рельефом на одной из четырех сторон, см. Гаспарро, с. 35 .
  12. ^ Уолтон и Шейд, св. Аттис ; Жесткий, с. 218 .
  13. ^ Гаспарро, с. 34 .
  14. ^ Гаспарро, с. 34 .
  15. ^ Уолтон и Шейд, св. Аттис ; Гаспарро, с. 26.
  16. ^ Хард, с. 218 ; Гаспарро, с. 26.
  17. ^ Гаспарро, с. 34 ; Арнобиуса , 5,7
  18. ^ Гаспарро, с. 37. Кроме того, как Гаспарро, с. 34, указывает, что Великая Мать изображена с «высшим достоинством», и далее предполагает, что причиной этого является «намерение «эллинизирующего» мифографа сохранить в грубости рассказанного эпизода достоинство «Мать Богов» от «варварских» и грубых аспектов гермафродита Агдистиса».
  19. ^ Бауди, с.в. Агдистис ; Уолтон и Шайд, с.в. Агдистис ; Ланчеллотти, с. 9; Гримал, с.в. Агдистис.
  20. ^ Уолтон и Шейд, св. Агдистис ; подробное описание эпиграфических свидетельств культа Агдистис см. в Gasparro, стр. 34–37.
  21. ^ Уолтон и Шейд, св. Агдистис ; Гаспарро, с. 34–35.
  22. ^ Уолтон и Шейд, св. Агдистис ; Гаспарро, с. 36.
  23. ^ Гаспарро, с. 37.
  24. ^ Гаспарро, с. 35.
  25. ^ Уолтон и Шейд, св. Агдистис .
  26. ^ Ланчеллотти, с. 63; Гаспарро, с. 25, н. 24; Вермасерен, с. 22. Фото XI ; LIMC 4381 (Аттис 416) .
  27. ^ Бреммер, с. 540. О различных формах имени богинь см. Bremmer, p. 552 н. 77.
  28. ^ Гаспарро, с. 35 с н. 38; Ланчеллотти, с. 63 н. 19, из которого следует, что «культ Агдистиса в Рамнусе», возможно, был «завезен иностранцами, возможно, наемниками».
  29. ^ Диттенбергер , OGIS 28
  30. ^ Гаспарро, с. 36.
  31. ^ Гаспарро, стр. 34–37.
  32. ^ Гаспарро, с. 37.
  33. ^ Ланселот, с. 50 н. 176.
  34. ^ Ланчеллотти, стр. 91–92. По мнению Ланселотти, «андрогина Агдистиса опасна тем, что потенциально является источником неконтролируемого и беспорядочного репродуктивного процесса, и поэтому ее размеры необходимо уменьшить».
  35. ^ Гаспарро, с. 32.
  36. ^ Гаспарро, с. 37, который, однако, считает, что эти рассказы выходят далеко «за рамки темы первобытного андрогина».
  37. ^ Гаспарро, стр. 37–38; Lancellotti, стр. 20–21, который отмечает, что, хотя некоторые и проводят связь между Ангдистис и предположительно андрогинной анатолийской богиней Адаммой (также обсуждаемой Гаспарро, стр. 38), «согласно нынешним знаниям, гипотеза андрогинности Адаммы больше не может быть предложено».
  38. ^ Буркерт, стр. 110–111; Бреммер, с. 544; Бауди, св. Агдистис ; Ланчелотти, с. 21.
  39. ^ Хоффнер, стр. 55–65.
  40. ^ Буркерт, стр. 197–198.
  41. ^ Арчибальд Гамильтон Брайс и Хью Кэмпбелл.
  42. ^ Арнобиус , 5.5 .
  43. ^ Арнобиус , 5.5 .
  44. ^ Арнобиус , 5.5 .
  45. ^ Арнобиус , 5.5 .
  46. ^ Арнобиус , 5.6 .
  47. ^ Арнобиус , 5.6 .
  • Арнобиус Сиккский , Семь книг Arnobius Adversus Gentes , перевод Арчибальда Гамильтона Брайса и Хью Кэмпбелла, Эдинбург: Т. и Т. Кларк. 1871. Интернет-архив .
  • Боди, Герхард, св. Агдистис, в «Новом Поли» Брилла , тома «Античность» под редакцией: Хуберта Канчика и Гельмута Шнайдера, английское издание: Кристина Ф. Салазар, тома «Классические традиции» под редакцией: Манфреда Ландфестера, английское издание: Фрэнсис Г. Джентри. Консультация онлайн 16 февраля 2024 г.
  • Буркерт, В., Структура и история греческой мифологии и ритуалов , University of California Press (Беркли, Лос-Анджелес, Лондон), 1979. ISBN   0-520-04770-2
  • Бреммер, Ян, «Аттис: греческий бог в анатолийском пессиновом и катулловском Риме», Мнемозина , четвертая серия, Vol. 57, Фаск. 5, Катулл 63 (2004), стр. 534–573. JSTOR   4433594 .
  • Гаспарро, Джулия Сфамени, Сотериология и мистические аспекты в культе Кибелы и Аттиса , Э. Дж. Брилл, Лейден, Нидерланды, 1985. ISBN   90-04-07283-7 .
  • Диттенбергер, Вильгельм , Orientis Graeci Inscriptiones Selectae , Supplementum sylloges inscriptum graecarum , Lipsiae apud С. Хирзель, 1903, Том 1. Интернет-архив .
  • Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996. ISBN   978-0-631-20102-1 . Интернет-архив .
  • Хард, Робин (2004), Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN   9780415186360 . Гугл Книги .
  • Исихий Александрийский , Лексикон , Э. Мунксгаард (ред.), Hauniae, 1953. Интернет-архив .
  • Хоффнер, Гарри А., Хеттские мифы , Scholars Press, Атланта, 1998 (второе издание). ISBN   0-7885-0488-6 .
  • Ланчеллотти, Мария Грация, Аттис, между мифом и историей: король, священник и Бог , Брилл , 2002. ISBN   90-04-12851-4 .
  • Павсаний , Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
  • Смит, Уильям , Словарь греческих и римских древностей . Уильям Смит, доктор юридических наук. Уильям Уэйт. ГЭ Мариндин. Олбемарл-стрит, Лондон. Джон Мюррей. 1890. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
  • Страбон , География , перевод Горация Леонарда Джонса; Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: Уильям Хайнеманн, Лтд. (1924). LacusCurtis , Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея, книги 6–14 .
  • Тернер, Патрисия и Чарльз Рассел Коултер, Словарь древних божеств , Oxford University Press , 2001. ISBN   0-19-514504-6 . Интернет-архив .
  • Уолтон, Фрэнсис Реддинг и Джон Шейд, св. Агдистис, в Оксфордском классическом словаре , цифровое издание , 22 декабря 2015 г.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 145e1ef68e9c46173c952ee14a20c567__1722335460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/67/145e1ef68e9c46173c952ee14a20c567.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Agdistis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)