Адонис
Адонис | |
---|---|
Смертный любовник Афродиты и Персефоны | |
![]() Адонис Уффици, сделанный из пентелического мрамора , II век до нашей эры, в настоящее время хранится в Галерея Уффици , Флоренция , Италия | |
Символ | анемоны, а также салат , фенхель и другие быстрорастущие растения. |
Фестивали | Адония |
Генеалогия | |
Родители | Феникс и Алфесибея ( Гесиод ) Кинирас и Мирра ( Овидий ) |
Супруга | Афродита , Персефона |
Дети | Голгос , Берое |
Эквиваленты | |
Ханаанский эквивалент | Украшение |
Месопотамский эквивалент | Думузид |
В мифологии греческой Адонис ( древнегреческий : Ἄδωνις , латинизированный : Адонис ; финикийский : 𐤀𐤃𐤍 , латинизированный: Адон ) был смертным любовником богинь Афродиты и Персефоны . Он был известен и считался идеалом мужской красоты в классической античности .
Миф , и он умер на руках Афродиты , забодал дикий кабан гласит, что Адониса во время охоты когда она плакала. Его кровь смешалась с ее слезами и превратилась в цветок анемоны . Афродита объявила фестиваль Адония в память о его трагической смерти, который женщины отмечают каждый год в середине лета . Во время этого фестиваля греческие женщины сажали «сады Адониса» — небольшие горшки с быстрорастущими растениями, которые они ставили на крышах своих домов под палящим солнцем. Растения прорастали, но вскоре засыхали и умирали. Затем женщины оплакивали смерть Адониса, рвали на себе одежду и били себя в грудь, публично демонстрируя горе.

Греки считали, что культ Адониса имеет ближневосточное происхождение. Имя Адониса происходит от ханаанского слова, означающего «господин», и большинство современных ученых считают, что история Афродиты и Адониса происходит от левантийской версии более раннего месопотамского мифа об Инанне (Иштар) и Думузиде (Таммузе).
В конце 19-го и начале 20-го века в религиозной науке Адонис широко рассматривался как яркий пример архетипического умирающего и воскресающего бога . Его имя в наше время часто называют красивыми юношами, архетипом которых он считается.
Культ
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Поклонение Афродите и Адонису, вероятно, является греческим продолжением древнешумерского поклонения Инанне и Думузиду . [2] [3] [4] Греческое ( имя Ἄδωνις ) Адонис , Греческое произношение: [ádɔːnis] ) происходит от ханаанского слова 𐤀𐤃𐤍 ( ʼadōn ), что означает «господин». [5] [4] [6] [7] [2]
Это слово связано с Адонай ( иврит : אֲדֹנָי ), одним из титулов, используемых для обозначения Бога еврейской Библии и до сих пор используемых в иудаизме . [7] Сирийское имя Адониса — Гауас . [8]
Культ Инанны и Думузида, возможно, был привнесен в Иудейское царство во время правления царя Манассии . [9] Иезекииль 8 ( Иезекииль 8:14 ) упоминает Адониса под его более ранним восточно-семитским именем Таммуз. [10] [11] и описывает группу женщин, оплакивающих смерть Таммуза, сидящих возле северных ворот Храма в Иерусалиме . [10] [11]
Самое раннее известное греческое упоминание об Адонисе происходит из фрагмента стихотворения поэтессы Сафо Лесбосской 630 ( ок. . – ок. 570 до н. э. ) [12] в котором хор молодых девушек спрашивает Афродиту, что они могут сделать, чтобы оплакать смерть Адониса. [12] Афродита отвечает, что они должны бить себя в грудь и рвать хитоны . [12] Культ Адониса также описывается как соответствующий культу финикийского бога Ваала . [2] Как объясняет Вальтер Буркерт :
Женщины сидят у ворот и оплакивают Таммуза или возносят Ваалу благовония на крышах и сажают красивые растения. В этом и заключаются особенности легенды об Адонисе: ее празднуют на плоских крышах, на которых размещают черепки, засеянные быстро прорастающими зелеными салатами, сады Адониса... кульминация - громкое оплакивание мертвого бога. [13]
Точная дата, когда поклонение Адонису стало частью греческой культуры, до сих пор остается спорным. Вальтер Буркерт задается вопросом, не пришел ли Адонис с самого начала в Грецию вместе с Афродитой. [13] «В Греции, — заключает Буркерт, — особая функция легенды об Адонисе заключается в том, что она дает возможность безудержному выражению эмоций в строго ограниченной жизни женщин, в отличие от жесткого порядка полиса и семьи с официальными женскими праздниками в Греции. честь Деметры ». [13] Значительное влияние ближневосточной культуры на раннегреческую религию в целом и на культ Афродиты в частности. [14] в настоящее время широко признано, что оно относится к периоду ориентализации восьмого века до нашей эры. [14] когда архаичная Греция находилась на окраине Неоассирийской империи . [15]
На Кипре культ Адониса постепенно вытеснил культ Кинира . В. Аталлах предполагает, что более поздний эллинистический миф об Адонисе представляет собой слияние двух независимых традиций. [16]
Фестиваль Адонии
[ редактировать ]
Поклонение Адонису связано с праздником Адонии , который греческие женщины отмечали каждый год в середине лета. [4] [17] Фестиваль, который, очевидно, отмечался на Лесбосе уже во времена Сафо в седьмом веке до нашей эры, по-видимому, впервые стал популярным в Афинах в середине пятого века до нашей эры. [4] [5] В начале фестиваля женщины сажали «сад Адониса», небольшой сад, посаженный внутри небольшой корзины или неглубокого куска разбитой керамики, содержащий множество быстрорастущих растений, таких как салат и фенхель , или даже быстропрорастающие зерна, такие как пшеница и ячмень . [4] [18] [13] Затем женщины поднимались по лестницам на крыши своих домов, где размещали сады под жарким летним солнцем. [4] [13] Растения прорастают на солнечном свете, но быстро увядают в жару. [19] Пока они ждали, пока растения сначала прорастут, а затем завянут, женщины возжигали благовония Адонису. [13] Когда растения засыхали, женщины громко оплакивали и оплакивали смерть Адониса, рвали на себе одежду и били себя в грудь, публично демонстрируя горе. [20] [13] Женщины клали статуэтку Адониса на носилки , а затем несли ее к морю вместе со всеми увядшими растениями в виде похоронной процессии . [13] [21] Фестиваль завершился тем, что женщины выбросили в море изображение Адониса и засохшие растения. [13]
Мифология
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]Хотя Сафо не описывает миф об Адонисе, более поздние источники конкретизируют детали. [22] Согласно пересказу истории, найденному в поэме «Метаморфозы» римского поэта Овидия (43 г. до н. э. — 17/18 г. н. э.), Адонис был сыном Мирры , проклятой Афродитой с ненасытной похотью к собственному отцу, Кинирасу царю Кипр , [23] [24] [25] после того, как мать Мирры похвасталась, что ее дочь красивее богини. [23] [24] Именно своей няне Мирра, с большой неохотой, открыла свою постыдную страсть. [26] Некоторое время спустя, во время празднества в честь Деметры , кормилица обнаружила Кинира полуобмороком от вина, а матери Мирры рядом с ним не было. Таким образом, она рассказала ему о девушке, которая искренне любила его и хотела переспать с ним, дав ему вымышленное имя и просто назвав ее ровесницей Мирры. Кинирас согласился, и кормилица поспешила принести ему Мирру. Мирра вышла из комнаты отца беременной. [27] После нескольких совокуплений Цинирас узнал личность своей возлюбленной и вытащил меч, чтобы убить ее; изгнанная после того, как забеременела, Мирра превратилась в мирровое дерево, но все же родила Адониса. [28] [29] [30] По мнению классика Уильяма Ф. Хансена, история зачатия Адониса соответствует общепринятым представлениям о поле и гендере, которые преобладали в классическом мире, поскольку греки и римляне верили, что женщины, такие как мать Адониса Мирра, были менее способны контролировать свои первобытные желания и страсти, чем мужчины. [31]
Афродита и Персефона
[ редактировать ]
Афродита нашла младенца, [32] и отвел его в подземный мир, чтобы его воспитывала Персефона . [32] Она вернулась за ним, когда он вырос [32] и обнаружил, что он поразительно красив. [32] Однако Персефона тоже нашла Адониса чрезвычайно красивым. [33] и хотел сохранить Адониса [32] ибо она тоже влюбилась в него; [34] [35] [36] Зевс разрешил спор, постановив, что Адонис будет проводить одну треть года с Афродитой, одну треть с Персефоной и одну треть с тем, кого он выберет. [37] [32] Адонис выбрал Афродиту, и они постоянно оставались вместе. [32] Другая версия гласит, что обе богини получили право держать его по полгода каждая по предложению музы Каллиопы . [38] Таким образом, жизнь Адониса была разделена между Афродитой и Персефоной, одной богиней, любившей его под землей, а другой — над ней. [39] В своем комическом произведении «Диалоги богов » автор-сатирик Лукиан фигурирует Афродиту в нескольких диалогах, в одном из которых она жалуется богине луны Селене , что Эрос заставил Персефону полюбить Адониса и теперь она вынуждена делить его с собой. [40]
Смерть
[ редактировать ]Затем однажды, когда Адонис был на охоте, он был ранен кабаном и истек кровью на руках Афродиты. [32] В разных версиях истории вепрь был послан либо Аресом, который завидовал тому, что Афродита проводит так много времени с Адонисом, либо [41] Артемида, желавшая отомстить Афродите за убийство ее преданного последователя Ипполита , [41] или Аполлоном, чтобы наказать Афродиту за ослепление его сына Эриманта . [42] В этой истории также объясняется этиология ассоциаций Афродиты с определенными цветами. [41] Сообщается, что, оплакивая смерть Адониса, она заставила анемоны там, где падала его кровь. расти [32] [41] и объявил фестиваль в годовщину его смерти. [32] В одном из последних рассказов вместо этого его кровь превратилась в розы . [43]
В совершенно отличной от стандартной версии, сохранившейся в трудах грамматика Сервия пятого века нашей эры и, возможно, происходящей с острова Кипр , Адонис был вынужден влюбиться в смертную девушку по имени Эринома самой Афродитой по повелению Геры . Эринома, девственница, любимая Артемидой и Афиной , отвергла его ухаживания, поэтому Адонис украдкой прокрался в ее спальню и изнасиловал ее. Затем Адонис сбежал и ушел в пещеру, чтобы спрятаться от Зевса, который тоже любил Эриному и наверняка отомстил за насилие, совершенное против нее. Гермес , однако, заманил его хитростью, так как Арес смертельно ранил его в образе вепря. Адонис умер, но в конце концов вернулся к жизни после того, как Афродита умоляла Зевса. Эринома родила ему сына по имени Талей. [43] [44]
Другая любовь
[ редактировать ]Говорят, что Адониса любили и другие боги, такие как Аполлон , Геракл и Дионис . Его описывали как андрогинного человека - как женщина , поскольку в своей привязанности к Афродите он вел себя как мужчина, а к Аполлону . [45] «Андрогинный» здесь означает, что Адонис взял на себя пассивную «женскую» роль в своей любви к Аполлону.
О любви Геракла к Адонису вскользь упоминает Птолемей Гефестион. В тексте говорится, что из-за его любви к Адонису Афродита научила Несса кентавра ловушке , чтобы поймать его в ловушку. [46]
Другая традиция гласит, что Дионис , греческий бог вина и безумия, похитил Адониса. [47] [48]
Другие версии
[ редактировать ]В «Идиллии , жившего в начале третьего века до нашей эры 15» греческого буколического поэта Теокрита , Адонис описывается еще подростком с румянцем во время любовного романа с Афродитой, в отличие от «Метаморфоз» Овидия , в которых он изображается как вполне зрелый мужчина. [49] Псевдо-Аполлодор ( «Библиотека» , 3.182) описывает Адониса как сына Кинира из Пафоса на Кипре и Метармы . Согласно «Библиотеке » Псевдо-Аполлодора , Гесиод в неизвестном труде, который не сохранился, сделал из него сына Феникса и иначе неопознанной Алфесибеи . [50]
По одной из версий, Афродита поранилась о шип на розовом кусте. [41] и роза, которая раньше была белой, окрасилась ее кровью в красный цвет. [41] По другой версии, на том месте, где умер Адонис, вырос цветок анемоны, а там, где упали слезы Афродиты, выросла красная роза. [51] Поэт третьего века до нашей эры Евфорион Халкидский заметил в своем «Гиацинте», что «только Коцит омыл раны Адониса». [52] Согласно Лукиана » «Де Деа Сирии , [53] Каждый год во время праздника Адониса река Адонис в Ливане (теперь известная как река Авраама ) становилась красной от крови. [32]
В постклассической литературной культуре
[ редактировать ]Средневековый французский поэт Жан де Мён пересказывает историю Адониса в своем дополнении к «Роману о Розе» , написанному около 1275 года. [49] Де Мюэн морализирует эту историю, используя ее как пример того, как мужчинам следует прислушиваться к предупреждениям женщин, которых они любят. [49] В стихотворении Пьера де Ронсара «Адонис» (1563) Венера сетует на то, что Адонис не прислушался к ее предупреждению, но в конечном итоге винит себя в его смерти, заявляя: «В нужде мой совет подвел тебя». [49] Однако в том же стихотворении Венера быстро находит в качестве своего возлюбленного другого пастуха, что отражает широко распространенную средневековую веру в непостоянство и изменчивость женщин. [49]
История Венеры и Адониса из «Метаморфоз» Овидия оказала огромное влияние в елизаветинскую эпоху . [54] В Эдмунда Спенсера эпической поэме «Королева фей» (1590) гобелены, изображающие историю Адониса, украшают стены Замка Радостный. [49] Позже в стихотворении Венера берет персонаж Аморетту, чтобы вырастить ее в «Саду Адониса». [49] Изображение Овидия отчаянной любви Венеры к Адонису стало источником вдохновения для многих литературных изображений в елизаветинской литературе ухаживания как мужчин, так и женщин. [54]
Уильяма Шекспира Эротическая поэма «Венера и Адонис» (1593), пересказ ухаживания Афродиты и Адониса из «Метаморфоз» Овидия . [55] [56] была самой популярной из всех его работ, опубликованных при его жизни. [57] [58] Перед смертью Шекспира было опубликовано шесть изданий этого произведения (больше, чем любого другого его произведения). [58] и он пользовался особенно большой популярностью среди молодежи. [57] В 1605 году Ричард Барнфилд похвалил его, заявив, что стихотворение поместило имя Шекспира «в бессмертную славу Бука». [58] Несмотря на это, стихотворение получило неоднозначную оценку со стороны современных критиков. [57] Сэмюэл Тейлор Кольридж защищал его, но Сэмюэл Батлер жаловался, что ему это наскучило, а К.С. Льюис назвал попытку чтения «удушающей». [57]
История Адониса вдохновила итальянского поэта Джамбаттиста Марино на написание мифологической эпопеи «Адон» Шекспира (1623), которая превзошла по продажам «Первое фолио» . [49] Гомоэротические описания Шекспиром мужественности Адониса и красоты Венеры вдохновили французскую писательницу и драматург Рашильду (Маргерит Валлетт-Эймери) написать эротический роман « Месье Венера» (1884) о дворянке по имени Рауль де Венеранд, которая сексуально преследует молодого женоподобного мужчину по имени Жак. который работает в цветочном магазине. [59] В конечном итоге Жак застрелен на дуэли, следуя модели трагической смерти Адониса. [59]
Как умирающий и восходящий бог
[ редактировать ]
конца девятнадцатого века Шотландский антрополог сэр Джеймс Джордж Фрейзер много писал об Адонисе в своем монументальном исследовании сравнительного религиоведения « Золотая ветвь» (первое издание которого было опубликовано в 1890 году). [60] [63] так и в более поздних работах. [64] Фрейзер утверждал, что Адонис был лишь одним примером архетипа «умирающего и воскресающего бога», встречающегося во всех культурах. [61] [60] [65] В середине двадцатого века некоторые ученые начали критиковать определение «умирающего и воскресающего бога», в некоторых случаях утверждая, что такие божества, как Адонис, ранее называвшиеся «умирающими и воскресающими богами», лучше было бы называть отдельно как «умирающий и воскресающий бог». умирающие боги» и «исчезающие боги», [66] [67] утверждая, что боги, которые «умерли», не вернулись, а те, кто вернулся, никогда «по-настоящему» не умирали. [66] [67]
Библеисты Эдди и Бойд (2007) применили это обоснование к Адонису, основываясь на том факте, что его часть года, проведенная в Подземном мире с Персефоной, на самом деле не является смертью и воскресением, а просто случаем пребывания живого человека в Подземном мире. [68] Они также утверждали, что ни в каких дошедших до нас классических греческих писаниях Адонис явно не описан как воскресший из мертвых. [68] [13] хотя факт существования такой веры засвидетельствован авторами поздней античности. [68] Например, Ориген обсуждает Адониса, которого он связывает с Таммузом, в своей «Селекте к Иезекиилем» («Комментарии к Иезекиилю»), отмечая, что «говорят, что в течение длительного времени проводятся определенные обряды посвящения: во-первых, что о нем плачут , поскольку он умер; во-вторых, что они радуются за него, потому что он воскрес из мертвых ( apo nekrôn anastanti )» (ср. Ж.-П. Мине, Patrologiae Cursus Completus: Series Graeca , 13:800).
Некоторые другие ученые продолжают цитировать Адониса/Таммуза как пример умирающего и восходящего бога, предполагая, что спуск в подземный мир и возвращение из него является функциональным аналогом смерти, даже если не изображена никакая физическая причина смерти. [69] [70] [71]
- Венера и Адонис ( ок. 1595) автора Аннибале Карраччи
- Венера и Амур, оплакивающие мертвого Адониса (1656 г.), автор Корнелис Хольстейн.
- Смерть Адониса (1684–1686) Луки Джордано .
- Венера и Адонис (1792) Франсуа Лемуана
- Пробуждение Адониса (1899–1900) Джона Уильяма Уотерхауса
См. также
[ редактировать ]- Адония , праздники в честь Адониса
- Адонизм (религия)
- Афека , древнее название Афки в Ливане.
- Мирра , мать Адониса, согласно греческой мифологии.
- Пояс Адониса (анатомия)
- Адонис синий — маленькая бабочка ярко-синего цвета.
Психология:
- Мышечная дисморфия , как часть комплекса Адониса.
- Теоретизирование о мифе : юнгианская интерпретация мифа об Адонисе Р. Сигала
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Легкие 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б с Вест 1997 , с. 57.
- ^ Кереньи 1951 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кирино 2010 , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б Буркерт 1985 , стр. 176–177.
- ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Botterweck & Ringgren 1990 , стр. 59–74.
- ^ Детьен 1977 , с. 137
- ^ Прайк 2017 , с. 193.
- ^ Перейти обратно: а б Прайк 2017 , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Уорнер 2016 , с. 211.
- ^ Перейти обратно: а б с Вест 1997 , стр. 530–531.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Буркерт 1985 , с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б Буркерт 1998 , стр. 1–6.
- ^ Буркерт 1998 , стр. 1–41.
- ^ Аталлах 1966.
- ^ В. Аталлах, Адонис в греческой литературе и искусстве , Париж, 1966.
- ^ Детьен 1977 .
- ^ Кирино 2010 , стр. 97–98.
- ^ Кирино 2010 , с. 98.
- ^ Детьен 1977 , с. 12.
- ^ Кирино 2010 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Овидий , Метаморфозы 10.298–355.
- ^ Перейти обратно: а б Кереньи 1951 , с. 75.
- ^ Хансен 2004 , стр. 289.
- ^ Овидий , Метаморфозы 10.356-430.
- ^ Овидий , Метаморфозы 10.431-502.
- ^ Овидий , Метаморфозы 10.503
- ^ Кереньи 1951 , стр. 75–76.
- ^ Хансен 2004 , стр. 289–290.
- ^ Хансен 2004 , стр. 290.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Кереньи 1951 , с. 76.
- ^ Grimal, s.v. Adonis ; Bell, s.v. Aphrodite ; Tripp s.v Adonis
- ^ Греческая антология Agathias Scholasticus 5.289
- ^ Альцифрон , Письма куртизанкам 4.14.1
- ↑ Климент Александрийский , Увещевания 2.29.
- ^ Псевдо-Аполлодор , Библиотека 3.14.4
- ^ Гигин , Астрономика 2.7.4
- ^ Элиан , О животных 9.36
- ^ Лукиан , Диалоги богов Афродиты и Луны
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кирино 2010 , с. 96.
- ^ Согласно Нонну , Дионисий 42.1f. Сервий о Вергилия Эклогах x.18 ; Орфический Гимн ур.10; Птолемей Гефестион, i.306u, все отмечено Грейвсом. Аталлах (1966) не может найти какой-либо культовой или культурной связи с кабаном, в котором он видит просто героический элемент мифа .
- ^ Перейти обратно: а б Комментарий Сервия к эклогам Вергилия 10.18
- ^ Фонтенроуз 1981 , с. 171 .
- ^ Птолемей Гефестион, Новая книга истории 5 (резюме от Фотия, Myriobiblon 190).
- ^ Птолемей Гефестион, Новая книга истории 2 (резюме от Фотия, Myriobiblon 190).
- ^ Фанокл ап.
- ^ Plut. Sumpos. iv. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Халл 2010 , с. 7.
- ^ Пс.-Аполлодор, iii.14.4.1.
- ^ Роман Л. и Роман М. (2010). Энциклопедия греческой и римской мифологии. , с. 11, в Google Книгах
- ↑ мимоходом отмечено Фотием , Biblioteca 190 ( онлайн-перевод ).
- ^ Кереньи 1951 , с. 279.
- ^ Перейти обратно: а б Халл, 2010 г. , стр. 7–8.
- ^ Лакта 2017 , стр. 56–58.
- ^ Кирино 2010 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лакта 2017 , стр. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с Хискок 2017 , с. без страниц.
- ^ Перейти обратно: а б Халл 2010 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с Эрман 2012 , стр. 222–223.
- ^ Перейти обратно: а б Барстад 1984 , стр. 149.
- ^ Эдди и Бойд 2007 , стр. 142–143.
- ^ Меттингер 2004 , с. 375.
- ^ Барстад 1984 , стр. 149–150.
- ^ Эдди и Бойд 2007 , стр. 140–142.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 1987 , стр. 521–527.
- ^ Перейти обратно: а б Меттингер 2004 , с. 374.
- ^ Перейти обратно: а б с Эдди и Бойд 2007 , с. 143.
- ^ Далли 1989 .
- ^ Текущий 2012 год .
- ^ Текущий 2019 год .
Библиография
[ редактировать ]- Овидий , Метаморфозы . Перевод А.Д. Мелвилла; введение и примечания Э. Дж. Кенни. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 2008. ISBN 978-0-19-953737-2 .
- Гай Юлий Гигин , Astronomica из «Мифов о Гигине», переведенный и отредактированный Мэри Грант. Публикации Канзасского университета по гуманистическим исследованиям. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Элиан , О животных, Том III: Книги 12–17 , перевод А. Ф. Шолфилда, Классическая библиотека Леба № 449, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1959. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-99494-2 .
- Лукиан , Диалоги богов ; перевод Фаулера, Х.В. и Ф.Г. Оксфорд: Clarendon Press. 1905.
- Греческая антология . с английским переводом. В. Р. Патон. Лондон. William Heinemann Ltd., 1916 г. 1. Полный текст доступен на сайте toposttext.org .
- Барстад, Ханс М. (1984), Религиозная полемика Амоса: исследования проповеди Амоса 2, 7B-8; 4,1-13; 5,1-27; 6,4-7; 8,14 , Лейден, Нидерланды: Брилл, ISBN 9789004070172
- Белл, Роберт Э., Женщины классической мифологии: Биографический словарь , ABC-CLIO 1991, ISBN 0-87436-581-3 . Интернет-архив.
- Ботервек, Г. Йоханнес; Ринггрен, Хельмер (1990), Богословский словарь Ветхого Завета , том. VI, Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN 978-0-8028-2330-4
- Буркерт, Уолтер (1985), греческая религия , Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-36281-0
- Буркерт, Уолтер (1998) [1992], Ориентализующая революция: влияние Ближнего Востока на греческую культуру в эпоху ранней архаики , издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0674643642
- Корренте, Паола (2012), Дионизо и умирающие боги: методологические параллели , Мадридский университет Комплутенсе.
- Корренте, Паола (2019), Филология и сравнительное исследование мифов , Проект религиоведения
- Сирино, Моника С. (2010), Афродита , боги и герои древнего мира, Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Routledge, ISBN 978-0-415-77523-6
- Детьен, Марсель (1977). «Введение Ж.-П. Вернана». Сады Адониса: специи в греческой мифологии . Перевод Ллойда, Джанет. Нью-Джерси: Гуманитарная пресса. стр. XII.
- Дэлли, Стефани (1989), Мифы Месопотамии: Сотворение мира, Потоп, Гильгамеш и другие , Оксфорд, Англия: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-283589-5
- Эдди, Пол Роудс; Бойд, Грегори А. (2007), Легенда об Иисусе: аргументы в пользу исторической достоверности синоптической традиции Иисуса , Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic, ISBN 978-0801031144
- Эрман, Барт Д. (2012), Существовал ли Иисус?: Исторический аргумент в пользу Иисуса из Назарета , Нью-Йорк, Нью-Йорк: HarperCollins, ISBN 978-0-06-220644-2
- Фонтенроуз, Джозеф Эдди (1981). Орион: Миф об охотнике и охотнице . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-09632-0 .
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996, ISBN 978-0-631-20102-1 .
- Хансен, Уильям Ф. (2004), Классическая мифология: Путеводитель по мифическому миру греков и римлян , Оксфорд, Англия: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-530035-2
- Хискок, Эндрю (2017), «Предположим, ты защитишь меня от того, что было в прошлом»: «Венера и Адонис» Шекспира , «Похищение Лукреции и тяга к древней памяти», в Хискоке, Эндрю; Уайлдер, Лина Перкинс (ред.), Справочник Рутледжа по Шекспиру и памяти , Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Routledge, ISBN 978-1-315-74594-7
- Халл, Элизабет М. (2010), «Адонис», в Графтоне, Энтони ; Мост, Гленн В .; Сеттис, Сальваторе (ред.), Классическая традиция , Кембридж, Массачусетс и Лондон, Англия: The Belknap Press of Harvard University Press, стр. 7–8, ISBN 978-0-674-03572-0
- Лакта, Питер (2017), « Все Адонисы должны умереть»: Шекспировская Венера и Адонис и эпизодическое воображаемое», в Марраподи, Мишель (редактор), «Шекспир и визуальные искусства: итальянское влияние» , Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Рутледж, ISBN 978-1-315-21225-8
- Меттингер, Трюггве Н.Д. (2004), «Умирающий и восходящий Бог»: обзор исследований от Фрейзера до наших дней» , в Батто, Бернард Ф.; Робертс, Кэтрин Л. (ред.), Давид и Сион: библейские исследования в честь Дж. Дж. М. Робертса , Вайнона Лейк, Индиана: Eisenbrauns, ISBN 1-57506-092-2
- Смит, Джонатан З. (1987), «Умирающие и восстающие боги», в Элиаде, Мирча (ред.), Энциклопедия религии , том. IV, Лондон, Англия: Макмиллан, стр. 521–527, ISBN. 0029097002
- Кереньи, Карл (1951), Боги греков , Лондон, Англия: Темза и Гудзон, ISBN 0-500-27048-1
- Лунг, Тан (2014), «Брак Инанны и Думузи» , Энциклопедия всемирной истории
- Махони, Патрик Дж. Анализ мастерства Шелли в Адонаисе . Университет Райса, 1964 год.
- О'Брайан, Патрик. «Капитан почты». Серия Обри/Мэтьюрин. WW Нортон, стр. 198. 1994.
- Тиолле, Жан-Пьер , 2005. Меня зовут Библос , H&D, с. 71-80.
- Прайк, Луиза М. (2017), Иштар , Нью-Йорк и Лондон: Routledge, ISBN 978-1-138--86073-5
- Трипп, Эдвард, Справочник Кроуэлла по классической мифологии , Thomas Y. Crowell Co; Первое издание (июнь 1970 г.). ISBN 069022608X .
- Уорнер, Марина (2016) [1976], Один из всего ее пола: миф и культ Девы Марии , Оксфорд, Англия: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-963994-6
- Уэст, М.Л. (1997), Восточная грань Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах , Оксфорд, Англия: Clarendon Press, стр. 57, ISBN 0-19-815221-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Адонисом, на Викискладе?
- Адонис
- Боги природы
- Боги красоты
- Греческие боги
- Эллинистические азиатские божества
- Боги жизни-смерти-возрождения
- Супруги Афродиты
- Супруги Диониса
- Смерти из-за нападения кабана
- Деяния Ареса
- ЛГБТ-темы в греческой мифологии
- Мужчины-любовники Аполлона
- Мужчины-любовники Геракла
- Метаморфозы персонажей
- Метаморфозы в цветы в греческой мифологии
- Деяния Аполлона
- Дела Зевса
- Греко-римские мистерии
- Меркурианские божества
- Левантийская мифология
- Финикийская мифология
- Дела Афродиты
- Кипрская мифология
- Убитые божества
- Архетипические имена
- Бессмертие
- Андрогинные и гермафродитные божества